Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 02 Июл 2016, 19:24 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| В далеком Харбине…
О позабытой ныне певице Марии Александровне Садовской (1897, по другим данным, 1898–?)
На просторах Интернета встретился глас вопиющего в пустыне: «Мария Александровна Садовская - популярная исполнительница русских, цыганских песен и романсов в 1920-30 годах прошлого века из Харбина. Записи ее исполнения безуспешно разыскиваются уже не один десяток лет. Если есть возможность - помогите. С уважением...»
Да, сейчас это имя известно только коллекционерам, а когда‑то!.. Мария Садовская, обладательница лирико‑колоратурного сопрано, исполняла не только песни и романсы, прежде всего она была оперной певицей, состояла в списках артистов государственных театров. Сценическим псевдонимом не пользовалась, при такой красивой «театральной» фамилии он не требовался.
Мария Александровна появилась на свет в Москве. Информация о ее родителях скудная, но при этом полна загадок и противоречий. Согласно автобиографии, собственноручно написанной ею в 1935 году в Харбине, столице русской эмиграции в Китае, она - «урожденная Садовская, родилась в семье Талызина А.А.». Сразу возникают вопросы и предположения. Почему семья А.А. Талызина? Возможно, девичья фамилия матери - именно Талызина и после некоей личной драмы (внебрачная беременность) она просто вернулась в родовое гнездо? Или А.А. Талызин стал отчимом Марии? Однако эти предположения - «родом» из нашего XXI века, а в конце века XIX могли быть совсем другие ситуации. О матери данных нет - ни одного слова, отец же, как пишет Мария, был управляющим морозовского (С.И. Морозова) имения до 1918 года. Кого называет Мария Александровна отцом - родного отца Садовского или предполагаемого отчима Талызина, - неизвестно. Какой Морозов скрывается под инициалами «С.И.» и нет ли ошибки в инициалах, тоже неизвестно.
Это еще не все загадки. Гражданским мужем Марии Александровны стал... Талызин Михаил Архипович. Если считать А.А. Талызина отчимом Марии Садовской, то М.А. Талызин мог быть ей сводным братом и другом детства. Но позже выяснилось, что Михаил Архипович родился и до 1911 года учился в Красноярске, затем поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Совсем интересно, что впоследствии он фигурирует под двойной фамилией - иногда Суганов-Талызин, иногда Талызин-Суганов. Возможно, он родился Сугановым, а псевдонимом взял известную фамилию Талызин, к которой имела причастность его гражданская жена... Однако не станем здесь разгадывать загадку, а вернемся к нашей героине.
В 1903 году шестилетнюю Марию отдают в московский Петро-Павловский институт, где она училась и воспитывалась до 1917 года. Вероятно, природные вокальные данные и талант воспитанницы заметили вовремя, и уже с 1914 года Мария берет уроки пения у артистки Большого театра Е.Г. Азерской, затем у профессора Московской филармонии г‑на Мазетти. Оба педагога были профессионалами высочайшего класса, самыми известными и опытными на тот момент в Москве.
Е Г. Азерская — Кармен
Умберто Августович Мазетти
Елизавета Григорьевна Азерская (1868-1946), меццо‑сопрано, с 1897 пела в Большом театре, обладала сильным голосом обширного диапазона и звучного тембра. Репертуар Азерской включал ведущие партии в операх русских и западноевропейских композиторов. Лучшая ее партия - Кармен.
Природные данные и подготовка у этих педагогов позволили Марии Садовской поступить в Московскую филармонию и успешно пройти Всероссийский конкурс певцов художественной оперы и оперетты, устроенный К.С.Станиславским. Творческая деятельность молодой оперной певицы началась в 1916 году в московском Народном доме имени наследника цесаревича Алексея Николаевича. Затем были выступления в Санкт-Петербургском Народном доме имени императора Николая II, в Волковском и многих других театрах. Революция застала певицу в турне по Финляндии и Прибалтике.
После революции Садовская продолжала выступать на оперной сцене, затем перешла на исполнение романсов и народных песен. Выступала до 1921 года в Харькове, в 1922—1923 годах в Москве, в 1924 году во Владивостоке. Тогда же совершались гастрольные поездки по России: Ярославль, Рыбинск, Тверь и другие города.
В 1925 году Мария с группой артистов отправилась на гастроли в Харбин, где приняла статус эмигрантки, отказавшись возвращаться в СССР. В Харбине певица, известная как исполнительница «песен настроения», с успехом выступала в зале Желсоба (здание железнодорожного собрания при КВЖД) на 1200 мест, в роскошном кабаре «Фантазия» и в кинотеатре «Модерн».
Гастрольные концерты Марии Садовской проходили на станциях КВЖД, в китайских городах Шанхай, Тяньцзин, Дайрен, в Японии. Она записывалась на пластинки фирмы Columbia Records. 11 ноября 1943 года в «Модерне» прошёл вечер, посвященный 25-летию творческой деятельности М.А.Садовской. В 1945 году выехала в Японию, где умерла и похоронена в середине 1950-х годах.
Наталья Адольфовна Дорофеева, Московский журнал
http://www.mosjour.ru/index.php?id=966 http://kkre-41.narod.ru/sadovskaya.htm
Бубенцы
Дни за днями
Не надо встреч
Хочу в Москву
Часы считать
Эх, душа моя
|
|
| |