[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » МАРИЯ САДОВСКАЯ
МАРИЯ САДОВСКАЯ
Валентина_КочероваДата: Суббота, 02 Июл 2016, 19:24 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6950
Статус: Offline
В далеком Харбине…

О позабытой ныне певице Марии Александровне Садовской (1897, по другим данным, 1898–?)



На просторах Интернета встретился глас вопиющего в пустыне: «Ма­рия Александ­ровна Садовская - популярная исполнительница русских, цыганских песен и романсов в 1920-30 годах прошлого века из Харбина. Записи ее исполнения безуспешно разыскиваются уже не один десяток лет. Если есть возможность - помогите. С уважением...»

Да, сейчас это имя известно только коллекционерам, а когда‑то!.. Мария Садовская, обладательница лирико‑колоратурного сопрано, исполняла не только песни и романсы, прежде всего она была оперной певицей, состояла в списках артистов государственных театров. Сценическим псевдонимом не пользовалась, при такой красивой «театральной» фамилии он не требовался.

Мария Александровна появилась на свет в Москве. Информация о ее родителях скудная, но при этом полна загадок и противоречий. Согласно автобиографии, собственноручно написанной ею в 1935 году в Харбине, столице русской эмиграции в Китае, она - «урожденная Садовская, родилась в семье Талызина А.А.». Сразу возникают вопросы и предположения. Почему семья А.А. Талызина? Возможно, девичья фамилия матери - именно Талызина и после некоей личной драмы (внебрачная беременность) она просто вернулась в родовое гнездо? Или А.А. Талызин стал отчимом Марии? Однако эти предположения - «родом» из нашего XXI века, а в конце века XIX могли быть совсем другие ситуации. О матери данных нет - ни одного слова, отец же, как пишет Мария, был управляющим морозовского (С.И. Морозова) имения до 1918 года. Кого называет Мария Александ­ровна отцом - родного отца Садовского или предполагаемого отчима Талызина, - неизвестно. Какой Морозов скрывается под инициалами «С.И.» и нет ли ошибки в инициалах, тоже неизвестно.

Это еще не все загадки. Гражданским мужем Марии Александровны стал... Талызин Михаил Архипович. Если считать А.А. Талызина отчимом Марии Садовской, то М.А. Талызин мог быть ей сводным братом и другом детства. Но позже выяснилось, что Михаил Архипович родился и до 1911 года учился в Красноярске, затем поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Совсем интересно, что впоследствии он фигурирует под двойной фамилией - иногда Суганов-Талызин, иногда Талызин-Суганов. Возможно, он родился Сугановым, а псевдонимом взял известную фамилию Талызин, к которой имела причастность его гражданская жена... Однако не станем здесь разгадывать загадку, а вернемся к нашей героине.

В 1903 году шестилетнюю Марию отдают в московский Петро-Павловский институт, где она училась и воспитывалась до 1917 года. Вероятно, природные вокальные данные и талант воспитанницы заметили вовремя, и уже с 1914 года Мария берет уроки пения у артистки Большого театра Е.Г. Азерской, затем у профессора Московской филармонии г‑на Мазетти. Оба педагога были профессионалами высочайшего класса, самыми известными и опытными на тот момент в Москве.


Е Г. Азерская — Кармен


Умберто Августович Мазетти

Елизавета Григорьевна Азерская (1868-1946), меццо‑сопрано, с 1897 пела в Большом театре, обладала сильным голосом обширного диапазона и звучного тембра. Репертуар Азерской включал ведущие партии в операх русских и западноевропейских композиторов. Лучшая ее партия - Кармен.

Природные данные и подготовка у этих педагогов позволили Марии Садовской поступить в Московскую филармонию и успешно пройти Всероссийский конкурс певцов художественной оперы и оперетты, устроенный К.С.Станиславским.
Творческая деятельность молодой оперной певицы началась в 1916 году в московском Народном доме имени наследника цесаревича Алексея Николаевича.
Затем были выступления в Санкт-Петербургском Народном доме имени императора Николая II, в Волковском и многих других театрах.
Революция застала певицу в турне по Финляндии и Прибалтике.

После революции Садовская продолжала выступать на оперной сцене, затем перешла на исполнение романсов и народных песен. Выступала до 1921 года в Харькове, в 1922—1923 годах в Москве, в 1924 году во Владивостоке. Тогда же совершались гастрольные поездки по России: Ярославль, Рыбинск, Тверь и другие города.

В 1925 году Мария с группой артистов отправилась на гастроли в Харбин, где приняла статус эмигрантки, отказавшись возвращаться в СССР.
В Харбине певица, известная как исполнительница «песен настроения», с успехом выступала в зале Желсоба (здание железнодорожного собрания при КВЖД) на 1200 мест, в роскошном кабаре «Фантазия» и в кинотеатре «Модерн».

Гастрольные концерты Марии Садовской проходили на станциях КВЖД, в китайских городах Шанхай, Тяньцзин, Дайрен, в Японии. Она записывалась на пластинки фирмы Columbia Records.
11 ноября 1943 года в «Модерне» прошёл вечер, посвященный 25-летию творческой деятельности М.А.Садовской.
В 1945 году выехала в Японию, где умерла и похоронена в середине 1950-х годах.

Наталья Адольфовна Дорофеева, Московский журнал

http://www.mosjour.ru/index.php?id=966
http://kkre-41.narod.ru/sadovskaya.htm

Бубенцы



Дни за днями



Не надо встреч



Хочу в Москву



Часы считать



Эх, душа моя

Прикрепления: 3639398.jpg (5.9 Kb) · 3199855.jpg (8.8 Kb) · 9911028.jpg (8.6 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » МАРИЯ САДОВСКАЯ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: