Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » НОВЕЛЛА МАТВЕЕВА
НОВЕЛЛА МАТВЕЕВА
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 11 Сен 2016, 13:12 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5329
Статус: Offline
НОВЕЛЛА МАТВЕЕВА



Русский поэт, прозаик, бард, драматург, литературовед. С конца 1950-х Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре.Она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку и исполнявших их под гитару.

Родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе Ленинградской области. Отец - Матвеев-Бодрый Николай Николаевич, был историком-краеведом Дальнего Востока, действительным членом Всесоюзного географического общества.

http://alya-aleksej.narod.ru/index/0-138


Новелла с отцом Н.Н. Матвеевым-Бодрым. Конец 1930-х гг.

Мать - Матвеева-Орленева Надежда Тимофеевна, поэтесса


1960-е гг.

С 1950 по 1957 год Новелла Матвеева работала в детском доме в Щелковском районе Московской области.
Писать она стала под влиянием матери. Надежда Тимофеевна была личностью незаурядной во многих отношениях, человеком громадный культуры и большого артистизма. Она сильно любила поэзию, отлично читала вирши. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации впервой Новелла услышала вирши Пушкина. В доме Матвеевых не постоянно было радио, тем не менее благодаря матери музыка звучала непрерывно. У нее был романсовый звонкий звук. Она пела цыганские, русские и итальянские песни.

Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего Востока: ее дедушка Николай Петрович Матвеев-Амурский, был поэтом и автором первой "Истории города Владивостока".


Книга Н.Матвеева-Амурского. Москва, 1904.

Ее мамаша, меньшой брат Роальд Николаевич, ее дядя Венедикт Николаевич, благоверный - также поэты...

Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила ещё ребенком, во время войны. Это было в Монинском госпитале, где она лечилась от острого авитаминоза, подействовавшего ей на глаза. Она показала вирши отцу, тот, что работал там же, в госпитале, политруком. В детстве же пыталась выдумывать музыку на свои вирши, а ещё на вирши А.Гладкова, В.Агнивцева, У.Шекспира, М Лермонтова, А.Фета...

Первой ее публикацией в 1957 году стала пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". Вскоре последовали публикации стихов в газете "Советская Чукотка" (1958) и журнале "Енисей". С 1959 года ее вирши стали постоянно печататься в центральных газетах и журналах. В продвижении первых больших подборок стихов Матвеевой помогли поэты Игорь Грудев и Давид Кугультинов, а ещё работники ЦК комсомола Виктор Бушин и Лен Карпинский.


Второй поэтический сборник. 1961.

Далее в судьбе поэтессы принимали участие С Маршак, К.Чуковский, М.Атабекян, В.Чивилихин, Н.Старшинов, Б.Слуцкий, Ю.Воронов. Корней Иванович, когда ему прочитали "Солнечного зайчика", более того прыгал от радости посредством стул.

У Новеллы Матвеевой - счастливая творческая фатум. Ее своевременно отметили и разом полюбили. Девушка из глубинке с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а потом и всю страну. Ее песни, зазвучавшие на любительских магнитофонах, достаточно скоро воплотились в пластинку "Песни" (М.: Мелодия, 1966). То была первая бардовская пластинка в Советском Союзе, в дальнейшем неоднократно выпускавшаяся, но так и оставшаяся раритетом.

С 1972 года Новелла Матвеева стала выдумывать песни кроме того и на вирши поэта Ивана Киуру.


Молодожёны. Н.Матвеева и И.Киуру. Фото А.Матрёнина. 1963.

Наиболее известными и популярными песнями Новеллы Матвеевой стали: "Песня погонщика мула" ("Ах, как длительно, длительно едем..."), "Ветер" ("Какой крупный ветер..."), "Водосточные трубы" ("Дождь, дождина вечерний..."), "Девушка из харчевни" ("Любви моей ты боялся бессмысленно..."), "Окраина" ("Летняя темное время суток была..."), "Капитаны без усов" ("Вот передо мною море голубое..."), "Страна Дельфиния" ("Набегают волны синие..."), "Фокусник" ("Ах ты, фокусник..."), "Цыганка" ("Развеселые цыгане по Молдавии гуляли..."), "Шарманщик" ("На землю падал снег...") и др.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором. В 1961 году ее приняли в Союз писателей СССР.

В поэзии Новеллы Матвеевой преобладало лирико-романтическое начало. Она отражала высокие гуманистические чувства человека, его мечты и фантазии, окружающий его красочный мир природы. Много писала она и для детей. Кроме того, Матвеева занималась переводами, писала пародии и эпиграммы, выступала со статьями по вопросам литературы и искусства.

Ее перу принадлежит больше 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван" (2000), "Жасмин" (2001).

Как автор-исполнитель Н.Матвеева записала пластинки: "Песни" (Мелодия, 1967), "Стихи и песни" (Мелодия, 1966), "Дорога - мой дом" (Мелодия, 1982), "Музыка света" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), "Баллады" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), "Мой вороненок" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), "Рыжая девочка" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)



и компакт-диски "Какой немалый ветер" (ASP, 1997), "Девушка из харчевни" (ASP, 1997), "Новелла Матвеева" (Moroz Records, 1999), "Лучшие песни" (Московские окна, 2000), "Отчаянная Мэри", "Трактир "Четвереньки".

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н.Матвеевой "Предсказание Эгля" - свободная выдумка по мотивам А Грина, содержащая 33 ее авторские песни.

Перу Матвеевой принадлежат сотни публикаций в периодической печати. Ее творчеству посвящено больше сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов. Среди их авторов Е.Евтушенко, Л.Аннинский, Е.Винокуров, З.Паперный, В.Лакшин, С. Маршак, Б.Окуджава, Е.Камбурова, Д.Гранин, Я.Смеляков, Б.Слуцкий, В.Берестов и др.

Личные невзгоды, встречавшееся подчас непонимание некоторых критиков, искусствоведов, редакторов и издателей не сломили волю Новеллы Николаевны. Она продолжала активно трудиться на веселье многочисленных поклонников ее творчества.

В 1998 году Н.Н. Матвеева удостоена звания лауреата Пушкинской премии в области поэзии.
В 2002 году Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

В последнее время она работала над своими переводами сонетов Шекспира.
Скончалась в Москве 4 сентября на 82-м году жизни.

http://значение-имен.рф/известные-люди/новелла-матвеева
http://detectivebooks.ru/book/32835936/?page=87
Прикрепления: 6604791.jpg(28Kb) · 0068648.jpg(29Kb) · 4965071.jpg(25Kb) · 7491824.jpg(22Kb) · 7249247.jpg(20Kb) · 5715572.jpg(24Kb) · 3357815.jpg(18Kb) · 4532631.jpg(35Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 11 Сен 2016, 14:08 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5329
Статус: Offline
Прощание с Новеллой Матвеевой состоится 13 сентября



Поэтесса, бард, драматург и литературовед Новелла Матвеева скончалась на 82-м году жизни. Об этом ТАСС сообщил в понедельник, 5 сентября, заместитель главного редактора «Литературной газеты» Леонид Колпаков.

«Это произошло вчера на ее даче недалеко от Химок», — уточнил он.

Траурная церемония пройдет в в Храме Космы и Дамиана в Шубине.

Поклонники, коллеги и друзья простятся с поэтессой Новеллой Матвеевой во вторник, 13 сентября.
Сначала прощание пройдет в храме, который расположен в Столешниковом переулке, затем в Малом зале Центрального дома литераторов на Большой Никитской.

http://www.vm.ru/news....01.html

http://www.zakon.kz/4815435-umerla-pojetessa-novella-matveeva.html

Прикрепления: 9261518.jpg(26Kb) · 7562239.gif(153Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 11 Сен 2016, 14:21 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5329
Статус: Offline
Анатолий Гладилин: Новелла Матвеева, 1959 г.

СОВЕТСКАЯ СКАЗКА



Первая новелла, как и положено по жанру, посвящена Новелле. Новелле Матвеевой. Время действия — короткий период, когда я работал в «Комсомольской правде», конец 59-го — начало 60-го года.

...Вдруг вызывают весь отдел литературы и искусства к главному редактору и говорят: «Для вас есть срочное задание. Лен Карпинский требует, чтобы нашли замечательную, как он считает, поэтессу. Случайно в ЦК комсомола попали ее стихи. Секретарь ЦК не поленился, прочел. Дело за вами. Действуйте». И уже не таким директивным тоном: мол, загвоздка в том, что имя поэтессы известно, а фамилия на рукописи смазана: Матвеевская, Матвеева или еще какой-то вариант от Матвея. И адреса нет. Карпинскому сказали, что она живет где-то в районе Монина. Но точной уверенности нет. Может, в другом районе Подмосковья. Итак, кто едет на поиски?

Ну, естественно, вызываюсь я, как самый авантюрный товарищ, и зав. отделом Толя Елкин. Всё. Остальные очень загружены работой. Правда, в коридоре, узнав, куда, вернее, в какое никуда мы едем, к нам присоединился зав. отделом науки, уже тогда легендарный человек в «Комсомолке», Миша... Внешне я его хорошо помню -- большой, толстый, легкий на подъем. А фамилию забыл. Мог бы спросить у моего старого приятеля Ярослава Голованова, который работал у Миши литсотрудником, но его тоже давно нет в живых... Помню, однако, что без Мишиной хватки и предприимчивости мы бы с этим делом не справились.

Короче, дали нам машину, и мы поехали в районный центр Монино. Миша командует шоферу: «В райком партии». Оказывается, он еще из редакции позвонил первому секретарю райкома. Пока мы сидели у первого секретаря и беседовали о высоких материях (с первым секретарем только про это и можно), ему на стол кладут бумажку. Он ее прочел и говорит: «Если бы не редкое имя Новелла, то и милиция ничего бы не смогла. Они ничего не гарантируют, но попробуйте походить по улицам вот этих трех поселков».

Мы поехали в ближний, ходим по улицам, спрашиваем. Без результата. Поехали в следующий, он недалеко (все-таки наводка была неплохая). Мальчишки на снегу у школы играют в футбол. Мы остановили их игру и спрашиваем: «Случайно не знаете вот такой девушки, ее зовут Новелла Матвеевская или Матвеева?» Они хором закричали: «А, цыганка, цыганка, вон там она!»

Мы зашли в здание барачного типа, постучали в дверь, которую мальчишки нам указали. Тишина. Потом тонкий женский голос: «Входите, дверь не заперта». Мы зашли и застыли. От удивления и потому что негде было повернуться. Это была не квартира и даже не комната, а какое-то складское помещение размером с московскую малогабаритную кухню. На склад похоже, потому что забито какими-то тюфяками. При слабом дневном свете из крошечного окошка мы не сразу различили контуры женщины, которая лежала в пальто на матраце, поверх этих тюфяков. В комнате было холодно, как на улице. Когда мои глаза привыкли к полумраку, я увидел на полу ведро воды (вода подернута пленкой льда), деревянный столик, а на нем чайник и электроплитку. С потолка свисала лампочка без абажура. Но она не горела. Хозяева явно экономили электричество.

Мы спросили: «Вы Новелла Матвеева?»«Да», — ответила тонким голосом женщина неопределенных лет. «Вы писали стихи?» «Да, я пишу стихи». Мы говорим: «Мы из „Комсомольской правды", собирайтесь, поехали к нам в редакцию». Мы сразу поняли, что ее надо перво-наперво увозить из этой ледяной берлоги. Женщина неопределенных лет, в пальто, закутанная в платки, поднялась, щелкнула выключателем. И при свете оказалась совсем молодой девушкой, правда, лицо бледное, опухшее. Она сказала: «Только я записку маме напишу. А вы меня обратно привезете?»«Конечно, привезем. Но возьмите с собой ваши стихи». Она вытащила из-под тюфяков толстую тетрадку: «Мои стихи всегда при мне». Новелла, видимо, никогда не ездила в машине, ее укачивало. Несколько раз мы останавливались, выводили Новеллу на снег. Ее выворачивало... Тем не менее до «Комсомольской правды» мы ее довезли.

В газете на пятом или шестом этаже была специальная квартира для собкоров или важных иногородних гостей. Туда Новеллу и поселили. Наши девки (так мы любя называли наших журналисток, секретарш, машинисток — все-таки в «Комсомолке» работали в основном молодые женщины) тут же взяли над Новеллой шефство — кормили ее, обхаживали, привели врача. Мы тем временем заставили машбюро срочно распечатать всю ее тетрадь и уже потом, обложившись машинописными листками, резали их и клеили. Стихов у Новеллы было много, но почти в каждом соседствовали замечательные строчки и откровенная графомания. Графоманию мы с Елкиным жестоко вырезали, монтировали хорошие куски и стихи подбирали так, чтоб всего было в меру — лирики, природы, исторических экскурсов, — словом, делали все, чтоб подборка хоть как-то соответствовала профилю «Комсомольской правды». Елкин лучше меня понимал, что указание Карпинского — большой козырь, но ведь всегда найдутся охотники угробить стихи Матвеевой за безыдейность и ущербность.

Елкин сочинил Новелле соответствующую биографию. Нельзя было писать, что Новелла — домработница в семье военного, что у нее нет даже четырехлетнего образования (нонсенс при обязательной восьмилетней школе!). У Елкина Матвеева работала в колхозе пастушкой, школу оставила по болезни, но читала много книг, а уроки на дому ей давала мама, сама школьная учительница (что абсолютно соответствовало истине).

Краткое отступление, совсем не лирическое. Через полгода Толя Елкин разнес меня в пух и прах за «Песни золотого прииска». И на других хороших писателей он насочинял пакостные рецензии. Репутация Елкина в литературном мире была ужасающей. Тем не менее у нас с ним сохранились ровные отношения. И определялись они не количеством вместе выпитого. Просто я знал, что Елкин — добрый бесхребетный человек и, если его выгонят из газеты, он сопьется и пропадет. Поэтому он держался за службу зубами. Ему приказывали ругать — он ругал. Ему приказывали хвалить — он хвалил, причем с удовольствием. Вот для Новеллы Матвеевой он сделал благо, постарался от всей души. Много подобных елкиных работало тогда в журналистике и в литературе. Время было такое.

Вернемся в декабрь 1959 года. В какой-то день появилась «Комсомольская правда», где одна страница была посвящена Новелле Матвеевой. Целая полоса стихов с краткой редакционной врезкой! Редчайшее событие в газетной практике.

Что это означало? Во-первых, Новелле заплатили по максимуму. Для нее и мамы — огромные деньги. (Во второй раз, когда я приехал за Новеллой, она мне показала бумагу, где было аккуратно перечислено, как и на что они потратили деньги. Лишь на самое необходимое. Без всяких глупостей. Я сказал: «Новелла, уберите бумагу. Я не фининспектор, чтоб вас проверять. Это ваши деньги».)

Во-вторых, нужный общественный резонанс. Девушка-пастушка, то есть из народных низов, пишет стихи. И какие! Агитпроп поддержал инициативу газеты и дал команду: повторить! Я привез Новеллу в редакцию, и уже редактированием ее стихов занимались в кабинете главного. Без меня.

После второй публикации судьба Новеллы была решена. Ее зачислили в Литинститут без всяких экзаменов, закрыв глаза на отсутствие аттестата зрелости (для тех, кто не знает: документа, подтверждающего завершение образования в школе-десятилетке). И конечно, ей предоставили комнату в общежитии института. Остальное известно.

Песни Новеллы Матвеевой завоевали популярность. А мне чисто по-человечески интересно: помнит ли Новелла тот сумрачный зимний день, когда в ее промозглую конуру ввалились трое незнакомых мужиков и сказали: «Мы из „Комсомольской правды". Едем».

Настоящая советская сказка. Красивее не бывает.

http://www.ksp-msk.ru/page_759.html
Прикрепления: 7097915.jpg(13Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 11 Сен 2016, 14:39 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5329
Статус: Offline
07.10.2004. Российская газета

Муза по имени Репка

https://rg.ru/2004/10/07/matveeva.html

"Литературная Россия", 2005.

Новелла Матвеева: "Верить в то, что в России будет лучше - это наша обязанность"

http://samlib.ru/b/basha_w_w/novella.shtml

17.12.2008.

Виолетта Баша: МОЕ ИНТЕРВЬЮ С НОВЕЛЛОЙ МАТВЕЕВОЙ

http://www.chitalnya.ru/work/57547/

Газете «1 сентября», 2011. Дмитрий Шеваров.

«Свет падает, откуда хочет…»

https://godliteratury.ru/public-post/svet-padaet-otkuda-khochet
 
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 11 Сен 2016, 15:03 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5329
Статус: Offline


Любви моей ты боялся зря



Шарманщик



Развеселые цыгане



Караван



Письмо к любимой



Золушка



Кружатся листья



Сад волшебный



Я леплю из пластилина

Прикрепления: 7137772.jpg(24Kb)
 
Ольга_МДата: Вторник, 13 Сен 2016, 18:47 | Сообщение # 6
Завсегдатай
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Offline
Спасибо, Валентина.
Светлая память!

Добавлю еще несколько ссылок на Дмитрия Львовича. Он ведь был ее учеником. Верным и преданным, до последних дней.

Д. Быков. Из сборника «Календарь. Разговоры о главном», 2010 год
http://omiliya.org/article/chisteishii-obrazets-dmitrii-bykov

"Новая газета", №99, 7 сентября 2016 года
http://www.novayagazeta.ru/arts/74460.html?print=1

Мини-лекция "Эхо Москвы", 8 сентября 2016 года
https://yadi.sk/d/uVHobD30uvAwY

Еще немного песен:

Рыбачка


Какой большой ветер. Две очень разные трактовки песни, но обе совершенно замечательные





Ах, какая песня...



Сообщение отредактировал Ольга_М - Вторник, 13 Сен 2016, 01:36
 
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » НОВЕЛЛА МАТВЕЕВА
Страница 1 из 11
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2017
Сайт управляется системой uCoz