Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 11 Май 2011, 13:40 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
|
http://www.youtube.com/watch?v....s_video
Георгий Павлович Виноградов родился 16 ноября 1908 года в городе Казани – популярный певец, лирический тенор. В детстве он пел в церковном хоре. В последующие годы, окончив телеграфно-эксплутационные курсы, работал телеграфистом на станции Казань, учился на рабфаке связи и параллельно посещал занятия в Восточном музыкальном техникуме по классу скрипки, альта, педагог народный артист СССР А.А.Литвинов. В 1932 году Георгий поступил в Московскую Военную академию связи им.Подбельского, где выступал на вечерах художественной самодеятельности, исполнял арии и романсы. В конце учёбы, после знакомства с профессором консерватории Н.Г.Райским, все свои последующие годы Георгий посвящает себя служению Музе искусства. Он поступает учиться в Татарскую оперную студию при Московской консерватории у педагога М.Л.Львова, который сыграл большую роль в подготовке певца к предстоящему конкурсу вокалистов. В 1937 году молодой певец работает солистом во Всесоюзном радиокомитете. В январе 1939 года Георгий одержал победу на I Всесоюзном конкурсе вокалистов. Композитор Вано Мурадели отмечал об участнике конкурса Георгии Виноградове: «Этот молодой певец наделён многими прекрасными качествами. Прежде всего – это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы и никогда не пытающий перейти пределы своих возможностей». В этом же году он работает солистом в Государственном джазе СССР, музыкальный руководитель Матвей Блантер, в последующем популярный советский композитор. В исполнении певца звучали романсы, классические, лирические, танцевальные песни. Звёздную славу и популярность Георгию Виноградову приносят песни «Люблю» и «Счастье моё» записанные на грампластинку. Певец готовит вместе с гитаристом с Николаем Кручининым свою сольную концертную программу, выступает во многих концертах. В начале Великой Отечественной войны он с концертными бригадами выезжал на Западный и другие фронты, выступал перед военными. Также певец принимал участие в концерте и в блокадном Ленинграде. С 1941 по 1943 годы он работал в отдельном Образцово-показательном оркестре Наркомата обороны под руководством Семёна Чернецкого. В последующем по 1951 год Георгий Виноградов выступал в Ансамбле песни и пляски Советской Армии. Гастроли коллектива прошли по многим городам нашей страны также и за рубежом в странах Европы и Азии. В 1949 году Георгию Виноградову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. Сольные выступления певца прошли в Финляндии, Чехословакии, Германии. Творчеству популярного артиста уделили внимание и звукозаписывающие студии, выпустив сотни его грампластинок. В 1951 – 1963 годы певец работал во Всероссийском гастрольно-концертном объединении. В его репертуаре звучали произведения многих советских и зарубежных авторов. В своем сценическом творчестве он пел в дуэте с артистами: Андреем Ивановым, Даниилом Демьяновым, Верой Львовой, Петром Киричеком, Ниной Александрийской, Георгием Абрамовым, Марией Шапошниковой, Владимиром Захаровым, Иваном Скобцовым, Олегом Разумовским, Максимом Михайловым и другими. В 1956 году на авторский диск-гигант была записана песня композитора Никиты Богословского «Звезда моих полей» на слова поэтов Людмилы Давидович и Виктора Драгунского, а в авторский диск-гигант композитора Матвея Блантера вошла песня «Катюша» на слова поэта Михаила Исаковского в исполнении певца. С 1963 года Георгий Виноградов работал преподавателем во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Хочется отметить, что с годами одним из его учеников был и Валерий Белянин, в последующем участник ансамблей «Акварели», «Пламя» и «Самоцветы», известный широкому слушателю, как исполнитель песни-шлягера «Зацветает краснотал», автор песен «Я вернулся домой» и «Последние Астры» в исполнении популярного эстрадного певца Валерия Ободзинского. Также учеником Маэстро был, в будущем популярный певец, Геннадий Каменный в репертуар, которого вошли многие популярные песни учителя. В 1969 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» в авторский диск-гигант композитора Матвея Блантера была включена песня «В городском саду» на слова поэта Алексея Фатьянова, которую записал Георгий Виноградов. В 1970 году в его исполнении, в качестве солиста, была записана песня «В лесу прифронтовом» /М.Блантер - М.Исаковский/ на вышедшем диске-гиганте «Песни в исполнении Краснознамённого ансамбля». В 1977 году краткая автобиография легендарного певца вошла в книгу «Певцы советской эстрады» писательницы Л.Яковлевой. 11 ноября 1980 года, к большому сожалению, артиста не стало. Огромное сердечное спасибо и низкий поклон легендарному певцу Георгию Павловичу Виноградову за то, что он был, за его звёздное творчество, за его концерты, которые согревали солдат в годы Великой Отечественной войны, за песни под которые любили друг друга наши дедушки, бабушки, мамы и папы, когда были молодые. Светлая память о нём останется в наших сердцах! Ю. Рындин 7 января 2009 г.
Георгий Павлович Виноградов
Л. Яковлева (Из книги «Певцы советской эстрады», Москва 1977)
Петь Георгий Павлович начал рано. Но сказать, что сразу же полюбил пение, — значит, погрешить против истины, поскольку его первой «концертной площадкой» был клирос одной из церквей Казани (где жила тогда семья Виноградовых), а «творческим стимулом» — тяжелая рука отца, непременно желавшего, чтобы все его дети пели в церковном хоре. Павел Васильевич Виноградов — отец будущего певца — не был особенно набожным. Все его дети обладали великолепным слухом и были очень музыкальны, а на то, чтобы дать им музыкальное образование, денег не хватало. Но, как ни ограничен и однообразен был церковный репертуар, музыкальную грамоту, основы акапельного пения Георгий Павлович получил именно в церковном хоре. А потом музыка его увлекла. Учение в школе первой ступени совпало у него с поступлением в клуб самодеятельности железнодорожников. Там Георгий Павлович начал учиться игре на скрипке. Смерть отца и нужда в семье заставили его бросить школу. Он поступил на телеграфно-эксплуатационные курсы и, окончив их через год, стал телеграфистом на станции Казань. Весной 1931 года Георгий Виноградов поступает на четвертый курс рабфака и одновременно становится вольным слушателем Восточного музыкального техникума в Казани, где учится у профессора народного артиста СССР А. А. Литвинова (скрипка, затем альт). В семейном альбоме Виноградовых и сейчас хранится твердая пожелтевшая фотография, на которой запечатлены четверо выпускников этого техникума. Альт — Виноградов. После окончания рабфака Георгий Павлович направляется в Москву для учебы в Военной академии связи. Это время и совпадает с началом его увлечения пением. Но вообще-то, где бы ни учился и где бы ни работал Георгий Павлович, музыка занимала главное место в его жизни. Еще не избрав пение своей профессией, будучи еще самодеятельным певцом, он неоднократно занимает первые места и получает первые премии на городских смотрах и олимпиадах вокалистов. Встреча с профессором консерватории Н. Г. Райским определила жизненный путь Виноградова. Георгий Павлович подает рапорт об увольнении из академии. После долгих объяснений и разговоров начальник академии наконец дал на это разрешение. «Но, — сказал он, — отпускаю с одним условием — пой хорошо!» В то время в Москве при консерватории была создана Татарская оперная студия, куда как уроженца Казани и зачислили Виноградова. И вот тут он встретился с замечательным человеком и педагогом, чья роль в жизни певца оказалась огромной, — с М. Л. Львовым. Виноградов до сих пор говорит о Львове с благодарностью и теплотой: «Большой мастер, сам замечательный певец, а какой учитель! Мог выжать из человека все!» М. Львов предложил тогда Виноградову попробовать свои силы на Первом Всесоюзном конкурсе вокалистов. «Первый Всесоюзный! Даже страшно было подумать!» — признается сейчас Георгий Павлович. Но за работу он принялся немедленно. Вместе с Львовым готовили репертуар, а он был достаточно обширен: и арии из опер, и романсы, и русские народные песни. Репетировали днем и ночью, придирчиво отрабатывали каждую ноту. И вот 21 декабря 1938 года Первый Всесоюзный конкурс вокалистов начался. Сколько было тревог, волнений — собрались лучшие певцы со всей страны! Председателем жюри была народная артистка Советского Союза В. В. Барсова. Помещение ВТО, где выступали певцы, не отапливалось, зрители сидели в шубах, а у артистов изо рта шел пар. Виноградов вспоминает: «Во время первого тура — сам я уже спел — стою за кулисами и слушаю, как выступают другие певцы. Переступаю с ноги на ногу и от холода похлопываю себя по-извозчичьи руками по бокам. Вдруг подходит ко мне один из членов жюри, народный артист Республики Сергей Иванович Мигай, и говорит: «Что, замерз? Холодно? Ничего, ничего! У тебя на морозе очень хорошо звучит голос». Прошел первый тур, второй и наконец 7 января 1939 года — третий, заключительный. Композитор Вано Мурадели в «Вечерней Москве» тогда писал: «Последний тур конкурса вокалистов начался вчера в Большом зале консерватории выступлением солиста Всесоюзного радиокомитета Г. П. Виноградова. Этот молодой певец (лирический тенор) наделен многими прекрасными качествами. Прежде всего — это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы и никогда не пытающийся перейти пределы своих возможностей... Он всегда верен художественному чутью, не форсирует звук, не сгущает его. Вторая черта его дарования — тонкое понимание им исполняемого произведения и большое разнообразие оттенков. Виноградов — певец несомненно камерного плана». Так же оценила дарование Виноградова и профессор М. Неменова-Лунц в своей статье в «Известиях»: «Г. П. Виноградов обладает небольшим, но приятного тембра лирическим тенором, которым владеет с большим умением. Отсутствие форсировки, чистая интонация, хорошая дикция, вкус и подлинная музыкальность». И вот Виноградов — один из десяти лауреатов Первого Всесоюзного конкурса вокалистов. А дальше? Дальше снова работа. И всегда — кропотливая, вдумчивая, с полной отдачей сил, работа, которую впоследствии с такой благодарностью оценили слушатели.
* * *
В июне 1941 года по призыву он явился в райвоенкомат. Солдат как солдат: смена белья, деревянная ложка, жестяная кружка. И вдруг комиссар военкома¬та сказал: «А ты, Виноградов, пойдешь петь!» Как все-таки крепко нужно было верить в нашу победу, чтобы и в самые пер¬вые, в самые трудные дни войны подумать о песне! В начале войны был мобилизован весь Госджаз Союза ССР, солистом кото¬рого был Виноградов. Этот музыкальный коллектив влился как фронтовая бри¬гада в ООПОНКО. Нашим современникам аббревиатура ООПОНКО, пожалуй, покажется странной, а тогда все знали, что это — отдельный образцово-показательный оркестр Наркомата сборсны. Руководителем его был Семен Алек-сандрович Чернецкий. Солистом этого нового коллектива и стал Георгий Павлович Виноградов, он работал в оркестре в течение двух с половиной лет, но каких! Это было время тяжелейших боев с врагом: Западный, Белорусский, Волховский, Брянский фронты... Концерты артистов проходили на передовых позициях. И как гроз¬ный аккомпанемент к песням звучали орудийные раскаты, свист бомб и грохот взрывов. Бывало и такое... Западный фронт. Две деревни, Большие Голубки и Малые Голубки, разделяет неширокая речка. По одну сторону реки — наши, по другую — фашисты. На поляне, на самом берегу, идет обычный фронтовой концерт. Фашисты молчат. Больше того — даже с интересом слушают. Вдруг к политруку актер¬ской бригады подходит комиссар стоящей в деревне воинской части и тихо говорит: «Предупредите, когда начнется последний номер». И вот звучит заключительная песня, последний аккорд — и раздается грозный приказ комиссара: «Срочно в укрытие!» Поляна мгновенно опусте¬ла — тут уж не до аплодисментов! И в тот же миг на то самое место, где только что шел концерт, обрушилась едва ли не сотня мин. Год 1943-й. Группа артистов — Лидия Русланова, Михаил Гаркави и Ге¬оргий Виноградов, тогда уже солист Краснознаменного ансамбля песни и пляс¬ки, — летит с концертами в осажденный Ленинград. Добрались до станции Хвойная — и остановка. Ждут, когда в небе, черном от фашистских истребите¬лей, возникнет хоть какой-нибудь просвет. От самолета — ни на шаг. Вдруг истребители исчезают. Пилот торопит: «Скорей, скорей!» Взлетают, но... в небе снова фашисты. Наш самолет летит на бреющем. Волны Ладоги плещут почти в его брюхо. Но вот и Ленинград. Под бомбежками, под обстрелами дают артисты свои концерты для измученных, но несдающихся ленинградцев, лица которых светлеют, когда звучат привезенные с Большой земли песни. В самом начале войны одно время бытовало такое мнение: мол, нельзя петь солдатам песни, напоминающие им о мирных днях и мирных радостях, — дескать, такие песни их расслабляют. Но жизнь опровергла это мнение. Солдатам нужны были разные песни. И те, которые звали их в бой, и те, что напоминали им о недавнем мирном счастье, на которое посягнули фашисты. Виноградов пел именно такие песни, и пел так, что песня брала за душу русского солдата. И даже старое довоенное танго звучало в исполнении Г. Виноградова теперь , по-новому: все это будет — и темные липовые аллеи, и желтый свет фонарей 1 на танцплощадке, и нежная музыка, и рука любимой на твоем плече, солдат... Ты завоюешь это счастье. Как-то после концерта к Георгию Павловичу обратился один из команди¬ров: «А мирный-то свой репертуар еще не забыли? Можете прямо сейчас спеть мой самый любимый романс «Я встретил вас»?» Пианист сел за рояль, и Виноградов запел. Запел так, что зачарованные слушатели вникали в каждый звук. Потом он спел арию Ленского, романс Рахманинова. А когда кончил, раз¬дался шквал аплодисментов. Солдаты хлопали и певцу, и тому большому искусству, которое они тоже защищали. С тех пор и старинные русские песни, и классические романсы заняли место рядом с советской песней во фронтовом репертуаре Г. Виноградова. И, что бы ни исполнял артист, в каждое произведение он вкладывал всю свою душу. Вот почему так верили его песням. Верили, что враг будет разгромлен, что победа недалека, что Родина будет свободна и что любимые обязательно дождутся. А чтобы песня звучала столь убедительно, певец должен обладать огромным мастерством. Не сразу Виноградов добился такого мастерства. Год 1944-й. Вспоминает бывший член Военного совета Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Николай Константинович Смирнов: «В день приезда в Хельсинках выступал ансамбль песни и пляски Красной Армии. Огромный зал набит посетителями... Первый номер программы концерта был принят сдержанно. Это, пожалуй, было в традиции финнов, умеющих сдерживать свои чувства... Но чем дальше шел концерт, чем темпераментнее становились выступления ансамбля, тем силь¬нее волновался зал. Сначала усиленные аплодисменты раздавались на задних креслах, где зрители были попроще. Потом пришли в восторг и наиболее сдер¬жанные зрители первых рядов. В зале слышались возгласы одобрения на русском языке... Но вот на сцену вышел артист Виноградов. Он запел популярную тогда песенку «Темная ночь». Зал замер: ни кашля, ни вздоха, казалось, слышно было биение взволнованных сердец рядом сидящих людей. Когда Виноградов закон¬чил петь, воцарилась на несколько мгновений тишина. Ее вдруг прервали ры-дания женщин, а потом, заглушая их, раздалась восторженная овация всего зала. Она длилась несколько минут. После концерта вышел на сцену, кажется, финский министр просвещения, чтобы поблагодарить участников концерта. Я не помню содержания всей его речи, но хорошо запомнил смысл и, пожалуй, дословное содержание последних его слов. — Вы победили нас в этой войне силой своего оружия, —говорил он, — а сегодня вы, русские, победили нас силой своей культуры. Да, в числе участников Великой Отечественной войны можно справедливо назвать и песню. Песню, которая с первых же грозных дней рядовым солдатом встала в строй бойцов и вместе с ними прошла всю войну — до самой Победы. Песня делила с солдатами горести и радости. Она подбадривала их веселой и озорной шуткой, вместе с ними грустила об оставленных любимых, делила с солдатами боль за растоптанную родную землю... Песня напоминала солдатам о цветущих вишневых садах, о колосящихся золотых нивах, о заснеженных лесах и голубых озерах — о Родине, которую они защищали. Защищали, не жалея жизни. И именно такие песни пел для солдат на фронтах Великой Отечественной войны певец Георгий Виноградов. Вот в этом-то и заключается нужность, не¬обходимость творчества певца.
* * *
В последние годы войны и в послевоенные годы творческая жизнь Георгия Павловича тесно связана с коллективом Краснознаменного ансамбля песни и пляски, куда он был переведен в 1943 году. Концерты по всей нашей стране, гастроли в Европе. А потом — сольные выступления, гастроли в Иране, Финляндии, Чехословакии, в Берлине. И почти из каждой страны — сувенир: альбом пластинок с записями романсов, арий из опер, песен в исполнении Виноградова. А параллельно — большая и плодотворная работа на радио и на фабрике звукозаписи. Пластинок с записями Виноградова — сотни, невозможно перечислить все арии, романсы, песни, которые были напеты им! Попробую назвать хоть некоторых композиторов, чьи произведения ис¬полнял Георгий Павлович: Бетховен, Шуман, Шуберт, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Мусоргский, Шапорин. И конечно же, песни — многих советских композиторов: Дунаевского, Блантера: Соловьева-Седого, Мокроусова и других. Рассказать о пении мастера без звуковых иллюстраций — задача по плечу разве что большому писателю. Такому, например, как Тургенев. Как ярко, образно, ощутимо (как будто сам слышишь!) описал он в своих «Певцах» мастерство одного из них: «Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос... в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». Когда я читаю эти строки, я слышу пение Виноградова. Почему? Постараюсь объяснить. У Виноградова нежный, чистый, лирический тенор с красивой тембральной окраской. Необыкновенная искренность, мягкость и интимность исполнения. Чистейшей лирики чистейший образец! Но ведь песни и романсы, которые он пел, очень разные. В его репертуаре и игривые, шуточные песни — в них виделся разудалый, веселый парень, пел он и о трагедии покинутого влюбленного. Казалось бы, персонажи этих песен— разные люди. Но нет. У всех произведений, которые исполнял певец, герой один. И главная черта его — лиризм. Как каждый из нас, этот герой может быть и веселым и печальным, он может страдать и мечтать, а в какой-то момент может стать и несгибаемым борцом, а может и безутешно-трогательно оплакивать потерю возлюбленной. Да мало ли какие сложные ситуации уготавливает нам подчас судьба, и чего только не требует от нас жизнь! Но ведь характер остается характером. Меняется только настроение человека, состояние его души, меняются его мысли. И все это очень тонко и образно передает Виноградов своим пением. Как? Что помогает ему? Природные данные? Безусловно! Голос, великолепная музыкальная память и, конечно, мастерство, которое пришло после трудной и кропотливой работы. Цикл песен Шуберта «Прекрасная мельничиха» артист выучил наизусть за одну неделю. Но потом — восемь месяцев сложнейшей работы, прежде чем это произведение было вынесено на суд слушателей. Восемь месяцев шлифовки, осмысливания каждой фразы — и музыкальной и текстовой, — размышления над тем, как логически связать мелодию и стихи. Георгий Виноградов исключительно тонко умеет разбить музыкальную фразу, так чтобы полностью сохранить ее смысл и сочетать это со своими вокальными возможностями. Разбить... Но бывает, что та же логика требует непрерывного пения, что музыкальный период очень длинен. И тут на помощь приходит умелое, натренированное дыхание. Не «поставленное»! Виноградов и его учитель М. Львов против этого термина, — именно — натренированное! На каждое произведение, на каждую фразу, на каждую ноту. «Можно, конечно, научить певца правильно дышать — говорит Георгий Павлович, — дать основы правильного дыхания. Но поставить дыхание раз и навсегда — нет! Нужно бесконечно тренировать его, искать свои способы то сохранить дыхание, а то прервать его... » Финальная фраза романса Н. Римского-Корсакова «О, если б ты могла» очень продолжительна. И внутри ее много вокальных трудностей, а заканчивается она нежнейшим, медленно затихающим звуком. Исполняет ее Георгий Павлович легко, без всякого напряжения. И начинает он эту фразу без видимой подготовки: без слышимого вдоха и форсировки первого звука (что — увы! — так характерно для многих певцов). Он мягко «входит» в эту фразу. Как певец достигает этого? У Георгия Павловича нет секретов. «Видите ли,—объясняет он,—мой учитель (М. Львов) говорил, что нельзя начинать петь с полным дыханием. «Видел ты, как рубят дрова? Сначала выдохнут, а потом опускают топор. Так и ты! Выпусти часть дыхания, только рассчитай для себя сколько, а потом пой. И тогда будут слышать, как ты хорошо поешь, а не как ты великолепно дышишь!» Георгий Павлович поет, например, сложнейшую вокальную партию — арию парубка из оперы М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», и создается удивительное ощущение непрерывности звучания, ощущение цепного дыхания, возможного только в хоровом пении, когда один певец подхватывает другого, не давая мелодии ни на долю секунды прерваться. А ведь это — Мусоргский, сложность которого и в том, чтобы речитатив тесно связать с вокалом, речь приблизить к музыке (или музыку — к речи?). Не многим певцам удавалось так замечательно исполнить Мусоргского: не речитатив и не чистый вокал, а полное сближение до слияния одного с другим. Георгию Павловичу это удалось. Великолепным мастером — тактичным партнером, певцом, тонко чувствующим полифоническую ткань произведения, — проявляет себя Виноградов и в дуэтах. Одним из его постоянных партнеров был солист Большого театра заслуженный артист республики А. Иванов, великолепный баритон. Акапельное пение — один из труднейших вокальных жанров, требующий от певца очень тонкого музыкального слуха. Отсутствие «опоры» — музыкального сопровождения — иногда приводит к тому, что певец «сходит» с тональности, теряет ее. Но слушаешь дуэт Виноградова и Иванова, исполняющих a capella романс М. Глинки «Светит солнышко», — и ни о каких трудностях не догадываешься. Певцы уверенно и свободно ведут сложнейшие партии, интонируя с необыкновенной чистотой. И опять — тонкая гармония, исключительный такт, желание подчеркнуть особенности и достоинства голоса партнера. И рояль, вступающий лишь в заключительной фразе романса, почти сливается с голосами певцов. Среди записей Георгия Павловича много дуэтов. Но самый дорогой для пего — дуэт Ромео и Джульетты П. Чайковского, где он — Ромео, а партию Джульетты исполняет народная артистка Советского Союза В. В. Барсова, певица, с которой Виноградов был связан большой творческой дружбой. С Барсовой Виноградов познакомился на радио. Певица искала партнера для записи цикла дуэтов из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Первые пробы. Запись романса М. Глинки «Сомнение». И вдруг обнаруживается прекрасное сочетание нежнейшего колоратурного сопрано Барсовой и лирического тенора Виноградова. Дальнейшая работа — и дальнейшая дружба. И вот одна из лучших записей — дуэт Ромео и Джульетты П. Чайковского. На конверте пластинки надпись: «Моему лучшему Ромео. В. Барсова». «Для меня, — вспоминает артист, — Валерия Владимировна была не только великолепным партнером, замечательным другом, но и прекрасным педагогом. У нее я учился профессионализму, полной самоотдаче в работе, настойчивости и неудовлетворенности». Среди огромного количества романсов, спетых Виноградовым, есть и малоизвестные. Как он сам говорит: «Всегда хотелось и слушателей познакомить с редкими романсами классиков, дать возможность шире узнать наше музыкальное богатство, и жаль было, чтобы ушли в небытие сокровища мировой культуры». В его репертуаре — малоизвестные романсы Аренского, Ляпунова, песни Бетховена, Визе. Но Виноградов поет много и очень известных, популярных старинных и цыганских романсов. И поражает в его исполнении какая-то первозданность. Кто только не пел, скажем, романсы «Милая» и «Очи черные»?! Редкий певец удерживался от того, чтобы не увлечься этакой псевдоцыганской надрывностыо, которая так далека от прекрасной, истинно народной цыганской песни! У Виноградова все романсы — и старинные русские, и цыганские — звучат классически чисто, без подделки под страдания, а с искренним волнением и трепетом. И в этом, безусловно, понимание народного искусства, дань ува¬жения ему. Но еще сказалось здесь влияние Н. Н. Кручинина — замечательного музыканта, редкого знатока цыганского фольклора и старинного романса. Кручинин много раз слышал пение Виноградова и предложил ему поработать вместе. Он стал писать для певца первые строчки романсов, и Виноградов под руководством Кручинина начал разрабатывать сольные партии. Так они разучили целый цикл романсов. И однажды в Большом зале консерватории они познакомили с ним слушателей. В первом отделении исполнялась популярная камерная музыка. А во втором убрали со сцены рояль, поставили стул, который занял с гитарой Кручинин, вышел на сцену Виноградов — и зазвучали забытые прекрасные русские и цыганские романсы, полные лирики, грусти, нежности и простоты. Это был вечер «возвращения к романсу». А ведь долгое время старый русский и цыганский романсы были как бы в опале. Может быть, и потому, что, несмотря на прекрасных мастеров-исполнителей, слишком много появилось певцов, которые увидели в романсе только душещипательные, надрывно-тоскливые настроения. Кроме того, они этаким разухабистым исполнением пытались выжать из слушателя сострадательную слезу. И вот, когда старинному романсу были вновь возвращены его чистота, лиричность и первозданность, он вновь занял свое место в репертуаре певцов. Слушая записи романсов в исполнении Виноградова в сопровождении гитары Кручинина, поражаешься еще и необыкновенному созвучию голоса и инструмента. Но вот Виноградов поет под аккомпанемент баяна, рояля, фагота— и то же удивительное созвучие. Причина — в инструментальности голоса Виноградова, в умении перестроить голос, найти созвучие с тембром любого музыкального инструмента. Это зависело, конечно, не только от певца, но и от аккомпаниатора. Кстати, Георгий Павлович избегает этого слова, считая музыканта своим партнером, соавтором. «Вот, помню,—говорит Виноградов,—исполняли мы с Александром Борисовичем Гольденвейзером романс Рахманинова «Ночи печальные». Это было после того, как он прослушав на художественном совете уже готовую запись этого романса, сделанную с другим музыкантом, вдруг сказал: «Запись неплохая... Но ведь пианист не понял вас. Давайте-ка попробуем...» И мы попробовали. И вышло несравненно лучше. И я так горжусь тем, что исполнял романс вместе с замечательным музыкантом профессором Гольденвейзером, и что мы понимали друг друга...» Русская и советская классика, зарубежная классика... Но всегда рядом с ариями из опер и романсами в репертуаре Виноградова — советская песня. Камерные произведения и самый демократический жанр — песня. Ну, скажите, многие ли эстрадные певцы могут похвастаться столь многообразным репертуаром? А ведь Виноградов все-таки певец эстрадный! Просто в отличие от распространенного (к сожалению!) мнения об эстраде, как о чем-то «легком», эстрадный жанр в понимании Виноградова требует того же труда и той же ответственности, что и любое произведение классического жанра. И в этом глубокое уважение к слушателю, способному — по твердому убеждению певца — понять и оценить любое, даже самое сложное музыкальное произведение. В этом и мастерство певца, обладающего редким даром просто, но не упрощенно, доверчиво и бережно донести до слушателя не только тонкость и красоту эстрадной песни, но и все нюансы камерного произведения. Как-то, прослушивая записи Виноградова, я случайно после классических романсов поставила на проигрыватель пластинку с песней «Хороши весной в саду цветочки». Жанры более чем разные. Но соседство камерного романса и эстрадной песни не прозвучало диссонансом, и потому, что герой песен Виноградова тот же, что и герой романсов, — нежный и чистый лирик, — и потому, что в исполнении песни чувствовалось то же мастерство, та же вдумчивость, которые всегда присущи Виноградову. Поэтому так охотно отдавали ему свои песни композиторы. Вот одна из них — «Школьный вальс» И. Дунаевского. Песни Дунаевского красивы, необыкновенно мелодичны и привлекают кажущейся легкостью, по они очень трудны для исполнения — для них требуется голос большого диапазона. Недаром песни Дунаевского редко звучат в репертуаре современных певцов. На первом экземпляре нот «Школьного вальса» надпись: «Первому исполнителю Г. П. Виноградову. Спасибо! И. Дунаевский». Георгий Павлович не только мастерски справился с вокальными трудностями, он сумел передать близкие всем нам чувства благодарности, любви и признательности первой своей учительнице. Он высказал ей все это от нас, слушателей.
* * *
Певец уходит со сцены по разным причинам. Главная же, конечно, — стареет голос. Но в последних записях Виноградова голос его звучит по-прежнему чисто, проникновенно и... молодо. А на вопрос, почему он больше не поет, Георгий Павлович отвечает: «Я навсегда запомнил совет моего старого учителя: не забудь уйти со сцены вовремя! Помни, никто и никогда не споет так, как он пел в молодости!» И Виноградов сейчас целиком отдает себя педагогической деятельности. Он преподает во Всероссийской творческой студии эстрадного искусства. Его ученики поют по всей стране. А их мнение об учителе: «Великолепный педагог, замечательный музыкант! Только уж очень требователен и строг!» Но ведь это прекрасно. В этом — надежда, что на смену нашим замечательным старым певцам придет не только талантливая, но и музыкально образованная, требовательная к себе молодежь.
http://www.retrofonoteka.ru/pevets/vinogr/iz_knigi.htm
|
|
| |