[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
НИНА КОШИЦ
Валентина_КочероваДата: Пятница, 16 Дек 2016, 21:37 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
Нина Павловна Кошиц



Настоящая фамилия – Порай-Кошиц - выдающаяся русская певица родилась в Киеве в 1892 году. На всю жизнь будущей певицы мрачной тенью легло воспоминание о судьбе ее отца. Блестящий оперный тенор, партнер по спектаклям Ф. Шаляпина и Л.Собинова, великолепный исполнитель романсов П.И. Чайковского, он неожиданно стал терять голос. В 1904 году Павла Алексеевича уволили из Большого театра, и этот несчастный, охваченный отчаянием, в припадке умоисступления покончил с собой.

Казалось бы, предостережение достаточно серьезное. Но вот спустя девять лет, в 1913 году, фамилия Кошиц вновь обращает на себя внимание: Нина Кошиц, пошедшая по стопам родителя, с отличием оканчивает Московскую консерваторию сразу по двум специальностям - пения и фортепиано - и дебютирует практически одновременно в московской Частной опере С.И. Зимина и в петербургской Императорской Мариинской опере.

"Она обладала лирико-драматическим сопрано совершенно необыкновенного, волнующего, горячего тембра. Ее называли Шаляпиным в юбке", - пишет П. А. Марков в своей "Книге воспоминаний".

С 1915 года о Нине Кошиц начинают говорить не только как об оперной примадонне, но и как о замечательной исполнительнице романсовой лирики русских композиторов. Ее концертный репертуар быстро расширялся: Чайковский, Кюи, Мусоргский, Рахманинов. "Ничто и никого не пою с таким восторгом, как Рахманинова", - призналась она позднее в одном из писем. А Сергей Васильевич посвятит ей весь свой опус тридцать восьмой - шесть прославленных романсов. Сегодня студент-вокалист, прочитав в сборнике сочинений композитора: "Посвящается Нине Кошиц", в лучшем случае пожмет плечами. А между тем имя артистки всегда будет стоять рядом с именем Рахманинова.

Они познакомились у известного и сейчас, а тогда очень популярного композитора Ильи Саца, отца основательницы Детского музыкального театра Натальи Сац. Восьмилетняя Наташа была свидетельницей этой сцены.

Еще на улице, подходя к дому, Рахманинов услышал вступительные аккорды, а затем и мелодию своего романса "В молчаньи ночи тайной". Сергей Васильевич сразу обратил внимание на прекрасный голос, но прежде всего его внимание сосредоточилось на аккомпанементе - так играть мог только высокий профессионал. Заинтригованный Рахманинов с порога попросил хозяина представить ему исполнителей. Навстречу вышла миловидная молодая девушка. Как же удивлен был Рахманинов, не обнаружив пианиста и узнав, что она аккомпанировала себе сама! В этот вечер они были заняты исключительно друг другом: обсуждали его произведения, спорили о разных трактовках; он показывал Нине Кошиц новые сочинения, она напевала ему свои любимые романсы.
Впрочем, вернее будет сказать: у Ильи Саца Нина Кошиц и Сергей Рахманинов стали хорошими друзьями, ибо встречались они и раньше - в своих неопубликованных мемуарах Н. П. Кошиц утверждает, что впервые увидела композитора в пятнадцатилетнем возрасте, в 1909 году, а на одном из концертов в 1912 году подошла засвидетельствовать Рахманинову свое почтение, и маэстро заметил: "Я Вас помню".



Прокофьев был знаком с Ниной Кошиц еще со студенческих лет в Петербургской консерватории. Он высоко ценил дарование певицы, писал, что «поет она дивно». Его несомненно привлекала открытость Кошиц к сочинениям современных композиторов, прельщало ее умение предложить новую, непривычную интерпретацию при исполнении даже хрестоматийно известных произведений. «Детская наивность и девичья застенчивость вместо драматизации», – фиксирует он свои впечатления от исполнения Кошиц Сцены письма в «Евгении Онегине» (спектакль Большого театра, 1918). Талант певицы был так велик, что способен был растопить порой неприязнь Прокофьева к неблизким ему сочинениям. «Я сначала критиканствовал слова, а потом весь поддался обаянию ее пения», – замечает он, услышав в 1918 в ее исполнении Третий этюд Шопена с сочиненным кем-то текстом.

Дружбе Прокофьева с Кошиц не мешали ни бурный, вспыльчивый характер певицы, ни ее увлечение спиритизмом, ни близость ее к Рахманинову, с которым его отношения никогда не переходили грань почтительного уважения. Не раз, еще в России Прокофьев и Кошиц выступали вместе, исполняя Пять стихотворений А. Ахматовой для голоса с фортепиано, ор. 27, в частности, 2(15) марта 1918 года, в Москве.

На сцене московской Частной оперы С.И. Зимина Нина Кошиц прослужила до 1917 года. С самого начала юная выпускница консерватории заставила говорить о себе всю театральную Москву. Голос редкой красоты, лучистый взгляд огромных серых глаз покорил не только Сергея Васильевича Рахманинова - многих, и в числе этих многих - молодого статиста по имени Миша, подрабатывавшего в Частной опере. "Мы все были в нее влюблены. Сменялись знаменитости на сцене, появлялись новые увлечения, но Кошиц при всех обстоятельствах оставалась нашей общей любимицей, пока она сама не влюбилась в Рахманинова", - вспоминал спустя десятилетия народный артист СССР Михаил Иванович Жаров в своей книге "Жизнь, театр, кино".

В 1916-1917 годах артистический дуэт Рахманинов - Кошиц концертировал в Москве, Петрограде, Кисловодске, Киеве. О киевском выступлении артистов вспоминала М. Элланская:
"Она всегда волновалась. На рояле стоял графин с водой - она часто пила (от волнения, конечно). Сергей Васильевич успокаивал ее, тихонько говоря: "Ну, не надо волноваться, успокойтесь, не надо волноваться, все будет хорошо". Я сидела близко и слышала каждое слово".

А вот строки из мемуарной книги известного советского дирижера А.Б. Хессина: "Бывают особенно яркие художественные впечатления в жизни каждого человека, и к ним я отношу концерт, в котором пела Н.Кошиц и аккомпанировал Рахманинов. В ее исполнении была разлита исключительная теплота и задушевность, а в голосе было столько обаятельной красоты, столько нежности в тембре. Я редко встречал исполнителей со столь непосредственным ощущением композиторской мысли. В этом отношении исполнительское творчество Кошиц было до известной степени родственно Федору Ивановичу Шаляпину. Я бы сказал, что они артисты одной категории".

Одно из первых совместных выступлений Кошиц и Рахманинова состоялось 10 февраля 1916 года в Москве. В хоре восторженных откликов прозвучал лишь один недовольный голос, обвинявший Нину Павловну в недостаточной строгости исполнения, в излишней чувственности - "цыганской театральности". Так утверждал известный композитор, тоже, кстати, автор многочисленных романсов Н.К. Метнер. После столь резкой отповеди надо было думать, что уж он-то никогда не свяжется с "театральной цыганкой". Однако уже через год Метнер пригласил Нину Кошиц участвовать в своем авторском концерте в Московской консерватории, а в 1929-1930 годах гастролировал с ней по США.

Едва ли не последний раз Нина Павловна и Сергей Васильевич выступали в России 28 июля 1917 года в Кисловодске, где большой концерт с участием многих знаменитостей устраивали военные. В первом отделении Рахманинов аккомпанировал Кошиц, во втором - дирижировал оркестром. Уже тогда композитор твердо решил покинуть Россию. В 1920 году Нина Кошиц отправилась с украинским хором в США и не вернулась. В 1921-м она дебютировала за океаном - выступила в Детройте с большой концертной программой.

В Штатах Нина Павловна неоднократно пела со знаменитым оркестром под управлением Леопольда Стоковского. Спустя пять лет она организовала в Нью-Йорке серию концертов из произведений русских авторов, в которых участвовали композиторы А.Глазунов, А.Гречанинов, Н.Метнер и, конечно, С.Рахманинов.

В 1922 году в США проходили гастроли Частной русской оперы - коллектива известных в России музыкантов, уехавших из страны после 1917 года. В постановках этой труппы с большим успехом выступала Нина Кошиц. Позже она пела на сценах крупнейших оперных театров мира - Париж, Амстердам, Брюссель, Стокгольм, Канны, гастролировала по Южной Америке.

Последние годы жизни Нина Павловна Кошиц посвятила преподаванию, живя и работая в Голливуде. Скончалась певица в мае 1965 года в городке Санта-Ана в Калифорнии, практически забытая на родине.

Н.Ширинский

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/12/01/nina_koshic/
http://7iskusstv.com/2011/Nomer4/Juzefovich1.php
Прикрепления: 0097531.jpg (13.0 Kb) · 4436037.jpg (13.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 16 Дек 2016, 21:55 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
П.И. Чайковский. "Нет только тот кто знал"



https://www.youtube.com/watch?v=iFQmJTgOv98

П.И. Чайковский. Ария Лизы из оперы "Пиковая дама"



https://www.youtube.com/watch?v=k1lZ2LUWAJM

"Estrellita" (1928)



https://www.youtube.com/watch?v=TpBPTLZYcrs

"Колыбельная" ("Баюшки-баю"), "Подснежник"



https://www.youtube.com/watch?v=TCA2VsfpV9g

"Вiють вiтри"



https://www.youtube.com/watch?v=isABpPkJP2E

Rimsky-Korsakov's Eastern Romance (1922)



https://www.youtube.com/watch?v=e99yg0yXnlQ
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: