Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 11 Июн 2011, 18:19 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| МАРИЯ ПЕТРОВНА МАКСАКОВА (08.04. 1902 - 11.08. 1974)
Она обладала редким даром, ее чарующее меццо-сопрано влюбляло в певицу людей и привораживало судьбу… Вот как вспоминает С.Я. Лемешев её дебют в Большом Театре в роли Амнерис. “Она так захватила воображение, что я не помню, кто пел Аиду, Радамеса, Амонасро; я только помню, что встретился на этом спектакле с тем великолепным чудом театра, когда забываешь вещи знакомые и ждешь того, что не может случиться: так, хотя я забыл, кто пел Радамеса, но отлично помню, как мы негодовали на него за то, что он влюблен в Аиду, когда все мы были влюблены в Амнерис”.
Мария Петровна родилась в Астрахани, и там сделала первые нелегкие успехи как певица. Время было тяжелое, - начало века, музыкой с девочкой занимались мало и не профессионально. Но ей повезло: в астраханском театре она встретила человека, который сделал из нее певицу, стал её наставником, педагогом и мужем. Ей было 18, ему – 49. Она была начинающей в труппе, он – худруком. Его звали М.К. Максаков.
Он сам был певцом, и мечтал о Большом Театре, но туда его не взяли, в шутку заметив, что он не подходит по размеру: Максимилиан Карлович был маленького роста. В Астрахани он потерял жену, а когда оправился от горя, вдруг совершенно неожиданно, вновь женился. Он сразу сказал Марии Петровна, что сделает из нее настоящею певицу и обещание исполнил. Прошло 3 года и она получила приглашение петь в Большом Театре. Максакова попала в замечательное созвездие: в то время там работали Обухова и Нежданова, Барсова и Лемешев. После признания на этой сцене можно уже не бояться за свою судьбу, тем более, что рядом с ней был такой человек, как Максаков. 16 лет они жили душа в душу, но Максимилиан Карлович вдруг тяжело заболел. Его смерть была внезапной: он ушел из театра, не дождавшись окончания “Аиды”, - того самого спектакля, в котором прежде дебютировала, а теперь успешно выступала его жена. А когда она вернулась домой, его уже не было в живых.
Жизнь Марии Петровны не была легкой, но особенно трудным было начало артистической судьбы. Вот что она пишет в своих мемуарах. “Впервые я пела на сцене, вернее на клубной эстраде, в конце 1917 г. Вспоминается холодная, ветреная зима. Астрахань готовилась к отпору белогвардейцев, охвативших город кольцом блокады, тем не менее, вечером театры были переполнены. Основной контингент зрителей составляли вооруженные люди с красными повязками на рукавах. С какой жадностью, с каким поразительным вниманием, с какой горячностью встречали они нас, артистов. Вспоминаю свой тогдашний репертуар – романсы Чайковского, который был и остался моим любимым композитором”.
Однако, романсы, составлявшие основу репертуара Максаковой в муз. училище, вскоре уступили место оперным ариям. Занимаясь в училище, она понимала, что ее голос очень низкий. Он красиво звучал, его называли басовитым, но верхов и звонкости не хватало. Её педагог, А.Н. Смоленская, посоветовала оставить пока старый репертуар и позаниматься только упражнениями. Через некоторое время певице показалось, что она, наконец, ухватила за хвост “синюю птицу”, но, вернувшись от упражнений к романсам и ариям, была удивлена: голос теперь казался ей писклявым, а верхние ноты все никак не звучали. И тогда Смоленская сказала: “Знаешь, Маруся, ты от природы музыкальна, хорошо читаешь ноты, а потому лучше тебе поступить в оперу. Там ты научишься петь. Иначе мы с тобой будем топтаться на одном месте”.
Максаковой повезло: сразу же после прослушивания она была зачислена в состав оперной труппы астраханского театра. Тогда труппа обновлялась почти каждый год, и юная певица – а ей еще не исполнилось 18-ти – могла наблюдать самых разных артистов, а природное любопытство помогало замечать малейшие актерские хитрости. Так, просверлив дырочки в декорациях, она пряталась за сценой во время спектакля и наблюдала за походкой певцов. Пластике Мария училась у знакомых балерин, и спортсменов. Особенно важным казался ей первый выход героини. Так, много лет спустя для выхода Любаши в опере “Царская невеста” она выработала особую плывущую походку, стараясь идти так, чтобы не дрогнула ни одна складка сарафана. Роль Любаши была её любимой, - она любила эту героиню даже больше, чем Кармен или Марфу.
Совсем особая страница в биографии певицы связана с образом Кармен. В этой роли Максакова пользовалась невероятным успехом. На гастрольных концертах приходилось давать втрое больше спектаклей, чем планировалось. Большой и Мариинский театры, Тифлис и Астрахань были покорены ее Кармен. Объявляя выход певицы на концертах, один конферансье в шутку называл её “Кармен Петровна Максакова”. Похоронена певица на Введенском кладбище.
http://www.muzcentrum.ru/persons/fperson419/
Каким ты был Над полями да над чистыми Ах, прошли, прошли Забыть так скоро
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 13 Апр 2024, 13:39 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| К 122-летию со дня рождения ВЛЮБЛЕННАЯ В ПРОФЕССИЮ
М.П. Максакова родилась в семье служащего Астраханского пароходства П.В. Сидорова. Дома ее ласково называли Маруся. С нотной грамотой она познакомилась рано. После смерти отца, чтобы как-то помочь матери, стала петь в церковном хоре. Позже певица вспоминала: «Нотную грамоту я выучила сама. Гаммы зубрила целыми днями. И была рада этому». Потом было Астраханское муз. училище, где Маруся училась как одержимая, допоздна просиживая у любимого рояля. После окончания училища она отправилась «наниматься в артистки» в Астраханскую оперу. Максаковой повезло: сразу же после прослушивания она была зачислена в состав оперной труппы. Как-то она услышала шепот двух актрис: «Она ходить еще по сцене не научилась, а ей уже и оклад выписали». На тот момент ей не исполнилось и 18-ти.
В 18 лет вышла Мария замуж за известного в то время певца-баритона, режиссёра, антрепренера и педагога М.Максакова, который стал её наставником. Настоящее его имя - Макс Шварц, он был уроженцем Австро-Венгрии. Знакомство будущих супругов состоялось при забавных обстоятельствах. На первой встрече Максимилиан Карлович заявил девушке: «Голос у тебя замечательный, но петь ты не умеешь». Та обиделась и уехала на прослушивание в Петроградскую консерваторию, там ей сказали ровно то же самое. И тогда она возвращается к Максакову. Его жена - оперная певица К.В. Иорданская - была уже при смерти, она умирала от холеры, бушевавшей в годы Гражданской войны в Астрахани. Ксения Васильевна сказала мужу: «Маруся хорошая девочка, женись на ней». Овдовев, Максимилиан так и поступил.
Именно он слепил из Марии певицу в Астраханском театре оперы. В 1923 г. Максаковы перебрались в Москву. Дебютом будущей звезды стала сложнейшая партия Амнерис в опере Джузеппе Верди «Аида». Сразу же после первого выхода на сцену Большого Максакову принимают в труппу театра. Там она работает со знаменитыми мастерами: дирижером Суком, режиссером Лосским. С легендарных солистов Собинова, Неждановой, Обуховой молодая артистка брала пример. Она писала потом в воспоминаниях: «Благодаря искусству Неждановой и Лоэнгрина-Собинова я впервые поняла, что у большого мастера образ достигает предельной выразительности лишь тогда, когда большая внутренняя взволнованность проявляется в форме простой и ясной, когда богатство душевного мира сочетается со скупостью движений».
Мария Петровна трудилась самоотверженно, повторяя свое любимое изречение: «От пения нельзя устать…» Вспоминая то время, она рассказывала близким: «С утра меня ждала работа, потом спектакль, вечером – слезы. Макс устраивал полный разбор моего исполнения и нагоняй за все ошибки. Ежедневно». Максаковы долгое время не имели своего жилья, скитались по московским коммуналках. Свою квартиру они получили лишь в 1935 г., но уже через год Максимилиана не стало. Мария Петровна стала одной из первых советских певиц, выступавших на Западе в советскую эпоху. В 1935 г. с огромным успехом прошли ее выступления в Турции, а в 1936 г. певица была приглашена для исполнения партии Кармен в Варшавскую оперу. В этой роли она пользовалась невероятным успехом.
Во время гастролей в Варшаве, Мария Петровна познакомилась с советским послом, ректор Ленинградского политехнического института Я.Давтяном. Но их совместная жизнь была короткой.
Через полгода его расстреляли. Обвинение строилось на том, что Яков Христофорович якобы участвовал в контрреволюционной организации, занимающейся терроризмом. Его расстреляли в 1938 г., Максакова стала «женой врага народа». С этого момента она жила в постоянном страхе, ведь жен арестованных тогда не щадили. В те годы все жили слухами. Говорили, что певицу оставили на свободе по распоряжению Сталина, ведь Большой негласно считался «придворным». Как все было на самом деле, никто не знал. Мария Петровна никаких поводов для сплетен не давала. не случайно ее называли гордячкой.
Когда началась Вторая мировая война, Максакова уехала в Астрахань, потом перебралась в Куйбышев, куда были эвакуированы актеры театра. К тому времени ей было уже 40 лет. Начало войны совпало с рождением дочери Людмилы.
Ее отец, бывший певец Большого театра, А.А. Волков, во время войны переехал в Америку, оставив Максакову одну с ребенком на руках. Мария Петровна как могла, оберегала дочь от сплетен, преследовавших их семью вплоть до смерти Сталина.
В 1953 г. Большой театр отправил певицу на пенсию. Она была еще в хорошей форме, моложавая, легкая на подъем, высокая, статная. Отставленная от главной сцены страны, Максакова не только выжила, но и преумножила свою славу, начав гастролировать с романсами и русскими нар. песнями с народным оркестром им. Осипова по всему Советскому Союзу. В разные годы с оркестром пели Лемешев, Архипова, Штоколов, Русланова, Зыкина, Воронец. Вот что по поводу ее манеры исполнения песен говорил С.Я. Лемешев: «Спеть их можно по‑разному: и залихватски, и с вызовом, и с тем настроением, которое скрыто в словах: «Эх, пропади все пропадом!». А Максакова нашла свою интонацию, протяжную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью».
Иногда до слуха певицы доносились удивленные вопросы поклонников: «Разве она еще не «народная»? Не может быть…» И вот в 1971 г. пенсионерке Максаковой позвонила на дачу ее дочь: «Мамочка, только что был звонок от министра культуры Фурцевой, тебе дали звание «народной». В ответ услышала неторопливый ответ матери: «Это неважно. Теперь это уже не имеет никакого значения…». До конца жизни Мария Петровна жила очень напряженно. Она вела вокальное искусство в ГИТИСе, стала одним из организаторов Народной певческой школы в Москве, постоянно участвовала в различных международных и всесоюзных конкурсах молодых солистов…
Во время ее похорон центр Москвы был оцеплен конной милицией, боялись беспорядков. Слишком много людей пришло проститься с любимой певицей. Все бросали цветы, кричали: «Прощай, Кармен!» Эта была одна из лучших партий М.А. Максаковой. На сцене Большого театра она выступила в этой опере 800 раз… https://aif.ru/culture....tarshey https://1969ja.livejournal.com/238672.html
Ах, прошли, прошли Не уходи, не простившись Ой, цветёт калина Помню, я ещё молодушкой была Что ты жадно глядишь на дорогу
|
|
| |