Нина_Корначёва | Дата: Суббота, 18 Июн 2011, 00:26 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
|
Рассказывает сестра певицы Лидия Алексеевна Карева
Её успех был оглушительным, а любовь публики к ней — безграничной. На протяжении всей её творческой деятельности имя Галины Каревой было буквально у всех на устах. Концерты и спектакли с её участием всегда проходили с переаншлагами. Достать билеты на них считалось большой удачей. Но, даже имея билет, трудно было подойти к месту её выступления. Так, например, в Москве публике приходилось пробираться к Залу имени Чайковского сквозь наряд конной милиции, сдерживающей толпу людей, жаждущих «лишнего билетика». Галина Кареева была яркой и неповторимой творческой индивидуальностью. Она обладала меццо-сопрано редкой красоты и выразительности. Сколько тончайших нюансов, от нежнейшего piano до волнующего forte, мог передать её голос, мягкий и красивый, ровный на всём диапазоне. У певицы была великолепно отточенная дикция, а незаурядное драматическое мастерство позволяло ей создавать на сцене живые и достоверные образы. Высокая, стройная, с горделивой осанкой, красивая, с большими лучистыми глазами и обворожительной «каревской» улыбкой, покоряюще женственная, она обладала огромным сценическим обаянием и была просто неотразима.
Галина Алексеевна Карева родилась 1 января 1929 года в Николо–Пестровке (ныне город Никольск) Пензенской области в семье агронома. Её родители — Алексей Иванович и Мария Васильевна, были родом из местных крестьян. Отец Галины Каревой до женитьбы был артистом передвижного театра. От исполнителей в этом театре требовали универсальности. И Алексей Иванович, будучи разносторонне одарённым человеком, вполне соответствовал этому требованию. Он играл на нескольких музыкальных инструментах, хорошо пел и читал монологи. Однако актёрская профессия не удовлетворила его, и он пошёл учиться на агронома. Мать певицы, всегда первая на работе в поле и дома, была первой и на молодёжных вечеринках. Она очень хорошо пела и танцевала. Таланты своих родителей вполне унаследовала Галина Карева.
В 1937 году семья Каревых, состоявшая к тому времени из пяти человек (у Галины появились две сестрёнки — Лидия и Ольга), переехала на жительство в Москву, к новому месту работы Алексея Ивановича. Галина начала учиться в московской школе № 201, которая после Великой Отечественной войны 1941—1945 годов стала называться школой имени Зои и Александра Космодемьянских, героев этой войны, учившихся в данной школе. Однако продолжать учёбу ей пришлось уже в Пензенской области, куда семья Каревых, за исключением отца, эвакуировалась во время войны. Там же Галина, под влиянием артистов, живших рядом с ней в эвакуации, увлеклась театром. И на сцене сельского клуба она выступала вместе с профессионалами, отмечавшими её талантливость. Несмотря на своё несовершеннолетие, Галина рвалась на фронт, куда её, конечно же, не пустили. Однако в 1944 году отец рискнул взять её с собой в прифронтовой город Измаил Одесской области, куда он был командирован начальством. Будущая артистка устроилась работать вольнонаёмной санитаркой в военный госпиталь. Она самоотверженно ухаживала за ранеными. Впрочем, она была для них не только санитаркой. Чтобы облегчить их страдания, она им пела. Врачи госпиталя отмечали её медицинские способности, советовали ей идти после школы в медицинский вуз и даже дали соответствующую рекомендацию. Однако, любя медицину и увлекаясь ею всю свою жизнь, Галина всё–таки не сделала её своей профессией.
День Победы Галина встретила в Измаиле, откуда вскоре вместе с отцом вернулась домой, в Москву. Там она продолжила учёбу, сочетая её с работой и активным участием в драматических кружках. Её единственной мечтой в то время было — стать драматической актрисой. И эту мечту в ней подогревали окружающие, для которых был очевиден её талант. О юном даровании писала даже районная газета. Галина пробовала поступать в студию Камерного театра, в ГИТИС, Берсеневскую студию при театре Ленинского комсомола, но все попытки были неудачными. Она очень тяжело переживала эти неудачи и от отчаяния решила пойти учиться в Московский авиационный институт, расположенный недалеко от дома. А этот вуз славился художественной самодеятельностью и имел свой Дом культуры, весьма популярный в Москве. Там Галина впервые начала учиться пению у профессиональных педагогов.
Пение увлекло её, и она, бросив учёбу в МАИ, поступила в московское музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова. Её педагогом была Анна Кузьминична Чумакова-Корсова, воспитанница знаменитого итальянского профессора Умберто Мазетти. Благодаря ей, Галина Алексеевна Карева усвоила школу пения гениального итальянца и считала это подарком судьбы. Помимо чисто учебных трудностей, годы учёбы были трудными ещё и в материальном отношении. И юная Карева зарабатывала себе на жизнь пением джазовой музыки. Она была солисткой в эстрадном оркестре, которым руководил А. Я. Основиков, блестящий джазовый пианист. Впоследствии Галина Карева признавалась, что навыки исполнения джазовой музыки очень пригодились ей в дальнейшем в её творчестве.
По окончании московского музыкального училища имени М. М. Ипполитова-Иванова, молодой певице, по запросу из Мосэстрады, была предложена работа в отделе музыкальных ансамблей. Но Галину влекла опера, и в 1957 году, пройдя непростой конкурс, она поступила на работу в Московскую филармонию. Её дарование было столь очевидным, что вскоре она была принята в Большой театр, с успехом выдержав огромный конкурс. Ей была предложена роль Элен Безуховой в опере Сергея Прокофьева «Война и мир». Это произошло в 1958 году. Однако постановка оперы, которой должны были заниматься главный дирижёр театра А. Ш. Мелик–Пашаев и главный режиссёр Борис Покровский, из-за больших перемен в театре, была отложена на неизвестный срок. Ожидая начала репетиций, Карева выучила не только партию Элен, но также партии Любаши из оперы Николая Римского–Корсакова «Царская невеста» и Ратмира из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Однако из-за сложной обстановки в театре до прослушивания этих партий дело не дошло.
Она не стала ждать благоприятных перемен и, по приглашению театра оперы и балета города Куйбышева (ныне Самара), уехала работать туда. С 1959 по 1960 год она исполнила в Куйбышевском театре оперы и балета ряд ведущих партий, вызвав восхищение местной публики и прессы. Это были партии Полины и Миловзора в опере Петра Чайковского «Пиковая дама», Любаши – в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», Княгини – в опере Александра Даргомыжского «Русалка», Периколы – в оперетте Жака Оффенбаха «Перикола», Ольги – в опере Льва Книппера «Сердце тайги», Элизы – в опере Кирилла Молчанова «Улица Дель Корно». Кроме того, она выучила партию Амнерис из оперы Джузеппе Верди «Аида».
Правда, исполнила она её уже в Ленинграде. Она приехала туда в 1961 году, чтобы попытать счастья на конкурсе в Ленинградском Государственном Академическом театре оперы и балета имени Кирова (до Октябрьской революции 1917 года и теперь — Мариинский театр). Блестяще исполнив на конкурсе партию Амнерис, она была принята в труппу этого прославленного театра. Так Мариинка приобрела выдающуюся певицу, которую прежде, не оценив по достоинству, потерял Большой театр. Об этом с сожалением вспоминал прежде дирижёр Большого театра, Народный Артист СССР Борис Хайкин. «В 1958 году, - говорил он, — в Большой театр СССР поступила совсем молодая певица Галина Карева. Дирижёры, режиссёры и артисты театра обратили внимание на её очевидный талант — музыкальный и артистический. Все мы предполагали, что Галина Карева в непродолжительном будущем займёт в Большом театре ведущее положение. Однако она проявила нетерпение и, блестяще продебютировав в Ленинградском театре имени Кирова, была туда принята не в молодёжную группу, а как солистка первого положения и уже более 12 лет поёт в этом театре весь ответственный репертуар своего амплуа. У Галины Кареевой меццо-сопрано яркого, красивого тембра. Голос её ровно звучит по всему диапазону. Поёт она свободно, без малейшего нажима. К этому следует добавить безупречный музыкальный вкус, природное чутьё».
В Кировском театре Галине Каревой сразу же поручили готовить ряд ведущих партий репертуара. Она проработала в нём 18 лет, исполнив за это время 30 партий в операх русских и западноевропейских композиторов. Среди них: Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе, Амнерис – в опере Джузеппе Верди «Аида», Ортруда – в опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», Любаша – в опере Николая Римского–Корсакова «Царская невеста», Зибель – в опере Шарля Гуно «Фауст», Аксинья — в опере Ивана Дзержинского, Комиссар – в опере Александра Холминова «Оптимистическая трагедия», Марина Мнишек – в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и Марфа – в его же опере «Хованщина» и целый ряд других. Ей доверили петь все главные партии меццо–сопранового репертуара. Как писала одна из газет, «ей не пришлось долго пробираться на «Олимп» – она стремительно взлетела на него».
Коллеги, артисты Кировского театра, высоко ценили Галину Кареву. Например, Народный Артист СССР Борис Штоколов, многолетний её патрнёр в оперных спектаклях, отзывался о ней так: «Она была очень талантлива, причём, в комплексе: это и голос, и музыкальность; и душа, искренность в исполнении, драматический талант. К тому же, она была красива. Она была великолепной партнёршей. С ней легко было работать. Она всё время «подавала образ», хорошо «подавала». Мне нравились в исполнении Галины Алексеевны Полина и Зибель, но особенно — Кармен. Образ Кармен был сделан очень убедительно. Вообще, в оперных партиях она была ярко индивидуальна. Её талант – дар Божий». Галина Карева пользовалась огромным успехом у публики, и на её спектакли специально приезжали любители оперы из других городов.
Восхищались ею и зарубежные гастролёры — певцы и певицы, которым довелось участвовать с ней в одних спектаклях на сцене Кировского театра. Среди них такие мировые оперные знаменитости, как Николо Росси Лемени, Вирджиния Цеани, Луиджи Оттолини, Николо Николов, Милкана Николова, Зинаида Пали, Елена Черней, Гизелла Шрётер. А всемирно известный, искушённый и придирчивый американский импресарио Соломон Юрок неоднократно пытался организовать гастроли Галины Каревой в США, что, по политическим и некоторым другим причинам, в то время оказалось невозможным. Не состоялись также её гастроли в Италии и во Франции, несмотря на приглашения из этих стран. Зато в Советском Союзе трудно было найти оперный театр, на сцене которого она не пела бы.
Где бы ни гастролировала Галина Карева, везде ей сопутствовал успех, в том числе и в Большом театре, где ей так не повезло в начале её карьеры. Оперный репертуар певицы был достаточно богатым, но любовь к вокальному искусству и неутолимая жажда новизны не давали певице замыкаться в рамках одного жанра. А феноменальное трудолюбие и упорство, помогли ей овладеть, помимо оперного, обширнейшим камерным репертуаром, что способствовало успеху её концертной деятельности.
Необъятность и разнообразие её репертуара неизменно восхищали публику: циклы романсов Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, итальянские и испанские песни и романсы западноевропейских композиторов; органные программы из произведений Баха, Генделя, Джордани, Перголези; вечера виртуозной музыки Моцарта, Россини, Мейербера.
Наконец, вечера старинного русского романса. Этот жанр, появившийся в России в начале 19 века, был необычайно популярен в различных слоях общества. Но, после векового процветания и успеха, он был объявлен советской властью «упадническим» и «белогвардейским» и запрещён. Своим возрождением в 1960-е годы старинный русский романс обязан именно Галине Каревой. Певица была убеждена в огромной ценности романса для русской музыкальной культуры, и это помогало ей преодолевать яростные атаки критиков и сопротивление властей. Ошеломляющий успех ее вечеров старинного русского романса и огромный спрос на ее пластинки, расходящиеся миллионными тиражами по всей стране заставил, в конце концов, противников этого жанра отступить перед возродившейся народной любовью к нему. И в этом огромная заслуга Галины Каревой перед русской музыкальной культурой. «Я неоднократно бывал на её концертах, — вспоминал Борис Штоколов, — в программах которых были старинные русские романсы. Она великолепно исполняла их. Романсы поют многие, но исполнительниц, подобных Каревой, нет. И в этом жанре она была единственной, неповторимой, именно благодаря своему уникальному артистизму. На её концертах всегда были полные залы. Под её влиянием я начал петь такие романсы, как «Жалобно стонет ветер осенний», «Нищая» и другие, но Галина Карева исполняла романсы более задушевно, чем я. Мне мешала оперная манера пения, поэтому получалось более сухо. В своём сольном концерте в концертном зале «Россия» я посвятил памяти Галины Каревой романс «Гадалка».
В 1978 году певица ушла из Кировского театра и вернулась в Москву, решив посвятить себя концертной деятельности. Она стала солисткой Росконцерта, продолжая иногда выступать в качестве приглашаемого гастролёра в оперных театрах страны.
Свои концертные выступления Галина Карева сочетала с педагогической деятельностью. Достигнув высочайших вершин в творчестве, она щедро передавала своё мастерство молодому поколению вокалистов, преподавая в Московском Музыкальном училище имени М. М. Ипполитова–Иванова.
Так продолжалось до её смерти, которая случилась 11 февраля 1990 года. Галина Алексеевна Карева была похоронена на Химкинском кладбище. Несмотря на её большие заслуги перед отечественной культурой, певица не была избалована наградами и званиями. Причина, по–видимому, была в независимом, смелом и бескомпромиссном её характере, не удобном для власть имущих. Впрочем, награды и звания никогда не имели для неё большого значения. Главным было её любимое дело и признание народа. А горячая народная любовь сопровождала её всю жизнь и продолжается по сей день, хотя певицы давно уже нет с нами. Лучшее доказательство тому – аншлаги на вечерах её памяти и регулярно проводящийся в Пензе Всероссийский фестиваль старинного русского романса имени Галины Каревой.
|
|
| |
Нина_Корначёва | Дата: Суббота, 18 Июн 2011, 00:36 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
| «Секрет обаяния её исполнительской манеры прежде всего в отсутствии ложной аффектации, в непринуждённо- свободном и вместе с тем вдумчиво–чутком раскрытии музыкальных и поэтических образов. В творческой палитре исполнительницы подкупают не только свободное владение голосом, речевыми интонациями, но и яркая экспрессия жеста, мимики. Немаловажно и то, что певица обладает красивой внешностью. Незаурядный артистизм Галины Каревой, её вдумчивое проникновенное мастерство вызвали горячий, искренний отклик у львовских слушателей».
«Поет Галина Карева», Львов, «Львовская правда», 1969.
Г. Карева – автор трех десятков стихотворений и музыки к ним, ставших теперь уже популярными романсами. Длительными аплодисментами, криками «браво» выражали свой восторг залы после исполнения ею собственных романсов: «Зачем приходит поздняя любовь», «Думала, что сердце отлюбило», «Ну зачем ты ушел от меня», «Говоришь ты мне порою», «Где же ты»…
В. Мотов «Невский вестник», 1992.
«Умение Галины Каревой донести до слушателя всю глубину любви и страдания человека, высокая культура поведения на сцене стали эталоном для многих исполнителей. Ее самобытная, полная эмоциональной силы и вдохновенная исполнительская манера, ее художественный вкус и такт позволили «очистить» жемчужины русской культуры от всего чуждого, наносного. Ее оригинальность была не только в собственной исполнительской манере, но и в глубоком проникновении в смысл каждого произведения и исполнялись они с учетом эстетических требований, канонов своего времени. Мы, зрители, не всегда задумываемся, какой труд и страстное служение делу необходимо было затратить певице, чтобы с её именем было всегда связано понятие прекрасного и глубоко задушевного искусства. Только немногие знают, что стоило ей преодолеть и сколько трудиться, прежде чем у неё было отработано своё неповторимое исполнение романсов, которое определяется глубоким драматизмом, полным очарования голосом, умением проникнуть в суть музыкальных образов и передать его слушателям. Ведь не секрет, что каждый, кто уходит после концертов Галины Каревой, уносит с собой чувство грусти и радость первого чувства любви и самое главное – веру в то, что жизнь прекрасна и в ней есть всегда место глубокому лиризму и взаимопониманию между людьми…»
Смирнов А. «Звучит русский романс», Москва, «Театральная жизнь», 1972.
«Начался вечер старинного романса, и почти через три часа степенная на вид публика (та, которой за тридцать) стоя бисировала, не отпуская певицу со сцены. В глазах у людей разгорался жар молодости. Оказалось, что Карева сама себе режиссёр – умеет, например, так выстроить концерт, что к концу его слушатель всё больше и больше заряжался и готов слушать певицу бесконечно. На одном из концертов (когда она была в ударе и зритель тоже) она спела 58 романсов».
Армеев Р. «Романсу жить вечно», Москва, «Известия», 1983.
«В моем репертуаре уже более 200 романсов, которые я исполняю в собственной обработке. Меня очень подкупают заложенные в них естественные, жизненные интонации. И, хотя, в общем–то романсы часто похожи между собой по теме и мелодии, для меня они привлекательны и ценны глубиной чувств, настроений.
Каждый из них словно кусочек жизни, новелла, – говорит Галина Карева, отвечая на вопросы журналистов газет и журналов.
– Я стараюсь не иллюстрировать содержание романса, а раскрывать его эмоциональную сущность. Многолика героиня романса. Женщина любящая и любимая. Женщина обманутая, разочарованная, униженная. Женщина стойкая, непреклонная, гордая.
Всегда стараюсь сохранить в облике моей героини чувство достоинства, сдержанности, духовное величие (начало).
Я не сторонница «жестких» надрывных струн в обрисовке женского образа. Мне ближе мужественный характер при всей его мягкости и лиричности».
Любовь к этому жанру у нас за то, что романс выражает русский характер, русскую душу…»
http://g-kareva.narod.ru/bio.htm
Две гитары http://kkre-29.narod.ru/kareva/dvg.mp3
Жалобно стонет http://kkre-29.narod.ru/kareva/zas.mp3
Не надо встреч http://kkre-29.narod.ru/kareva/nnv.mp3
Нет, не любил он http://kkre-29.narod.ru/kareva/nnl.mp3
Нищая http://kkre-29.narod.ru/kareva/nsh.mp3
Ночь светла http://kkre-29.narod.ru/kareva/nos.mp3
О, позабудь былые увлеченья http://kkre-29.narod.ru/kareva/opu.mp3
Только раз http://kkre-29.narod.ru/kareva/tor.mp3
Утро туманное http://g-kareva.narod.ru/example/utro_tumannoe.mp3
Нет, не хочу http://kkre-29.narod.ru/kareva/nnh.mp3
Полно, сокол http://kkre-29.narod.ru/kareva/pos.mp3
Старый муж http://kkre-29.narod.ru/kareva/stm.mp3
Изумруд http://kkre-29.narod.ru/kareva/izu.mp3
Тени минувшего http://kkre-29.narod.ru/kareva/tem.mp3
Думала, что сердце отлюбило
http://www.youtube.com/watch?v=4QUNwKttmwc
|
|
| |