Нина_Корначёва | Дата: Воскресенье, 19 Июн 2011, 19:08 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
| ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ГНАТЮК (28.03. 1925 - 29.04. 2016)
Советский, украинский камерный и оперный певец, театральный режиссёр, педагог. Герой соц. труда. Герой Украины. Народный артист СССР. Народный артист Украины. Лауреат Госпремии СССР, премии Ленинского комсомола и Госпремии УССР им. Шевченко. Одной такой жизни обычным людям хватило бы на 10-х, столько в ней было труда и побед, дорог, впечатлений и встреч. Слава, награды и звания не испортили этого человека. Он жизнерадостный и щедрый на эмоции, интереснейший собеседник, вернее, даже рассказчик - слушая его, стоит помолчать, дабы не упустить что-то интересное.
Д.М. Гнатюк родился в маленьком буковинском селе. Первым преподавателем вокала стал для него руководитель местного церковного хора. Война забросила будущего певца на Урал, где он работал на танкостроительном заводе, а по вечерам пел хором с земляками-украинцами. Местный генерал так полюбил песни Гнатюка, что пообещал его после войны отпустить в Киев поступать в консерваторию, и слово свое сдержал. Без копейки денег, в кирзачах и фуфайке он в 1945 г. явился в приемную комиссию и был зачислен в класс выдающегося украинского певца И.Паторжинского. Говорят, первые несколько дней своего пребывания в украинской столице певец ночевал в беседке на Владимирской горке. Киевские рассветы казались ему раем, и он тогда поклялся никогда не изменять Киеву.
В те годы студентам приходилось туго. Бывало, рацион состоял лишь из одного пирожка, купленного за рубль на Сенном рынке. Про одежду и говорить нечего. "У меня не было ни костюма, ни туфель, и тогда Г.Веревка, руководитель знаменитого украинского народного хора предложил мне: вижу, у тебя совсем штаны проелись, латку ставить негде, так ты у меня покрутись, я тебе за два месяца зарплату дам..." - вспоминает артист. И надо же такому случиться, что именно в те два месяца хор Веревки пригласил к себе на юбилей в Москву Сталин. Концерт хора Веревки состоялся в Большом театре, волновались очень - в правительственной ложе восседал сам Сталин и лидер КНР Мао Цзе-дун. После концерта к Веревке подошел чиновник и попросил дать солиста на закрытый концерт исполнить несколько украинских песен - для кого, где, не оговаривалось. Веревка предложил Гнатюка: "Привезли меня в Кремль, обыскали, а после показали место, откуда ни шагу вперед, ни шагу назад, так я и простоял на нем полтора часа. Чего только не передумал. А потом меня вытолкнули на сцену, и я увидел люстры Георгиевского зала и много высоких гостей, а в центре Сталин. Меня за роялем уже ждал пианист, я сказал ему, что знаю "Дивлюсь я на небо". Он проиграл вступление, и я не помню, как вступил. Мне кажется, что я плакал. Я исполнил первый куплет, и зал затих, но тишина эта была страшная. Я пел тот куплет, который никто не пел: "Бо щастя я, бiдний, ще змалку не маю, нiхто мене в свiтi, нiхто не кохає. Чужий я у бога. Чужий у людей, хiба ж хто кохае нерiдних дiтей". А такого тогда не могло быть, у советской власти все дети были родными. Все замерли, но тут Сталин встал из-за стола и говорит: "Славный челавэк! Славный пэвэц! Что ты нам еще споешь?" - и я спел "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина", - тогда он пригласил меня за стол. Я сел, голодный, а кусок в горло не лезет от напряжения. Через полчаса меня отпустили и дали с собой еды два пакета, пару бутылок "Хванчкары", коньяка грузинского, водки, кажется, "Столичной". Я тогда был на 3-ем курсе".
С Хрущевым Гнатюк познакомился опять-таки будучи студентом, когда большой ценитель молодых талантов Никита Сергеевич, тогда уже 1-й секретарь ЦК, явился в киевскую оперную студию на оперу "Женитьба Фигаро", в которой Дмитрий Михайлович исполнял партию графа Альмавивы. Впрочем, Хрущев помнил Гнатюка еще по тому памятному концерту у Сталина.
В 1960 г. Хрущев присвоил Гнатюку звание народного артиста СССР. Любимой песней Никиты Сергеевича была "Рiдна мати моя", причем слушал он ее не меньше 3-х раз подряд. Дружба с первыми лицами иногда оказывалась полезной: в 1962-м Хрущев защитил Гнатюка от клейма "невозвращенец". А дело было так. Во время гастролей в Канаде певцу захотелось стать обладателем новой белозубой улыбки, которую ему обещали сделать бесплатно, нужно было только задержаться в Канаде на две недели. Артист подал заявление в посольство, но разрешения так и не получил (посол уехал по срочным делам). Так и не сделав зубы, певец вернулся в Киев. Его тут же вызвали в райком партии, где предъявили отчет агента КГБ о том, что Гнатюк, мол, хотел остаться. Все это означало конец артистической карьеры. Проблема заключалась и в том, что в Канаде еще с довоенных лет жила с семьей старшая сестра Дмитрия Михайловича. Пришлось обратиться к Хрущеву. Тот поручил разобраться в деле председателя КГБ Семичастного. Все разъяснилось, но в Киеве певца опять вызвали, на сей раз уже в ЦК партии, чтобы поинтересоваться, зачем тот жаловался Хрущеву, если никакого доноса не было. - Так в конце концов вы поставили себе новые зубы или нет? - поинтересовалась "КП" у юбиляра. - Нет, так и хожу со своими. Ими я еще могу хорошо укусить".
С Леонидом Ильичем Гнатюк познакомился задолго до вступления того в должность 1-го секретаря ЦК КПСС. Однажды артиста пригласили в Кремль отмечать Новый год. Брежнев попросил его развлечь супругу Викторию, а сам отлучился на несколько часов. Развлекал певец даму преимущественно танцами - вальсы, танго, фокстроты. Виктория Петровна хорошо танцевала. Брежнева не было долго, а когда он вернулся и поинтересовался "Ну как вы тут?", Гнатюк ответил, что так много танцевал с его женой, что беспокоится, не начались бы ненужные разговоры. "Ничего, ничего", - ответил Брежнев. Потом мужчины выпили, закусили, а через несколько часов Гнатюк сел в самолет и отправился в Африку на гастроли, где пробыл 3 месяца. С Черным континентом у певца связана интересная история - вождь племени туарегов, семья которого состояла из 150 жен и соответствующего количества детей, был так впечатлен пением, что возжелал подарить Гнатюку дочь от своей самой любимой жены. Отказываться было неудобно, певец пообещал заехать за девочкой в конце гастролей, и обманул. А могла бы в семье Гнатюка появиться темнокожая приемная дочь. С Брежневым такой дружбы, как с Хрущевым, у Гнатюка не было, но генсек очень любил песни в его исполнении, особенно "Ой, ти дiвчино, з горiха зерня", и часто зазывал к себе в Москву. "Он часто ее заказывал, а когда слушал, в его глазах стояли слезы. Кто знает, может, ему в этот момент вспоминалась несчастная любовь?"- вспоминал певец.
Большим ценителем таланта Гнатюка был и 1-й секретарь ЦК В.Щербицкий. Когда артист выступал на правительственных концертах, Владимир Васильевич вставал из 1-го рядя, подходил к сцене и просил спеть "Сивину", а потом "Черемшину" и "Рiдна мати моя". Щербицкий не раз бывал в родном доме Гнатюка на Буковине, где отец Дмитрия Михайловича потчевал "большого" человека мамалыгой, брынзой и вином из красной смородины. Секретарь ЦК Суслов несколько раз настойчиво предлагал Гнатюку переехать в Москву и петь в Большом театре, даже квартиру роскошную показывал, но тот отказывался. Но перечить "серому кардиналу" было чревато, пришлось просить Щербицкого Суслова деликатно успокоить. Тот действительно помог: "Мы своих не отпускаем!" В канун 60-летия певца Щербицкий лично звонил Горбачеву, ходатайствовал о награде для певца. Тот похвалил голос и посоветовал дать за заслуги Героя Соцтруда. Так и поступили.
С его любимой Галей, студенткой-первокурсницей филфака Киевского университета, его свела судьба. Познакомились они не совсем обычно. Приехав в Киев, Дмитрий Михайлович снимал угол у одной женщины. Позже певцу дали комнату в общежитии, и он съехал, но к хозяйке по старой привычке захаживал. Однажды ему открыла дверь красивая девушка - неприветливо ответив, что хозяйки нет, она захлопнула перед Гнатюком двери. "Комсомолке" Галина Макаровна призналась, что парень ей тогда понравился. А как иначе? Красавец он был писаный. Но разговаривать с незнакомцами она была не склонна, так как на один вечер взяла в университетской библиотеке старинное издание "Божественной комедии" Данте и собиралась его одолеть. Певца же такое поведение симпатичной девушки (а он был женским вниманием избалован всегда) зацепило. Он все про девушку разузнал, а после позвал на свидание. Вскоре они поженились, и у них родился сын Андрей. В феврале 2005 г. семья Гнатюков отметила 55 лет супружеской жизни. Юбилей справляли в узком домашнем кругу, решив все силы оставить на празднование даты Дмитрия Михайловича. "Полстолетия у нас в семье было полное взаимопонимание, может быть, потому, что профессии наши очень разные, хотя слово и песня очень близки. Я благодарна мужу за то, что он всегда благосклонно относился к моей работе". - рассказывала Галина Макаровна. Она - доктор фил. наук, всю жизнь проработала в Институте языковедения НАНУ. В 1983 г. стала лауреатом Госпремии СССР, за создание 11-томного словаря украинского языка. http://hronograf.narod.ru/11/gnatuk.htm
Из интервью ("Известия в Украине" 22.12.2010 г.):
- Признайтесь, что вам больше всего запомнилось за время службы в Оперном театре? - Скажу откровенно, я счастливый человек, потому что моя юношеская мечта - научиться петь - сбылась. У меня было много поклонников и друзей, я пел свои самые любимые арии, ставил и до сих пор ставлю оперные спектакли, признанные дирижерами, зрителями, критиками, в том числе за рубежом. Я ставлю их не так, как все режиссеры- постановщики, не по либретто, а по партитуре оркестра. Именно в ней заложена драматургия, которую я переношу на сцену. Ведь спектакль без драматургии - не спектакль. В театре мною поставлено более 20 опер, в том числе «Тарас Бульба», «Наталка-Полтавка», «Запорожец за Дунаем», «Князь Игорь», «Травиата», «Тоска». Исполнены более 40 главных оперных партий, среди которых князь Игорь в опере Бородина, Остап в «Тарасе Бульбе» и Мыкола в «Наталке-Полтавке», Петруччио в «Укрощении строптивой», Мазепа, Онегин и Демон в одноименных операх, Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини. Эта радость творчества не может быть забыта. Мне удалось покорить не только Европу, но и практически все континенты мира. Неоднократно бывал в Америке, Африке, Франции, Германии, Италии, Австралии, Японии, Новой Зеландии. В Австралии 25 раз меня вызывали на бис с просьбой повторить «Черемшину» украинского композитора В.Михайлюка, в Дании пришлось 6 раз выходить на поклон и петь арию царя Амонасро из «Аиды» Верди. В Японию приглашали выступить на открытии концертного зала на 10 тыс. мест. Когда концерт заканчивался, а я в это время пел «Из-за острова на стрежень», хозяева театра выключили микрофоны, чтобы проверить акустику в зале. И получилось так, что самую драматическую фразу песни - «Мощным взмахом поднимает он красавицу княжну, и за борт ее бросает в набежавшую волну» - спел а cappella. Зал встал и взорвался аплодисментами. Они услышали всю мощь голоса и поняли, что акустика в этом зале - самая прекрасная.
- Как вам это удается? - Мой великий учитель - Народный артист СССР И.С. Паторжинский говорил: «Помни! Любовь и голос выходят из сердца. Петь надо душой и сердцем». Что я и делаю всю жизнь. Моя душа рыдает и зрители плачут. Так распорядилась природа.
- Говорят, что характер делает судьбу. Кто создавал вас как личность? - Мне везло на хороших людей. В нашем селе было три хора. Я пел в школе. Но когда в селе появился священник, отец Мирослав - пошел в хор к нему. Когда этот высокий и красивый мужчина пел, женщины плакали, а у меня по телу бегали мурашки. Послушав мой дискант, он сказал, что будет со мной работать. И я благодарен Богу за встречу с этим удивительным человеком. Он великолепно владел мелодикой пения и учил этому меня 5 лет по 5 раз в неделю. Возьмет, бывало, на скрипке ноту и говорит: «Тяни, тяни, тяни-и-и за мной!» Он не объяснял мне, как надо дышать при пении, а вот этим способом открыл тайны дыхания. И теперь, несмотря на мои 85, беру любую ноту любой октавы и могу посостязаться с молодыми певцами.
- В ЮАР оперным певцам грозит срок до 2-х лет тюрьмы за пение на улице. Вы дома что-то репетировали когда-нибудь? Сколько октав берет ваш голос? - Две певучие октавы: от ля внизу до верхнего ля. Если нет природных данных, этому научить нельзя. Репетировал всегда только в театре, дабы не беспокоить семью и соседей.
- Какие ваши любимые партии? - Особенно люблю драматические партии в операх Дж.Верди.
Амонасро ("Аида")
- А что не любите исполнять? - Без желания пел только Яго в опере «Отелло» Верди. Но редко, когда некому было петь. Мне чужда подлость, не вдохновляет. Я пою то, к чему привил любовь отец. Он говорил: «Чтобы стать профессором, нужно учиться 15-20 лет, а человеком - всю жизнь». Подлый человек для меня просто не существует.
- Говорят, что опера, как религиозный обряд, обладает огромной силой положительного эмоционального воздействия на людей. Не потому ли дирижер с мировым именем В.Гергиев из Мариинского театра мечтает вынести оперный спектакль под открытое небо - на площадки в парках, стадионы. Как вы считаете, это возможно? - Безусловно. В странах Прибалтики это уже есть. Там создали прекрасные певческие поля. По моей инициативе пытались сделать это и в Киеве. Но хотели как лучше, а получилось, как всегда. А во Львове и Хмельницком на них собираются до 5 тыс. человек, и это многоголосие потрясает слушателей своей божественной красотой.
- Над чем работаете сегодня? - Собираемся обновить«Князя Игоря». Его уже 40 лет поют! «Тарасу Бульбе» нужно дать новое дыхание, ведь его поставили 35 лет назад. Следует обновить и оперу «Запорожец за Дунаем». Я однажды менял некоторые ее сцены. Мне не нравилось, что из прекрасного казака-запорожца, полковника войска запорожского сделали в опере пьяницу, который прячется от Одарки в курятнике. Считаю это унизительным для казака. И мы придумали новое, интересное решение. Надо еще поработать, чтоб оперу еще 40 лет пели.
Остап ("Тарас Бульба")
http://izvestia.com.ua/ru/article/1013
Из интервью ("Донбасс" 22.04.2011 г.):
- Поделитесь секретом, что надо делать, чтобы и в 86 лет оставаться певцом? - О-о, за такую долгую творческую жизнь у меня столько рецептов насобиралось! Самое главное - нужно ласкать голос, только тогда есть шанс его сохранить. Это значит, что к голосу нужно относиться, как к живому. Он давно приучил меня к мысли: как ты со мной обращаешься, так я и буду звучать. Нельзя кричать, злиться, обижаться. К слову, успех оперного певца ведь не только в голосе. У нас сейчас есть целая плеяда исполнителей, которые на сцене умеют только петь. А если по-настоящему, то нужно в себе развивать и актерские данные.
К сожалению, первому исполнителю нетленных хитов «Два кольори», «Чорнобривці», «Черемшина» сегодня некому передать свои муз. знания. Однако он сам по этому поводу не переживает. Говорит: «Главное, что у меня отличная семья. А поющая или нет - это уже не так важно!».
- Да, так получилось, что и сын, и внук унаследовали от супруги Галины Макаровны тягу к языкам - она у нас доктор филологических наук, профессор. Сын Андрей преподает французский в университете, внук Дима склоняется в ту же степь. Я никогда не пытался заставить мальчишек пойти учиться в консерваторию. Зачем? Каждый в этой жизни должен заниматься своим делом. Хотя Дмитрий мог бы петь. У него абсолютный слух! А еще голос был чудесный! Когда ему было 3 года, то, проезжая с родителями мимо оперного театра, он обязательно начинал петь - громко так, на весь троллейбус. А когда люди вокруг смеялись, он серьезно интересовался: «Чего это вы? Тут мой дед работает. Его, как и меня, зовут Дмитро Гнатюк!». Но в 4 года внуку вырезали гланды, и голос пропал. http://donbass.ua/news....ja.html *** Эту песню я впервые услышала в исполнении Д.Гнатюка. Пластинку мы с мамой заслушали до дырок; затем появилась пластинка Марио Ланца, которую постигла та же участь. Позже "Fenesta ca lucive" спел Д.Хворостовский, а я в глубине души надеялась, что когда-нибудь Олег возьмёт её в свой репертуар. И вот мечта сбылась.
Не светится оконце Маритана В мире есть красавица одна
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 16 Июн 2022, 21:10 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Памяти выдающегося советского оперного певца ОН ТВОРИЛ ДУШОЙ И СЕРДЦЕМ...
Весной 1959 г. на экраны СССР вышел советский муз. фильм «Годы молодые» режиссёра А.Мишурина. На его счету 9 фильмов, в том числе и самый известный - «Королева бензоколонки» с участием бесподобной Н.Румянцевой. «Годы молодые» - ничем особым не примечательная кинокартина с претензией на муз. комедию. И, конечно, никто бы на неё не обратил особого внимания, если бы там не прозвучала «Песня про рушнык» П.Майбороды на слова А.Малышко: «Ридна маты моя/ ты ночэй нэ доспала./ Ты водыла мэнэ/ у поля край сэла./ И в дорогу далэку/ ты мэнэ на зори провожала,/ и рушнык вышыванный на щастя дала»...
Песне той суждено было войти в золотую сокровищницу советского муз. искусства, наравне с такими шедеврами, как «Темная ночь», «Подмосковные вечера», «Уральская рябинушка». Причём, что ведь примечательно: спел эту песню впервые в том фильме артист А.Таранец. Очень искренне и душевно, к слову, спел. Но в народ она пошла только через 1,5 года, когда её исполнил народный артист СССР Д.М. Гнатюк. И в тот самый момент она стала уже немыслимой без его неповторимого голоса. Именно в исполнении Гнатюка песня набрала ту высоту, когда индивидуальное творчество становится народным. Подобное под силу только настоящим талантам, людям, творящим душой и сердцем. Дм. Гнатюк, безусловно, принадлежал именно к таким художникам. Когда я однажды задал ему, как журналист, почти что стандартный вопрос на тему того, каким должен быть оперный певец, Дмитрий Михайлович, ни секунды не задумываясь, ответил: «А я вообще не представляю себе артиста иначе, как фанатично вкалывающего человека. Не хочет, не может или не умеет так выкладываться - значит, ему надо менять профессию».
Сам я вырос на песнях Гнатюка. В годы моего детства украинские песни звучали по Всесоюзному радио едва ли не чаще, чем русские, и уж точно чаще песен других советских народов. Это уже потом, когда Украина стала «нэзалэжной», её населению цинично, нагло и беззастенчиво начали вдалбливать бредни о якобы притеснении украинцев со стороны русских. В советские времена никто понятия не имел ни о каком притеснении. Украина процветала наравне с другими братскими республиками, во многом их опережая. Если быть уж до конца справедливым, то следует заметить: в советские времена моя нэнька переживала эпоху своего райского процветания. Во всех сферах общественной жизни. Буквально.…
Познакомились мы с Дмитрием Михайловичем в Москве, во время гастролей певца. А потом уже много раз встречались в Киеве. В каждый свой приезд в столицу Украины я обязательно шел в академический театр оперы и балета УССР, где Дмитрий Михайлович не только исполнял все баритональные партии, но и... директорствовал! Вообще он был очень большим общественным деятелем на моей малой родине. Достаточно сказать, что его постоянно избирали в Верховный Совет республики, в Верховный Совета СССР. При этом артист имел кучу всевозможных званий, премий, наград, лауреатств и был попросту обласкан системой с ног до головы. Но, странное дело, нос Гнатюк не задирал, на людей свысока не посматривал, а все свои звания и награды воспринимал без малейшего восторга и трепета, как будто бы что-то само собой разумеющееся.
Как-то я его спросил не без иронии: а вот если б снова начать, выбрали бы вы опять «бесконечные хлопоты эти»? И Гнатюк вдруг задумался. Потом сказал: - Вот не могу ответить тебе на этот вопрос. И оснований для такой осторожности у меня более чем достаточно. Ну, во-первых, вырос и повзрослел я в селе Староселье Черновицкой обл. Сам понимаешь, тяга к земле у меня в генах. Когда работаю у себя на садовом участке, могу забывать обо всем на свете. Это мое увлечение родные и близкие считают просто-таки чрезмерным. Так что и на земле мог остаться. С другой стороны, во время войны я работал подручным сталевара в мартеновском цехе. Было это в городе Нижняя Салда, что на Урале. И скажу, что варка металла настолько захватывающий процесс, что испытав его раз, человек, как правило, уже ничем больше не интересуется. Есть в процессе изготовления металла, как и в труде на земле, что-то мистическое, трудно даже постижимое. Во всяком случае, я до сих пор не смогу тебе внятно объяснить, почему покинул мартен. Наверное, во всем музыка виновата. Когда она приходит к тебе, захватывает тебя и душа начинает петь, все житейское, рациональное как бы отодвигается на задний план.
- Расскажите о том, что собой представляет Киевский театр оперы и балета, где вы проработали без малого полвека. - Это, без преувеличения, второй театр после Большого на всем постсоветском пространстве. С советских времен не изменились и его проблемы. Одна из которых - превалирование оперной труппы над балетной. Еще когда я директорствовал, пробовал изменить это неровное соотношение, но у меня ничего не получилось. И тут, видимо, уже ничего не поделаешь. Есть традиции, выходящие за пределы театра: на украинской земле (и это в доказательстве не нуждается) испокон века вырастали хорошие голоса.
- Да, их ценили все, включая и высших руководителей советского государства. Перед кем из них вам довелось петь? - Начиная со Сталина перед всеми без исключения. Причём вождю народов я спел в Кремлёвском дворце ещё будучи студентом вокального факультета Киевской консерватории имени П.И. Чайковского. Он подозвал меня к столу и спросил, кто я и откуда. Я ответил: учусь в консерватории у Паторжинского. «Иван Сергеевич хороший певец, не подведите его». - сказал Сталин. Хрущёв тоже любил украинские песни. Кстати, благодаря ему я вынужден был исправить или усовершенствовать, как угодно, вот эту старинную песню «Вивци мои, вивци/ Вивци та отары./ Хто ж вас будэ пасты,/ Як мэнэ нэ станэ?» Ведь в оригинале было: «вивци та бараны». Хрущёв сказал мне: «Некрасиво звучит – бараны. Придумай что-нибудь». Ну я и придумал: отары. Хотя с баранами оно точнее будет.
- Брежнев любил, песню «Рушнык»... - Любил, ты прав. Но чаще всего просил меня исполнять «Два кольоры» А.Белаша на сл. Дм. Павличка: «Два кольоры мои, два кольоры,/ Оба на полотни, в души моий оба,/ Два кольоры мои, два кольоры:/ Червонэ - то любов, а чорнэ - то журба». Когда я пел, Леонид Ильич, не стесняясь, утирал слёзы. Не погрешу против истины, если скажу, что все советские высшие руководители партии и правительства относились ко мне по доброму. Я же один из немногих певцов, ставших народным артистом СССР, минуя такие звания, как «заслуженный» и «народный» Украины. Е.Фурцева часто и много мне помогала. У меня 57 млн. пластинок. Большинство из них вышли благодаря её стараниям.
- Знаю, что вы практически всю свою творческую жизнь занимались коллекционированием картин. Не изменили хобби? - Наступили времена, не способствующие моему увлечению. Но и того, что собрано для меня вполне достаточно. Лучшие художники всегда умели передавать сконцентрированный образ человека, его чувства, мысли, стремления. Порой я физически ощущаю, как богатеет моя душа, какими чистыми и возвышенными становятся чувства от общения с настоящей живописью. Своим голосом и мне приходилось добиваться чего-то сходного. Так что я очень счастливый человек!… *** На 90-м году жизни Дмитрий Михайлович тяжело заболел, поэтому мало участвовал в торжествах, посвящённых его юбилею. Зато мужественно и стоически боролся с недугом, вырвав у смерти ещё почти 2 года. Умер в 2016 г., целым апрелем зацепившись за 92-й год жизни.
Сразу после смерти украинского оперного гения, его архив выбросили на помойку. Журналист Вахтанг Кипиани написал по этому поводу: «И вот сейчас эти 50 кг. наследия, которые заполнили 8 коробок, - передо мной. Тысячи писем. Документы. Афиши. Тысячи фотографий. То, что должно быть в архивном фонде, ушло на помойку. Слава Богу, что есть сумасшедшие, кому не все равно. И что теперь с этим делать? Посылаю луч вечной диареи потомкам выдающегося артиста и государству, которое позволяет разбрасываться памятью».
Д.В. Гнатюк действительно был легендой советской оперной сцены. Долгое время солировал на сцене Киевского театра оперы и балета им. Шевченко, позже стал его худруком. Выступал как камерный певец: исполнял романсы и народные песни. Гнатюк пел почти все широко известные украинские песни, так понятные и любимые русским слушателем, но нынешней Украине их оперные легенды, увы, не нужны. Такое вот квазигосударство... Михаил Захарчук 29.04. 2022. газета "Столетие" https://www.stoletie.ru/kultura/on_tvoril_dushoj_i_serdcem_222.htm
Письмо матери Прощай, радость, жизнь моя Элегия
|
|
| |