[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ЮРИЙ ГУЛЯЕВ
Юлия_МихайловнаДата: Четверг, 23 Июн 2011, 18:15 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 30
Статус: Offline
ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУЛЯЕВ
(09.08. 1930 - 23.04. 1986)


Родился в Тюмени. Учился в музыкальной школе. В седьмом классе отец подарил ему гармонь-двухрядку, под которую Юра начал петь весь репертуар С.Лемешева, услышанный по радио и с пластинок. В 1949 году по окончании школы поступил в Свердловский мединститут, но, быстро осознав ошибку в выборе профессии, перешёл в консерваторию на вокальный факультет. До четвертого курса пел тенором и только позже открылся его прекрасный бархатный баритон. На пятом курсе (1953) Гуляев был приглашен в Свердловский театр оперы и балета. Карьера оперного певца продолжалась в Донецком (1955 - 1960) и Киевском оперных театрах (1960-1975), а с 1975 года и до конца жизни Гуляев был солистом Большого театра. В его репертуаре партии Фигаро, Онегина, Мизгиря и др.
Его концертная деятельность развивалась параллельно оперной. Ещё со времени учебы в консерватории, в первые послевоенные голодные годы многие студенты подрабатывали в концертах. Гуляев в сопровождении баяна пел арии, песни, романсы. Эстрада принесла ему широкую популярность. Покорял его бархатный, теплый и богатый по тембру баритон, привлекало открытое красивое лицо, обаятельная улыбка. В его репертуаре народные песни, русские романсы, зарубежная классика и, конечно, современная песня, которой он отдавал много сил. Работа на эстраде привлекала его прямым общением со зрителем и возникающим от этой сопричастности чувством гражданина, которое он с предельной искренностью и страстностью реализовывал в песне.
Гуляев много работал над каждой песней, широко опираясь на опыт старшего поколения (в частности, своего кумира Лемешева). Но традицию использовал творчески, создавая свой уникальный мир песни. На Украине он сотрудничал с композитором И.Шамо, а с 1966 года началась творческая дружба певца с А.Пахмутовой, цикл которой на стихи Н.Добронравова "Созвездие Гагарина" стал для Гуляева истинным "созвездием", а песня цикла "Знаете, каким он парнем был" навсегда стала его визитной карточкой, как и песни "Русское поле", "На безымянной высоте".

Целый цикл произведений написал для него М.Таривердиев. Исполнял Гуляев песни Т.Хренникова, Г.Свиридова, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского. Требовательный к себе, тактичный с другими, он тонко чувствовал разницу, работая с оркестром п/у Ю.Силантьева, с русским народным оркестром им. Н.Осипова или под аккомпанемент рояля (многие годы его бессменным аккомпаниатором была Р.Трохман). Гуляев и сам написал несколько десятков песен, наиболее известны "Воспоминания о полевом оркестре", "Желаю Вам" на стихи Р.Рождественского и цикл песен на стихи С.Есенина ("Под окошком месяц", "Дорогая, сядем рядом"). Певец много гастролировал в США, Канаде, Франции, Японии, Бельгии, на Кубе. Он лауреат VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959) и Госпремии СССР (1975), Народный артист СССР (1968).
Юрий Александрович рано ушел из жизни (24.04.1986). В память о нём создан фестиваль-конкурс молодых оперных певцов им. Ю. Гуляева, получивший статус государственного.
«Бывают личности, которые как бы олицетворяют красоту и обаяние нации, - мне кажется, такими были Юрий Гагарин и Юрий Гуляев». (А.Пахмутова)


Его голос, "по слуху", узнавала вся страна: даже там, где не было ни филармонии, ни оперы, ни телевидения, а только радиоприемник, - даже там сразу определяли - "поет Юрий Гуляев". Да, это был Божий дар - тембр его голоса. Неизъяснимо обаятельный, словно обволакивающий добротой, вселяющий мужество и доверие, согревающий надеждой. Словом - несущий спасительную и возвышенную романтическую красоту... Такое всегда было редкостью. Лишь считанное число певцов, в том числе мировых знаменитостей, обладали столь исключительно индивидуальной окраской звука. Наши - Шаляпин, Собинов, Нежданова; из более близких к нам - Лемешев, Рейзен, Норцов... Сегодня - И.Архипова. Но, конечно, "талант тембра" - не единственное природное богатство Ю.Гуляева. Человек высокой музыкантской культуры, он обладал уникальной эстетической интуицией, подсознательным чутьем прекрасного - качествами, которые всегда отличают истинного художника. А реализовывались они в выразительнейших художественных образах, реализовывались и приумножались мощной силой воли, интеллекта, глубинным знанием сущностного. О своих оперных героях, о духовном содержании каждой народной песни, каждого романса Глинки, или Рахманинова, или Чайковского, о "персонажах" множества спетых им романтических песен о современности - советских массовых песен, - обо всем этом Гуляев мыслил своеобразно. Подчас - неожиданно и всегда по-своему, всегда свежо.

Соответственно, его скупые, но такие точные рассказы о собственных интерпретациях, об осмыслении им своих поисков наиболее полного "олицетворения представлений" (Крамской) - эти его рассказы и "показы" (интонацией, спетой фразой, мимикой), увы, никем и нигде не зафиксированные, могли бы составить интереснейшую книгу не просто о мастерстве певца, но о целостном внутреннем мире выдающегося художника. Всякий раз с наслаждением слушаешь-переслушиваешь записи Ю.Гуляева. А их, к счастью, сохранилось немало (в отличие от "штучных" видеопленок!). И эти записи, хотя и не полно, все же раскрывают сегодняшним слушателям огромное богатство и многообразие мира народного, классического и современного искусства, воссозданного Артистом.
Журнал "Музыкальная академия" №1 2001г.

Юрий Гуляев - исконно русский певец. Вольная Сибирь, тюменская чудо-земля стала его песенной колыбелью. В маленьком домике на окраине города не смолкал патефон. Звучали старинные романсы, народные песни. Юрий заучивал их и пел высоким альтино.
Помню, как в 1956 году, когда мы познакомились, 25-летний юноша, аккомпанируя себе на рояле, спел "Хризантемы". Он пел старинные романсы. Это было откровение: один прекраснее другого - энциклопедия русского романса. Его узнавали сразу. Голос неповторимой красоты, ласкового тембра, в нем звучали мощь, удаль, озорство. И каждому слушающему казалось, что он поет лично для него, о его судьбе. Совсем «не прочитанная книга» - Ю.Гуляев в камерном репертуаре. Здесь на первый план выступала мощная и одновременно тончайшая интеллектуальная работа, помноженная на глубокий внутренний эмоциональный заряд. Безоглядная страсть, порыв, юношеская озаренность чувства в иных сочинениях и – детальнейшая проработка драматического, трагического, наполненного жгучим состраданием к несчастным, обездоленным «погибшим созданиям» - в других.
Высочайшим, не побоюсь преувеличить, шаляпинским образцом такой всеобъемлющей эмоциональной партитуры для меня является исполненный Гуляевым цикл романсов Рахманинова - самых разных и поэтому позволяющих полноценно судить о величии таланта артиста, о богатой палитре его декламационных средств, о вчувствовании в каждую буквально ноту-интонацию исполняемого текста.
(Я проверял на абсолютно неискушенных в музыке людях разных возрастов звучание этой концертной подборки: люди преображались, духовное открытие услышанной красоты оставалось с ними на долгие годы…) И жаль, что Юрий Александрович так и не успел осуществить свой литературный замысел – написать книгу об интерпретации романсов Рахманинова (от этого замысла осталось лишь несколько разговорных фрагментов)!
Журнал "Музыкальная академия" №3 2005г.



"НЕ ЗАБЫВАТЬ ТОВАРИЩЕЙ СВОИХ..."
Концертные сезоны не раз приносили певцу выдающиеся успехи в камерном репертуаре. Мастерски пользуясь всеми красками - от сочной, звучной кантилены до простого говора, он всегда стремился донести до слушателя вокально-поэтическую мысль.
Чувствуется у Гуляева (особенно когда поет он русские песни либо камерный репертуар) трепетное приближение к неизбывно прекрасной певческой манере Ф.Шаляпина. Приближение бережное, уважительное, без навязчиво-нескромной попытки подражать. Напротив, Гуляеву свойственно стремление непременно создавать свою собственную интерпретацию. Надолго запомнятся слушателям его концерты в Большом зале Консерватории, где так прекрасно, так изысканно тонко звучали романсы русских классиков. В каждом из них артист стремился создать законченную сценку, воплотить психологически достоверный персонаж со своей характерной "биографией".
С годами все чаще привлекают его романсы-размышления, романсы-раздумья. Он ищет вокальные миниатюры, необычные по жанрам. Кто бы мог подумать, что можно вот так, словно завершенное концертное сочинение, спеть всего лишь... шутливое поздравление в письме, присланное одним великим русским мастером другому ("Письмо Рахманинова к Станиславскому"). Гуляев решился и победил, создав выразительный "портрет письма" - изысканно тон¬кого, почтительного, дружески нежного, чуточку шутливого...
Из книги Е.Добрынина  "Певцы Большого театра СССР"

Сороковые годы прошлого теперь уже века. Весна, посевная. На полевом стане в одном из колхозов области короткая передышка – агитбригада приехала с концертом. Молодой парнишка с баяном поет колхозникам про розу, которая "цвела, чудесной прелести была полна". Мощный, хотя еще не устоявшийся его голос привел зрителей в полный восторг, и когда парня на импровизированной сцене сменил другой самодеятельный артист, народ забеспокоился: "А где же тот конопатенький мальчик?"
"Конопатенький мальчик" вырос через несколько лет в великого певца, Народного артиста СССР, виртуозного исполнителя классических оперных арий, романсов и эстрадных песен. Сведения из его биографии занесены в Большую советскую энциклопедию. Это все о нем, нашем земляке Юрии Гуляеве. Так уж складывалось во все времена: дорога к славе и признанию дается проще столичным жителям, особенно тем, кто может рассчитывать на поддержку влиятельных людей. Тюмень же в те годы была для музыкального мира далекой провинцией. Откуда бы взяться и влиятельным покровителям: семья Гуляевых жила скромно. Но было в их доме нечто большее – атмосфера любви, безусловного уважения друг к другу и… музыка. Были в семье патефон, коллекция пластинок, пели родители – мама Вера Федоровна и отец Александр Матвеевич. У дома на улице Шверника (ныне Немцова), где жили Гуляевы, частенько собирались соседи на своеобразные музыкальные вечера.

Вспоминает Вера Ивановна Гурьева: "Мы с Юрой жили и росли на одной улице. Родители наши дружили, и мы, дети, тоже всегда были вместе. Когда отец купил Юрию гармошку, стали мы собираться у их дома. Юра садился на табуретку и начинал потихоньку петь: "Вот мчится тройка почтовая". Мы сначала слушали, потом, осмелев, начинали подпевать. Такое это было для нас счастье, ведь "свой" гармонист по тем временам — большая редкость…"  Его первое публичное выступление: на школьном вечере рискнул исполнить арию Ленского, разученную с патефонной пластинки. Успех был безоговорочный – шквал аплодисментов. Классный руководитель Зинаида Александровна Наумова прочила Юрию великое будущее и настоятельно советовала серьезно учиться музыке. Он учился, успевая потрясающе много: обычная школа, "музыкалка", концерты художественной самодеятельности и работа аккомпаниатором. Потом были годы учебы в Уральской государственной консерватории им. М.Мусоргского.

Из воспоминаний А. Проскурякова, члена Союза композиторов СССР, заслуженного работника культуры РСФСР: "Тяжелые послевоенные годы. Мало кто вернулся в консерваторию после военного лихолетья. Особенный дефицит абитуриентов был на вокальном факультете с мужскими голосами. Решили сделать прослушивание и прием в консерваторию на вечернее отделение. Я присутствовал на первом прослушивании. Обратил внимание на двух высоких парней, фланирующих по коридору. Один был Б. Штоколов, второй – Ю.Гуляев. Обоих зачислили в консерваторию". …Ему рукоплескала публика ведущих оперных театров мира, французы называли Гуляева "молодым Шаляпиным", великолепный голос его знали и любили жители самых отдаленных городков и деревень страны.
Светлана Павлова
http://www.yurigulyaev.ru/main.html

"Созвездие Гагарина"

https://www.youtube.com/watch?v=UPasinFDO7c

"Знаете, каким он парнем был"

https://www.youtube.com/watch?v=sMeOrfu6f8U

"Песня о тревожной молодости"

https://www.youtube.com/watch?v=v_73y-ow06c

"На безымянной высоте"

https://www.youtube.com/watch?v=eRJqZhVT3HU

"Если отец - герой"

https://www.youtube.com/watch?v=Yk-6pl01n9o

"Желаю Вам"

https://www.youtube.com/watch?v=-foOWWAbq8I

"Голубая тайга"

https://www.youtube.com/watch?v=Y8lAEwBhI-Y

"Как сладко с тобою мне быть"

https://www.youtube.com/watch?v=KE0AEcerSS4

"Признание"

https://www.youtube.com/watch?v=9Ad2lZMMsfw
Прикрепления: 0879971.jpg (7.7 Kb) · 2365928.jpg (134.5 Kb) · 3126058.jpg (27.2 Kb)


Сообщение отредактировал Юлия_Михайловна - Четверг, 23 Июн 2011, 18:20
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 10 Сен 2020, 20:33 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
9 августа Юрию Гуляеву исполнилось бы 90 лет...
"ЗНАЕТЕ, КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ..."
Известный советский певец, звезда «Голубого огонька», казался зрителям абсолютным счастливчиком. А он болел астмой и выбивался из сил, чтобы помочь своему ребенку с ДЦП...


В 70-80-е годы был кумиром миллионов советских людей. Его концерты собирали многотысячные площадки, которые ломились от зрителей. Мечта мальчишки из далекой Тюмени сбылась - он стал певцом!.. Но он и не догадывался, какие тяжкие испытания ждут его на пути к успеху. Все началось в Уральской консерватории в Свердловске, где из-за непростительной ошибки педагогов его учили как тенора, а он был баритоном. Четыре года учебы он был на грани отчисления. Когда запел баритоном – все встало на свои места. Ни один советский «Голубой огонек» не обходился без Ю.Гуляева. Его солнечная улыбка и светящиеся радостью глаза нравились зрителям не меньше, чем великолепный баритон. Было просто приятно смотреть на него и думать: вот, бывают все-таки абсолютно счастливые люди! Но только самые близкие знали, что певец каждый день сражается на собственной войне. Из-за астмы врачи категорически не рекомендовали ему давать концерты, но он продолжал выступать, чтобы обеспечить будущее своего больного сына.


Франция, Куба, Болгария, Канада, США… Во всех этих странах концерты Гуляева проходили с неизменным успехом. Он сам написал музыку к 40 песням и романсам. Карьера складывалась великолепно: начинал с театра оперы и балета в Сталино (теперь это Донецк), потом пел в Киевском театре опера и балета, а через три года став солистом Большого театра выступал с Лемешевым. Об их необыкновенно теплых, дружеских отношениях рассказывала вдова певца Лариса Гуляева: "Однажды был такой случай. Закончился худсовет, все артисты разъезжались из театра, а про Лемешева в суете забыли. Он стоит один... Юрий Александрович не знал, как поступить. Подойти – вроде неудобно. Потом подошел и спросил: «Можно, Сергей Яковлевич, я вас до дома довезу?» Лемешев благодарно улыбнулся: «Да, большое спасибо, Юрочка!»
Все, кто близко знал Гуляева, утверждали, что он был напрочь лишен зависти, напротив, умел радоваться за своих коллег. Необыкновенно красивый внешне, он умел вести себя как лорд и при этом никогда не довлел над людьми. Все чувствовали себя с ним на равных. Он легко находил общий язык с каждым, ему не важно было, кто перед ним, уборщица или министр культуры. Когда ему сказали, что Фурцева недовольна тем, что Гуляев поет «Семеновну» с эстрадным ансамблем, он напрямую выразил свое отношение: «Дура ваша Фурцева».

Личная жизнь тоже складывалась удачно. С будущей женой Юрий Александрович знакомится в 1956 году. Лариса Михайловна была журналистом, редактором и преподавателем. Поженились молодые через четыре года после первого знакомства. Родители Ларисы были против, чтобы она выходила замуж за артиста - думали, что артисты любят только себя, и не желали дочери такой судьбы. Первое время она скрывала, что замужем. Через четыре года Юрий уехал на зарубежные гастроли, а Ларису увезли в роддом.
 - У меня были так называемые «сухие» роды. Мне кололи стимуляторы, потом врачи применили вакуум. Просила сделать кесарево сечение, но, увы, было поздно… ДЦП связан с осложнениями при родах - это общеизвестный факт, - рассказывала потом Лариса. Десять дней от Юрия скрывали, что у него родился сын. Близкие считали, что эта новость сорвет его гастроли в Париже. Он приехал, увидел сына и не смог сдержаться - разрыдался. Мудрая свекровь посоветовала Ларисе: «Ты Юру от сына не отталкивай - пусть чувствует ответственность, помогает».


Младшего Гуляева тоже назвали Юрием. Певец постоянно был рядом с сыном: купал, стирал пеленки, пел колыбельные. Изобрел ходунки - и в три года Юра пошел! Родители бесконечно любили его, использовали все возможности, чтобы показать его хорошим врачам. И.Кобзон помог попасть на прием к маститому хирургу-ортопеду Г.Илизарову. Летали в Ленинград к внучке знаменитого Бехтерева, нейрофизиологу Н.Бехтеревой... В семнадцать он, первокурсник МГУ, прочитал все научные статьи профессора Канделя, и, ничего не сказав родителям, позвонил ему и договорился об операции. Операция предстояла сложнейшая. Родители страшно боялись. Доктор уговаривал их рискнуть: «Мальчик хватается за любой шанс. Подрастет, скажет: ведь была возможность помочь мне!». Операция прошла успешно, Юра стал чувствовать себя гораздо лучше, и когда вернулся в университет, все были ему искренне рады. Казалось, что самые тяжелые годы позади. Гуляев спел свою песню-визитную карточку, «Знаете, каким он парнем был» из «Гагаринского цикла». Космонавты считали его своим талисманом. Его приняли в труппу Большого театра. Но тут Гуляеву пришлось выбирать: или служение театру, или эстрадные гастроли. Работу на эстраде пришлось сократить до минимума. И переезд из Украины в Москву не пошел певцу на пользу: разыгралась астма. Он постоянно беспокоился: волновался за сына, тревожился, что потеряет голос, не понимал, почему задыхается… Но улыбался своей гуляевской - не хуже гагаринской - улыбкой. 

У Юрия Александровича были золотые руки. Он мог смастерить проигрыватель для грампластинок и тумбочку под него, разобрать ли и собрать по винтику автомашину. На досуге его любимыми занятиями были шахматы и игра на пианино. Сам сочинял музыку, причем был очень строг по отношению к себе. Он говорил: «Если композитору достаточно написать на тройку – это будет моей пятеркой, но если я напишу на пятерку, это будет всего лишь тройка». Больше всех любил Чехова и Есенина. 
Ю.Гуляеву было всего 55 лет, когда он умер за рулем своего автомобиля, просто сел за руль и не смог выехать из гаража - сердечный приступ... Похоронен на Ваганьковском кладбище. (Самое поразительное то, что, Ю.Гуляева и сына С.Есенина - Константина - хоронили на Ваганьковском в один день и почти в одно время... В этот день я специально отпросилась с работы, чтобы проводить их в последний путь...- В.)


После безвременной кончины певца не осталось его официальных студийных оперных записей. Дискографию Гуляева, печатные материалы, интервью мастера по крупицам собирали его вдова и сын при участии спонсоров и Фонда русской классики его имени. Артисту посвящен док.фильм «Неоконченная песня. Юрий Гуляев»
https://www.goodhouse.ru/stars....?page=2
https://24smi.org/celebrity/3978-iurii-guliaev.html
https://kulupa.livejournal.com/190643.html

"Тонкая рябина"

https://youtu.be/Pe1tdLDorRI

"Зашумела-разгулялась"

https://youtu.be/6OnmnLjm1A0

"Не велят Маше за реченьку ходить"

https://youtu.be/nhsP7Pnsc2A

"В мире есть красавица одна"

https://youtu.be/eFp_2IzCep8

"Прощай, радость"
 
https://youtu.be/IRM9-8yb0eU

"Колокольчики мои"

https://youtu.be/sgsntUBkU3w

Песни на стихи С.Есенина
"Королева"

https://youtu.be/ZDbLsYLS6fY

"Дорогая, сядем рядом"

https://youtu.be/oy6FbnHd-jk

"Письмо матери"

https://youtu.be/tslEgT0RUiw
Прикрепления: 0977049.jpg (9.2 Kb) · 0587262.jpg (12.9 Kb) · 9551219.jpg (14.9 Kb) · 0430686.jpg (21.7 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: