Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 23 Апр 2017, 10:26 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ОГНИВЦЕВ (1920 — 1981)
Русский советский оперный певец (бас), солист Большого театра. Народный артист СССР, Лауреат Сталинской премии первой степени. Родился 27 августа 1920 года на Украине, в селе Петровское Луганской области. Окончил Харьковский техникум и был направлен работать на Дальний Восток в Уссурийск. В 1944 году восстанавливал телефонные линии на освобождённых станциях Украины и Молдавии.
В 1949 году Огнивцев закончил Кишиневскую консерваторию и принял участие во Всесоюзном смотре студентов-вокалистов в Москве, где произошла знаменательная встреча начинающего певца с Антониной Неждановой. Она сразу угадала в молодом вокалисте черты настоящего, большого таланта и посоветовала ему серьезно поработать и по окончании консерватории приехать на пробу голосов в Большой театр. В 1949 году Александр Огнивцев был зачислен солистом оперы ГАБТа, где в полной мере проявились его певческий талант и актёрское дарование.
Главным дирижером был тогда прославленный Н. Голованов, оценивший дарование Огнивцева и смело выдвинувший его на ответственное положение в труппе. Да и вся творческая атмосфера Большого театра тех лет оказала огромнейшее влияние на эстетические воззрения начинающего артиста.
Александр Павлович Огнивцев пел в Большом театре немногим меньше тридцати лет. За это время он воплотил на сцене около двадцати ролей. Гремин и Король Рене («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского), Борис Годунов, Пимен и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Иван Грозный («Псковитянка» Римского-Корсакова), Мефистофель («Фауст» Гуно), дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Филипп («Дон Карлос» Верди), Бестужев, Николай I («Декабристы» Шапорина), Вожак («Оптимистическая трагедия» Холминова), Генерал («Игрок» Прокофьева) и многие другие.
Долго готовился Огнивцев к исполнению партии Досифея, явившемуся одним из самых трудных экзаменов в его жизни. Неоценимую помощь оказали ему в работе над этой ролью А. Нежданова и Н. Голованов.
«С тех пор, — вспоминал молодой певец, — Антонина Васильевна и Николай Семенович начали со мной заниматься, и я на всю жизнь запомнил часы, проведенные в их доме. Они сделали меня певцом. Антонина Васильевна обращала особое внимание на вокал и все время неустанно напоминала мне, что певец, прежде всего, всегда должен быть в форме, а для этого необходимы ежедневные, без всяких пропусков, упражнения. В день спектакля уже с утра артист должен начать говорить шепотом, чтобы перед выступлением не напрягать голос. Сама Антонина Васильевна перед спектаклем всегда говорила шепотом, и все в доме научились «подстраиваться» к ее шепоту. Она учила меня серьезному, трепетному отношению к искусству. Когда я начал готовить Досифея, то вначале занимался с Антониной Васильевной и Николаем Семеновичем. Они сидели за роялем и проходили со мной всю партию, арию за арией. Особое внимание они обращали на детали сценического образа, безукоризненность вокального звучания, выразительность дикции, ровность звука».
Сценическое воплощение Бориса Годунова — вершина профессиональной зрелости, вокального мастерства, музыкальной культуры Александра Огнивцева.
«У Александра Павловича Огнивцева голос, внешность, актерская сущность находятся в полной гармонии, создавая в комплексе образ русского богатырского склада, исполненного душевного величия, благородства и красоты». (Борис Хайкин)
Снялся в фильмах «Римский-Корсаков» и «Алеко».
В 1951 году певец был удостоен Государственной премии СССР, в 1965 ему было присвоено звание Народного артиста СССР.
Умер Александр Павлович Огнивцев 8 сентября 1981 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
«Он был выдающимся певцом, великим артистом, человеком, в котором преданность театру жила до последней секунды». (Ирина Архипова)
http://www.belcanto.ru/10121902.html
|
|
| |