Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 03 Май 2017, 22:01 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Наталья Дмитриевна Шпиллер
Выдающаяся русская, советская певица (лирическое сопрано), педагог, музыкально-общественный деятель, одна из представительниц «Золотой эпохи» Большого театра СССР, Народная артистка РСФСР (1947), лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1943, 1950).
Ее исполнению присуши основные черты русской школы пения — глубокая одухотворенность, правдивость вокального воплощения музыкального образа, благородство и простота художественных средств. Сильный, большого диапазона голос, которым Шпиллер владеет с мастерством, и ее высокая музыкально-исполнительская культура позволяют артистке пополнять свой репертуар разнохарактерными ролями.
Родилась в 1909 году. После окончания в 1931 году Киевской консерватории поступила в труппу Куйбышевского театра оперы и балета (солистка). В 1935—1958 — в Большом театре. Также выступала как концертная певица.
В 1950 году Наталья Шпиллер начала преподавать в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1963 — профессор). В 1964 — 1975 годах заведовала кафедрой оперной подготовки, в 1975—1979 — кафедрой сольного пения.
В 1950 году вступила в Союз театральных деятелей РСФСР. С 1969 года — председатель совета вокально-творческого кабинета А.В. Неждановой и Научно-методического совета по вокальному образованию при Министерстве Культуры России.
В марте 1943 года Сталинская премия первой степени в размере 100 000 рублей за оперный спектакль «Вильгельм Телль» Дж. Россини была передана Н. Д. Шпиллер вместе с коллективом ГАБТ на постройку эскадрильи «Лауреат Сталинской премии».
http://facecollection.ru/people/natalya-shpiller
ОБЫКНОВЕННАЯ БОГИНЯ
К 100-летию Натальи Шпиллер
Она была дочерью состоятельных родителей, которые смогли привить ей любовь к искусству и дать ей понятие о национальной культуре с рождения. Это знание она пронесет через всю свою профессиональную жизнь и, впоследствии, будет передавать своим ученикам.
Первые уроки вокального искусства Наталья Дмитриевна получила уже в детстве от матери – оперной певицы. Начав обучение в Киеве, Шпиллер вскоре перебралась в Москву и продолжила учиться в Московской консерватории в классе Е.Лавровской. Потом была отправлена совершенствоваться за счет государства в Париж.
Вернувшись в Москву, Наталья Дмитриевна приняла участие в конкурсе певцов для формирования труппы нового оперного театра в Самаре. Успешно пройдя конкурс, была принята в труппу этого театра и проработала там с 1931 до 1934.
Но самым важным в судьбе Натальи Дмитриевны стал период конца 1934 - начала 1935 годов. Она решила попытать счастья и снова поучаствовать в конкурсе. Но на этот раз ставка была намного выше. Большой театр набирал молодых исполнителей в труппу. Шпиллер смогла пройти конкурс и уже 25 января 1935 года дебютировала на сцене Большого в партии Микаэлы в «Кармен». Этот дебют стал судьбоносным для молодой певицы, и уже после этого она становится штатной солисткой театра. Второй партией на сцене Большого стала Эллен в опере Л.Делиба «Лакме».
Уже в первые годы работы в Большом театре к ней пришла артистическая зрелость, позволившая певице достичь большой психологической выразительности. Голос Натальи Дмитриевны обладал редкими природными качествами и прежде всего, красотой тембра. Яркий, большого диапазона голос, безупречная вокальная техника, прекрасно поставленное дыхание давали артистке возможность петь так легко и свободно, что слушатели не замечали всех вокальных трудностей, которые она преодолевала.
Имя Натальи Дмитриевны Шпиллер тесно связано с деятельностью Большого театра 1930-х – 50-х годов. Критики отмечали, что это было время возрождения на советской сцене классических полотен русской и зарубежной музыки. 1936 год стал еще одной важной вехой в творчестве певицы: она исполнила партию Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Исполняя Татьяну Шпиллер смогла продемонстрировать все свое актерское дарование и обратила на себя внимание многих критиков. Многие, кто слышал Шпиллер в опере «Евгений Онегин», отмечали, что образ, создаваемый этой певицей, разительно отличается от всех остальных.
В 1940 году Наталья Дмитриевна дебютировала в партии Зиглинды («Валькирия») в постановке Сергея Эйзенштейна. И в этом же году исполнила ее на торжественном представлении-приеме в честь министра иностранных дел Германии Риббентропа, по личному приглашению Сталина посетившего главный театр страны.
До 1950 года Шпиллер создала на сцене Большого театра много ярких образов, в их числе была роль Матильды из оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль». За нее, кстати, певица была удостоена Сталинской премии. В 1945 – Антонида («Иван Сусанин»), в 1946 Большой давал 1000-й спектакль «Евгения Онегина» со дня первой постановки в 1881 году и именно Шпиллер была удостоена чести исполнить партию Татьяны в этом спектакле.
В 1949 году певица участвовала в премьерных постановках «Фауста» (Маргарита) и «Садко» (Волхова). За партию Волховы Шпиллер во второй раз была удостоена Сталинской премии в 1950 году. Многие источники указывают на то, что Шпиллер была одной из любимейших певиц советского диктатора, много участвовала в правительственных концертах, многократно пела на кремлевских приемах. До сих пор, однако, остается загадкой, что помешало Сталину присвоить своей любимице высшее звание – Народной артистки СССР. Не исправили эту «ошибку» и последующие советские правители, а могли бы – после ухода с большой сцены Шпиллер практически до конца своей жизни оставалась что называется активной творческой единицей – преподавала, консультировала, писала рецензии и очерки.
В карьере Натальи Дмитриевны были и концертные выступления. Она спела более 200 концертов! Обширный камерный репертуар певицы обратил на себя внимание не только русского зрителя. Выступая в Болгарии, Польше, Чехословакии она собирала полные залы и исключительно восторженные отзывы критиков. Но самую высшую похвалу Наталья Дмитриевна получила в Австрии, на родине великого Моцарта. После очередного концерта Шпиллер назвали «Mozatrsaengerin» («моцартовская певица»). Это звание говорит не только об уровне исполнения, но и о той внутренней наполненности музыкой, которую певица несла в себе в течение всей своей карьеры.
Шпиллер относится к тем певицам, которые в совершенстве владели певческим дыханием. Она много работала над ровностью звучания голоса, тщательно оттачивала крайние верхние ноты, никогда не форсировала звук, брала верха свободно и красиво, без излишнего напряжения
Ее глубокие познания в сочетании с удивительной манерой естественно и просто говорить об очень сложных вещах придавали ей особую прелесть как педагогу. В классе Шпиллер всегда царила дружеская и демократичная обстановка. Внимательной, строгой, но без раздражения критике Наталья Дмитриевна умела придать остроумную и необидную форму ее высказывания. Она призывала студентов присутствовать на занятиях своих товарищей, справедливо считая, что это способствует более эффективному постижению вокального искусства.
Наталья Дмитриевна была невероятно умной женщиной и уже в одном из своих последних интервью в 1991 смело высказала мнение о том, что советская власть, лишившая истиной духовности нацию, едва не уничтожила и вокальные традиции русской школы: «Я поняла, если наше вокальное искусство будет основываться на пионерских маршах, то страна перестанет петь», - сказала она.
Натальи Дмитриевны не стало в 1995 году, а вместе с ней не стало и традиций вокального искусства, который она смогла передать лишь немногим своим ученикам. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
15.11. 2009. Фёдор Вяземский, оперный обозреватель
http://www.operanews.ru/spiller.html
|
|
| |