Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 28 Окт 2017, 11:19 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| АРТУР МОРИЦЕВИЧ ПОЛОНСКИЙ (29.11.1899, Киев – 1989, Москва)
В марте 1941 года появились большие красочные афиши: Колонный зал Дома Союзов премьера Теа-джаз ЦДГВФ под управлением Артура Полонского
Сегодня непонятный "ЦДГВФ" тогда расшифровывался просто - Центральный дом гражданского воздушного флота. Именно при этом известном москвичам клубе на Ленинградском проспекте появился появился новый коллектив, в котором Артур Полонский выступил с трёх ролях - композитора, дирижёра и пианиста. Изобретательно поставленная режиссёром Фёдором Кавериным первая программа стала и последней - грянула война.
Артур Морицевич Полонский начинал как пианист, точнее, тапёр. Была такая вымершая сегодня профессия, в солидных исследованиях по истории кино именуемая как "музыкальный иллюстратор фильма". Четырнадцатилетний юноша, учившийся в киевской школе Бейера по классу фортепиано, ежевечерне устраивался подле экрана за новеньким пианино, модная марка которой являлась предметом особой гордости хозяина (в рекламе сообщалось: "Фильму сопровождает инструмент на самый изысканный вкус!"), и услаждал слух зрителям, наполнявших иллюзион "Ренессанс", популярными мелодиями. Он любил импровизировать, вариации на темы известных песен так увлекали его, что порой он забывал об экране, и лирическая мелодия "налезала" на сцену, требующую совсем иного настроения. Из этих импровизаций рождались пьесы собственного сочинения, навеянные мелодраматическими коллизиями "великого немого".
Но жизнь разворачивала совсем иные сюжеты. В 1917 году Полонский поступает в Киевскую консерваторию, где учится одновременно в двух классах - композиции у Р.М. Глиэра и фортепиано у известного пианиста Г.Н. Беклемишева. В конце декабря 1919 года, когда в город вошли части Красной армии, Полонский вступает в её ряды. Его делают сначала заведующим музыкальной частью, а затем председателем клуба батальона, где ему пришлось быть и руководителем самодеятельного хора, и играть на рояле, и аккомпанировать.
Военные дороги привели Полонского в Ростов-на-Дону. Здесь, в 1922 году, демобилизовавшись и пройдя конкурс, молодой пианист становится пианистом Сада имени Карла Маркса. И вскоре с успехом аккомпанирует юной Изабелле Юрьевой в её дебютном концерте.
Приехав в 1925 году в Москву, Полонский привёз с собой пачку изданных, а ещё больше неизданных произведений. Из многочисленных столичных издательств он выбрал издательство "АМА" - Ассоциация московских авторов. "Оно было мне ближе, - с улыбкой замечает Артур Морицевич, - я жил в Столешниковом переулке, а напротив, в доме 14, находился магазин "АМА", на втором этаже которого собирался весь лёгкий жанр столицы - здесь можно было встретить авторов самых популярных эстрадных новинок".
Издательство напечатало несколько его музыкальных сочинений, в том числе и фокстрот с посвящением: "Лучшему московскому джаз- банду - АМА-джазу Александра Цфасмана". Посвящение это было, как оказалось, не только данью восхищения недавно созданным цфасмановским коллективом, но и говорило об увлечении молодого композитора новым видом творчества.
По воле случая, Полонского приглашают в джаз ресторана "Грандъ-Отель". Вскоре, в 1932 году, выходит первая пластинка с записью его двух фокстротов: "Дессау" и "Одесса", сыгранных этим ансамблем, а год спустя Полонский становится во главе грандотелевского оркестра.
"Мы были молоды, полны энтузиазма, джаз обожали и не расставались с музыкой целый день, - вспоминает Артур Морицевич. - А работали, например так: днём - перед сеансами в кинотеатре "Палас", там же, когда начинался фильм, репетировали; вечером - перед сеансами и с репетициями между ними в кинотеатре "Колизей", а с одиннадцати ночи до двух в "Гранд-отеле"."
Танцевальные мелодии Полонского исполнялись в те годы многими джазовыми коллективами.
В архиве композитора сохранились, как реликвии, грамоты и благодарности, полученные в годы Великой Отечественной войны, за многочисленные выступления с оркестром в частях Советской армии и госпиталях. "Ваши концерты, прошедшие на высоком художественном уровне, укрепляет боевой дух солдат и офицеров, вносят вклад в общее дело разгрома ненавистного фашизма". - читает Артур Морицевич и добавляет: "Что может быть выше и дороже такой оценки!".
В 1946 году дирекция Дома звукозаписи приглашает Полонского занять пост музыкального редактора граммофонных пластинок.
В 40-50-е годы его композиторский талант переживает подъём. Полонский пишет танцевальные пьесы в современных ритмах, в которых по-новому раскрываются его богатый дар мелодиста, мастерство аранжировщика. Инструментовки Полонского подобны прозрачным кружевам с затейливыми узорами, каждый из которых при повторении отличается от предыдущего, неожидан и самобытен. Строгий отбор музыкальных средств, выразительность, умение подать солирующий инструмент, оригинальные модуляции, яркие соло скрипок, ксилофонов, гавайских гитар - характерные признаки его письма.
Самое, пожалуй, известное сочинение Полонского, неоднократно появлявшееся на пластинках и в нотных сборниках, "Цветущий май" - переложение для малого состава того фокстрота "Дессау", что был написан композитором в 1930.
2 июня 1948 года "Цветущий май" исполнили и записали: Борис Тихонов (аккордеон), Михаил Ланцман (кларнет), Иван Ключинский (тромбон), Алексей Кузнецов (гитара), Александр Розенвассер (контрабас), Борис Миркин (ударные), Артур Полонский (фортепиано).
Глеб Скороходов, 1986
Из старых газетных вырезок:
"Артур Морицевич (Моисеевич) Полонский был сыном знаменитого кантора Моисея Гедальевича Полонского (1866-1936). Отец происходил из семьи потомственного переплетчика в Василькове Киевской губернии. Прадед Артура воевал рядовым пехотинцем русской армии в Отечественную войну 1812 года и дошел до Парижа в 1815 году, за что был пожалован от имени Императора наградой и значительной суммой денег, на которую и была открыта в Василькове переплетная мастерская. Моисей Полонский с детства обладал незаурядными музыкальными способностями и уже в юности был известен как исполнитель еврейских и украинских народных песен и романсов. Он жил в Кишинёве, где поступил в светское музыкальное училище, чем вызвал недовольство у семьи и еврейской общины, так как ему прочили будущее кантора. После Кишиневского погрома Моисей уехал во Францию, где один год проучился в музыкальном училище. В Париже в одной из синагог состоялось с большим успехом его первое выступление в качестве кантора. В 1908 году Моисей Полонский вернулся в Россию и до Первой мировой войны служил кантором Киевской хоральной синагоги, у которой собирались толпы людей, жаждущих его услышать. Сценические выступления Моисея Полонского также имели неслыханный успех не только в России, но и в Милане, Стокгольме, Осло, Мюнхене и других городах Европы и Америки. О триумфе певца неоднократно писали нью-йоркские газеты в 1913-1916 гг. Моисей Полонский состоял в переписке с Шолом-Алейхемом... присутствовал на его похоронах в Нью-Йорке. В 1931-34 гг. кантор пел в Одесской синагоге. Он содержал благотворительную столовую для неимущих студентов всех вероисповеданий Киевского университета им. св. Владимира. Похоронен в Одессе на 2-м еврейском кладбище. Его огромный архив, в котором хранились письма Шолом-Алейхема, Х.-Н. Бялика, Шолома Аша, Давида Бергельсона, увы, не сохранился. В 50-ые годы был разрушен и его кладбищенский памятник. У Моисея Полонского было 4 сына и 3 дочери. Все они унаследовали музыкальные способности отца, но профессиональным музыкантом стал лишь старший сын – Артур Полонский, один из создателей советского джаза.
В 14 лет Артур работал тапёром в кинотеатрах Киева. В 1918 году стал учащимся Киевского института народного искусства – так новая власть назвала тогда консерваторию. С одним из своих сокурсников А.Полонский встретился на исходе жизни, через 70 лет, в Москве, когда тот приехал на концерты со своим роялем. Два старика сидели за чаем и долго что-то вспоминали, обнимались, их фотографировали, и жена посла США незаметно утирала слезы – очень уж трогательной была встреча Владимира Горовица и Артура Полонского. А в 1919 г. семья Демиденко, жившая в дворовом флигеле на улице Михайловская, 22, укрыла Артура от деникинцев. В 1922 году в Ростове-на-Дону издаются первые произведения Полонского – романсы на стихи поэта Евгения Борисова, мелодекламации, танцевальные пьесы. С конца этого года он снова в Киеве – работает в кинотеатре Шанцера.
С 1925 года Полонский живет в Москве. И тут он навсегда открыл для себя очень сложный жанр легкой инструментальной музыки. Уже в 1926 году он создает одну из первых джазовых композиций – "Джаз-фокстрот" - посвящение АМА-джазу по управлением А.Цфасмана. В 1932 году Полонский написал две пьесы с созвучными названиями – «Одесса» и «Дессау». Если в первой им были использованы интонации неповторимого одесского городского фольклора, то вторая – это яркая, экспрессивная, запоминающаяся мелодия… Через много лет «Дессау» вернулась в ином обличии, чтобы занять достойное место в репертуаре множества инструментальных оркестров. Вот как это произошло.
1 мая 1948 года Артур Морицевич Полонский дежурил в помещении Всесоюзного Радиокомитета. Он присел за рояль и едва коснулся клавиш, как из-под пальцев выпорхнули звуки давно забытой мелодии – «Дессау». Мелькнула мысль: «А что если переложить ее для небольшого эстрадного ансамбля?» И тут же возник ориентир – это должны быть солисты Всесоюзного Радиокомитета – Борис Тихонов, виртуоз-аккордеонист, Алексей Кузнецов со своей гитарой, тромбонист Иван Ключинский, Миша Ланцман, кларнетист, ну, а за роялем, естественно, сам автор. Так появилась танцевальная пьеса в ритме медленного фокстрота. Пьеса вскоре была записана на грампластинку и стала необычайно популярной. И до сих пор не иссякла эта популярность «Цветущего мая».
Летом 1940 года по инициативе прославленных летчиков В.Гризодубовой и М.Водопьянова в Москве был открыт Центральный дом гражданского воздушного флота и при нем Теа-джаз, руководителем которого был приглашен Артур Полонский. Свою первую программу «Веселый час» Теа-джаз показал в феврале 1941 года. Именно с ней поехал Теа-джаз в свою первую гастрольную поездку в Киев – на родину Полонского. Концерты с огромным успехом состоялись 21 и 22 июня 1941 года.
Многое связано у Полонского с именем Виктора Кнушевицкого, организатора и руководителя эстрадного оркестра Всесоюзного радио. Произведения Полонского постоянно исполнялись этим замечательным оркестром – «Пальма», «Мечта», «Для тебя», «Очарование», «Весенний карнавал» и, конечно, «Цветущий май». И другие известные оркестры также включали в свои программы легкие, мелодичные и романтически возвышенные пьесы Полонского «Час свидания», «Я помню», «Ты со мной», «Мое обещание», «Золотые листья» и др. Все они часто звучали по радио, выходили огромными тиражами в грамзаписи и никогда не залеживались. Артура Полонского по праву можно назвать «рыцарем хорошего настроения». При этом он всегда оставался верен себе и не заигрывал с модой.
- С нежной грустью вспоминаю творческую атмосферу тех лет, - рассказывал Артур Полонский - мы прочно обосновались в фойе кинотеатров «Колизей» и «Ударник», и зрители иногда даже забывали, на какой фильм пришли. Помню, каким успехом пользовались мои ребята... У меня работал Паша Михайлов, безусловная звезда эстрады тех лет. Это он дал путёвку в жизнь всемирно известному танго «Утомлённое солнце». Пела у меня и Валечка Батищева. Она первая исполнила и записала на пластинку «Катюшу»...
В 1985 году Полонский стал Заслуженным деятелем искусств. Он известен и как автор «серьезной» музыки. Будучи музыкальным руководителем Тульского драмтеатра, написал музыку к 15 спектаклям. Кабинет Полонского в квартире на Таганке был маленьким музеем музыкальной культуры. Множество грампластинок, нот, от стен до потолка – фотографии с задушевными дарственными надписями А.Глазунова. А.Гречанинова, И.Стравинского, П.Робсона, А.Вертинского, Н.Обуховой, И.Дунаевского, Э.Рознера, В.Красовицкой, И.Юрьевой и других звезд советской эстрады.
В приветствии Союза композиторов СССР в 1979 году по случаю его 80-летия было сказано: «С первых лет становления советской музыки Вы, как композитор и руководитель ряда ансамблей и оркестров, стали первым исполнителем сочинений отечественных авторов, а Ваше творчество находило у слушателей живой интерес. Ряд Ваших сочинений легкой музыки до сих пор является образцом хорошего вкуса и высокой музыкальной культуры».
Творческая и исполнительская деятельность А.Полонского соизмерима с тем вкладом в развитие джазового искусства, что внесли в 20-30 годы А.Варламов, А.Цфасман, В.Кнушевицкий. Его творческая жизнь оказалась завидно долгой и полнокровной. Он не уходил от рояля до последнего дня своей жизни. Полонский умер в 1989 году, ему было 90 лет.
https://nashenasledie.livejournal.com/369298.html
|
|
| |