[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » АЛЕКСЕЙ ПОКРОВСКИЙ **
АЛЕКСЕЙ ПОКРОВСКИЙ **
Юлия_МихайловнаДата: Воскресенье, 21 Авг 2011, 19:37 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 30
Статус: Offline
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОКРОВСКИЙ
(01.03. 1924 -30.08. 2009)



Алексей Покровский... Имя из моего детства. Почти забытое, но такое родное. Недавно где-то попалось мне на глаза, и вдруг в душе всколыхнулись еще неясные образы, воспоминания о чем-то очень знакомом, но забытом за давностью лет. С этими ощущениями я стала искать информацию об актере. И тут-то все поняла. Я ведь выросла на этих литературно-музыкальных композициях. Странно, что я об этом забыла. И не менее странно, что так мало о Покровском биографических сведений. А ведь он прожил долгую жизнь - 85 лет и ушел не так давно... Как же порой коротка человеческая память... Кто-то может сказать: поющий актер, эка невидаль. Да, голос не классический, но какая задушевность, проникновенность в этом "простом" голосе, сколько искренней любви и к стихам, и к романсам, и к песням. А это порой заменяет самый прекрасный вокал.

А.Н. Покровский - ведущий актёр МХАТа. Снимался в фильмах "Звезда" (1953) и "Верные друзья" (1954).
Большую известность получил и как исполнитель песен и романсов. В 60-70х годах прошлого века исполнил на ТВ 12 песенно-поэтических циклов, в которых были представлены лучшие стихи и песни эпохи в неподражаемой интерпретации артиста. Лауреат телеконкурсов "Песня-74" и "Песня-75", народный артист России.

Интервью радиостанции "Эхо Москвы".
В прямом эфире радиостанции А.Покровский, народный артист России. 2 декабря 2001 г.
Эфир ведут Ксения Ларина, Борис Алексеев.

- Я могу вам сразу телеграмму прочитать, которая пришла в ваш адрес. "Неужели у вас в гостях тот самый Алексей Покровский, чей чарующий голос мы очень давно не слышали, певец, незаслуженно забытый в последние годы на радио и телевидении? Это он?" спрашивает Марина. Да, Марина, это он, тот самый Алексей Покровский.
- Спасибо, Марина, за Вашу теплую и сердечную оценку. Правда, я не певец, я вообще драм. актер. Я 30 лет вместе со студией работал в Художественном театре, проработал там долго и преподавал потом мастерство актера и в школе-студии, и в школе Малого театра. Ну а петь я стал...

- Все поют, и Вы запели. У вас же во МХАТе все старики пели.
- Не только во МХАТе. Я пел уже с детства, потому что я вырос в атмосфере русской песни, романса, музыки, и артистом я решил стать, когда мне исполнилось 5 лет, когда у бабушки, где мы жили, на Верхней Масловке, в ее домике Жили мы 9 чел. в одной комнате. С русской печкой был домик, с палисадничком, с курами, которые гуляли в палисадничке, а потом появился там граммофон с громадной трубой, зазвучал голос Шаляпина, зазвучали русские песни. И я помню, как это все меня подвигло, после того как я хотел стать извозчиком вначале, когда мы жили с папой. Да, мне давали кнутик держать, но это я совсем маленький был. Папа мой был врач, это было в земской больнице. Потом мы переехали к бабушке, а там стали проводить трамвай в это время. Естественно, захотелось быть вагоновожатым. Потом два моих брата двоюродных приехали, они стали летчиками. А вот когда граммофон появился, я решил стать артистом.
- Вы решили стать певцом, чтобы из трубы голос?
- Да, из трубы чтобы был голос.

- Давайте послушаем голос.
- Романс какой-нибудь? Хорошо.

- Без микрофона пели?
- О, это страшная песня. У меня были сольные гастроли в Болгарии, и я еще тогда и читал, и пел без микрофона. Громадные залы, концерты каждый день - и я сорвал себе голос. Яйца там всякие и прочие снадобья все это проходило. Но потом я все-таки понял, что нужно петь, конечно, в микрофон. Но некоторые вещи в моих программах Я ведь не как певец выступал я выступал всегда с программами. Если Есенин, есенинская программа, то это его мир, его поэтический мир, его гражданский мир, его душевный мир.

- А Вы можете сейчас что-нибудь прочесть?
- Почему же не могу? Только вы меня так врасплох застали.

- Я хочу задать вопрос. МХАТ ведь известен тем, что там все пели и хранили какие-то совершенно уникальные романсы, которые только во МХАТе и передавались с голоса на голос.
- Были и такие романсы. Скажем, была такая песня "Скоро день счастливый минет, скоро плакать буду я, милый друг меня спокинет, он не смотрит на меня". Эта песня была любимой песней И.М. Москвина, он ее передал А.П. Кторову, очень близкому мне человеку, который принимал живое участие в моей судьбе именно в этом, пожалуй, даже в этой области пения. Мы с ним пели очень часто в гастролях. Но о нем можно говорить много, у меня в моей авторской программе целая глава ему посвящена.

- А Вы в спектаклях пели когда-нибудь?
- Были "Три сестры", там пели "Ночи безумные, ночи бессонные" Еще где-то я пел, но немного. Я начал петь на радио, потом была такая по ТВ давно еще, я только что кончил студию, передача была "Поют драматические актеры". Вот там пел, я помню, Названов, там пел еще целый ряд актеров, и я тоже там дебютировал. Я спел там песню на стихи Есенина, свою, кстати говоря, песню, потом песню на стихи советского поэта одну, и мне было предложение после этого на 10 концертов в Театре Эстрады.

- А этот романс кто вам напел?
- Этот романс как раз связан с Художественным театром. В.О. Топорков, замечательный артист, он написал сам этот романс, сочинил и музыку, и стихи. Он его пел не однажды у нас, когда я еще учился в студии. Потом, когда были в театре, Василий Осипович тоже, я считаю, был одним из близких мне людей, из моих учителей, и он сказал Алеша, вот этот романс мой, Вы уже на ТВ, на радио, я Вам его оставляю. И я этот романс включил в программу свою телевизионную романсную, записал его на пластинку в свое время и в радиопрограммах тоже, и пел его в концертах. Мне он очень нравится.

- А Вы после окончания студии сразу во МХАТ были приняты актером?
- Да, я был принят в 48-м году в юбилейный год Художественного театра, тогда было 50 лет МХАТу, и был сразу занят в очень хорошей роли в юбилейном спектакле, спектакль назывался "Зеленая улица". Я играл там мальчишку, ремесленника, и сыграл хорошо. Но там многие артисты: Тарасова, Ливанов там был занят, Орлов они все получили Сталинскую премию тогда. Но у меня это была первая роль, хотя меня там очень хвалили, и я получил 1-ю премию на смотре молодежи театральной Москвы.

- Насчет Сталинской премии - нет?
- Нет, не получил. Получил бы в другом спектакле, "Вторая любовь", если бы М.Н. Кедров меня туда отпустил к Станицыину. Он меня оставил в "Плодах просвещения".

- Мне, наверно, повезло в жизни не с учителями, а с родственниками. Потому что моя бабушка выпускница Щепкинского училища, и она пела романсы просто блестяще, русские романсы и цыганские. К сожалению, мы не смогли записать ее, это, конечно, просто преступление. Она знала тоже те романсы, которые сейчас мало кто вспомнит, может быть, только поколение Алексея Николаевича эти романсы помнит. Так что я знаю, что такое настоящая школа, что такое настоящий театр и что такое настоящий романс. Мне просто повезло, что я слышала у себя в доме, и это удивительно.
- А я собиратель этого материала. В одной из программ я рассказывал: если я услышу какую-то песню, которая меня остановит и которая должна стать моей, я не успокоюсь, пока я ее не найду.

- А сейчас таких песен, наверно, нет, которые бы Вас остановили?
- А сейчас в основном идет попса. Они же все одинаковые, они же все орут, визжат и кричат. Я эту категорию не люблю, я переключаю просто. Наверно, есть и хорошие песни, но настолько все забито вот этой пошлятиной, что и хорошие пропускаешь.

- А нынче у Вас концерты проходят? Действительно, Вы так много выступали по радио, по ТВ, у Вас были концерты, а нынче как-то Вы исчезли.
- Концертов было много, были концерты в КЗЧ, были концерты в Колонном зале, потом Дом Литераторов, Дом Ученых. Ну а так - в лучших залах во всех городах. В Ленинград я ездил раз 6-8. А 9 числа в КЗ библиотеки им. Ленина будет мой сольный концерт в 2-х отделениях. 1-е будет посвящено русской песне, поэзии и музыке, 2-е - старинному романсу, будет звучать программа целенаправленная "Гусар".

- Как Вам работалось в фильме "Верные друзья". Судя по фильму, у вас была замечательная атмосфера.
- Меня пригласили именно мои верные друзья, это был В.В. Меркурьев, А.Н. Грибов, П.В. Арманд, автор знаменитой песни "Тучи над городом встали". Арманд - это имя известное было, это была его мама. Мы с ним снимались в "Звезде", была такая картина, где снимался еще Н.Крючков, который стал мне тоже очень близким человеком. Это открытая русская душа, его нельзя было не любить. Но вот "Верные друзья" там сняли одного артиста в этом эпизоде, в котором я потом играл. Но Колотозов снимал эту картину, не понравилось, как это получилось, и меня притащили туда после спектакля "Ломоносов", в котором мы вместе с Грибовым играли. Пришла машина, мы приехали туда, гримировать меня было не надо, и до 5 час. утра с 12 мы репетировали, пока я выучил все это, пока сообразил, как это делать В 5 час. утра начали снимать, половину сняли за одну ночь на "Мосфильме". Потом, после следующего дня, в следующую ночь еще раз поехали и сняли этот эпизод - с Меркурьевым и Грибовым. Вот таким образом верные мои друзья меня и привели в эту картину с таким же названием.

- А много вообще в кино работали?
- Нет, я немного работал в кино. Был фильм "Звезда", я только что кончил студию тогда. Там мы вместе с моим другом А.Вербицким, тоже очень интересным актером. Вы помните, "Княжна Мэри" он играл Печорина.
http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/16919/







Сообщение отредактировал Юлия_Михайловна - Воскресенье, 21 Авг 2011, 19:42
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 02 Мар 2024, 16:32 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6948
Статус: Offline
К 100-летию со дня рождения


Много лет назад купил грампластинку, которая сразу увлекла душевностью исполнения. Один актер то читал давно знакомые есенинские строки, то напевал их, и стихи, объединяясь, становились цельным поэтическим рассказом с точным названием «Родина». Среди других записей этот диск ставлю на проигрыватель всегда с особым предвкушением радости. Естественно, что с того времени я стал обращать внимание на все, что исполняет Народный артист России  А.Покровский, разыскал и новые его грамзаписи – «По солдатским дорогам», «Русские народные песни и романсы»… А музыкально-поэтических программ у него множество – по произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого, Кольцова, Сурикова. И еще на его счету немало разнообразных ролей, сыгранных за 30 лет работы драм. актером в МХТ. Но об этом я узнал гораздо позже, когда встретился с артистом после его выступления в городском театре.

На этот раз программа состояла из фрагментов различных его композиций. И хотя цельность несколько терялась, зато слушатели, независимо от вкусов и интересов, могли найти то, что ближе им лично - стихи и песни военной поры, романсы, народные песни, и, конечно, любимого всеми Есенина. Потому нескончаемыми были аплодисменты и искренними произнесенные шепотом по соседству со мной слова о потрясающем ощущении душевной близости с актером.



  - Но не жалеете ли об оставленном театре? – спросили мы его после концерта.
 - Конечно, хотелось бы сыграть хорошую роль, но здесь больше возможности для творчества, самовыражения. А совмещать трудно…

Однажды, отвечая на записку, Булат Шалвович говорил: «Задача художника, танцовщика, краснодеревщика во все века и времена была одна: средствами, имеющимися в его распоряжении, рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем мире». 

В спектакле «Максим Перепелица» Алексей Николаевич впервые на сцене взял в руки гитару. В жизни это произошло в день 17-летия, когда отец подарил ему гитару и показал несколько аккордов. Может, во многом мастерское владение этим интимным инструментом и придает его исполнению такую своеобычную, чисто «покровскую» искренность.

- Как вы подбираете стихи для своих программ? Какие авторы вам ближе? 
 - Для стихов мало служить лишь пищей для разума. Поэзия должна задевать, волновать. Бывает, нескладно, а так затронет за сердце… Люблю Есенина, Пушкина, русскую классику. Из современных авторов – стихи А.Жигулина, Е.Евтушенко, Г.Поженяна, М.Дудина…

- А какова роль поэзии на эстраде?
 - Лично мне хочется со сцены не просто читать стихи или петь, а разговаривать с залом. С тем, чтобы каждый взволновался, задумался. Всегда – пою ли я про калину красную –" Калину черную" или "С чего начинается Родина", читаю стихи из цикла «Память» или веселые, жизнеутверждающие, предпочитаю не заигрывать со слушателями, не забавлять, а говорить на серьезные темы, чтобы вызвать отзвук, чтобы произнесенное мною
дошло до ума и до сердца...

- Вы много ездите по стране, выступаете. Наверное, бывают интересные встречи, остающиеся в памяти?
- О да. В Липецке меня пригласил к себе человек, который серьезно увлекается творчеством С.Есенина. В его квартире – целый музей, где много редких экспонатов, фотографий, документов. Такой же ценитель живет в Иваново. Бывает, приходят поэты, композиторы, приносят стихи, музыку. В Вологде, на родине Н.Рубцова, встретился с его друзьями. Среди них был поэт В.Коротаев, чье стихотворение «Прекрасно в нашей России родиться» я включил затем в программу. 
 А выступать приходилось в цехах заводов, на кораблях, в клубах, на площадях. Побывал на сооружении Байкало-Амурской магистрали, большое впечатление произвел Байкал. Поездки – это, конечно, утомительно, но всегда интересно.
Леонид Терентьев
https://proza.ru/2010/05/02/1140



А.Н.Покровский родился в Москве в семье врачей. В детстве мальчик мечтал связать свою биографию с различными профессиями - когда он увидел лошадь, то загорелся мечтой стать извозчиком, позднее, когда возле его дома проложили путь следования трамвая, захотел стать вагоновожатым. Но чуть позднее все изменилось кардинально  его бабушка приобрела граммофон и, услышав легендарный голос Шаляпина, мальчик окончательно определился, что в будущем хочет стать артистом. Родители приобщали к миру искусства, потому Леша рос в атмосфере стихов, музыки и песен.

В годы войны он переехал в Томск, где работал механиком-сборщиком на заводе. В 1944 г. вернулся в Москву, стал студентом училища им. Щепкина, где встретил первую любовь, студентку своего курса Алину, которая стала его женой. Брак просуществовал недолго. Слишком разные были интересы и увлечения друг у друга. После развода Алина Покровская фамилию менять не стала. Под этой фамилией и узнала ее вся страна после знаменитого фильма «Офицеры».

Со  II курса Шепкинского Алексей перешел в Школу-студию МХАТ. Спустя 4 года, по окончании ВУЗа устроился на работу в МХТ, где сыграл во множестве постановок. В 1977 г. актер распрощался с МХАТом из-за разногласий с гл. режиссером и поэтому решил посвятить себя мелодекламации, пению, чтению стихов. 


У артиста начался период активной творческой деятельности, в это время он выпустил русские народные песни,  пластинки - романсы, русскую поэзию в народных композициях, детские пластинки. Покровский - исполнитель старой школы. Его голос - это инструмент, полностью подвластный ему. Алексей николаевич мастерски умел им пользоваться - передавать настроение, тончайшие эмоциональные оттенки, малейшие нюансы интонации...  Алексей Николаевич прожил большую, насыщенную жизнь. Он оставил нам на память не только сыгранные в кино образы, но и свой красивый голос в романсах и русских народных песнях. 


Похоронен на Ваганьковском кладбище.
https://biographe.ru/znamenitosti/aleksej-pokrovskij/







Прикрепления: 0847425.jpg (35.5 Kb) · 8397939.jpg (5.5 Kb) · 0442148.png (32.7 Kb) · 7215829.png (50.5 Kb) · 8132054.jpg (24.6 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » АЛЕКСЕЙ ПОКРОВСКИЙ **
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: