[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » НАДЕЖДА ПЛЕВИЦКАЯ
НАДЕЖДА ПЛЕВИЦКАЯ
Валентина_КочероваДата: Вторник, 30 Авг 2011, 17:03 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6454
Статус: Offline


http://kkre-39.narod.ru/plevickaya/b-r.mp3

Они вряд ли бывают «простыми» — простые, провинциальные девушки, многого добившиеся в жизни, отринувшие свою среду. Напрасно народные радетели пытаются представить нашу героиню этакой «доброй русской бабой», «матрёшкой», наивно распахнувшей голубые глуповатые глаза. Надежда Васильевна если и воплощает в чём то русский характер, то уж вовсе не в открытости и слезливом сострадании встречному поперечному, а, скорее, — в хитроватой смекалке, в желании не упустить «жар птицу», в отчаянном, часто неоправданном риске — «пан или пропал»

В селе Винниково под Курском половина жителей носила фамилию Винниковы, что, понятно, указывало на их что ни на есть «аборигенское» происхождение. Да и уклад жизни, нравы не менялись уже, по крайней мере, лет пятьсот. На жатве полагалось работать до седьмого пота, потому что в поле собиралось все село, и исподволь шла «приценка» — какой жених посильнее да какая девка поздоровее, чтоб не стыдно было в дом привести.

Надя, как и все голенастые её ровесницы, старалась в грязь лицом не ударить, с тринадцати лет ворочала мешки в пять пудов, готовилась стать «сокровищем в доме».
Впрочем, детство у Дёжки (так звала девочку мать) было раздольное, с типичными деревенскими развлечениями и радостями — троицыными гуляньями, пасхальным куличом, безглазой от воды деревянной куклой, которую принёс ручей. В начальную школу Надю Винникову отдали по её слёзной просьбе, но особенно об учебных успехах не заботились — добро бы, удачно вышла замуж. Уж когда в её юную головушку вселилась мысль — сломать привычные каноны, изменить образ жизни, — неясно. Только в год смерти отца — 1897 й — упросила Дёжка мать отвезти её в монастырь. Чтобы постричься в монахини, нужно было прожить, неся послушание, не меньше трех лет. Поначалу Надя и не представляла себе другого будущего, усердно соблюдая монастырский устав. Но едва ей исполнилось шестнадцать, как «лукавый бес», так писала сама Плевицкая, смутил её душу, и «душа забунтовала».
И забунтовала она до такой степени, что юная послушница сменила рясу на купальник цирковой артистки, причём сделала это так неожиданно и непосредственно, что никто из монастырских сестёр не успел опомниться. На пасхальной неделе Надежда забрела в балаган, да и осталась там навсегда.

Правда, в тот первый раз «беспутную» дочку всё же отыскала мать, а поскольку возвратить в монастырь богохульницу не представлялось возможным, Надежду водворили в родную деревню, попытались выдать замуж, да безуспешно. Во второй раз побег Дёжки удался — она приехала к родственникам в Киев и незаметно исчезла, поступив в ресторанный хор некой Липкиной. Петь её поставили в пару с голосистой, но вечно фальшивившей Любой, поручив, таким образом, Надежде следить за музыкальной чистотой романсов.

Учениц в хоре Липкиной держали в «ежовых рукавицах», не пускали самостоятельно гулять по городу, учили достаточно строго и после окончания программы, покормив, немедленно гнали спать. И хотя программа заканчивалась в два часа ночи, по ресторанному это считалось рано. Как назло, хор вскоре отправился на две недели в Курск. Там и состоялась «историческая» встреча с родными (город всё-таки был маленьким), результатом которой стали причитания матери о «непутёвой» дочке, милостивое прощение и разрешение, в конце концов, стать «ахтеркой».

Началась новая жизнь Дёжки — кафешантанной певицы, и неизвестно, куда бы привели её ресторанные страсти, кабы руководительницу хора Липкину… не украли. Да да, украли. Богач перс увёз Липкину на своей яхте в Баку. А хор развалился. Надежда пристроилась в гастролировавшую в Киеве польскую танцевальную труппу, что расценивалось совсем неплохо. Сам Нижинский порой ставил с той труппой спектакли.

В письмах к матери Дёжка растолковывала, что такое балет и как она его «одолевает», а заодно в одном из посланий мимоходом попросила Надежда благословения на брак с солистом труппы Эдмундом Плевицким. Так и стала Надя Винникова носить звучную фамилию Плевицкая.
Польский ангажемент продлился недолго, в одну неудачную поездку по украинским городам директор прогорел и тайно скрылся, что само по себе не было такой уж редкостью. Артисты, как водится, разбрелись по другим коллективам, а Надежда с мужем поступили в труппу Манкевича, который ничем не прославился, но с его помощью Плевицкая, наконец, попала в Санкт Петербург, правда, не на сцены «больших и малых театров», а на эстраду загородных ресторанов, но здесь появлялся шанс быть «увиденной», замеченной. Отсюда наметился прямой путь в Москву, где по тем временам имелся настоящий спрос на тот жанр, которым владела Плевицкая.

«Яр» — фешенебельное заведение, куда купцы приезжали порой с жёнами, — ресторан, ставший местом, где талант певицы оценили по достоинству. Устраивавший благотворительный концерт Леонид Собинов пригласил Плевицкую спеть на одной с ним сцене. Успех был грандиозный. С 1909 года, как считала сама Плевицкая, начался её «путь с песней».
Слава Плевицкой в России начала века была огромной. Ей стоя аплодировали переполненные залы консерваторий и театров. Её окружали толпы поклонников и море цветов. Однажды после выступления в Эрмитаже фанаты ринулись к певице, и она едва не заплатила жизнью за необычайную популярность. Только вовремя образованная цепь студентов вокруг Плевицкой спасла артистку от растерзания. Она кое-как добралась до автомобиля, где уже дрожала в самом жалком виде её помощница Маша, приговаривая: «Ужасти, какой у нас успех. Ужасти».
«Курским соловьём» её называл Николай II. Плевицкая была, что называется, придворной певицей. Мода на все народное, «мужицкое» воплощалась в том, что Надежду Васильевну не только часто приглашали на концерты прямо во дворец, не только щедро одаривали, но саживали как то «запросто», по-домашнему, к царскому столу «за чаи», побеседовать с великими княжнами. Плевицкая, вероятно, должна была символизировать близость императорской фамилии к своему народу, а дети, считалось, получали достойное воспитание, знакомясь с талантливыми крестьянками.

Высочайшее признание открыло для Плевицкой двери многих элитных салонов. Меценат Мамонтов познакомил Надежду Васильевну с Ф. Шаляпиным. В первый же вечер великий певец выучил с Надеждой Васильевной песню — «Помню я ещё молодушкой была». На прощание Федор Иванович обхватил певицу своей богатырской рукой и сказал: «Помогай тебе Бог, родная Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет, — я слобожанин, не деревенский».

Возможно, эти немного слащавые слова придуманы самой Плевицкой, поскольку они приведены в её воспоминаниях. Но то, что Надежда Васильевна заинтересовала своим пением многих людей искусства — факт неоспоримый. Даже такие потомственные художники, как А. Бенуа, не устояли перед соблазном растащить «народные приёмчики» Плевицкой в свои произведения. Бенуа, написавший либретто к опере «Петрушка» Стравинского, включил номер «Ухарь купец» в текст, находясь под непосредственным воздействием популярной песни Плевицкой.
Певица надолго вперёд определила манеру пения русских песен на эстраде, она на десятилетия стала единственным исполнительским образцом. Её прослушивали на пластинках, когда самой певицы уже не было в живых, анонимно использовали её репертуар.

Вокруг её имени, конечно, часто возникали споры. Некоторые считали, что у Плевицкой придуманная, кабацкая манера исполнения народных песен, уместная лишь под рюмочку крепкой водки. Но сила воздействия Плевицкой на музыкальную культуру России оказалась очень велика. Стоит только перечислить песни, которые Плевицкая первой принесла в массовое исполнение: «Дубинушка», «Есть на Волге утёс», «Из за острова», «Среди долины ровныя», «По диким степям Забайкалья», «Калинка», «Всю то я вселенную проехал», «Лучинушка», «Славное море, священный Байкал», «Липа вековая»… Не правда ли, это практически весь репертуар народных песен, которым владеет современный русский человек, не особенно интересующийся фольклором?

«Я артистка, и пою для всех. Я — вне политики», — не раз говорила Надежда Васильевна. Родись она в другое время, возможно, подобное заявление и было бы правдой. Но она была слишком знаменита, слишком многое получила от сильных мира сего и в силу характера слишком «публична», чтобы остаться в стороне от социальных передряг. По натуре своей Плевицкая была чрезвычайно активной женщиной, а иначе она не смогла бы приобрести такой высокий общественный статус, но эта же чрезмерность и сгубила её. Не сразу… Постепенно втягивалась она в катастрофу революционных потрясений. Ещё во время Первой мировой войны Плевицкая в порыве патриотизма оставила сцену и отбыла на фронт санитаркой. И в гражданскую она прошла с белой гвардией крёстный путь до Крыма, потом 14 тысячная русская армия была вывезена на кораблях в Дарданеллы. Вместе с белым воинством покинула Россию и Плевицкая.

Рассказывают, будто однажды от расстрела большевиками Надежду Васильевну спас молодой генерал Скоблин и будто с тех пор между ними начались любовные отношения. Надо сказать, что с первым мужем Плевицкая прожила так недолго, что о нём можно было бы вовсе не упоминать, если бы у певицы не осталась на всю жизнь прославленная ею же фамилия и если бы Надежда Васильевна на долгие годы не сохранила бы с ним дружеские, тёплые отношения. Вторым мужем Плевицкой в тяжёлые годы эмиграции стал Николай Владимирович Скоблин.
Они осели в Париже, растерянные, разорённые. Для исполнительницы народных песен, имевшей тысячную аудиторию, это была подлинная трагедия. Только обычная деловитость и хватка спасли Надежду Васильевну. Она таки в отличие от многих, опустившихся на самое дно, смогла приобрести дом, смогла зарабатывать, смогла держаться «на плаву». Она даже организовала гастроли в Америку, где с радостью была встречена Рахманиновым, написавшим для Плевицкой аккомпанемент одной из песен и хлопотавшим о записи пластинки русской певицы.
Но она не избежала участи тех несчастных, которые ради привилегии вернуться в Россию вступили на скользкий путь шпионства, интриг, преступления. В истории Плевицкой многое неясно — своё слово ещё должны сказать исследователи, но ситуация складывалась, как дурная криминальная драма. Муж Надежды Васильевны входил в руководство Российского Общевойскового Союза (РОВС), организации весьма тёмной и доставлявшей французской полиции, как и прочие русские эмигрантские объединения, множество хлопот. В ночь с 23 на 24 сентября 1937 года он неожиданно исчез, вместе с ним пропал и «вождь» РОВС, генерал Миллер. Судьба этих двух белых генералов неизвестна до сих пор: были ли они убиты, бежали ли в СССР или работали на фашистскую разведку и пропали в Германии.

Спустя несколько дней по этому делу была арестована Плевицкая. В декабре 1937 года в Париже состоялся процесс, на котором бывшая русская певица была обвинена в соучастии в похищении генерала Миллера и, по-видимому, — в шпионаже. Приговор вынесли суровый — двадцать лет каторжных работ. Так, «курский соловей» стал узницей в чужом французском городе Рени.

В тюрьме Плевицкая впала в депрессию. Она почти не ела, иногда что то писала и порой тихо, негромко пела. Молясь, она падала перед иконостасом и лежала, пока её силой не отрывали от холодных церковных плит. Какие грехи замаливала эта в прошлом великолепная победительница? Может, сожалела о том, что когда то убежала из монастыря и вступила на суетливый путь мирского успеха?

Весной 1940 года она попросила пригласить к ней в камеру священника духовника. А 5 октября она неожиданно, загадочно и странно умерла в своей камере. Франция к тому времени уже была оккупирована фашистами. И очень скоро немецкое гестапо эксгумировало труп Плевицкой и подвергло его тщательному обследованию. Для чего понадобилось это? К чему нужен был химический анализ? Какая тайна скрывается за действиями гестапо? Государственная?.. Политическая?..

Известно одно: тело в ящике было отвезено на кладбище и вновь закопано, но уже в общей могиле.

В 1915 году, восхищаясь Плевицкой, одна из газет написала: «Сейчас в большую моду входит Н. Плевицкая, гастролировавшая в „Буфф“ и получившая имя певицы народной удали и народного горя. Карьера её удивительна… Прожила семь лет в монастыре. Потянуло на сцену. Вышла за артиста балета. Стала танцевать и петь в кафешантанах, опереттах. Выступала с Собиновым и одна… В „Буфф“ среди сверкания люстр пела гостям русские и цыганские песни… Какой прекрасный, гибкий, выразительный голос. Её слушали, восторгались… И вдруг запела как то старую, старую, забытую народную песню. Про похороны крестьянки. Все стихли, обернулись… В чём дело? Какая дерзость… Откуда в „Буфф“ гроб?.. „Тихо тащится лошадка, по пути бредёт, гроб рогожею покрытый на санях везёт…“ Все застыли. Что-то жуткое рождалось в её исполнении. Сжималось сердце. Наивно и жутко. Наивно, как жизнь, и жутко, как смерть…»


http://www.loveorigami.info/story.php?aut=417
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 30 Авг 2011, 17:07 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6454
Статус: Offline


Надежда Винникова (Плевицкая по первому мужу) родилась 17 января 1884 года и была девятым ребенком в крестьянской семье. Красочный деревенский быт - престольные праздники, игры с пением в "селезня", "коршуна", "пашню" -навсегда остался в памяти Плевицкой. Через много лет запишет она слова песен, звучавших на родной земле, оставит яркие описания народных обрядов: "Как оглянусь в золотистый дым прошедших лет, так и вижу себя скорой на ногу Дежкой - (так в детстве называли девочку - авт.). Вижу, как носится Дежка-игрунья в горячем волнении карагодов, - от солнца, от пляски льют вишневый блеск шелка полушалок, поневы да кички кипят огненной пеной".

С малых лет заметен был голос Дежки. Пела со взрослыми женщинами народные песни, пела и одна, стараясь подражать матери, а затем Татьяне - горничной помещицы М.И. Рышковой.
Однажды, когда она пасла гусей под горой и громко пела протяжную песню "Дунай-речка", из съезжавшего под гору экипажа барышни выбросили кулек со сластями. Это был первый гонорар.
Долго уговаривала Дежка мать, чтобы та отдала ее в школу, но после ранней смерти отца школьные годы (3 класса) прервались. Оставшись вдовой, Акулина Фроловна по вечерам бесконечно отживала поклоны перед иконой Николая Угодника, умоляя помочь ей с устройством детей. Позже старшие дочери повыходили замуж, а пятнадцатилетняя Надя, под впечатлением поездки к сестре Анастасии в Киев, где ее поразили богатое убранство храмов, наряды прихожан, великолепие церковной службы, заявляет матери о намерении уйти в монастырь. Родительница, полагая, что монастырская жизнь хотя и не из веселых, а все же легче, чем крестьянская доля, согласилась с просьбой дочери. Но на пострижение в монахини нужно было сделать взнос, которого не было в бедной семье, и решили отдать девочку в послушницы Троицкого монастыря, чтобы заработать деньги. Однако пребывание в обители оказалось недолгим - немногим более двух лет. - Неугомонную послушницу неожиданно привлек балаган. Впервые увидев представление в театре И.М. Заикина. расположенном у Покровского рынка, она решила стать циркачкой. Задуманное не удалось, но и в монастырь уже не вернулась, а стала служить горничной в доме купцов Гладковых. Однако и здесь служба не задалась. Дежка заболела, и ей пришлось вернуться домой в Винниково.

Поправившись, в 1904 году Надежда переехала в Киев и поступила в русский хор Л.Б. Липкина, выступавший в саду "Аркадия". Партии свои разучивала с голоса, не зная нот. Постепенно приходил опыт выступления перед публикой.

После развала очередной капеллы Надежда попадает в польскую балетную труппу Штейна, где в 19 лет выходит замуж за балетмейстера Варшавских театров Эдмунда Плевицкого, и очень часто появляется вместе с мужем в театрах в характерных танцах. Он помогает ей не только в овладении искусством хореографии, но и прививает артистические манеры. В эти годы Плевицкая работает в разных коллективах, не привлекая особо ничьего внимания. Так продолжалось до тех пор, пока она не перешла в популярный хор Минкевича. С ним попала в Петербург, затем в Москву, где получила приглашение в ресторан "Яр", создавший ей громкую славу солистки-исполнительницы русских народных песен.

Переломным в судьбе оказался 1909 год, когда на Нижегородской ярмарке, в ресторане Наумова, Надежду Плёвицкую услышал Леонид Собинов. Его поразило, что зал мгновенно затихал, как только она выходила на сцену. "Заставить смолкнуть такую аудиторию может только талант. Вы - талант", - сказал он певице.

Годом позже Плевицкая участвует в благотворительном концерте с такими знаменитостями, как В.И. Качалов, М.ф. Кшесинская, В.В. Андреев и его Великорусский оркестр. В это же время состоялось ее знакомство с Ф.И. Шаляпиным. В первый же вечер он разучил с ней песню "Помню, я еще молодушкой была" и напутствовал на прощанье: "Помогай тебе Бог, родная Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет, - я слобожанин, не деревенский". Всю жизнь наша землячка хранила фотографию с дарственной надписью: "Моему родному Жаворонку, Надежде Васильевне Плевицкой - сердечно любящий ее Ф. Шаляпин".
Гастролируя по стране, Плевицкая неизменно посещала Курск, выступая в Дворянском собрании. "Я видела много городов, баловали меня в столицах, но такого волнения - светлого, благодарного, как в моем родном Курске, не испытывала нигде. Вблизи столь знакомых мест детства я ясно понимала, какое чудо свершилось со мной"...

Неслыханные гонорары - до 50 тысяч рублей в год - делали ее независимой, давали возможность заниматься благотворительностью. В 1911 году она осуществила заветную мечту: приобрела землю в Винниково. Добилась того, чтобы в родное село привезли колокол для церкви. Его поднятие в Троицын день превратилось в праздник.

Когда в 1914 году пожар спалил почти все село, Плевицкая выступала с благотворительными концертами, снабжая погорельцев средствами на постройку хат. Приходя в местную школу, дарила книги для библиотеки. В приезды певицы в Винниково ни одна свадьба или крестины не проходили без ее участия.

Вторым мужем Плевицкой стал поручик Кирасирского полка некто Шангин, и, когда началась Первая мировая война, Надежда отправилась вместе с ним на фронт, где становится сиделкой в лазарете. В январе 1915 года Шангин геройски погиб в бою, и через некоторое время Плевицкая выходит замуж за другого офицера - поручика Юрия Левицкого. И в эти дни начинается великая российская смута.
Гражданская война подвела черту под прежней жизнью. Правда, Плевицкая продолжала петь. Причем с одинаковой силой вдохновения она могла исполнить и "Марсельезу", и "Боже, царя храни". Впоследствии за такую "всеядность", "беспринципность", "аполитичность" певице доставалось и справа и слева. Но для Дежки и красные и белые были равны - все они русские, по недоразумению оказавшиеся по разные стороны баррикад.

Сама же Надежда Васильевна, как тысячи ее соотечественников, вынуждена была покинуть столь горячо любимую ею России" За границей она много гастролировала, встречалась с Сергеем Рахманиновым.

Жизнь Плевицкой во время Гражданской войны полна тумана, сквозь который проступают в основном ее любовные приключения. Известен ее роман с сотрудником одесской ЧК Шульгиным, затем вместе с мужем Юрием Левицким, ставшим красным командиром, она попадает в плен к белым. И быть бы им расстрелянными, но великую русскую певицу узнал генерал Скоблин - командир конной разведки Корниловской дивизии. Артистку привезли в штаб батальона, где она дала концерт для господ офицеров, причем командир батальона лично аккомпанировал ей на гармони.

Затем Плевицкая с врангелевскими войсками оказалась в Крыму, а оттуда отправилась в эмиграцию. Сначала в Турцию, где состоялось ее тайное венчание с Николаем Скоблиным - самым молодым генералом Белой армии, ему было тогда всего 27 лет.
В истории Плевицкой многое неясно - свое слово еще должны сказать исследователи, но ситуация складывалась, как дурная криминальная драма. Муж Надежды Васильевны входил в руководство Российского Общевойскового Союза (РОВС), организации весьма темной и доставлявшей французской полиции, как и прочие русские эмигрантские объединения, множество хлопот. В ночь с 23 на 24 сентября 1937 года он неожиданно исчез, вместе с ним пропал и "вождь" РОВС, генерал Миллер.

РОВС считался у советских чекистов главной опасностью для режима. Было принято решение о похищении или физической ликвидации руководства этой организации. В январе 1930 года сотрудниками ОГПУ был похищен глава РОВС генерал Кутепов. Его затолкали в автомобиль на пустынной улице Парижа, применили наркоз, чтобы генерал не сопротивлялся, и доставили в советское посольство. Однако больное сердце Кутепова не выдержало огромной дозы наркоза, и он умер. Его тело вместе с дипломатическим багажом доставили в Москву, где оно было предано кремации.

Преемником Кутепова на посту руководителя РОВС стал генерал Миллер. ОГПУ (позже - НКВД) решило похитить и его.
Операция удалась.
Спустя несколько дней по этому делу была арестована Плевицкая. В декабре 1937 года в Париже состоялся процесс, на котором бывшая русская певица была обвинена в соучастии в похищении генерала Миллера и в шпионаже.

В 1938 году осуждена на 20 лет каторжных работ за помощь советской разведке.
Во время следствия ей исполнилось пятьдесят восемь, психологически она была не готова к такому крутому повороту жизни. Потеря любимого человека, каким стал для нее Николай Скоблин, действовала угнетающе, щемило сердце, а может, это душа тосковала о прежней жизни?

5 октября 1940 года Надежда Плевицкая скончалась в центральной тюрьме города Ренна.
Франция к тому времени уже была оккупирована фашистами. И очень скоро немецкое гестапо эксгумировало труп Плевицкой и подвергло его тщательному обследованию. Для чего понадобилось это? К чему нужен был химический анализ? Какая тайна скрывается за действиями гестапо? Государственная?.. Политическая?..
Известно одно: тело в ящике было отвезено на кладбище и вновь закопано, но уже в общей могиле.

Между тем на самом деле, как выяснилось впоследствии, "генерал Плевицкий" (так насмешливо называли Скоблина) был завербован ОГПУ еще осенью 1930 года, когда обратился с письмом к правительству СССР с просьбой разрешить ему и жене вернуться на родину. Тогда же была завербована и Надежда Плевицкая. Супруги получили агентурные клички, коды для связи, задания... В конечном итоге именно сотрудничество с советской разведкой и привело их обоих к скорой и трагической гибели...




Сегодня в центре села Винниково возвышается памятник Надежде Васильевне Плевицкой (скульптор -Вячеслав Клыков). Еще в 1967 году учительница Винниковской школы Л.С. Евдокимова организовала в селе музей своей землячки.
А в небе между Марсом и Юпитером сияет астероид "Плевицкая" - Надежда Васильевна смотрит с высоты Вселенной на планету, доставившую ей столько сладких и горьких минут.


http://alexstudio.xxbb.ru/viewtopic.php?id=646



Мой хороший, мой пригожий
http://kkre-39.narod.ru/plevickaya/mhm.mp3

Ночь темна, темнёшенька
http://kkre-39.narod.ru/plevickaya/nch.mp3

Ухарь-купец
http://kkre-39.narod.ru/plevickaya/u-k.mp3

Я по бережку похаживала
http://kkre-39.narod.ru/plevickaya/jpb.mp3

Лучина-лучинушка

http://www.youtube.com/watch?v=jSOoDJLnt4E

Куделька

http://www.youtube.com/watch?v=-MiqnUh7qhQ

Лебёдушка

http://www.youtube.com/watch?v=Gnf-Sz5QJ0E

Звезды ночи горят

http://www.youtube.com/watch?v=CJNtYXQj5Iw&feature=related
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » НАДЕЖДА ПЛЕВИЦКАЯ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: