Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 20 Мар 2018, 11:13 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| ДЖАЗ-ОРКЕСТР АЛЕКСАНДРА ВАРЛАМОВА
Композитор, аранжировщик, певец, дирижёр, руководитель одного из лучших советских джаз-оркестров. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), автор более 400 музыкальных произведений.
Александр Владимирович Варламов родился 19 июня 1904 года в Симбирске в довольно музыкальной среде. Его прадед был композитором и автором популярных романсов и песен. Константин Александрович Варламов, двоюродный дедушка, был известным драматическим актером. Стоит отметить, что многие члены семьи также увлекались музыкой. Мать маленького Саши блистала в роли оперной певицы, пела в церковном хоре.
Логическим продолжением семейной династии стало и увлечение Александра Владимировича Варламова музыкой, которая стала его профессией. Живя до сентября 1918 года в Симбирске, Александр учился сначала в первой, а потом во второй мужской гимназии. В этом же городе он окончил музыкальную школу под руководством Е.В. Цетнерской. В Симбирске вышли в печать его первые музыкальные творения - вальс «Вечерок» и пьеса «Грусть».
Музыка не сразу полностью овладела мечтами юного Александра. Он хотел реализовать себя и в карьере драматического актера. Для этого Варламов в 1922 году поступает на актерский факультет в ГИТИС, в одну мастерскую с Эрастом Павловичем Гариным и Николаем Павловичем Охлопковым. Однако любовь к музыке была сильнее, Александр уходит в музыкальное училище им. Гнесиных. Там он занимается по классу композиции у таких мэтров, как Рейнгольд Глиэр и Дмитрий Рогаль-Левицкий.
В годы учебы в Москве Варламов впервые услышал джаз. Он побывал на концерте джаза Валентина Парнаха. Слушатели были восхищены и ошеломлены необычным зрелищем и новой музыкой. В 1926 году Александр посетил выступление гастролирующего джаз-банда Френка Уилтерса. Музыка потрясла и увлекла его и он стал постигать основы джазовой оркестровки, метод игры, инструментовку. Страсть к джазу Варламову подарило и его увлечение радиотехникой. Через самодельный радиоприемник он слушал эту необыкновенную музыку. Наибольшее впечатление на него джаз произвел после просмотра фильма «Король джаза», в нем знаменитый композитор и пианист Джордж Гершвин исполнял собственную рапсодию. Александр Варламов начинает сам писать музыку в стиле джаз.
Первым его музыкальным коллективом стал «Первоксэ». Александр оканчивает учебу и с дипломом дирижера в 1931-1933 годах устраивается заведующим музыкальной частью театра миниатюр Москвы. Собирает джазовый оркестр при Центральном доме Красной армии и с большим размахом проводит первый концерт. Внимание публики он привлекает к себе сотрудничеством с афроамериканской певицей Целестиной Коол.
Кстати, история с этой исполнительницей попала в фильм «Мы из джаза». В СССР ее пригласил родственник, рабочий Московского подшипникового завода, депутат Моссовета Роберт Робинсон. В Москве она получила гражданство и училась пению. Мастерство оркестра Варламова ей понравилось и, сотрудничая, они даже выпустили грампластинку.
Хотя во время первой встречи Целестина наотрез отказалась выступать с джаз-ансамблем, состоящем из белых. Администратор коллектива Феликс Данилевич с трудом, но уговорил певицу. Специально для нее Варламов написал романсы «Желтая роза», «Лаллабай», «Рапсодию любви» Вильямса и «Время в моих руках». Позже он собрал первый в союзе коллектив из музыкантов-импровизаторов «Семерка».
В 1938 году работал с джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета, вместе с ним выступал на советском телевидении. В начале 40-х годов был руководителем джаз-оркестра МВТУ им. Н.Баумана, позже дирижировал Государственным джаз-оркестром СССР. С началом войны Госджаз СССР преобразовали в Образцово-показательный джаз-оркестр Наркомата обороны. Коллектив выехал на фронт, где почти все оркестранты погибли. Варламов Александр остался в Москве и руководил симфоническим джазом при Всесоюзной студии эстрадного искусства. Он готовил музыкальные номера к выступлениям перед моряками США в портах Мурманска и Архангельска.
Далеко идущие планы талантливого музыканта были неожиданно прерваны зимой 1943 года. Александра Варламова забрал под стражу военный конвой, выслали из Москвы на Урал, а затем в Казахстан. До 1948 года был руководителем лагерного оркестра, работал учителем в Караганде. Есть несколько версий причин задержания и ареста композитора, но точный повод неизвестен. Александра Варламова обвиняли в подготовке концертов для немцев, в подготовке побега за границу и предательстве Родины. 13 лет он провел в лагерях и ссылках.
Реабилитировали композитора в 1956 году, восстановили в Союзе композиторов. После возвращения в Москву Варламов Александр Владимирович сочинял музыку для эстрадных оркестров, телевизионных передач, кинофильмов. С его легкой руки получили популярность такие композиции для оркестра, как «Ранний час», «Веселый час», «Счастьем жизнь полна», «Дикси-ли» (Dixie Lee) и другие. Он написал пьесы: "Романтическая рапсодия", "Край мой любимый", "Ты поверь, ты пойми" и другие.
Варламов был талантливым переводчиком, переводил иностранные песни и исполнял их. Он был аранжировщиком итальянской баркаролы в исполнении Аделины Патти. Александр Варламов - композитор, который в 70-е годы написал произведения для биг-бэнда. Родному городу Симбирску, позже названному Ульяновском, в 1986 году посвятил композиццию "Концерт для трубы с оркестром». Он усердно работал над исполнительской техникой и ансамблевой игрой музыкантов, что стало причиной заметного роста профессионализма в советском джазе и повлияло на развитие джазового направления в СССР.
В конце жизни Александр Варламов жил в Москве в районе Бибирево. В 1979 году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Умер композитор 20 августа 1990 года, похоронили его на Домодедовском кладбище.
Инга Кострицына
http://fb.ru/article....-faktyi
|
|
| |