Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 23 Сен 2011, 15:42 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ПЕТР КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЕЩЕНКО (14.06. 1898 - 16.07. 1954)
Русский сольный исполнитель и эстрадный артист XX в. Родился в селе Исаево близ Одессы. Мать - Мария Константиновна, была бедной, неграмотной крестьянкой. Об отце известно лишь, что он умер, когда сыну было 3 года. Отца ему заменил отчим А.В. Алфимов - простой, добрый человек, не лишенный любви к музыке и умевший играть на гармонике и гитаре. Много позже в семье родились сестры Петра: Валентина и Катерина.
С ранних лет Петя жил как многие дети из бедных деревенских семей: учеба в сельской школе, пение в церковном хоре, приобщение к труду и самостоятельному заработку. Ему повезло, что отчим разглядел в мальчике, которого он полюбил как собственного сына, артистические наклонности и подарил ему свою гитару. Летом 1914 г. началась Первая мировая война. Лещенко под влиянием патриотических настроений попадает в кишиневскую школу прапорщиков, а когда Румыния, воевавшая на стороне Антанты, начала терпеть одно поражение за другим, Петр в составе русских войск, мобилизованных для помощи румынской армии, досрочно был отправлен на фронт.
Октябрьская революция застала его в военном госпитале, куда он попал после тяжелого ранения. Тем временем полит. ситуация в регионе изменилась. Из недавнего союзника советская Россия стала непримиримым врагом Румынии. В сложной обстановке, когда многие международные договоры царской России утратили свою юридич. значимость, Румыния без лишней диплом. волокиты, в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою пользу - в январе 1918 г. оккупировала Бессарабию, отторгнув ее от России. Лещенко в одночасье, против своей воли, стал эмигрантом. Решающим оказалось его знакомство на одном из вечеров с Строком. Он включил его в программу концерта. ноо в большом концертном зале голос Лещенко потерялся.
Успех пришел к нему после выступлений в небольшом уютном кафе «А.Т.». В нем играл маленький оркестр под управлением прекрасного скрипача Герберта Шмидта. Во время одной из пауз Шмидт подошел к столику, где сидели Строк и Соломир. Они уговорили его поработать с Лещенко, а Строк взялся помочь с репертуаром. Начались репетиции, и через две недели состоялось первое выступление певца. Это было в конце 1930 г., который можно считать началом певческой карьеры Лещенко как сольного исполнителя. Первые две песни, спетые им, прошли с успехом, но когда объявили, что будет исполнено танго О.Строка, публика, видя в зале самого автора, стала аплодировать ему. Строк поднялся на сцену и сел к роялю. Это окрылило Петра, и он проникновенно исполнил новое произведение композитора «Мое последнее танго». Зал разразился бурными овациями, танго пришлось бисировать... В Риге пробил звездный час Лещенко, он стал регулярно выступать в «А.Т.». На фирме «Беллакорд» певец записал 61 произведение, но славу ему принесли в основном танго и фокстроты Строка и Марьяновского. Строк открыл дорогу Лещенко в мир грамзаписи, сделал его королем пластинок, а певец, в свою очередь, обессмертил его прекрасные танго. Но самой популярной песней Лещенко стало танго Марьяновского «Татьяна». В СССР ей досталось как «шедевру пошлости», наверное, больше всех остальных подобных произведений вместе взятых, что лишь способствовало нар. популярности «Татьяны». Ее знали наизусть, переписывали с магнитофона на магнитофон и слушали, слушали, слушали...
Татьяна
В 1932 г. Петр Константинович выступал в Майори, в летнем ресторане, каких множество на Рижском взморье. Его пение так понравилось двум англичанам, что они пригласили артиста к себе в пансион, где он своим мелодичным голосом разбередил их души. Очевидно, ему встретились деловые люди, потому что по их совету некая англ. фирма организовала вояж Лещенко через Ла-Манш в туманный Альбион для участия в развлекательной программе на светском рауте. Его исполнение произвело сенсацию, последовало приглашение на радио. Позже певец совершил вторую поездку в Лондон и в течение месяца выступал в респектабельных ресторанах «Трокадеро», «Савой», «Палладиум».
В 1-й половине 30-х годов Лещенко переезжает на ПМЖ в Бухарест и туда перевозит всю свою кишиневскую родню, купив для этой цели небольшой домик. Некоторое время Петр поет в кафе «Галерея Лафайета» с хорошо оборудованной эстрадой и новинкой - висячим микрофоном, сводящим на нет все изъяны акустики. В 1933 г. Геруцкий, Кавура и Лещенко открыли в Бухаресте небольшой ресторан «Наш домик». Капитал вложил представительный на вид Геруцкий, который и встречал гостей. На кухне хозяйничал опытный повар Кавура, а Лещенко с гитарой создавал настроение в зале. В гардеробе посетителей принимали отчим и мать Лещенко. Дела в «Нашем домике» пошли хорошо: посетители валили валом, столики брались с боя, и появилась необходимость в перемене помещения. Осенью 1936 г., на главной улице Бухареста, Виктории, был открыт новый ресторан, который так и назывался - «Лещенко». Поскольку Петр Константинович пользовался в городе большой популярностью, ресторан посещало изысканное русское и румынское общество. Играл замечательный оркестр. Зинаида сделала из сестер Петра хороших танцовщиц. Выступали все вместе, но гвоздем программы был, конечно, сам Лещенко. Позднее в ресторане выступала и знаменитая А.Баянова.
Диски же Лещенко, расходившиеся фантастическими тиражами, крутили и по радио, на вечеринках, и в ресторанах. Песни в его исполнении составляли бытовой муз. фон в русскоязычных колониях за рубежом. Пластинки Лещенко проникали в Советский Союз и в 30-е годы, но особенно много их появилось на черных рынках и базарах Бессарабии и Прибалтики, включенных в 1940 г. в состав СССР. По радио они, как и прежде, не звучали, ведь певец жил в Бухаресте и считался эмигрантом. В октябре 1941 г. немецко-румынские войска оккупировали Одессу. Лещенко получает повестку явиться в свою часть, он игнорирует вызов. Его вторично предупреждают о явке в полк. Снова со стороны певца никакой реакции. Третий вызов... Лещенко упрямо не желает идти в действующую армию и тем более воевать против своего народа. В конце концов его судили офицерским судом чести и на некоторое время оставили в покое, ведь он был заметной фигурой в артистической среде Бухареста.
В мае 1942 г. Лещенко приезжает в Одессу, его концерт был назначен в Русском драм. театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра... День концерта стал подлинным триумфом артиста. Небольшой театральный зал был полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь по-румынски - оказалось, по требованию властей. Потом зазвучали уже хорошо известные танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией... В июле 1942 г. Петр Константинович неожиданно получает вызов в 13-ю дивизию для работы переводчиком (он владел несколькими языками). Ему казалось, что на него как на потенциального военнослужащего давно махнули рукой, ан нет - вспомнили. И снова, будто следуя старой традиции, он не торопится подчиниться приказу. Почти год Лещенко правдами и неправдами удается уклоняться от ношения военной формы. Знакомые врачи даже сделали ему фиктивную операцию, и артист некоторое время провел в больнице, но окончательно комиссоваться ему так и не удалось. В октябре 1943 года Петра Константиновича все же призвали и отправили в Крым, где он работал в должности зав. офицерской столовой. Вся его «служба» с октября 1943-го по март 1944 г. проходила на воинских пунктах питания в Крыму - не с винтовкой или армейским черпаком, а с неразлучной гитарой, которой он в приказном порядке баловал холеное офицерье оккупационных войск».
Лещенко уже за 50, соответствии с возрастом меняется его репертуар - онстановится более сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры, типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в его пластиночных записях, сделанных в 1944-1945 гг., доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи». Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращается в компетентные органы, пишет письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал, может тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни... В марте 1951 г. Лещенко был арестован. Это произошло на концерте в Брашове. Много лет спустя его жена узнала о том, что Петр Константинович умер в лагере летом 1954 г. не то от язвы желудка, не то от отравления... http://to-name.ru/teski/man/petr-leschenko.htm
ПЁТР ЛЕЩЕНКО - Всё, что было...
Русский, гражданин Румынской Народной республики. Образование среднее, владеет русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.
1918—1926 После выхода из госпиталя жил у своих родственников. До 1919 г. работал токарем у одного частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквей. участвовал в вокальном квартете и пел в Кишиневской опере, директором которой была некая Белоусова. В составе танцевальной группы «Елизаров» (Данила Зельцер, Товбис, Антонина Кангизер) 4 мес. выступал в Бухаресте в театре «Алягамбра», затем с ними же весь 1920 г. - в кинотеатрах Бухареста. До 1925 г., как танцор и певец в составе различных артистических групп, гастролирует по Румынии. В 1925 г. выезжает с Н.Трифанидисом уезжает в Париж, где встречается с Антониной Кангизер. С ними в течение 3-х мес. выступает в парижских кинотеатрах.
У Петра было намерение жениться на Антонине, но семьи не получилось и он, порвав с Кангизере всяческие отношения, уходит из коллектива, оставшись без работы и средств к существованию. В феврале 1926 г. в Париже Лещенко случайно встретил знакомого по Бухаресту Я.Вороновского. Тот собирался уезжать в Швецию, предложив Петру свое место танцора в ресторане «Норманди». До конца апреля он выступает в этом ресторане. Здесь знакомится с Жени Закитт из Риги, латышкой, по профессии артисткой.
Поляки-музыканты, ранее работавшие в ресторане в Черновцах, имевшие контракт с турецким театром в Адана, приглашают Лещенко и Закитт поехать с ними на гастроли. С май 1926 г. до августа 1928 семейный дуэт совершил гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока – Константинополь, Адан, Смирна (здесь они оформили брак), Бейрут, Дамаск, Алепа, Афины, Салоники, Константинополь. В 1928 г. Лещенко и Закитт возвращаются в Румынию, поступают в Бухарестский театр «Театрул Ностра». Затем выезжают в Ригу по случаю смерти отца жены, где пробыли 2 недели и перебрались в Черновцы и 3 мес. отработали при ресторане «Ольгабер». Переезд в Кишинев и до зимы 1929 г. пара выступает в ресторане «Лондонский», в Летнем театре и кинотеатрах. Потом – Рига, до декабря 1930 г. Петр работал один в кафе «АТ» и лишь на месяц уезжал по приглашению танцоров Смальцовых в Белград. В январе 1931 г. у них родился сын – Игорь.
1931—1933 Театральный агент Дуганов устроил Лещенко на месяц выезд на концерты в Либаву. В это же время артист заключает контракт с летним рестораном «Юрмала». Все лето 1931 г. проводит с семьей в Либаве. По возвращении в Ригу вновь работает в кафе «АТ». Хозяин нотного магазина в Риге по фамилии Юноша осенью 1931 г. предложил Лещенко на 10 дней поехать в Берлин для записи песен на фирме «Парлафон». Петр Константинович заключает контракт и с румынским филиалом англ. фирмы звукозаписи «Columbia» (записано около 80 песен). Его пластинки издают в Германии, Румынии, Латви. С весны 1932 г. вместе с Закитт они вновь работают в Черновцах и Кишиневе.
1933—1941 В 1933 г. они решили обосноваться на ПМЖ в Бухаресте и Лещенко поступил на работу в павильон «Рус». В 1935 г. Лещенко дважды выезжает в Лондон: выступает по радио, записывается на студии звукозаписи и по приглашению известного импресарио Гольта дает два концерта. В 1937 и 1938 годах на летний сезон с семьей артист выезжал в Ригу. Все остальное время до начала войны проводит в Бухаресте, выступая в ресторане.
1941 – 1945 В декабре 1941 г. Лещенко получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Он ответил отказом по причине возможного повторного вызова в полк. В январе 1942 г. Селявин сообщил, что дата концертов перенесена на неопределенный срок, тем не менее, все билеты проданы. В марте 1942 г. Лещенко получил разрешение культурно-просветительского отдела Губернаторства за подписью Руссу на въезд в Одессу.
Он выехал в оккупированную румынскими войсками Одессу 19 мая 1942 г., остановился в гостинице «Бристоль». В Одессе 5, 7 и 9 июня провел сольные концерты. На одной из своих репетиций он знакомится с 19-летней В.Белоусовой, студенткой Одесской консерватории, музыкантом, певицей. Делает ей предложение и уезжает в Бухарест, чтобы оформить развод с Закитт. Скандалы, разборки с бывшей женой завершились получением очередных извещений из 16 пехотного полка. Лещенко удалось добиться получения документа о мобилизации для работы на месте, временно избежав отправки в действующую армию. Но в феврале 1943 г. он получил распоряжение сдать этот документ и немедленно явиться в 16 пехотный полк для продолжения воинской службы.
Знакомый гарнизонный врач предложил Петру Константиновичу лечение в военном госпитале. 10 дней не решили проблемы: приходит новое извещение явиться в полк и он решается на удаление аппендицита, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Лещенко удается устроиться в военную артистическую группу 6 дивизии. До июня 1943 г. он выступает в румынских воинских частях. В октябре 1943 г. новое распоряжение от румынского командования: отправить Лещенко на фронт в Крым. где до середины марта 1944 г. он был при штабе. Затем получает отпуск, но вместо Бухареста приезжает в Одессу и узнает, что семью Белоусовых должны отправить в Германию. Лещенко увозит свою будущую жену, ее маму и двух братьев в Бухарест.
1945 - 1951 В мае 1944 года он развелся с Закитт и зарегистрировал свой брак с Белоусовой. В сентябре 1944 г., после освобождения Бухареста Красной армией, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. Он исполнял сочиненные им патриотические песенки о русских девушках - «Наташа», «Надя-Надечка», пел «Темную ночь» и популярные русские песни. С ним выступала и Вера.
1951 – 1954 26 марта 1951 г. Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после I отделения концерта. В июле 1952 г. арестовали и его жену, которая обвинялась в измене Родине. 5 августа Белоусова была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, а в 1953 г. она освобождена за отсутствием состава преступления. Лещенко умер в румынской тюремной больнице.
1954 – 2008 Материалы по его делу до сих пор закрыты. Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию: "Лещенко Петр, артист, заключенный. Умер во время пребывания в тюрьме Тыргу Окна" Публикуемый материал подготовлен по протоколу допроса П.К. Лещенко, каждая страница которого им лично подписана. Источник: материалы дела по обвинению В.Г. Белоусовой-Лещенко по ст. 58-1 «А» УК РСФСР http://petrleschenco.ucoz.ru/index/0-2
Веселись, душа Всё лгут цыгане Давай простимся Жизнь цыганская И льётся песня Карие очи Рюмка водки Ты едешь пьяная У самовара
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 14 Июл 2024, 16:09 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| К 126-летию со дня рождения
Бибс Эккель (музыкант, композитор) дает такой портрет певца того времени: "О характере Лещенко ходили самые противоречивые рассказы. Кое-кто из знавших его лично говорил о его скупости. В то же время одна женщина рассказывала в Бухаресте, как он щедро помогал многим, и в том числе юноше из одной бедной еврейской семьи - пианисту Е.Склярову, отец которого пришел к Лещенко с просьбой обратить внимание на муз. способности сына. Петр Константинович взял его в свой ансамбль и не ошибся. Скляров написал для своего кумира несколько муз. композиций, записанных позже на грампластинки. Живя среди румын, он был очень уважаем, хотя сам относился к ним без особой любви, но часто выражал восхищение музыкальностью этого народа. Ездил Лещенко на новеньком нем. автомобиле марки «ДКВ». Он не курил, но любил выпить. Слабость Лещенко - шампанское и хорошие вина, которых в Румынии в ту пору было чрезвычайно много. Часто владельца и певца самого модного ресторана в Бухаресте встречали слегка пьяным, что в общей атмосфере ресторанного угара почти незаметно. Он пользовался огромным успехом у женщин, к которым сам был неравнодушен".
Лещенко был звездой богемы и света румынской столицы: не раз бронированный авто отвозил его на виллу к королю Каролю, большому поклоннику его таланта. Не только во дворце румынского монарха, но и в домах простых советских граждан без конца гоняли веселые и томные песни и танго Лещенко. Но мало кто из наших граждан был посвящен в то, что с пластинок звучит не голос самого Лещенко (его пластинки изымались советской таможней), а голос певца Н.Маркова – солиста ансамбля «Джаз табачников». В этом коллективе одно время работал и известный композитор Б.Фомин. Доходы создателей этой контрафактной продукции измерялись чемоданами денег. Впрочем, признание румынского короля и советского народа вовсе не делало Лещенко серьезным певцом в глазах эстетов. Вертинский называл его «ресторанным певцом» и относился к его творчеству крайне пренебрежительно. Да и один ли Вертинский? Как-то в бухарестский ресторан к Лещенко заглянул сам Шаляпин. Хозяин всю ночь пел для именитого гостя, а потом спросил, как тот находит его пение. «Да, глупые песенки поете неплохо» – вальяжно ответил Федор Иванович. Лещенко сначала жутко обиделся, но друзья уверили его, что великий певец его похвалил: песенки-то зачастую и впрямь были глупые.
Все чаще гостями ресторана делались немецкие офицеры. Вели они себя очень корректно, с удовольствием аплодировали певцу. Вряд ли далекий от политики Петр Константинович сразу увидел в сближении Румынии и гитлеровской Германии угрозу и лично себе. По планам гитлеровской коалиции, на территории Одесской обл. под контролем румынских властей должна была быть образована административно-территориальная единица Губернаторство Транснистрия.16 октября 1941 г. после двухмесячной обороны Одесса была оставлена Красной армией и занята румынскими и немецкими войсками.
В мае 1942 г. Лещенко приезжает в Одессу. Его концерт был назначен в Русском драм. театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра. Один из очевидцев вспоминал: «День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь… по-румынски, — оказалось, по требованию властей. Потом зазвучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией…»
Начинать концерты приходилось с репертуара на румынском языке, ведь Лещенко являлся подданным румынского короля. Но потом наступал черед русского репертуара, и тут зал взрывался овациями. На несколько часов слушатели забывали и о войне, и об оккупации. Кто были эти люди, пришедшие в таком количестве на концерт Лещенко, и приходившие на последующие его концерты? Дело ведь происходило в оккупированном городе, где оккупанты уже расправлялись с евреями и военнопленными красноармейцами.
С октября 1943 по март 1944 г. Лещенко тянул лямку в качестве организатора развлечений для немецких офицеров, отдыхавших в крымских санаториях и это, конечно, опорочило его в глазах советского командования. В июле 1944 г. в Румынию вошли советские войска. Официально к Лещенко относились весьма настороженно. Его приглашали на концерты только к офицерам, причем перед концертом проводился соответствующий инструктаж, что-де в столь сознательной аудитории не может певец, запятнавший себя сотрудничеством с немцами, сорвать дешевые аплодисменты. Но вместо того, чтобы заклеймить предателя, офицеры устраивали овации артисту. Обаяние Лещенко, красота его жены, репертуар из советских, дорогих довоенных песен, – все это способствовало успеху концертов. Наконец, прием у Г.К. Жукова, казалось, окончательно растопил лед.
Вот отрывок из воспоминаний Г. Кипнис-Григорьева (журналист, писатель, переводчик): " …Лещенко объявляет следующий номер: - Самое дорогое для каждого человека, это Родина. Где бы ты ни был, куда бы ни заносила тебя судьба. О тоске по Родине и споем мы с моей женой Верой Белоусовой-Лещенко. И тут она начинает своим сильным голосом под собственный аккомпанемент аккордеона:
Я иду не по нашей земле, Просыпается синее утро...
А когда заканчивается первый куплет, включается сам Лещенко с гитарой, и припев они поют в два голоса, поют задушевно, с искренним и нескрываемым страданием:
Я тоскую по родине, По родной стороне моей, Я в далеком походе теперь, В незнакомой стране. Я тоскую по русским полям...
Обычно пишут - «гром аплодисментов». Нет, это был шквал, громовой шквал! И на глазах у многих — слезы. У каждого, конечно, свои воспоминания, но всех нас объединяет одна боль, тоска по любимым, а у многих — по женам и детям, «мою боль не унять мне без них»… А Лещенко с красавицей-женой поют на «бис» и второй раз. И третий. И уже зал стал другим. Забыты предупреждения о необходимости идейно-политической сдержанности. И Лещенко сияет, почувствовав, как опытный артист, что полностью овладел аудиторией. Он в темпе объявляет следующую песню — знаменитый «Чубчик», но заканчивает новым куплетом: «Так вейся, развевайся, чубчик мой… в Берлине! Развевайся, чубчик, на ветру!». Затем пошли вперемежку то «Темная ночь», то его «Марфуша», и зал постоянно кричит «бис!».
Лещенко обратился с просьбой о советском гражданстве. Чем руководствовался он, сказать трудно, ведь ему сразу сказали, что Белоусову считают в СССР предательницей. Несмотря на это, Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращается в компетентные органы, пишет письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал - может быть, тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни... Ему удалось выхлопотать визу и для Веры. Все сорвалось в последний момент. На прощальном обеде Лещенко сказал друзьям, что сердце свое оставляет здесь, с ними. Этой «измены» новая родина ему не простила, и визы аннулировали.
Лещенко находился в Жилаве с марта 1951 г., потом в июле 1952 г. был переведен в распределитель в Мыс Мидиа, (Капул Мидиа), оттуда 29 августа 1953 г. в Борджести, провинцию Молдавии. С 21 или 25 мая 1954 г. переведен в тюремную больницу Тыргу Окна. Ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка.
Вот протокол допроса Лещенко, из которого ясно, что в июле 1952 г. он был перевезен в Констанцу и допрошен как свидетель по делу своей жены, которая обвинялась в измене Родине. Летом Вере разрешили посетить его в лагере. Она увидела исхудалого и вконец убитого человека. В июле 1952 г. последовал и ее арест.
Из воспоминаний В.Г. Белоусовой-Лещенко: "После ареста Лещенко, отношение ко мне резко ухудшилось. Из Театра эстрады пришлось уйти. Некоторое время я пела в ресторане «Мои Жорден», потом меня перевели в только что открывшийся летний ресторан «Парк роз». Последний день работы в нем я запомнила навсегда. Это было 8 июля 1952 г. Я пела на эстраде одну из советских песен, аккомпанировал мне знаменитый скрипач Жан Ионеску. После исполнения своего номера села за столик, предназначенный специально для нас, артистов. Вдруг подсаживается ко мне некто и говорит на ухо: - Вы Вера Белоусова? Я киваю. - Вас вызывает Петр Константинович. Я прямо онемела от неожиданности. Он продолжает: - Идите вниз, он вас там ждет. Спускаюсь по лестнице ни жива ни мертва. Внизу, около гардероба, стоят три человека в плащах, поджидают, как я сразу догадалась, меня. Они были подчеркнуто вежливы: - Вы не волнуйтесь. Мы сейчас отвезем вас домой. Возьмете необходимые вещи, поедете на Родину. Я уже ничего не соображала: где Петр Константинович, на какую родину? Может быть, его уже перевезли в Россию? Вслух только произнесла: - У меня сумочка осталась на столе. Принесли сумочку. Затем повезли в шикарной машине домой. Дома устроили обыск, перевернули все вверх дном. Ничего, конечно, не нашли, но меня все-таки забрали. С собой разрешили взять чемодан и аккордеон, сделанный по заказу для Лещенко, Он привез его в Одессу из Бухареста и потом подарил мне.
Я была арестована, как мне объяснили, за брак с иностранным подданным. Я еще тогда удивилась, какие длинные руки у НКВД: арестовывают в чужой стране, как у себя дома. Вскоре меня переправили через границу и привезли в Днепропетровск, в пересыльную тюрьму. Спустя несколько месяцев объявили, что в соответствии со статьей 58-1-а УК я за «измену Родине» приговариваюсь к расстрелу. Когда услышала эти слова, упала в обморок. Потом расстрел заменили 25 годами и отправили в Свердловскую обл., в лагерь, где я и отбывала свой срок. В 1954 г. — амнистия. Приехала в Москву, стала работать аккомпаниатором на эстраде, играла и пела в оркестре Б.Ренского. Вот тогда и узнала, что Петра Константиновича уже нет в живых».
«Веронька, мы приедем в Москву в персональном вагоне. Нас будет очень много. И все в нашем театре — музыканты, танцоры, артисты, певцы — будут самые лучшие. Нет, одного вагона нам будет мало, ведь муз. инструменты требуют особого размещения. Да еще дети должны быть, детский театр. Театр в театре. Дети — артисты. Просто обязательно, как я забыл?! Москва нас полюбит. Мы заслужим эту любовь» - эти слова Петра вспомнились Вере, когда она впервые в жизни проездом попала в Москву, возвращаясь домой в Одессу из Ивдельлага»
Возвращаться в Румынию ей уже не имело смысла: обратившись к румынским властям, она получила от них единственную информацию: « Lescenco, petre. artist. arestat. a murit în timpul deteniei, la. penitenciarul târgu ocna. (Лещенко, Пётр, артист, заключённый. Умер во время пребывания в тюрьме Тыргу-Окна).
Вера Георгиевна выступала как певица и музыкант на самых задвинутых площадках в СССР: в ЖЭКах, фабричных клубах и собирала все, что связано с Петром Константиновичем: старые фото, афиши, пластинки. Память о замечательном артисте и любимом муже согревала всю ее жизнь... https://leon-orr.dreamwidth.org/1253569.html
Ваня Вернись Как хороши вечерние зарницы Мой друг Любимая Моя Марусечка Марфуша
|
|
| |