Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 08 Ноя 2018, 11:14 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7125
Статус: Offline
| ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА ОРЛОВСКАЯ (Крыловская) (1902 - 1967)
Артистка оперетты (сопрано). Родилась в дворянской семье кадрового офицера Алексея Александровича Крыловского. Была воспитанницей Института благородных девиц им. императора Николая I в Иркутске, во Владивостоке окончила музыкальную школу.
В 1925 году дебютировала на сцене Хабаровского музыкального театра. Постепенно становится ведущей артисткой театра, её «надёжным кадром», как назвал её Дмитрий Джусто – режиссѐр театра. Здесь она знакомится с артистом оперетты Валентином Евгеньевичем Валиным, который становится спутником её жизни на долгие годы и партнёром по сцене.
В начале 30-х годов вместе с Валиным уезжает на гастроли в Харбин и не возвращается в СССР. В Харбине в 1931 году Валин организовал опереточную труппу в антрепризе А.К.Карпи, с которой выступал на сцене кинотеатра «Атлантика».
В 1932 года антреприза Карпи перебирается в Шанхай и продолжает работу на сцене театра «Ляйсеум". С 1931 года Орловская - примадонна оперетты в Харбине. Голос ее отличался необыкновенной красотой и особым тембром. Английский дирижер сэр Артур Блис, послушав Орловскую в оперетте «Цветок Гавайев», признался: «Голос этой очаровательной женщины звучал как небесный колокольчик». В оперетте «Веселая вдова» партнером Орловской был Александр Вертинский.
Полвека своей жизни кумир эстрады начала 20 века Александр Вертинский оставался неизменным поклонником примадонны оперетты Екатерины Орловской, но по словам свидетелей, все его попытки предложения руки и сердца оставались безуспешными. То же случилось и с его последним, ультимативным предложеним в Шанхае, когда ему стукнуло 50. Написана эта песня в 1939 году в Циндао, после его последнего предложения ей руки и сердца, в котором он предупредил, что если она опять откажет ему, теперь уже он все равно женится.
И спустя пару лет, в 1942 году он женился на Лидии Владимировне Циргваве, актриссе и художнике, которая была моложе его на 34 года. Судьбы их навсегда разошлись. Но тем не менее, осталось документальное свидетельство еще одной встречи - пластинка, датированная 56-м годом, подписанная его рукой: "Старому другу Катюрочке от ее давнишнего поклонника на добрую память. Александр Вертинский... "
После окончания Второй мировой войны русские начинают покидать Харбин и Шанхай. Многие представители творческой интеллигенции вернулись в СССР. Среди них была и Е.А. Орловская. Судьба забросила бывшую примадонну на запад СССР – в советскую Прибалтику - в Вильнюс. Чтобы заработать на жизнь, примадонна оперетты вынуждена была петь в церкви.
Екатерина Орловская до конца жизни так и не вышла замуж. Нетрудно догадаться, что ее образ остался во многих песня всемирно известного русского Пьеро. По предположительно и эта песня имеет отношение к их романтической истории.
https://www.youtube.com/watch?v=oGcpI0Y6XXA
Умерла в забвении в Вильнюсе.
https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/484223/bio/ https://alindomik.livejournal.com/3206215.html
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 08 Ноя 2018, 12:12 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7125
Статус: Offline
| И.И. Крыловская
КРЫЛОВСКАЯ Изабелла Ильинична, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии и искусствоведения Школы искусства, культуры и спорта Дальневосточного федерального университета.
ЕКАТЕРИНА ОРЛОВСКАЯ: звезда оперетты Харбина и Шанхая
В статье повествуется о жизни и творчестве артистки оперетты Екатерины Орловской, которая, начав свою карьеру в театре музыкальной комедии в Хабаровске, в начале 1930-х гг. эмигрировала в Китай. Ее упоминается современниками в ряду таких выдающихся личностей, как А.Вертинский и Ф.Шаляпин. Автор восстанавливает неизвестные страницы биографии артистки по сохранившимся мемуарам и письмам.
Харбин и Шанхай 30-х гг. прошлого века представляли собой уникальные островки русской культуры в Китае. Их расцвет связан с деятельностью творческой интеллигенции, эмигрировавшей туда преимущественно с Дальнего Востока России после Гражданской войны. В Харбине и Шанхае трудами русской диаспоры строились храмы, открывались школы, драматические и музыкальные театры.
Огромной популярностью пользовалась оперетта, где в течение 1930–1940-х гг. блистала артистка Екатерина Алексеевна Орловская. Выяснение обстоятельств ее жизни и творчества стало отдельной задачей исследования, выделившегося в самостоятельную линию во время генеалогических изысканий автора настоящей статьи.
Артистическую карьеру Орловская начала в 1926 г. в городском театре Хабаровска, который назывался тогда Первым Дальневосточным трудовым коллективом комической оперы. Коллеги по сцене помнили ее как надежного партнера, смело берущегося за разучивание нового репертуара. В своем письме об Орловской упоминает народная артистка, солистка Свердловского театра оперы и балета Мария Викс, приехавшая в Хабаровск в 1929 г. Вокальное и сценическое мастерство Е.Орловской высоко оценивает в своих воспоминаниях Дмитрий Джусто, получивший приглашение в 1930г. возглавить Хабаровский театр музкомедии в качестве главного режиссера.
Никаких иных подробностей о жизни и творчестве Е.Орловской в период ее работы на сцене хабаровского театра не удалось обнаружить. Зато в 1930-х гг. ее имя зазвучало громко, но уже вдали от родины. Причина такого необычного поворота в судьбе кроется в истории семьи.
Настоящая фамилия артистки – Крыловская. Память о ней сохранялась в нашей семье, и о некоторых обстоятельствах жизни певицы успела рассказать ее младшая сестра Елена Алексеевна Крыловская своей невестке Валентине Георгиевне Крыловской, которая в свою очередь стала информантом автора, предоставив и некоторые чудом сохранившиеся фотографии из семейного альбома. (см. фото в первом разделе)
Екатерина и Елена Крыловские имели дворянское происхождение. Их отец – Алексей Алексан-дрович Крыловский был кадровым офицером и прослужил до революции во Владивостоке более пятнадцати лет. Именно происхождение определило скрытность многих фактов биографии Орловской. В дворянской среде считалось неприличным для женщины выступать на сцене, тем более под своей настоящей фамилией. Звучный псевдоним соответствовал театральным традициям и сразу решал все проблемы, в том числе с происхождением.
Некоторые факты из биографии Е.Орловской, предшествующие поступлению на сцену хабаровского театра, приводятся в альбоме В.Д. Жиганова «Русские в Шанхае». На альбомной странице помещена фотография артистки в шифоновом театральном костюме, под которой подписано -«Miss. C.A. Orlovsky», а затем по-русски, с «ятями», что это Екатерина Алексеевна Орловская, примадонна оперетты, сопрано. Из следующих далее сведений узнаем, что она была воспитанницей Института благородных девиц им. императора Николая I в Иркутске, во Владивостоке окончила музыкальную школу. Однако датировать эти биографические факты не представляется возможным, поскольку пока нет полной ясности и с годом рождения Екатерины Алексеевны. Здесь же в альбоме указана дата начала ее артистической карьеры на сцене хабаровского городского театра - 1926 г. Музыкальную школу во Владивостоке Орловская могла закончить, предположительно, в период с 1918 г. по 1926 г. Возможно, это была школа Русского музыкального общества (или консерватория РМО, как иногда её называли в афишах и объявлениях), или частные школы, поскольку именно в них, помимо игры на инструменте, обучали пению.
Всю творческую жизнь Орловскую сопровождал ее коллега - артист и режиссер Валентин Евгеньевич Валин (настоящая фамилия Катхе), ставший ее спутником жизни. Валин выступал в различных театрах оперетты страны.
В 1923-1924 гг. он - ведущий артист оперетты и любимец публики во владивостокском городском театре «Золотой Рог». В Хабаровск Валин приехал предположительно в 1924 г., потому что именно в этом году он дал во Владивостоке два прощальных бенефиса, и далее в городских газетных хрониках его имя появляется в 1927 г. уже вместе с Орловской в связи с выступлениями в концерте-бале на сцене все того же театра «Золотой Рог».
Хабаровский театр музыкальной комедии ведет отсчет своего существования с 1926 г., когда объединились четыре музыкально-театральных коллектива. В течение сезона 1926-1930 гг. артисты театра должны были выступать перед зрителями не только Хабаровска, но и Владивостока, Читы и Благовещенска. Появление Орловской и Валина на сцене театра «Золотой Рог» во Владивостоке в 1927 г. как раз и было связано с выездом труппы в очередное турне по городам Приморья.
Состав опереточной труппы был очень нестабильным: отработав сезон, артист мог уехать в поисках лучшей доли. Поэтому состав труппы устанавливался на каждый сезон, что фиксировалось в приказах. В архиве хабаровского театра музыкальной комедии сегодня хранятся уникальные документы - книги приказов за 1920-30-е гг. По ним Т.С. Бабурова, зав. литературной частью театра, восстанавливает его историю. Именно благодаря ей автору статьи удалось найти приказы по театру, в которых фигурируют фамилии Орловской и Валина.
Так, в приказе № 45 от 7 июля 1930 г. назначается состав труппы на текущий сезон, начавшийся с мая 1930 г. (Книга приказов по Хабаровскому театру музкомедии за 1929-1932 гг.) Этот документ ценен еще и тем, что дает представление о размерах оплаты труда артистов и администрации. Самое высокое жалование было у Орловской - 550 рублей, сумма достаточно солидная для своего времени, что красноречиво свидетельствует о высокой оценке дарования артистки и о ее положении в труппе.
Мемуары современников и приказы по театру позволили с предельной точностью установить дату отъезда Орловской и Валина в Китай. Д.Джусто в воспоминаниях указывает, что в 1930 г. он был приглашен на работу в Хабаровск и там еще застал Орловскую и Валина. В июле 1930 г. труппа театра выезжает для работы во Владивосток. Приказ по театру № 58 от 17 июля 1930 г. устанавливает порядок отправки артистов на вокзал в зависимости от места проживания. Орловской и Валину, живущим на частных квартирах, как следует из приказа, надлежало явиться на вокзал самостоятельно. В приказе № 58-бис от 20 июля 1930 г. труппа считается выбывшей во Владивосток и с 19 июля артистов труппы надлежит считать приступившими к работе во Владивостоке.
В последующие годы ни Орловская, ни Валин в приказах по театру не упоминаются: следует, что в сезон 1931/32 гг. Орловская уже состояла примадонной оперетты в Харбине. Значит, из России артисты могли выехать в конце 1930 г. либо в начале 1931 г.
В Китай Орловская и Валин приехали на гастроли, присоединившись, возможно, к одной из советских театральных трупп, ехавшей в китайское турне через Владивосток. В Харбине в Валин организовал опереточную труппу в антрепризе А.К. Карпи, с которой выступал на сцене кинотеатра «Атлантика». В 1932 г. антреприза Карпи перебирается в Шанхай и продолжает работу на сцене театра «Ляйсеум».
Шанхайский период - звездный час в артистической карьере Орловской. Э.Одинцова в мемуарах о Шанхае 1930-х гг. вспоминает необыкновенно насыщенную театральную жизнь, делится впечатлениями о шанхайской оперетте и ее примадонне: «... За все время существования русского зарубежья в Шанхае была великолепная оперетта. <.> Примадонной была несравненная Екатерина Орловская. Костюмы для нее шили лучшие дома моды Шанхая. Сколько было оваций, бис, цветов!».
Решение уехать на гастроли в Китай и остаться там, возможно, было стимулировано драматическими событиями в семье Орловской. Как сообщила В.Г. Крыловская, Елена Алексеевна, младшая сестра Орловской, помнила, что она была еще маленькой, когда арестовали мать. Тогда старшие брат и сестра, приняли решение уехать из страны: Александр - в США, а Екатерина - в Китай.
В.Серебряков - один из основателей джаз-оркестра О. Лундстрема - в мемуарах о жизни в Шанхае дает исчерпывающую характеристику таланта Е.Орловской: «Все спектакли шли с аншлагами, финансовых проблем не существовало. И все это благодаря примадонне оперетты - Катюше Орловской, жене Валина. О ней следует сказать особо. На Екатерине Алексеевне держался весь театр. Стоило только, анонсируя новый спектакль, написать ее фамилию на афише, как в кассу моментально выстраивалась бесконечная очередь. Она была молода, необыкновенно красива и обаятельна, пикантна, имела превосходную фигуру, а главное - ее музыкальные способности можно назвать уникальными. За несколько дней Катюша выучивала целый спектакль, хотя не имела никакого музыкального образования (об учебе в музыкальной школе Серебряков, очевидно, не знал). Голос ее отличался необыкновенной красотой и особым тембром. Английский дирижер сэр Артур Блис, послушав Орловскую в оперетте «Цветок Гавайев», признался: «Голос этой очаровательной женщины звучал как небесный колокольчик». Она всегда знала текст всего спектакля и много раз выручала своих коллег». По воспоминаниям Серебрякова, Орловская была еще и прекрасной танцовщицей, и талантливым импровизатором - она никогда не повторялась. «Все, что она делала, начинялось таким «перчиком», что зачастую публика соскакивала с мест и начинала неистово хлопать в такт музыке. Дирижеры говорили: когда на сцене Орловская, держи ухо востро, ею управляет какой-то бесенок, сидящий внутри».
На страницах этих же мемуаров Серебряков рассказывает о постановке оперетты «Веселая вдова», где партнером Орловской был А.Вертинский. Партия Ганны Главари была самой любимой у примадонны, а Вертинскому надлежало выступить в партии графа Данилы. Артисты труппы и сама Орловская не были в восторге от этого смелого эксперимента дирекции театра: Вертинский до этого никогда не пел в оперетте, к тому же, как известно, он сильно картавил. Однако премьера спектакля, как свидетельствует Серебряков, прошла прекрасно, с аншлагом и празднично.
В оперетте А. Вертинский больше никогда не пел. Очевидно, Орловская поддерживала с семьей певца дружественные отношения, хорошо знала дочь Анастасию. В письме к балерине и поэтессе Л.Андерсен от 5 апреля 1962 г., делясь новостями об общих знакомых, она пишет, что «Настенька Вертинская <...> сделала блестящую карьеру в кино. Снималась в «Человек-амфибия»». Восторгаясь ее талантом, фигурой, Орловская пишет, что она «породистая, как и отец».
В 1936 г. Орловская и Валин - в числе встречающих Ф.И. Шаляпина, приехавшего в Шанхай на гастроли. По свидетельству Серебрякова, было море цветов, несли различные плакаты с приветствиями, «а несравненная красавица, обаятельная примадонна русской оперетты Катюша Орловская и ее супруг Валентин Евгеньевич Валин несли свой транспарант: «О, если б навеки так было... ». Шанхайские гастроли Шаляпина проходили на сцене театра «Ляйсеум», где имелся симфонический оркестр и ставились спектакли оперетты с участием Орловской. Пересекались ли творческие пути артистки и Шаляпина в Китае - еще предстоит выяснить. В семье хранилась афиша, на которой, по ее воспоминаниям, были напечатаны рядом имена Ф.Шаляпина (в связи с его гастрольной поездкой по Китаю) и Е.Орловской.
После окончания Второй мировой войны русские начинают покидать Харбин и Шанхай. Многие представители творческой интеллигенции вернулись в СССР с репатриацией первой и второй волны в 1947 г. и 1952 г. Среди них была и Е.А. Орловская. Она вернулась одна, расставшись с Валиным, о чем пишет поэтесса Нора Крук. В СССР Екатерина «совсем заглохла», а Валин вернулся в театр и сделал карьеру на периферии.
Судьба забросила бывшую примадонну на запад СССР - в советскую Прибалтику. О ее судьбе стало известно из писем к Лариссе Андерсен, танцовщице и поэтессе, с которой Екатерина была дружна в Шанхае. В 1959 г. она пишет ей из Вильнюса: «Я живу одиноко, и ночи для меня превращаются в тяжелые бессонные часы <...> быть одинокой на старости лет - это что-нибудь да значит!». Она сообщает о судьбе общих знакомых, упоминает своего Валюшу (Валина), связь с которым, очевидно, продолжала поддерживать. Сама же она «оказалась за чертой фортуны и материально, и морально». Чтобы заработать на жизнь, примадонна оперетты вынуждена петь в церкви. В Вильнюсе к ней приходит весть о смерти матери во Владивостоке.
Екатерина Орловская умерла в 1967 г. от перитонита. Похоронена она была, как написано на ее надгробном памятнике, под своим сценическим псевдонимом (очевидно, так она была записана и в удостоверяющих документах), как артистка Екатерина Алексеевна Орловская (1909-1967). Ее сестра Елена, все это время жившая во Владивостоке, узнала о кончине Екатерины от Валина, который помог съездить на могилу. Он же сохранил и передал Елене Алексеевне папку с фотографиями Орловской, вырезками из харбинских и шанхайских газет, афишами. К сожалению, папка эта была утрачена и только несколько фотографий чудом уцелели в семейном альбоме. Но память сохранила в семье имя талантливой неизвестной родственницы, которая была звездой оперетты и пела с Шаляпиным и Вертинским в далеком Харбине и Шанхае.
https://docplayer.ru/55012126-Udk-i-i-krylovskaya.html
Р.S.: К сожалению, никаких записей с голосом Е.Орловской, мне найти не удалось.
|
|
| |