Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 19 Янв 2019, 23:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| ЛИДИЯ ЯКОВЛЕВНА ЛИПКОВСКАЯ (10.05. 1884 - 22.03. 1955)
Русская артистка оперы и оперетты, камерная певица (лирико-колоратурное сопрано), вокальный педагог, поэтесса. Солистка Мариинского театра и Театра музыкальной драмы, участница Русских сезонов С.Дягилева в Париже.
Лидии Яковлевне Липковской
Я помню Мариинского театра Роскошный зал, в сверкании огней. Блеск шелка и парчи и золото мундиров, Духов парижских тонкий аромат И вееров ленивое движенье, Пластронов белизну и тысячи голов.
Открыта сцена. Парк на заднем плане. За рампою плейелевский рояль, За ним лохматый аккомпаниатор Тревожно ждет условный легкий знак.
Певица медленным обводит взором. Партер и ложи. Как она мила! Она вся в белом. Белые перчатки И туфельки, и веер. Только Краснеет жарко роза, роза в волосах...
Еще одно мгновение, и звуки Необычайной сладости текут, Текут, как солнца золотая радость, Как песня соловья... И замолчал Притихший зал, восторгом очарован И потрясен... Александр Куприн
4 января 1904 г. худенькая скромно одетая студентка Петербургской консерватории откроет «Биржевые ведомости» и прочтет о себе следующие строки: «Следует отметить Л.Липковскую, впервые выступившую на подмостках сцены. Юная певица, заменив внезапно заболевшую Гущину, без репетиции провела партию Джильды как опытная артистка. Только истинно даровитые натуры могут начинать свою артистическую карьеру с такими редкими достоинствами: отлично выработанная колоратура, наряду с природными богатыми голосовыми средствами, музыкальностью и благородным вкусом, ставит совсем юную певицу в исключительное положение».
И все останется позади - сомнения, страхи. Она все-таки спела! Без оркестровой репетиции, со знаменитым Н.Фигнером, без разрешения своего педагога Н.А. Ирецкой. И чего стоило итальянцу Угетти, режиссеру русско-итальянской частной оперы, уговорить ее петь! Впрочем, Наталья-то Александровна ни о чем и не узнает - студентка Маршнер подстраховалась: пела под девичьей фамилией... Вот и консерватория, знакомый класс. И каково было промолчать ей, 20-летней девчонке, когда Ирецкая вдруг стала благосклонно отзываться о вчерашней исполнительнице. Какая-то сила подбросила Лидочку на месте: «Наталья Александровна! Это была я!” Фраза не успела еще отзвенеть в воздухе, как ее покрыли резкие слова Ирецкой. Ее класс не для недоучек. Девушке предложили его оставить навсегда... Светловолосая Лидочка родилась в Бессарабии, 5-летней крошкой звонко распевала нар. песни. Повзрослев, запела в церковном хоре, а с 14 лет в благотворительных концертах. Жители Каменец-Подольска (города, куда девочку привезли учиться в гимназии) называли ее птичкой и специально приходили на воскресные службы насладиться ее ангельски-чистым голосом.
Рано вкусившая настоящий успех, Лидия грезила о сцене, и это было закономерно вдвойне: ее тетка М.Заньковецкая была знаменитой актрисой. Раннее замужество дало возможность избавиться от опеки родителей. Будущая певица оказалась в Петербурге. Правда, в течение 2-х лет ей пришлось довольствоваться положением жены и дом. хозяйки, мамы очаровательной Ариадны - в Петербурге у четы Маршнеров родилась дочь.
А вот касательно пения и сценической карьеры муж оказался даже консервативнее Лидочкиных родителей - ни о чем подобном не могло быть и речи! Но желание петь становилось важнее в том числе и хороших отношений с супругом. Так Лидия отправляется на прослушивание в консерваторию. Незаурядные вокальные данные способствовали тому, что ее взяла в свой класс Н.А. Ирецкая, выдающийся вокальный педагог. Лидия занималась самозабвенно - и с Ирецкой, и самостоятельно, оставаясь в консерваторском классе после занятий, где и застал ее режиссер Угетти, который чуть не разлучил преподавательницу с одной из самых ярких учениц. К счастью, Ирецкая оттаяла и желанные для обеих уроки были возобновлены.
В 1906 г. 22-летняя певица дебютирует (уже законно) на сцене Мариинского театра. Партия Джильды в опере «Риголетто» становится пропуском на императорскую сцену. Столичная публика, избалованная и местными звездами, и приезжими гастролершами, приняла ее сразу. Еще бы! Ее сказочный голос не страшился конкуренции ни с Марчеллой Зембрих, ни с Е.Мравиной - ее знаменитыми предшественницами. Сентябрь 1907-го впервые соединит ее на сцене с Шаляпиным. 17 ноября партнером по сцене в этой же опере был Собинов.
А 28 декабря 1907 г. Лидию пригласит исполнить партию Джульетты в опере Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» Н.Фигнер, расстающийся со сценой. Для нее же наступало время, когда все двери перед ней распахивались. Вскоре она получила приглашение в Париж для участия в сезонах Русской оперы под предводительством Дягилева (1909, 1920-30-е). В Париже пела на сцене «Théâtre du Châtelet» (1909). Гастролировала в Америке в 1909-1911 гг., пела в «Metropolitan Opera» в Нью-Йорке, а также в Бостоне (1909) и Чикаго (1910). Весь мир восторженно примет ее искусство. Вот как написал о ней в феврале 1909 г. престижный парижский журнал Le Theatre: «Ее репертуар на редкость разнообразен: она поет виртуозные партии с неслыханной легкостью, она заставляет плакать свою аудиторию в драматических ролях. Совершенная вокальная техника, драм. темперамент обеспечивают госпоже Липковской повсеместный успех. Добавьте, что она очаровательно красива: белокурая, с волосами цвета спелого хлеба, среднего роста, стройная, изящная. И вы поймете, почему весь С.-Петербург без ума от нее, как будет без ума Париж, когда узнает ее...»
И.Северянин (познакомился с ней в Петербурге, предположительно в 1909) - посвятил стихотворение "Кузина Лида" (февраль 1912); 17 сентября 1924 г. в Варшаве написал стихотворение:
Лидии Липковской
Вы так жалеете, что том моих стихов Забыт в Америке перед отъездом Вами. Греха подобного не наказать словами, И я даю Вам... отпущение грехов!
Вы говорите, что среди сонетных строф Вы не нашли Вам посвященных мной. Как даме, Я Вам, польщенный, отвечаю: Вас стихами Я пел четырежды, и впредь всегда готов...
Сирень весны моей! Вот я на Вас гляжу, Переносясь мечтой к совсем иному мигу, Когда я молод был и мир готовил к сдвигу,
И Вы, мой соловей, мне пели на межу. И пусть Вы за морем мою забыли книгу, Я голос Ваш всегда в душе своей вожу.
В США произошла встреча с Э.Карузо – он был партнером певицы в ноябре 1909 г. в опере «Риголетто» и в феврале 1910 г. в «Травиате». Там же она познакомилась и совместно выступила с Джаккомо Пуччини и Титта Руффо. Судьба дарует ей долгий вокальный век, великих партнеров по оперной сцене, благодарных учеников... и печальную старость. Лидия Яковлевна эмигрировала в 1918 г. Последние годы жизни она провела в Бейруте в бедности, не имея возможности преподавать из-за прогрессирующей болезни, живя на скромные деньги, посылаемые сестрой: «Одиночество - пакостная штука в чужой стране. Я совершенно одна, и мне больно. Сделала я большую непоправимую ошибку, когда, будучи на гастролях в Советской России, не осталась там, среди своих. А ведь мне предлагали и кафедру в Консерватории, и Большой театр!.. Чего бы я только не сделала, чтобы исправить ошибку, но - поздно...» - писала певица в письме к одной из любимых учениц.
Но в жизни не бывает обратного отсчета. Да и кто знает, как сложилась бы судьба «возвращенки» в непростые советские 30-е. Ее высоко ценили Н.Римский-Корсаков, А.Глазунов, Э.Направник, Ж.Массне (композитор назвал ее лучшей Манон из до сих пор им слышанных и виденных; позднее специально для Лидии переделал партию Таис в своей одноименной опере), К.Станиславский, В.Мейерхольд, B.Качалов, А.Луначарский. Последний концерт певицы состоялся в Париже (1951). Умерла она в Бейруте, похоронена на православном кладбище в районе Хамра Западного Бейрутa в Ливане. Светлана Рухля 15.05. 2004 года. "Санкт-Петербургские ведомости" http://theatre-music.narod.ru/4.html https://persons-info.com/persons/LIPKOVSKAIA_Lidiia_IAkovlevna https://www.liveinternet.ru/users/jo-ann/post390267700/
16 лет
|
|
| |