Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 27 Янв 2019, 22:39 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
| МИШЕЛЬ ЛЕГРАН (24.02. 1932 - 26.01. 2019)
Французский композитор, аранжировщик, дирижер и певец. Родился в Париже. Его отец был дирижером, сочинял музыку, а мать работала пианисткой, но семья распалась, когда Мишелю исполнилось 3 года. Со стороны матери у Леграна армянские корни: его дед, спасаясь от геноцида, бежал во Францию в 1917 г.
Свое детство Мишель называет «грустным и одиноким», в школу ходить он не любил, так как из-за маленького роста мальчишки часто его били, а дома он почти всегда бывал один: матери приходилось много работать. Единственным его другом было пианино, он слушал мелодии по радио, а затем пытался их наиграть, подбирал аккорды.
В 10 лет Легран поступает в парижскую консерваторию, которая на следующие 10 лет становится для него буквально всем. Он учился играть на многих музыкальных инструментах, но его любимым по-прежнему оставалось пианино.
В 1947 г. Мишель Легран, биография которого неразрывно связана с музыкой, случайно попадает на концерт Диззи Гиллеси, великого джаз-мена, и с тех пор его сердце навсегда принадлежит джазу, а творчество неразрывно связано с ним. Первым заказчиком Леграна стал родной отец, который в 1951 г. попросил его написать несколько произведений и аранжировок.
В 1952 г. закончив консерваторию, Легран некоторое время зарабатывает, аккомпанируя исполнителям-классикам, после чего почти 2 года работает с Морисом Шевалье, благодаря которому он в 1956 г. впервые попадает в США.
Первый альбом Леграна под названием «Я люблю Париж» вышел в 1955 г. В него входили французские мелодии, аранжированные и оркестрованные им самим. Удивительно, но этот альбом стал невероятно популярен, причем не только у себя на родине.
В 1958 г. композитор уезжает в США, где сотрудничает со многими джазовыми исполнителями как пианист, а также занимается аранжировкой. одним из первых джазменов, заказавших ему аранжировку для своей группы, был сам Диззи Гиллеси, некогда так впечатливший Леграна. Он сотрудничает с Филом Вудсом, Майлзом Дэвисом, Биллом Эвансом и многими другими джазовыми исполнителями. В 1958 г. Легран записывает джазовый альбом с Джоном Колтрейном и Беном Вебстером, а позже появляется еще один – «LegranJazz». (Всего на счету композитора более 100 альбомов)
По возвращении в Париж он организовывает собственный оркестр, который исполняет сочиненную им поп-музыку и современные джазовые композиции. Выступления этого оркестра приносят мировую известность как самому коллективу, так и его создателю.
С 1953 г. Легран начинает писать музыку к кинофильмам, он сотрудничает с такими создателями кино, как Ангус Варда, Жак Дэми, Жан-Люк Годар и др. Один из кинофильмов, мелодии к которому написал Мишель Легран – «Шербурские зонтики» (1964) , принес невероятную популярность композитору.
Благодаря этой полностью спетой картине Лаграном заинтересовались в Голливуде и с конца 1960-х гг. он стал писать музыку не только в французским, но и к американским, и английским картинам. Число кинофильмов, к которым Мишель Легран сочинил музыку, давно перевалило за 200, за многие из них он не раз был номинирован на самые престижные кинопремии. Он является обладателем 3-х «Оскаров», 1 «Золотого глобуса», 1 кинопремии BAFTA и 5 «Грэмми».
Мишель Легран дирижировал оркестрами во многих странах мира: Париже, Монреале, Ванкувере, Санкт-Петербурге, аккомпанировал таким звездам, как Фрэнк Синатра, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Лайза Минелли, Барбара Стрейзанд, а после того, как познакомились Тамара Гвердцители и Мишель Лерган (концерт в Париже, 1991), он работал и с этой исполнительницей.
Многие исполнители признаются, что работать с маэстро непросто. Он требует от солистов, музыкантов и продюсеров максимальной отдачи. Только так, считает Легран, можно добиться профессионального мастерства. Маэстро оттачивает все до мельчайших деталей.
Легран был женат трижды, последний раз — в 2014 году. Избранницей композитора стала княжна Мария-Магдалена Гагарина, более известная под творческим псевдонимом Маша Мериль.
Церемония венчания прошла в православном Александро-Невском соборе в Париже; сам композитор шутил, что «брак этот — чисто платонический: роман с Машей у нас был сорок лет назад». Добродушный человек с кустистыми бровями и улыбкой старого волшебника вообще имел успех у женщин — они, как известно, любят ушами. Из четверых детей композитора двое сыновей тоже пошли по музыкальной части, дочери избрали другие пути.
Организация по защите авторских прав установила, что мелодия из кинофильма «Шербурские зонтики» стала второй по распространенности в мире французской мелодией, уступив первенство «Болеро» Мориса Равеля.
Он до сих пор активно выступал, а свободное время предпочитал проводить в кругу семьи с детьми и внуками. Сам пилотировал собственный самолет, управляет своей яхтой, занимался верховой ездой и не представлял свою жизнь без музыки.
Он собирался выступить весной с концертом в Париже. Смерть внесла свои коррективы в планы великого композитора: Мишель Легран, один из главных авторов киномузыки ХХ столетия, обладатель трех «Оскаров», столп европейского джаза, умер 26 января, не дожив месяца до своего 87-летия.
http://www.known.ru/section....grafiya https://iz.ru/838551....legrana
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 27 Янв 2019, 23:02 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
| МИШЕЛЬ ЛЕГРАН: «Творец всегда крутится в постели…»
При упоминания имени знаменитого французского композитора Мишеля ЛЕГРАНА обычно звучит фраза: «А, ну как же! «Шербурские зонтики»!» А еще он написал музыку более чем к 200 фильмам, получил три «Оскара» и пять премий «Грэмми» в номинации «Лучшая музыка», работал с Фрэнком Синатрой, Шарлем Азнавуром, Барбарой Стрейзанд, Лайзой Миннелли. В Россию его привела исключительно работа — он пишет музыку к фильму «Янтарные крылья», который снимается по заказу канала ТВЦ.
- Говорят, ко всему на свете можно подобрать свою музыку. Какую мелодию вы подобрали бы для России?
— Пф-ф-ф… Странный вопрос! Во всяком случае, это должна быть мелодия лирическая и романтическая одновременно. Это точно! Она должна быть медленной и широкой. В миноре, конечно, но — радостная, полная каких-то красок будущего.
Вы знаете, со мной произошла одна забавная история. Как-то я просыпаюсь утром и понимаю, что нашел замечательную мелодию (напевает нечто, напоминающее Гимн СССР). Записал ноты и тут же позвонил своему другу. «Замечательно! — ответил он. — Вот только знаешь, это же Гимн России». Я смог сказать только: «Черт подери!» Клянусь, это подлинная история!
— Сейчас все чаще и чаще человека заменяет компьютер. Убьет ли электроника композиторское искусство?
— Настоящих композиторов она не убьет. Да, компьютеры дарят иллюзию легкости творческого процесса тем, кто не является настоящим композитором. Мой пес при желании тоже может сочинять музыку — ему надо лишь нажать лапой на несколько клавиш на компьютере. И у него получится мелодия, достаточно ритмичная, гармоничная. На земле теперь живут тысячи, миллиарды таких псов-композиторов, нажимающих кнопки на клавиатуре своей техники. Но настоящие композиторы не сдаются, потому что только живой, талантливый человек может передать через музыку все те чувства, что бушуют в нем. И разбудить ответную бурю в душах слушателей.
— У русских композиторов есть такая поговорка: «Нот всего семь, а кушать хочется всем», поэтому не грех хорошую мелодию у коллеги стянуть.
— Нет-нет, все не так. Нот на самом деле двенадцать. И когда ты соединяешь их в мелодию, надо думать не о том, как бы хорошо покушать на заработанные деньги, а о том, что надо постараться сохранить вертикальное положение, то есть оставаться уважаемым и… голодным. Конечно, можно сочинять и лежа, и кушать лежа приятнее, и денег у тебя будет больше. Но будешь ли ты счастлив…
— Почему? Разве деньги — это несчастье?
— Да-да, хорошо, когда у тебя есть деньги, но хорошо еще и гордиться собой. Если вы идете на компромисс, чтобы получить что-то в жизни, вы становитесь предателем самого себя. Это определение лучше всего подходит к политическим деятелям. Политический деятель — заведомый мерзавец. Чем выше он поднимается, тем чаще ему приходится идти на компромиссы и соглашаться с совершенно неприемлемыми для любого порядочного человека вещами. Это приходится делать любому политику в любой стране мира. Когда я спрашиваю: «Чем вы занимаетесь?» — и слышу ответ: «Политикой», я тут же ухожу от этого человека, потому что знаю, что он сволочь по определению.
А в искусстве все наоборот. Поэтому нужно, чтобы странами руководили художники. Это шутка, конечно. Но это было бы чудесно, потому что художник, творя, не думает о зарабатывании денег или о том, как заполучить власть. Он думает о человеческой красоте, и мир, таким образом, мог бы быть спасен (довольно смеется).
— А ваши личные взаимоотношения с деньгами как складываются?
— Я не плюю на деньги, нет!(Смеется.) Но у меня с ними очень простые отношения. Когда мне было 22 года, я впервые в жизни сделал передачу для американского радио. Мне заплатили тысячу долларов. Целое состояние! Я несколько месяцев думал, что же с ними делать, и решил-таки положить их в банк. Направляясь в банк, шел мимо магазина, где продавалась восхитительная кинокамера, которая стоила как раз тысячу долларов. Находился тот магазин напротив банка. Я стоял, раздираемый противоречиями, и думал, какую же дверь открыть — банка или магазина, но все-таки купил камеру и не пожалел.
Когда у меня есть деньги, я покупаю все, что захочется. У меня есть самолет, я сам его пилотирую. У меня есть машина, дома. И если вдруг в какой-то момент не окажется ни сантима, я продам самолет, продам свои дома, а на вырученные от продажи деньги куплю новые.
— Вы дружите, работаете со многими известными людьми. Какие они на самом деле — в жизни, а не на сцене?
— Мои друзья делятся на две категории — творцы и исполнители. Это абсолютно разные по характеру люди. Созидатель — он не боится: у него внутри — словно богатый-богатый склад, откуда он будет черпать компоненты для своего творчества. А исполнитель — боится. Как только он достигает статуса звезды, у него появляется страх опуститься ниже этого уровня, и он каждый раз должен чем-то завоевывать публику. И чем дальше, тем виртуознее это делать. Получается, что чем больше знаменит исполнитель, тем больше он рискует и тем больше боится рисковать. Та же Барбра Стрейзанд. Она целыми днями дрожит. Я говорю ей: «С твоей-то известностью ты можешь делать на сцене что угодно. Ты собираешь самые большие концертные залы в мире». А она предпочитает сидеть дома и ничего не делать — боится ошибиться на глазах у публики.
— А вы никогда не боялись?
— Нет, страха не было никогда. Возможно, потому, что никогда не пытался работать ниже своих возможностей — мне было бы тошно. Когда пишу музыку, я всегда пытаюсь быть оригинальным, чтобы самого себя удивить. Может, это звучит несерьезно, но творцы вообще мало спят. Они все время крутятся в постели, ищут свежее место на подушке. Это свежее место на подушке — что-то новое в их творчестве.
Можете не верить, но я впервые испугался здесь, в России. На Западе я хорошо известен, а этот мир мне незнаком, кино вашего я не знаю, с музыкантами не работал. Я чувствую себя не в своей тарелке. И это замечательно! Надо пытаться разорвать рутину.
Юлия Шигарева
http://www.peoples.ru/art/music/composer/legran/
|
|
| |