Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 23 Фев 2019, 18:28 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| Русский хор, которого не слышала Россия
О Жарове, казачьем пении и победоносном шествии русской песни по земному шару
1923 год. Линялые гимнастерки, обмотки вместо сапог, невысокий молодой человек, едва поднимая руки, буквально глазами и кончиками пальцев дирижирует хором из двадцати пяти человек. Избалованная зрелищами венская аристократия собралась в королевском дворце Ховбург из любопытства. Очень хотелось посмотреть на донских казаков, которые еще недавно ожесточенно сражались на восточноевропейском театре военных действий. Дирижер Сергей Жаров считал выступление в Вене случайностью, стечением обстоятельств, а главное, способом заработать на дорогу во Францию. Ни он, ни его певцы не подозревали, что после этого концерта их судьба окончательно определится и очень скоро «Хор Донских казаков» станет самым известным русским хором в мире. Русским хором, который ни разу не выступил на родине...
«Это была молитва...»
Интервью с отцом Андреем Дьяконовым, настоятелем храма Благовещения на Васильевском острове в Санкт-Петербурге
Протоиерей Андрей Дьяконов, настоятель храма Благовещения Божией Матери, что на Васильевском острове в Санкт-Петербурге увлекается изучением истории хора Жарова, он обладатель крупнейшей в России коллекции пластинок хора и популяризатор их творчества.
Протоиерей Андрей Дьяконов в Вифлеемской пещере Рождества во время паломничества на Святую Землю с 6 по 13 октября 2008.
– Отец Андрей, расскажите сначала немного о своем храме, большой ли у Вас приход, с какими проблемами приходится сталкиваться, давно ли Вы являетесь настоятелем этого храма? - Я являюсь настоятелем храма Благовещения на Васильевском острове, недалеко от Блаженной Ксении, с 1995 года. Храм разделил судьбу многих храмов в России, был поруган, осквернен, в нем был устроен завод, который занимался изготовлением различных тяжелых конструкций. Всё, что можно было только нарушить в облике храма, было сделано, над этим безбожная власть тщательно потрудилась.
– Насколько я слышал, Вы интересуетесь творчеством донских казаков, людей, которые оказались в русской эмиграции в Америке? - Да, я изучаю историю знаменитого хора Донских казаков под управлением Сергея Алексеевича Жарова. Этот хор был организован в эмиграции, даже еще не в эмиграции, а в лагере беженцев Чилингир, расположенном в 50 километрах от Константинополя.
Сам Сергей Жаров родился в Костромской губернии в городе Макарьев, и он не был из казаков, но во время гражданской войны попал служить в 3-ю Донскую дивизию генерала Федорова Абрамова, где судьба до конца дней его связала с донскими казаками. По образованию он был профессиональный музыкант, и закончил знаменитое Московское Синодальное училище. Окончание училища пришлось как раз на 1917 год, после чего Жаров попадает на фронта Гражданской войны. И еще до вынужденного отъезда из России он руководил различными военными хорами. Когда они оказались вместе с армией Врангеля в изгнании, можно себе представить угнетенный дух войска: без Родины, оставлены родные края, снабжение плохое и главное неизвестность... И вот поступает приказ – всех лучших певцов из всех хоров собрать в один хор, и Жарова призывают управлять новым хором на молебне 19 декабря 1921 года в день памяти Святителя Николая. Этот день и считается днем основания хора Донских казаков. А потом они переезжают на остров Лемнос в Греции, после этого им предлагают перебраться в славянские страны.
Лемнос 1921.
Наших беженцев поддерживали известные деятели русской эмиграции, в частности, балерина Тамара Карсавина помогла им перебраться в Болгарию. Они какое-то время находились там, но по-прежнему работали на самых тяжелых работах. Очень трудно приходилось русским беженцам в послевоенной Европе, даже в братских славянских странах: везде было бедственное положение, и, русские эмигранты работали в каменоломнях, укладывали рельсы. Жаров вспоминал, как он мыл бутылки на какой-то там фабрике, пытался преподавать уроки физкультуры, но по-прежнему работал с хором. Хор временно пел в русской посольской церкви, получая гроши.
Германия 1925.
Они хотели найти себе место, где бы остановиться, осесть. И вот им предлагают ехать в городок под Парижем под названием Монтаржи и работать там на заводе, который имел свой заводской оркестр, а власти завода хотели иметь еще и хор. Им помогают получить французские визы, они едут туда, и в общем-то могли бы остаться на этом заводе и раствориться на просторах Европы, и никто бы о их не узнал.
Но их путь лежит через Австрию, и Вену – музыкальную столицу Европы, где Жаров встречается с директором Венского концертного бюро Хеллером, который помнил его еще по синодальному хору маленьким мальчиком, когда знаменитый хор гастролировал по Европе. Хору устроили прослушивание и результат превзошел все ожидания. И вот 4 июля 1923 года был назначен концерт и где бы Вы думали, – в королевском дворце Хофбург!
Только представьте, в одном из парадных залов королевского дворца Хофбург устраивается концерт русских беженцев, которые выходят на сцену в заплатанных гимнастерках, не у всех сапоги даже были. Жаров расставляет певцом таким образом, насколько это позволяет разделение по голосам, чтобы те, которые были в совсем потрепанной форме стояли сзади. Они выходят на сцену, и, как вспоминает Жаров, многие из них осеняют себя крестным знамением. Вокруг сидит блистательная публика, которую Жаров видит, как во сне, публика, привыкшая слушать мировых звезд: Шаляпина, Карузо и прочих представителей музыкальной элиты.
Германия 1937.
И вот хор начинает петь «Тебе поем, тебе благословим!» – произведение Рахманинова. Жаров вспоминал: «Хор никогда еще так не пел, никогда так не переживал», это было не просто пение, это была молитва... И когда смолкли последние аккорды рахманиновского произведения, в зале воцарилась мертвая тишина… У всех певцов была одна мысль, как потом они вспоминали, провал… полный провал! Но через несколько мгновений раздалась буря аплодисментов. Дело в том, что эта искушенная в музыкальном отношении публика сначала даже не знала, как реагировать на такое пение. Концерт продолжался, был полный триумф! На бис исполнили несколько произведений. Именно с этого первого исторического концерта началось триумфальное шествие по всему миру хора Донских казаков п.у. Сергея Жарова. К 1930 году было пропето 1.5 тысячи концертов.
С.А.Жаров. 1940.
Гастроли Жаровского хора продолжались на протяжении 55 лет, он выступал до 1979 года, всегда состояли из трех частей: первая часть церковные песнопения, потом шли различные классические произведения. Хор не имел ограничений в своем репертуаре, отрывки из опер, романсы, русские народные песни, военные песни. И всегда это был полный зал, всегда полный сбор. На некоторых афишах, которые у меня имеются, изображается карта мира и хор Жарова, который марширует по земному шару, и на каждом континенте отметка – 1200 концертов, 2 тысячи концертов, в Америке, в Европе, в Африке, в Австралии...
Они не выступали только в Советском Союзе и коммунистическом Китае. В старой довоенной Европе не было королевского дома, которого бы не посетил хор. К 1962 году было выпущено 11,5 миллионов пластинок по всему миру. В Германии было выпущено в это время 2,5 миллиона пластинок, и германское музыкальное Общество «Deutsche Grammophon Gesellschaft» утверждает новый специальный приз-премию, который потом становится повсеместным – «Золотой граммофон». И вот такая первая модель «Золотого граммофона» вручается Жарову и его хору. К тому времени уже было дано около 9 тысяч концертов.
Вручение премии "Золотой грамофон" в Германии 13.09.1965. в Гамбурге
– Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к этой теме? - В 80-е - мои студенческие годы учебы в духовной семинарии в Советском Союзе было выпущено всего 2-4 пластинки песнопений Московской патриархии. Записи Жарова, Божественная литургия, панихида, ходили между студентами по рукам, кто-то привозил из заграницы, и тогда появилась возможность их услышать. Необычное звучание этого хора состоит в том, что мужской хор звучит в диапазоне смешанного и вы это услышите. Это новшество впервые ввел именно Жаров, чем хор достиг очень большого результата. До него такого не было ни у кого. Т.е. высокие-высокие тенора и низкие-низкие октавы, а в России никогда не было недостатка в басах.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 23 Фев 2019, 18:51 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| – Где оказался хор во время Второй мировой войны? - Они не имели гражданства до 1940 года. В 1930 году хор впервые был в Америке, в 1937-1938 гг. он уезжает в Америку на постоянное жительство и постепенно получает там гражданство.
– А как менялся состав хора при его интенсивной гастрольной деятельности? Вообще через хор Жарова прошло более 300 певцов. И если в начале состав был более-менее стабильным, там были коренные донские казаки, впоследствии он пополнялся за счет эмиграции. Жаров кого-то слышал, где-то видел каких-то певцов замечательных, ведь цвет России выехал, спасая свои жизни и оставляя свою Родину. Он встречался с ними и принимал подходящих ему певцов. В 2003 году мне посчастливилось познакомиться с одним из таковых людей, который в течение 20 лет пел у Жарова, но не постоянно, потому что невозможно было постоянно у него петь. Нужно было тогда не иметь ни семьи, ничего, потому что каждый год в течение 50 лет они давали по 250 концертов в год. Т.е. нужно было быть подвижником, во всем хоре таковым был только один Жаров и еще несколько певцов. А так многие певцы не могли по долгу гастролировать и быть в отрыве от своих семей.
– Расскажите о Вашем знакомстве с непосредственным участником легендарного хора Жарова. - Его имя Иван Владимирович Ассур, один из солистов, на многочисленных пластинках можно часто видеть его имя в сольных номерах. Он очень много мне смог рассказать. Прожив 50 лет в Америке, он вернулся поближе к России в Латвию, до войны он с родителями жил там и в 16 лет получил первые документы, поэтому у него была возможность вернуться именно в Латвию и получить там гражданство. Проживал он в городе Резекне, Латвия 300 км. от Петербурга. Он приезжал в туда, где мы с ним познакомились и провели несколько музыкально-исторических вечеров.
В свои 72 года Иван Владимирович еще великолепно звучал. Потом ездили в Москву, тоже провели несколько встреч, концертов. Но самым главным нашим достижением было то, что мы успели с его участием снять фильм, по заказу государственного телеканала «Культура». Этот фильм так и называется «Хор Жарова», он уже около 7 раз показывался по каналу «Культура» и по международному каналу «РТР-планета».
Кадр из немецкого фильма 1957г.
– До какого года просуществовал хор Жарова? - Последние концерты были в 1979 году. 55 лет хор существовал под руководством самого Жарова. Ему было уже 82 года, а он выходил еще на сцену.
Афиша 1977г. Юбилей 80-летия С.А.Жарова и 55-летие хора
– После его ухода хор прекратил свое существование? Ну, в общем-то да. После него попытались еще продолжать его дело отдельные музыканты, отдельные регенты, но это было уже не то, потому что Жаров был гением. Как, например, Рахманинов не мог оставить себе преемника, как и Чайковский, Шаляпин и другие великие люди, так же и Жаров, когда он прекратил выступать на сцене, то что делалось после него уже было не тем. Когда Жаров скончался в 1985 году в Америке, Николай Гедда, известный тенор русского происхождения, большой поклонник хора Жарова и его таланта, провел 40 концертов в Германии в память Жарова, собрав певцов, которые еще могли выйти на сцену.
Германия - 45 летие хора
– Мне очень интересна эта тема, мне о ней рассказывал еще мой духовный отец, известный в Петербурге священник – протоиерей Василий Ермаков, и я знаю, что Вы даже оцифровали записи Жарова? - Вот как раз об отце Василии Ермакове с благодарностью хочу сказать, т.к. он меня очень поддерживал в этом деле. Он был опытным священником, а я ему в сыновья годился, и он мне говорил: «Андрюша, давай, давай выпускай Жарова, это надо для России, это Россия должна знать! Весь мир его знал, и Россия должна знать!» Он меня очень поддерживал, и для меня это было очень важно. И конечно заветной мечтой хора было выступить у себя на Родине, но этим мечтам не суждено было сбыться. Ну а поскольку я интересуюсь хором Жарова и его люблю, то я собрал очень большую коллекцию пластинок хора, почти всего его долгоиграющие пластинки, имеются также и на 78 оборотов. Мы выпустили уже 10 компакт-дисков с церковными песнопениями. И не только с песнопениями, но и с русскими народными песнями, оперными произведениями и романсами. И еще есть материал, еще можно выпустить.
И что хочу сказать, удалось не только собрать пластинки, удалось найти архив Жарова. Он находится в Америке, его постигла печальная судьба как и многие другие архивы видных деятелей русской эмиграции. Этот архив оказался в чужих руках у человека, который не имеет никакого отношения ни к России, ни к хору Жарова, ни к русской культуре, законно или незаконно он ей достался, но надо отдать должное, благодаря ей он появился в Интернете в продаже, есть такой сайт eBay. Мне удалось кое-что приобрести из архива, удалось с ней познакомится, поехать к ней и привезти кое-что в Россию.
Московскому музыковеду Светлане Зверевой удалось убедить эту владелицу, и она в 2006 году передала несколько тысяч единиц архива в музей имени Глинки в Москве, поэтому тот, кто заинтересуется, может обращаться в музей, там имеется материал, который можно использовать для исследований и написания научных статей.
С материалами этого архива мы уже провели ряд мероприятий. В частности, Владислав Александрович Чернушенко, руководитель Санкт-Петербургской Государственной Академической капеллы, очень заинтересовался этим хором и помог кое-что приобрести, выкупить из этого архива. 12 июня 2007 года он провел певческий музыкальный вечер, где была устроена выставка этих архивных материалов, и он пел произведения в аранжировке для жаровского хора известных композиторов Русского зарубежья таких как К.Н. Шведов, И.Добровейн, и аранжировки самого Жарова. Владислав Александрович собрал мужской состав Капеллы, и они пели в жаровской манере, т.н. не понижая тональности тенора взяли все те высоты, которые он брал. Концерт получился очень сильным, даже я, имея опыт прослушивания почти всех жаровских произведений, был потрясен. Показывали и фильм об истории хора.
Книга о хоре С.А.Жарова. 1931 год. Берлин
Недавно в Москве в библиотеке Фонда «Русского Зарубежья» была такая встреча, можно сказать, первая встреча в истории церковной музыки. Конференция называлась «Русское Зарубежье: музыка и Православие». На нее съехалось очень много участников из Америки, Австралии, Франции, Сербии, которые говорили о деятельности русской эмиграции, о достижениях её церковном пении, о том, как они смогли познакомить весь мир с русской музыкой церковной традицией. Я также принимал там участие и рассказывал именно о хоре Жарова, об опыте собирания своей коллекции.
– Огромное спасибо, я думаю Вы достаточно подробно и объемно рассказали об этой важной теме русской мировой культуры.
Павел Платонов. 13 октября 2008 г. Иерусалим Фото из личной коллекции протоиерея А.Дьяконова
http://palomnic.org/journal/15/vozrojdenie/1/
Хор Сергея Алексеевича Жарова
https://www.youtube.com/watch?v=ENV2EEPQvnk
https://www.youtube.com/watch?v=hqdIGwGaU6U
Однозвучно гремит колокольчик
https://www.youtube.com/watch?v=E-FdNrYYDuM
https://www.youtube.com/watch?v=aIJvexzeSNI
|
|
| |