[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА **
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 03 Мар 2019, 21:09 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ОБРАЗЦОВА
(07.07. 1939 - 12.01. 2015)


Выдающаяся советская и российская певица, оперный режиссер, артистка и педагог. Вокальное искусство и удивительная красота звучания ее голоса приводили в восторг и завораживали публику. Она умела по-новому интерпретировать страницы многих известных оперных партитур, открывать в них неизведанные глубины и озарять необыкновенным светом. Ее исполнение Кармен в опере Ж.Бизе во всем мире признано непревзойденным и эталонным. Монсеррат Кабалье была настолько потрясена воплощением этого образа Еленой Васильевной, что опустилась однажды перед ней на колени. Суперзвезда и при этом земная женщина, которая умела несмотря ни на что радоваться каждому прожитому дню, была фаталисткой – верила в предопределенность свыше и неотвратимость судьбы.


Родилась в Ленинграде в семье инженера. Испытала ужас военной блокады города – всепоглощающее чувство голода, пронизывающий холод и постоянные бомбардировки, которые дали ей на долгие годы острое понимание ценности человеческой жизни. Весной 1943 г. Елена с мамой и бабушкой по льду Ладожского озера были переправлены в Вологодскую обл., где проживали до лета 1945 г. Ее талант проявился  уже в раннем детстве. С 9 лет она пела в хоре Дворца пионеров в родном городе, 2 года обучалась вокалу в муз. школе Таганрога, куда они переехали из-за перевода отца. Ее выступление услышали специалисты муз. училища Ростова-на-Дону. В 1957 г. она была принята на II курс училища. Отец хотел, чтобы дочь поступила в радиотехнический институт, но она, к счастью, не сдала вступительные экзамены. По настоянию родителей год посещала подготовительные курсы института, но тяга к музыке победила. В 1958 г. ее приняли в Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, которую она успешно окончила в 1964 г.

В 1962 г. Образцова с блеском выступила на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, стала победителем на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки в Москве. После этого ее пригласили в Большой театр. 17 декабря 1963 г. состоялось дебютное выступление певицы на прославленной сцене в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». В этом же году она гастролировала в составе труппы Большого театра. Пела в Японии и Италии – в самом знаменитом театре мира, миланском «Ла Скала», и стала подлинным открытием.


Вокальная неповторимость позволяли ей добиваться высших наград на международных площадках. Она была первой на конкурсах 1970 г. им. Чайковского в Москве, им. Франсиско Виньяса в Барселоне. В 1971-м в Париже прошел ее первый камерный концерт. Потом были триумфальные выступления в Милане, Токио, Нью-Йорке, Марселе, Барселоне, Вене. Феномен Образцовой засиял новой ярчайшей звездой на вселенском оперном небосводе, в Испании ее объявили лучшей в мире Кармен. Дарование Елены Васильевны было многогранным – она одинаково гениально владела необычайным певческим искусством, сценической изобретательностью, уникальными актерскими способностями, талантом преподавателя и режиссера. С 1973 г. более 25 лет она преподавала в Консерватории имени П.И. Чайковского. В 1984 г. за высокий уровень компетентности была удостоена профессорской должности. В 1986 г. работала в качестве режиссера-постановщика оперы Жюля Массне «Вертер».

В 1996 году в С-Петербурге основала КЦ своего имени, где делилась секретами мастерства с молодыми певцами. Преподавала на японском. языке в муз. академии «Мусашино» Токио, давала уроки в Европе, владея франц. и ит. языками. В 1999 г. прошло дебютное выступление певицы на драм. сцене в постановке Р.Виктюка «Антонио фон Эльба», ради которой она похудела на 28 кг., а в 2012 г. – в его «Реквиеме по Радамесу». В 2007-2008 гг. руководила оперной труппой С-Петербургского Михайловского театра.


Репертуар достигшей всемирной славы певицы включал более 40 оперных партий, среди них «Норма» (Адальжиза), «Дон Карлос» (Эболи), «Медея» (Нерис), «Бал-маскарад» (Ульрика), «Царь Эдип» (Иокаста), «Сестра Анжелика» (Герцогиня), а камерные концерты – порядка ста отечественных и зарубежных авторов. Она выступала в лучших театрах планеты с самыми выдающимися певцами и гениальными дирижерами. В «Гранд Опера», «Опера де Пари», «Ковент-Гарден», работая с П.Доминго, Л.Паваротти, М.Кабалье, Х. Каррерасом, дирижерами Темиркановым, Спиваковым. Благодаря этому, считала Образцова, она поднималась на все более высокий уровень исполнения, записала порядка 60 дисков, выступала с коллективом И.Бутмана и «Султаны Свинга». Снялась в ряде картин - «Моя Кармен», «Веселая вдова», «Сельская честь». В 2011 г. Образцовой был учрежден Благотворительный фонд ее имени для содействия муз. творчеству. Ее именем названа открытая в 1981 г. планета № 4623, выпущена в 2003 г. почтовая марка с ее портретом. Просветительская и творческая деятельность певицы были отмечены многими наградами и премиями. В их числе – орден св. Николая Чудотворца Украины, медаль испанского муз. деятеля Энрике Гранадоса, медаль «Бела Барток» Венгрии.


Была дважды замужем. Первый раз в 26 лет она вышла за Вячеслава Макарова, физика по профессии. У них родилась дочь Елена, После развода, из-за ее постоянных гастролей дочь осталась жить с отцом. Она была долго обижена на мать, называла ее исключительно по имени-отчеству. Повзрослев, поняла мать и простила. После школы она училась на факультете журналистики, потом решила стать медиком, но, в конце концов, пошла по стопам матери и закончила консерваторию. Училась вокалу у М.Кабалье.

Вторым мужем Образцовой был Альгис Жюрайтис, дирижер Большого театра. Его смерть стала тяжелым ударом для Елены Васильевны. Но жизнь не один раз посылала ей испытания, например, временную потерю зрения из-за падения с велосипеда. Но артистка никогда не роптала на судьбу, считала любое наказание заслуженным, горе приносит человеку мудрость.
Умерла Елена Васильевна от лейкемии в одной из клиник Лейпцига. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Ее смерть считают потерей для всей мировой культуры.
https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-elena-obrazcova.html

НЕ СТАЛО ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ


В Германии после продолжительной болезни, на 76-ом году жизни, скончалась Е.В. Образцова.
"Мы скорбим в связи с кончиной Елены Васильевны. Она скончалась буквально полчаса назад. Ее сердце остановилось.
Благотворительный фонд продолжит свою работу, все наши проекты, все наши программы будут продолжены, в этом не может быть никаких сомнений. Сама Елена Васильевна очень просила об этом. Я была у нее несколько дней назад, разговаривала. Она очень просила продолжать нашу благотворительную деятельность, помогать музыкальным талантам. ", - сообщила Н.Игнатенко, директор благотворительного фонда Е.Образцовой. Тело певицы будет доставлено из Германии в Москву, однако дата прощания и похорон пока не определена. Соболезнования в связи с кончиной известной певицы ее родным и близким уже выразил президент России.

"Елена Образцова была выдающейся певицей и чудесным человеком, память о ней останется на века. Последней надеждой на выздоровление для нее была операция по пересадке костного мозга. Операцию сделали в Германии 30 декабря, но она прошла неудачно". - сказал И.Кобзон. Возможной причиной смерти стали осложнения после воспаления легких. В ноябре 2014 г. Елена Васильевна по совету врачей уехала на зиму в Германию из-за климата. В связи с этим был отменен ее концерт, запланированный на 11 декабря в ГКД. Советник президента по культуре В.Толстой отметил, что «Это действительно огромная потеря для всей российской и мировой культуры. Это действительно удивительный человек, не только от бога одаренный голосом, но и просто очень много сделавший для культуры».

Директор Большого театра В.Урин назвал ее уход из жизни невосполнимой потерей для культуры России и всего мира: «Вроде мы все знаем ее прекрасную биографию, ее творчество, но когда на юбилейном вечере в Большом театре вновь прошли эти кадры, начинаешь понимать весь объем этой грандиозной личности. Для нас было очень важно, что свой юбилейный вечер всемирно известная певица решила отметить в Большом театре. Это важно было и для Елены Васильевны, которая вновь почувствовала всю энергетику любви к ней. Говорят, что нет незаменимых, но Елена Образцова - это именно то имя и та личность, которая незаменима. Это невосполнимая потеря для культуры России и для мировой культуры. Большой театр, безусловно, примет участие в организации церемонии прощания и похорон, которые будут проходить по желанию ее родных и близких.»

В одном из интервью  Елена Васильевна рассказала, что после блокады Бог всегда с ней, потому что без веры люди не выжили бы: «Все, что я делаю, – отрабатываю тот талант, который дал мне Господь».
В ее обширном концертном репертуаре произведения более 100 композиторов XVIII–XX вв.: оперная, камерная, кантатно-ораториальная, духовная музыка, русские песни, старинные романсы, классическая оперетта, зонги и джазовые стандарты. Особенно часто она исполняла сочинения Г.Свиридова, посвятившего ей вокальный цикл «Десять песен на стихи А.Блока» и создавшего специально для нее новую редакцию своей поэмы на стихи С.Есенина «Отчалившая Русь», изначально написанную для баритона.


«Атомная бомба Большого театра», - писали про Образцову зарубежные СМИ. Про певицу рассказывает ее близкая подруга Е. Христенко, жена артиста «Кривого зеркала» И.Христенко.

- С Еленой Образцовой мы дружили 40 лет, она крестная нашего сына. Мало кто знал про ее недуг: она скрывала свой диагноз, но боролась. После ее юбилея в июле прошлого года пошли сплошные больницы. Перенесла воспаление легких, последний год много говорила о смерти: мол, ее не надо бояться, это просто переход из одного мира в другой, не надо плакать, когда человек уходит. Она была глубоко верующей. Несколько лет назад даже выстроила на даче часовенку. 30 декабря в Германии ей сделали операцию, и Елена впала в кому. Вернуть ее в сознание врачи пытались разными способами. Мы даже записали на магнитофон музыку и лай ее любимых собачек (у Образцовой жили 4 пуделя) - передавали звуковые послания. Сказали, что Елене занесли инфекцию. Но вроде было улучшение, ее начали выводить из комы. Увы, медики не смогли сделать так, чтобы сердце заработало. Хотя такие люди без боя не умирают. Более энергичного и жизнерадостного человека я просто не знала. Она была вулканом!

Как-то Образцова уехала на гастроли за границу, а домработница Аня отговорила ее ставить квартиру на сигнализацию
Звонит вдруг мне: «Помогите, завтра Елена Васильевна приезжает - а ее ограбили. Я пытаюсь хотя бы прибраться: у нее же в гардеробной 150 полочек: косынки, сумочки, ремни, туфли - все скинуто в огромную гору! Как выяснилось, воры жили в квартире Образцовой, в доме с колоннами на Патриарших прудах, несколько дней. На этаже всего две квартиры: соседи находились на даче. В доме валялись окурки, грязная посуда, бар был раскурочен. Своровали видеоаппаратуру, серебро, дорогую посуду, все шубы (одна была совершенно уникальная - Fendi, привезенная из-за границы, такие стоят от полумиллиона рублей). Часть картин уже была украдена, а новая партия готова к вывозу - вынуты из рам, скручены...

Я в ужасе ждала, как отреагирует Лена. Столько лет зарабатывала, и враз столько потерять... А Образцова спокойно сказала: «Боженька разберется…» Считала: раз так случилось, значит, надо. Расследование шло под патронажем Лужкова, он уверял: «Елена Васильевна, уже зацепки есть, поймаем, вернем». Даже к ясновидящей обращались, но так ничего и не нашли. Впрочем, тайник с уникальными драгоценностями воры так и не обнаружили. А ведь все стены простукивали, даже сняли экран в ванной, который закрывал трубы. Они ж там не один день орудовали!

Как-то в Лондоне пошла на ее репетицию. Смотрю, Образцова идет - в шлепанцах и простой юбочке. Прямо в этих шлепанцах вышла на сцену и пела: «О-о-о, царевич, я умоляю!» Со стороны очень смешно: такое может себе позволить только великая Образцова! Грандиозная на сцене - и такая простая в жизни. У них с Игорем было постоянное соревнование, кто больше расскажет анекдотов. Лена любила устраивать вечеринки на даче. Безумно артистичная, заводная, гениальная! Всю жизнь пахала, зарабатывала, жила на чемоданах. Последние годы увлеклась джазом, выступала с Мацуевым. Она говорила: «Лучше умереть, чем закончить петь». Своих пуделей она обожала, одна собачка даже участвовала с ней в спектакле - была на руках, когда певица исполняла свои партии. Поначалу песика не хотели пускать в театр: мол, с собаками нельзя, но артистка настаивала. Тогда выписали два пропуска: для нее - «Елена Образцова, певица». А для собаки - «Кармен Образцова, артистка».

Она не раз влюблялась. Сама признавалась, что они с партнером по «Кармен» В.Атлантовым любили друг друга, Елена чуть не вышла за него замуж. но потом предпочла В.Макарова, физика. Он стал ее первым мужем. С будущим вторым мужем А. Жюрайтисом (дирижер Большого театра, народный артист РСФСР) они сначала дружили. Он часто бывал в ее семье. Как рассказывала сама Образцова: «Однажды он встречает меня с гастролей - и тут меня долбануло по башке: поняла, что влюбилась! И ничего не могла с собой поделать. Понимала, да, замужем, как стыдно, но любовь оказалась сильнее». Развелась, вышла замуж, они были счастливы. После его смерти мужчин у нее больше не было. Елена до последнего выглядела потрясающе. Объясняла, что за этим стоит большой труд. Не скрывала, что делала пластические операции. Говорила: «Если ты выходишь на сцену к публике, то и надо ее уважать и не быть шкафом». Старалась соблюдать диеты. Хотя однажды ей нужно было поправиться - не хватало мышечной энергии для исполнения арии, нужен был вес…
 На все гастроли Елена возила с собой плюшевую собачку, которую ее мама купила еще беременной. Это была ее единственная игрушка в годы войны. И она стала ее талисманом. Я не вижу певиц, равных ей. Это просто планета «Лена Образцова»!

✓Про себя Елена Васильевна рассказывала: «Я пела с 5-летнего возраста. Папа у меня был рыбак, и когда мы ездили на дачу, он меня брал в лодку. Я начинала петь, он говорил: «Все, больше я ее не беру с собой: она распугивает всех рыб».

✓ В 1975 году Образцова была признана в Испании лучшей исполнительницей партии Кармен в мире. Кстати, это единственная Кармен, которая выходила на сцену босой. Елена Васильевна считала, что вольнолюбивой цыганке не пристало щеголять в туфельках на каблучках.

✓ Однажды в Мариинском театре Образцова допевала IV акт со сломанной рукой. Ее партнер должен был по сценарию уронить непокорную Кармен, но забыл и ушел в кулисы. Певица расслабилась. И тут спохватившийся тенор выбежал на сцену и неожиданно толкнул ее. Елена Васильевна упала, в антракте ей сделали обезболивающее, наложили шину. Она укуталась шалью и допела спектакль.
Анна Велигжанина
http://sobesednik.ru/kultura....-bolezn
http://www.vz.ru/news/2015/1/12/723885.ht
http://www.kp.ru/daily/26329.3/3211631/

Большой театр готовится к церемонии прощания с выдающейся российской оперной певицей. Её тело доставлено из Лейпцига, где певица скончалась вчера после тяжелой болезни. Сегодня поклонники примадонны смогут принести ей цветы, начиная с 11 час., затем в полдень пройдет гражданская панихида. Завершится церемония прощания примерно в три пополудни. Именно на сцене Большого театра Елена Васильевна дебютировала в 1963 г. партией Марины Мнишек. Последний раз она выходила на сцену Большого театра два мес. назад во время грандиозного оперного бала в честь своего юбилея. Она покоряла легендарные театры и самую капризную публику. В 1975-м в театре Метрополитен-опера по требованию зала она пела арию Марины Мнишек на бис. После тех гастролей Образцова утвердилась в статусе звезды мировой оперы. Сегодня коллектив нью-йоркского театра выступил с заявлением: «Метрополитен Опера оплакивает смерть Е.Образцовой, выдающейся русской меццо-сопрано. Помимо потрясающего вокала, она обладала сценической харизмой, которая во всём своем блеске проявилась в её последней роли мадам Ахросимовой из «Войны и мира», сыгранной в Метрополитен-опера в 2002 г.».

Соболезнования в связи с кончиной певицы выразил и миланский театр «Ла Скала». Здесь «потрясены новостью о кончине Елены Образцовой, артистки, чьё имя связано с неповторимым сезоном в истории оперы – серии незабываемого исполнения репертуара, который варьировался от Верди до Веризма, от французской оперы до русской».
Одной из ее любимых ролей была партия Кармен. Партнером по сцене и исполнителем главной мужской роли в постановке 1978 г. в Испании был П.Доминго. Сегодня на своей страничке в соц. сети он разместил сообщение на разных языках: «Прощай, моя любимая Кармен!»

Испанский тенор Хосе Каррерас  выступал с примадонной на сценах Ла Скала, Ковент Гарден, Метрополитен-опера, на Зальцбургском фестивале: «Елена была фантастической артисткой и великолепным партнером по сцене. Каждая встреча с ней была большой радостью для меня. Мы с ней очень часто пели вместе: в «Дон Карлосе», «Аиде», «Кармен» и всегда это было незабываемо. Она была выдающейся личностью, которая буквально фонтанировала радостью жизни. Очень трудно передать словами то редкое ощущение, которое исходило и на сцене, и в жизни от совершенно необычайной энергетики Е.Образцовой. Я скорблю, мне очень грустно. Я уверен, мы всегда будем помнить её. Это была певица – навсегда».

Многие музыканты, которые близко знали Елену Васильевну, вспоминали не только величие оперной королевы, но и её остроумие, дерзость в выборе проектов, способность удачно шутить. Д.Мацуев: «Когда мы встречались – это всегда был новый анекдот от неё, это всегда был именно образцовский анекдот, потому что у меня есть подозрения, что она их сочиняла сама, потому что я ни от кого таких не слышал. По-хорошему, Вы знаете, с очень крепкими словами, я бы сказал, с такими, образцовскими словами, но из её уст – это было, как оперная ария».

Д.Хворостовский: «Всегда было просто на грани, на грани… на грани веселья, на грани вот этой сексуальности, которая, в буквальном смысле, фонтанировала из неё до самых последних дней».

Ю.Темирканов: «Для меня, правда, это большое личное горе, потому что я потерял одного из самых близких людей. Мы дружили так много лет, что даже неудобно говорить. Знаете, когда говорят, незаменимых людей нет – это правда только отчасти. Такой, как Лена, в моей жизни больше не будет никогда. Её место никто не займет. Я её очень любил. И даже без того, что она великая певица, великий музыкант, великий человек. Мы дружили с юности и поэтому для меня это личное горе».
Соболезнование родным и близким певицы выразил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отпевание Е.В.Образцовой пройдет в в ХХС, его совершит митрополит Ростовский Меркурий. Похоронят ее на Новодевичьем кладбище.


http://bloknot.ru/kul-tur....47.html
http://ren.tv/novosti....-teatre
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/126562

За несколько дней до смерти певица написала стих об Осетии, который отправила премьеру республики Сергею Такоеву: "Этот листик с несколькими строчками Елена Васильевна мне прислала на днях уже из германской клиники. Буду его хранить вечно", -



Осетия! Страна чудес!
Где по горам изысканный толпится лес,
Божественные скалы и ручьи
Стоят и радуют - ничьи.

И даже дикие бурные реки
Неуправляемые, как человеки,
Разбросанные по горам водопады,
Низвергнутые в дол каскады.

Ревут и стонут, как мы,
Когда уста немы.
А еще в Осетии живут усатики –
Чудные, мудрые лохматики,
Добрые и очень чуткие,
Головоломки мои жуткие".

http://ren.tv/novosti....azcovoy

ПРОЩАНИЕ С ЕЛЕНОЙ ОБРАЗЦОВОЙ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
На отпевании Елены Образцовой плакали священники


Москва простилась с Е.Образцовой. Перед церемонией похорон состоялась заупокойная литургия и отпевание в Храме ХС. Люди заполнили храм с самого утра - возле гроба с телом стояли ближайшие люди Елены Васильевны, ее дочь Елена, близкие друзья, знакомые и сотни обычных людей, пришедших поклониться великой певице в последний раз. Многие из тех, кто, может, и не видел певицу никогда, а только слышал ее божественный голос.

Отпевание проводил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, знавший Елену Образцову лично. Он зачитал прощальное слово Патриарха Кирилла с соболезнованиями родным и добавил от себя простые и теплые человеческие слова: - Сегодня мне бы хотелось вспомнить, каким удивительным человеком была Елена Васильевна. Однажды я ее спросил: "Вы великая оперная певица, что позволяет вам просто и непринужденно общаться с другими людьми?" Она мне ответила: "Все, что у меня есть, дал мне Бог, и я всегда об этом помню. Он дал, Он может и забрать. Поэтому мне лично превозноситься нечем, мне нужно работать так, чтобы в моих трудах Бог прославлялся.

Вместе с митрополитом литургию и отпевание великой оперной певицы совершали и другие священники, и многие прихожане, уже перестав обращать внимание на собственные слезы, тоже пели слова молитвы. Ладан приглушал запах роз и гвоздик в руках людей, сочился меж горящих свечей и как будто делал физически ощутимой неподдельную печаль, наполнившую Храм. В какой-то момент дрогнул голос самого митрополита Меркурия - святой отец плакал:

- Многие сегодня говорили о том, что Елена Образцова, помимо величайшего таланта была наделена и глубочайшей верой, и в обычной жизни была очень простым, очень душевным и чутким человеком по отношению к другим людям. Слово утешения у нее, великой певицы, находилось для каждого, кто оказался в скорби - вспоминал митрополит Меркурий - «она никогда не принимала чужую боль и чужую радость как что-то постороннее - это были и ее боль, и ее радость... Поэтому столь трогательны, трепетны и правдивы были исполняемые ею произведения". Какие справедливые слова. Где бы она ни была, как бы ни принимали ее в разных странах, ее сердце всегда стремилось сюда, в Россию, - эти слова священнослужителя повторяли в Храме в этот день на все лады. Когда отпевание закончилось и гроб с телом поместили в катафалк, дочь Образцовой Елена поклонилась всем, кто пришел попрощаться с ее матерью: - Спасибо сердечное всем вам, и храни вас Бог! Погребение состоялось на Новодевичьем кладбище. Там, на Центральной аллее, где похоронены первые люди России, теперь есть крест и могильный холм, где можно поклониться Е.Образцовой.

В последний путь ее провожали многие знаменитый люди, знавшие ее лично - И.Кобзон, Л.Лещенко, Н.Цискаридзе. Хореограф А. Сигалова принесла на прощание певице букет белых тюльпанов...

- Конечно, Елена Васильевна Образцова была гораздо больше, чем артистка. Она - Личность. Елена Образцова не только величайший мастер в актерском деле, она поистине масштабный, невероятной духовной величины человек и все ее искусство, вообще все, что делала Елена Васильевна, было окрашено прежде всего ее личностным пониманием жизни, искусства, профессии и мироздания. Она была глубоко верующим и очень красивым человеком и это чувствовалось во всех проявлениях ее жизни, - сказала Сигалова уже на ступенях Храма ХС после литургии.

Н.Цискаридзе, много лет друживший с Е.Образцовой, после ее похорон объяснил, почему все, абсолютно все, говоря о певице, говорят слова «великая» и «гениальная»- Для человека моего поколения Образцова прежде всего великая артистка, а как иначе? И в случае с Еленой Васильевной слово «гениальная» не только дань уважения, это точная, без преувеличений, характеристика ее масштабов - личностных и артистических. Боюсь, многие этого факта пока не осознали. Вы знаете, я ведь и оперу полюбил из-за Елены Васильевны - потому что вначале я влюбился в ее колдовской голос. Потом, уже придя в Большой театр, я познакомился с певицей лично. А подружиться с ней - было для меня совершенно естественным и огромным стремлением. Узнав Елену Васильевну ближе, я понял, что дома она не менее яркая личность, чем на сцене. И в то же время я был поражен ее человеческой натуральности - я даже не могу передать словами, каким она была теплым, трогательным и по-детски наивным человеком. Прекрасные дурачества, анекдоты, юмор, смех были ей так же присущи, как способность дышать. Если бы вы видели, как она умела радоваться любой мелочи - цветку или букашке и это через минуту после того, как она была на сцене неприступной царицей Египта или гордячкой цыганкой. Ее радостная душа могла влюбляться бесконечно во все живое. Если вам нужна была помощь, она всегда держала открытым и сердце и карман. Я очень ее люблю за эту человеческую чистоту - и никуда не деться от этого слова - человеческую гениальность.
Елена Васильевна завещала дочери: «Ленка, когда помру, сделай так, чтобы всем было не грустно».
Анна Балуева
http://www.kp.ru/daily/26329.4/3212443/
Прикрепления: 5847823.jpg (10.1 Kb) · 0021607.jpg (10.0 Kb) · 0413786.jpg (9.6 Kb) · 6219773.jpg (10.4 Kb) · 1783921.jpg (9.0 Kb) · 8110945.jpg (15.6 Kb) · 7887333.jpg (15.4 Kb) · 3610307.jpg (19.1 Kb) · 2099741.jpg (28.2 Kb) · 3913215.jpg (29.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 03 Мар 2019, 21:24 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА: "КАКОЙ КАНАЛ НЕ ВКЛЮЧИ, ВЕЗДЕ - ШОУ"


Известная оперная певица считает, что русское классическое искусство разрушают или по дурости, или специально. О том, что она не следит за новыми произведениями симфонической музыки, как относила в мешках десятки тысяч долларов в «Госконцерт», и почему человек искусства должен быть подальше от политики.

- Елена Васильевна, в конце недели в Петербурге откроется международный конкурс молодых певцов. Что вы от него ждете?
- Хочется найти очень талантливых людей, хочется помочь им, чтобы у них было настоящее артистическое будущее. Поэтому всегда приглашаю в жюри больших профессионалов своего дела. Их рекомендации будут лучшими при приеме в театры. Сейчас появилась идея: договориться с директорами разных театров о том, чтобы победители нашего конкурса могли петь в уже поставленных операх. Уже ведем переговоры с директорами театров. Это будет премией для лауреатов.

- Конкурс уже проходит в 9-й раз. Вам известна судьба победителей прежних конкурсов?
- Конечно, мы отслеживаем, что стало с ними. Приглашаем их в концерты. Они все поют – и в России, и за рубежом. Кто-то в «Метрополитен», кто-то в «Ла Скала», кто в «Ковент-Гарден». И в Большом, и в здесь, в Кировском.

- Не обидно, что уезжают?
- Отток талантов, к сожалению, от нас не зависит.

- А от кого он зависит?
- От нашего правительства, которое не понимает, что молодым нужно платить деньги, чтобы они могли жить. Например, так делает Гергиев. Он приглашает в театр больших режиссеров и артистов, платит им хорошие деньги, но ставит условие: они обязаны петь в его театре, несмотря на свои гастроли за границей.

- Тогда причем тут правительство?
- Потому что оно должно поддерживать культуру. Они никак не могут понять, что когда говорят о стране, то в первую очередь говорят о ее культуре, а об экономике потом. Сегодня молодым певцам у нас платят копейки, а им хочется работать, петь с лучшими артистами, работать с лучшими режиссерами. Поэтому понятно, почему они уезжают. Но все равно, они накопят там опыт, и, вернувшись, привнесут его в культуру России обязательно.

- Как вы думаете, почему бизнесмены больше поддерживают шоу-бизнес, а не классическое искусство?
- Потому что такой менталитет. Им нравится такая музыка – вот они ее и заказывают. Здесь тоже важно влияние правительства. Раньше, в Советском союзе, были передачи с концертов, по телевидению показывали балеты и оперы. А сейчас весь эфир отдан шоу-бизнесу. Какой канал ни включи, везде – шоу, шоу, шоу, песенки, кривляния.

- Почему же в правительстве не прислушиваются к мнениям таких авторитетных деятелей искусства, как вы, например?
- У правительства слишком много неотложных дел. А мы теряем оттого, что они не замечают падения нашего искусства. Мы уже потеряли несколько поколений из-за этого шоу-бизнеса. Слава богу, что сейчас у молодых певцов появился интерес к опере. Поддерживать искусство должно Минкультуры, а деньги выделять правительство и Дума.

- Получается, им не до этого?
- Напрасно. Может, у них действительно много дел. В общем, надо восстанавливать страну. Я понимаю, что в 90-е она была разворована, но сейчас делается много важного и правильного. Но об искусстве забывать преступно.

- С шоу-бизнесом все понятно: за кого заплатили, тот и будет петь, и не важно: есть голос или нет. Насколько такая ситуация возможна в серьезном искусстве? Писали, что кто-то платил за то, чтобы Волочкова танцевала, а Басков пел на сцене Большого театра.
- Волочкова была не такая плохая балерина, как о ней говорят. У Баскова был замечательный, просто потрясающий голос.

- Почему был?
- Сейчас он стал петь песенки, и у него уже нет настоящей постановки голоса. Несмотря на это, три года назад в Испании у Карлоса Кабальеро он записал замечательный диск с ариями из опер. Я была счастлива, когда слушала его. Сейчас, конечно, я не уверена, сможет ли он вернуться к классике. А такого, как вы говорите, чтобы кто-то заплатил за кого-то, в опере не бывает.

- Вы уверены?
- Абсолютно. Ну, вот как можно заплатить за вас? Даже если бы заплатили, вы смогли бы петь?

- Насколько, на ваш взгляд, сегодня насыщена муз. жизнь в России?
- Вы про молодые таланты или вообще?

- Вообще.
- Сейчас в театрах большая трагедия от директоров и режиссеров. Они портят классическую оперу своими идиотическими постановками. В них нет ни логики, ни знаний, ни продолжения традиций. Эти люди или специально разрушают русское искусство, или у них не хватает культуры и знаний.

- В Мариинке поставили «Бориса Годунова», где бояре – депутаты госдумы, а царская охрана в форме ОМОНа…
- И что в этом хорошего? Разве это «Борис Годунов»?

- Вы думаете, это делается умышленно?
- Думаю, что да. Или по дурости, или специально.

- В театрах практически не ставят современных авторов. С чем это может быть связано?
- Я могу только предполагать. Если было бы что-то талантливое, то поставили бы.

- Вы следите за новыми произведениями симфонической музыки?
-  У меня просто нет на это времени. У меня конкурсы, мастер-классы, выступления, концерты, опера. У меня много дел. Для новой музыки просто не хватает времени. Есть только на ту, которую я учу. У меня ведь каждый год новые программы. Это очень большая работа.

- Но ведь должен быть какой-то интерес к новому.
- Он закончился у меня на музыке Г.В. Свиридова.

- Список ваших наград очень внушительный. Среди них есть и звание Героя соц. труда. Вас не удивляло, что исполнителей классической музыки приравнивали к рабочим и крестьянам?
- Мы тоже рабочие, работаем, как землекопы. Пение - это ведь большой физический труд. А в советское время любой труд был социалистическим. Правильно, что сегодня возродили звание «Герой труда».

- Вам это нравится?
- Да, очень. Потому что есть одаренные люди, которые обязательно должны быть «Героями труда».

- Думаете, это звание нужно и вашим зарубежным коллегам? Например, Доминго?
- Ему не надо этих званий. У него есть деньги, которые ему заменяют все.

- А у нас, получается, званиями заменяют деньги?
- У нас денег нет, и вместе со званием тоже денег не давали. Еще наше государство отнимало у нас все деньги. Так что, на старости лет мы остались без денег. Ну, хотя бы звания дали, проявили уважение. Это тоже приятно.

- Как государство отнимало у вас деньги?
- Все, что мы зарабатывали, отдавали государству. Мне платили 115 руб. за каждое выступление на Западе, хотя я получала за них громадные деньги. Складывала эти тысячи долларов в мешок, и сдавала.

- Сами?
- Конечно. В «Госконцерт». Это делали все артисты. Если кто-то не сдавал, становился невыездным.

- В советское время вы много гастролировали. Каково было возвращаться из цветных, ярких, полных огней городов в серую страну? Вы задумывались: почему у нас все не так?
- Конечно. Очень сожалела, что мы так серо живем. Помню, как приехала в Москву после гастролей в Нью-Йорке перед Новым годом. Едем в машине, я смотрю в окно: «Боже мой, как темно!». Таксист спросил меня: «Вы откуда приехали?» - «Из Нью-Йорка». - «Ну, тогда понятно, почему в Москве темно». Да, было темно, люди были грустные, им очень мало платили. Сейчас чуть полегче стало, но все равно тяжело. Но ведь, с другой стороны, в советское время даже при мизерной зарплате каждая семья могла поехать в отпуск на Черное море. Сейчас это не все могут позволить себе.

- Сегодня, оправдывая советское прошлое, говорят: «Пусть мы были нищими, но зато были богаты духовно». Получается, что нищета равна духовности?
- Любое искусство развивается приливами и отливами. Если в государстве есть стабильность, то и в искусстве наступает она. Когда начинаются метания, то и в искусстве разброд и шатание. Вот как сейчас. У нас пока не все получается, как хочет Путин. Он очень много делает для государства. Ему же досталась разруха, и никакого уважения к стране не было. Но он все-таки это сделал, правда, еще не до конца.

- А вот пишут, что у его друзей роскошные дачи и квартиры за границей. Значит, он не только для страны что-то делает?
- Это все делают. Он что, особенный человек?

- Вы следите за событиями в стране?
- Обязательно. Каждое утро смотрю последние новости.

- И как вам они?
- А мы про музыку говорим или политику? Политикой я не занимаюсь и не люблю говорить на эту тему, потому что надо знать то, о чем говоришь. Когда начинаешь говорить о том, чего не знаешь, то выглядишь дураком.

- Если позволите, закончу вопрос. При советской власти деятели искусств были вынуждены поддерживать КПСС. Сейчас вроде относительная свобода, но большинство ваших коллег так и льнет к правящей партии, и вообще к власти. Кажется, что они вообще ничего не знают о протестных движениях. С кем же сегодня мастера культуры?
- Я не знаю, с кем мастера культуры. Я как была с музыкой, так и осталась с ней. Человеку, который профессионально занимается своим делом, нет времени ходить по митингам на Болотной или участвовать в какой-то партии. Человек, который занимается музыкой или искусством, должен заниматься музыкой и искусством. Боженька все видит и может наказать, если увидит, что человек расходует силы не на то, на что они ему подарены Богом.

- Удивляет, какой большой конкурс сегодня в консерваторию. Наверное, только в молодости можно быть и идеалистом и бескорыстно любить искусство. Вы предупреждаете молодых о том, какая это тяжелая работа и что ждет их дальше?
- Я говорю им только о музыке и приобщаю к ней. Когда человек занимается музыкой, то ему некогда думать про гонорары и про все остальное. Надо быть профессионалом, и тогда ты будешь нужным людям, а когда бы будешь нужным, то все образуется. Раньше мы, певцы, не думали о том, где будем петь. Мы просто несли людям то, что получили в дар от Господа Бога.

- Вы считаете, что талант – только от Бога?
- Не считаю, а уверена. Талант – от Бога. Можно научиться технике пения, но таланту – нет. Музыка – это дар божий.

- Как вы определяете, талантлив человек или нет?
- Если он заставляет себя слушать, если он интересен, то он талантлив. Если он не может собрать залы, значит, бесталанный. Как раз к вашему вопросу про то, можно ли заплатить за кого-то в искусстве. Первый раз можно. Певец вышел и спел. Но второй раз публика не придет на него, если он неинтересен. А интересен он только тогда, когда он передает то, чем его наградил Бог.

- У вас есть свой культурный центр в Петербурге. Как и на что он существует?
- Ходим с протянутой ручонкой, просим помощи. Центр существует только благодаря спонсорам. Иногда нас обманывают – пообещают, а в последнюю минуту могут не дать. Все это сплошные нервы.

- Центру помогают гос. структуры или частные лица?
- Конечно, частные. Государство нам дает небольшую субсидию для проведения конкурса. Но тоже, дают, пока не расшаркаешься перед ними. Конкурс, конечно, на эти деньги не проведешь, но хоть какая-то помощь.

- В прежнее время, кроме оценок авторитетного жюри на конкурсах, большую роль в муз. жизни играла и критика. Ваши коллеги из драм. театров жалуются на продажность театральных критиков – дескать, те работают на определенные кланы. А как в муз. критике?
- Очень многие пишут статьи по заказу. Это очень плохо. Бог их накажет обязательно. Есть одна дама, которая, я знаю, очень любит меня, но всегда пишет про меня какие-то гадости. «Почему ты опять написала гадость?» - спросила ее однажды. «Иначе у меня не возьмут статью в редакцию», - ответила она. Так что, я не читаю сейчас музыкальную критику. Мне она неинтересна.
Андрей Морозов
26.08. 2013.   Daily Talking,

http://www.dailytalking.ru/interview/obrazcova-elena-vasilevna/409/

«ПОЮ: Я СЧАСТЛИВА!, А У САМОЙ СЕРДЦЕ РАЗРЫВАЕТСЯ ОТ СТРАХА»
Интервью с Е.Образцовой, взятое за полтора года до ее смерти, во время IX Международного конкурса молодых оперных певцов в Петербурге.



- Конкурс, который носит ваше имя, помогает реализоваться молодым певцам. Как вам кажется, что сегодня может стать камнем преткновения на пути оперной молодежи?
- Если человек обладает даром свыше, если Боженька при рождении поцеловал его, то никаких препятствий нет. Конечно, важно, чтобы певец не только голосом обладал, но и умел учиться, интересовался историей, литературой, музыкой, живописью. Сейчас молодежь почти не читает. Я, например, когда на V курсе консерватории пела Кармен, сомневалась, как же про любовь петь? Я же в этом ничего не понимаю, - и читала книги. По ним и взрослела, приобщаясь чувствам, которые есть у Мериме и других авторов. То, что мое поколение пережило блокаду, выгодно отличает его от нынешней молодежи. Мы рано повзрослели, узнав, что такое жизнь и что такое жажда жизни. Поняли многие вещи, которых вы, молодые, не понимаете. Артистов моего возраста уже в начале пути отличал жизненный опыт, который делал их интересными для публики. В этом смысле вопрос, о чем я пою для каждого из нас был ясен: мы ощущали это «о чем», а сегодняшние исполнители редко ощущают. Часто на сцену выходят молодые певцы с очень хорошими данными и полной пустотой внутри. Слушать неинтересно.

- Что в плане карьерных возможностей отличает сегодняшний день от времени, когда начался ваш сценический путь?
- Сейчас сделать карьеру, конечно, гораздо легче. Мы в свое время думали не о ней, а о том, как выразить свою душу, как отдать публике всё, что нас переполняет. Это сейчас можно спросить у молодых: «А в каком театре вы хотите выступать?». И ребята могут сказать: «Я буду петь в Метрополитен» или: «Я поеду в Ковент-Гарден». А третий ответит: «А я буду петь и там, и там». Мы про такие театры и не знали. У нас вообще был другой менталитет. Нынешние выпускники - свободные художники, они могут распоряжаться своим временем. Мы же должны были сделать карьеру вопреки. За рубежом нас -представителей Советского Союза - ненавидели. Это очень ощущалось на гастролях.

- В чем выражалась ненависть?
- Скажем, я пою в Филадельфии и вижу: из глубины зала что-то катится к сцене, и такая волна напряжения идет. Думаю, будь это бомба, зрители разбежались бы, а так только ноги поджимают, - и продолжаю петь. И тут на сцену выбегают 40 или 50 штук белых мышей. Я пою: «Я счастлива!», а у самой сердце разрывается от страха. Оказалось, что это дело рук ку-клукс-клановцев, настроенных против советской власти, но я-то здесь при чем?! Еще помню, как в В.Спивакова кинули красной краской, я тогда сидела в зале. Вся его манишка была словно в крови. Он сказал потом: «Лена, я ведь не знал, что в меня кинули банку с краской. Думал, что убили, но решил доиграть до конца». На следующий день там же, в Карнеги-холле, концерт был у меня. Я надела роскошное платье. Неужели, думаю, у кого-то поднимется рука кинуть что-то в это платье? Но на сей раз по краям зала сидели полицейские, и мой концерт в этом смысле прошел спокойно. Сейчас подобных эксцессов, слава богу, нет. Может, если только наш певец поет технически плохо. Или на плохом иностранном, с чем в нашей системе образования принципиальные проблемы и на эту тему надо думать. Но все же таких голосов, как в России, нет нигде в мире. Правда, в Корее еще очень хорошие голоса.

- Какие еще аспекты современной оперы вас беспокоят?
- Нынешняя режиссура, например, которая будто нарочно разрушает оперу. Это - как если взять старинный портрет, пририсовать усы, снять, простите, трусы и сказать, что так писал Рафаэль.

- Каким вы видите хорошего оперного режиссера?
- Мне бы хотелось, чтобы спектакли ставили так, как это было 50 лет назад. Когда люди ломились в театры. Когда режиссер и артисты, репетируя спектакль, стремились понять эпоху, в которой происходит действие: как жили, в чем ходили, о чем думали. Историческая основа очень важна, и артисты, готовясь к той или иной роли, изучали историю. А сейчас как в кино: раздели - бабахнули - бросили - убили. Нельзя так, надоело. Как-то я приехала в Германию, чтобы петь Кармен вместо одной артистки. Оказалось, что в этой трактовке Кармен - проститутка, а тут и Эскамильо вышел в красных порточках и с красными боксерскими перчатками. И я сказала, нет, спасибо. Разругалась с режиссером и несколько лет не пела в Германии, потому что он был сердит на меня. Но я считаю, что поступила правильно. Певцы должны с уважением относиться к себе и музыке и понимать, что многое в жизни зависит от их выбора. А они часто соглашаются петь в идиотских постановках. Вот и журналисты, пишущие об опере, должны иметь критерии оценки, а не восторгаться всем подряд.

- А как вы относитесь к журналистам в целом?
- Я люблю пишущих людей, понимаю, что от них многое зависит. Они могут помочь или помешать певцу. Я хочу, чтобы молодые журналисты осознавали, что надо не просто писать писульки, а прокладывать путь искусству. Учить людей понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Это главное в журналистике, я так думаю.
http://izvestia.ru/news/556053









Я всё ещё его люблю
То было раннею весной 
Что ты жадно глядишь 
Что взгрустнулось тебе
Чернобровый, черноокий 
У крыльца высокого
Прикрепления: 8162976.jpg (11.8 Kb) · 1427155.png (51.4 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: