Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 11 Мар 2019, 16:13 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| ОКСАНА АНДРЕЕВНА ПЕТРУСЕНКО (05.02. 1900 - 15.07. 1940)
«Чем чаще я встречал её в последние годы, тем больше поражало в ней несоответствие доброй улыбки с печалью, неизбывно застывшей в глазах» (Иван Козловский)
Украинская советская певица (колоратурное сопрано). Народная артистка УССР (1939) У нее народным было все – и происхождение, и репертуар, и всеобщая любовь. Вот только жизнь оказалась короткой…
Сто лет назад город Балаклея был селом Змиевского уезда Харьковской губернии. Здесь, на окраине, в бедной хатке, у балаклейского крестьянина Андрея Бородавкина родилась дочь Оксана. Ничто не предвещало ей судьбу выдающейся певицы: ну, пели отец с матерью, ну, множество песен знала бабушка – но кто же на Украине не поет! Семья с трудом сводила концы с концами. Отец умер, когда дочурке был всего лишь год, мать перебралась в Севастополь к своим родственникам, но Оксана регулярно приезжала в Балаклею к бабушке и каждый раз возвращалась с ворохом новых песен, которые пела своим подругам.
Детство как-то очень быстро закончилось. В 15 лет Оксана, не доучившись в гимназии, устроилась на работу на севастопольскую обувную фабрику. Тяжелая работа, мизерный заработок и одна радость – песня. Оксана пела дома, пела с подругами, в школьном хоре, в самодеятельном хоре, выступала в дуэтах и с сольными номерами среди рабочих, железнодорожников, моряков. Талантливую девушку заметили профессионалы и Оксане предложили место хористки в заезжей украинской музыкально-драматической труппе. Первый шаг был сделан, а с осени 1918 года Оксана Бородавкина – артистка херсонского украинского театра.
Именно тогда на афишах впервые появилась фамилия Петрусенко – точнее, сценический псевдоним, образованный от имени мужа Оксаны – Петра Бойченко. С мужем – талантливым музыкантом, дирижером, но человеком ревнивым и совершенно не подходящим ей по характеру, она вскоре рассталась. Но остался сын Володя и – псевдоним, под которым ее знали по всей стране. К 25 годам у нее за плечами – 20 ролей разнообразнейшего репертуара, неудачная попытка учебы в Киевской театральной школе, бесконечные гастроли с тем же херсонским театром по югу Украины и – богатейший голос, который своим диапазоном поражал даже знатоков – Оксана легко брала ми третьей октавы. Но такому бриллианту была необходима шлифовка, и стать им могла работа в серьезном оперном театре. Оксана отправляется в Харьков – поступать на сцену столичной оперы.
Главным дирижером Харьковского оперного театра был выдающийся музыкант Лев Штейнберг. Он имел свои, впрочем, весьма безобидные причуды. Если чье-то пение ему нравилось, он брал исполнителя за подбородок и говорил «Молодец, хорошо поешь!». Так он, по своей привычке, собирался поступить и с Оксаной. Но Оксана на глазах у всех оттолкнула дирижера. Лев Штейнберг, опешив о неожиданности, воскликнул: «Вы не выдержали испытания». Путь на украинскую столичную оперную сцену для нее был закрыт.
Много позже Оксана и Лев Петрович найдут общий язык в Киеве, но Харьков для нее навсегда останется «терра инкогнито». И дело вовсе не в какой-то особой злопамятности певицы, просто до 1934 года она работает далеко от Украины, в оперных театрах Свердловска, Самары и Казани. Именно эта работа стала для нее, не имеющей специального образования, настоящей школой. Оксана поет партии Аиды, Тоски, Лизы в «Пиковой даме», Марфы в «Царской невесте», привнося в любую роль, помимо уникальных голосовых данных, бездну артистизма. Но все эти десять лет, проведенные в России, она тоскует по Украине и на концертах неизменно поет украинские народные песни.
В 1934 году столица Украины переехала из Харькова в Киев, а вскоре Оксану пригласили петь в Киевском оперном театре. Сбылась мечта дочери балаклейского крестьянина, чьи феноменальные способности высоко ценили современники – Иван Козловский, Панас Саксаганский, Мария Заньковецкая, Мария Литвиненко-Вольгемут. Пресса полна хвалебных рецензий, на спектаклях и концертах – аншлаги, правительство наградило орденом «Знак Почета», зрители иначе, как «наш соловейко» ее не называют, а она работает. Работает и тоскует: есть все, кроме женского счастья. Со вторым мужем – певцом Василием Москаленко – жизнь не сложилась. Ей было почти 40 лет, когда она встретила новую любовь. Но он был женат, а разрушать что-либо – тем более семью любимого человека – было не в правилах Оксаны. Она ждет ребенка, перенеся на него всю силу своего чувства.
8 июля 1940 года появился на свет сын Алик (Александр). Цветы, поздравления и передачи от коллег и знакомых. Утром, на восьмой день после родов, Оксана Андреевна передала записку приехавшей её навестить Нине Скоробогатько (концертмейстеру и подруге) с радостным известием о выписке и с перечнем вещей, которые нужно будет принести. Но в тот же день ей неожиданно становится плохо. Врачи ничего не смогли сделать: тромб закупорил коронарные сосуды (официальная версия), и наступила мгновенная смерть.
Что же произошло? Роды были нормальными. В своей записке она попросила сварить дома борщ да побольше положить в него петрушки — мол, малышу это полезно. В полдник ей подали стакан простокваши. И почти сразу наступила смерть Оксаны, никогда не знавшей, как болит сердце…
Кончина любимейшей певицы вызвала немало толков и пересудов. Люди не желали верить в какой-то там банальный тромб. Даже спустя годы не иссякли подозрения и предположения, что гибель молодой женщины в расцвете лет и славы, на пике признания, была подстроенной… Но никаких тому свидетельств нет до сих пор.
В стотысячной толпе людей, что заполнила всю дорогу до кладбища и шла за усыпанным цветами катафалком Оксаны Петрусенко - Провожал её в последний путь весь Киев, вся Украина. Похоронили певицу на Байковом кладбище.
Ее голос уже 65 лет звучит с грампластинок. Ноты с песнями и ариями из ее репертуара по-прежнему издаются. О ней написано несколько книг. Ею гордится Украина. А на малой родине Оксаны – в Балаклее – ее земляки-энтузиасты создали музей, в котором ежегодно бывает больше десяти тысяч человек – и детей, и взрослых. Здесь ежегодно, в день рождения певицы, проходит фестиваль-конкурс памяти Оксаны Петрусенко, главным условием которого является исполнение песен из ее репертуара. Самодеятельные певцы, влюбленные в народную песню, волнуясь, выходят на сцену – так же, как почти 100 лет назад выходила на нее Оксана Петрусенко, для которой пение было не работой, не способом добиться успеха, а жизненной необходимостью, такой же, как дыхание. https://velykiukrainci.livejournal.com/35407.html http://www.vilavi.ru/raz/petrus/petrus.shtml
|
|
| |