[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МАРИЯ КУЗНЕЦОВА-БЕНУА
Валентина_КочероваДата: Пятница, 05 Апр 2019, 20:21 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
МАРИЯ НИКОЛАЕВНА КУЗНЕЦОВА-БЕНУА
(1880 - 25.04. 1966)


Русская оперная певица (сопрано) и танцовщица, одна из самых знаменитых певиц дореволюционной России. Ведущая солистка Мариинского театра, участница «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Работала с Н.А.Римским-Корсаковым, Р.Штраусом, Ж.Массне, пела с Ф.Шаляпиным и Л.Собиновым. Покинув Россию после 1917 года, продолжала успешно выступать заграницей. Ее образ запечатлели известные художники, среди которых - А.Головин, К.Коровин и Осип Браз. Её фотопортреты в шелках, жемчугах, перьях, бантах, цветах украшали обложки модных журналов, однако почти никаких легендарных слухов до нас не дошло. Зато осталось множество восторгов...

Мария Николаевна Кузнецова родилась в Одессе. Росла в творческой и интеллектуальной атмосфере, её отец Николай Кузнецов был художником, а мать происходила из семьи Мечниковых, дядями Марии были Нобелевский лауреат биолог Илья Мечников и социолог Лев Мечников. В их доме бывал П.И. Чайковский, который обратил внимание на талант будущей певицы и сочинил для неё детские песни, с детства Мария мечтала стать актрисой. Родители отдали её в гимназию в Швейцарии, вернувшись в Россию, она обучалась балету в Санкт-Петербурге, но отказалась от танцев и стала учиться вокалу у итальянского педагога Марти, а позже у баритона и её партнёра по сцене И.В. Тартакова. Все отмечали её чистое красивое лирическое сопрано, заметный талант актрисы и женскую красоту.


И.Стравинский описал её как «...драматическое сопрано, которую можно было лицезреть и слушать с одинаковым аппетитом», а Леонид Осипович Пастернак оценил красоту Маруси ещё в детстве:  «Она была вся в отца: тот же взгляд черных, как смоль, «жгучих» глаз, скрытый пока темперамент. Будущая красавица!» А вот так спустя годы эту мысль подтвердил музыкальный критик Эдуард Старк: «Кузнецова точно была красавицей. Среднего роста, она была великолепно сложена, тонка, стройна, чрезвычайно во всех частях пропорциональна».

В 1904 году Мария дебютировала на сцене Санкт-Петербургской консерватории в роли Татьяны в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского на сцене Мариинского театра - в 1905 году в партии Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно. Солисткой Мариинского театра, с небольшим перерывом, Кузнецова оставалась до революции 1917 года. В 1905 году в Петербурге вышли две грампластинки с записью её выступлений, а всего за свою творческую карьеру она сделала 36 записей.
Она была артисткой с большой буквы: талантливой, впечатлительной и эффектной. Сама Мария Николаевна вспоминала, что однажды так была завлечена действием оперы «Мадам Баттерфляй», что «кинжалом ранила себя в грудь, сильно ранила, но даже боли не заметила. Только уж потом спохватилась, увидев, что кровь течет».


Однажды, в 1905 году, вскоре после дебюта Кузнецовой в Мариинском, во время её выступления в театре вспыхнула ссора между студентами и офицерами, обстановка в стране была революционной и в театре началась паника. Мария Николаевна прервала арию Эльзы из «Лоэнгрина» Р.Вагнера и спокойно запела русский гимн «Боже, Царя Храни», бузотёры были вынуждены прекратить ссору и публика успокоилась, спектакль продолжился.

Первым мужем Марии Кузнецовой был Альберт Альбертович Бенуа, из известной династии российских архитекторов, художников, историков Бенуа. В расцвете карьеры Мария была известна под двойной фамилией Кузнецова-Бенуа. Во втором браке Мария Кузнецова была замужем за фабрикантом Богдановым, в третьем - за банкиром и промышленником Альфредом Массне, племянником знаменитого композитора Жюля Массне.


худ. Н.Д. Кузнецов. Портрет М.Н. Кузнецовой-Бенуа, артистки Мариинского театра» 1908.

На протяжении своей карьеры Кузнецова-Бенуа участвовала во многих европейских оперных премьерах, включая партии Февронии в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова и Клеопатры из одноимённой оперы Ж. Массне, которую композитор написал специально для неё. С оперной труппой Мариинского театра гастролировала по городам России, Франции, Великобритании, Германии, Италии, США...


В 1914 году Кузнецова временно оставила Мариинский театр и совместно с «Русским балетом» С. Дягилева выступала в Париже и Лондоне в качестве балерины, а также частично спонсировала их выступление. Она танцевала в балете «Легенда об Иосифе» Рихарда Штрауса, балет был подготовлен звёздами своего времени - композитор и дирижер Рихард Штраус, постановщик Сергей Дягилев, хореограф Михаил Фокин, костюмы и декорации Лев Бакст, ведущий танцовщик Леонид Мясин. С самого начала постановка столкнулась с некоторыми трудностями: для репетиций было немного времени, Штраус был в дурном настроении, так как приглашенные балерины Ида Рубинштейн и Лидия Соколова отказались от участия, также Штраус не любил работать с французскими музыкантами и постоянно ругался с оркестром, а Дягилев всё еще переживал из-за ухода из труппы танцовщика Вацлава Нижинского. Несмотря на это, балет успешно дебютировал в Лондоне и Париже.

В 1918 году Мария Кузнецова выехала из России, в одежде юнги скрывшись на нижней палубе корабля, отправлявшегося в Швецию. Она стала оперной певицей в Стокгольмской опере, потом в Копенгагене, а затем в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне. Всё это время она постоянно приезжала в Париж, и в 1921 году окончательно осела там, который стал её вторым творческим домом.В 1920-х годах Кузнецова ставила частные концерты, где она пела русские, французские, испанские и цыганские песни, романсы и оперы, часто танцевала испанские народные танцы и фламенко. Некоторые её концерты были  благотворительными в помощь нуждающейся русской эмиграции.

Она стала звездой парижской оперы, быть принятыми в её салоне считалось за великую честь. «Цвет общества», министры и промышленники толпились в её передней. В дополнение к частным концертам она часто работала солисткой многих оперных театров Европы, в том числе в Ковент-Гардене и в Парижской опере и «Опере комик». В 1927 году Мария Кузнецова с князем Алексеем Церетели и баритоном Михаилом Каракашем организовали частную компанию «Русская опера» в Париже, куда пригласили многих оперных русских певцов, покинувших Россию. «Русская опера» ставила «Садко», «Сказку о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сорочинскую ярмарку» и другие оперы и балеты русских композиторов и выступала в Лондоне, Париже, Барселоне, Мадриде, Милане и в далёком Буэнос-Айресе. «Русская опера» просуществовала до 1933 года. Даже оставив певческую карьеру, Мария Николаевна не бездействовала: она поселилась в солнечной Барселоне, где занималась педагогической работой, став вдобавок к этому музыкальным советником местной оперы. Однако последние годы своей жизни певица провела в Париже в одиночестве, бедности и умерла 25 апреля 1966 г. в возрасте 86 лет в комнате одного из парижских отелей.
Единственный сын Марии Николаевны – Михаил Альбертович Бенуа  был артистом Парижской оперы и по совместительству  главным администратором гастролей Русской частной оперы по Южной Америке и Мексике.
https://www.belcanto.ru/kuznetsova.html
http://www.womanontop.ru/2013....-uspeha


https://www.youtube.com/watch?v=szdQNDVbuDg


https://www.youtube.com/watch?v=szdQNDVbuDg
Прикрепления: 7021120.jpg (10.0 Kb) · 1608970.jpg (11.4 Kb) · 3674905.jpg (17.2 Kb) · 0280474.jpg (6.9 Kb) · 9790723.jpg (8.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: