Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 27 Авг 2019, 20:23 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7099
Статус: Offline
| НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ПЕЧКОВСКИЙ (13.01. 1896 - 24.11. 1966)
Выдающийся русский оперный певец (лирико-драматический тенор) Народный артист РСФСР (1939). Он продержал слово "карты" на ля второй октавы вдвое дольше, чем положено, и вложил в него такое торжество, такое упоение победой, что перекрыл звуком даже вступавшую здесь медь. Все мы, кто сидел в артистической ложе, просто ахнули, впервые став свидетелями того, как в этой фразе певец "пробил" голосом оркестр...
Николай Константинович родился в Ленинграде, в семье горного инженера. Первоначальное образование получил дома, занимаясь с учителем, после чего был определен в реальное училище. С 14-летнего возраста начал выходить статистом или в маленьких ролях на профессиональную сцену в спектаклях, шедших в Сергиевском Народном доме с участием артистов Малого и Художественного театров. В 1913 году поступил в драматическую труппу Вейхеля, одновременно продолжал выступать в Народном доме. В начале Первой мировой войны был призван в армию. После Февральской революции был принят в оперную труппу Народного дома. Поступил в оперную студию К.Станиславского, где в течение двух лет получил хорошую подготовку оперного и драматического артиста.
С 1924 года работал в Ленинградском театре оперы и балета. В 1928 году побывал для совершенствования своей вокальной техники в Италии. В конце каждого сезона вплоть до 1931 года приезжал на гастроли в Большой театр. С началом войны и быстрым приближением фронта к Ленинграду театр стал готовиться к эвакуации. В августе Печковский получил разрешение съездить в посёлок Карташевская, чтобы привезти жившую там на даче мать. Через несколько часов после его приезда немцам удалось прорвать фронт, и Карташевская оказалась в их тылу. Всякая связь с Ленинградом прекратилась. Когда надежда на скорое освобождение не оправдалась, а продукты закончились, певец был вынужден находить средства для существования единственно возможным для него способом - пением. Сначала выступал перед местным населением, затем, когда о его нахождении на оккупированной территории стало известно немецким властям, они включили его в концертную группу, назначили солдатский паёк и разрешили выступать с концертами для местных жителей и немецких солдат. Печковский выступал в Луге, Пскове, Нарве, Таллине, Риге.
Из Риги он выезжал с концертами в Вену и Прагу, исполнял романсы, арии из опер, русские народные песни. Слушателями были, по большей части, жившие там русские и местные жители. Выступал и в лагерях для советских военнопленных. Когда в Ленинграде стало известно о том, что Печковский поёт в тылу у немцев, его жена Таисия Александровна, работавшая в Малом оперном театре, 1 января 1942 года была арестована и отправлена сначала в вологодскую тюрьму, а затем в лагерь под Рыбинском, где скончалась осенью 1942 года от голода и болезни. Погиб и его приёмный сын Михаил, до войны работавший в театре им. Ленсовета. Его обвинили в попытке перейти линию фронта, чтобы увидеться с отцом, и в феврале 1942 года расстреляли.
Накануне отступления немцев Николай Константинович скрылся из Риги, а сразу же после освобождения города, 15 октября 1944 года, явился в управление советской контрразведки. Согласно приговору «Особого совещания» был сослан на 10 лет за «сотрудничество с оккупантами» в Интинский исправительно-трудовой лагерь, но не был лишён звания и наград. Ему было поручено художественное руководство лагерной самодеятельностью. В октябре 1947 года артиста привезли в Москву и поместили на семь месяцев в одиночную камеру следственного изолятора, затем в Лефортовскую тюрьму, а летом 1950 года переправили в тот же самый лагерь под Интой, определив на «общие работы». 18 сентября 1954 года был освобождён без права свободного передвижения по стране. Зачислен в Омскую филармонию солистом и режиссёром. В последующие годы много гастролировал в разных городах СССР. Во время гастролей в Одессе получил известие о реабилитации. Приехав в Москву, был зачислен в штат Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (ВГКО).
Несмотря на реабилитацию, не получал для выступлений большие залы Ленинграда, выступал в сольных концертах в домах культуры и клубах, гастролировал по стране.
Cкончался от астмы и сердечной недостаточности, похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге. С 1994 года в Санкт-Петербурге проводится Международный конкурс молодых оперных певцов имени Н. К. Печковского. https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/413702/bio/
"СЕРДЦЕ МАТЕРИ" И ЗАБЫТЫЙ ТАЛАНТ
Совершенно неизвестно, какое нечаянное упоминание может воскресить в памяти картину, казалось бы, за давностью лет полностью забытую. Так внезапно от случайного толчка высветилось словно всполохом света впечатление, оказавшееся не только не стертым, но ослепительно ярким. Имя выдающегося певца - солиста Кировского (Мариинского) театра Николая Константиновича Печковского теперь забыто, а многим, даже просвещенным людям старшего поколения, увы, и вовсе неизвестно. А слава его до войны гремела не меньше, чем слава Лемешева или Козловского… Его поклонниц в Ленинграде называли "печковистками". Он был выдающимся Германом! Вокальному искусству он учился в Москве у замечательных музыкантов. Театральному - у самого Станиславского. Но трагический поворот истории сгубил его судьбу.
Узнав о начале наступления гитлеровцев, Печковский кинулся забрать мать из поселка Карташевская, что под Сиверской, и оказался в зоне оккупации. Куда деваться артисту с больной матерью на руках? Ему пришлось петь при немцах. Он никого не предавал, не выдавал, он вынужденно выступал, чтобы выжить. Но в дальнейшем ленинградские власти, ни во что не вникая, этого ему не простили. Он был посажен после войны на страшные десять лет. Посадили и его первую жену, которая умерла, не вынеся условий лагеря. На сцену театра вернуться ему не разрешили. Его выступления были только концертными и в области. Летом 1960-го года я школьницей, перешедшей в десятый класс, жила с родителями на даче под Ленинградом, в Зеленогорске. Внезапно моя мама вернулась домой крайне взволнованной, она сказала, что ожидается на летней эстраде выступление великого тенора - Николая Печковского. И мы отправились на его концерт. Мне было интересно, но я еще ничего не понимала в трагических событиях страны, в которой родилась.
На сцену вышел высокий артист с серым примятым землистым лицом и маленькими тусклыми глазами. "Некрасивый", - подумала я разочарованно. Но он запел - и преобразился мгновенно. Глаза вспыхнули небесным огнем и озарили лицо, природные краски которого, видимо, съели годы тюрьмы. Он пел многое и, наконец, знаменитую арию Германа. И публика, испытывая потрясение и гипноз власти певца, отвечала рукоплесканиями. Я, пораженная, захваченная драматизмом исполнения, буквально впилась пальцами в деревянную скамью, на которой мы сидели. Мне открывался великий дар, мне открывалось искусство, преображающее жизнь! И я уже не видела ни примятого серого лица, ни маленьких тусклых глазок. Его лицо становилось прекрасным! Глаза - большими и горели воодушевлением…
Красота голоса, переходы интонаций, владение регистрами - все завораживало. Кульминацией того концерта стало для меня исполнение старинной французской песни "Сердце матери". Много лет потом я искала ноты этой песни, но даже точный текст не удавалось найти. Однажды как версию я нашла у поэта Д.Кедрина стихотворение "Сердце матери". Но Печковский пел другие слова. О юноше, который "злую девушку любил". Каждый куплет песни с нарастающим трагизмом содержания сопровождался рефреном: "Элонг-ля-ля, элонг-ле-ле". И вот, исполняя этот рефрен каждый раз по-новому, внося боль и отчаяние, Печковский становился великим артистом! Когда герой его песни совершал злодеяние по требованию своей жестокой любимой, и земля наказывала его, то иссеченное из груди сердце матери спрашивало: "Тебе не больно ли, сынок?" И певец в одной реплике передавал всю безмерность и всепрощение материнской любви. Все это я вспомнила, прочитав маленькое описание, которое исполнительского дара Печковского не затрагивало. Я не уверена, что жив кто-либо из публики, побывавшей на том концерте в Зеленогорске, когда мне едва исполнилось 16. Но впечатление осталось живым во мне, и вошло в копилку воспоминаний о великих мгновеньях в искусстве, которые мне посчастливилось пережить. Алла Цыбульская июль, 2015. "Кругозор" https://www.krugozormagazine.com/show/article.2676.html
|
|
| |