[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 02 Дек 2019, 13:00 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ АЛЕКСЕЕВ
(20.10. 1895 - 23.06. 1939)


Российский оперный певец, лирический тенор, Заслуженный артист РСФСР (1937).
«Певец, не допевший своих песен», – в этих словах Ксении Георгиевны Держинской (оперная певица, педагог, публицист. Народная артистка СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Одна из ведущих оперных певиц своего времени) горечь по поводу ранней смерти артиста и сожаление о том, сколько его творческих замыслов осталось неосуществленными...

Алексеев родился в Новом Маргелане (ныне Фергана, Узбекистан). Его семья приехала туда из Вятской губернии. Отец был оружейным мастером, мать вела хозяйство, а в семье было шестеро детей. Жили нелегко, но родители заботились не только о благополучии детей, но и об их развитии и образовании. В семье любили петь народные песни, городские романсы. Мать их знала множество, а отец пел приятным тенором. Любил петь и Саша, у которого был звучный голос и абсолютный слух. С 6 лет отец стал обучать его игре на скрипке. Мальчик быстро научился читать ноты. В гимназии на его музыкальные способности обратил внимание учитель пения и регент хора. Хор был смешанный, из 150 девочек и мальчиков. Саша не только стал солистом хора, но к четырнадцати годам его дарование проявилось еще ярче, и регент доверял ему дирижировать. Он научился играть на нескольких инструментах – рояле, мандолине, гитаре, балалайке, гармонике.

Дом Алексеевых был гостеприимен и всегда полон молодежи. Пели хором народные песни, дуэты и другие фрагменты из произведений русских композиторов. Старшие товарищи, учившиеся в Москве, привозили новые песни и романсы. В 1913 году Саша впервые выступил в любительской постановке оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки, где ему досталась маленькая роль польского воеводы. Юноша так увлекся музыкой и театром, что теперь у него была одна цель – стать певцом. И он едет в Москву, чтобы получить профессиональное образование. Александра познакомили с Н.П. Миллером, известным певцом и педагогом. «Природные данные у вас богатые, такие голоса весьма редки, – сказал он, прослушав его. – Но надо проститься с мыслью, что у вас баритон, под который вы пытаетесь подделать свой голос. У вас настоящий лирический тенор легкого звучания и полного диапазона, хорошей подвижности. Вы сможете петь и более сильные партии, потому что ваш голос обладает достаточной звучностью даже в нижнем регистре». Миллер согласился заниматься и подготовить его для оперной сцены, но рекомендовал для этого своеобразный путь.

«В отличие от того, что я предлагаю большинству молодых певцов, приходящих ко мне, я не настаиваю на том, чтобы вы обязательно поступили в консерваторию. Ваше музыкальное дарование, слух и память уже сейчас вполне профессионально развиты. Постановкой голоса я буду заниматься сам. Но вам необходимо получить сценическую подготовку: надо научиться владеть собой, уметь держать себя на сцене, не смущаться перед многочисленной аудиторией слушателей. И главное – надо жить на сцене, создавать образы, а вы еще не знаете даже, куда девать руки, когда поете». Чтобы приобрести сценический опыт, Миллер советовал присмотреться к работе с актерами мастеров сцены К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. И еще совет: на случай, если вокальная карьера не сложится, получить еще одну специальность. И Александр поступил в Московское высшее техническое училище на механический факультет. Он с одинаковым рвением слушал лекции по механике, на практике обучался слесарному и кузнечному ремеслу и занимался вокальной техникой, выступал в любительских концертах.

Три года занятий с Миллером заложили основы его профессионального вокального мастерства. С 1917 года Александр уже выступал как профессиональный певец в зале Ташкентского технического училища – это было началом его широкой концертной деятельности. В 1918 году он снова в Фергане; вступил в ряды Красной Армии, служил в пехоте, много выступал перед красноармейцами, организовывает хоровые кружки и объединяет их в единый хор из шестисот человек. При этом продолжал учиться: посещал народную консерваторию, окончил регентские курсы в Ташкенте. Здесь он впервые выступил в Ташкентской опере, спел партию Синодала в «Демоне» А.Г. Рубинштейна. Несмотря на успех, понимает, что сценического опыта у него мало, и с помощью управления Туркестанского фронта вновь едет в Москву. В 1919 году по конкурсу поступил в театр Музыкальной драмы имени Моссовета (бывшая Частная опера Зимина). Для накопления сценического опыта ежедневно выходил в спектаклях в качестве статиста, чтобы уметь соединять вокальное мастерство с артистическим для глубокого воплощения образа, в 1922 году поступил в Оперную студию, созданную при Большом театре К.С. Станиславским. Именно здесь Алексеев сформировался как творческая личность, научился раскрывать идею образа и воплощать его через свою творческую индивидуальность.В 1924 году певец перешел в Музыкальный театр, который создал В.И. Немирович-Данченко на основе Студии Московского Художественного театра. Здесь он освоил жанр музыкальной комедии и оперетты, требующий легкости и быстроты движения, четкости сценического ритма, конкретности жеста. Наконец, Алексеев решается участвовать в конкурсе в Большой театр, и в начале 1925 года становится солистом его труппы.


Ленский. «Евгений Онегин»

Он оказывается в созвездии блистательных мастеров – А.Неждановой, Е.Степановой, Е.Катульской, К.Держинской, Л.Собинова. Но вокально-сценическое мастерство, которым уже владел Алексеев, позволило ему войти в их число. Певец стремительно осваивает репертуар: за три года исполняет семнадцать партий, а за весь период работы в Большом споет сорок четыре партии.


Ромео. «Ромео и Джульетта»

Из монографии об А.И. Алексееве, написанной музыковедом Е.Грошевой: «Когда думаешь об Александре Ивановиче как о певце, прежде всего в памяти возникает воспоминание о его голосе – чистейшем лирическом теноре. Голос Александра Ивановича обладал значительным диапазоном и разнообразными вокальными красками. Алексеев владел не только прекрасным, всегда выразительно звучавшим piano и pianissimo, но и полноценным, звучным forte – явление более редкое для лирических голосов. В рецензиях не раз отмечались полнозвучность и сила верхнего регистра его голоса, дававшие ему возможность петь и партии, требующие значительной звуковой насыщенности и драматической экспрессии. Во всех оценках голоса Алексеева всегда подчеркивается лирическое обаяние его тембра голоса и особая задушевность и искренность звучания. Скромность и простота, полное отсутствие какой-либо аффектации и преувеличенности характеризуют и сценические образы и его вокальный дар. Открытое и непосредственное чувство, мягкая ласковость голоса, искренность и естественность пения придавали образам Александра Ивановича обаяние на сцене».

А.И. Алексеев был широко известным концертным певцом. Он объездил с концертами множество городов Советского Союза, пел в больших и малых залах, перед любой публикой; дал немало благотворительных концертов в пользу студенчества, испанских детей, шефских. Певец исполнял арии из опер, романсы многих русских и зарубежных композиторов, включал в концертные программы многие советские песни. Участвовал в исполнении Девятой симфонии Бетховена, «Реквиема» Дж. Верди, с успехом гастролировал за рубежом. Критики единодушно признали его высокие вокальные достоинства, выразительную декламацию, взволнованность исполнения, глубину проникновения в образ. Александр Иванович много занимался и общественной работой, но больше всего был занят в театре. Не только пел все свои спектакли, но нередко заменял заболевших коллег. Иногда имел двадцать пять-двадцать шесть спектаклей в месяц; мог петь по два спектакля в день, например, утром «Лакме», вечером «Севильский цирюльник». Он был сильным и выносливым человеком: с молодости увлекался спортом – занимался теннисом, стрельбой, велосипедом, любил пешие прогулки в горы, увлекался охотой, рыбной ловлей и автомобильным спортом. Казалось, энергия этого человека неистощима. Но нагрузки были слишком велики.

За десять дней до своей смерти певец написал письмо коллегам по сцене: «Дорогие мои! Мне всегда казалось, что я обладаю неисчерпаемым запасом энергии и творческих сил. Хотелось всегда больше, лучше петь, и в этом я испытывал только радость, наполнявшую меня законной гордостью, при сознании, что огромные массы нашей цветущей родины слушают мое пение. И для меня служение нашему народу было и всегда останется великой честью».Он умер 20 июня 1939 года.


На Новодевичьем кладбище на могиле певца – памятник, созданный скульптором А.Мануйловым: А.И. Алексеев в образе Ленского. Это не только напоминание об одном из лучших сценических созданий певца на оперной сцене, но и символ его безвременной кончины.
Из книги Т.Маршковой и Л.Рыбаковой "Большой театр. Золотые голоса"
https://www.litres.ru/ludmila....-onlayn
Прикрепления: 8993652.jpg (6.2 Kb) · 9042141.jpg (11.2 Kb) · 6085962.jpg (11.6 Kb) · 7609509.jpg (26.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 02 Дек 2019, 13:19 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
Песенка Герцога из оперы "Риголетто" (Сделана со сцены Большого театра в конце 1930-х гг.)

https://youtu.be/SLpYw1y9xKk

"Глядя на луч пурпурного заката"


"Не уходи"


"Жалобно стонет ветер осенний"


"Победитель"


"Всегда и везде за тобою"


"Не забуду я ночи той тёмной"


"Ноктюрн"


"У моего окна"

https://www.russian-records.com/index.php
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: