Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 17 Фев 2020, 20:16 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| СОЛОМОН МАРКОВИЧ ХРОМЧЕНКО (21.11. 1907 - 20.02. 2002)
Певец (лирический тенор) и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1947), Заслуженный деятель искусства РСФСР (1984). Родился на Украине, в местечке Златополь. В 1960 присоединен к городу Новомиргород. В детские годы был мэшойрэром (певчим) в одесском синагогальном хоре. С 1929-го по 1932 учился в Киевской консерватории ( (класс профессора М.М.Энгелькрона), по окончании - в аспирантуре Московской консерватории (класс профессора К.Н.Дорлиак). Затем стал солистом еврейского академического хора (ЕВОКАНС), а в 1933 - лауреатом I Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. В 1934-1957 работал в Большом театре в Москве. Среди партий: Ленский, Берендей, Боян, Юродивый, Альфред, Герцог, Альмавива, Джеральд и другие. Снискал признание как исполнитель обширного, разностороннего репертуара на оперной сцене и концертной эстраде. Обладал мягким и гибким голосом, хорошей дикцией, его исполнение отличалось выразительной музыкальной фразировкой.
В его исполнении звучали арии и романсы русских классиков (М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова), произведения западноевропейских (Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, И. Брамса) и советских композиторов, неаполитанские и еврейские народные песни. Гастролировал за рубежом. В его исполнении звучали арии и романсы русских классиков (М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова), произведения западноевропейских (Р.Шумана, Ф.Листа, Ф.Мендельсона, И.Брамса) и советских композиторов, неаполитанские и еврейские народные песни. Гастролировал за рубежом.
Соломон Маркович вёл и педагогическую работу в качестве профессора кафедры сольного пения Государственного музыкально-педагогическом института им.Гнесиных (1961-1991). В 1991 году репатриировался в Израиль, где, несмотря на почтенный возраст, продолжил полноценную концертную и педагогическую деятельность. Профессор Иерусалимской музыкальной академии имени Рубина, он готовил молодых вокалистов. Навсегда запомнится участникам и зрителям юбилейный вечер артиста, состоявшийся 4 декабря 1997 года. Певец был, как всегда, полон сил и энергии.... Умер Соломон Маркович в возрасте 95 лет. Похоронен в Москве, в Колумбарии Донского кладбища.
http://www.jewish-memorial.narod.ru/Hromchenko.htm
СЧАСТЛИВЫЙ ПЕВЕЦ СОЛОМОН ХРОМЧЕНКО 17 мая 2017 года в концертном зале «Гармония» в Иерусалиме состоялся вечер для ценителей и почитателей истинных талантов оперного вокального искусства, посвященный творчеству выдающегося певца Соломона Хромченко. Прозвучали арии из опер, классические романсы, неаполитанские, русские и еврейские песни в исполнении С.Хромченко и известных израильских музыкантов.
Одновременно прошла презентация книги сына певца, писателя Матвея Хромченко «Солист Большого театра». Прозвучали воспоминания современников певца, его учеников, короткометражные фильмы и редкие архивные записи.
История жизни и творчества Соломона Марковича в своём роде уникальна. Он был рождён в 1907-м году в Российской империи при её последнем императоре Николае II, а завершил свой жизненный путь в 2002-м в России при её втором Президенте Владимире Путине. Прожитое им почти столетие вместило в себя первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции 1917-го, гражданскую и вторую мировую войны, десятилетия тоталитарного правление большевиков и перестройку 1980-х с глотком редчайшей в России свободы…Это – в историческом плане. Но была и личная история.
Первый после революции еврейский погром в украинском местечке Златополе, от которого семье удалось сбежать в Одессу, где десятилетний мальчик, принятый в синагогу мешойером, был главным кормильцем семьи. И голодные годы в Киеве в параллель с упорным ученичеством в Высшем музыкально-драматическом институте им. Н.Лысенко у замечательного педагога Михаила Энгель-Корна. И неустроенность в первые московские годы принятого в аспирантуру провинциала. И Великая Отечественная война! В эти «войной испепелённые года» (А.Ахматова) он вместе с коллегами из разных театров неоднократно выезжал на фронт, выступая перед бойцами Красной армии в опасной близости от передовой – и это был его вклад в Победу. А потом развязанный Сталиным государственный антисемитизм, «увенчанный» страшной и позорнейшей страницей в истории страны – «делом врачей-убийц».
Самое поразительное – все эти пережитые С.Хромченко «ненастья», мягко говоря, его не озлобили, не ожесточили, не сломали. Напротив, всю свою жизнь он проявлял себя бесконечно любящим жену и сыновей, нежнейшим дедом, верным другом немногих, но столь же верных ему друзей, не предавших его даже в самые страшные годы. И судьба – редко, но и такое бывает – щедро его вознаградила. Для начала, ещё авансом, уникальным по красоте тембра тенором. Замечательными педагогами вокала в Киеве и Москве. Любящей женой, посвятившей всю себя служению его певческого дара. Признанием его таланта не только великим музыкантом, художественным руководителем Большого театра Николаем Головановым, в одно с ним время выходящими на сцены Большого театра и его филиала коллегами, но и миллионами «простых» слушателей, провожавшими его выступления овациями и букетами цветов. А когда он, завершив свою более чем двадцатилетнюю певческую карьеру, сам стал педагогом вокала в Московском музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных, то и любовью многочисленных учеников.
А когда - после смерти жены, его единственной любви – ему показалось, что жизнь кончена, судьба одарила его ещё раз, предоставив возможность провести несколько счастливых лет на исторической родине, на Земле Обетованной, где он обрёл новых друзей, почитателей и учеников в Музыкальной академии им. Рубина. И именно в Иерусалиме он отметил своё 90-летие на грандиозном вечере, организованном нежданно-негаданной обретённой внучатой племянницей Анной Грандель. На котором его поздравили не только заполнившие зал израильские почитатели певца, но и приславшие свои поздравления коллеги.
Павел Лисициан («Дорогой друг, в Большом театре самым красивым тенором был ты»), Зара Долуханова («Ваш искристый голос…»), Артур Эйзен («Вы были одним из лучших голосов в Большом театре»), а также Е.Светланов, В.Спиваков и Нехама Лифшицайте. А через две недели в Москве его правительственной телеграммой поздравил первый Президент России Б.Ельцин. И только в одном ему как обладателю голоса уникального тембра не суждено было испытать – вся его певческая картера прошла в Советском Союзе в годы, когда о зарубежных гастролях не могло быть и речи, тем более, если певца звали Соломон Маркович!..
Несколько фактов из его биографии: ...Когда пение мальчика, родившегося в небольшом, но известным далеко за его пределами культурным центром украинском местечке Златополь Киевской губернии, двести вёрст к юго-востоку от Киева (здесь до революции мирно соседствовали русские, украинцы, поляки и евреи) услышал местная вокальная знаменитость мэтр Рабинович, он предрёк: Соломон прославит фамилию! То, что у мальчика есть редкий по красоте тембра тенор, подтвердил известный на Украине педагог вокала Дельфино Менотти. Мальчик воспринял это как дар свыше и посвятил служению ему всю свою жизнь. Как один из лучших выпускников Киевского Высшего музыкально-драматического института им. Н.Лысенко Соломон был направлен в аспирантуру Московской консерватории, ещё аспирантом завоевал звание лауреата Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей и был принят в оперную труппу Большого театра. И после года стажёра 22 года выходил на его сцену во всех ведущих теноровых партиях. Но поразительно не это: ещё в середине 1930-х он отказался внять совету доброжелателя сменить имя и отчество Соломон Маркович на Семена Михайловича (как Буденный) и, несмотря на это, почти вся его карьера оперного певца прошла в годы известного своим антисемитизмом правления Кремлёвского Горца. Более того, именно Хромченко запевал (на двоих с баритоном) слова нового гимна Советского Союза перед комиссией во главе со Сталиным и пел на праздничном концерте в честь Победы во Второй Мировой войне в Георгиевском зале Кремля.
В книге «Солист Большого театра» биография Соломона Хромченко изложена как увлекательная семейная сага со своими преданиями-событиями, передающимися из поколения в поколение. И это не случайно. Ведь её автор, сын певца Матвей Хромченко, написал эту книгу, как он сам указывает, для своих родившихся в США внуков. Достоинства книги: лаконичный, лёгкий лекательный стиль повествования, любопытные исторические подробности, охватывающие и описание малой родины певца, и подробности его повседневной жизни, и жизнь артистической элиты Большого театра. Отдельную главу сын посвятил маме, которая всю жизнь, как и любимый её муж, посвятила служению его голосу как дару, к тому же призывала старшего, а потом и младшего сына. Несколько глав посвящены педагогической деятельности отца .В самостоятельную линию выделены иллюстрации с ёмкими комментариями – здесь представлены фото родственников, учителей, коллег. Все эти дополнения, позволяющие ощутить Время, размещены на полях книги – это нечто вроде «книги в книге». Автор представляет отца как гармоничную личность, не знавшую трагедий творчества (был рождён для пения как птица для полёта), драм непризнания и непонимания со стороны коллег.
Перед читателем предстает прекрасный семьянин, любитель дачного отдыха и «крестьянского» труда (с удовольствием выращивал фрукты с овощами и косил траву), талантливый педагог. Соломон Матвеевич никогда не конфликтовал с коллегами – наоборот, помогал им. Самый яркий в этом плане эпизод – его активное участие в карьере Галины Вишневской: приехав в Ленинград для прослушивания молодых певцов, по достоинству оценил ее, включив в группу претендентов на финальный отбор в оперную труппу Большого театра.
Блистательный певец, спевший практически весь теноровый репертуар главного театра страны, он оставался в тени славы С.Лемешева и И.Козловского, но не утратил внутренний стержень и художественную индивидуальность. Павел Лисициан называл его «самым красивым тенором Большого театра». Убедиться в этом можно, прослушав два компакт-диска (вложенными под обложки книги) с избранными записями оперных арий, романсов, советских и народных, в том числе еврейских песен. https://afisha-il.livejournal.com/3054232.html
|
|
| |