Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 24 Фев 2020, 13:12 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ ОГНЕВОЙ (30.09. 1926 - 12.12. 1999)
Советский и украинский оперный и эстрадный певец (лирический тенор), Народный артист Украинской ССР (1972). Певец, завершивший славную плеяду украинских теноров XX века. Его знали во всем мире. Очень многие поют хорошо, даже безукоризненно, но редко кого Господь одарил такой задушевностью и вместе с тем простотой. Он не старался понравиться, не брал децибелами (у него их просто не было); его голос проникал в душу. И вместе с тем - это академическое, «школьное» пение. Таким он был человеком - сдержанным, интеллигентным, осторожным в выражениях. Возглавлять десять лет вокальную кафедру Киевской консерватории и умудриться быть со всеми в хороших отношениях - для этого нужно быть дипломатом. У первого секретаря ЦК КПУ В.Щербицкого в Киевском оперном театре было два фаворита - Ю.Гуляев и К.Огневой. Рассказывают, что, даже находясь на отдыхе в Крыму, Владимир Васильевич мог послать за своими любимцами, и тех непременно доставляли в роскошный санаторий под Ялту. Устраивали концерт. Пели все - от оперных арий до современных песен. А в конце по желанию Щербицкого - украинские народные. Очень он их любил. Приглашали певцов одних, без жен. Накрывали стол, щедро угощали. Потом отвозили обратно. Встречая мужа после подобных поездок, Елена Огневая слышала одно и то же: "Мы скоморохи. Наше дело - развлекать..." . Она понимала это и не задавала лишних вопросов. И так почти сорок лет. Иногда Константин Дмитриевич брал ее за руки и, глядя в глаза, словно гипнотизируя, тихо говорил: "Ты для меня как воздух. Тебя нет - я задыхаюсь..."
В Киевский оперный театр Огневого принял зять Н.Хрущева. Отца Константина посадили в тюрьму за песни. Украинские, народные. Ярлык "враг народа" тогда пришили целой группе днепропетровских рабочих, которая собиралась, чтобы почитать стихи и попеть украинские песни. В тюрьме Дмитрий Огневой и умер. А маленький Костя еще долго просыпался по ночам от страшного сна: отца в гробу выносят из дома, а вокруг свечи, свечи... Талант отца передался сыну. Первое, что сделал певец, когда получил мало-мальски приличную зарплату, - поехал в Днепропетровск и поставил отцу памятник.
Поначалу маленького Костю определили в музыкальную школу по классу скрипки. Но он не смог вынести насмешек сверстников и бросил скрипку. Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая творческая судьба, если бы не война. Костя приписал себе один год и пошел на фронт. Правда, повоевать ему так и не довелось. Сначала пел для своих товарищей. Потом его услышало начальство и направило в военный ансамбль. Выступали перед солдатами прямо с грузовика, только бортик откидывали. Пели так, что подчас заглушали грохот канонады. Однажды даже не заметили, что началось наступление. Так до конца жизни и остались на руках Константина следы от осколков...
В Московскую консерваторию Огневого принял сам знаменитый хоровой дирижер А.Свешников. Причем Константин поступать туда не очень-то и хотел - почему-то мечтал учиться в Одессе, говорил: "Люблю, чтобы круглый год тепло было", поэтому, когда не увидел себя в списках поступивших в Московскую консерваторию, не очень и расстроился. Пошел забирать документы и нарвался прямо на Свешникова. Тот ему строго: "Что это вы делаете? Документы забираете? А ну быстро учиться!" Второй раз Свешников сыграл решающую роль в судьбе Огневого пять лет спустя...
Как-то Константина Дмитриевича пригласили на запись телевизионной программы в Киев. Закончили быстро, и пару дней он решил просто погулять по городу. Зашел в оперный театр, который по тем временам считался самым престижным в Союзе. Его пропустили без всяких - думали, молодой исполнитель. В коридоре Константин Дмитриевич встретил директора оперного театра, зятя Хрущева Виктора Гонтаря. Тот ему: "Вы на прослушивание? Что будете петь?" Опомниться не успел, как оказался на сцене. Благо, только что выучил арию Ленского. Гонтарь послушал и, не раздумывая, сказал: "Вы приняты в театр. Через две недели дебют". Ошарашенный Огневой возвратился в Москву, и оказалось, что он отчислен из консерватории за пропуски. И если бы не заступничество все того же Свешникова, не видать ему Киевского оперного...
Двадцать лет Константин Дмитриевич проработал в Киевском оперном театре. Его голос считался одним из лучших среди лирических теноров. Огневого сравнивали с С.Лемешевым. Сам Козловский был потрясен его исполнением партии Ленского. К.Шульженко, с которой не раз встречался на концертах, покровительствовала Огневому и на приемах усаживала рядом с собой. "Меня всегда поражало, как Шульженко владела собой. Она была очень женственна. Помню, она любила шарфики, не следила за модой, но всегда была, что называется, "шарман". Чуть-чуть макияжа на лице. Она даже за кулисами хотела нравиться. Думала, как сесть, стать. И всегда на высоких каблуках. Меня поражал ее поклон буквально до пола. Глубокий, спокойный и величественный..."
"В Москве, Огневой часто встречался с Ю.Гуляевым. С ним он сдружился еще в Киеве. Гуляев часто бывал в доме Огневого, хотя редко с кем сходился. Слишком свободолюбивым был. И не очень уживчивым. А к Огневому тянулись все. "Гуляев приходил к нам после спектакля. Мужчины спорили об искусстве, могли и выпить. Но это глупости, что Гуляев был пьяницей. Он и трезвым такой же был. Просто характер у него был особый, бесшабашный. Иногда он выходил на сцену, и мне казалось, что он выпивши. Но я-то ведь знала, что Юра в рот не брал перед спектаклем... Красавец он был потрясающий. Все женщины были без ума от Гуляева. А ему льстило внимание. Он не мог быть один. Его все время окружали поклонницы..." - вспоминала Елена, жена К.Огневого. Правда, с переездом в Москву друзья стали видеться все реже. Затем и Константин Дмитриевич ушел из оперного театра. Все недоумевали, ведь его голос прекрасно звучал до последних дней. Но его прельщала эстрада, он стал профессором Киевской консерватории. Хотел записать сольный диск...
"Два года назад у Огневого случился инфаркт. Выкарабкался, стал вновь ходить на работу. Вдруг схватило поясницу. Стали лечить от радикулита. Но он все жаловался, что ему трудно вставать. Однажды вижу, он из ваннына коленях выползает. Я сказала: "Все, Котя, ляг и лежи". А сама с анализами объездила всех врачей. Не могла поверить в диагноз -- рак почки и метастазы в позвоночнике..." Полгода Константин Дмитриевич пролежал, не двигаясь. Лишь с нежностью смотрел на Леночку. Она приводила врачей, возила его на анализы, наглаживала ему рубашки и верила в чудо. Чуда не случилось... Константин Дмитриевич Огневой ушел из жизни 19 декабря 1999 года. Похоронен в Киеве, на Берковецком кладбище.
"Мне было с ним легко. И мне всегда казалось, что я старше его. Он был как ребенок. Я чувствовала ответственность за него. И сейчас чувствую..." https://tunnel.ru/post-90....gnevogo
Родился К.Огневой в Днепропетровске. Когда ему исполнилось пять лет, отца репрессировали, об этом певец рассказал только в последнем интервью. Потом была война. В армию он ушел с гитарой. В то время в СССР были популярны песни "Огонек" и "Землянка". Именно за песню юношу прозвали Огоньком. Он в совершенстве овладел свистом, и когда не было голоса, свистел.
В 1950-м он окончил Днепропетровское музыкальное училище. Всесоюзная комиссия направила выпускника в Московскую консерваторию, куда прибыли на экзамены более трехсот абитуриентов. Огневой не прошел по конкурсу, поэтому отнес документы в Гнесинский институт. Когда об этом стало известно ректору консерватории Свешникову, он вызвал Константина и, отчитав его за то, что тот "бегает по институтам", зачислил в класс Назаренко, известного вокального теоретика. Занятия студента не удовлетворили, поскольку проводились…хором. Он продолжил обучение в классе Маргариты Гуковой, бывшей солистки Большого театра, жены известного тенора Богдановича. Много пел в спектаклях оперной студии и, как потом признавался, в Киевской опере ему было легко. Туда он попал в общем-то случайно. В Москве Огневому сообщили, что он отчислен с последнего курса. Узнав, что Константина приняли в театр, ректор изрек: "Победителей не судят" и позволил певцу доучиться, а спустя некоторое время пригласил Огневого на запись "Всенощной" Рахманинова. Эту запись специалисты считают эталонной.
В 1955-м он стал солистом Киевской оперы. И за 18 лет спел здесь более 800 спектаклей и 20 партий. Эталонной считается партия Тамино в "Волшебной флейте" Моцарта. Огневой первым из академических певцов стал выступать в сопровождении инструментального ансамбля, до него этот жанр не существовал. В том первом коллективе играли молодой Володя Быстряков и гитарист Валерий Петренко. Уже потом с ансамблями стали петь Дм.Гнатюк, А.Соловьяненко, Н.Кондратюк. "Вы, народный артист, солист оперы, чем занимаетесь? Мы вас из театра выгоним!" - "пропесочивали" Огневого в ЦК Компартии. Но петь в ВИА он не бросил.
С 1965 г. и до последних дней - более 30 лет - Константин Дмитриевич преподавал в Киевской консерватории. Это самая плодотворная часть его жизни. "Человек должен прийти в консерваторию с голосом и уйти из нее с ним. Таким был главный принцип Огневого-педагога. Не правда ли, похоже на врачебный постулат - не навреди? - рассказывает Г.Кабка. - Большинство вокальных педагогов - люди эмоциональные, не стесняющиеся в выражениях. Константин Дмитриевич был полной противоположностью. Мягко, никогда не повышая голоса, с характерной улыбкой он говорил, что это не совсем то и не так, что надо еще подумать. Он надеялся на сообразительность и интеллект ученика. Очень тепло и уважительно отзывался Огневой о великом Б.Гмыре. Однажды тот пригласил Константина Дмитриевича для записи и концертного исполнения оперы Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери". Правда, поставил условие: на два месяца, пока продолжается работа, Огневой должен забыть об эстрадных песнях, а он (Гмыря) будет лично платить ему субсидию. Получилось великолепно. Наверное, это лучшая запись "Моцарта и Сальери" в мире, сейчас это - фонографический раритет"… https://amdm.ru/akkordi/konstantin_ognevoy/wiki/
|
|
| |