Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 03 Мар 2020, 15:12 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| АЛИБЕК МУСАЕВИЧ ДНИШЕВ
Казахский оперный и камерный певец, педагог. Народный артист СССР и Народный артист Казахской ССР. Родился 30 июля 1951 года в Алма-Ата. В большой семье Алибек был младшим, четвёртым сыном. Его мать - татарка Камиля Абдуллина была родной сестрой известных казахстанских оперных певцов, братьев-близнецов, народных артистов СССР и Казахской ССР Ришата и Муслима Абдуллиных. В доме всегда звучала музыка, всегда пели песни. После школы Алибека отдали в Алма-Атинское музыкальное училище им. Чайковского, затем он окончил Алма-Атинскую гос. консерваторию им. Курмангазы по классу вокала. На третьем курсе Днишев впервые получил первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки за исполнение романса Глинки на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
С 1976 года - солист Казахской госфилармонии им. Джамбула,с 1978 года - солист Казахского академического театра оперы и балета им. Абая. В 1997 году основал и возглавил «Театр-академию вокала Алибека Днишева». Его исполнительская манера отличается удивительной тонкостью, красотой голоса, особым лиризмом. В репертуаре певца - камерные циклы, народные песни и романсы, партии в операх. Выступал с камерными программами в крупнейших залах Европы, принимал участие в спектаклях Большого театра в Москве. Наряду с академической музыкой Днишев исполняет казахские народные песни и песни советских композиторов — им записаны известные песни М.Блантера «В лесу прифронтовом», «Лучше нету того цвету», «Грустные ивы», «Незабытая песня», «Колыбельная», «В городском саду», «Московские окна», «Песенка влюбленного» и др. Исполняет Днишев и песни на итальянском и испанском языках.
Награды и звания: • Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. Глинки (1-я премия, 1975, Тбилиси, Грузия). • Лауреат Международного конкурса им. Р. Шумана (2-я премия, 1977, Цвиккау, ГДР) • Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Э. Вилла-Лобоса (1979, Рио-де-Жанейро, Бразилия) • Народный артист Казахской ССР (1979) • Народный артист СССР (1986) • Премия Ленинского комсомола (1979) - за высокое исполнительское мастерство • Госпремия мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации (2001) • Независимая общенациональная премия «Тарлан» («Платиновый Тарлан» в разделе «Музыка», «Клуб меценатов Казахстана», 2003) • Госпремия Республики Казахстан в области литературы и искусства (2012) • Орден Парасат (1996) • Орден Отан (2011) • Медаль «10 лет Астане» (2008) • Юбилейный нагрудный знак «50 лет городу Аксу» (Павлодарская область). https://www.peoples.ru/art/theatre/opera/tenor/alibek_dnishev/
АЛИБЕК ДНИШЕВ: У МЕНЯ НИКОГДА НЕ БЫЛО КОНКУРЕНТОВ!
Наступление весны у многих казахстанцев ассоциируется с акиматовскими субботниками, гуляньями в Наурыз и
концертами народного артиста СССР Алибека ДНИШЕВА
- Алибек Мусаевич, в эти мартовские дни вы начали свой весенний марафон песенных поздравлений прекрасного пола. Скажите, а что для вас вообще значит женщина? - В нашей семье мама была единственной женщиной. Я рос в мужской среде. А во взрослой жизни у меня все получилось наоборот: жена, две дочери. И я остался в меньшинстве. Поэтому со временем праздник 8 Марта стал экзаменом для меня: сложно всем женщинам моего семейства угодить. На 8 Марта у меня всегда много выступлений. Правда, в этом году я уезжал отдыхать в Индию, и от многих предложений пришлось отказаться.
- Оттого что женщин стало больше рядом, ваш характер не изменился? Может быть, вы стали мягче? - Нет. Характер у человека закладывается в детстве, и, говорят, уже после трех лет его невозможно поменять. Но с 23 февраля меня домочадцы не поздравляют, потому что я в армии не служил. А мне бы хотелось, чтобы меня поздравляли, ведь у нас эта дата воспринимается просто как мужской день. И потом, я считаю себя защитником Отечества - ведь оно начинается с семьи, а я ее глава и опора. А вот другие с 23 февраля поздравляют. Например, у меня на столе сейчас лежит поздравление от губернатора Кемеровской области Амана Тулеева.
- В России вас по-прежнему помнят и любят? - Больше Розу Рымбаеву, но и меня. Думаю, там хотели бы слышать нас почаще. Да и не только в России. Вот недавно в Ташкенте давал концерт, так все кругом ахали: “Вы тот самый артист!”. В Москве, когда даешь концерты, зрители приходят с удовольствием: ностальгируют. Думаю, границ между сердцами и душами слушателей после распада Союза не образовалось. По крайней мере, пока живо старшее поколение.
- Современная поп-культура - это телевизор. Чем чаще ты мелькаешь в “Муззоне” или на “Хит-ТВ”, тем узнаваемее и популярнее. Вас это не огорчает? - Да и раньше так было. Можно было один раз появиться на ЦТ и стать более знаменитым, чем если миллион раз спеть на одной и той же вокальной площадке, за пределами которой никто тебя не будет знать. Это великая сила. Ленин говорил, что кино - важнейшее из искусств, а я думаю - телевидение.
- Но молодежь сейчас наверняка узнает вас гораздо меньше. - Я так не считаю. Частенько на улице ко мне подходят девушки или парни за автографом. Молодые поп-музыканты уважают. И это приятно.
- Недавно Алла Пугачева заявила, что уходит из шоу-бизнеса: голос уже не тот
. - Мне недавно дочка записала на мобильный телефон восемь ее песен. Вот это был столп на эстраде СССР! Она и еще Муслим Магомаев. Его смерть меня очень потрясла, долго не мог прийти в себя - слушал его записи и плакал. Вот он не стал делать громких заявлений - просто ушел. Естественно, годы берут свое, голос уже не тот, и надо иметь мужество уйти, не петь до ста лет, не надоедать зрителям. В отличие от драматических актеров, которые могут играть до глубокой старости, у певцов не всегда сохраняется голос. Нужно, чтобы твой облик и моральная форма соответствовали тем песням, которые ты поешь. Но я не хочу кого-то оскорблять, ведь обидеть художника может каждый. А Пугачева не просто певица, она - великая актриса. И каждое ее выступление - это моноспектакль. Сейчас этого не хватает: на эстраде просто звуки, ритм. А где душа?
- Вы произнесли слово “столп”. На мой взгляд, и у нас в Казахстане есть столпы - вы, Роза Рымбаева, Бибигуль Тулегенова, Ермек Серкебаев, Роза Багланова. Все вы - из старой советской когорты исполнителей. А вот из молодых музыкантов в один ряд с вами поставить некого. Выходит, страна остается без столпов? - У кого есть талант и голова на плечах, тот всегда позаимствует опыт старших поколений. И у нас есть такие исполнители. Когда я молодым пришел в оперный театр, то многому учился у опытных коллег. И Е.Серкебаев поступал так же. Все пожилые ругают молодежь, брюзжат. Но, думаю, будет момент, когда и кому-то из нового поколения певцов скажут: ты - столп. Другое дело, что сейчас иное время и иная музыка. Исчезла глубина чувств и проникновения в образ. Даже среди моих коллег-оперников, насколько я замечаю, главенствует внешний эффект. Они считают: чем громче поют, тем лучше, а мне кажется, что чем глубже - тем лучше. Многое еще зависит от того, какого педагога ты встретишь на жизненном пути. Вот мне повезло, я учился у Надии Абдрахмановны Шариповой, которая открыла для меня целый мир искусства, поэзии, романсов.У нее был авторитарный метод обучения. Как-то после моего концерта ей грузинский профессор говорит: “Нужно хвалить этого мальчика. Тогда у него вырастут крылья”. Но учитель все равно был со мной строг. И только в последние годы я почувствовал, что стал пусть не равным ей, но близким. Приходил к ней заниматься до последних ее дней. И всегда шел как на Голгофу, а уходил воодушевленным.
- Критику плохо переносите? - Нет, никто не осудит себя сильнее, чем сам певец. Каждый знает свои слабые и сильные стороны, знает, когда концерт прошел великолепно, а когда так себе. И я знаю свои недостатки: я бы хотел, чтобы в вокальном искусстве, творчестве я был многограннее, больше пел в опере. Но, видимо, Бог сразу все не дает.
Зато моим сольным концертам нет числа. А у нас есть народные артисты, которые дали за свою жизнь единственный концерт, и то на юбилей, с участием друзей. Вообще, когда после выступления тебя хвалят коллеги, это должно настораживать, а если никто не прибегает к тебе в гримерку и не говорит, как все великолепно - значит, концерт прошел хорошо. Может, это нескромно прозвучит, но у меня никогда не было конкурентов.
- То есть вы всегда чувствовали себя уверенно? - Я никогда не чувствовал себя уверенно и спокойно в творчестве. Когда приехал на первый свой конкурс им. Глинки, то думал: как же я смогу чем-то отличиться среди всех этих певцов? А потом гляжу: тур за туром их становится все меньше. И я занял первое место.
- Вы сейчас часто ходите в ГАТОБ, где на видном месте висит ваш портрет? - Не хожу. И не хочу. Боюсь еще больше разочароваться.
- Ваш репертуар пополняется или вы используете только старый багаж? - Понемногу пополняется.
- Но неужели все современные песни достойны своих предшественниц, таких как “В лесу прифронтовом”, “Лучше нету того цвету”, “В городском саду”, “Грустные ивы”, “Московские окна”? - Вообще-то я никогда не пел песен, которые мне не нравятся. Правда, в последнее время были случаи: скажем, если хорошо платили. Но это не приносило мне удовольствия, радости. Как говорила великая Фаина Раневская, деньги закончатся, а позор останется.
- Кроме Пугачевой чьи песни у вас записаны на мобильном телефоне? - Александра Розенбаума, Майи Кристалинской. У этой певицы вообще потрясающе целомудренный голос. Сейчас какой-то голод на старые хорошие песни, поэтому столько ремейков.
- Алибек Мусаевич, вы скромный человек? - Мой отец воспитывал нас в скромности. В 60-е он был замминистра культуры Казахстана. Тогда мы жили в коммуналке, и вдруг встал вопрос о том, что отец может получить квартиру: Минкультуры построило свой дом. Там поселились художники, писатели, композиторы. Так вот, папа взял квартиру на первом этаже, одну из самых простых, с низенькими потолками. Он мог выбрать самую лучшую, с окнами во двор, солнечную, но ему и в голову это не пришло! Зато его подчиненные жили над нами. Вот в такой среде я воспитывался. 18.03. 2009. газета "Время" https://www.nur.kz/121306-....ov.html
|
|
| |