Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 22 Апр 2020, 15:28 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ ОРКЕСТР ИМ. В.В. АНДРЕЕВА
Всемирно известный Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева имеет более чем столетнюю историю. Созданный выдающимся музыкантом-просветителем Василием Васильевичем Андреевым в 1888 году коллектив уже в начале своего существования завоевал мировое признание.
«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами», − писал В.В. Андреев. Главной его идеей было «соединить фрак с балалайкой» создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли бы народные русские инструменты.
Концертные поездки Андреевского оркестра по городам Европы и Америки превратились в подлинно триумфальное шествие. Благодаря деятельности Андреева русская народная музыка стала исполняться в крупнейших залах России и зарубежных стран, повсюду начали появляться общества любителей игры на домрах и балалайках, а в музыкальном мире эти инструменты получили признание наравне со скрипкой и виолончелью. Уже в 1913 году Великорусский оркестр (называемый так с 1896 года) насчитывал 30 музыкантов и успешно гастролировал по Франции, Германии, Англии, США, Канаде. Единодушное признание отечественных и зарубежных музыкальных критиков, назвавших оркестр «несравненным», побудило Андреева обратиться к высшим государственным лицам России за поддержкой, чтобы сохранить и развить эту неотъемлемую часть русской культуры. Таким образом, коллектив стал называться Императорским Великорусским Оркестром.
Юбилейный концерт, посвященный 25-й годовщине оркестра, привлек внимание всего высшего света Петербурга. Мариинский театр, где состоялся концерт, был переполнен. В зале присутствовали многие высокопоставленные лица, среди которых была императорская семья и депутаты Госдумы. После долгих оваций Андреева поздравил великий Шаляпин: «Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир». Оркестр получил из многих стран сотни телеграмм со словами благодарности и восхищения, среди них − поздравления от Сары Бернар и Артура Никиша, Артуро Тосканини и Руджеро Леонкавалло. Во Франции Андреев был избран Почетным членом Академии изящных искусств «за введение нового элемента в музыку». Пережив Октябрьскую революцию 1917 года, Великую Отечественную войну и блокаду Ленинграда, «железный занавес», − оркестр сумел сохранить свой особый колорит и традиции, заложенные его основателем, который умер в 1918 году. С тех пор коллектив возглавляли многие видные дирижеры, среди них − Ф. Ниман, Э.Грикуров, С.Ельцин, П.Нечепоренко К.Элиасберг. В качестве гастролеров выступали такие признанные мастера, как Л.Стоковский и А.Найденов, В.Дубровский и В.Федосеев.
В 1986 году оркестр возглавил Дмитрий Дмитриевич Хохлов. Талантливый дирижер, работавший до этого со многими симфоническими оркестрами и оперными театрами, он бережно сохранил заложенные В.В. Андреевым традиции, развил его идеи и продолжил создание коллектива, о котором мечтал Андреев. Сегодня п/р Хохлова оркестру под силу исполнение программы любой сложности: от популярных народных мелодий до произведений мировой классики. Новаторски введенная Дмитрием Дмитриевичем в состав коллектива медная духовая группа обогатила репертуар и звучание оркестра, позволив представить публике мировые музыкальные шедевры в особом звучании народных инструментов. Он вернул оркестр на лучшие сцены Петербурга – Большой зал Филармонии, Мариинский театр, Капеллу, а также на лучшие мировые сцены в США, Японии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии и т.д.
Созданный в XIX веке, оркестр прошел несколько эпох в истории нашей страны и впитал в себя лучшие достижения мирового музыкального искусства, придав им неповторимый русский колорит. Сегодня, как и сто лет назад, он является гордостью и достоянием России. С 1998 года оркестр находится под патронажем Комитета по культуре Санкт-Петербурга и является самостоятельным юридическим лицом, учрежденным КУГИ города. http://balalaika.org.ru/groups-andreyev-orchestra.htm
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВЕЛИКОРУССКОГО ОРКЕСТРА ИМ. В.В. АНДРЕЕВА «Вся история андреевского оркестра - это история медленного, зато верного и прочного распространения и закрепления на концертной эстраде русской народной музыки и старинных русских народных инструментов, неведомых дотоле широкой публике». «Ленинградская правда», 21 марта 1958 г.
В середине 80-х годов XIX века молодой человек аристократического происхождения показывал искусство исполнения на балалайке — инструменте, считавшимся тогда «низменным», недостойным внимания ценителей высокого искусства. «Василий Васильевич Андреев, столь эффектно появившийся в петербургских салонах и быстро завоевавший титул «великосветского льва», был поистине одержим любовью к народному искусству - песням, танцам и игре на музыкальных инструментах. С детских лет он испытывал неодолимое влечение к народу. Чувство это, по собственному его признанию, росло вместе с ним. И хотя родители дали мальчику вполне светское образование, обучали языкам, игре на фортепиано и скрипке, В. В. Андреев остался верен музыкальному искусству своего народа до последних дней».
Он родился является фамильное имение Марьино, неподалеку от Бежецка, где наслаждался красотой русской природы и принимал участие в сельских праздниках. В один из таких летних вечеров Василий неожиданно «наткнулся» на балалайку. Много лет спустя Андреев вспоминал об этом событии: «… с окончанием полевых работ все как-то сразу погружается в тишину сладкого отдыха, оберегаемого самой природой. Кажется, что деревья боятся пошевелить листьями, чтобы не нарушить необходимый покой много потрудившихся людей. В такой именно вечер… я вдруг услыхал неведомые для меня звуки. Я различил ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. На ступенях крыльца сидел мой работник, крестьянин и играл на… балалайке! Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков! Присмотревшись внимательно, как играл Антип, и попросив его тут же показать некоторые приемы игры, я отобрал от него балалайку… Помню, что тогда же как каленым железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства! Не знаю, что сильнее руководило мной - инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что и то, и другое, а соединение дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами, чтобы довести дело до конца».
Увлечение балалайкой захватило Андреева полностью. Сделав чертежи нового, улучшенного варианта инструмента, он поехал в Петербург, где нашел мастера, который сделал бы новую балалайку. Уже 23 декабря 1886 года, В. В. Андреев выступал с сольным инструментом, все были в восторге, даже в газетах писали, что под пальцами этого артиста простой инструмент заставляет забыть о своем низменном происхождении. Популярность Андреева в Петербурге ширилась с каждым его выступлением. Все чаще и чаще к «отцу балалайки» обращались с просьбами научить играть на этом национальном инструменте, столь ярко и точно выражающем характер русского народа. Но за невозможностью удовлетворить всех желающих, Андреев пришел к мысли о создании самоучителя, учебного пособия или школы.
«Школа для балалайки… кажется, заставляет многих изменить мнение о нашем народном инструменте. Почти можно сказать, что эта небольшая книжечка, вместе с превосходною игрою г. Андреева, воскресила балалайку, начинавшую вымирать». Журнал «Правда», 7 февраля 1888 г.
Первая в истории русской музыки «Школа для балалайки», составленная Андреевым совместно с известным петербургским музыкальным деятелем П.К. Селиверстовым, была опубликована в июне 1887 года. Однако количество учеников не уменьшилось, и вскоре в одном из помещений Соляного городка на Фонтанке Андреев открыл балалаечный класс.
В процессе педагогической работы и совместной игры с учениками в сознании Андреева родилась новая идея, осуществление которой стало важнейшей вехой в истории исполнительского искусства на русских народных инструментах и привело к рождению нового жанра - жанра коллективной игры. «Безусловно, Андрееву и раньше было известно о том, что на Руси еще во времена скоморохов существовали различного рода инструментальные ансамбли из двух, трех и более «гудебных сосудов». Но именно здесь, в балалаечном классе, поручая своим ученикам разыгрывание простейших вариаций на одну и ту же русскую песню и вторя своей балалайкой то одному, то другому ученику на манер народных подголосков, Андреев на практике убедился в огромных возможностях инструментального ансамбля».
Однотипность инструментов мешала творческой инициативе учителя и учеников, тогда Андреев поручил Ф.С. Пасербскому изготовить квартет балалаек различного размера. На первых репетициях и любительских концертах раскрылись огромные возможности нового ансамбля. Деятельность оригинального художественного коллектива привлекла внимание прессы. «Вчера мы имели случай, -писала газета «Новое время», - услышать игру на балалайках. Играл г. Андреев и несколько его учеников. Балалайки, на которых он играет, являются в четырех видах: маленькой (piccolo), обыкновенной (primo), балалайки-альта и балалайки-виолончели. Г. Андреев и его семеро товарищей достигают таких прелестных эффектов, звучность балалаек так оригинальна, что мы не сомневаемся в его полнейшем успехе».
Этот успех состоялся на первом публичном концерте 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества. На следующий день газеты писали: «Состоявшийся вчера концерт балалаечников сопровождался таким огромным успехом, какой выпадает на долю только великих виртуозов. После каждого номера, исполнительного кружком, поднимался невероятный рев, который был выражением восторга… вопрос о законности и пригодности балалайки практически решен утвердительно. Из сферы загнанности и забвения усовершенствованная балалайка вышла на музыкальную дорогу». 20 марта 1888 года вошло в историю отечественной музыкальной культуры как день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. Это было начало славного, поистине блистательного пути.
«Игра Великорусского оркестра производит на слушателя чарующее впечатление. Безукоризненное по технике, гармоничное, стройное, выдержанное и полное жизни исполнение доведено Андреевым до высокой степени художественного совершенства. Новизна и мягкость музыки, замечательная сыгранность оркестра, то лихие, то протяжные мотивы чисто русских песен доставляют высокохудожественное наслаждение и будят в душе что-то необычное, но глубоко родное». «Русские ведомости», 1898 г.
Концерты балалаечного кружка в Петербурге, Туле, Москве и других городах дало благоприятную возможность Андрееву раскрыть свой талант: в качестве аранжировщика мелодий, преимущественно плясовых и в качестве композитора. Первые сочинения для балалайки соло - Марш и вальс «Балалайка» - не заинтересовали публику, а переложения русских народных песен «Во пиру была», «Во саду ли, в огороде», «По улице мостовой», «Барыня» были оценены по достоинству. В 1889 году «Кружок любителей игры на балалайках» выступали с концертами в Париже. Главный результат парижских гастролей состоял в том, что «Кружок любителей игры на балалайках» заставил заговорить о себе как о крупном художественном явлении в русской музыкальной культуре конца XIX века. Расширение концертного репертуара привлекло внимание выдающихся музыкантов-профессионалов, ранее скептически относившихся к его делу. Андреев начал работать с профессиональным музыкантом, знатоком русской народной песни Н.П. Фоминым. Времена любительского музицирования, процветавшего в середине XIX века, уходило в прошлое. Укрепление профессиональных основ раскрыло перед андреевцами пути дальнейшего художественного совершенствования. Заметно вырос в качественном отношении репертуар, в создании которого принимал участие Фомин. Изменился и сам состав «Кружка», в него влились талантливые молодые музыканты с консерваторским образованием.
В середине 1892 года состоялись вторые гастроли «Кружка любителей игры на балалайках» во Франции. Андреев отобрал всего пять человек, но это были музыканты-профессионалы. В.В. очень волновался перед концертами, но напрасно, вместо одного дня во Франции они пробыли пять месяцев, давая концерты в разных городах. Кульминационным моментом этих гастролей было присуждение Андрееву почетного звания члена Французской академии изящных искусств «за введение нового элемента в музыку». Новаторство Андреева, его вклад в русскую музыкальную культуру получили полное признание на родине и за рубежом. Французские гастроли завершили важный этап в истории оркестра - этап ансамблевого исполнительства на однотипных инструментах. Достигнув, казалось бы, зенита славы, Андреев, тем не менее, испытывал беспокойство в отношении будущего «Кружка» и перспектив дальнейшего развития. Конечно, на балалайках можно было воспроизвести всю шкалу динамических оттенков, от нежного шепота в протяжных лирических песнях до мощного фортиссимо, напоминающего звучания целого оркестра, в плясовых. Но это были одни балалайки и только балалайки!
В конце 1895 - начале 1896 годов обстановка стала особенно сложной. Резко сократилось количество концертов, материальные дела «Кружка» ухудшились, Андреев решил расширить состав ансамбля до шестнадцати человек, но и это не помогло, звучание не улучшилось. Вскоре Андрееву и его товарищам стало ясно, что без введения новых красок, освежающего колористического элемента дальнейший художественный рост невозможен. Первыми народными инструментами, обогатившими звучание андреевского ансамбля, были домры различных размеров и щипковые гусли. Это уже был оркестр, состоящий из музыкальных инструментов, издавна бытовавших в русском народе, - Великорусский оркестр. Так и назвал его В.В. осенью 1896 года. Первый открытый концерт Великорусского оркестра состоялся 11 января 1897 года. Обогащение оркестрового звучания новыми красками и успех первого публичного выступления убедили Андреева, что его поиски идут по верному пути. Размышляя над возможностями обогащения оркестровых красок, изучая научную литературу, советуясь со специалистами, он постепенно вводил в состав оркестра новые русские народные инструменты - духовые (жалейка, свирель) и ударные (накры, ложки, бубен), а несколько позже -столообразные гусли. Часть инструментов усовершенствовались, а некоторые остались в первозданном виде.
Теперь оркестр исполнял не только русскую народную музыку, но и классическую, как русских композиторов, так и зарубежных. Андреев столкнулся с рядом негодований, газеты писали: «… Там, где место настоящей музыке - не место балалайке». Но вскоре, выступив на Всемирной выставке в Париже в 1900 году оркестр имел успех и руководитель был награжден орденом Почетного легиона и Большой Золотой медалью Парижской выставки. В 1906 году специально для Великорусского оркестра А.Глазунов сочинил «Русскую фантазию», которая открыла новую важную страницу творческой жизни Великорусского оркестра: впервые в его концертный репертуар вошло оригинальное произведение, специально созданное крупным профессиональным композитором и рассчитанное на богатейшие исполнительские и колористические возможности оркестра.
К 20-ти летнему юбилею оркестра, сформировался состав, репертуар насчитывает около 100 произведений, по-прежнему занимали первое место русские народные песни, обработанные в различных формах и жанрах. Важное место занимали также переложения русской и зарубежной классики. Годы 1908 по 1912 - наиболее яркий и интересный период исполнительской деятельности Великорусского оркестра п/р его основателя. Оркестр продолжал ездить в гастрольные туры по разным странам и городам России. Поездка на Уральский фронт была последней концертной поездкой В.В. Андреева. Обострившаяся в результате простуды болезнь потребовала срочной эвакуации в Петроград. Но врачи не смогли помочь, в ночь на 26 декабря 1918 года Андреева не стало. С его смертью закончился первый тридцатилетний период истории Великорусского оркестра, который с полным правом может быть назван «Андреевским». Это был период зарождения и формирования всех художественно-эстетических, этических и педагогических основ творческой жизни оркестра, период его блистательных успехов, как в России, так и за ее пределами. Идеи Андреева, воплощенные в деятельности прославленного коллектива и многочисленных оркестров и ансамблей народных инструментов в городах и селах советской России, продолжали жить и развиваться. https://sites.google.com/site....ndreeva
|
|
| |