Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 23 Авг 2020, 22:56 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА ОЛЕНИНА-Д'АЛЬГЕЙМ (01.10. 1869 - 26.08. 1970)
Она - и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. О. Мандельштам, "Silentium”.
Выдающаяся русская камерная певица, основоположница русской школы камерного исполнительства, организатор «Дома песни» в Москве с целью повышения популярности вокальной музыки. Она пела в первопрестольной и в северной столицах, в провинциальных городах России и в европейских столицах. Талант певицы высоко ценили и воздавали должное ее темпераменту и артистизму М. Балакирев и Ц.Кюи, Л.Н. Толстой, К.Сен-Санс и Ж.Массне, К.Дебюсси и Э.Золя. А.Блок посвятил ей стихотворение «Тёмная, бледно зелёная…»
Темная, бледно-зеленая Детская комнатка. Нянюшка бродит сонная. "Спи, мое дитятко".
В углу - лампадка зеленая. От нее - золотые лучики. Нянюшка над постелькой склоненная… "Дай заверну твои ноженьки и рученьки".
Нянюшка села и задумалась. Лучики побежали - три лучика. "Нянюшка, о чем ты задумалась? Расскажи про святого мученика".
Три лучика. Один тоненький… "Святой мученик, дитятко, преставился… Закрой глазки, мой мальчик сонненький. Святой мученик от мученья избавился".
В истории культуры, как и в истории вообще, бывают белые пятна, пропущенные звенья, когда подчас важное явление или яркая личность как бы исчезает из памяти людей. Среди последних есть одно забытое (или полузабытое) имя, которое, да и то лишь понаслышке, знают только специалисты по Мусоргскому, почти неизвестное широкому кругу любителей русской музыки, не всегда даже упоминающееся в учебниках по ее истории. Это имя Марии Алексеевны Олениной-д’Альгейм. Она оставила значительный след в области исполнения русского классического романса и была одним из первых русских вокалистов, сделавших поэтический текст важнейшим источником вокальной интерпретации. Мария Алексеевна была практически первой русской исполнительницей, которая раскрыла художественные возможности русского романса не только для русской, но и для европейской публики. Она определила основы самого жанра камерного пения, - она, если точно определить ее место в истории русского вокального искусства, была первой русской камерной певицей. Ее искусство сегодня практически забыто. Но в том, что наследие Мусоргского стало живой частью современной мировой музыкальной культуры, немалая заслуга той, кто первая представила вокальные произведения композитора французской, бельгийской и английской публике.
Оленина родилась в рязанской губернии, на берегах Оки, в имении Истомино близ Касимова, в семье Алексея Петровича Оленина. Корни рода Олениных уходят глубоко в историю русской культуры. Крестной матери Марии Алексеевны Анне Алексеевне Олениной, обладательнице замечательного голоса, бравшей уроки пения у Глинки, как известно, посвящено стихотворение Пушкина “Не пой, красавица, при мне”.
А.А. Оленина
Мария получила домашнее воспитание и начальное образование до гимназии. Особое внимание уделялось изучению иностранных языков. Под руководством сестры матери Е.Бакуниной изучала нотную и музыкальную грамоту. В 1881 году семья переехала в Москву. Здесь Мария продолжала свое общее и музыкальное образование. Много пела. У нее был от природы поставленный гибкий и выразительный голос. В 1887 году Оленины приехали в Петербург. Остановились у другой сестры матери Т.Бакуниной, которая была фрейлиной императорского двора и жила в апартаментах Таврического дворца. Дом Олениных был своего рода культурным центром Петербурга. Здесь звучали новые романсы и песни Глинки, читал свои стихи Пушкин, встретивший в их доме А.П. Керн. Мария стала брать уроки пения у известной оперной солистки Мариинского театра Ю.Ф. Платоновой. Занятия музыкой и пением с перерывами продолжались до 1891 года, а потом Мария поехала с теткой и дядей в Париж. Очень скоро состоялось знакомство Марии с троюродным братом Пьером Д’Альгеймом, решительным образом повлиявшее на ее дальнейшую судьбу. Увлечение талантом молодой певицы перешло в сильное любовное чувство. В то время ей было двадцать четыре года. Они поженились. В 1892 году у них родилась дочь Марианна, умершая от туберкулеза в 1910 году.
В Париже она совершенствовала вокальное мастерство. Незаурядный вокальный и драматический таланты певицы предвещали ей карьеру оперной примадонны. Но Мария предпочла стать камерной певицей. Впервые она дебютировала в концертах в Париже и Брюсселе в 1896 году, исполняя песни и романсы композиторов «Могучей кучки», но в особенности ее привлекала музыка М.Мусоргского. В том же году совместно со своим мужем - французским писателем и просветителем бароном Пьером д’Альгеймом провела цикл лекций-концертов о творчестве Мусоргского. Концерты, на которых присутствовали известные парижские музыканты и писатели, прошли с большим успехом. В 1901 году Мария Алексеевна с мужем вернулась в Россию. Она стала выступать в концертах московского «Кружка любителей русской музыки» («Керзинский кружок»). В 1908 году совместно с мужем и известной певицей А.Тарасевич организовали в Москве «Дом песни» - концертно-просветительное учреждение для пропаганды русской и зарубежной вокальной камерной музыки и народной песни. «Дом песни» устраивал концерты-лекции, выпускал бюллетени, программы концертов с текстом исполняемых произведений, а впоследствии издавалась и газета. В репертуаре певицы было свыше 600 произведений - старинные романсы, русский и европейский классический романс, песни народов мира.
Основатели и главные деятели «Дома песни», Москва, 1910 г. В центре М.Оленина-д’Альгейм, слева направо: певица А.Тарасевич, пианист Е.Богословский, П. д’Альгейм.
Основу ее репертуара составляла русская музыка, особенно произведения композиторов «Могучей кучки». Совершенная вокальная техника, богатство тембров (от ласкающего до «металлического»), выразительная и тонкая фразировка, отчетливая дикция, чувство стиля, темперамент и артистизм в сочетании с пластическим жестом и мимикой - отличали ее исполнение. Она не просто пела песню или романс, а «играла». По существу это был «Театр песни» выдающейся певицы. Концерты «Дома песни» проходили не только в Москве и Петербурге, но и в провинции (Киев, Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Саратов).
В 1903 году она пела Л.Н. Толстому в Ясной Поляне. В 1910-1912 годы певица совершила большое концертное турне по Европе (Франция, Англия, Бельгия, Швейцария). Везде ее исполнительское мастерство вызывало восхищение искушенных слушателей. Певице аккомпанировали выдающиеся пианисты Е.Богословский, А.Гольденвейзер, А.Оленин и др.. В 1914 году она дала концерт в Рязани в Колонном зале Дворянского собрания, где исполняла романсы и русские народные песни. В 1914 году выступила в Московской опере С.И. Зимина в партиях Марфы («Хованщина» М.П. Мусоргского) и Кармен («Кармен» Ж. Бизе). Десятилетие деятельности «Дома песни» (а она оборвалась, как и многое другое, с революцией 1917 года, когда граждан с иностранным паспортом выбрасывали из России) совпало с вершиной и в творчестве самой Олениной. Но не только музыкальная Россия испытывала притяжение этого уникального культурного центра. В доме д'Альгеймов собирались литераторы, поэты-символисты – Блок, А.Белый, В.Иванов, С.Соловьев, для которых проблемы их поэзии теснейшим образом переплетаются с художественными поисками замечательной певицы, с ее повышенным вниманием к слову, к тексту исполняемого произведения.
А.Белый, видевший в ее искусстве ответ на новые эстетические запросы ХХ века, писал: «Пусть оспаривают меня, пусть в последних годах голос ее пропадал; скажу откровенно: никто меня так не волновал, как она; я слушал Фигнера и Шаляпина; но Оленину-д'Альгейм... предпочту всем Шаляпиным; она брала не красотою голоса, а единственной, неповторимой экспрессией. Криком восторга встречали мы певицу, которую как бы видели с мечом за культуру грядущего, жадно следя, как осознанно подготовлялся размах ее рук, поднимающих черные шали в Мусоргском, чтобы вскриком, взрывающим руки, исторгнуть стон: «Смерть победила!». Ничего подобного я не слышал потом...»
В 1918 году певица вместе с мужем снова уехала в Париж, где продолжалась ее концертная и просветительская деятельность. Гастролировала по странам Европы. В 1926 году прошли ее триумфальные гастроли в Советском Союзе (Москва и Ленинград). В последний раз всемирно известная певица вышла на концертную эстраду в 1942 году в оккупированном Париже. Ей в то время шел 73-й год. Во Франции жила в в Буа-ле-Руа (под Парижем, вблизи Фонтенбло); вела активную общественную деятельность. В годы второй мировой войны была участницей французского движения Сопротивления. В 1946 году вступила в ряды Французской компартии, была членом Совета мира Франции, Союза французских женщин и общества «Франция -СССР». В 1959 году, когда ей было 90 лет, вернулась в СССР. Ее возвращению предшествовали долгие переговоры с властями, которые в ту пору не жаловали «бывших», а эмигрантка была из самых-самых. Ее прадед, знаменитый Алексей Николаевич Оленин, президент Петербургской академии художеств, не раз принимал в своем доме молодого Пушкина, влюбленного в его дочь – красавицу Анну. Но ходила глухая молва о том, что в давние-давние времена имя Марии Алексеевны гремело в обеих столицах, что была она выдающейся певицей, и власти в конце концов сдались. При условии, правда, что найдутся родственники, которые согласились бы приютить у себя старую женщину.
Родственники нашлись – племянница с мужем и сыном. Они и встречали ее в аэропорту. Других встречающих не было. Родина, с возвращением в которую столько было связано надежд и мечтаний, приняла ее не матерью, но мачехой. Вначале долго не хотели предоставлять обещанную квартиру, и Мария Алексеевна ютилась вместе со своей родней в коммуналке, в узкой пятнадцатиметровой комнатке над Сандуновскими банями. Пока однажды не взяла обратный билет на самолет и не оказалась снова в Париже. Тут уж власти всполошились не на шутку и приложили все усилия, чтобы строптивая старуха все-таки вернулась. Просторная 3-х комнатная квартира на Ленинском проспекте семье была предоставлена незамедлительно. А самой Олениной назначена персональная пенсия «союзного значения».Но относительное благополучие длилось недолго. В одночасье умерла любимая племянница, а вскоре за ней и ее муж. Уже другие родственники занялись устройством 90-летней тетки. Квартира была разменена, а новое жилье оказалось гораздо хуже прежнего. В своем дневнике она упоминает «ужасную маленькую комнату, перед окном которой кирпичная стена и только небольшая щелочка на небо».
Возвращаясь на родину, Мария Алексеевна мечтала передать свои исполнительские идеи, свою музыкальную философию новому поколению певцов. Теперь эти надежды разбиты в прах. Все больше и больше убеждалась она в том, что никому здесь, в сущности, не нужна, более того, неудобна. Что ей уже не вписаться в столичную музыкальную среду, в которой так вольно дышалось когда-то. В эти последние годы в советской прессе не было напечатано ни одной заметки о живущей еще в Москве великой артистке. Исключение составляет 1969 год, год столетия Олениной-д'Альгейм, когда в печати появилось несколько поверхностных материалов, посвященных этому событию. Но никакого официального празднования юбилея не было. Единственным, кто поздравил живую легенду русского музыкального искусства, да и то по личной инициативе, от самого себя, был старший консультант Всесоюзного театрального объединения Ф.Монахов, узнавший о столетнем юбилее из интервью в «Литературной России».
Последняя фотография М.А. Олениной-д'Альгейм
Вот как описывает этот эпизод племянница Марии Алексеевны, дочь известного русского философа С.Соловьева Наталья Сергеевна: «Ф.Монахов разыскал телефон, договорился. Ему назначили время. Мария Алексеевна была чрезвычайно взволнована. Гостя поразило ее благородное лицо, седые волосы, одухотворенность. Чем-то она ему напомнила Яблочкину. Совсем глухая. Налили красного винца, чокнулись. Она выпила и сказала: «Поживем еще». К началу 1970 года здоровье Марии Алексеевны резко ухудшилось. По совету врачей ее поместили в дом для престарелых, где она вскоре и скончалась, не дожив месяца до 101 года и была похоронена на Ваганьковском кладбище (точное место захоронения утеряно). Печать обошла это событие полным молчанием. Только спустя полгода краткое сообщение о ее смерти появилось в журнале «Музыкальная жизнь». Записей ее голоса не существует - она сама писала что жалеет что не стала записывать свой голос, сначала по причине того, что противилась прогрессу, потом по причине того что не было денег, а потом уже и голос стал не тот... https://magazines.gorky.media/novyi_m....vo.html https://muromlena57.livejournal.com/25011.html
https://www.youtube.com/watch?v=Bx_R-_1M3I4
|
|
| |