Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 27 Сен 2020, 15:48 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| ВЕРА ИОСИФОВНА ДУХОВСКАЯ (1903—1982) Советская камерная певица (лирико-колоратурное сопрано). Пик её артистической карьеры пришелся на 20-30-е годы прошлого столетия. Ансамбль В.Духовская – М.Бихтер неизменно приковывал к себе внимание многочисленных слушателей. Свежесть трактовок самых известных произведений, широта репертуара – от старинных пастушеских песен до русского классического романса, от народных песен до сочинений Прокофьева, оригинальность взгляда на построение концертной программы, высочайший класс ансамблевого музицирования – вот далеко не полный перечень выдающихся качеств этого камерного дуэта.
В.Духовская родилась в культурной московской семье, очень любившей искусство, особенно музыку. Отец - профессор химии - недурно играл на виолончели. Музыкальные способности девочки гармонично развивались в благоприятной обстановке. Знаменитый композитор А.Т. Гречанинов, друг семьи Духовских, заинтересовался юным дарованием и с удовольствием аккомпанировал будущей певице, в том числе и свои сочинения. Осознание своего призвания пришло к Вере рано. Девушка, обладавшая, лёгким прозрачным сопрано, интуитивно верно оценивала свои данные: её тянуло не к оперной сцене, а к камерному музицированию. Успешно сдав вступительные экзамены в Московскую консерваторию, она, тем не менее предпочла занятия в Московском Филармоническом училище (позднее ГИТИС). Её педагогом стала Е.Ю .Жуковская, ученица профессора Умберто Мазетти, взрастившего целую плеяду выдающихся отечественных вокалистов с А.В. Неждановой во главе. Первые годы профессионального становления певицы совпали со временем гражданской войны и послевоенной разрухи. Новый зритель – солдаты, рабочие, студенты – посетители массовых шефских и клубных концертов с радостью принимали выступления Духовской, которая в те годы исполняла, к примеру, и “Жить, будем жить” Глиэра, и “Я ли в поле да не травушка была” Чайковского, и “Титулярного советника” Даргомыжского. С первых лет творческой деятельности значителен творческий диапазон певицы, характерна смелость в выборе репертуара. В 1923 году на одном из концертов Духовскую услышал нарком просвещения А.В. Луначарский. Он посоветовал певице отправиться в Петроград и попытаться “войти в доверие к Бихтеру.
Михаил Алексеевич Бихтер - выдающийся музыкальный деятель предреволюционной эпохи, главный дирижёр знаменитого Театра Музыкальной Драмы под художественным руководством И.М.Лапицкого, тонкий пианист-ансамблист, знаток вокальной литературы. Им восхищался сам Шаляпин. Бихтер чрезвычайно взыскательно относился к отбору певцов, с которыми ему хотелось работать. Вокалист, представлявший для него интерес, должен был обладать красивым, выразительным, хорошо обработанным голосом, тонкой артистичностью, интеллигентностью, а также умением покорно и чутко усваивать все его указания. Духовская в высшей степени отвечала всем этим требованиям. До встречи с Бихтером она уже владела обширным репертуаром, которого хватало на четырнадцать концертных программ. Теперь знакомое пришлось переучивать заново, а изучение новых произведений сопровождалось - по требованию Бихтера - “вживанием” в литературные источники, проливавшие свет на эпоху, что помогало “высветить”, “оживить” нотную запись. C неистощимой фантазией Бихтер придумывал все новые и новые программы концертов, репертуар которых – свыше семисот произведений. За десять лет существования дуэта было подготовлено значительное количество оригинальных программ, среди которых были “Истоки русского романса”, “Театральная музыка”, “Музыка городских окраин” и даже “Путь артиста в буржуазном обществе”. И все же в силу разных причин деятельность дуэта в 1934 году завершилась. Вера Иосифовна продолжала выступать в концертах камерной музыки Её концертные программы порой приобретали для того времени оттенок некоторой эксцентричности, к примеру, она пела романсы из репертуара знаменитой А.Вяльцевой. С блеском певица исполняла и музыку из популярных оперетт. Но и в этом репертуаре неизменно проявлялся художественный вкус певицы. Своим голосом - небольшим, но светлым и звонким, она прекрасно владела Ее дикция была изумительна. Вокальная линия чиста и безупречна.
В 1948 году в возрасте 45 лет Вера Иосифовна оставила концертную деятельность (последние десять лет она была солисткой ВГКО) и вплоть до 1957 года преподавала в Московском музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. Вплоть до последних лет жизни она жила в Афанасьевском переулке у Арбата в обветшалом деревянном доме. Её скромные комнаты на втором этаже, выходившие окнами в сирень, были украшены живописными работами Бенуа, Мануйлова, Сарьяна, почитателями её таланта... Вера Иосифовна Духовская не имела званий, имя её сейчас практически забыто. На пороге 20-летия артистической карьеры певицы, в 1940 году, профессор А.М. Авраамов писал: “глубокий индивидуальный подход к исполняемому, разрушение штампов и шаблонов, сколь бы “авторитетны” они ни были, максимальное раскрытие авторского замысла – всё это Вера Духовская пронесла через всю свою артистическую карьеру, сохранила и сегодня”. Думаю не ошибусь, если скажу, что ценный исполнительский опыт и эстетическая прелесть творческого наследия певицы достойны внимания самой широкой аудитории и в XXI веке. Андрей Лаврешников http://temnyjles.ru/Lavreshnikov/Duhovska.shtml
Похоронена на Введенском кладбище.
Я не нашла ни одной фотографии певицы, но вот ее записи можно послушать: http://lightaudio.ru/mp3/вера%20духовская:
|
|
| |