[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ЛЮДМИЛА ЛЯДОВА **
Валентина_КочероваДата: Среда, 10 Мар 2021, 21:05 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА ЛЯДОВА
(29.03. 1925 - 10.03. 2021)


Советский и российский композитор, пианистка, певица. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1975). Народная артистка РСФСР (1984).
Родилась в Екатеринбурге в семье профессиональных музыкантов. Отец - Алексей Иванович, был солистом Свердловского оперного театра, затем работал скрипачом в оркестре. Помимо скрипки играл на саксофоне и мандолине. В 1960-1970-е годы работал регентом церковного хора Свято-Николаевского храма в Макеевке Донецкой обл. Мать - Юлия Петровна (урождённая Самойлова), по образованию хормейстер, дирижировала самодеятельными коллективами, долгое время пела в Свердловской филармонии.


С ранних лет Людмила занималась музыкой: родители серьёзно готовили её к карьере пианистки. Сначала пригласили дом. учительницу, потом определили в муз. школу к известному в городе педагогу В.А. Бернгард-Тшаска. В 10-летнем возрасте, выдержав большой конкурс, Людмила поступила на детское отделение Свердловской консерватории к профессору Б.С. Маранц. С 11 лет играла сложнейшие произведения классического репертуара на школьных вечерах, праздниках, в клубе, где работала мама, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах. Большим событием стало для неё выступление с оркестром п/у М.Павермана на сцене Свердловской филармонии. Тогда она играла концерт Мендельсона, а через год с этим же оркестром исполнила знаменитый Первый концерт Чайковского, сочинения Рахманинова и Листа. По окончании училища Людмилу зачислили в консерваторию в фортепианный класс к Б.С. Маранц. Параллельно она училась на композиторском отделении у профессора В.Н. Трамбицкого. В годы войны играла для бойцов в госпиталях на концертах, которые устраивали актёры и музыканты города. Также пела популярные песни. В 1948 г. закончила Свердловскую консерваторию.


Ещё во время войны Лядова встретилась с молодой певицей Н.Пантелеевой. С этого времени они стали успешно выступать вместе и в 1946 г. получили звание лауреатов 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Их дуэт имел большую популярность, они предприняли длительное творческое турне по стране, однако в 1951 г. он распался по инициативе Лядовой. В 1948-1952 годах - она артистка Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (ВГКО). В феврале 1951 г. была принята в СК СССР и сконцентрировалась на работе над авторскими произведениями. Уже в момент подъема творческой популярности Лядову выгнали из комсомола: она была слишком занята зарабатыванием на первую квартиру и не посещала собрания. Общим ключом произведений Лядовой является отсутствие в них грусти, печали, тем безысходности. По признанию автора, у нее даже минор звучал мажорно и оптимистично.


Л.Лядовой создано около тысячи песен. Ее песни исполняли Биешу, Богатиков, Долуханова, Зыкина, Кобзон, Миансарова, Образцова, Пьеха, Руденко, Ткаченко, Толкунова, Утёсов, Хиль, Шульженко. После распада СССР дикторы на телевидении и радио, ведущие на сольных и сборных концертах всех уровней представляли Л.А. Лядову наряду с А.Н. Пахмутовой - как одну из легендарных женщин-композиторов ушедшей эпохи. Всю жизнь она была бодрой и сохраняла жизнелюбие, заработав прозвища "Мадам Тысяча Вольт" и "Мадам Оптимизм".

Несмотря на известность песен Лядовой, фамилия автора стала забываться. Сама Людмила Алексеевна относилась к этому философски, часто рассказывая случаи, когда после серии авторских хитов зрители просили спеть что-нибудь свое или на приглашение на концерт композитора задавали вопрос: «А разве она еще жива?». Поэт П.Градов посвятил композитору эпиграмму, объясняющую ее жизнестойкость. «Эта Лядова Людмила - женщина заметная, а в душе у Милы сила атомно-ракетная».
Самой себе композитор посвятила песню «Мой марш» со словами «Людмила Лядова - всегда в строю».

В 13 лет она подписывалась нотами «Ми-ля Ля-до-фа». С молодости увлекалась рыбалкой, обожая готовить собственноручно выловленную рыбу. Также ей нравились такие мужские занятия, как покраска забора на даче. Еще одним увлечением было вождение автомобиля вместе с сидящей рядом кошкой Катериной. Людмила Алексеевна  отрицательно отзывалась о российской музыке XXI в., говоря, что исполнительство на эстраде стало карикатурным, а музыка и тексты сработаны одноклеточными существами.

27 февраля Людмилу Алексеевну госпитализировали с коронавирусом в тяжелой стадии. У нее было обнаружено 75% поражение легких. Позднее стало известно, что состояние народной артистки резко ухудшилось, ее перевели в реанимацию. 10 марта 2021 г. она скончалась от осложнений, вызванных COVID-19. Прощание с Л.А. Лядовой  планируется на 13 марта. Родственники выразили желание предать ее прах земле на Новодевичьем кладбище.


Настоящим самородком назвал Л.Лядову Д.Мацуев: "Это удивительно светлый человек какой-то невероятной жизнеутверждающей энергии. Мне посчастливилось несколько раз участвовать в совместных мероприятиях, концертах. Я никогда не забуду этот задор, это невероятное чувство юмора и, конечно, самое главное - мелодизм её музыки, который всегда был узнаваем, всегда заряжал этой энергией",
https://stuki-druki.com/authors/Lyadova-Ludmila.php
https://24smi.org/celebrity/151721-liudmila-liadova.html
https://rg.ru/2021....om.html

ЛЮДМИЛА ЛЯДОВА: "Я НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЮ…"


Легенда российской музыки лишь на несколько минут заглянула в Москву по делам: в Подмосковье на даче ждут грядки, огород - и ни секунды покоя. Сплошной позитив и настроение неизменно приподнятое. И так всю жизнь. Уникальный мелодист, автор многих всенародно известных и любимых шлягеров, пианистка и певица. Людмила Алексеевна ведет активный образ жизни, участвует во многих культурных событиях столицы, записывает новую музыку и работает в различных жюри. И всегда сама за рулем вместе с любимой кошкой Екатериной.

- Кому-то с неба падает, как говорят, а вам нешуточно пришлось пробиваться...
- Я не жалуюсь. Я вообще, знаете ли, никогда не жалуюсь. Я ведь уральская, а мы - народ крепкий! Да, пробивалась, а это всегда трудно. Но и всегда важно, как пробиваться, я вам скажу. Шла только своим трудом, музыкой своей пробивалась. Причем по-настоящему, а не под фанеру, как теперь очень многие делают. И никогда не подставила никого и никого никогда не предала. И всегда благодарила Бога за все. И за мой оптимизм тоже.

- Верить в Бога не очень-то приветствовалось в ту пору...
- Я крещеная с детства и верующая. И в Бога, и в судьбу. Богу благодарна за каждый прожитый мой день. У меня есть и девиз, связанный с этим: "Довольствуйся малым, и тогда Господь даст тебе больше".

- И не жалеете, что не уехали в Америку, когда предлагали?
- Нет, конечно. Все, что со мной было и что происходит сегодня, - это и есть моя судьба.

- Вы просто счастливый человек! И ни о чем не жалеете, как Эдит Пиаф в своем шлягере?
- Ни о чем! Разве что хотела бы еще поэтическим даром обладать... А Э.Пиаф очень люблю.

- У нее была такая слава, столько любви было в ее жизни, а сама жизнь оказалась такой короткой...
- Пиаф была тяжело больна, а болезни - это самое страшное несчастье в жизни. Так что следите за собой, сегодня это особенно важно, потому что сам воздух испортился, стал другим, экология ужасная и можно запустить себя не на шутку.

- Чего о вас уж никак не скажешь.
- Я стараюсь как можно больше быть за городом, я бы и вообще жила там постоянно, будь такая возможность. Вот сейчас сяду в машину и поеду на дачу. Буду рыбу удить, в лес ходить, в огороде копаться.

- А когда же сочинять?
- Сочинять я продолжаю и выступать тоже, в том числе и для детей.

- Я знаю ваш сборник детских песен "Почемучка". Но он вышел уже довольно давно...
- Я постоянно обращаюсь к детской теме. Детский слушатель совершенно особенный. Его нельзя обмануть. И в то же время он самый чуткий, доброжелательный и верный. Везде - и в провинции, и в столице.

- А вы остались в чем-то провинциалкой?
- Нет, ведь я уже все-таки более полувека в Москве. Но по моему родному Свердловску скучаю. Когда-то это был красивый город и культурный! Я начинала там заниматься музыкой, фортепиано у Берты Маранц - ученицы кого бы вы думали - великого Генриха Нейгауза. Сегодня уже нет таких людей. Я помню Генриха Густавовича - порода, настоящий аристократ!

- Красивые мужчины всегда рядом с вами,...
- Я не могу быть одна. И я много раз выходила замуж. Но, мой мужчина должен быть мужчиной! Мужественным, понимающим, терпимым к слабостям женщины. А вот если он, как говорится, с короной на голове - нет, это не ко мне.

- Не простите его?
- Я вам так отвечу: легче всего я прощаю рассеянность, а там уж сами думайте.

- В то время как вам-то именно рассеянность и чужда абсолютно - достаточно взглянуть на образцовый порядок в вашей квартире...
- У меня просто немецкий характер. Встать рано утром, убрать в доме, все должно быть на своих местах.

- И ничего лишнего!
- Вы абсолютно правы. Потому что в лодке жизни надо плыть легко. Но желательно с друзьями. Увы, сегодня уже очень многие ушли в мир иной. И те, кто жил в этом доме, и многие другие...

- Да и само понятие дружбы как-то обесценилось.
- Да. Друг ведь тот, кто понимает тебя абсолютно, на все сто. Более того, друг - это тот, кому я могу верить совершенно. А это так редко бывает. Это настоящее счастье. Причем это может быть как твой муж, так и твоя сестра, так и человек, не связанный с тобой родственными узами. Важно только одно - полное понимание.

- А оно-то сегодня как раз в крайнем дефиците.
- Да, вы правы. Но вот тут-то на помощь и приходит искусство. С его великой спасительной силой противостояния хаосу, фальши. С его силой утверждения истинных ценностей. И это не пафос. Я верю, искусство (музыка особенно, мне кажется) может спасти человека. Искусство, а не фабрики звезд. Вечное бетховенское "через страданье - к радости!" насущно и сейчас ничуть не менее, чем 200 лет назад. И если вы научитесь в первую очередь отдавать, а не брать, как это принято ныне почти повсеместно, то почувствуете, как жить вам станет легче. Можете мне поверить.
Беседу вел Саша Грей
29.07. 2016. газета "За Калужской заставой"

http://gazetauzao.ru/lyudmila-lyadova-ya-ni-o-chem-ne-zhaleyu/









Прикрепления: 0550190.jpg (11.7 Kb) · 7643317.jpg (8.9 Kb) · 4468090.jpg (7.0 Kb) · 3740952.jpg (9.5 Kb) · 9418343.jpg (11.0 Kb) · 6426685.jpg (11.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 04 Апр 2024, 19:42 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
К 99-летию со дня рождения
«МАЖОРНОСТЬ И ВОЛЯ К ЖИЗНИ»



«Ее песни открывают нам мир яркий и радостный. Они, как добрые друзья, вошли в нашу жизнь, неся на своих крыльях неиссякаемый заряд оптимизма...»  (Клавдия Шульженко)

В отличие от большинства коллег по цеху, творивших в советское время, свои звания и регалии Лядова заслужила, так сказать, «чистой» музыкой, без конъюнктурных примесей. Ее песни не звучали на съездах и демонстрациях. Ритмичные и мелодичные, веселые и грустные, они были любимы людьми не за то, что «призывали» и «поднимали», а за то, что их просто хотелось петь. Во времена, когда самый простой и верный путь творца к «признанию» – через «присягу» на верность партии и государству, остаться в стороне от проторенной многими дороги и идти дорогой своей – и в творчестве, и по жизни – для этого нужно быть человеком со стержнем...Когда грянула война, Миле было 16. Студентка свердловской консерватории, не раздумывая ни минуты, попросилась на фронт, но ее передовая пролегла вдали от фронта – в палатах госпиталей и цехах заводов, где выступали концертные бригады. Люда выступала вместе с матерью в воинских частях и на заводах.

«В годы войны давали концерты, выезжая в глубинку на предприятия, в колхозы. Там и подкармливались. Ездили на чем придется. Помню, зимой предоставили нам для гастрольных передвижений норовистую лошаденку с санями. Ее надо было сначала сдвинуть с места, разогнать, а потом на всем скаку успеть моментально запрыгнуть в сани. Было морозно, поэтому попадали в сани ловко, как бильярдные шары в лузу» - вспоминала Людмила Алексеевна.


Она всегда подчеркивала свой оптимизм. «Спрашиваете: что все-таки помогает так выглядеть и быть в строю? Даю рецепт: мажорность, воля к труду, к жизни, вера в себя и добро. Это внутренние средства. Сильную косметику и операции отвергаю. Вместо этого другое. Любовь к мужу. Он - моя половинка. Были в жизни увлечения и даже браки, но найти половинку - подарок судьбы. Вместе мы уже 28 лет.


Еще - увлечение рыбалкой. И не какая-нибудь с разведением рук и показом ушедшей рыбы, а с поставкой на кухню для поджарки лещей, подлещиков и проч. Но главное в рыбалке - тишина и природа».
Рассказывала она и о своем увлечении подводной охотой: «Это интересно - с ружьем, с маской. Лучше всего, конечно, на Черном море»...В последние годы Людмила Алексеевна писала духовную музыку. Ею написаны молитва-реквием «Прости», песня на слова Л.Ким, посвященная схиархимандриту Власию (Перегонцеву).

Не ищи у людей утешенья
И отрады от них ты не жди.
Обрести же захочешь Спасенье
В Божий храм помолиться иди.

Перед Образом встань на колени,
Чтоб молитву свою вознести,
И растают печали и тени,
Луч надежды в душе заблестит.

Не ропщи на суровую долю,
Крест свой в жизни достойно неси,
Полагайся на Божию волю,
Он пошлет и терпенья, и сил.

Всем достались свои испытанья,
Есть превратности в каждой судьбе.
Эти муки и эти страданья
Для спасенья даются тебе.

Своих горестей тяжкие гири
Не пытайся отдать никому.
Лишь Господь нас спасет в этом мире,
Доверяйся Ему одному.

https://www.rbc.ru/photoreport/10/03/2021/60487fac9a79471db07466d6

«НАШИ ПЕСНИ НИКОГДА НЕ УМРУТ»



– Людмила Алексеевна, Ваши песни звучат в исполнении многих известных эстрадных и оперных певцов, а почему Ваши детские песни, которые так любило не одно поколение советских детей, теперь крайне редко можно услышать в муз. телепередачах или по радио?
– Сейчас формат песен другой, хотя знаю, что мои песни и сегодня звучат на радиостанциях «Русская служба новостей» и «Говорит Москва». Наши песни никогда не умрут. Я уверена в этом. А на эстраде сейчас какое-то поветрие. Все же смотрят одним глазом на запад, но я хочу верить, что это всё временное явление.

– Т.Н. Хренников, бессменный председатель Союза композиторов СССР, очень Вас любил, но при этом в своё время назвал вашу «Чудо-песенку» пошлой...
– Верно, хотя я не думаю, что это была его идея. Скорее всего, ему её кто-то подкинул, но несмотря на это, «Чудо-песенка» облетела почти весь мир. Её даже записала и исполнила популярная английская певица Джери Скотт.

– Годы летят, а Вы не меняетесь! Откуда Вы черпаете жизненную энергию, Людмила Алексеевна?
– Наверное, от земли, от хороших людей, которые всегда меня окружают. Я очень люблю природу, люблю тишину. Ведь порой очень устаёшь от общения. Иногда слушаю радио и щёлкаю семечки, они так успокаивают мою нервную систему.

– Многие хорошо помнят ваш дуэт с Н.Пантелеевой, когда ещё в 1946 г. вы стали обладателями Первой премии на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. Но в 1952 г. ваш дуэт распался, и вы стали выступать по отдельности.
– К сожалению, её давно нет в живых. Она перенесла инсульт, после которого стала постепенно угасать. Сколько уже ушло от нас мадонн – Зыкина, Шмыга, Касаткина, Гурченко, Толкунова... У Пантелеевой был красивый тембр голоса. Вместе с ней мы прошли большой творческий путь и где только не выступали: на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале. Л.Утёсов говорил про наш дуэт: «Когда эти девочки вышли на сцену, то словно открылось окно в вишнёвый сад».

– Интересный случай узнал из Вашей биографии: оказывается, Вас отчислили из Свердловской консерватории за «двойку» по марксизму-ленинизму?
– Да, и отметка красовалась на чёрной доске. Но я не растерялась, сняла с ноги туфлю и каучуковым каблучком её стёрла. И из консерватории меня исключили. А через какое-то время к нам приехал из Москвы член Комитета по делам искусства РСФСР А.И. Живцов, который в то время был зам. начальника отдела муз. учреждений. Он попросил показать хороших пианистов. Ему сказали, что была у нас Мила Лядова, но её исключили из консерватории. Александр Иванович попросил меня пригласить. Помню, я играла трудные «Симфонические этюды» Шумана. Потом услышала в свой адрес положительные отзывы, и меня восстановили.

– А Вы поддерживаете общение с Тамарой Миансаровой – исполнительницей одной из самых популярных ваших песен «Ай-люли»?
– Она большая молодец, но сейчас почти не выступает, болеет. Муж её оберегает, хотя с другой стороны, сцена нас, артистов, лечит. Мне, например, трудно представить, как бы себя сегодня чувствовал актёр В.Зельдин, которому в феврале исполнилось 99 лет, если бы он не выходил на сцену и не играл в спектаклях...

– А у Вас есть своя чудо-песенка, которая всегда сопровождает Вас по жизни?
– У меня больше тысячи песен, среди них есть и трогательные лирические. Очень люблю «Дорогу» на стихи Л.Овсянниковой:

– Годам подвластны песни?
– Думаю, нет. Классические песни наших композиторов живы. Вспомните песню Е.Птичкина «Ромашки спрятались» – сколько лет живёт эта песня, а её до сир пор с удовольствием поют. То же могу сказать и о народных песнях.

– Однажды Вы сказали, что кто стесняется детства, тот быстро стареет.
– А разве это не так? Когда люди становятся взрослыми, они стесняются лишний раз улыбнуться, важничают. Иногда всё-таки можно побыть ребёнком. Я не люблю выпендриваться и пиариться, как это делают некоторые артисты. И часто рассказываю со сцены анекдоты.

– Правда, что Вы до сих пор увлекаетесь рыбалкой?
– А как же! С детства люблю рыбу ловить. Только наступают летние каникулы, мама сразу стригла меня наголо, как мальчишку – и вперёд. Зимой, конечно, приходилось утепляться по полной программе, а по 20 кг. на себе таскать мне уже тяжеловато. А летнюю рыбалку и сейчас обожаю.

– Вы удивительный человек, Людмила Алексеевна. Пожелаю Вам от всех наших читателей крепкого здоровья и побольше оптимизма!
– Если бы было больше любви на земле, то люди жили бы гораздо светлее. Мы должны быть добрее и доверчивее друг к другу. Сейчас жизнь какая-то другая пошла – разъединяй и властвуй. Это печально. Раньше мы жили по-другому, мы были сплочённее и дружнее. И это надо вернуть, а вернуть как – только с помощью хорошего отношения и любви друг к другу.
Богдан Колесников
https://lubgazeta.ru/articles/138868

АКАДЕМИЯ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ


Все знают Л.А. .Лядову как звезду эстрады 50-60 годов XX столетия. Тогда Эстрада была с большой буквы, на ней царствовали настоящие Личности (Шульженко, Лемешев, Сикора, Райкин, Утесов, Великанова, Дорда, Бернес). А какая музыка звучала! Но все они ушли… И таких мелодий, для души, увы, больше почти не услышишь... Как автор книги о ней я хочу слегка приоткрыть и ее личную жизнь (ведь в советское время это было не принято) и немного рассказать, каков же был ее тыл, в то время как она блистала на всех фронтах советской эстрады. Итак, небольшой отрывок из книги «Людмила Лядова, знаменитая и неизвестная» (Москва, 2000 год).

- Людмила Алексеевна, а чем для Вас в жизни была любовь?
- Конечно, я много в своей жизни любила, у меня всегда было стремление  любить. Это давало мне стимул для творчества, невероятную энергию для написания музыки. Я была натурой увлекающейся, чувствительной, влюбчивой. Темперамент, который мне, видно, достался от мамы, искал выхода. Но мама меня держала очень строго, выбивала из меня все лишнее, что мешало моим занятиям. Еще в училище я была влюблена в одного трубача, могла часами сидеть на балконе, положив подбородок на скрещенные руки, смотреть и слушать, как Гера играет. И в консерватории один скрипач хотел жениться на мне, но мама категорически отвергала всякие предложения. А потом мне в личной жизни не везло: я разочаровывалась или не находила понимания. Можно сказать, что были только отдельные периоды счастья. Но даже если в конце концов наступало разочарование и слезы, все равно это давало огромное вдохновение в творчестве, огромное. Я начинала много писать, и не только лирику, романсы, но даже веселую музыку.

Представьте себе, что "Чудо-песенка" родилась на страданиях, когда я переживала роман с В.Новиковым. Он работал в КГБ, был женат, двое детей. Это был высокий, сероглазый мужчина, немного молчаливый. И он, и я потеряли голову, но ничего сделать не могли. Чтобы КГБ-шник подал на развод - это вообще было немыслимо! В праздники я оставалась одна, а он с семьей. Я тогда снимала маленькую комнату на Спасо-Наливковском. Конечно, совсем одинокой я не была: меня понимали в семье Ходосовых, они все знали…Помню, я не могла без рыданий слушать, когда Шульженко пела: "Руки, вы словно две большие птицы...".
Переживала страшно, могла в это время и водки выпить, а творчество все равно шло, представляете? Написала тогда много романсов, "Лунную ночь" и вот даже задорную "Чудо-песенку". Я была женщиной очень волевой. В конце концов приняла твердое решение и уехала в Палангу. Потом он застал свою жену с другим, очень переживал, кинулся ко мне, но я сказала: "Уже поздно!". Я поставила на этом деле крест, когда поняла, что брак с этим человеком невозможен. А я не могла встречаться просто так. Удивительно, но я всегда хотела иметь семью...

- Вы несколько раз были замужем?
- Да... Мне говорили, ну зачем тебе это нужно, заведи любовника, пусть он придет и уйдет. Есть же много женщин, которые живут в одиночестве и так делают, и все у них идет хорошо. А я вот такая, может быть, ненормальная, но я всегда хотела быть замужем, чтобы любимый человек был здесь, рядом и чтобы меня понимал. Когда мой роман с Новиковым к этому не привел, все очень хотели выдать меня замуж за брата жены Т.Н. Хренникова, который за меня сватался. Он был небольшого роста, но не в этом даже было дело, а, самое главное - я не могла его полюбить. Я всегда говорила, что выйду замуж только по любви, а он мне сказал такие слова: "Любви нет - есть дружба". Я никак тогда в это не верила, ну никак! Лишь потом, когда становилась старше, до меня стали доходить эти слова. Ведь любовь проходит, страсть быстро кончается, а вот дружба, какое-то тепло и понимание, если они есть, это потом остается...

- Так что же для Вас главное в браке?
- Вот именно понимание и взаимная бережность. Конечно, в молодости я была очень кокетлива, мне хотелось нравиться. У меня были влюбленности, увлечения, и в каждом своем чувстве я была постоянной. А потом видишь, что не понимает тебя человек совсем. Или употребляет меня как богатую женщину (я ведь неплохо зарабатывала всегда, жили нормально в любое время: и в сталинское, и в брежневское, и в андроповское...) И у меня даже сильное увлечение проходило. Никогда не была рабой любви. Во всяком случае, на первом месте у меня всегда было творчество. Конечно, я переживала очень, страдала, но предпочитала лучше быть одной, чем вместе с кем попало, когда тебя не только не понимают, но и становятся помехой в жизни и творчестве.

- Существует такая легенда, что Лядова по-царски одаривала того, кого любила, если даже потом и расставалась с ним. Покупала машину, квартиру, что-то там еще - и расставалась. Это так?
- Ну, народная молва всегда преувеличивает но доля правды в этом есть. Не по-царски, конечно, но одаривала. Одно скажу - я всегда бросала первая и никогда при этом не была мелочной...

- Так могла бы сказать Екатерина II, расставаясь со своими фаворитами и щедро наделяя их целыми поместьями! А вот грузинская царица Тамара, поступала совсем иначе: топила своих возлюбленных в Тереке...
- Во мне нет ни грузинской, ни царской крови, чтобы так жестоко кого-то карать. А если серьезно, я всегда стремилась им помочь выйти в люди, как бы приподнять их жизненную планку. Когда встречала, могла искренне поверить в человека, скорее, нарисовать его себе: вот он какой! Ну, все, теперь вместе пойдем по жизни, и вела его за собой. А потом проходит время - и видишь: Господи ты, Боже мой! А человек-то абсолютно тебя не понимает...

- А какой у Вас характер?
- Вспыльчивый, очень взрывной, но отходчивый. Я бываю и светлой, и танцевальной, но иногда - раздраженной. Когда что-то не клеится, все в доме летит кувырком. Но что лучшие мои качества - выносливость и терпение. И, конечно, с годами я стала немножечко спокойней. Я прошла очень много - закончила академию жизни. Теперь понимаю, что где-то надо и уступить, нельзя же все время быть "генералом". Кто-то из двоих должен уступить - и сразу легко становится. Может быть, с годами и я помудрела...

- Вы считаете, что все-таки нашли теперь в муже свою "вторую половинку"?
- Думаю, что нашла. Понимаете, для артиста семейная жизнь - это глубокий тыл. Тут должно быть полное спокойствие. И вот Саша мне это дает. Может быть, раньше он меня не сразу мог во всем понять и ревновал, и мамочка его что-то нашептывала, вот, мол, единственный сын женился на такой знаменитой женщине, которая все время на гастролях, а ты тут находишься... И он переживал и даже боялся за меня, видя, что я не всегда могу сдержать свою энергию и как бы что-то со мной не произошло. Но я сильный человек на сцене, а в жизни я, может быть, хочу быть слабее...

- Ваш муж и творчески Вам помогает?
- Ну, здесь помогать мне никто не может, мне самой надо все делать. Всем актерам сейчас очень трудно, все сами бьются. А дома необходима поддержка и понимание. И вот Саша лишь через много лет смог понять, что я занимаюсь творчеством, а не чем-либо еще.
И гастроли - это не что-нибудь, а это моя работа. Если после концерта я прихожу усталая, он, видя это, говорит: "Милочка, приляг, отдохни. Давай, я тебе сейчас принесу еду", - и несет поднос мне прямо в кровать. Он сам умеет и готовить прекрасно, и я вижу, что он все это делает искренне, здесь трудно сфальшивить. Это очень порядочный, честный человек. Так что в этом отношении у меня полное доверие к нему и спокойствие. А я это ценю теперь больше всего.

- А раньше в Вашем доме спокойствия не наблюдалось?
- Раньше, когда я была молодой, народу я здесь собирала много. Как только въехала в эту квартиру, сколько у меня было банкетов, встреч! Летели все сюда, как мотыльки на свет! И композиторы в нашем доме такие сплетни обо мне разводили, что у меня тут каждый день бог знает что! Это специально, чтобы очернить меня, чтобы люди судили обо мне не по тому, что я пишу, а по тому, что я делаю здесь, в доме. А у нас тут встречались интересные люди, танцевали, пели, делились своими планами. Бывали Гаркави, Зельдин с женой, Бернес,  Михалков, Козловский, Смоктуновский... собиралось по 12-15 человек. А сколько битой посуды было! Помню, из Чехословакии привезла 12 красивых рюмок - осталась только одна. У меня было несколько роскошных сервизов - так я их раздарила, потому что таких приемов больше не устраиваю.

- Но ведь такое общение тоже нужно творческому человеку!
- Да, но только 5-6 человек, самых близких, не больше. Выпивки, большие компании - это все пустое, все это никому не нужно. Это только расслабляет.

- А после концерта банкеты одобряете?
- Не всегда. Когда это повод поговорить, обменяться мнением - тогда другое дело. Даже просто чай сделать и то хорошо бывает, чтобы не сразу уйти. Раньше я могла выпить, а теперь, даже если бываю на каких-то банкетах, юбилеях, то стараюсь пить только минеральную воду. Наливаю ее в рюмку и делаю вид, что это водка.

- Вы не жалеете, как порой сумбурно складывалась Ваша личная жизнь?..
- Нисколько не жалею о том, что и как у меня происходило. Несмотря на множество страданий, любовь мне в свое время очень помогала творить, жить, давала вдохновение. И, может быть, все, что у меня было - это было закономерно? Ведь на все воля Божья...

- Вы верующая?
- Да, с самого детства. Мама меня в детстве крестила, несмотря на то, что время наступало совсем другое. Я сама всегда  внутренне верила, что существует какая-то высшая сила, хотя я об этом никому и не говорила. А потом, когда стала старше, каждый день говорю: "Спасибо тебе, Господь, что я здорова, что живу и творю!"
Татьяна Кузнецова
https://proza.ru/2012/04/02/1985

"Ах, как хочется песню сложить"
"В раю" (М.Цветаева)
"Не бойтесь боли от любви"
"Дожди-снега"
Прикрепления: 6900870.jpg (21.5 Kb) · 0901403.jpg (23.5 Kb) · 8065308.jpg (17.2 Kb) · 5157947.jpg (29.2 Kb) · 8690151.jpg (25.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: