Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 14 Май 2021, 20:30 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| ЕЛЕНА ЕГОРОВНА ШИШКИНА (1869 - 1943)
Знаменитая исполнительница цыганских песен и старинных романсов. 1880-е годы – годы наивысшего расцвета хора петербургских цыган п/у Н.И. Шишкина. Среди солистов особенно выделялась Е.Шишкина (контральто). Она стала подлинной примадонной-запевалой хора. Её песни: «Соса Гриша», «Кон авэла», «Очи чёрные» с хором вызывали бурю в зрительном зале. Исполняемые вместе с хореводам Николаем Ивановичем дуэтом песня его сочинения «Лунной ночью компанией тесной» и с др. солистами: «Ты почувствуй», «Цветы полевые», «Не смущай ты мою душу» - пользовались огромным успехом у требовательной петербургской публики.
Елена родилась в Петербурге, в Новой деревне, в семье Бауровых. Совсем юной девочкой Лена Баурова начала петь в цыганских хорах вместе со своими родственниками. Когда-то это была очень многочисленная и музыкальная цыганская семья, одна половина который жила в Петербурге, другая – в Коломне под Москвой. Васмлий Бауров – дед Лены, одно время, правда, очень непродолжительное держал даже собственный маленький семейный хор. Дядя Александр был прекрасным певцом, отец Егор – плясун и певец, брат Иван – певец и гитарист. Многие родственники в своё время выступали в хорах Соколовых, Васильевых, Калабина. Таким образом, ещё в раннем детстве Лена унаследовала высочайшую культуру цыганского хорового пения. Но она и сама обладала редким талантом – очень низким и сильным, красивого тембра голосом, поразительным чувством ритма и очень своеобразной манерой пения. Первый громкий успех пришёл к 16-летней Елене в 1885 г. во время большого музыкального праздника в вокзале «Озерки» (Шуваловский парк), где она в качестве солистки блестяще исполняла с хором А.Гроховского знаменитую «Кон авэла». Через год она уже стала одной из ведущих солисток хора Н.И. Шишкина, а ещё через год вышла замуж за гитариста и будущего руководителя хора А.В. Шишкина и стала Е.Шишкиной.
Репертуар её был широк и разнообразен, от цыганских таборных, русских народных песен до романсов Варламова, Алябьева, Глинки, Чайковского. Не случайно газета «Новое время» в 1889 г. среди лучших цыганских певцов Петербурга назвала только 2 имени – тенора Дмитрия и молодую Леночку. Наибольших успехов она добилась в пении таборных цыганских и русских народных песен. Русские песни непосредственно изучала по сборнику Рупини, стараясь как можно ближе приблизиться к оригиналу. Наверное, поэтому именно с её напева, записанного в 30-е годы Гиппиусом, Н.А. Обухова разучивала русскую народную песню «Что во поле пыльно». В.Козин в юношестве перенимал манеру пения у старых цыган и также учился пению у Е.Шишкиной, легендарной солистки цыганских хоров. С 1897 по 1902 гг. Е.Шишкина много и успешно гастролировала в Москве и др. городах, вследствие чего её иногда называли московской певицей «Стрельнинского хора». Но ещё более популярной она была в Петербурге, где стала подлинной примадонной – запевалой петербургских цыганских хоров. Во время одного из выступлений, в середине 80-х годов, в ресторане «Самарканд» обезумевшая от восторга публика «окунула её в ванну», наполненную шампанским. Нет слов, чтобы описать, например, впечатления от исполнения Еленой в своей аранжировке русской народной песни «Государь мой батюшка, Сидор Карпович» с хором. Может вот это меткое выражение подойдёт сюда, кем-то сказанное по подобному поводу: «...зрители были в таком восторге, что только на стены не лезли». Очевидцы единодушно утверждали, что действительно было за что её искупать в шампанском. Е.Шишкина была еще и незаурядным аранжировщиком песен. Известна сочинённая ею на собственные стихи Рождественская детская песенка.
К.А. Бауров, внучатый племянник Е.Шишкиной, вспоминал: «Елена Егоровна не умела ни писать, ни читать, и ноты она, конечно, не знала, но у нее было чутье на прекрасное. В ее творчестве ярко сфокусировалась высочайшая культура исполнения цыганских народных песен, русских песен в цыганской аранжировке и лучших образцов бытового романса нескольких поколений петербургских хоровых цыган.».
К концу 1910-х годов относятся и несколько грамзаписей песен Шишкиной – на пластинках русского отделения американской фирмы «Колумбия». В это время артистка часто выступала не только на сцене и в именитых домах Северной Пальмиры, но и на летних кавалергардских царских балах – в Царском Селе и Павловске. С началом войны один за другим стали закрываться модные кафе-рестораны. Опустел ‘Самарканд», погасли зазывные огни «Виллы Родэ» и «Аквариума». Иссякли основные доходы ресторанных певческих цыган. Жизнь становилась все труднее… После Февральской революции Шишкина выезжает из голодающего Петрограда в Москву, откуда начинаются ее хождения по мукам гражданской войны. Вот что рассказала ветеран сцены дома им. Савиной заслуженная артистка РСФСР Пина Васильевна Маевская: «Впервые я познакомилась с Еленой Егоровной в только что освобожденном от колчаковцев родном моем Семипалатинске, на репетициях революционной драмы «Казнь». Я, в то время начинающая актриса, была занята на вспомогательной роли, а Шишкина, по ходу действия одной из сцен, должна была петь за кулисами старинную цыганскую песню времен пушкинской поры. Поставленный группой местных энтузиастов, этот спектакль в освобожденном городе стал как бы зародышем нового народного драмтеатра. Надо сказать, что и сама постановка, и особо украшавшее ее пение Шишкиной имели огромный успеху зрителей… »
Оторванная от любимого хора, Шишкина очень тосковала по новодеревенской жизни и, как только представилась первая возможность, вернулась снова в Северную Пальмиру, заняв место примадонны хора В.Полякова, выступала в эстрадном дивертисменте перед сеансами в синеме «Ниагара» – на проспекте Карла Либкнехта Петроградской стороны, о чем свидетельствует афиша, найденная в архиве Музея эстрады на Моховой. Артистический взлёт Е.Шишкиной никак не сочетался с её личной жизнью. Семейная жизнь сложилась неудачно, буквально с первых дней. Единственная дочь в детстве тяжело заболела и на всю жизнь осталась калекой. В середине 90-х годов брак с Алексеем Васильевичем распался. Но самый сильный удар судьбы случился в 1913 г., когда во время приготовления пищи ей в глаза попало раскалённое масло - лечение успехов не принесло, и к 1922 г. Елена Егоровна окончательно ослепла… В 30-е годы она ещё периодически выступала в ленинградских хорах А.Н. Масальского, В.Н. Полякова и с собственной программой: с дочерью Ниной, племянником – гитаристом А.Бауровым и В Лебедевым, но это были последние «вспышки». Незадолго до начала войны Шишкина периодически пела на эстрадной площадке ленинградского Сада отдыха. По воспоминаниям одного из современников, эти выступления начинались несколько необычно: «Неожиданно за несколько минут перед началом выступления в зале гасился свет, а когда огни рампы вспыхивали вновь, то перед изумленными слушателями под мелодичные звуки гитар возникал силуэт сидящей в кресле – на фоне живописного декоративного панно, где на синей глади пруда плавали два белоснежных лебедя – невысокой, красивой, стройной, хотя и пожилой женщины. Одетая в длинное белое платье, она всем своим обликом сама напоминала лебедицу».
Затем война, блокада, голод…Е.Е. Шишкина умерла зимой, в суровые дни ленинградской блокады в возрасте 80 лет и была похоронена на ныне снесенном Митрофаньевском кладбище. Так окончился в безвестности трагический жизненный и творческий путь легендарной цыганки. Только в 30-е годы удалось сделать несколько записей её голоса. Теперь эти записи стали уникальными, ибо это единственная певица из хора Н.И. Шишкина, голос которой записан на пластинки. И хотя на пластинках слышен голос 70-летней певицы, в памяти современников она сохранилась как неподражаемая исполнительница песен-плясок: «Соса Гриша», «Малярка». Вспоминая «Малярку» выдающийся цыганский гитарист С.Сорокин сказал, что он перенял её у Елены Егоровны, которую хорошо знал, и добавил: «Елена Шишкина составила собой целую эпоху в цыганском пении». Более кратко и полно, пожалуй, и не скажешь. http://rusnasledie-nastia-polyakova.blogspot.com/p/blog-page_14.html https://biography.wikireading.ru/332596
"Чайная роза" frameborder="0">
"Он виноват" (из коллекции Н.Беляева (Петербург)
"Дай на тебя наглядеться" (из коллекции Чеслава Дубеньского)
https://www.russian-records.com/search.....8%ED%E0
|
|
| |