[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » МАРИЯ ИСТОМИНА
МАРИЯ ИСТОМИНА
Валентина_КочероваДата: Суббота, 29 Май 2021, 19:04 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6163
Статус: Offline
МАРИЯ ИВАНОВНА ИСТОМИНА (ДУБРОВА)
(10.02. 1900 - 1985)


Певица, исполнительница романсов. Актриса.  Училась в Николаевском сиротском институте ведомства императрицы Марии Федоровны. Именно там у нее обнаружился редкий по тембру голос (контральто) и проявилась любовь к пению. В 1921 г. начала брать уроки пения у П.С. Истомина (Патканова) – исполнителя и сочинителя романсов, в прошлом – руководителя цыганских хоров и автора первой в России грамматики цыганского языка. Вскоре вышла за него замуж. Во 2-й половине 1920-х годов П.С. Истомин организовал ансамбль в составе М.И. Истоминой, выдающейся цыганской танцовщицы Берты Червонной и 3-х гитаристов: Уникова, Платонова и Кошкина. После того, как Б.Червонная эмигрировала, работала в паре с заменившей ее другой танцовщицей - З.Ильинской (двоюродной сестрой В.Козина). Много гастролировала, в том числе в Средней Азии, на Дальнем Востоке.


В 1931 г. началась борьба с "цыганщиной", и репертуаре М.Истоминой наряду с романсами все больше места начинают занимать русские народные песни. Записывалась на пластинки, которые почти не сохранилось. Одно время пела дуэтом с В.Паниной «комсомольские» песни, частушки. В самом начале 40-х записала на грампластинку песню « Бродяга» из популярного в то время к/ф «Последний табор». Когда началась война, Истомина, как артистка Ленгосэстрады, начала выезжать с концертными бригадами на фронт, в ходе одной из таких поездок задержалась в Полярном, где находилась главная база Северного флота, и оказалась отрезана от Ленинграда блокадой. В составе выездной концертной бригады работала в воинских частях, играла в Театре Северного флота. Вернулась в Ленинград в 1946 г., еще несколько лет продолжала концертную деятельность, впоследствии состояла в ленинградском Клубе ветеранов искусств.
В 1970-х – начале 1980-х гг. ее творчество привлекло внимание коллекционеров и специалистов по истории российской эстрады.
Благодаря им, голос певицы зазвучал по радио, в передаче «Встреча с песней», сведения о ней появились в печатных изданиях. Выступала как певица на домашних «Перепелкинских средах» в Ленинграде, ее песни в 1980 г. зазвучали в концертах звукозаписи Ленинградского гос. театрального музея.
Ушла из жизни в возрасте 85 лет. Похоронена на кладбище Зеленогорска.
https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/481446/bio/

Из книги Ю. Сосудина "Незабываемые певцы"


В сентябре 1983 г. приехал ко мне Б.А. Савченко, магаданский журналист, интересующийся эстрадой. Мы пригласили Истомину: хотелось познакомиться с ее биографией, с работой на эстраде, узнать о ее встречах с интересными людьми. Мария Ивановна оказалась интересным жизнерадостным человеком, прекрасно выглядящим в свои 83 г. Помимо ее рассказов за веселым столом, мы услышали и несколько песен, которые звучали на эстраде 50 с лишним лет назад.

Рассказ Истоминой: Родилась я в Петербурге в в семье служащего. В 1904 г. умер отец, нас осталось четверо: мать, два брата, сестра и я. С 8-ми лет пошла в школу, потом мать устроила меня в сиротский институт, сейчас там институт Герцена, было это в 1909 г. Заведение было закрытое и отпускали детей только на каникулы, на Рождество, на Пасху. Учили нас на гувернанток и сельских учительниц. В институте у нас была своя церковь, свой хор, и мы пели. Петь я любила с детства – мама еще очень переживала, что голос у меня был очень низкий, как у мальчика. Я пела песни русские песни и цыганские… В 1917 г. окончила институт, а устроиться на работу тогда было очень трудно. Мать работала на Бадаевских складах, я устроилась туда в бухгалтерию. Иногда ходила на танцы, там танцевала, пела для друзей. Один художник, слушая меня, посоветовал пойти учиться к преподавателю пения Истомину.

П.С. Истомин когда-то учился в Московском театральном училище у педагога Ленского, вместе с Юрьевым, потом «сбил» его с пути известный, знаменитый король цыганской песни, Давыдов. Он послушал и сказал: «Брось свою драму» – и так увлек цыганами, что Петр, изучив их язык, в 1900 г. издает первую в мире цыганскую грамоту, которой до тех пор цыгане не имели. Был он и композитором. Им написан прекрасный романс – «Эх, запрягу я серого коня». Настолько он типичный, что цыгане считают его своим… Живя в Петербурге, Истомин преподавал пение, имел свой небольшой ансамбль, где исполнял песни, романсы. Я уже пыталась пойти учиться на артистку или певицу, но учиться нужно было 3–4 года, а мне нужно было еще работать, помогать матери, – и вот пошла к Истомину. Петр Серафимович любезно принял меня: он играл на гитаре, я пела. Прослушав меня, похвалил, и я стала упорно заниматься, учила цыганский язык, песни, романсы и через год пошла с Истоминым на просмотр Комиссии. Я волновалась, а он говорил: «Не волнуйся, пой спокойно». Вот я спела романс, спела другой, а они: «Ну еще, еще!» Смотрю, а лица у них довольные. Подбежала, спрашиваю:
- Скажите пожалуйста, я прошла?
– Молодец! Очень хорошо, спасибо, удовольствие Вы нам доставили.
– Значит я могу быть артисткой?
- Да! Можете.

Но в то время нужно самой было искать себе место. Комиссия давала только право на выступления, членский профсоюзный билет и – право считаться артисткой…

Первое мое выступление было в кино. Афиша гласила: «Известная цыганка Мария Истомина, исполнительница песен, романсов». Первый раз иду выступать и…от одной рекламы ноги подкашиваются. Работала я в кабаре, пела под аккомпанемент 2-х гитар, гитаристами были Истомин и Саша Шишкин. Работала так года 4, потом решила сделать этнографический номер: цыганка-танцовщица, 3 гитары и я, певица. Ансамбль из 5 человек.


Гитаристы: Истомин, Шишкин и В. Евлонский, танцовщицей была Берта Червонная – венгерская цыганка. ее ребенком подкинули выступавшие в Петербурге до революции цыгане, одна интеллигентная цыганка подобрала и вырастила ее… Берта, став впоследствии прекрасной танцовщицей, выступала в хорах, потом с нами. Я никогда не видела, чтобы кто-то плясал лучше Берты, так это было изумительно. Вот начинает звучать «венгерка», она сидит, – потом сбросит шаль, а под шалью – шикарный цыганский костюм: алые розы, – ленивой походочкой – еле-еле, а публика насторожена, а она быстрей, быстрей и так пустится в пляс, что люди стоя аплодировали. Работали мы много, выступали на лучших площадках.

В 1930 г. умер Петр Серафимович – мой прекрасный муж и учитель. Гитаристами стали другие и мы поехали выступать по Волге, потом Оренбург, Средняя Азия: Ташкент, Самарканд, Душанбе, Красноводск, Баку. Поездка длилась год, потом мы вернулись домой. В 30-е годы цыганские песни были в опале, Берта уехала с мужем на Дальний Восток. Я познакомилась с Паней Паниной *, составили мы дуэт, пели молодежные, комсомольские песни, выступали на заводах. Так было до 1934 г., потом стало снова «просачиваться» цыганское исполнительство. Паня снова вернулась к своему цыганскому жанру. Я уже не захотела петь цыганские и выступала с репертуаром русских песен, романсов. Они такие широкие, раздольные. Я люблю русские песни… В 1939 г. был 1-й эстрадный конкурс и мне предложили выступать, но я струсила. Я всегда пела под гитару, а тут нужно под рояль. Потом – война. Она застала меня в Мурманске. Я стала выступать на Севере: пела, была и актрисой в драмтеатре. В Полярном, наверное в 1943 г., встретила друга (так далеко!), и, представляете, он пригласил меня на свой концерт и сказал, что будет петь старинные романсы для меня. Я сидела на первом ряду и слушала его. Пел он прекрасно. Публика принимала чудесно. Потом много говорили, вспоминали…

Та встреча с В.Козиным была последней, а познакомились мы в Ленинграде. Помню был концерт и пришел проситься выступить, такой юноша… Ему сказали: «Как закончат выступать артисты, тогда и вам разрешат». Муж послушал его и сказал: «Парнишка неплохо поет, с него будет толк». Потом работали с ним, выступали в концертах. Репертуар был одинаковый, поэтому перед началом выступления договаривались – что он будет петь и что я. Это было примерно до 1939 г. Потом у него что-то не сошлось с дирекцией и он уехал в Москву. Москва его очень хорошо приняла и с этого началась его бурная карьера. После войны я вернулась в Ленинград, работала на эстраде, ездила по разным городам. Была в Архангельске, в Калининграде. Потом прекратила свою концертную деятельность. У меня есть дочь, она танцевала, теперь на пенсии, педагог. Зять – заслуженный артист, талантливый балетмейстер, работает в военном ансамбле, и внучка работает там же, есть внук, он кандидат наук.
Я люблю жизнь, люблю людей, люблю животных, птиц… Вот вкратце и все о моей долгой жизни. На пластинку я напела только одну песню «Бродяга», которая была записана неудачно, и больше я не записывалась.
https://iknigi.net/avtor-y....-4.html

"Запрягу я серого коня"


"Ах, ты сад"


"Бродяга"


"Зачем же я вас, родненький, узнала"


"Матушка"


"Не вспоминайте мне о нём"
Прикрепления: 3471173.jpg(7.5 Kb) · 0096852.jpg(9.6 Kb) · 8484886.jpg(7.9 Kb) · 5378991.jpg(16.1 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » МАРИЯ ИСТОМИНА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: