[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МЕДЕЯ МЕЙ-ФИГНЕР
Валентина_КочероваДата: Четверг, 26 Авг 2021, 22:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7099
Статус: Offline
МЕДЕЯ ИВАНОВНА МЕЙ-ФИГНЕР
(04.04.1859 - 08.07. 1952)


Итальянская и русская певица. Заслуженная артистка РСФСР.
Среди выдающихся певцов конца XIX и начала XX в. почетное место принадлежит М.И. Мей-Фигнер. Ее судьба, и творческая, и личная, тесно связана с нашей страной, с русской оперной сценой. Э.Старк, один из крупнейших критиков, писал о ней: «М.Фигнер, иностранка по происхождению, ставшая русской артисткой, принадлежала уже к разряду исполнительниц новой формации. Выйдя из Италии, этой страны прирожденных вокалистов по преимуществу, Медея Ивановна... приложила все старания к тому, чтобы талант певицы сочетать в гармонии с талантом актрисы». А.В. Нежданова также оставила краткое точное свидетельство об искусстве выдающейся артистки: «М.Фигнер - драматическое сопрано, красавица с огненным темпераментом - своим чудесным голосом, изумительным умением владеть им вызывала в публике бурные овации». В воспоминаниях многих современников певица оставила яркий след. Так, дирижер Н.Малько писал, что «она всегда была очаровательна всегда... захватывала. Наташа в «Опричнике», Маша в «Дубровском», Валентина в «Гугенотах» - какие образы и какое пение!»


М.Мей-Фигнер (Амедея Меи Дзоваиде) родилась во Флоренции в семье ремесленника. 9-ти лет, потеряла мать. Отец, надеясь, что дочь станет учительницей, старался дать ей посильное для бедной семьи образование. Но рано зародившаяся любовь к музыке и к театру привела девочку к решению учиться пению. В 1873 гю, 14-ти лет, она поступила во Флорентийскую консерваторию. В 1875 г. впервые выступила перед публикой, исполнив партию меццо-сопрано в «Реквиеме» Дж. Верди. Вскоре состоялся ее дебют и в опере. На сцене ярмарочного театра в Синалунге (близ Флоренции) ей сопутствовал большой успех в партии Азучены («Трубадур» Дж. Верди). Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду.
"Громадное впечатление на меня, помню, произвело напечатанное на афише мое имя… При исполнении известного рассказа Азучены публика мне не дала закончить, раздались оглушительные аплодисменты, и из лож на сцену полетели голуби. Описать словами мое чувство при этом я не берусь… Меня не раз считали испанкой, что, впрочем, не мешало испанцам, когда я шла по улице, бросать передо мной плащи… Как я конфузилась тогда!"
Молодой, и перспективной певице было суждено стать одной из самых выдающихся итальянских примадонн 2-й половины XIX в., однако она не подозревала, что спустя 12 лет после своего дебюта она будет первой певицей Российской императорской сцены и числится во всей последующей справочной литературе как «русская певица»… До этого переломного момента в её жизни Мей поёт на всех ведущих итальянских сценах: в Турине, Модене, Генуе, Ницце, включая миланский «Ла Скала».


Знакомство с Н.Фигнером состоялось в 1887 г. в Болонье, где они вместе пели в «Фаворитке» Г.Доницетти. После этого Николай пригласил её в Петербург. Там она дебютировала партией Валентины в опере «Гугеноты» Мейербера на сцене Мариинского театра. С обоими был заключен неслыханно выгодный контракт. Достаточно сказать, что если в то время максимальный годовой оклад ведущих солистов Мариинки составлял 12000 руб., то Н.Фигнеру "положили" в год 25000, а Медее – 15000 руб. И на протяжении четверти века её судьба была связана с этой сценой. Спустя 2 года Николай Николаевич сделал наконец предложение, и 8 февраля 1889 г. состоялось их бракосочетание. Но до этого Н.Фигнер и Медея Мей уже имели семьи. Николай в 19 лет сгоряча женился на воспитательнице детей своих знакомых, опять же итальянке. Ко времени знакомства с Медеей позади был развод и рождение ребенка – дочери, чья фотография всегда стояла на его письменном столе. У Медеи до брака с Фигнером было двое детей, которых она оставила ради него. За 6 лет после свадьбы у супругов родились 2 мальчика и 2 девочки. Николай Николаевич любил помечтать о том, как, состарясь и оставив сцену, будет ходить в театр на своего любимого "Евгения Онегина" в составе: Онегин – Георгий Фигнер, Ленский – Николай Фигнер, Татьяна – Лидия Фигнер и Ольга – Евгения Фигнер. Так сложилась «неразделимая чета Фигнер», блиставшая на сцене и в жизни, которой суждено было составить целую эпоху в истории русской оперы. Именно как М.Фигнер певица войдет в историю русского искусства.


"Еще до моего дебюта я несколько раз слышала новую для меня русскую музыку в опере "Евгений Онегин". Я была очарована изящным, благородным стилем музыки. И, конечно, далека от мысли, что именно эта опера будет первой русской оперой, которую мне придется петь. Мысль о том, что я останусь в России и буду русской певицей, мне и в голову не приходила. Непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной! Когда я приготовила партию Татьяны… я попросила П.И. Чайковского дать мне указания. Он несколько раз прослушал меня, но не сделал мне никаких замечаний и, когда я от этого пришла в отчаяние, сказал, что я именно та Татьяна, которую он всегда желал видеть в олицетворении артистки, и что ему нечего мне указать. Успех превзошел мои ожидания: я была позвана в Царскую ложу и удостоена самого милостивого и ласкового разговора Их Величеств; Петр Ильич лично благодарил меня, а пресса дала на другой день самые лестные для меня отзывы".

Следует отметить сотрудничество М.Фигнер с П.И. Чайковским – она была первой исполнительницей партии Лизы его оперы «Пиковая дама». В одном из писем композитор пишет: «Я имел случай убедиться как Фигнер тонко, верно и чутко понимает всё, что нужно, дабы партия Лизы выдвинулась на первый план – я не могу не желать, чтобы на первом представлении пела Медея». Как пишет П. Вайдман, известный исследователь творчества Чайковского, «для них (Фигнеров) и в расчете на вокальные и сценические возможности четы Фигнеров Чайковский писал эти произведения. Сочиняя «Пиковую даму», композитор писал партию Германа применительно к таланту Фигнера. И даже в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал «Фигнер». В последний год жизни Чайковский посвятил Н.Фигнеру свой цикл из 6 романсов, ор.73 (на стихи Ратгауза). На клавире оперы «Пиковая дама» Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н.Фигнера виновником возникновения этой оперы. На премьере, состоявшейся 7 декабря 1890 г., «чары сильного, свежего голоса» М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале «магическое действие»… 6 декабря 1892 г. супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского «Иоланта». 6 декабря 1894 г. Николай Николаевич и Медея Ивановна были всемилостивейше удостоены звания солистов Его Величества – о таком отличии мечтал каждый русский артист.

Талантом артистки восхищались А.Рубинштейн, А.Чехов, А.Бенуа. На сцене Мариинского театра она пела до 1912 г. Покинув сцену, Фигнер продолжала давать концерты, до преклонного возраста сохранив красоту своего неповторимого голоса. После она выступала в опере очень редко, однако последний ее выход на оперную сцену состоялся уже при советской власти, в 1923 г., а 15 ноября 1928 г. в зале Ленинградской филармонии состоялся последний концерт певицы. После ухода с большой сцены Фигнер сосредоточилась на вокальной педагогике.. Записывалась на грампластинки (св. 30 произв.) в Петербурге («Граммофон», 1901; «Колумбия», 1903: «Пате», 1903; РАОГ, 1911) и Москве («Музтрест», 1930).

Однако скоро их совместная жизнь дала трещину. Голос Николая Николаевича поддерживал в форме выписанный из Италии профессор Марти. У него же брала уроки и Медея Ивановна. Профессор был довольно молод, в недавнем прошлом с успехом выступал на оперных сценах. Занятия маэстро со знаменитой ученицей становились все более частыми, продолжительными и увенчались бурным романом. Разразился скандал, давший обильную пищу для слухов и сплетен. Профессор Марти спешно уехал на родину, но ничего исправить уже было нельзя. Отношения между супругами обострились до того, что им стало опасно выступать вместе: однажды в финале оперы "Кармен", в сцене ревности, Николай Николаевич, певший Хозе, всерьез изрезал бутафорским ножом платье и корсет Медеи Ивановны. В 1903 году отчуждение достигло апогея: она уехала на гастроли в Америку, он – на юг России. Медея Ивановна пишет в мемуарах: "Как печален был мой отъезд! Всех артистов провожали жены, мужья, родные, знакомые, я же уезжала совершенно одинокая, никто не сказал мне прощального привета…" Точку в затянувшейся семейной драме поставила встреча Николая Николаевича, гастролировавшего по российской провинции, с молодой начинающей певицей Рене Радиной. В конце 1904 г. состоялся бракоразводный процесс солистов Его Величества. Бывшие муж и жена продолжали находиться во враждебных отношениях, даже втягивали в конфликт детей. Примирил их 1914 г., когда Николай Николаевич и Медея Ивановна провожали на фронт сына. Взявшись за руки, оба плакали. Н.Фигнер-младший вспоминал: "Мама плакала. У меня самого катились из глаз слезы. Что вспомнилось мне в эту минуту? Я вспомнил расцвет их славы в театре".


В 1930-м году М.Фигнер покидает СССР и обосновывается в Париже, где продолжает педагогическую работу и эпизодически выступает в концертах с исполнением романсов русских композиторов вплоть до начала Второй мировой войны. Медея Фигнер прожила удивительно долгую жизнь и скончалась в Париже на 98-м году жизни. За несколько лет до смерти, почти в 90-летнем возрасте, она рассказывала французскому корреспонденту о своих встречах с Петром Ильичом Чайковским и довольно сносно напела несколько строк из арии Иоланты…
М.Помазенкова
http://jubilei2009.narod.ru/Figner.html

Tosca: "Vissi d'arte" (1901)


Ария Кармен ("Цыганская песня") из оперы Ж. Бизе "Кармен"
Habanera from"Carmen" (1902)


"Ночь"
Прикрепления: 2748595.jpg (8.8 Kb) · 8241732.jpg (13.6 Kb) · 1240917.jpg (9.8 Kb) · 3987312.jpg (7.6 Kb) · 8853182.jpg (8.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: