[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
АЛЕКСАНДРА СТРЕЛЬЧЕНКО *
Валентина_КочероваДата: Среда, 28 Дек 2011, 21:48 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
АЛЕКСАНДРА ИЛЬИНИЧНА СТРЕЛЬЧЕНКО
(02.02. 1937 - 02.08. 2019)


Народная артистка РСФСР, лауреат международного конкурса, профессор. Родилась на станции Чаплино Днепропетровской обл. Отец – Илья Евгеньевич (1911–1941). Мать - Полина Павловна (1916–1945).

Исполнителю на современной эстраде трудно найти свое, то единственное, что кроме него никто не скажет, не увидит, не откроет слушателю новую страницу в избранном жанре - это было непросто всегда. И среди огромного количества артистов, посвятивших свое творчество русской песне, искусство А.Стрельченко выделяется особо. Не только яркой одаренностью, но и вдумчивым, тонким подходом к муз. материалу, умением увидеть в скромном и незатейливом глубину и поэзию чувств, красоту души народа, создавшего и сохранившего свои неувядающие песни.
«Она сама как русская песня!» – эта фраза, сказанная одним из слушателей после ее концерта, стоит многих многостраничных рецензий. Она точно и образно характеризует впечатление, которое получаешь, слушая в ее исполнении старинные и современные русские песни. Образ женщины, созданный ею на сцене, сродни тем песням, которые она поет. Скромная и гордая, добрая и сильная, нежная и любящая – такой представляется она.

Любовь к песне Саша впитала с молоком матери. В семье пели все: отец, мать, сестры. Очень любили слушать пластинки. Первое яркое и незабываемое впечатление от народной песни связано с именем Л.А. Руслановой. Замечательная артистка увлекла ослепительной красотой и правдой, покорила душевной щедростью. Поэтому мечта стать певицей с детства захватила маленькую Сашу. Но судьба распорядилась иначе... В первый же год войны на фронте погиб отец, в 1945 г., не выдержав тяжести нечеловеческих испытаний, умерла мать. Остались голодное сиротство троих маленьких детей (были еще сестра и брат), потом – детский дом, уже после войны, школа. Трогательно чистым голосом девочка публично исполняла свои первые, запомнившиеся от начала до конца, популярные советские песни «Одинокая гармонь» и «Орленок». Теперь Александра Ильинична вспоминает, что только песня была в нелегкие годы ее другом, ее настоящей опорой. Маленькая, худенькая, курносая, в веснушках, – кто ее заметит? А как споет, еще попросят, и не только внимание обратят, накормят, но и ласковое слово скажут, в чем больше всего, может быть, нуждается человек...

После окончания школы несколько месяцев Александра работала нянечкой в детском саду, а потом решила поступать в Ленинградский пединститут – была уверена, что сможет стать хорошим воспитателем, отдавать людям то, чего сама была лишена. Поступила на заочное отделение, но дипломированной воспитательницы из нее так и не получилось. Зимой 1958 г. она приехала в Ленинград сдавать сессию. В это время там гастролировал Воронежский нар. хор. Концерт настолько разбередил душу и всколыхнул, казалось бы, забытую мечту стать певицей, что Александра не удержалась, пошла за кулисы и сказала: «Возьмите меня к себе, хочу петь!» В антракте ее прослушали руководители, почти весь хор, и решение было - взять. «Приезжай в Воронеж», – сказали. Поехала без малейших колебаний и, с молниеносной, на удивление хормейстера В.Ефимова, быстротою выучив все партии во всех песнях, через месяц впервые вышла на сцену как равноправная участница профессионального хора. Казалось, жизненный путь определился. Однако суждены были еще испытания, и очень серьезные.

Чрезмерное увлечение пением в хоре, неопытность, неумение беречь себя при напряженной и часто крикливой хоровой манере привели к такой перегрузке голосовых связок, что только начавшая свой путь певица вынуждена была расстаться с пением, и казалось, навсегда. Но время стало не только лекарем физического недуга, но и дало возможность разобраться в своих ошибках, а желание петь было столь велико, что Александра, снова проработав некоторое время в детском саду, вернулась к продолжению скромно начатого артистического пути.

Липецкая филармония, где создавалась в тот момент молодежная группа, стала не только местом 3-летней сольной работы (1959–1962), но и предоставила возможность для более серьезных занятий и профессионального становления. От Липецкой филармонии Александра впервые уехала в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства для годичной стажировки и подготовки концертных программ. Вокальным классом руководила тогда И.П. Яунзем, тонкий исполнитель нар. песен и удивительной души человек, по-матерински относившаяся к молодым, рьяно защищавшая их интересы. Может быть, не только или не столько вокальному делу учила она своих питомцев, сколько старалась привить им музыкальную, художественную, человеческую культуру, расширить их кругозор, привить вкус к искусству вообще.

Стрельченко сумела сделать необходимые усилия для того, чтобы взять предлагаемое. Это позволило ей остаться в Москве и, выдержав конкурс в Москонцерт, начать трудный путь его солистки – исполнительницы русских песен. На этом пути постепенно оказывалось все меньше поражений, все больше успехов. Помогало упрямое желание петь, укрепляющееся понимание необходимости ежедневного кропотливого труда, стремление осознать себя, найти единственно верное направление. Правильность выбранной дороги доказала победа на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1968 г. За исполнение русских нар. песен (большинство их пелось без сопровождения, а это, как известно, труднейший вид музицирования и настоящее испытание) А.Стрельченко  завоевала золотую медаль и 1-ю премию.

Одна за другой рождались новые программы – нар. песен, новых песен советских композиторов, воскрешались к жизни старинные, забытые, но прекрасные песни, становившиеся настоящим откровением в ее исполнении. Пришел стабильный, заслуженный успех, затем почетное звание З.а. РСФСР РСФСР (1972), а главное – складывался свой круг слушателей, заполнявших залы Москвы, др. городов страны. И на фоне этого уже определившегося успеха нужно было проявить мужество и иметь страстное желание и совершенствоваться, чтобы сдать экзамены и учиться в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1976–1980). Однако не диплома только искала Александра Ильинична, она стремилась в мир Большой музыки, внутри которого хотела определить, ощутить положение своего муз. круга, их взаимосвязь, их единство. Именно эти старания подняли певицу на еще одну ступень музыканта и привели ее в БСО Всесоюзного радио и телевидения п/р В.Федосеева.

Владимира Ивановича и О.И. Доброхотову Александра Ильинична считает своими первыми учителями и наставниками, открывшими ей удивительный мир классической музыки. Она увлеклась Вагнером, позже пришло и ощущение Дебюсси, по-иному стали звучать для нее Мусоргский и Бородин, концерты в БЗ консерватории стали необходимой частью жизни, и не потому, что на сцене в этот вечер были добрые друзья – альтист, скрипачка, певец или дирижер, – ее душа обрела естественную способность жить в огромном муз. мире, раздвинув границы прежних своих профессиональных владений. Да и постоянные занятия на вокальной кафедре (народный факультет) с Е.К. Гедевановой и Л.Л. Базилевичем еще до окончания института не замедлили сказаться в ее напряженной концертной деятельности. Вспоминая эти сравнительно недавние годы, А.Стрельченко говорит, что хотя было очень трудно, она была счастлива множеством пришедших к ней худ. открытий.

Так складывается ее артистический облик, формируется вкус. Она все более увлеченно работает, год от года интереснее ее творческий поиск и сильнее муки критического отношения к самой себе. Все свои знания, худ. ощущения, понимание традиций русской худ. жизни и традиций высокого народного искусства, все, что получает певица от жизни, людей, страны, она стремится отдать через свое творчество, понимая это не как обязанность, а как необходимую духовную потребность. Разнообразные программы певицы вводят слушателей в мир особый и в то же время узнаваемый, словно после долгих странствий возвращается под отчий кров человек и, вдыхая родные полузабытые запахи, вновь входит в страну бабушкиных сказок, колыбельных, чистоты и прозрачности родниковой воды детства. Такие ассоциации вызывают песни, которые отбирает в свой репертуар певица. Звучат в ее исполнении и подлинно фольклорные, и народные песни, и сочинения современных композиторов. Но только такие, в основе которых интонация, присущая народной мелодике. Потому что основная тема творчества А.Стрельченко – любовь к Родине, к ее лесам и необозримым просторам, к людям, чей труд создает славу дорогой сердцу земли, к ее прошлому, настоящему и будущему.

Именно поэтому ее визитной карточкой  стала песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина и В.Харитонова. Так же названа и одна из программ певицы. Высокое гражданское чувство, выраженное лирическими средствами, близко мироощущению исполнительницы. «Земля – моя радость, любимая песня моя» – признается она в искреннем чувстве к родному краю, но делает это не напоказ, а скромно и целомудренно, с необычайным достоинством. Певице чужды чрезмерность, крикливость и как бы самоподача красивого, сильного голоса. Напротив, в самых кульминационных моментах она словно приглушает полет и звучность пения. А это создает драматический эффект, укрупняет муз. мысль песни. Пристально и вдумчиво отбирает А.Стрельченко свой репертуар. Полюбив песню, долго с ней не расстается, делает ее популярной. Но и певицу узнают по первым тактам муз. вступления – это песни Стрельченко. Скольким из них дала она путевку в жизнь! А после нее уже трудно другому исполнителю обратиться к тому же муз. материалу, не повторив находок певицы. Все выбирает она из сочинения, находит такие краски и оттенки, что порой и создателям песен открывает в них новизну и многозначность. Талант певицы питается соками родной земли. Оттого так сильна в ней память и дань благодарности одаренным исполнительницам прошлого, которые развивали русскую песню. В записях и концертах Стрельченко звучат песни Н.Плевицкой, Л.Руслановой, Н.Северского, О.Ковалевой.

Исполнительское искусство О.Ковалевой стало артистке особенно близким. При всей несхожести творческих индивидуальностей многое их роднит, и прежде всего бережное, целомудренное отношение к русскому муз. фольклору, одинаковое понимание современности в жизни старинной и новой песни, не допускающей ни малейшей переделки и искажения мелодии, ритма, характера, особая симпатия к песням, славящим Родину, и песням, раскрывающим богатство духовного мира русской женщины. Характерной особенностью выступлений А.Стрельченко является и то, что она не только собирает и исполняет нар. песни, но и красочно комментирует их в концертах. Например, исполнение составленных ею небольших сюит из песен курских, вятских, исторических, обрядовых (особым успехом пользуется сюита из свадебных песен – от плача невесты до завершающих, застольных песен после венчания) она предваряет рассказом о традициях, преемственности, о необходимости бережно сохранять эти муз. памятники отечественной культуры.

Исполнительская манера Стрельченко позволила ей соприкоснуться с новым для нее кругом музыки – гор. песней, старинным романсом. Безыскусность, простота исполнения сделали эти первые шаги заметными, успешными. Совместно с секстетом солистов оркестра Большого театра она записала романсы: «В минуту жизни трудную», «Я тебе ничего не скажу», «Звезды на небе», «Что это сердце...» Я. Пригожего, старинный цыганский романс «В одни глаза я влюблена» А.Вилинского и Т.Щепкиной-Куперник, из репертуара В.Паниной). Эти романсы Александра Ильинична поет легко, как бы напевая, хотя в этом и кроется наибольшая трудность. Пользуясь альтовым тембром, будто бы несколько мальчиковым, она придает этим произведениям большую простоту и юношескую чистоту чувства. Низкие, звучащие у некоторых певиц в грудном регистре ноты, особенно в романсах Борисова и Толстой, провоцируют псевдострастный характер исполнения, искусственность эмоционального строя. Наверное, потому ровность и легкость звучания у Стрельченко сделала эти романсы благороднее. В пору творческой молодости она исполняла и песни современных композиторов. Эту линию авторской песни она продолжает и теперь, сотрудничая с композиторами В.Темновым, А.Морозовым и др.

Насыщенная духовная жизнь певицы, ее подлинный интерес к жанру русской песни, ее желание постичь все богатство, накопленное не только национальной, но и мировой культурой, делает ее творчество интернациональным. Оно понятно и потому высоко оценивается на разных континентах, в разных уголках нашей планеты. Во Франции, Японии, Дании, Швеции, Канаде, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР, в Лаосе и на Цейлоне, в Таиланде и Сингапуре выступления А.Стрельченко пользовались неизменным успехом. В 2005 г. певица выпустила компакт-диск «Осень в окошко стучится...», куда вошли русские нар. и авторские песни, записанные певицей в разные годы.

А.И. Стрельченко удостоена звания Народной артистки РСФСР (1984). Она и сегодня продолжает напряженную, но вдохновенную жизнь артистки, влюбленную в свое дело. Все ее творчество озарено высоким стремлением – чтобы слушатели полюбили русскую песню так, как любит ее она сама. Певица продолжает плодотворное сотрудничество с Оркестром народных инструментов России им. Н.Осипова, является членом песенных жюри. В 2002 г. она была приглашена в Московский гос. университет культуры и искусств, где, будучи профессором, возглавляет кафедру сольного народного пения.


А.Стрельченко счастлива тем, что продолжает певческую линию своих великих предшественниц и благодарна судьбе за дарованную ей благородную миссию исполнительской преемственности, продолжения славных традиций великих мастеров прошлых лет. Она является не просто прекрасной исполнительницей русских нар. песен, но и деятелем русского нар. искусства, защищающим его лучшие традиции, и передающим их будущему поколению. В свободное время Александра Ильинична увлекается многим: она любит природу, животных, цветы; отдает предпочтение классической русской литературе, музыке, балету, народным мелодиям, джазу. Ее любимые артисты – О.Табаков, Н.Мордюкова, И.Архипова, А.Ведерников. Живет и работает в Москве.

МОЕ ДЕЛО - ПЕТЬ, А НЕ МЕЛЬКАТЬ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ


Мы все, кто любит русскую и славянскую песню, отмечаем юбилей истинно Народной артистки России А.И. Стрельченко.
В советские годы ее имя гремело на всю страну. Наряду с Л.Зыкиной, М.Мордасовой, О.Воронец она составляла славу русской нар. песни. Но такова участь профессии артиста, что слава и успех не вечны. Как-то И.Смоктуновский сравнил представителей этой профессии с новогодними елками, которые сверкают и радуют окружающих в Новый год, а по окончании праздника - становятся ненужными и выброшенными. Также и артист может быть сегодня очень востребованным, а завтра - оказаться за бортом. Не избежала этой участи и Александра Ильинична, которая не нашла себе места в шоу-бизнесе. Даже ее юбилей прошел незаметно. Но певица продолжает выступать и пользуется неизменным успехом у слушателей.

- Александра Ильинична, ведь это же несправедливо - популярная певица, выступающая в лучших телепрограммах, вдруг исчезает с телеэкрана...
- Стоит один раз с этого колеса соскочить, потом на него не вскочишь. Советская эстрада прекратила свое существование, а в шоу-бизнес я не вписалась, тем более что пою только вживую.

- Вы прошли длинный путь на эстраде. Когда, на Ваш взгляд, эстрада стала превращаться в этот самый шоу-бизнес?
- В перестроечные времена. Тогда же мое традиционное пение оказалось ненужным.

- Позволю себе с Вами не согласиться. Я же видел, как тепло принимают Вас зрители разных возрастов.
-Русская нар. песня всегда находит своего слушателя. Но в шоу-бизнесе все перевернуто. Кто-то из певцов смог приспособиться к новым условиям, а я - нет.

- Когда Вы ощутили, что именно русским народным пением должны заниматься?
- В детстве. Как услышала впервые Л.Русланову, так и сама запела. В детском доме я тоже занималась пением. Мне никто и никогда не говорил, что я - самородок. Просто мне нравилось петь.

- С каким чувством Вы вспоминаете свое военное детство?
- Самое главное, что я осталась жива и здорова. Детский дом научил меня жить в коллективе, приучил к порядку и пунктуальности, я не была избалованной. Возможно, поэтому сначала хотела стать педагогом. Кстати, училась в Ленинградском пединституте, но не закончила его. У меня была сессия, а в это время в Ленинграде выступал Воронежский нар. хор, и это определило мою дальнейшую судьбу. Причем мне было совершенно не страшно показаться руководителю хора. После концерта я прямо из зала пошла на сцену. Так начался мой творческий путь.

- Вы не понаслышке знаете, что такое сиротство. А правда, что у вас есть талантливый ученик - сирота
- Да, это Н.Буриновский. Он участвовал в Дельфийских молодежных играх, где я была председателем жюри. Коля меня знал как певицу, хотя молодёжь чаще всего меня не знает. Я об этом говорю с уверенностью, потому что последние 5 лет преподаю в вузе. А вот Коля целенаправленно ехал учиться именно ко мне. Признаться, я не очень хотела заниматься преподавательской деятельностью. Все-таки главным для меня остается пение. Но в педагогике тоже много интересного, потому что видишь плоды своего труда. А потом, у ребят тоже чему-то учусь и постоянно себя совершенствую.

- А на телевидение Вас не приглашают?
- Приглашают участвовать во всяких ток-шоу. Я от таких предложений отказываюсь, потому что мое дело - петь, а не мелькать не телеэкранах.

- Были ли у вас свои ориентиры в профессии, когда Вы начинали свой творческий путь?
- Очень любила Л.Зыкину, которая своим мастерством стимулировала других исполнителей. А главным ориентиром для меня была, конечно же, Л.А. Русланова.

- Вы спели многие песни, но наиболее популярной стала песня композитора Е.Птичкина и  В.Харитонова “Я люблю эту землю”...
- Да, эта песня очень часто звучала на радио и пользовалась успехом у слушателей. “Я люблю эту землю” - это не пустые слова, а состояние души.

- Вообще, насколько важна тема патриотизма в искусстве?
- Она важна, если это идет от сердца. Кстати, и в нар. песнях заложен патриотизм. В любой стране есть свои культурные богатства. Но русская нар. культура - действительно богатейшая. Мне всегда интересно знакомиться с нар. культурой других стран, потому что у каждого народа своя душа.

- Каково сегодня состояние русской народной песни на эстраде?
- Если говорить о концертном исполнении, то на современной эстраде нет русской нар. песни, ее растерзали.

- Как Вы относитесь к симбиозу в искусстве?
- Русское нар. искусство само по себе очень многогранно, оно не нуждается в смешении с другими жанрами. Я считаю, что нужно что-то одно делать очень хорошо.

- Помимо русских народных песен, Вы теперь много поете романсы.
- По молодости петь романсы не очень получается, потому что многого не знаешь. А вот когда это становится близко к сердцу, когда в душе находишь ответы на многие вопросы, тогда и поешь с особым чувством. Романсы - это музыка открытой обнаженной души.

- Вы ни о чем не жалеете?
- Нет. Зачем о чем-то жалеть? Нужно жить сегодняшним днем и радоваться жизни. Можно жалеть, что у меня нет детей. Но, может быть, в этом случае по-другому бы сложилась моя артистическая судьба. Одному Богу известно, стала бы я певицей при наличии детей или нет. Зато я к своим студентам отношусь как к детям. О чем еще могу жалеть? Мало песен спела? Зато они все мои родные. Что-то упущено? Но, наверно, так и надо. Жизнь одна. Пока ты в ней пытаешься разобраться, она и проходит.
К.Глушенков
27.06. 2007. газета «ВЕСТИ»

http://streltchenko.ru/interviu/index11.html

"я люблю эту землю"


"Подари мне платок"


"По муромской дорожке"
Прикрепления: 7055467.jpg (17.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 05 Авг 2019, 18:23 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
УШЛА ИЗ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА ИЛЬИНИЧНА СТРЕЛЬЧЕНКО
В возрасте 82 лет умерла Народная артистка РСФСР А.И. Стрельченко, любимая певица Л.Брежнева и Н.Хрущева.


Близкий друг певицы В.Девятов рассказал о последних днях звезды советской сцены. По его словам, некогда известная артистка умирала в одиночестве в одной из столичных клиник. Единственным, кто навещал певицу, оказался ее студент.

- Лет 15 назад я узнал, что Александра Ильинична неважно себя чувствует, вместе с коллегами решил помочь ей. У нее были проблемы с позвоночником - последствия автомобильной аварии. Она попала в ДТП еще в начале 90-х. До конца оправиться не смогла.

- Александра Ильинична просила помощи?
- Нет, она была скромным человеком. Пришлось долго ее уговаривать, чтобы она воспользовалась нашей помощью. Мы отправили письма в Департамент здравоохранения Москвы, тогда ей помогли. Но в дальнейшем она отказывалась от поддержки, уверяла, что у нее достаточно возможностей, да и студенты ей помогают. Она же преподавала на кафедре нар. пения в Московском университете культуры. Но в последнее время только один студент был ей практически сиделкой - Н.Бурьяновский.

- У нее были дети?
- Не было, хотя замуж дважды выходила. Есть такой стереотип, что ни одна исполнительница нар. песен не имела детей, за редким исключением. У таких артисток всегда много мужей, любовников, а детей - нет. Это какой-то рок. Такие сильные, красивые женщины всегда одиноки. Александра Ильинична тоже в эту «секту» попала.

- Неужели даже племянников не было?
- Племянница у нее есть. Она сейчас, наверно, активизируется, ведь у Александры Ильиничны есть жилплощадь в Москве. Но квартира у покойной скромная, небольшая, в обычной пятиэтажке, хоть и в центре.

- Стрельченко не поддерживала общение с родственниками?
- Наоборот, она всегда им помогала. Сестре, которая на 5 лет ее старше, оказывала поддержку, брату, их детям. Но в последние дни рядом с Александрой Ильиничной был только бывший студент Николай.

-  Она составила завещание?
- Я не знаю, с Николаем еще не разговаривал. Насколько помню, лет 10 назад у нее произошла нехорошая история с одной ученицей. Александра Ильинична заключила договор о передаче своего имущества взамен на то, что эта девушка будет за ней ухаживать. Но ученица после подписания всех документов ничего не делала. Стрельченко обратилась даже в суд, чтобы этот договор ренты расторгнуть.

- У Александры Ильиничны было последнее желание?
-  Она хотела, чтобы с ней простились в КЗ им.Чайковского в Москве. Это сложно сделать. Поклонники певицы называли ее королевой нар. песни. В каждом доме во время застолья звучали ее песни. Народная артистка в последние годы жизни наотрез отказывалась общаться с журналистами, практически не выходила из дома. Она хотела, чтобы ее запомнили молодой и красивой. Похороны А.И. Стрельченко прошли 5 августа на Троекуровском кладбище в Москве.
https://www.mk.ru/culture....ve.html


- Вся жизнь этой талантливой женщины была посвящена музыке, нар. культуре. Она достойно продолжила певческие традиции, заложенные Л.Руслановой, О.Ковалевой, Н.Плевицкой. При этом Александра Ильинична за годы творческой деятельности обрела самобытную манеру исполнения, став настоящим профессионалом своего дела, великой певицей-народницей. Помимо исполнительства, много сил и энергии она  отдавала сохранению и популяризации среди молодежи нар. культуры, исконных традиций, завещанных нам предками. Многочисленные благотворительные концерты для ветеранов войны и труда, детей-сирот говорят об артистке, как о неравнодушном человеке с открытой и чистой душой! Имя и голос Александры Ильиничны навсегда останутся в истории отечественной культуры и в сердцах людей. Вечная память.
Надежда Бабкина и коллектив театра «Русская песня».
https://folkteatr.ru/media....-zhizni

АЛЕКСАНДРА СТРЕЛЬЧЕНКО: "СОХРАНИТЬ ДОСТОИНСТВО В ПЕСНЕ"
Смутные, тяжкие времена переживает славянский и даже, казалось бы, единый по культуре русский мир. Народная артистка России А.Стрельченко - дочь этого светлого и страдающего мира. «Сколько помню себя - всегда пела, может, это и спасло в самые трудные годы», - говорит эта маленькая несгибаемая женщина, которая сама выстроила и выстрадала свою высокую судьбу.
«Ищи свое, ты найдешь.- сказала Л.Русланова Александре, прослушав однажды ее выступление на концерте. И А.Стрельченко нашла себя. 

«Когда я была очень популярна....» 0 так начала одну из фраз Александра Ильинична во время нашей беседы, и мне вдруг стало невыносимо обидно: что же за времена мы переживаем, если одна из лучших (если не лучшая на сегодня!) исполнительница великого нар. репертуара с неповторимым, нисколько не потускневшим голосом и запредельным мастерством вспоминает о широчайшем признании в прошлом времени? Разве выразившие душу своего народа Э.Пиаф или Э.Фицджеральд не знали обожания до последних дней?

Сдержал горечь и спросил: - А как вообще сегодня строится репертуар?
- Раньше звонили великие мастера задушевной песни: Г.Пономаренко, мой друг А.Аверкин, мой учитель В.Боков: «Есть новая песня - хор Н.Кутузова готов записать ее для радио». Или, к примеру: «Приближается грандиозный фестиваль нар. творчества - не включите ли в ваш репертуар такую-то песню?»

- А что сегодня диктует жизнь для души, для выживания, для продолжения творческого пути?
- Тогда жизнь одно диктовала, сегодня другое: другие времена - другие песни. И надо как-то вписаться, найти приемлемый путь, но тем не менее нельзя потерять свое лицо, певческое и человеческое, свои выстраданные убеждения, которые нельзя поменять. Надо делать свое дело до конца, при этом хоть чуточку совершенствуясь. Я по-прежнему опираюсь на мощный пласт нар. песни. Это такой кладезь, что можно все найти для любого возраста и состояния. Душа осознала многое, опыт огромный появился: все-таки более 40 лет  пою, но надо сохранить главное свое оружие - голос. Сейчас у меня проснулся интерес к старинным, не запетым русским романсам. Есть настроение показать их на встрече с читателями «Советской России» 1 июля.

Появляются и новые авторские песни. Мне интересно сотрудничать с А.Морозовым, особенно когда он начал писать огромный цикл на стихи Н.Рубцова, продолжаю петь песни В.Темнова, в том числе и новые. Но особо похвастаться широтой выбора не могу, на моей практике свежих глубоких авторов, пишущих в нар. духе, не появляется. Есть примитивные поделки «а-ля рус», но они неглубоки по музыке, по стихам. Ничего не западает в память и в душу. К тому же у меня нет времени на какие-то широкие поиски, бесконечные встречи и просушивания, потому что много сил забирает преподавательская работа. Веду класс вокального искусства в Московском университете культуры и искусств, заведую кафедрой нар. пения, преподаю. Самородков никогда особо много не появлялось. Еще меньше их сегодня. Но над голосом надо работать, приобретать технику. Это быстро не дается, требует скрупулезной работы. Если бы я всю жизнь не училась, не работала над голосом, то он у меня давно бы стерся. Может, кто-то не согласен с моим убеждением, но с молодыми певцами надо много лет напряженно работать.

- Ну, с вами не согласно все телевидение. Набирают неоперившихся ребят, проводят отбор, натаскивают их на 2-3 песни. И вот вам «Народный артист». А люди глазеют, делают ставки, болеют, как на бегах. Это же профанация!
- Организаторы таких шоу не думают о будущем этих ребят. Кому-то надо скопировать западные программы, деньги заработать, показать себя. А если говорить о профессиональном пении - должны пройти годы труда. И не только в области вокала. Надо же привить любовь к нар. песне, к своим корням, выстроить отношение к жизни, к искусству. Какой без этого певец?

- Но ведь и конкурсы исполнителей нар. песни проводятся, мастер-классы. Вы были председателем жюри и в Саратове, и на Курщине, и на Тамбовщине. Какие результаты они дают? Почему появляется так мало звезд в фольклорном жанре: блеснут - и исчезли. Помню, мне довелось вести первый телерадиоконкурс «Голоса России» в Смоленске, на нем победили Н.Крыгина и Л.Николаева. Они стали признанными певицами, заслуженными артистками. А сегодня, по-моему, отдача очень мала.
- Раньше лауреатов показывали по телевидению, они беспрерывно звучали по радио, им давали престижные сцены. Был стимул! А сегодня это никто не популяризирует. Нар. искусство не дает мгновенных прибылей, выгодных гастролей. Не формат, как выражаются ныне. А конкурсы обязательно надо проводить, поддерживать таланты. Вот мы упомянули программу «Народный артист», там участвовала М.Девятова, но у нее есть папа, спина, как говорится. Он всегда поддержит и сделает что надо для сцены. Но не у всех же есть папа! В провинции тяга к подлинной песне по-прежнему огромна. Я была в мае месяце на 1-м конкурсе им. С.Рахманинова на его родине, в Тамбовской обл., в Ивановке. Талантливые люди, которые туда приехали, окунулись в необыкновенную атмосферу рахманиновского имения, творчески пообщались, узнали друг друга, порадовались красоте. Это не ради славы, а по любви к пению. Конкурсы обязательно нужны дл необъятной России.

- Я согласен, но говорю с болью о другом. Вот на конкурсе вокалистов им. Г.Свиридова в Оружейной палате выступали молодые, красивые солистки из Нижнего Новгорода, из Саратова. Статные, талантливые. Я диву даюсь: ну почему не показать красоту! Почему какие-то корявые подростки или подурневшие примадонны заполонили экран? В Кремлевском дворце прошел выпускной бал. Сами гулявшие удивлялись: почему в концерте с билетом по 3000 руб. сплошная попса, ни одного другого жанра, ни одной нар. песни. Такого, по-моему, нет ни в одной стране. Побывал недавно в Андалузии, там в каждом городке звучит и цветет фламенко. Это ведь не только танец, но и потрясающая нар. песня. Толпы поклонников в концертных залах, ночных клубах. Последних-то и в Москве полно, но где можно услышать полноценную русскую фольклорную программу, не «буфет» дешевый с кокошниками, а почувствовать дух русской песни? Это же преступление перед культурой!
- Знаю вашу требовательную любовь к русской песне, ваш публицистический напор. Вы как бы и меня к обличениям подталкиваете. Но нет у меня на это уже ни голоса, ни сил, ни здоровья, чтобы идти к трибунам, заниматься не своим делом. Может быть, мы как раз и сумеем пережить все обрушившееся на страну, если каждый исполнит свой долг до конца, займется тем, к чему призван судьбой. Мой долг - сохранить достоинство в песне, нести людям ее красоту и свет.



Мне мила эта женщина в русской одежде,
С расписным разудалым платком на плечах,
С простотою забытой, с чистотою нездешней
В чуть прищуренных карих глазах
...

Эти строки написал рано ушедший из жизни поэт-песенник Г.Георгиев, мой друг по Литинституту, впервые увидав А.Стрельченко на сцене. Очень точная строка: «С простотою забытой, с чистотою нездешней». Она и остается такой среди разливанного моря бездарности, показухи, словесного мусора и фальшивого веселья. Именно это и вызывает уважение. О природном даре что и говорить! Свои новые работы Александра Ильинична покажет любителям русской песни на II слете нар. корреспондентов, посвященном 50-летию газеты «Советская Россия», который начнется во МХАТ им. М.Горького на Тверском бульваре в субботу 1 июля в 15 час.


А.Стрельченко с патриархом русской песни В.Боковым

Александр Бобров
27.06. 2006. газета "Советская Россия"

http://www.sovross.ru/old/2006/73/73_4_2.htm

"Утушка луговая"


"Желание"


Выйду к речке
Златые горы
Ухарь-купец
Что ты, барин,щуришь глазки
Мы с родняшенькой стояли
Расцветут хризантемы
Русский вальс
Очаровательные глазки
Березка
Осень в окошко стучится

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ...

Прикрепления: 8549288.jpg (13.6 Kb) · 7346183.jpg (13.1 Kb) · 4962315.jpg (15.3 Kb) · 6696355.jpg (14.9 Kb) · 5879487.jpg (23.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 09 Фев 2024, 16:53 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
К 87-летию со дня рождения
АЛЕКСАНДРА СТРЕЛЬЧЕНКО О СВОЕЙ ЖИЗНИ



- Надо бы о песне говорить, а мы с Александрой Ильиничной говорим о любви. Но разве любовь -  не песня? И разве не любовью жива русская песня?
- Вы знаете, эту тему я обычно опускаю. Не обсуждаю с журналистами. У меня был муж, которого я очень любила. Он занимал высокое положение - генерал-майор КГБ. Погиб трагически. Сейчас все, конечно, сгладилось, ушло...Неужели и вправду все уходит?! Чувства уходят. Жизнь проходит, где спотыкаясь, где вприпрыжку, а где совсем летит, и каждый, даже самый счастливый год оставляет на лице морщинку.

Родилась я на Украине, в южной части Днепропетровской обл., на хуторе. Предки мои - казаки, землепашцы, труженики. У меня бабушка была, мой ангел-хранитель. В советское время ее сослали на Соловки, раскулачили. Казаки, землепашцы, какие красивые люди были! А танцевали они как, а пели! Все ведь это истреблено и в жизни нашей, и почти в памяти. Бабушка заработала на Соловках чахотку, приехала домой умирать. Любила она меня очень. Слабо я ее помню, а сестра мне рассказывает: умерла бабушка во сне со мной в обнимку. И потом, у нее, у холодной уже, не могли меня, ребенка, вырвать. Вот ее судьба! А за что ее раскулачили?! И мама, бедная, с тремя детьми одна осталась, билась-билась, в 29 лет умерла.

Закончила я 10 классов и начала работать в детсаду нянечкой. Поступила заочно в институт им. Герцена в Ленинграде на факультет дошкольной педагогики. Приехала на сессию, а в городе на гастролях Воронежский хор. Ах, что это был за хор! Воронежские песни протяжные, мелодичные, широта дыхания бескрайняя. А хор красочный, костюмы изумительные, пение беспрерывное, одни берут дыхание, другие тянут; да я зачарована ими была! После концерта попросила, чтобы меня прослушали. “Ну приезжай”, - говорят. И ведь по простоте душевной поехала! Жизнь человеческая - река. У одних - Волга, у других - ручей безымянный. Случайно ли каждый из нас русло выбирает? В Воронежском хоре я пела недолго, а наука - на всю жизнь. Из хора уволили за профнепригодность - голос пропал. Я молодая, неопытная, перегрузки большие были. Поехали мы на фестиваль в Вену. Пели везде - на улицах, площадях, в залах. Посадила голос. Переживала страшно, плакала. Пошла работать опять в детсад, а жить негде - из общежития уже просят...
А голос воскрес. Сильный, щедрый, молодой. Иногда и для певиц помолчать бывает полезно.

Я всегда стремилась в Москву. В столице - мастера, есть у кого учиться. В Москве в то время открывалась Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства. Меня прослушали, взяли. Сделали программу “В жизни раз бывает восемнадцать лет” - я маленькая, худенькая, в красном платье, вокруг - 12 баянистов. Красиво получалось. Меня услышали - пела я и у Л.А. Руслановой дома; прослезилась она, благословила. Но сказала: ищи свои песни. Тогда ведь я ей во всем подражала, не было у меня своего репертуара. Редкий, очень редкий человек, входящий в искусство, избегает подражания. Подражание юных великим - не от слабости собственной, от очарования. Подражание зрелых великим - от трусости. Перед жизнью, искусством, неизвестностью, смертью. Как будешь жить - так будешь и петь, какой бы стороной судьба к тебе ни повернулась - парадной или траурной.


Мы познакомились с В.Я. Чекаловым на банкете, в Кремле, в 65-м году, а в 67-м он уже погиб. Два года я была за ним замужем и в личной жизни не нашла больше замены, не нашла любви. Он меня очень любил. И я его любила. Благодарно, весело, отчаянно. Я ведь молодая была, ничего не понимала, что браки такие не приветствуются в их структурах, а он влюбился - и пошел на все. Нет, я его ни у кого не отбивала - он был человек вдовый и детей своих не оставил - я пришла к нему в семью. И все же... Конечно, мне было приятно - все для меня, на концерт на “Чайке”, на “ЗИЛе”, пожалуйста. Но это не было главным! Я свой чемодан с концертными костюмами таскала и таскала за собой. Казалось бы, вышла замуж за генерала, красивого, с положением, вышла сирота-бесприданница, ну брось все и сиди в Москве! Но песня все-таки выше этого была! Мне все говорили: “Шура, у тебя такой красивый муж, что ты так плохо одета?!”
А я всегда просто одевалась, и для меня это не имело никакого значения. Муж меня любил такую, какая я была, и зачем ему какие-то платья! Я есть - “Сашенька” - и все! Как я оделась, так и хорошо. Это не имело значения. Есть другие ценности. Для меня сцена - всегда была главным. Он очень понимал меня и никогда не запрещал выступать - я бы без этого погибла! И потом, когда его не стало, я осталась с теми же песнями и с тем же чемоданом с костюмами.

Я помню себя страшно усталой, жутко усталой - эмоционально, физически. Много ездили. У меня инструментальный ансамбль, людей надо было кормить, а ставки мизерные, и чтобы что-то заработать, приходилось брать количеством. Я так уставала, что мне не хотелось даже улыбаться. Все время в работе - планы были расписаны на два года вперед. Я не помню, чтобы я болела, да это было и невозможно. Талант - Божий дар - и сохранить его легко - люди добрые помогут. Только жить надо так, чтобы на пути твоем они встречались. Мне повезло, я общалась с людьми высокой культуры, знающими народное искусство. Мы гастролировали на юге, и там меня услышал И.С. Козловский. Он привел меня на радио. Оркестром радио тогда дирижировал В.И. Федосеев, а его жена, О.Д. Доброхотова руководила редакцией нар. музыки. Представляете, какие у меня были учителя?! Требования - высочайшие! Отец Ольги Ивановны, певец И.М. Скобцов, замечательно пел нар. песню в традициях классики. Как он её чувствовал!

Я стремилась всегда к высокому искусству - у меня был идеал! Эстрада - разбалтывает. Ежедневные выступления в разных условиях, иногда очень плохих. В погоне за деньгами все можно растерять! А я вхожу в Большой зал консерватории и слушаю таких мастеров, как А.Ведерников, И.Архипова, Е.Образцова. Я выступала в одном концерте с С.Я. Лемешевым. Было у кого учиться! Всегда ведь считалось - нар. песня - нечто более низкое, ряженое... А я смотрела, как певцы поют классику, как держатся на сцене, как одеваются. Дружила с редакцией нар. музыки на радио, а запись требовала точности, вкуса. Разве можно петь плохо, когда тебе дирижирует сам Светланов?!

Конечно, у меня были несовершенства, но была и любовь к своему делу. Я ведь пела неровно, “рвала”, подражая Руслановой. Но ей можно было простить, а мне - нет. Лидия Андреевна говорила: “Я женщина безграмотная, пою, как Бог на душу положит, а ты будь умнее”. Уже будучи заслуженной артисткой России, я пошла учиться в институт им. Гнесиных. Меня О.И. Доброхотова повела. Много дала учеба, не меньше - певицы, что жили до меня...В памяти - сила. Потому что память и есть самое драгоценное знание, придающее смысл человеческому существованию и укрепляющее веру. Я возродила репертуар О.В. Ковалевой. Она лирическая певица, не такая броская, как Русланова, я многому у нее научилась. Я-то все громко пела, а когда услышала Ковалеву, была потрясена - лиризм, мудрость, скромность, но в этом такая правда! А если идти дорогой правды, обязательно придешь к истинному искусству вне зависимости от препятствий, которые воздвигает время.

С творчеством Н.В. Плевицкой я встретилась, когда училась в институте. Педагог, Е.К. Гедеванова, дала мне старую пластинку: “Шура, вот возьми, посмотри”. Это были курские свадебные песни в исполнении Плевицкой. Сложное пение, витиеватое, с ходу не взять. Года три я слушала, удивлялась, примеривалась, что-то потихоньку разучивала. После ходила на радио, показывала, уговаривала, чтобы песни переписали, потому что качество старых записей, конечно, было низким. Вы мне можете не верить, но тем, что я возродила имена ушедших певиц, я иногда горжусь даже больше, чем собственным творчеством. Пусть они живут хотя бы в моих устах. Пою я на концерте что-нибудь из Ковалевой, обязательно о ней расскажу - молодые ведь ее вообще не знают. Пою я Плевицкую - добрым словом помяну, нельзя ведь по-другому жить!

Песня - судьба народа. Покуда длится она, русские живы - малым ручьем ли, безбрежным морем. Одни отпели - другие подхватили, добавили свой голос и дальше передали. Но как в многоголосье свои слова найти, единственные, свою песню, неповторимую? Я всегда старалась песни слушать с голоса, искала старые записи на радио, пластинки. Песни - моё единственное богатство. Всю жизнь я их собирала - что мне по голосу подходит, по облику, по характеру, по душе. Если меня вещь волнует - я плачу. И я знаю - это моё. Я смогу донести такую песню людям. И они будут плакать. А я слушаю наши песни - удивляюсь. Трагедию, смерть - мы без уныния встречаем, с отвагой, а счастье, свадьбу - с робостью, с печалью.


...Я выходила потом еще раз замуж, второй мой супруг - музыкант, А.Морозов. Но это был брак скорее деловой. Муж помогал мне с гастролями, с бытом, занимался ансамблем - одной мне, конечно, было все не поднять. Но духовного понимания и того, что связывает людей навсегда, у нас не было. Потому что я даже детей от него не родила. Я не хотела. Он был моложе меня. Звали его тоже Володей. Когда мы расстались - а прожили вместе мы порядочно, соединяло нас многое: работа, творчество, так вот, когда расстались, все поделили, и он пошел - как ни в чем не бывало, как чужой человек. Я думаю: странно - был столько лет рядом и пошел как чужой... Он был, конечно, человек незаурядный, неординарного ума, хотя - босяк. У него отношение к жизни легкое, феерическое, что меня к нему и потянуло. Когда мы встретились, я ведь не жила - доживала. Смотрела на жизнь, как на пропащую, и думала, что и сама вслед за любимым вскоре уйду. И вдруг я встречаю Володю в Одессе, на гастролях. Гуляет он на пляже, вокруг него всегда компании, вино, карты, смех, веселье. Сам он в лаковых ботинках, живет с шиком Остапа Бендера - кровей в нем намешано тьма, и за что ни возьмется, все у него получается. В любой ресторан мог пройти. Очередь в три вилюшки, он - мимо. Уверенной походкой к швейцару. “Так, старик, там заказано”, - и руку к стеклу, а на ладони - деньги. Швейцар: “Да-да, заказано”. Мне стыдно, я вообще хамства не терплю, а чтобы кого-то обмануть, пролезть куда-нибудь - нет во мне этих качеств. А ему - хоть бы хны, все делал легко, быстро.

Когда мы жили вместе, он брал на себя всё - хлопоты по дому, быт, продукты, магазины. Я занималась только пением. Но легкость характера в конце концов проявилась не только к жизни, но и ко мне. Мы расстались. Но  он всегда меня ставил в пример всем и  считает, что лучше меня нет.

- До сих пор?
- До сих пор.

- Но вы же изучаете свой предмет, невольно сравниваете исполнителей. Вот, допустим, ансамбль “Золотое кольцо” сейчас очень популярен.
- Понимаете, я не могу кого-то осуждать или хаять, выставлять какие-то оценки. Вот наше поколение - Воронец, Зыкина и я. Потом идут Л.Рюмина, Т.Петрова, дальше - совсем молодые. Но такого серьезного отношения к песне, как у нас, у последующих поколений я не вижу. Много певиц, но все думают о том, как пробиться, как денег достать. Но это не должно быть главным. Выскочить можно. А вот удержаться, сохранив голос, душу, да еще обогатить все репертуаром, вкусом, уважительным отношением к тому, что было до тебя, и нести все это дальше, не потеряв порядочность, - вот что тяжело! К Н.Кадышевой, солистке “Золотого кольца”, я всегда хорошо относилась. У нее красивый тембр, трогательный, грудной. Он меня поражал, волновал, еще когда она пела в ансамбле “Россияночка”. Но ведь “Золотое кольцо” не поет живьем! Взяли компьютер и всё - в одну дуду! Есть реклама, есть популярность, но сколько песен перепорчено! Они выходят на сцену, открывают рот и крутятся. Попробуй петь и танцевать! Если ты певица, у тебя другая задача. Надо что-то одно хорошо делать. Многие поют под фонограмму. Мне их жалко. Они обездоленные, они не в форме. Надо петь вживую, и это продлевает жизнь......

- Разве не гибельно петь всегда вживую, то есть всегда переживая, проживая песню?
- Конечно, петь вживую - тяжело. Но зато ты имеешь право называться певицей...

- А когда вы почувствовали себя певицей?
- Не так давно Я почувствовала себя певицей тогда, когда получила соответствующую школу. Пришла я в институт учиться, педагог не знает, как со мной обращаться - голос-то народный. “Шура, открой рот, ты поешь с закрытым ртом”.
Я не знаю, как мне его открыть, а она не может мне показать. Концертмейстер терпел-терпел мои мучения и не вытерпел. Однажды он мне говорит: “Александра Ильинична, хотите, я с вами позанимаюсь? Потому что то, чем поют, у вас еще не затронуто”.
Л.Л. Базилевича я всегда добром вспоминаю. Он был абсолютным бессребреником, 4 года занимался со мной лишь из любви к искусству. Как педагог он - талант, клад! Внешне - очень несценичный, неброский, всегда в своих мыслях. Когда он мне вышел аккомпанировать - я сдавала программу - люди мне потом говорили: “Шура, мы думали сначала, что он вышел двигать рояль...”
Ну, если человеку не дано, что сделаешь! Зато когда он начинал заниматься со мной вокалом, я готова была стать перед ним на колени. А как пианист... Он сам рассказывал: когда закончил консерваторию, надо было диплом защищать. “Вышел к роялю, стал играть. Нормально всё. А когда закончил, очнулся - вижу на коленях у инструмента стою. То есть я сполз со стула, а когда - не помню”...

- А у вас такие случаи были?
- Нет, на сцене не было. Что значит быть певицей? Сейчас я знаю:  в любом месте выйду, спою и у меня получится. Люди затихнут, лица у них переродятся. Но это не я на них воздействую. Это - песня, голос, душа - всё вместе. Вот я приезжаю за границу, популярность там ничего не значит, внешность у меня не выдающаяся - я маленькая, незаметная, никто меня там не знает, но стоит выйти, спеть, и люди, что прежде рядом с тобой сидели не замечая, идут к тебе, начинают обнимать, целовать, благодарить! Это невольно происходит. Красота притягивает, красота внутренняя. Вот что значит быть певицей и вот какое мне Бог счастье дал!..
Много пришлось передумать, пережить, и теперь я стала более свободной. Я поняла в последнее время, что надо быть просто человеком нормальным во всех своих проявлениях. Тогда ты будешь и людям интересен. Талантливые люди на сцене - они и в жизни простые. Чем талантливей, тем проще. И выше. Духовно выше. А дутые, что делают из себя большие фигуры, - это всё пустое.

- Но некоторые “звезды”, в том числе и “народные”, светят ослепительно ярко, вызывающе ярко: Н.Бабкина, Л.Зыкина...
- У Н.Бабкиной есть своя публика, она пробивная, её любят. Но я не могу сказать, что мне всё нравится, что она делает. Если она берет нар. песню, то всё “бодряк” какой-то, строевая, и при всём этом - некоторая разболтанность появляется. Я другие грани стараюсь взять в песне - опрятность, женственность. У каждого ведь свой характер, свой идеал. А Зыкина - всегда была королевой. Она при всех правительствах - правительственная певица. Но Людмила Георгиевна многим и помогала, будучи при власти. В советские времена, в какой бы город она не приезжала, её встречали только секретари ЦК. Всегда. Если этой свиты не было, это ж удивительно - как это так? Я-то всегда была на третьих ролях, - если уж все заболеют, тогда - в первый состав. Тем более Володя, муж мой, он был такой бесшабашный, мог нахамить за меня кому угодно, нас и с декад выставляли..Так что я шла своим путем...

Но Зыкина - человек очень профессиональный. Грань, которую она всегда хорошо брала, - это советская песня. Она прошла прекрасную школу - пела в хоре радио, в хоре Пятницкого; она думающая певица, а это всегда важно. Если она что-то делает, то всегда достигает успеха. Я бы так не пела. Но мне так и не надо. А она делает по-иному, и у неё это хорошо получается. Зыкина убедительна. Не скажешь ведь на хорошо - плохо. Мне нравится её слушать. И она ухо востро держит - кто в какой форме. Зыкина никогда о ком-то плохо не скажет, наоборот, по телевидению говорит: да, мы с Ольгой Воронец, и Шура Стрельченко хорошо поет... Но в глаза она тебя никогда не похвалит. Ну, глыба. Она сидит, и вроде тебя для неё не существует. А я подхожу к ней искренне, если понравилась песня. Она выходит на сцену, и - освещает. Если у человека талант, то он выходит и освещает собою пространство, обликом своим несет свет. Я на неё всегда с удовольствием смотрю, и меня ничего не смущает, потому что она стала как скала, и жест у неё естественный, и осанка её - ей это идет! Я её принимаю, и не могу этого скрыть. Зачем мне говорить: вот, зло берет, как Зыкина хорошо поёт! Я радуюсь, что она вышла и сцену собой осветила. И я иду к ней и не могу скрыть своей радости, улыбаюсь. И тут “здрассь” - величавый кивок. Ну, ладно... Но я своё всё равно сказала, душа моя сказала.


Талант независтлив... Я вижу красоту - душа моя ликует. И я думаю: и я должна подтянуться. Талант заставляет человека быть лучше себя самого. Знаете, приезжают бабушки из деревни и от них такое добро идет, такая правда! Они и поют неграмотно, и несценичные, старенькие, но такая красота, такой характер! Это же счастье, любить всё талантливое, волнующее!.В чём-то я прежде была неубедительна, в чём-то действительно не дотягивала. Имя было, а солидности не было. Меня признали только в последние годы. Но я осталась такой же, как и прежде. Провела в прошлом году концерт памяти Плевицкой в Колонном зале. Телевизионщики сняли, но не показали - у меня не было денег заплатить за показ. Ведь нужно было заплатить и за зал, и оркестру, и за съемку, за монтаж. Я отдала все деньги, какие у меня были, и еще осталась должна. У меня нет денег. Если нет концертов, - откуда деньги?! Я ведь эти только зарабатываю. Потом, я же не могу идти и говорить всем, что у меня нет денег! Все же думают наоборот! А ведь мне нужно концерт свой провести, компакт-диск выпустить. Программа большая, есть что петь, есть что людям сказать, хочется, чтобы всё было красиво, чтобы по телевидению показали. Друзья-то мои и так знают, как я пою... Да, да, в сутолоке буден, суеты вдруг обернешься, трезво посмотришь вокруг, ужаснешься: что же у нас за жизнь такая сейчас?! Певица, поющая вживую родную песню, - не нужна. И песня - не нужна. И народ - не нужен. А кто же нужен тогда? Механические соловьи? Роботизированные избиратели? Блёстки “золотого миллиарда”? Вот где тоталитаризм, какой нам и не снился!..

- Но как должна чувствовать певица, которая может петь, и не поет?
- Тоска страшная. Всё немило, всё - без радости. Поэтому я нахожу себе какие-то занятия, дела. Вот, например, учу английский язык... Но понимаете, надо бы заниматься творчеством. Есть что сказать и - нельзя сказать. Не должно же так быть?! Я ведь в хорошей форме - только бы пела! Когда я пою, я чувствую себя счастливой. Просыпаюсь - с радостью. Много я в жизни пережила, и бед, и невзгод. А радость всегда одна была - песня. И той сейчас нету... Знаете, чем спасаюсь сейчас? Когда плохое настроение - я беру с полки Пушкина. Любой том. Открываю и ухожу в его мир. Когда-то я была в Пушкиногорье, снималась там, пела. Меня пригласили туда В.И. Федосеев и О.И. Доброхотова, она всех своих знакомых всегда старалась к прекрасному приобщить. И вот я приехала туда, пешком исходила все окрестности, купалась в Сороти, была в Святогорском монастыре... С Гейченко мы встречались, разговаривали. Я пела там песню “Матушка моя, что во поле пыльно”, ту, что когда-то цыганка пела Пушкину. Всё я посмотрела, всё мы обошли... И так всё это на меня подействовало - старые дубы, Сороть, аллеи, что вдруг мне показалось - в конце аллеи сам Пушкин стоит! Слезы покатились, клянусь! Пушкин - это истина, это то, что держит всех русских людей вместе.

По рождению я украинка, а по культуре, воспитанию, языку - русская. Мне не было стыдно за себя никогда. Я могла ошибаться в чём-то, заблуждаться, но я не совершала безнравственных поступков. Я не могу за себя стыдиться. Потом, я помню, как воспринимали “русскость” в советское время. Главное, чтобы были в кокошниках, сарафанах. Этого было достаточно. Мне советовали : “Шура, ну чего ты, одень сарафан и ты будешь в первых рядах!”
Но начнем с того, что я не любила сарафан. Он мне не шел! Ряженность какая-то - я этого не принимаю. Нужно нести внутреннее отношение к национальному чувству, а костюм должен украшать меня, гармонировать с тем, что я делаю на сцене.

- Люди сейчас не живут, а выживают в большинстве своем. Выживать - жить суетным. Но разве может такая жизнь родить высокое искусство?
- Нужно стремиться к вечному - вот что я поняла за свою жизнь. Тогда легче переносить повседневные невзгоды. Радости нет в стране, веры нет, надежды. А людям свет нужен. Они ведь терзаются, мучаются. Но при всем этом телевизор смотришь - настоящий шабаш - презентации, юбилеи, машины друг другу дарят, виллы, дачи. Это безнравственно. Как не стыдно! При том, что народ голодает! Я выхожу на улицу и стараюсь одеться поскромней. Что я буду выпячиваться, когда народ так плохо живет?! Мне неудобно, когда меня узнают. Нет, я не сторонница жить кое-как, ходить в рубище. Но надо жить с любовью к жизни, с любовью к ее красоте - к цветку ли простому - ромашке, колокольчику, к запаху ли - полынному, терпкому, к неброским краскам нашего лета......
Январь 1999,
https://dzen.ru/a/Wi2qWCVtXDfbxgf9

"Как не любить мне эту землю?"


На окошке два цветочка
Я на горку шла
Помню, что было
Кудрявая рябина
Златые горы

Любимый романс С.С. Гейченко...
Листочек
Прикрепления: 0290831.jpg (5.0 Kb) · 4686764.jpg (5.8 Kb) · 7306886.jpg (21.6 Kb) · 6427652.jpg (25.2 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: