[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ЮРИЙ ВИЗБОР *
ЮРИЙ ВИЗБОР *
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 19 Сен 2021, 19:02 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6563
Статус: Offline
ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ ВИЗБОР
(20.06. 1934 - 17.09. 1984)


Певец, поэт, актер, писатель, журналист. В его творческом наследии свыше 3-х сотен песен. Член Союза композиторов и Союза журналистов Советского Союза. Все, за что он брался, получалось ярко и талантливо. Он мог запросто написать песню и исполнить ее, сочинить сценарий к фильму и сам сыграть в нем, мог с легкостью одолеть высокую гору – в этом был весь Ю.Визбор. Песни, написанные им, поет уже несколько поколений, и они звучат как раньше, тепло и романтично. Именно он стал создателем нового жанра – песня-репортаж. В честь Визбора собираются фестивали и концерты, значит, прожил он не напрасно, сумел оставить после себя яркий след на земле.

Родился Юрий в Москве. В его жилах текла украинско-литовская кровь, но на вопрос о национальности, он всегда отвечал: «Русский». Отца звали Иозас Визборас, но домашние привыкли называть его Юзеком. Он был командиром Красной Армии. В Гражданскую воевал на Южном фронте, в 30-е годы его перевели на руководящую должность в милицию Таджикистана. В 1934-м получил ранение в спину. В январе 1938  арестован, в марте того же года приговорен к расстрелу. Его обвинили в том, что он поддерживал контрреволюционную латышскую организацию. Реабилитирован посмертно в 1958-м.
Мама Юрия – Мария Шевченко, родом с Украины, училась на курсах акушерок, в Великую Отечественную трудилась в санэпидстанции и продолжала учебу в 1-м Медицинском институте. Свыше 30 лет была сотрудником Министерства здравоохранения СССР.
Его родители познакомились в Сочи, куда Мария попала по распределению, а Иозас как раз проходил реабилитацию после ранения. На тот момент он служил в органах, и забрал девушку с собой в Москву. В 1941 г. мама с сыном переехали на Сретенку, где и  прошло его детство и юность. Мама вышла замуж  за И.Ачеткова, рабфаковца, получившего должность в Государственном комитете по строительству. Отношения отчима и пасынка не сложились, возможно, это и стало причиной развода в 1951-м.


В 14 лет мальчик попал пионерский лагерь, где его назначили помощником вожатого. Там он в первый раз влюбился, и написал свои первые стихи, посвященные предмету своей страсти. В них что-то было о тоске, страсти, прежних днях.
В детские годы Визбору сильно нравился футбол, потом он загорелся профессией летчика. В старшей школе парень стал членом аэроклуба, и за 2 года уже мог летать на Як-18. Школьный аттестат Юрий получил в 1951-м, и, несмотря на любовь к небу, стал студентом не авиационного, а пединститута. Он и сам не ожидал, что будет туда поступать, но поддался уговорам лучшего друга В.Красновского. Юрий всегда говорил, что Владимир сыграл в его жизни большую роль. Это благодаря ему, Визбор взял в руки гитару и освоил первые аккорды, научился видеть красоту в музыке и поэзии.


Его творческая биография началась именно в этих стенах. В те годы в институте много времени уделялось развитию песенных традиций, самодеятельность была на высоком уровне, процветал туризм. Студенты часто посещали живописные уголки Карелии, Подмосковья, и именно там приходило вдохновение к написанию стихов и музыки. Визбор учился вместе с А.Якушевой, Ю.Кимом, Ю.Ряшенцевым. Свои первые 2 композиции Юрий написал еще будучи студентом первого курса. Это были песни «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки», которые быстро подхватила студенческая братия. В те годы в пединституте зарождалась авторская песня, и Визбор стал самым ярким представителем этого жанра. После выпуска из вуза неразлучные друзья Визбор и Красновский получают распределение в одну из сельских школ близ Архангельска. Но их педагогическая деятельность закончилась спустя 2 месяца. Молодые люди получили повестки в армию, и служили в Мурманской обл.


В годы службы Юрий продолжал писать, его стихи печатала армейская газета. После демобилизации он получил звание радиста 1- го класса. Его песни были о подвигах, воинской славе и доблести. За это время он всем сердцем прикипел к Северу, и потом возвращался туда не раз, получив очередное журналистское задание. Именно в Мурманске вышла его первая песня под названием «Синие горы». Уже после армии Визбор сел за написание повести, о которой положительно отозвался К.Симонов. В 1963-м попытался напечатать свое произведение «На срок службы не влияет», но редакция журнала «Юность» отказала ему в публикации. Ее выпустили только после смерти Визбора, в одном из 2-х томов его сочинений.

В 1957 г. Визбор устроился на радио, куда его взяли на должность внештатного журналиста. Он перебивался случайными заработками, страдал от неустроенности своего быта, но все равно продолжал творить. В это время выходят лучшие из его песен, которые быстро ушли в народ – «Охотный ряд», «Синий перекресток», «Спокойно, дружище». В 1960 году вышла единственная композиция, в которой он был лишь автором музыки – «Если я заболею». Автором стихов стал поэт Я.Смеляков. В 1961 г. ее напечатали в журнале «Музыкальная жизнь». Композиции Визбора можно было достать исключительно в записи на магнитофоне.
В 1961-м Визбор и писатель С.Смирнов стали авторами сценария к фильму «Выше неба», в котором звучат 6 его песен. Самой знаменитой получился «Домбайский вальс».


В 60-е годы Визбор начал выступать с концертами. Он стоял у истоков создания радио «Юность» и муз. журнала «Кругозор», сотрудником которого оставался вплоть до 1970-го. Он ездил по стране и в это же время придумал новый жанр – песня-репортаж. В №1 «Кругозора» появилась и первая песня в этом жанре – «На плато Расвумчорр». В 1966 г. Юрий выпустил свой первый прозаический сборник под названием «Ноль эмоций». Спустя год стал членом КПСС, и автором сценария к док. фильму «Тува – перекресток времен». В 1971-м Визбор объездил множество городов Союза, и дал 30 концертов. Спустя 5 лет, в 1976-ом он дал 70 концертов, продолжая активно писать. Его песни звучали во многих картинах: Александру» из «Москва слезам не верит», «Ты у меня одна», «Серега Санин» для картины «Нежность к ревущему зверю». Песня «Милая моя» быстро стала хитом, и звучала во всех концертных программах Визбора.


Он не только писал стихи и музыку, он еще очень любил горы, поэтому альпинизм стал его постоянным занятием. Визбор участвовал в экспедициях на Памир, Тянь-Шань, Кавказ, потом стал инструктором в горнолыжном спорте. Его часто командируют на самые значимые стройки Союза – КамАЗ, Братскую ГЭС, Якутию, где разрабатывали месторождения полезных ископаемых. В 1970 г. его приняли на должность сценариста в творческое объединение «Экран». В 1976-м он стал победителем фестиваля Красный Крест, проходившего в Варне, и удостоился Гран-при как автор сценария к док. проекту «Доктор». Спустя некоторое время был принят в Союз кинематографистов. Кинематографическая биография Визбора началась в 60-х годах. Он сыграл в лентах «Июльский дождь», «Красная палатка», «Возмездие», «Рудольфио», «Ты и я». Но самая яркая роль -  Мартина Бормана, ему досталась в картине «Семнадцать мгновений весны», снятой режиссером Т.Лиозновой. В 1984-м бард порадовал своих поклонников последней композицией «Цейская», созданной во время посещения осетинского горнолыжного курорта «Цей».


Первый раз Ю.Визбор женился на Аде Якушевой, с которой вместе учился в институте. Она тоже писала и исполняла песни, и представляла собой воплощение женственности тех лет. Они поженились в 1958 г., и вскоре у них родилась дочь Татьяна. Она стала журналисткой и родила Визбору 2-х внуков – Варвару и Юрия. Они продолжили дело своего звездного деда. Сейчас Варвара  известная певица и актриса, имеет диплом училища им.Щукина. Она поет и песни своего прославленного деда, в том числе и «Ночную дорогу», которая так нравится слушателям. Внук Юрий тоже музыкант, учился в Школе-студии МХАТ, автор оперы «Охота на Снарка» и множества саундтреков.
Любовной лирике Визбор посвятил очень много своих песен. Вся его жизнь состояла из романов, и песен, которые создавались под впечатлением от новых отношений. «Милая моя» посвящалась первой жене Аде, а «Перевал» получился, когда Визбор снова влюбился и закрыл предыдущие страницы своей жизни.


Второй женой барда стала актриса Е.Уралова, которую встретил на съемках картины «Июльский дождь». В этом браке родилась еще одна дочь – Анна. Семья распалась через 7 лет, когда в личной жизни Юрия появилась художница Т.Лаврушина. Однако эти отношения длились всего 6 месяцев. 4-я жена Ю.Визбора – журналистка Н.Тихонова, прожила с ним 10 лет, до самой его смерти.
Юрий никогда не жаловался на здоровье, но в 1982-м слег с инфарктом. Но ему удалось быстро поправиться, пройти курс реабилитации и он снова отправился в горы с очередной экспедицией. Через 2 года, весной 1984-го, Визбор почувствовал недомогание. Он как раз вернулся в Москву после похода в альпинистский лагерь «Цей», и решил обратиться за помощью к медикам. Доктора вынесли вердикт, равносильный смертному приговору – онкология. Спустя полгода после этого Ю.Визбора не стало. Он умер в 50 лет из-за рака печени. Местом упокоения Ю.Визбора стало Кунцевское кладбище Москвы.


https://biographe.ru/znamenitosti/yuriy-vizbor/

"Наполним музыкой сердца"


"Давным-давно"


"Сон под пятницу"


"Песня альпинистов"


"Спокойно, товарищ, спокойно"
Прикрепления: 9063524.jpg(9.0 Kb) · 1267935.jpg(8.4 Kb) · 4351385.jpg(12.8 Kb) · 4317723.jpg(10.5 Kb) · 6832288.jpg(10.0 Kb) · 6124796.png(52.9 Kb) · 9738323.jpg(14.9 Kb) · 9714572.jpg(13.2 Kb) · 4596543.jpg(26.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 01 Июл 2022, 17:39 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6563
Статус: Offline
К 88-летию со дня рождения
ГИТАРА ЮРИЯ ВИЗБОРА


Его видавшая виды гитара, расчехленная, лежала у зеркала полупустой артистической комнаты, тихим звоном отвечая на витавшие вокруг разговоры, словно повторяла про себя перед выступлением очень важные слова, которые надо не забыть сообщить собравшимся там, в зале. Сам бард, полусогнувшись, сидел в углу комнаты и, ссутулив широкие плечи, терпеливо надписывал толстенную кипу фотографий, где он был снят в одной и той же позе: высоко закинувший голову, с прикрытыми глазами, словно он не пел, а пил песню, с пониманием тонкого знатока дегустируя ее чарующий привкус .Другое фото было мне знакомо. Туристская джинсовка, шкиперская трубочка в руках... "Июль 75. Жигули. Волга". Всесоюзный фестиваль самодеятельной песни, 25 тыс. гостей. Там Визбор был, пожалуй, самой популярной личностью. Стоило ему вырваться из одного окружения, как его снова окружали парни и девушки, упрашивали, умоляли: "Юрий Иосифович, одну песню". Юрий Иосифович вновь сдавался, и над костром в ночное небо взлетали искрящиеся юмором песни, а чуть хрипловатый голос рассказывал о том, что видел, чувствовал, думал этот человек с лукавым прищуром иронических, умных глаз... Наконец его отпускали, но стоило ему сделать несколько шагов, как он вновь попадал в кольцо поклонников его таланта.

О себе он рассказывает так: "Я москвич, кончил пединститут, работал в Архангельской обл., служил, после армии приехал в Москву, занялся журналистикой. В 1961 г. вдвоем с Б.Абакумовым мы придумали радиостанцию "Юность" - тематику, штат, всё вплоть до деталей. Затем пробили эту идею. Так появилась сейчас уже привычная "Юность". В 1964 г. точно так же мы организовали звуковой журнал "Кругозор" (название, по-моему очень точное, придумал Л.Кассиль). Ю.Визбор и его коллега Б.Вахнюк основали в этом журнале новый жанр - песню-репортаж.

- Работа дала мне возможность побывать в самых разнообразных средах. На земле, в воздухе, в море, под водой. Поэтому, кстати, много песен у меня связано с географическими понятиями.

Перед очередным выступлением я взял у нео мини-интервью.
- Юрий Иосифович, сколько всего вы написали песен?
- Около 280-ти. Пою, разумеется, не все - время производит естественный отбор.

- Какую аудиторию предпочитаете?
- Молодую.

- Почему самодеятельные песни сочиняют сейчас люди всех возрастов, а слушают только молодые?
- Не согласен. Сейчас как раз пишут песни барды уже в возрасте, все мы с нетерпением ждем появления юного "короля", чтобы усадить его на "трон", но он не появляется.

- Ваше творческое кредо?
- У Л.Мартынова есть такие строки: "Из сужденья не пишутся стихотворенья, не умею писать ни на чье усмотренье". Вот это, пожалуй - писать только на свое усмотрение, высказывать только свое, прочувствованное, ненадуманное, исполняя "заказ души".

- Какими качествами должен обладать бард?
- Быть талантливым человеком, сильной личностью.

- Пишете ли песни?
- Редко. Времени не хватает.

- Два слова о планах.
- Мне предстоят съемки в телефильме "Наша биография" - 1943 и 1944 г.

В чем притягательная сила песен Визбора? Видимо, главное в том, что все они написаны о действительно пережитом, написаны остроумным, интересным, талантливым человеком, тонким поэтом. Очень широк диапазон тем его песен - здесь и лирические, и так называемые дорожные, туристские, здесь я баллады о сложных судьбах, и песни банально бытового жанра. Визбор с зоркостью и оперативностью репортера откликается на любое взволновавшее его событие, философски и поэтически, в то же время математически точно, осмысливая его. И щедро, "не требуя награды, не требуя венца", дарит свое искусство благодарным слушателям. Цена - бескорыстие.
Беседу вел Г. Янилкин. 1977
http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=1960

ШИФРОВКА ОТ БОРМАНА
О многих неизвестных эпизодах жизни Ю.Визбора впервые рассказала его вдова  Нина Тихонова-Визбор.


Нина Филимоновна - хранитель наследия Ю.Визбора, организатор многих вечеров памяти великого барда. Родилась 27 сентября 1938 г.  Была последней, 4-й женой знаменитого барда (до нее он был женат на поэтессе А.Якушевой, актрисе Е.Ураловой и художнице Т.Лаврушиной). Они познакомились в сентябре 1974 г. Нина тогда ничего не знала о знаменитом барде, хотя к 1974 г. Визбор был уже очень популярен. Слышала отдельные песни, но понятия не имела, кто их автор. Более того – она даже не видела "Семнадцати мгновений весны", где Визбор сыграл Бормана. С Ниной Филимоновной Визбор прожил последние 10 лет, до своей смерти в 1984 г. (хотя оформили брак только в июне 1979 г.). После смерти мужа Нина Филимоновна избрала для себя путь служения пропаганде, популяризации творчества Ю.Визбора. Именно благодаря ее усилиям ежегодно, начиная с 1994 г., уже 20 лет в крупнейших концертных залах Москвы (ГЦКЗ "Россия", ГКД, Крокус Сити Холл и др.) в день рождения Ю.Визбора проводятся концерты его памяти.

Она стала идейным вдохновителем Межрегионального молодежного фестиваля авторской песни "Распахнутые ветра" им. Ю.Визбора на озере Селигер, который проводились уже 13 лет. С ее помощью набирал силу еще один молодёжный визборовский фестиваль в Раменском районе Московской обл. Под ее кураторством выпущены многочисленные сборники произведений, компакт-кассеты и компакт-диски с песнями Ю.Визбора. Н.Ф.Тихонова-Визбор – была главным хранителем архива и раритетов Ю.Визбора, которые служат источником бесценной информации для исполнителей авторской песни, журналистов, кинодокументалистов.  Скончалась 23 мая 2013 г.

Нине Тихоновой-Визбор



О моя дорогая, моя несравненная леди!
Ледокол мой печален, и штурман мой смотрит на юг,
И представьте себе, что звезда из созвездия Лебедь
Непосредственно в медную форточку смотрит мою.

Непосредственно в эту же форточку ветер влетает,
Называвшийся в разных местах то муссон, то пассат,
Он влетает и с явной усмешкою письма читает,
Не отправленные, потому что пропал адресат.

Где же, детка моя, я тебя проморгал и не понял?
Где, подружка моя, разошелся с тобой на пути?
Где, гитарой бренча, прошагал мимо тихих симфоний,
Полагая, что эти концерты еще впереди?

И беспечно я лил на баранину соус "ткемали",
И картинки смотрел по утрам на обоях чужих,
И меня принимали, которые не понимали,
И считали, что счастье является качеством лжи.

Одиночество шлялось за мной и в волнистых витринах
Отражалось печальной фигурой в потертом плаще.
За фигурой по мокрым асфальтам катились машины -
Абсолютно пустые, без всяких шоферов вообще.

И в пустынных вагонах метро я летел через годы,
И в безлюдных портах провожал и встречал сам себя,
И водили со мной хороводы одни непогоды,
И все было на этой земле без тебя, без тебя.

Кто-то рядом ходил и чего-то бубнил - я не слышал.
Телевизор мне тыкал красавиц в лицо - я ослеп.
И, надеясь на старого друга и горные лыжи,
Я пока пребываю на этой пустынной земле.

О моя дорогая, моя несравненная леди!
Ледокол мой буксует во льдах, выбиваясь из сил...
Золотая подружка моя из созвездия Лебедь -
Не забудь. Упади. Обнадежь. Догадайся. Спаси.
Ю.Визбор. 1979 - 1981


В гости к Н.Тихоновой-Визбор мы пришли в самую что ни на есть горячую пору. Ежегодно в июне, в день рождения Ю.Визбора, Нина Филимоновна и ее команда устраивают концерт. А поскольку этот год особенный - 70 лет Визбору и 20 лет со дня его смерти, - то и мероприятие будет как никогда грандиозное - выступления растянутся на 2 дня. Поэтому с утра до ночи на даче Тихоновой заседает “худсовет” и ежеминутно звонит телефон: ни один уважающий себя бард не может пропустить такой концерт.
На даче под Троицком Визбор не бывал - она построена уже после его смерти. Но в самом дачном поселке писателей он прожил не один год и во всем Подмосковье любил именно это место, даже мечтал купить здесь дом. Мечту осуществила жена.

- Когда я только-только с ним познакомилась, мне говорили: ты с ума сошла. Это такой ловелас, мягко говоря. А потом оказалось, что он не то что не “ходок”, а просто прямая противоположность. В нем жила вечная тоска по домашнему очагу. Причем в буквальном смысле тоже: он много раз говорил, что мечтает иметь камин. Эта его мечта сбылась. Вот камин, рядом Юрины фотографии, его картины, книги, кассеты…

- А что было до встречи с Визбором? Из какой вы семьи?
- Это караул полный - из какой я семьи. Я даже скрывала одно время. Мне казалось, что иметь такую благополучную семью неприлично. Папа у меня был генерал контрразведки. Потом его разжаловали при Хрущеве и сослали в Шепетовку. Но и там мы жили в достатке. Помню, мама давала мне в школу завтраки, и я по очереди кормила своих одноклассников. Потом - Львов, дальше - Харьковский университет, географический факультет.  Мне было все равно, где учиться, лишь бы получить высшее образование.

- Неужели не было никаких интересов?
- Меня всегда тянуло к гуманитариям, но там был такой конкурс, что девочка из провинции, как я думала, никогда не пройдет. Поэтому - геофак. После 1-го курса - первый поход: через перевал в Сухуми. На 2-й же день я бросила в ущелье свой рюкзак с едой. Потому что тащить его не могла. Я поняла, что выбрала профессию по ошибке, что как жила я на мягком диване, так и буду продолжать - это моя жизнь. Меня наказали - отлучили от обедов, давали только завтрак и ужин. Со мной никто в группе не разговаривал. Я думала: только бы дожить до Сухуми, а там - на поезд и домой. Я твердо решила: никогда в жизни больше не пойду в поход. Но, как говорится, не зарекайся. Когда встретила Визбора, он повесил мне на плечи рюкзак. И какой он был легкий. И как я бежала за Визбором с этим рюкзаком по жизни 10 лет…

- Вы познакомились не в юном возрасте?..
- Мне было 36 лет, а Визбору - 40. У каждого за плечами - серьезная жизнь. Я была замужем дважды, а Визбор - женат 2,5 раза. Последний его брак длился меньше года и сильного следа не оставил. Первый мой муж был народный артист балета, солист Большого театра В.Тихонов. Я, как чеховская душечка, сидела и переживала, как он сделает батман, как закрутит фуэте. Он танцевал и с Плисецкой, и с Максимовой. Это была плеяда очень сильных танцоров - В.Васильев, Е.Максимова, Бессмертнова, Тихонов, Фадеечев. Причем жили мы все в одном подъезде - в доме Большого театра на Малой Грузинской. С них началось триумфальное шествие советского балета по миру. Это и про них у Визбора: “А также в области балета мы впереди планеты всей”. Но для меня балетный мир был чужим. Он замкнут только на танце.

- Наверное, к тому же это аскетичный мир - ни поесть, ни выпить?..
- Не то слово. Форма, форма, форма. Все в балетных семьях подчинено только тому человеку, который занимается балетом. Помню, когда порог моего дома переступил Визбор. Я только что разошлась со вторым мужем. Визбор пришел на день рождения моей подруги, которая жила в соседнем доме, но по каким-то причинам она не могла праздновать у себя. Я, как хозяйка, встречала гостей. В том числе открыла Визбору. И сразу увидела, что это человек поразительного обаяния. Второго столь обаятельного человека я больше не встречала.

- Вы знали, кто такой Визбор?
- Понятия не имела.

- Но он уже сыграл Бормана в “Семнадцати мгновениях…”?
- Когда шел фильм, я была в Венгрии и пропустила серии с Борманом. А что есть такой Визбор, который поет песни… увы. Хотя песни слышала: “Охотный ряд”, “Серега Санин”. Я думала, что они народные. В компаниях же не говорили: давайте споем Визбора или Кукина. Просто пели “А я еду за туманом” - и я подпевала, но не подозревала, что есть кто-то, кто это все придумал. Когда он зашел, внутри екнуло: какой интересный мужчина! Я жила на 9-м этаже на Кутузовском проспекте, и вид из окна был потрясающий - Москва как на ладони: Арбат, высотки. Все, кто ни приходил, говорили: “Нин, какой у тебя вид из окна”. Вечером, когда зажглись огни, Визбор подошел к окну и тоже говорит: “Какой вид! Пожалуй, я из этого дома никуда не уйду”.
- Время покажет”
, - отвечаю.
Он был в тот момент в стадии развода. Чего я тоже не знала, обручальных колец он никогда не носил. Сколько он рассказывал историй! Я все думала: “Какой мужик интересный, какой талантливый, какая память!” В 2 час. ночи он спросил, нет ли гитары. У меня не было, но именинница - Т.Покрышкина -  сбегала к себе.

- А она знала, что это “тот самый” Визбор?
- Да. И она не зря его пригласила. На предмет, значит, чтобы у меня грусти не было. Я ведь только-только переехала сюда после развода. И вот он запел. Я никогда в жизни не слышала такого адресного исполнения. Обычно же выпьют и заряжают: “Что стоишь, качаясь, тонкая ряби-и-ина”. А когда тебе шепотом, глядя в глаза, с таким чувством поет человек, и все при этом замирают, и песни такие, что с ума сойти. Я понимала, что понравилась ему: женщину не обманешь. А он - мне. Потом уже я заметила, что во всех компаниях он был лидером. И не потому, что шумный и громкий, а за счет своего ума и юмора.

- С этого вечера все и закрутилось?
- Он пел тогда до 7 утра. Ближе к рассвету я говорю: “А чьи это песни такие хорошие?”
Он: “Ничего, что мои? А вы меня не знаете?”
-  “Нет. Но лицо ваше знакомо”.

Соврала, чтобы его не обижать. Уму непостижимо, как мы не пересеклись раньше. Мы потом сопоставили, и оказалось, что ходили в одни и те же дома. Был такой модный художник В.Щапов. Он один в Москве ездил на “Мерседесе”, еще до Высоцкого. Небольшого росточка, но с потрясающей энергетикой. У него все жены были как минимум на 4 головы выше. Я к Вите ходила как к себе домой. А он был другом Визбора. Когда Юра разошелся с Якушевой, он ночевал у Вити в ванне. То есть я уходила от Вити, а вечером приходил Юра со своих гулянок, спать в его ванне.

- Значит, было еще не время
- После той ночи я влюбилась в этого человека, и начался у нас очень бурный роман. А на 3-й день он улетел на Украину, на концерты. Мы познакомились примерно 23 сентября, а 27-го - у меня день рожденья. Утром получаю телеграмму: поздравляю, какие-то ласковые слова и подпись - Борман. Думаю: что за еврей у меня появился? Моя мама всегда мечтала, чтобы муж у меня был еврей. Она говорила: “Почему вокруг тебя всегда армяне, грузины, молдаване? (Тихонов был молдаванин.) Нет бы еврей - человек, который всегда будет в дом все приносить, ничего не будет уносить”. А евреи за мной никогда не ухаживали, я для них, наверное, была внешне слишком легкомысленной. Короче говоря, я так и не поняла, кто меня поздравил. Приезжает Юра с букетом полевых цветов: - - - Ты мою телеграмму получила?
- Нет.
- Как?! Я же просил вручить в 9 утра.
- Мне и вручили в 9, но не твою, а от какого-то Бормана
.
И тут Юра говорит: “Боже! С какой дремучестью меня угораздило встретиться!”

- Если мерить диванами, коврами, бриллиантами, Визбор был совершенно нищий человек. Он принес в мою однокомнатную квартиру печатную машинку, у которой западало несколько букв, рюкзак, летную куртку из кирзовой кожи и кейс. Это был весь его багаж. Мир вещей его не интересовал. У нас долго был черно-белый телевизор. Все думала купить цветной, но Юра не хотел. Как-то он уехал в командировку, и я таки купила. Визбор вернулся, смотрит телевизор и ничего не говорит. На 4-й день я не выдержала:
- А ты ничего не замечаешь?
- Нет.
- Ну пойди внимательно посмотри.
- Ничего.

Я включила телевизор:
- Ну вот же - цветной!
- А! А я думаю: что мне так мешает…

Я думала, это игра, но таких случаев было очень много. На какие-то бытовые вещи он не реагировал.

- У него не было своего жилья?
- Была однокомнатная квартира на ул. Чехова. Он использовал ее как кабинет и библиотеку. Из мебели там был холодильник, в котором хранилась только минералка  У Юры была мечта жить в деревне. Я была городским человеком, а он не мог без природы. Не любил город, не любил Москву. Хотя и столько песен ей посвятил. Если взять город и любую деревню - с одним колодцем и туалетом в овраге, - он выберет эту деревню. Летом мы не могли снять дачу - дорого. Зато в сентябре, когда все уезжали, мы искали дом обязательно в красивом месте. И чтобы недалеко от Москвы. Одним из любимых мест был вот этот писательский поселок в Пахре. Мы тут жили несколько лет. Приезжали в сентябре и - до мая. И инфаркт у Юры случился здесь, на даче. И лежал он в троицкой больнице им. Семашко. Оттуда уже его отвезли в бакулевскую больницу.

- А своим домиком так и не обзавелись?
- Тогда дача здесь стоила 30 тыс. руб. Мы каждый вечер садились и начинали считать: я продам норковую шубу, жакет, 2 пары новых сапог, браслет, серьги. От прошлой жизни у меня остались хорошие вещи. Все колесили вокруг Москвы в разных направлениях. Там, где можно было бы участок купить, Юре не нравилось. И мы постоянно возвращались сюда, в Ватутинки. Здесь он дописал “Письмо Володе Высоцкому”, “Завтрак с видом на Эльбрус”, много чего. К этому месту он очень прикипел.

- С дачи на лето он уезжал легко, потому что летом всегда был в горах. То на Памире, то на Алтае, то в Тянь-Шане.  Вы не ревновали его, когда он уходил в походы? Тем более вам его отрекомендовали бабником.
- Я понимала, какие женщины по жизни у него были. А.Якушева - пишет потрясающие песни. Е.Уралова - актриса. А кто такая Нина Тихонова? Песен не пишет, на сцене не играет, творчеством не занимается. Я вот к этому ревновала. Его интерес к женщинам лежит в определенном русле.

- Среди альпинисток бывают барды…
- Барды бывают, но я понимала, что Юре нравятся женственные барышни. К женщинам с рюкзаками я не ревновала. Что меня в нем сразу поразило - это мужская преданность друзьям. Сколько раз было: если кому-то требовалась помощь, Юра бросал все и летел туда. Или, например, их компания на майские праздники всегда ходила в байдарочный поход. Первый раз я ему говорю: ну как же ты можешь, наш роман только начался, такой красивый, и все такое. Он ответил: “Нина, это святое”. К этому я привыкла не сразу, сначала жутко обижалась. Кстати, до сих пор этот майский поход существует, и до сих пор у них нет командора. Командором был Визбор, и это место за ним осталось.

- А он не ревновал? Ведь вы, судя по всему, были этакой светской львицей
- Я думала, что за ним нужен будет глаз да глаз. А получилось все наоборот. Он дико ревновал! Я должна была отчитываться. Мы снимали дачу во Внукове, а работала я аж на ВДНХ. У нас у каждого была машина, но он не позволял мне ездить самой: вставал вместе со мной в 6 утра, отвозил через всю Москву, возвращался обратно, а вечером снова ехал забирать. Так продолжалось год. Потом он сказал “баста”, и я ушла в журнал, поближе. Окна редакции выходили на стоянку, и там вся редакция тоже смеялась: ровно без четверти 6 вечера Визбор тут как тут. Он считал, что я такая неотразимая и вокруг меня вьются поклонники, даже песню написал. Но никто не вился. Для нас сентябрь был каким-то особенным месяцем. Я родилась в сентябре, встретились мы в сентябре, Юра ушел из жизни в сентябре. 17 сентября родилась мама - 17 сентября умер Юра. 16 сентября умирает моя мама - 22 сентября умирает Юрина. Это вообще мистическая история. После смерти Юры мы стали очень близки с его мамой. В молодости это была статная, красивая женщина, с массой поклонников, украинка по фамилии Шевченко. За ней ухаживал Косыгин, даже делал ей предложение. Когда Юра ушел, Мария Григорьевна сильно растерялась: от нее скрывали болезнь. Каждые выходные я забирала ее к себе, и у нас происходили семейные обеды на троих - была еще и моя мама. И всякий раз Мария Григорьевна говорила одну и ту же фразу: “Господи, Надежда Степановна, мы с вами в таком возрасте (они обе были 1912 г.)… У меня одна мечта - чтоб нам с вами вместе умереть”. Она была здоровая, никогда ничем не болела, а моя мама перенесла 5 инсультов. И вот: моя мама умерла 16 сентября, а ровно через неделю ушла из жизни Мария Григорьевна. Что-то такое в этом есть, я даже не могу пока разобраться. А еще в 1981 г. Юра написал песню “Пройдет сентябрь по цинковой воде”. В ней он предсказал не только месяц своей смерти, своего “прикосновения к земле”, но и погоду: в день его смерти стеной лил “цинковый” дождь.

- Нина Филимоновна, насколько вообще автобиографичны его песни?
- Практически все автобиографичны. Он сам говорил: “У меня нет абстрактного творчества”. Если он написал повесть, то о конкретных людях. Если стихи, то по конкретному событию. Он был незлопамятный. Я не знаю, что надо было сделать, чтобы он в ответ написал злое стихотворение. Таких он написал 2. О людях, которые были ему близки и которые очень известны. Одно - “Укушенный” - посвящено жене. Первую строчку он продиктовал мне в реанимации: “Ах, жертва я доверия, беды своей родитель”. Другое: “Блажен, кто поражен летящей пулей, которую враги в него пульнули”. Тоже конкретному человеку посвящено, другу, барду. Ничего общего у меня с этими людьми сейчас нет. Потому что самые последние слова Юры были: “Этих людей я не прощаю”. Меня это поразило ужасно, потому что было не свойственно ему совсем. Какая же обида сидела у него в глубине! Он не вспомнил о маме, детях, жене, а сказал эти слова. Я, как верующий человек, должна уметь прощать, но так и не научилась этому за всю свою жизнь…

- А он верующий был?
- Он не читал молитв, не ходил в храм. Но когда за ним приехала реанимация и ребята подняли его на стуле и стали выносить, он на пороге попросил развернуть его к окну и вдруг положил та-а-акой широкий крест. Никогда раньше этого не видела. У каждого ведь приходит свой час, когда он обращается к Богу. Я поняла, что в ту секунду он попросил Бога о спасении. В апреле 84-го он уехал с Рюминым и др. космонавтами кататься в горы. И вернулся оттуда с каким-то желтым загаром. И все время говорил, что плохо себя чувствует. Он не привык ходить к врачам. Максимум мог позвонить другу, врачу-травматологу, и рассказать, что у него болит. Так мы дотянули примерно до 15 июня. А 20-го ему исполнялось 50, и все готовились к юбилею. Шли обсуждения, где и как отмечать. И тут наш приятель Арманд Хаммер, сын того американского миллиардера, приехал как-то к нам и говорит: “Вы делаете что-то не то, надо его везти на компьютер”. Повезли Юру на Пироговку 17 или 18 июня. Нам там ничего не сказали, поэтому мы уехали в радостном настроении: раз молчат, значит, все нормально. 20 июня в 10 утра за мной заехал Хаммер: надо было забрать из больницы заключение врачей. И вдруг завотделом томографии говорит: “Вашему мужу жить 3 месяца. И не мучайте его. Рак 4-й степени”. А это же день рождения. У меня истерика. Как войти в дом? Решили сказать, что у меня аллергия. Арманд зашел первый:
- Какая у Нины сильная аллергия!.
Юра: “О, это я знаю, сейчас войдет - глаз нет, лица нет, все течет”.
Такая я и вхожу. Юра: “Ну ты не могла обойтись без этого даже в день рождения!”
В доме - куча народу. Везде - цветы, цветы, цветы. А Юра лежит на диване. Как в гробу. На меня это все произвело ужасное впечатление.

- Он не вставал? Что болело?
- Печень. Все нутро болело.Вот уже 20 лет отмечаем Юрин день рождения и вспоминаем тот юбилей. Человек сгорел за 3 месяца, полный планов и задумок…

- А он не догадывался?
- В конце, конечно, догадывался. Тогда считалось, что больным нужно говорить всю правду, чтобы могли мобилизоваться все силы организма. Но профессор мне сказал: “Юра - очень светлый человек. Не надо, чтобы он знал. Какие бы он силы ни включил, это ему не поможет”. И мы придумали историю, что у него гепатит и что он вот-вот поправится. Он вроде повеселел. А однажды, когда у него был Ю.Ким, Юра ему сказал, что вынужден играть перед Нинон весельчака, хотя испытывает невыносимые муки и готов застрелиться, если Юлий принесет ему пистолет…Тогда считалось: как можно петь о любви, о горах-ручейках, когда тут страсти кипят: идет охота на волков и т.д. На этом фоне Визбор казался приглаженным. А когда прошло время… Это как Есенин. Какое бы время ни было, а про клен опавший ты всегда будешь петь.

- А вообще он политикой интересовался?
- Болел, переживал. Когда пришел Черненко, чуть не умер от огорчения. А когда Горбачев только переехал в Москву, Юра сказал: это наша надежда. Он с ним общался еще в Ставрополе.

- Визбор перестройку не застал, а ваши ожидания новые времена оправдали?
- Я сама стояла под Белым домом в 91-м, рыдала-плакала, все бинты вынесла из дома, пирожки принесла. Но когда потом увидела, что происходит. Мне такая демократия не нужна. Меня спрашивают: “Как бы к этому отнесся Визбор?” Плохо бы отнесся, очень плохо. Думаю, он умер бы. Потому что он человек был очень ранимый и сострадательный. А наши нынешние старики - это же люди, брошенные под откос с поезда, целое поколение. Я понимаю, всем поровну раздать невозможно. Но когда тебе эти старики подарили будущее, а ты прожираешь в Швейцарских Альпах по 20 тыс. долларов в сутки. Это как минимум аморально.

- Вы обронили, что занимаетесь бизнесом под названием “Юрий Визбор”
- Это у нас с друзьями такой юмор. Существует Фонд Визбора. На его счету в данный момент 4 тыс. рублей. Было время, когда после своих концертов мы целый год отдавали долги.

- Эту свою деятельность вы воспринимаете как миссию?
- Остаться вдовой в 45 лет - трагедия для женщины. Были, конечно, люди, предлагавшие разделить с ними остаток жизни. Но я поняла вдруг, что вся оставшаяся жизнь пойдет у меня в сравнении. А человек, который будет рядом со мной, не заслуживает такого отношения с моей стороны. Поэтому я однажды четко решила: эту жизнь я посвящаю только одному - тому, что при жизни Визбор недоделал, недополучил, недо… недо… Поэтому я должна издать все его книги, все его диски. Как бы отдать его творчество в новое поколение. Я это делаю.
Константин Рязанов, Сергей Феклюнин
09.06. 2004. МК

https://news.samaratoday.ru/news/21905/
https://vk.com/wall228976027_27291

"Милая моя"
Прикрепления: 5720088.png(27.4 Kb) · 0910023.png(29.4 Kb) · 5779977.png(69.1 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ЮРИЙ ВИЗБОР *
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: