[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » БЭЛА РУДЕНКО
БЭЛА РУДЕНКО
Валентина_КочероваДата: Пятница, 22 Окт 2021, 15:57 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6951
Статус: Offline
БЭЛА АНДРЕЕВНА РУДЕНКО *
(18.08. 1933 - 13.10. 2021)


Советская, украинская и российская оперная певица, педагог, профессор Московской консерватории. Народная артистка СССР. Лауреат Госпремии СССР.

Родилась в поселке Боково-Антрацит (ныне г.  Антрацит) Луганской обл. Отец - Андрей Макарович Руденко, шахтер-стахановец, стахановцем. За большие заслуги в работе ему предоставили рекомендацию для учебы в Киевском политехническом институте. Далее работал инженером. Мать - Екатерина Ивановна, работала учетчиком, окончила медучилище, трудилась медсестрой. Любовь к пению у Бэлы проявилась в раннем детстве. Певицей она захотела стать после того, как впервые услышала по радио романс А.Алябьева «Соловей». Позже и сама она впервые вышла на сцену именно с этим романсом. Во время войны находилась в эвакуации в Фергане, где ее мама работала в госпитале. Там, для раненых, Бэла стала исполнять муз. композиции. Это были самые первые сольные концерты будущей звезды оперной сцены. Посещала хоровой кружок гор. Дома пионеров, где быстро стала солисткой. Бэла стала местной знаменитостью - ее приглашали на все местные вокальные смотры и концерты. Она пела пионерские и комсомольские песни, а также украинские народные. После окончания школы педагоги настояли, чтобы их воспитанница поступила в консерваторию. Бэла отправилась в Одессу, где ее зачислили в класс О.Благовидовой. В 1956 г. окончила с отличием Одесскую консерваторию им. А.В. Неждановой. В 1955 г. дебютировала на сцене Одесского театра оперы и балета.


С 1956 г. - солистка Киевского театра оперы и балета им. Т.Шевченко. В 1960 г. после блистательного выступления на Декаде украинского искусства в Москве певице в возрасте 27 лет было присвоено звание Народной артистки СССР. Это единственный случай за всю советскую историю отечественной культуры:  певица, удостоена звания Народной артистки СССР в 27-летнем возрасте. Ее хрустальное и невесомое сопрано не переставало восхищать слушателей, а за звонкий голос ее даже величали соловьем. Правда, сама Руденко однажды назвала себя соловьем в золотой клетке, намекнув на то, что ее жизнь была не такой легкой и беззаботной, как многим казалось. В 1972 г. дебютировала на сцене Большого театра в Москве в партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки.


Постановщик спектакля Б.Покровский специально пригласил Бэлу из Киева для исполнения именно этой партии. В 1973-1988 гг. - солистка Большого театра. Начиная с 1957 г. много гастролировала по городам СССР и за рубежом - Франция, Япония, США, Канада, Великобритания, Мексика, Бразилия, Норвегия, Швеция, Польша, Венгрия, Чехословакия, Филиппины. Вступала на сценах оперных театров Италии (в том числе «Ла Скала»), Германии, Югославии и др. Во время ее гастролей по США газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Сопрано, которые выполняют головокружительные пассажи, не прибегая к искусственным приёмам, берут любую ноту с абсолютной уверенностью, воспроизводят трели с лёгкостью флейтиста, - редкое явление. Бэла Руденко - такое редкое явление. Со всех точек зрения её выступление было триумфом». Певица создала целую галерею ярких образов, вошедших в золотой фонд российского и мирового искусства. Отличная вокальная школа, безупречная музыкальность, свежий, чистый, тёплого красивого тембра голос, свобода звуковедения всегда отличали ее исполнение. Безупречная музыкальность, свежий и чистый голос Б.Руденко поставили ее в число самых крупных певиц современности. Японская пресса восхищенно писала о ней: «Если вы хотите услышать, как катится жемчуг по бархату, послушайте, как поет Бэла Руденко».
В 1992 г. возглавила Фонд развития Большого театра. Закончила певческую деятельность в 1995 г. Прощальным спектаклем певицы в Большом театре была опера П.Чайковского «Иоланта». В 1995-1999 гг. - худрук оперной труппы Большого театра.

Бэла Андреевна дважды была замужем. Первый муж - В.Н. Ефременко, работал завотделом культуры ЦК КП Украины и замминистра культуры УССР.  В браке в 1962 г. родилась дочь Екатерина. Второй муж - Полад Бюль-бюль-оглы, советский и азербайджанский эстрадный певец, композитор, педагог и актёр, дипломат, доктор искусствоведения, профессор. Они познакомились на одном из светских раутов в доме приемов Министерства иностранных дел. Поладу было чуть больше 25, а Бэла старше его на 12 лет. Он дарил Бэле дорогие подарки и огромные букеты роз, устраивал в ее честь роскошные приемы в самих шикарных ресторанах Москвы, Ленинграда, Киева, Баку.


Бэле нравились ухаживания молодого и популярного певца. В какой-то момент она дала согласие на брак. В 1975 г.у них родился сын Теймур Полад оглы Бюль-бюль - музыкант, концертмейстер группы фаготов БСО им. П.И. Чайковского, з.а. РФ (2005), в настоящее время - бизнесмен. Частые расставания Бэлы и Полада в итоге привели к тому, что супруги охладели друг к другу и расстались. Развелись они тихо, без шума и взаимных претензий.
Выдающаяся певица, примадонна оперы Бэла Руденко после продолжительной болезни скончалась в возрасте 88 лет. Похоронена на Аллее актеров Троекуровского кладбища.
https://stuki-druki.com/authors/rudenko-bela.php

БЭЛА РУДЕНКО: "Я ПОСВЯТИЛА ОПЕРЕ ЖИЗНЬ"


...Пришло время, и певица ушла со сцены. Ушла без помпы, без прощального бенефиса. Просто отпев последний спектакль, пришла на следующее утро в Большой театр уже педагогом-репетитором. Многолетний опыт работы в опере позволял Бэле Андреевне стать высокопрофессиональным наставником для молодых артистов. Ученики обожали своего педагога. При очередной смене власти в Большом театре Руденко предложили возглавить оперную труппу. Она с энтузиазмом взялась за новое дело. Но в великодержавном театре провести революционные преобразования – дело бесперспективное. Поняв это, она без сожаления покинула почетный, но ничего не решающий пост и передала его замечательной певице Маквале Касрашвили.

- Бэла Андреевна, как вы пережили расставание со сценой?
- Тяжело. Но по жизни я реалистка – все на этом свете имеет свое начало и свой финал. Выходить на сцену старушенцией с трясущимися руками и изображать Джульетту – это, по меньшей мере, не серьезно. И есть такая, на мой взгляд, очень правильная формулировка для артиста: “Лучше уйти со сцены на год раньше, чем на час позже”. Поверьте, нелепо выглядит уже немолодая певица, изображающая невинных девушек. Я почему-то сразу вспоминаю фильм Л..Быкова “Зайчик”, где блистательная актриса Ленинградской оперетты Г.Н. Богданова-Чеснокова (“Мистер Икс”, “Укротительница тигров”) замечательно спародировала подобного рода ситуацию, которая, к сожалению, все еще бытует в некоторых театрах.

- Вы о чем либо жалеете в этой жизни?
- О, вы хитрец. В вашем таком безобидном вопросе я вижу несколько вопросов. Или я не права?

- Женщина всегда права – я в этом убежден.
- Тогда поставим все точки на “i”. Я не жалею, что ушла со сцены. Да, голос звучал, а тело жило другой, отдельной от него жизнью. По-моему, жалеть об ушедшей молодости – это глупо. Никогда не прибегала к услугам пластических хирургов. Во-первых, корректировка лица может негативно сказаться на голосе. Во-вторых, надо уметь достойно стареть. Это блестяще демонстрировали мастера сцены – Н.Обухова и М.Семенова в Большом, А.Тарасова во МХАТе и великие “старухи” Малого театра – В.Пашенная, А.Яблочкина,
Е.Турчанинова и В.Рыжова. Жалею ли я о встрече и замужестве с Поладом. Нет, это было прекрасное время, соединившее нас. Была большая любовь, а потом сошла на нет. Благодарить надо Всевышнего, что он дал испытать столь сладостное чувство. А все произошедшее после угасания чувств надо принимать как должно. Думаю, в этом и есть мудрость жизни.

- Вы верите в то, что когда-то уже жили на нашей грешной земле?
- И верю ли я, что вновь окажусь в этом мире в каком-то другом обличье – дерева, животного, птицы или в образе, к примеру, мужчины? Я, повторюсь, неисправимая реалистка и верю в диалектический материализм (была в советское время такая дисциплина в институтах). Верю, что жизнь дается один раз, и прожить ее надо достойно, чтобы годы не прошли зря, не утекли в песок, как вода .Если следовать восточной мудрости (а она относится и к женщинам) – я построила дом на свои кровно заработанные деньги, вырастила сына и посадила не одно дерево. И в музыке – все, что могла, я сделала. Надеюсь, малая толика того, что мне удалось в опере, останется в истории прекрасного искусства, которому я посвятила всю мою жизнь.
Владимир Вахрамов
15.08. 2008. газета "Музыкальная правда"

http://www.newlookmedia.ru/?p=1882

"Соловей"


Колыбельная Светлане


Русский романс. (1981)


"Выйду ль я на реченьку"

"Помнишь ли ты?"

"Сказки Венского леса"
Прикрепления: 0740644.jpg (9.0 Kb) · 1383112.jpg (8.6 Kb) · 4746080.jpg (10.6 Kb) · 7842782.jpg (13.4 Kb) · 9496191.jpg (13.1 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » БЭЛА РУДЕНКО
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: