[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
АНТОН ГРИГОРЬЕВ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 13 Фев 2022, 18:59 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
АНТОН АЛЕКСЕЕВИЧ ГРИГОРЬЕВ
(30.01. 1926 - 30.11. 2001)


Советский оперный певец и педагог. Солист Большого театра, Народный артист РСФСР.
Слава Большого театра, как коллектива, могла выстроиться только на хорошем фундаменте. Именно на великолепном фундаменте и произрастали выдающиеся артисты, потому что на пустом месте ничего не возникает. В Большом театре выделиться непросто. Еще бы, когда такой состав певцов! Выделиться среди них так, чтобы тебя заметили, чтобы тебе давали главные роли, – это надо быть действительно выдающимся талантом. Антон Григорьев как раз такой замечательный певец и актер, который выделялся и на общем фоне коллектива Большого театра. Великолепный тенор, изумительный. У него не только был прекрасный голос, но он был, так сказать, «изобразителен» и даже очень в тех ролях, которые он в течение многих лет пел.

А.Григорьев родился в Киеве в большой трудовой семье рабочего Киевского вагоноремонтного завода. Мама была бывшей батрачкой из имения Кочубеев. У отца был хороший голос, он любил петь и привил интерес к пению старшему сыну. Антон с детства распевал русские и украинские народные песни. Но однажды на школьной олимпиаде худ. самодеятельности, выступив с хором, он выиграл первый приз за лучшее исполнение. Это был мраморный зайчик, которого он не просто сохранит на всю жизнь, но и пронесет с собой в вещевом мешке по дорогам войны. Мечтая попасть в танковое училище, Антон едет в Оренбург, но по зрению комиссия его не пропускает. Он работает на строительстве аэродрома под Сталинградом, рабочим сцены драм-театра, проходит курсы шоферов. А в 1943 г. был направлен в сформированный под Киевом 10-й танковый корпус и попал на Второй Украинский фронт. Здесь в минуты затишья голос и гитара А.Григорьева приносили однополчанам невыразимую радость.

После войны он продолжал службу в западных областях Украины, а в 1946 г., демобилизовавшись, вернулся в Киев, где тогда была организована рабочая консерватория. Он попал в класс педагога А.В. Павловской, ассистента своего будущего наставника. Тогда это было в общем-то несколько неожиданно, потому что недавний фронтовик пришел в новообразованную консерваторию вместе с земляком, который решил прослушаться, а потом и сам рискнул спеть. Но, как известно, случайностей не бывает. Наконец, в 1947 г. Григорьев был зачислен на вокальное отделение Киевской консерватории к бывшему известному солисту Большого театра народному артисту Украины профессору М.В. Микише. Учитель верил в своего ученика на все 100%, отдавая ему не только весь свой опыт, но и душевное тепло, вселив и в него самого веру в большое будущее, повторяя, что «в ранце солдата лежит маршальский жезл». У А. Григорьева хранился старинный клавир «Травиаты», подаренный Михаилом Венедиктовичем, с пророческой надписью: «Будущему прекрасному Альфреду, дорогому, любимому нашему студенту от любящих педагогов».

Отличная успеваемость и особенная одаренность позволяют А.Григорьеву получать специальную стипендию им. Н.В. Лысенко, его исключительный по красоте голос – мягкий, тембристый лирический тенор – все больше привлекает внимание специалистов. Впоследствии в Большом театре А.Иванов, слышавший М.Микишу в оперном и камерном репертуаре, когда тот находился в расцвете творчества, и испытывавший глубокое удовольствие от его пения, называл А.Григорьева наследником своего выдающегося учителя. В оперной студии при Киевской консерватории Григорьев приобретает немалый оперный репертуар. В 1951 г. происходит в его жизни знаменательное событие: студент 3-го курса дебютирует в партии Ленского в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского на сцене Киевского театра оперы и балета. В этом спектакле судьба свела молодого певца с приехавшим на гастроли знаменитым Онегиным – П.М. Норцовым. Позже он будет вспоминать, какое плодотворное воздействие оказало на него общение с этим выдающимся артистом. В 1951–1953 годах, еще студентом, А.Григорьев выступает с концертным репертуаром как солист Украинской филармонии.


В 1953 г., после окончания с отличием Киевской консерватории,Григорьева сразу пригласили в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова, но, пройдя прослушивание в Москве, он был принят в труппу Большого театра. Его первым спектаклем на прославленной сцене в октябре 1953-го был опять же «Евгений Онегин», но дебютом стала партия не любимого Ленского, а характерная роль Трике. И в ней сразу проявился его незаурядный артистический талант. А в марте 1954 г., в свой первый же сезон,  он вышел на сцену Большого театра Ленским и стал петь его практически «в очередь» с С.Я. Лемешевым и И.С. Козловским. Когда в 1958 г. партия Ленского была записана в исполнении певца в фильме-опере «Евгений Онегин», Е.Светланов дал этой работе самую высокую оценку: «Помимо красоты, гибкости вокального звучания, молодой певец продемонстрировал большую тонкость в раскрытии психологического состояния своего героя в различных ситуациях; свежо, нешаблонно «прочел» он эту труднейшую партию, которая у всех, как говорится, «на слуху».

Доброжелательно расположенный к молодому талантливому тенору Лемешев поддерживал его, содействуя в подготовке нескольких партий, и в том числе, Фра-Дьяволо в одноименной опере Д. Обера (1955) и Вертера в одноименной опере Ж. Массне (1957), которую ставил сам. Неоценимую помощь в вокальных консультациях оказывал ему П.Г. Лисициан, позже всегда с любовью отзывавшийся о певце: «Антон Григорьев обладал красивым голосом полного диапазона, ровным во всех регистрах, крупным, сочным и полетным лирическим тенором. Артист довольно быстро вошел в репертуар театра. Я с большой теплотой вспоминаю наши совместные спектакли – «Травиату», «Евгения Онегина», «Войну и мир»… Я помню его в «Князе Игоре», где он пел партию Владимира Игоревича – хорошо, сочно звучал его голос. Его исполнению всегда была присуща прекрасная дикция и точная интонация. Он очень серьезно и кропотливо работал над познанием секретов красивого пения, над созданием сценических образов…»


В 1957 г. Григорьев одержал сразу 2 конкурсных победы: стал лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов и удостоился 1-й премии и золотой медали на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Стремительно шла вверх его театральная карьера. В конце 1950-х он исполняет целый ряд лирических партий первого плана, став достойным преемником выдающихся артистов.. Особенно выразителен он был в русском репертуаре.

«Впервые я услышал А.Григорьева в Колонном зале Дома союзов. Тогда никому не известный молодой певец, выпускник Киевской гос. консерватории, удивительно хорошо пел русские народные песни, поразив слушателей распевным, свободно льющимся голосом красивейшего тембра. И уже тогда стало ясно, что молодого солиста Большого театра ожидает большое будущее. Русская классическая опера нашла в его лице отличного исполнителя и интерпретатора. Лирический голос Антона Алексеевича легко преодолевает вокальные трудности и убедительно передает психологическую глубину оперных образов великих русских композиторов. Его Ленский, Лыков, Юродивый, Владимир Игоревич, Индийский гость, Андрей Хованский, Берендей и, наконец, Баян надолго останутся в памяти зрителей». В большей степени отмечал режиссер возвышенный и романтический образ Баяна в постановке «Руслана и Людмилы» 1973 г. Я считаю, что все лучшие стороны музыкального и сценического дарования артиста проявились в этом спектакле… Особенно важно подчеркнуть, что артист в работе над образом Баяна проявил понимание глинковского стиля певческого мастерства, что, как известно, является основой русской вокальной школы.». – говорил режиссер Большого театра О.М. Моралев, постановщик «Царской невесты», «Чио-Чио-сан», «Иоланты» и др. опер.

Не только в начале своего творческого пути, но и впоследствии, став ведущим тенором Большого театра, артист с радостью брался за самые разные партии, стараясь довести любую из них до совершенства. «Я никогда не гнушался тем, какую предстоит подготовить партию – маленькую или большую, важным было для меня то, что режиссер и дирижер видят во мне своего товарища по театру, не делящего творчество на большие и малые радости. Так было, например, когда я пел Аббата в опере «Фиделио» Л. Бетховена», – высказывался певец, испытывая чувство влюбленности в те оперы и роли, над которыми работал.

Несомненной творческой удачей А.Григорьева был Юродивый в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». И это несмотря на то, что артист выступил в партии, которую еще недавно пел И.С. Козловский, в чьем исполнении этот образ стал одной из вершин оперного искусства. Он и готовил ее с Иваном Семеновичем, вовсе не задаваясь целью копировать прекрасный образец, напротив, досконально изучив и поняв его, передал собственное отношение к этому сложному, с глубоким психологическим подтекстом, образу. «… А. Григорьев не «потерялся» и по-своему убедительно, найдя ключ к этой роли, исполнил ее в спектакле насыщенно и ярко», – замечал Е.Ф. Светланов.


Под руководством А.Ш. Мелик-Пашаева и Б.А. Покровского артист убедительно раскрыл сложную драматургию образа Пьера Безухова в опере С.С. Прокофьева «Война и мир», стараясь во всей полноте воспроизвести духовный мир толстовского героя. По мнению А.П. Иванова, «тембр голоса певца позволил подчеркнуть особую мягкость, душевную чистоту и искренность героя оперы: вместе с тем созданный А. Григорьевым образ широк по диапазону, в нем много волевой энергии и страстной эмоциональности». «Партия Пьера Безухова в «Войне и мире» Прокофьева была одной из его любимых, – вспоминает сын артиста Алексей Григорьев. – Отец и внутренне, и внешне очень походил на Пьера. А впервые я услышал его, когда мне было 3 года, он пел Ленского».

По словам И.Архиповой, «это был удивительно талантливый и разносторонний вокалист». Она запомнила Григорьева по совместным выступлениям на сцене и как опытного, интересного партнера. «В нескольких спектаклях я выступала вместе с Григорьевым, имела возможность творчески соприкасаться с ним на сцене. В 1964 г. в филиале Большого театра был восстановлен «Вертер» Ж. Массне в постановке С.Я. Лемешева. Антон Алексеевич прекрасно исполнил главную партию, создав запоминающийся образ трагического героя. Несколько сезонов выступал он и в труднейшей заглавной роли в опере Ш. Гуно «Фауст». Обычно у лирического тенора партия Фауста редко сохраняется на долгие годы…»

С 1976 года певец, преподавал в ГИТИСе им. А.В. Луначарского (РАТИ). Из класса профессора кафедры сольного пения Антона Григорьева вышло немало одаренных выпускников – лауреатов международных конкурсов, артистов, работающих в разных муз. театрах.


фото С.Семенова

Умер Антон Алексеевич в Москве в возрасте 75-ти летю Похоронен на Ваганьковском кладбище. Сейчас уже трудно объяснить, почему так сложилось, что сценическая карьера певца, одарившая его завидным для лирического тенора творческим долголетием, все-таки не достигла своего апогея, на каком-то этапе пошла на спад и не принесла ему ожидаемой большой славы – а ведь начало было столь блестящим… Но, слушая в записи его Ленского, понимаешь, какой это был Богом данный голос, способный растревожить отзывчивую душу.
Из книги Татьяны Маршковой, Людмилы Рыбаковой "Большой театр. Золотые голоса"
https://iknigi.net/avtor-t....17.html

«Я в тебя не влюблен»


«Как у нашего широкого двора»


«Прощай, радость»


Соловьиная песня Антона Григорьева
Прикрепления: 6780512.jpg (9.4 Kb) · 3907862.jpg (8.9 Kb) · 4363695.jpg (21.4 Kb) · 9363587.jpg (12.1 Kb) · 4186629.jpg (8.2 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: