[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ТАТЬЯНА ЛАВРОВА
Валентина_КочероваДата: Четверг, 03 Мар 2022, 19:31 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ЛАВРОВА
(30.12. 1911 - 30.01. 2004)


Советская оперная певица. Народная артистка РСФСР. Лауреат 2-х Сталинских премий прожила долгую творческую жизнь. Около 20-ти лет Т.Лаврова была солисткой Ленинградского Малого оперного театра и свыше 30-ти лет -профессором Ленинградской консерватории. Она внесла значительный творческий и педагогический вклад в отечественное вокальное искусство. 

Татьяна Николаевна закончила Ленинградскую консерваторию в самый канун войны: ее диплом был подписан 22 июня 1941 г. Ушел добровольцем на фронт и в первые же дни войны погиб ее муж, пианист Н.Шастин. От пережитого потрясения Татьяна Николаевна потеряла голос. Вместе с другими работниками Консерватории она перешла на казарменное положение, дежурила с ними на крыше (по ее рассказам, в том числе вместе с Д.Д. Шостаковичем). Но вскоре, еще до установления блокады, уехала на родину, в Куйбышев, где поступила работать на оборонный завод. Однако судьба сложилась так, что в Куйбышеве ее подобрал эвакуационный эшелон консерватории, и она оказалась в Ташкенте. Там она 2 года жила в семье своего профессора С.В. Акимовой и ее мужа, И.В. Ершова, известнейшего драм. тенора Мариинского театра, профессора, руководителя консерваторской Оперной студии. Путем упорных ежедневных занятий под их руководством она вернула себе голос и вышла на сцену Ташкентского театра оперы и балета, где спела несколько ведущих партий.

Ленинградский Малый оперный театр в это время находился в эвакуации в Чкалове (Оренбурге). Туда и приехала Т.Лаврова из Ташкента. В 1944 г. она вышла на сцену в партии Джильды, в 1945 году с театром вернулась в Ленинград. В конце 1945 г. в театр приехал главный дирижер Большого театра С.А  Самосуд. Целью приезда была постановка в Малом оперном недавно написанной оперы С.С. Прокофьева «Война и мир». Для прослушивания на роль Н.Ростовой предварительно было отобрано 10 претенденток. Татьяна Николаевна в их число не вошла, но самостоятельно, с концертмейстером И.Челищевой подготовила партию. Самосуд каждую из 10-х представленных претенденток слушал не дальше первой картины, Лаврову же выслушал до конца партии. С этого момента началась упорная ежедневная работа с молодым постановщиком оперы Б.А. Покровским, и в 1946 г. состоялась триумфальная премьера оперы. На следующий день Лаврова «проснулась знаменитой».

Постановщикам спектакля и Т.Н. Лавровой, как исполнительнице ведущей роли, была присуждена Сталинская премия 1-й степени. Созданный ею образ стал эталоном мастерского и поэтического воплощения любимой многими героини Л.Н. Толстого. Малый оперный театр оставался «лабораторией» советской оперы, и Лаврова участвовала в новых спектаклях, одним из которых стала опера «Молодая гвардия» Ю.С. Мейтуса в постановке выдающегося актера и режиссера Н.П. Охлопкова. Лаврова исполнила в ней партию Любки Шевцовой, за которую была удостоена Сталинской премии вторично. Можно подумать - ну вот, повезло. Но уровень отечественного вокального искусства в то время был очень высок, и достичь такого успеха можно было только сплавом таланта, трудолюбия и упорства.


Профессором, учителем и добрым гением Т.Н.Лавровой была С.в. Акимова - человек удивительной судьбы и уникальный пример самоотверженного служения искусству. Она получила муз. образование в Лейпцигской консерватории как пианистка, а затем, уже в Петербургской консерватории, получила вокальное образование. Будучи профессором Консерватории,  она  пришла   к   выводу  о   необходимости пересмотреть свои взгляды на технику вокального искусства. Т.Лаврова впитала в себя все лучшее от своего профессора, с равным блеском и обаянием исполняла роли в операх: на сцене Ленинградского Малого оперного театра ею были воплощены незабываемые образы: Марфа, Эсмеральда, Виолетта, Лакме, Манон, Снегурочка, Иоланта.

В рецензии на один из спектаклей отмечалось: «И хотя Снегурочка-Лаврова радостно-приветлива с приютившими ее берендеями, в голосе ее все время присутствует чуть холодноватый «металлический» оттенок. Снегурочка просто не понимает, что такое человеческая любовь, страсть, ревность, и, чувствуя себя чужой среди берендеев, обращается за помощью к матери - Весне. Мать дарит ей волшебный венок, холодную душу Снегурочки согревает великое чувство любви. Здесь образ приобретает у Лавровой новые краски. В голосе проявляются задушевность, глубокая эмоциональность - он крепнет, звучит более уверенно. Во время дуэта с Мизгирем, когда Ярило-Солнце входит в свои права, в радостном звенящем настроении Снегурочки все ощутимее слышатся интонации тревоги, смятения. Т.Н. Лаврова мастерски пользуется своим вокальным дарованием. Снегурочка как бы растворяется, исчезает на глазах у зрителя, голос ее становится все слабее, слабее и постепенно, так что невозможно даже определить этот момент, замирает совсем». (В.Дмитриевский. Театральный Ленинград. 1958, № 2.) 


Годы творческой карьеры Татьяны Николаевны - это годы расцвета советского оперного искусства. Ее партнерами по сцене Малого оперного были выдающиеся певцы С.Лемешев, М.Довенман, С.Шапошников. В 1962 г., еще в полном расцвете творческих сил и звучания голоса, она покинула сцену и перешла в консерваторию, полностью посвятив себя педагогической деятельности. Среди многочисленных ее выпускников - народная артистка России, профессор Петербургской консерватории Е.Гороховская, народная артистка России Н.Басаргина и др. Они поют на престижных сценах и ведут преподавание во многих странах мира.
Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища Петербурга.
Нелли Ли

АВТОБИОГРАФИЯ
В личном деле ТН. Лавровой Т.Н. в архиве СПбГК сохранилась рукописная автобиография

Родилась в г. Куйбышеве. Отец из дворян, по образованию юрист. До революции служил членом Земской управы в Самаре - заведовал страховым отделом. Мать - дочь священника, зубной врач. С 1924  по 1929 г. училасб в школе-девятилетке № 6 им. Ломоносова. В 1930 г. переехали с родителями в Москву и около года я работала на электромоторном заводе им. Леже в качестве учетчика раб[очей] силы и занималась подготовкой к поступлению в муз. училище. В 1932 г. в Ленинграде училась на муз. курсах им. Римского-Корсакова. В 1934 г. поступила в Ленинградскую консерваторию на вокальный факультет. С IV курса получаю Сталинскую стипендию и в 1941 г. оканчивала Ленгосконсерваторию, получив диплом с отличием. С наступлением войны перешла в Консерваторию на казарменное положение дружинницей ПВХО, потом эвакуировалась сначала в Куйбышев, а потом в Ташкент по месту эвакуации Консерватории. Поступала в аспирантуру и в Театр оперы и балета им. Свердлова в качестве солистки оперы. В 1942 г. ушла из аспирантуры, так как стало трудно совмещать с театром.
В 1943 году уехала в Москву на концерты, как отлично окончившая консерваторию. По дороге держала дебют в Малый оперный театр, который в то время был в Чкалове. С 1944 го. - артистка этого театра. С 1957 г. работу в Театре совмещала с педагогической работой в Консерватории. В 1962 г. с сентября м[еся]ца перевелась из Театра на педагогическую работу в Ленинградскую гос. Консерваторию. 
https://marinusssss.livejournal.com/25562.html?amp=1

"Как часто слушаю"

"Не могу я слышать этой птички"

"Ночка хмурится"

"Сарафанчик"

"Цветок засохший"
(А.С. Пушкин)
"Шестнадцать лет"
Прикрепления: 4228416.jpg (8.9 Kb) · 2388260.jpg (7.1 Kb) · 3920831.jpg (10.4 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: