Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 10 Окт 2022, 12:46 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| БОРИС РОМАНОВИЧ ГМЫРЯ (05.08. 1903 - 01.08. 1969)
Советский, украинский камерный и оперный певец. Народный артист СССР. За все 20 лет творческой деятельности, большая часть которых была потрачена на борьбу с завистниками, почти безголосыми певцами, чиновниками от культуры, умудрился, несмотря ни на что, напеть 1200 произведений украинской, русской и мировой классики. Родился будущий певец в небольшом городке Лебедине на Сумщине.
Его отец - Роман Константинович шил кожухи, жил тяжелой жизнью крестьянина и умер во время голодомора в 1933 г. Мать - Анна Федоровна была батрачкой. Чего только ей не приходилось делать: и работать на богачей, и вязать носки, перчатки, свитера. Ей удалось выжить благодаря литру молока, который вовремя привез ее сын. Аттестат о среднем образовании Борис получил только в 27 лет. С 1919 по 1921 г. работал матросом на торговых судах, потом кочегаром и грузчиком в Севастополе. И почти никогда не был сытым. Однажды он 3 дня ничего не ел. Юноша носил грузы по 5-6 пудов и так травмировал себе спину. В 1930 г. он был зачтен студентом Харьковского инженерно-строительного института. Нна 4-ом курсе, его приглашают на прослушивание к консерватории. Все, кто слышал его пение, были поражены уникальным голосом парня и поэтому по распоряжению наркома образования М.Скрипника, который был еще и членом Политбюро ЦК КП(б) В, в порядке исключения, Борису было разрешено учиться в этом вузе и консерватории. Уже на 3-ем курсе консерватории получил предложение работать в Харьковском театре оперы и балета, где проработал до окончания учебы.
В 1939 г. участвовал во Всесоюзном конкурсе вокалистов в Москве в котором принимали участие более 70 певцов со всей страны. Он он стал лауреатом. Гмыре сразу предлагают работу в Большом театре, Ленинградском и Минском оперных театрах. И это тогда, когда молодой певец получил красный диплом инженера. После Харьковской оперы - Киевский театр оперы и балета, с которым Бориса Романовича связана большая часть его жизни. Атмосфера, которая там господствовала как до войны, так и в следующий период, не была дружественной. Можно только представить, насколько негативно это влияло на творчество Гмыри, на его жизнь и здоровье. Певца загружали теноровыми и баритоновыми партиями, что вело к деградации голоса, срывали уже объявленные концерты, без репетиций вынуждали принимать участие в спектаклях. Руководство Киевского оперного театра практически не давали раскрыться его таланту. Гмыря пел 3 раза в месяц при норме - 8. Его не отпускали на гастроли в Харьков, Николаев и др. города, хотя договоры были подписаны и даже расклеенные афиши. И хотя вмешательство М Хрущева несколько улучшило ситуацию, но травля певца продолжалась. В 1941 г. ему было присвоенное звание «Заслуженный артист УССР». А потом - война. О ситуации, которая сложилась, свидетельствуют дневники Бориса Романовича.
"Концерт на радио не допел через бомбардировку Харькова. Первая бомбардировка Харькова. Концерт на радио через тревогу не пел. Концерт в госпитале. До конца месяца концерты для военных частей. Открытый концерт в театре Шевченко (во время бомбардировки). Направляют в Тифлис. Ездил на вокзал с вещами, но опоздал на поезд. Вернулись. Заболел, порвал связки, когда паковал вещи. Скорая помощь везет в рентгенинститут. Кладут в палату. Лежу в рентгенинституте. Харьков заняли немцы".
Против своей воли Гмыря оказался в оккупации. Значительную вины за это следует положить на начальника управления в делах искусств при РНК УССР М.П. Компанийца. Именно тогда, когда Гмыря был в тяжелом состоянии, повредил связки спины, сам Компаниец фактически убежал, вместо того, чтобы позаботиться об эвакуации в тыл известных деятелей культуры. После улучшения состояния здоровья Борис Романович был вынужден работать в условиях оккупации. Ссылаясь на болезнь жены, ему удалось избежать поездок, а 3 декабря в 1943 г., когда певец был уже в Камянце-Подольском, его вызывали к гебитскомистариату и сообщили, что по личному распоряжению Ериха Коха его должны выслать в Берлин. Гмыря отказался, ссылаясь на болезнь жены, однако ему выписали пропуск на въезд в Берлин. Борис романович максимально затягивал отъезд, а потом, 25 марта в 1944 г., заболел воспалением барабанной перепонки левого уха.Через 3 дня к нему приехал адъютант военного коменданта и заявляет: «Вы не беспокойтесь, мы даже трупп ваш вывезем». Певцу ценой невероятных усилий удалось, даже скрываясь, дотянуть до 26 марта - именно того дня, когда Каменец-Подольский был освобожден советскими войсками. Потом были свидетельства «Комиссии по расследованию злодеяний немцев в Каменец-Подольском» 20 мая в 1944 г. Внимание органов НКВС не могли обойти свидетельства Б.Гмыри об ужасе немецкого оккупационного режима в Харькове (певец за выступление получал 100 гр. хлеба как гонорар) и в Полтаве, куда он был вызван на гастроли и где пытался спасти от голодной смерти украинских детей в убежище, обращаясь к представителям немецкой власти, которые ценили его голос. До конца жизни завистники и интриганы, в том числе с числа его коллег, упрекали Бориса Романовича, что он, находясь в оккупации, пел для немцев.
Нельзя спокойно писать о судьбе гениального певца, начиная с послевоенных лет и вплоть до его преждевременной смерти. Трагизм же ситуации вокруг него заключался в том, что некоторые его коллеги, особенно с Киевского оперного театра, продолжали интриги, распространяли лживые слухи о его пребывании на оккупированных землях. А руководство всех мастей позволяло ему гастроли только в соцстранах, хотя его голос хотели слышать во всем мире.
И приглашения на гастроли шли отовсюду. А в театре травли певца продолжались Дело доходило до того, что ему не давали петь любимые арии, например, Карася в опере Гулака-Артемовского. Борис романович просит уволить его с работы в театре без назначения пенсии, потому что директор отказал ему в переводе на пенсию несмотря на 21 год оперного стажа и 42 лет общего трудового. Этот конфликт продолжался 3 года. Все это время певец не получал заработной платы. А потом Совмин СССР вынес решение от 25 марта 1961 г. о назначении пенсии союзного значения без любого ограничения заработка. Сколько же эта борьба забрала в Гмыри здоровья и лет жизни!
Помогала Борису Романовичу выдержать весь вышесказанный ужас его жена Вера Августовна. Она оберегала певца как могла от стрессов, от травли со стороны завистников. Именно он ей доверял свои мнения, переживания, страдания. Конец карьеры Гмыри был связан с политической интригой. Д.Шостакович пригласил его исполнить вокальную партию в Тринадцатой симфонии, написанной на сл. Евтушенко. Вмешались партийные органы, и певец побоялся дать согласие на участие в концерте, чуть было, не сорвав исполнение симфонии. При этом Гмыря боготворил Шостаковича. Совершённое из страха предательство вызвало у артиста тяжёлую нервную депрессию и ускорило его болезнь.
Гмыря любил украинскую классику, особенно произведения Т Шевченко и просил украинских композиторов написать музыку к некоторых из них и использовал в своих концертных программах. Его взнос в украинскую культуру и развитие украинского языка, в русскую и мировую культуру не оценены должным образом и поныне. Нельзя без волнения слушать в исполнении Гмыри партии в русских операх, русские песни и романсы. Последним произведением, которого так и не суждено было пропеть Борису Романовичу, хотя он его выучил, был романс «Последний луч угас» (сл. М.Кичуры, муз. П.Сеницы). Борис Романович умер, не дожив до 66 лет всего 4 дня. Обширный инфаркт случился 1 августа в 14.30.
Его похоронили в Киеве на Байковом кладбище... На рояле знаменитого певца так и стоят раскрытыми ноты романса "Последний луч погас". Все осталось так, как было при нем. Даже колоски в вазе на рояле... Телефон с огромной черной ручкой, зеленая настольная лампа и большой портрет Пушкина на стене. А еще вышивки и картины. Одна из них - букет полевых цветов кисти Веры Августовны. Она пережила мужа на 27 лет. Ее похоронили рядом с ним... http://what.in.ua/page....kultury http://facecollection.ru/people/boris-gmyrya
Взял бы я бандуру Тонкая рябина По пыльной дороге телега несётся…
|
|
| |