Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 19 Окт 2022, 17:24 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
| КСЕНИЯ ГЕОРГИЕВНА ДЕРЖИНСКАЯ (25.01. 1889 - 09.06. 1951)
В славной плеяде выдающихся мастеров советской оперной сцены одно из первых мест принадлежит народной артистке СССР, лауреату Гос. премии СССР К.Г. Держинской. Незабываемо звучал её голос, звучал свободно, ярко, широко – от предельно низких нот грудного регистра и до самых высоких, нигде ничего не утрачивая – ни в тембре, ни в задушевной теплоте. Этот пленительный по красоте и мощности голос, которым певица владела в совершенстве, высокая муз. культура, глубокая человечность и искренность, подлинный драматизм позволяли ей создавать совершенные вокально-сценические образы: Марии в «Мазепе», Наташи в «Русалке», Купавы в «Снегурочке», Лизы в «Пиковой даме», Ярославны в «Князе Игоре», Тоски и Аиды в одноименных операх.
Свыше 3-х десятилетий певица была украшением спектаклей Большого театра, в которых принимала участие, умело вплетая свой талант и мастерство в единство ансамбля. Она говорила: «Пение артиста и создаваемый им сценический образ должны быть едины и внутренне оправданны». Ксения Георгиевна была одной из первых советских певиц, кто представлял молодое советское искусство за рубежом.
Она родилась в Киеве, с детства обладала хорошими муз. способностями и мечтала стать артисткой. В 1911 г. на нее обращает внимание С.Рахманинов. Он прослушивает девушку и предлагает ей спеть в своем авторском концерте, ставшем ее творческим дебютом. Особенно композитору понравилось исполнение Держинской его романса «Отрывок из Мюссе». Получив столь значимую поддержку, Ксения продолжает совершенствоваться, берёт частные уроки в Берлине и Санкт-Петербурге, и уже через несколько лет, в 1915 г., поступает в Большой театр, где работает до 1948 г., исполнив там за 30 с лишним лет 25 партий в 1044 оперных спектаклях. В 1919 г. К.С. Станиславский организовал при Большом театре Оперную студию; среди первых учеников была К.Держинская.
Красивый и выразительный голос - драм. сопрано, глубина и искренность исполнения, умение полностью погружаться в характер своих героинь сразу же ставят Держинскую в один ряд с ведущими солистами знаменитой московской труппы - Собиновым, Шаляпиным, Неждановой. Ксении Георгиевне доверяют главные партии текущего репертуара. Особенно близки ее дарованию женские образы из русских опер - Глинки, Чайковского, Бородина. В феврале 1917 г. Шаляпин приглашает ее на роль Елизаветы в опере Верди «Дон Карлос», в которой сам выступает не только как певец, но и как режиссер.
Единственное зарубежное выступление Ксении Георгиевны в 1926 г. на сцене парижской «Гранд-Опера» в партии Февронии из «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова приносит ей и международное признание. Исполнительское искусство Держинской и ее неповторимый внешний облик не раз привлекали к себе внимание художников.
Два портрета певицы принадлежат М.Нестерову. «У вас счастливо совпадает такая приятная внешность с чудесным тембром, фразировкой, с вашим искренним, «пережитым» чувством. Такое сочетание даров Божьих дает эффект, коим вы так легко покоряете слушателей», – писал Нестеров Держинской.
В 1941-1943 гг. Ксения Георгиевна занималась с солистами Ташкентского оперного театра. Последнее ее выступление в «Пиковой даме» состоялось в 1942 г. в Ташкенте, где она провела первые 2 года войны. Правительственная телеграмма, адресованная К.Г. Держинской И.Сталиным. Ташкент, 1943 г.: "Высшая правительственная. Ташкент. Народной артистке СССР товарищ К.Г. Держинской. Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Ксения Георгиевна за вашу заботу о вооруженных силах Советского Союза. Сталин".
Завершив сценическую карьеру в конце 40-х годов, Держинская не уходит на покой. Она преподает в Московской консерватории, пишет статьи о музыке, воспоминания о своих современниках. Умерла Ксения Георгиевна на 62 году жизни и похоронена на Новодевичьем кладбище.
https://www.classicalmusicnews.ru/signdat....-teatra https://mytashkent.uz/2017/07/09/telegramma-stalina-v-tashkent/
"Ах, когда б я прежде знала"
"Ни слова, о друг мой, ни вздоха"
"Пленившись розой, соловей"
|
|
| |