[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ЮРИЙ БОГАТИКОВ *
Валентина_КочероваДата: Вторник, 20 Дек 2022, 23:19 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ БОГАТИКОВ
(29.02. 1932 - 08.12. 2002)


Советский, украинский эстрадный певец. Народный артист СССР.  Еще при жизни получил все почести и славу. Был полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером ордена Дружбы народов и «Шахтерской славы». Ему присвоили звание почетного гражданина Ялты и Славянска. Конкурентом Богатикова по количеству регалий был только И.Кобзон. Невысокий, с неприметной внешностью и неизменным прищуром азиата он мог так зажечь публику, что пятитысячный стадион пел вместе с ним. Было в нем какое-то магнетическое обаяние, которое сейчас называют модным словом «харизма».

Ю.Богатиков родился в Енакиево Донецкой обл. в семье шахтера Иосифа Богатикова и директора школы Валентины Рылеевой. В семье пели все. В годы войны вместе с семьёй был эвакуирован в Бухару. После победы переехали в Харьков. Любовь к песне Юре привил отец, который часто дома что-то исполнял, а дети обязательно ему подпевали. С войны отец не вернулся, и матери пришлось одной поднимать сыновей и дочерей в голодные послевоенные годы. Юрий еще будучи подростком устроился на Харьковский велозавод, чтобы помогать маме. С 1946 по 1947 гг. обучался в Харьковском ремесленном училище связи. Затем работал механиком по ремонту аппаратуры на Харьковском телеграфе, пел в самодеятельности. Далее учился в Харьковском муз. училище  Уже тогда он был нарасхват - Юрия приглашали петь перед началом сеансов в местных кинотеатрах. В училище такого не одобряли, ему говорили: «Если занялся классикой, нечего расходоваться на эстраду, нужно беречь голос». Природа щедро одарила юношу уникальным баритоном, который завораживал бархатным тембром. Учёбу прервала служба в армии - был призван на флот и с 1951 по 1955 гг. служил на Тихоокеанском флоте.


В годы службы пел в ансамбле песни и пляски Тихоокеанского флота. Первым сценическим костюмом для него была тельняшка, а палуба стала первой сценой. После увольнения в запас вернулся на старое место работы и продолжил учёбу. Богатиков мечтал о карьере оперного певца и готовил себя к выступлениям на серьезной сцене. Для этого у него были замечательные вокальные данные и актерское мастерство. После армии он пошел поступать в театральный институт. В тот год председателем приемной комиссии был знаменитый Лесь Сердюк. Испытание стихами и монологами будущий артист прошел успешно, а вот после муз. конкурса, где Юрий спел «Безмежне поле», Сердюк посоветовал ему пойти сразу в консерваторию. После окончания муз. училища в 1959 г. работал в Харьковском театре муз. комедии, затем солистом гос. ансамбля песни и танца Украины «Донбасс». С 1960 г. - солист Харьковской, с 1963 - Луганской филармоний, с 1974 по 1992 г. - Крымской филармонии и худрук ансамбля «Крым». Успех пришел к нему в 1967 г., когда он победил в конкурсе молодых исполнителей Украины. В 1968 г. - победитель Берлинского фестиваля эстрады. В 1969 г. на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии получил серебряную медаль за песню «Кохана» на муз. И. Поклада и стихи И.Бараха. В 1969 г. в первый раз выступил на телевидении в праздничном концерте к Дню шахтёра с песней «Спят курганы тёмные...». Член худсовета по эстраде при Минкультуры СССР с 1970 по 1986 гг. Много гастролировал за рубежом - Германия, Франция, Польша, Колумбия, Перу, Венесуэла, Эквадор, Куба. В 1984 г. окончил исторический факультет Симферопольского университета им. Фрунзе.


На концертах всегда пел вживую. Его дочь Виктория вспоминала: "Как-то папу обвинили в пении под фонограмму. Он очень расстроился. Тем более что просто открывать рот у него никогда и не получалось: не попадал. У него каждое выступление было новым  - в зависимости от зрителя и собственного настроения. А после того упрека у папы появился свой фирменный жест. Заканчивается музыка, а он все продолжает тянуть ноту, демонстрируя, что фонограммы нет. Нередко ему после этого плохо становилось из-за высокого давления, но своему правилу он не изменял".

Богатиков мгновенно находил контакт с любой аудиторией, настолько легко и красиво он умел говорить. Обожал поэзию и между песнями обязательно читал стихи. Многие, кто бывал на его концертах, говорили, что стихи порой звучат у него ничуть не хуже, чем песни. Ему завидовали даже маститые чтецы. Он одним из первых среди артистов эстрады получил звание Народного артиста СССР. До этого его были удостоены только К.Шульженко и Л.Утесов. Распад Советского Союза стал для певца настоящей трагедией. С 1992 года - худрук филармонии по проведению фестивалей и спецмероприятий. В 1994 г. возглавил общественно-политическую организацию «Родина», которая выступала за воссоздание СССР. В последние годы жил в Крыму. В одном из своих последних интервью Юрий Иосифович говорил: "Мне абсолютно неинтересно происходящее сегодня на Украине. Искусство ее много потеряло из-за того, что замкнулось только на своей национальной сцене. Как отдушину использую всякую возможность смотреть российские каналы и слушать песни на русском языке. Москва всегда была вершиной, к которой стремились все русскоязычные исполнители. А сейчас все народы варятся в собственном соку".


Ю.Богатиков скончался в Симферополе от тяжелой болезни. Похоронен на кладбище «Абдал». Спустя год после его смерти в центре Симферополя, рядом со зданиями Верховного Совета АРК и Театра кукол, появился памятник: легендарный певец во весь рост в бронзе у гранитного рояля. Рядом плита с лаконичной надписью: «Юрий Богатиков. Народный артист СССР». На памятник собирали всем Крымом. В Крыму ежегодно проходит фестиваль юных исполнителей в память о таланте певца. На стене Крымской филармонии установлена мемориальная доска с барельефом Ю.Богатикова.
https://stuki-druki.com/authors/Bogatikov-Yuriy.php

К 90-летию со дня рождения
ЧЕЛОВЕК-ПЕСНЯ


Восхищаясь силой его таланта, его неповторимой личностью, всё отчётливее ощущаешь, как не хватает нам этого поистине звёздного человека, его песен. Нет сомнения, что помнят его и далеко за пределами некогда большой страны – в Венесуэле, Венгрии, Германии, Италии, Китае, Корее, Перу, Польше, Франции, где каждое его выступление тонуло в шквале аплодисментов. Увы, не часто сегодня услышишь в эфире его песни, бывшие когда-то визитными карточками «парня из донецкой степи», как он себя называл. «Спят курганы тёмные», «Давно не бывал я в Донбассе», «Не остуди своё сердце, сынок», «Весна сорок пятого года»…Каждая встреча, коих у нас с ним было немало, воспринимается сегодня, как подарок судьбы. Он всегда был расположен к разговору и откровенен. Как-то во всеуслышание сказал, что не считает песню только искусством: «Нам песня строить и жить помогает»вовсе не пафосные слова. Во всяком случае, те, которые в моём репертуаре, именно такие. Потому что в них – философская глубина и мягкая нежность, душевный порыв и мудрая рассудительность. Спасибо их авторам».

А я бы продолжила: «И вам, потому что исполняются вашей душой и вашим неповторимым голосом», да только он не одобрил бы: не любил похвалы. Но ведь недаром же окрестили его в народе Маршалом песни. Он никогда не забывал малую родину, где пережил трудное военное детство. Что такое тяжёлый труд, узнал в 15 лет после окончания Харьковского ремесленного училища. Крым стал для него настолько родным, что отказался от заманчивого предложения переехать в Москву. Считая себя сыном большого Отечества, и будучи таковым, Юрий Иосифович очень тяжело переживал распад страны. Со слезами на глазах пел: «Я сегодня живу за границей, не покинув страны…». Его боль и тоску разделяли тысячи людей в разных уголках страны, а особенно – крымчане, разноголосые предки которых жили здесь в мире и согласии, трудились, и оставили потомкам щедро плодоносящие нивы и сады, уверенные, что заложенного ими хватит на многие века.

«Разве могли они предполагать, какой наступит раздрай на благословенной земле, где всегда хватало места представителям разных народов, разных вероисповеданий?» – воскликнул певец как-то в сердцах. И добавил: «Наверное, есть в этом и наша вина. Чего-то не доглядели, чему-то не противостояли». И он пытался противостоять своим оружием – песней. Попав с Юрием Иосифовичем в 1997 г. в посёлок Новоозёрный на берегу залива Донузлав под Евпаторией, увидела воочию, во что превращена бывшая крупнейшая военно-морская база Черноморского флота Советского Союза после того, как отошла в 1991 г. Украине. Певец назвал «падением ниже ватерлинии» положение оставшихся не у дел жителей совсем недавно процветавших посёлков. В их домах считанные часы горел свет, отопления не было вовсе, хлеб привозили не каждый день. Не забыть глаза людей, с которыми мы тогда встретились. В холодных, но заполненных до отказа клубах, люди подхватывали слова песен "Усталая подлодка", "Прощайте, скалистые горы", "Заветный камень", "Прощай, любимый город", "Севастопольский вальс". Пел весь зал, потому что в те времена эти слова знали все – от мала до велика. Могло ли быть по-другому, если эти песни – пласт истории народа?

Ю.Богатиков был уверен: «У событий есть даты, начало и конец. У песен их нет. Они – душа исторического факта. А душа не умирает». На концертах созданного по его инициативе фестиваля «Песни моря», который проводился с 1990 г. в черноморском регионе с четырьмя городами-героями: Керчь, Севастополь, Одесса, Новороссийск, на сцену выходили советские певцы самых разных национальностей. Это – грузин Зураб Соткилава, украинцы А.Соловьяненко, Н.Гнатюк и Н.Кондратюк, еврей Ян Табачник, белорусы Э.Ханок, А.Ярмоленко и «Сябры». Вёл концерты выдающийся российский музыковед С.Бэлза. Назвав после распада страны самый большой блок программы «Жизнь, прими прощение», её автор Юрий Иосифович объяснил: «Это не покаяние, а память». Все грандиозные программы, которые он задумывал и осуществлял были направлены на поддержку культурных связей русских людей, крымчан, оказавшихся помимо их воли, гражданами другой страны, лишённых национальности, втиснутых в «единый украинский народ».

Делом его жизни стало установление творческих связей между деятелями искусств Украины, России, Белоруссии, Крыма. Поддерживал молодых поэтов, композиторов, включая их произведения в свой репертуар, основой которого были песни для поколения победителей, заслуги которых перестали признавать на Украине, лишая ветеранов льгот. Он не мог смириться с тем, что оказался за границей, не покинув страны. Говорил: «Моя страна была и есть – Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Узбекистан, все 15 республик». Сокрушался, что вынужден петь: «Всё в порядке у нас, мы смеёмся и дышим, свои тайные беды в секрете храня... Зарубежье моё называется ближним, но всё дальше и дальше оно от меня...».Помню, как принимали его, уже смертельно больного, но собравшегося с силами и с голосом, в концертном зале московской гостиницы «Россия»: аплодировали стоя, долго не хотели отпускать со сцены. Надо было слышать, как исполнял он песню на стихи А.Дементьева с выстраданными и поэтом, и певцом словами: «Не мелели бы души, как речки с годами, потому что душа постоянно в цене». После выступления Юрий Иосифович выглядел помолодевшим лет на 10, с сияющими счастьем глазами. Признался, что давно не испытывал такого творческого подъёма и ликования души.

После концерта мы вышли на улицу, и, вглядываясь в мерцающие над рукотворными кремлёвскими звёздами таинственные небесные, тихо произнёс: «Как же хочется жить! Петь! Как ты думаешь, где-то же кроме пластинок и дисков останется мой голос? Может, Вселенная примет его и сохранит?». Ответила: «За Вселенную поручиться никто не может. Но ведь народ – это тоже Вселенная, вот кто точно сохранит». Улыбнулся…Не дожил до светлого дня воссоединения Крыма с Россией друг украинцев, русских, грузин, латышей, казахов и киргизов, крымских татар и татар поволжских, всех без исключения народов некогда огромной страны, которую не просто любил, а был готов отдать за неё жизнь. И можно только представить себе, как бы радовался, что вновь крымчане в родном Отечестве! И как переживал бы за тех, кто стоит нынче на защите Отечества от неонацистов всех рангов и мастей…Один из самых известных эстрадных артистов Советского Союза, он покорял города и страны.

«Я – русский сын украинского народа и интернационалист по духу», – говорил Богатиков. – Горжусь своей принадлежностью по материнской линии к знаменитому роду Рылеевых, подаривших России поэта, мыслителя, патриота. И работягами нашего рода горжусь не меньше. Шахтёром отцом, педагогом мамой. Хорошо помню, с каким радушием отправленную в эвакуацию нашу большую семью (кроме меня ещё пятеро детишек) приняли в Бухаре. Впечатления о светлом городе и добрых людях навсегда запали в душу и сохранились в памяти. А в родном городе после возвращения нас ждал рухнувший от бомбёжки дом, который мы, конечно же, не могли восстановить без отца, который с войны не вернулся. Мама увезла нас в трудовой Харьков, где получила работу и жильё. Наверное, та закалка, которую получил в молодости, не гнушаясь никакого труда, и помогла мне чего-то достичь в жизни. Люблю пословицу: Терпение и труд – всё перетрут. И свой успех воспринимаю, как подарок за трудолюбие и терпение».

Его талант и неутомимая деятельность при жизни оценены по заслугам: кавалер ордена Украины «За заслуги» 3-х степеней, полный кавалер орденов РФ «За заслуги перед Отечеством», «Знак почёта». И это далеко не весь перечень его наград.  Имя солнечного человека носят сквер в Красноперекопске, детская муз. школа в крымской столице, Центр культуры и досуга в Керчи, установлены памятные доски в Керчи, Ялте, Севастополе, в Симферополе – на здании филармонии, где он проработал 30 лет, а всего сцене отдал 55. В небе мерцает где-то в необъятной Вселенной звезда его имени. Живой облик Личности с нами. А песни его вне времени и вне моды. Голос Богатикова и его песни навсегда с нами..Слыша выстраданные им слова: «Есть любовь и печаль – остальное ложь», будем хранить память о достойном человеке, слушать песни, в которых он продолжает жить. Он стал неотъемлемой частью нашей культуры. Войдя в золотой фонд отечественной эстрады, песни его не утратили своего художественного и воспитательного значения и вряд ли утратят.  Ещё всколыхнётся их популярность, сгонит чистой волной нынешнюю гламурную пену.
Людмила Обуховская
24.11. 2022. газета "Столетие"

https://www.stoletie.ru/kultura/chelovek-pesna_625.htm

"Слушай, тёща"


"Вишневый сад"

"Высокие тополя"

"Романс"

"Слова в ночи"

"На той околице старинной"
Прикрепления: 5021983.png (14.7 Kb) · 3881762.png (50.1 Kb) · 5623575.png (46.4 Kb) · 9631798.png (125.6 Kb) · 8431656.png (114.9 Kb) · 6989472.png (60.9 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: