[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР ИМ. ПЯТНИЦКОГО *
Валентина_КочероваДата: Четверг, 12 Окт 2023, 18:13 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6969
Статус: Offline
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР ИМ. ПЯТНИЦКОГО
Ситцевые песни - так с любовью и нежностью называл народные песни Митрофан Пятницкий.


"Народная песня, эта худ. летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем. Деревня начинает забывать свои прекрасные песни. Народная песня исчезает, и её надо спасать».- говорил знаменитый собиратель русского фольклора, основатель первого в России народного хора.


В 1910 г. под руководством М.Е. Пятницкого был организован хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Коллектив был невелик: на известной фотографии тех лет Митрофан Ефимович запечатлен всего лишь с 14-ю хористами в народных костюмах.


Афиша первого концерта

Первый концерт хора, состоявшийся 2 марта 1911 г. в Москве, произвел фурор. Публика, пришедшая в Малый зал Благородного собрания, с восхищением слушала подлинные, глубоко трогающие песни. Выступление крестьян по достоинству оценили С. Рахманинов и Ф.Шаляпин - великие русские музыканты, прекрасно знавшие и ценившие русскую народную песню. До начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, после которых «артисты» разъезжались по своим деревням, возвращаясь к привычному крестьянскому труду.

После Октября 1917 г. у крестьянского хора началась новая жизнь. 22 сентября 1918 г. на концерте хора перед кремлевскими курсантами присутствует Ленин, который приглашает Пятницкого на беседу в Кремль. Оценив достоинства и большой потенциал нового коллектива, Ленин обещает Пятницкому всяческое содействие. Участники хора переезжают на постоянное место жительство в Москву. Концертная деятельность становится более активной, а с открытием регулярного радиовещания в ноябре 1924 г. Хор узнала и услышала вся страна.


После смерти Пятницкого в 1927 г. коллективу было присвоено имя его основателя, а дело продолжил его племянник, П.М. Казьмин, незаурядная личность, большой знаток русского народного творчества.


В 1929 г. в прессе тех лет развернулась кампания под девизом «нам нужен старый хор, поющий песни кулацкой деревни. Новой деревне - новые песни». Творческий кризис разрешил приход в хор в 1931 г. талантливого композитора В.Г. Захарова, который направил развитие коллектива по новому руслу.


В репертуаре хора появились авторские песни, в том числе прославляющие начавшиеся коллективизацию, электрификацию, индустриализацию: «Вдоль деревни», «Прокати нас, Петруша, на тракторе», «Зелеными просторами» и др. А лирические песни  Захарова - «И кто его знает», «Провожанье», «В чистом поле» - запела вся страна. Они уходили в народ со временем становясь народными. В годы ВОВ Хор ведет активную концертную деятельность, выступая в составе фронтовых концертных бригад. Популярными в то время были прямые трансляции концертов из студии Дома звукозаписи, которые слышали в тылу и на фронтах рядовые и командиры, летчики и моряки, от которых потоком летели фронтовые треугольники по адресу: «В Хор Пятницкого» (они хранятся по сей день). Всенародную известность приобретает песня «Ой, туманы мои, растуманы», написанная в 1943 г. Захаровым на слова М.Исаковского, ставшая гимном всего партизанского движения. 9 мая 1945 г. вместе с победителями хор принимал активное участие в празднествах, посвященных Великой Победе в Москве.

"Разговор двух подруг" (1944)


"И кто его знает" (1943)


"Ой, туманы мои" (1944)


В послевоенные годы гастрольно-концертная деятельность коллектива расширяется. В 1936 г. в жизни Хора произошло знаменательное событие – он стал профессиональным коллективом в составе Московской гос. филармонии. В 1938 г. в коллективе создается танцевальная группа. С конца 1940-х годов он начал выезжать за границу, побывав во многих странах Европы. Хор становится знаменитым.


Ее основателем была Т.А. Устинова. Выдающийся балетмейстер, воспитанница Московского хореографического училища, она отдала хору более 60 лет своей творческой жизни. Татьяна Алексеевна изучила народный хореографический язык разных областей России и ввела его в свои танцевальные композиции. Она – автор знаменитого «воронежского шага», когда девушки, будто лебеди, неспешно плывут в хороводе. В том же году в коллективе появляется оркестровая группа во главе с В.В. Хватовым.


Талантливый музыкант, он создал уникальный оркестр, в составе которого звучали баяны, гармони, рожки, жалейки, балалайки, домры, гусли, трещотки, что добавило в концерты новые краски, оттеняющие общее настроение исполняемых песен и танцев .Во главе хора всегда стояли руководители, способные своим творчеством приумножить славу коллектива. Таким был Мариан Викторович Коваль, известный советский композитор, руководивший Хором в 1957–1962 гг.


В 1959 г. за большие творческие достижения коллектив был награжден орденом Трудового Красного знамени. В 1962 г. в истории хора началась новая эпоха. Главный народный коллектив страны возглавил композитор В.С. Левашов, остававшийся на этом посту более двадцати лет.


Задушевный, тонкий лирик, песни которого «За околицей», «Как не любить мне эту землю», «Поет гармонь на перекрестке» вошли в золотой фонд советского муз. искусства. Большое место в репертуаре хора этого периода занимают театрализованные вокально-хореографические сюиты и композиции, представляющие целые культурно-этнографические срезы разных областей России: «Брянские игрища», «Калужские переборы» и освещающие темы современной жизни: «Расцветай, земля весенняя», «Здравствуй, Волга!», «Поэма о Москве» Такие композиции требовали свободного владения сложным многоголосием и высокого исполнительского мастерства певцов, танцоров, музыкантов. В 1968 г. получив высокое звание «академический», народный хор вошел в элиту отечественной культуры и искусства. Активно развивается гастрольная деятельность коллектива. С его программами смогли познакомиться и во всех уголках Советского союза, и за рубежом. География гастролей расширилась, искусству хора рукоплескали зрители более чем 40 государств. «Русские артисты берут наши сердца в свои руки», - восхищалась зарубежная пресса.
В 1986 г. Хор им. Пятницкого награжден орденом Дружбы народов
Прикрепления: 5519071.jpg (6.6 Kb) · 0835883.jpg (18.5 Kb) · 5572696.jpg (21.1 Kb) · 9025907.jpg (26.9 Kb) · 2597998.jpg (11.6 Kb) · 0136973.jpg (5.0 Kb) · 7671624.jpg (4.9 Kb) · 2746534.jpg (5.6 Kb) · 3693264.jpg (4.8 Kb) · 3638023.jpg (5.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 12 Окт 2023, 20:17 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6969
Статус: Offline

С 1989 г. Хором им. Пятницкого руководит А.А. Пермякова. Много лет проработавшая в коллективе, человек большого таланта, непреклонной воли и безудержной энергии, в сложные годы перестройки она, взяв на себя бремя лидерства, не только сохранила коллектив, но и успешно развила достижения своих предшественников. Главное - возврат к исконным принципам народной музыки, к традициям, которые были заложены более 100 лет назад М.Е. Пятницким. Хор никогда не стремился к этнографической достоверности. Сила его искусства именно в жизненности, в глубокой и неразрывной связью с современностью.
«Песню не поют, ее играют», - любит повторять Александра Андреевна и ставит во главу угла муз. действо. Оно связывает песню, танец, музыку, актерскую игру исполнителей в увлекательной калейдоскоп событий. Сцены будто рождаются на ходу: с одной стороны ни каких шаблонов, с другой ничего лишнего и случайного.Такой подход требует высочайшего владения профессией. На сцене коллектив - единый организм, коллективная творческая личность, объединённая одной задачей и одним стремлением - раскрыть высокую нравственность и духовность русской песни, все красоту народного искусства России.
Сегодня в составе хора лучшие из лучших: певцы, танцоры, музыканты. Они приехали в коллектив из 30-ти регионов страны, среди них более 40 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов исполнителей - Россия в миниатюре, Россия молодая. Любовь зрителей к хору не преходяща. Где бы они не выступали - залы переполнены. Это современные россияне для которых искусство хора - «времен связующая нить», наши корни, наши истоки. Концертные программы современного хора: «Россия - звонкая душа», «Россия - Родина моя», определяют основное кредо коллектива - служение Отечеству, которое он пронес через столетие .Хор Пятницкого - национальное достояние России, ее гордость.
https://pyatnitsky.ru/history/

Отзыв Надежды перенесен в соответствующую тему:
13 ноября 2013 г.
Случилось мне нежданно-негаданно побывать на концерте хора им. Пятницкого. Сама я очень люблю хоровую музыку и академическую (с точки зрения манеры пения), и народную. Возможно, кто-то из форумчан или гостей форума тоже любит хоровую музыку, поэтому, хотя на Ютубе есть много роликов этого хора, но раз уж записывала, то даю ссылку на плейлист концерта:
http://www.youtube.com/playlis....i8m4c1G

А для представления о концерте прикрепляю два видео: «Мужские страдания» и «Утушку луговую» (финальная песня). В «Мужских страданиях» танцуют артисты хора и музыкант из оркестра (у него – главная роль в этом танце). У танцоров «со школой» не получилось бы так передать настроение песни. Они же привыкли тянуть носочки, выворачивать ступни.  А этот музыкант из оркестра мне очень понравился. Помимо игры на бас-балалайке играл ещё и на гармони, и баяне. Вообще, в небольшом оркестре хора собрались музыканты, владеющие игрой на нескольких инструментах. Обратила внимание, что иногда даже по ходу одной песни, они меняли один муз. инструмент на другой. Рядом с каждым из музыкантов находились дополнительные 1-2 инструмента.



В «Утушке» во время ответного слова А.Пермяковой у меня поплыл фокус, поэтому там 30 сек. идёт стоп-кадр.



"КРЕСТЬЯНСКИЙ ХОРМЕЙСТЕР" МИТРОФАН ЕФИМОВИЧ ПЯТНИЦКИЙ
(21.06. 1864 - 27.01. 1927)


Собиратель и исполнитель русских народных песен, основатель и первый худрук прославленного русского народного хора.
Родился в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье дьячка Е.П. Пятницкого. Жили бедно. Мать разводила гусей и кур, сестры помогали ей по хозяйству. Братьям же была предназначена одна дорога – в семинарию. Отец был одним из лучших певчих в церкви, и мальчик больше всего на свете любил слушать духовные песнопения: часами без устали простаивал в маленьком деревенском храме, прогретом свечами, пропитанном сладким запахом ладана. Казалось, он всей душой предается молитве. Никто из сыновей дьячка не хотел идти в семинарию, и лишь за одного Митрофана родители были спокойны: сам Господь направил его на верный путь!

Господь действительно направил Митрофана на особый путь, но это не был путь церковного служения. После приходской школы он попал в духовное училище при воронежской семинарии. Но изучение Евангелия и Закона Божьего было ему не интересно, да и сама атмосфера строгости и запретов на любое проявление светскости, царившая в семинарии, действовала угнетающе на душу нежного, чувствительного мальчика. В ее стенах он страдал гораздо сильнее своих братьев. Кончилось его обучение и вовсе печально. Митрофан тайком купил на рынке сборник народных песен и разучивал их вечерами. На него донесли. Смотритель училища, о. Иоанн, изъяв сборник, изучил его и прогневался на нерадивого ученика. Вместо псалмов распевать кабацкие песни? Когда Митрофану пришла пора уезжать домой на каникулы, о. Иоанн вручил ему письмо, адресованное его отцу, в котором советовал тому, как следует выпороть сына. Сообщив мальчику содержание письма, о. Иоанн потребовал, чтобы тот осенью привез ответ от отца. Для ребенка это было настоящим шоком - его прежде никогда не пороли! Он боялся отдать письмо отцу, но еще больше боялся вернуться осенью в училище без ответа…

Постоянное чувство тревоги привело к тому, что в лето 1876 г. у 12-тилетнего Митрофана случился нервный срыв, сопровождавшийся припадком и лихорадкой, которую в те времена называли «мозговой горячкой». Поправившись, он все-таки показал отцу письмо и в слезах умолял не отправлять его снова в семинарию. Отец пожалел сына и разрешил остаться дома. Митрофан помогал матери по хозяйству, пас гусей. Когда его душевное состояние снова пришло в равновесие, он понемногу, осторожно принялся нащупывать свою собственную тропку в жизни. Выучился на слесаря, ушел на заработки в город, потом устроился писарем в контрольной палате в Воронеже, а затем, изучив бухгалтерское дело, поступил экономом в то же духовное училище, куда он когда-то так боялся вернуться!
Неисповедимы пути людские… Теперь Митрофан даже подружился со своим гонителем отцом Иоанном, вечерами они вместе пили чай и беседовали. Правда, о.Иоанн все так же осуждал увлечение Митрофана народными песнями, но тот по-прежнему собирал их сборники, да и сам записывал малоизвестные песни.

Как-то раз, услышав итальянскую оперу – выступление певцов из какой-то плохонькой труппы, гастролировавшей по ярмаркам малых городов России, – Митрофан возмечтал петь сам — как итальянцы! О. Иоанн долго отговаривал его, рекомендуя удовлетвориться в жизни тем надежным и хлебным местом, которое у молодого человека уже было. Но когда понял, что тот буквально одержим идеей оперной карьеры, помог ему найти учителя пения, недорогого, но с хорошей репутацией, выручил и деньгами.
Митрофан начал учиться, ставил голос и преуспел в учебе настолько, что весной 1896 г. ему удалось добиться практически невозможного: его прослушали в консерватории и согласились принять на учебу. И это, невзирая на возраст и отсутствие должной подготовительной школы! Правда, было одно условие: Пятницкий должен был поступить на должность эконома в новом корпусе консерватории, причем на весьма невыгодных условиях проживания и оплаты. Но Митрофан был готов на все, лишь бы стать певцом. Занятия должны были начаться осенью, осенью же он должен был приступить к работе. А пока он, окрыленный мечтами о будущем, приехал на лето в Воронеж…

Именно в Воронеже его и настиг рок в образе молоденькой мещаночки по имени Валентина. Фамилию ее история не сохранила. Валентину соблазнил какой-то заезжий франт и, как водится, бросил... Осознав свой позор, девушка пыталась покончить с собой и прыгнула в реку, но свидетелем этой сцены оказался проходивший мимо Митрофан. Он прыгнул в реку следом за ней, вытащил, вернул к жизни и влюбился, впервые за свои 32 года. Вернуться к родителям Валентина не могла, и Пятницкий благородно взял на себя все заботы о ней: снял квартирку, полностью обеспечил и даже посватался. Родители Валентины были счастливы отдать беспутную дочь замуж за такого хорошего человека, у которого и отец был священником, и репутация – лучше не пожелаешь! Да и Валентина, похоже, испытывала теплые чувства к своему спасителю. Начали готовить свадьбу, но буквально за неделю до венчания в Воронеж вернулся соблазнитель девушки и, увидев бывшую возлюбленную счастливой невестой другого, пожелал во что бы то ни стало вернуть ее расположение. Увы, у него это получилось очень легко. Стоило только поманить – и Валентина ушла к нему, позабыв своего спасителя и жениха. Они уехали вместе, а Пятницкий остался, потрясенный до глубины души, на грани безумия… И очень скоро он переступил эту грань.

Вместо того чтобы ехать в Москву поступать в консерваторию, Митрофан вернулся в родную деревню и несколько месяцев прятался от людей в сарае, не желая никого видеть и ни с кем разговаривать. В конце концов, его вывели насильно, когда он уже окончательно ослабел от голода. В смирительной рубашке доставили в Воронеж, в лечебницу для душевнобольных. И опять на помощь Митрофану пришел о. Иоанн: через своих знакомых нашел для него место в самой лучшей московской лечебнице для душевнобольных, выстроенной Морозовыми. В этой лечебнице применялись передовые методы лечения, разработанные профессором медицины С.Корсаковым: никаких смирительных рубашек, но всяческое отвлечение от недуга – работой, культурными развлечениями. В разные времена в этой лечебнице побывало немало выдающихся людей, испытывающих временные проблемы с психическим здоровьем, в том числе М.Врубель.

Лечение помогло, и через 2,5 года Пятницкий снова смог общаться с людьми, хотя до конца своей жизни оставался патологически застенчивым человеком. Он действительно боялся общаться и пересиливал себя. А еще очень боялся надолго расставаться с лечебницей и лечащим врачом. Там вошли в положение и оставили Митрофана у себя - работать письмоводителем с 30-ю руб. оклада и готовой квартирой прямо в здании сумасшедшего дома. Казалось бы, теперь ему не до пения. Но нет - он так и не расстался с идеей стать профессиональным певцом. В консерваторию его уже не принимали, поэтому приходилось брать дорогие частные уроки. Разорился Пятницкий и на граммофон, покупал пластинки с ариями из итальянской оперы, внимательно слушал и старался подражать певцам. Иногда выступал на бесплатных благотворительных концертах. А как-то, набравшись смелости, добился аудиенции у самого Шаляпина. Тот прослушал Пятницкого и устроил ему бенефис на вечере у своего приятеля-меломана.

Увы, и тут несчастного Митрофана постигла неудача! Он настолько застеснялся выступать перед многочисленными знатоками и ценителями музыки, что потерял голос, а потом его настиг нервный припадок, свидетельствовавший о новом обострении болезни…
И вновь он оказался в лечебнице для душевнобольных, но уже не в своей квартирке письмоводителя, а на койке в палате. Однако на этот раз ему хоть немного, но все-таки повезло: Шаляпин, горячо ему сочувствовавший, часто навещал неудавшегося певца в больнице. Они вместе гуляли по парку, беседовали, и Федор Иванович все больше проникался сочувствием к этому невезучему любителю музыки. Именно Шаляпин дал Митрофану самый важный совет в его жизни: оставить вокал и заняться лучше тем, к чему наиболее лежит его душа, – собиранием русских песен. В конце концов, это можно делать и профессионально. И Федор Иванович привел Пятницкого на заседание музыкально-этнографической комиссии при университетском Обществе естествознания, антропологии и этнографии. Очень скоро он здесь освоился, а с 1903 г. и вовсе стал действительным членом комиссии. Начался его творческий путь.

Митрофан Ефимович ездил по деревням, собирал песни. В 1904 г. он издал за свой счет тоненькую книжечку «12 песен Воронежской губернии Бобровского уезда». Эта книжка принесла ему известность. Пятницкого все чаще приглашали не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору. Вскоре он уже смог купить себе фонограф, чтобы записывать народные песни. Его вторая книга – «Жемчужины старинной песни Великой Руси» — пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Записывал он и себя самого, - у него был приятный мягкий баритон.


В 1910 г. Пятницкий встретил свою «музу» - 70-летнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Аринушка выступала с двумя своими дочерьми и внучкой Матреной. Эта внучка, молоденькая солдатка, стала второй и последней любовью Митрофана Ефимовича. Правда, Матрена не ответила взаимностью на его чувства, но и не обидела его так сильно, как когда-то Валентина, поэтому любовь к ней не стала трагедией для впечатлительного фольклориста, а явилась светлым и вдохновляющим чувством.

Постепенно набрались и другие певцы, и в феврале 1911 г. состоялись 2 первых концерта крестьянских певцов под руководством Пятницкого. Выступали на Малой сцене Дворянского собрания. Успех пришел сразу. Первоначально концерты были чисто этнографическими. Газета «Московский листок» так описывала один из концертов: «Крестьяне-певцы выступают в подлинных костюмах своих губерний и при соответствующих декорациях. Так, первое отделение изображает «Вечер за околицей», второе отделение называется «Праздничный день после обедни» и состоит сплошь из духовных стихов. Третье отделение представляет собой свадебный обряд в избе Воронежской губернии, песни величальные и обрядовые».
Интересно, что сам Митрофан Ефимович утверждал, что концерты проводятся без предварительных спевок. На вопрос - репетирует ли Пятницкий с крестьянами, он ответил: «Ничего подобного. В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют ее как умеют. Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поете».


Песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Почти каждый концерт хора Пятницкого сопровождался хвалебным отзывом в прессе. Хористы Пятницкого называли себя «певческой артелью»: съехались из своих деревень, спели несколько раз для столичной публики, получили гонорар и разъехались. Но при этом конкурентов у хора было немало, а среди них настоящие профессионалы, такие как «Лапотная капелла», «Матрешки» или хор Агренева, выступавший в роскошных боярских костюмах. Пели они преимущественно в ресторанах, а Пятницкий ресторанами брезговал, хотя именно выступления в ресторанах, перед жующими купцами, уже в те времена приносили самую ощутимую выгоду. Он мечтал о высоком искусстве.

В 1914 г. хор пережил катастрофу - умерла Аринушка Колобаева. Не успели оплакать смерть солистки, началась война. Многих хористов забрали в действующую армию. Однако Пятницкий не сдавался. Он старался перетягивать уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. Его хороший друг, скульптор С.Коненков, вспоминал: «Будучи человеком мягким, добрым и ласковым, он всегда ровно общался со своими хористами, вникал в мелочи их жизни и часто водил их на оперные спектакли Большого театра».

Грянула революция. Многие народные хоры эмигрировали за границу вслед за своими слушателями. Пятницкий уезжать не хотел, боялся расставаться с лечебницей, где все еще жил, с лечащим врачом. Ему казалось – сделает шаг в сторону, и болезнь опять настигнет…Хор распался окончательно, хористы разбрелись по России, оказались по разные стороны баррикад. Пятницкий выжидал, когда окружающий мир обретет относительное равновесие. В 1919 г. он снова взялся за формирование хора, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдаленных сел и деревень. Кого только не было в возрожденном им хоре. Работницы и рабочие, дворники и сторожа - певцы-самородки, не имевшие муз. образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и муз. памятью. Репетировали на квартире Пятницкого, многим он совершенно бесплатно давал уроки вокала. Ему даже удалось выбить бронь от призыва в Красную армию для некоторых самых талантливых хористов.


А 22 сентября 1919 г., когда хор выступал перед кремлевскими курсантами, на концерт пришел Ленин. Вождю понравилось, он даже пригласил к себе Пятницкого, обещал всестороннюю поддержку. И хотя реальной помощи так и не оказал, сам факт кратковременного внимания самого вождя революции впоследствии не раз помогал как самому Пятницкому, так и его хору.

Скончался М.Е. Пятницкий на 62-м году жизни. Перед смертью передал хор своему племяннику, фольклористу П.М.  Казьмину, наставляя его: «Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдет работать в ресторан, то не связывайте с этим хором мое имя». Хор официально получил имя Пятницкого. Выполняя его волю, в ресторанах не выступал. Его ждала иная судьба. В начале 30-х годов, по решению властей, музей народной песни, на протяжении многих лет любовно формировавшийся Митрофаном Ефимовичем, ликвидировали. Начались выступления в печати, обвиняющие хор в классовой несознательности. Но хору снова повезло - одно из его выступлений услышал Сталин, прослезился от умиления и восторга – и коллектив не только уцелел, но стал с тех пор любимцем партийной элиты. Теперь ни один торжественный концерт не обходился без его выступления хора.

В годы войны популярность хора достигла наивысшей точки. Из всех радиоприемников неслись песни: «Куда б ни шел, ни ехал ты», «Ой, туманы мои, растуманы». На людей, измученных войной, они действовали вдохновляющее, пробуждали национальный дух.
Хор много гастролировал по Советскому Союзу, пел в госпиталях и перед рабочими эвакуированных заводов, и всегда концерты проходили при полных залах и с огромным успехом.
03.07. 2023, журнал "Культурная столица"

Концерт, посвященный 100-летию М.Е. Пятницкого
Прикрепления: 6502739.png (37.7 Kb) · 9084618.jpg (42.9 Kb) · 4183333.jpg (16.6 Kb) · 1825908.webp (3.7 Kb) · 9153700.jpg (6.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: