Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 12 Окт 2023, 18:13 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7031
Статус: Offline
| РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР ИМ. ПЯТНИЦКОГО Ситцевые песни - так с любовью и нежностью называл народные песни Митрофан Пятницкий.
![](/_fr/45/5519071.jpg) "Народная песня, эта худ. летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем. Деревня начинает забывать свои прекрасные песни. Народная песня исчезает, и её надо спасать».- говорил знаменитый собиратель русского фольклора, основатель первого в России народного хора.
![](/_fr/45/0835883.jpg) В 1910 г. под руководством М.Е. Пятницкого был организован хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Коллектив был невелик: на известной фотографии тех лет Митрофан Ефимович запечатлен всего лишь с 14-ю хористами в народных костюмах.
![](/_fr/45/9025907.jpg) Афиша первого концерта
Первый концерт хора, состоявшийся 2 марта 1911 г. в Москве, произвел фурор. Публика, пришедшая в Малый зал Благородного собрания, с восхищением слушала подлинные, глубоко трогающие песни. Выступление крестьян по достоинству оценили С. Рахманинов и Ф.Шаляпин - великие русские музыканты, прекрасно знавшие и ценившие русскую народную песню. До начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, после которых «артисты» разъезжались по своим деревням, возвращаясь к привычному крестьянскому труду.
После Октября 1917 г. у крестьянского хора началась новая жизнь. 22 сентября 1918 г. на концерте хора перед кремлевскими курсантами присутствует Ленин, который приглашает Пятницкого на беседу в Кремль. Оценив достоинства и большой потенциал нового коллектива, Ленин обещает Пятницкому всяческое содействие. Участники хора переезжают на постоянное место жительство в Москву. Концертная деятельность становится более активной, а с открытием регулярного радиовещания в ноябре 1924 г. Хор узнала и услышала вся страна.
![](/_fr/45/5572696.jpg) После смерти Пятницкого в 1927 г. коллективу было присвоено имя его основателя, а дело продолжил его племянник, П.М. Казьмин, незаурядная личность, большой знаток русского народного творчества.
![](/_fr/45/2597998.jpg) В 1929 г. в прессе тех лет развернулась кампания под девизом «нам нужен старый хор, поющий песни кулацкой деревни. Новой деревне - новые песни». Творческий кризис разрешил приход в хор в 1931 г. талантливого композитора В.Г. Захарова, который направил развитие коллектива по новому руслу.
![](/_fr/45/0136973.jpg) В репертуаре хора появились авторские песни, в том числе прославляющие начавшиеся коллективизацию, электрификацию, индустриализацию: «Вдоль деревни», «Прокати нас, Петруша, на тракторе», «Зелеными просторами» и др. А лирические песни Захарова - «И кто его знает», «Провожанье», «В чистом поле» - запела вся страна. Они уходили в народ со временем становясь народными. В годы ВОВ Хор ведет активную концертную деятельность, выступая в составе фронтовых концертных бригад. Популярными в то время были прямые трансляции концертов из студии Дома звукозаписи, которые слышали в тылу и на фронтах рядовые и командиры, летчики и моряки, от которых потоком летели фронтовые треугольники по адресу: «В Хор Пятницкого» (они хранятся по сей день). Всенародную известность приобретает песня «Ой, туманы мои, растуманы», написанная в 1943 г. Захаровым на слова М.Исаковского, ставшая гимном всего партизанского движения. 9 мая 1945 г. вместе с победителями хор принимал активное участие в празднествах, посвященных Великой Победе в Москве.
"Разговор двух подруг" (1944)
"И кто его знает" (1943)
"Ой, туманы мои" (1944)
В послевоенные годы гастрольно-концертная деятельность коллектива расширяется. В 1936 г. в жизни Хора произошло знаменательное событие – он стал профессиональным коллективом в составе Московской гос. филармонии. В 1938 г. в коллективе создается танцевальная группа. С конца 1940-х годов он начал выезжать за границу, побывав во многих странах Европы. Хор становится знаменитым.
![](/_fr/45/7671624.jpg) Ее основателем была Т.А. Устинова. Выдающийся балетмейстер, воспитанница Московского хореографического училища, она отдала хору более 60 лет своей творческой жизни. Татьяна Алексеевна изучила народный хореографический язык разных областей России и ввела его в свои танцевальные композиции. Она – автор знаменитого «воронежского шага», когда девушки, будто лебеди, неспешно плывут в хороводе. В том же году в коллективе появляется оркестровая группа во главе с В.В. Хватовым.
![](/_fr/45/2746534.jpg) Талантливый музыкант, он создал уникальный оркестр, в составе которого звучали баяны, гармони, рожки, жалейки, балалайки, домры, гусли, трещотки, что добавило в концерты новые краски, оттеняющие общее настроение исполняемых песен и танцев .Во главе хора всегда стояли руководители, способные своим творчеством приумножить славу коллектива. Таким был Мариан Викторович Коваль, известный советский композитор, руководивший Хором в 1957–1962 гг.
![](/_fr/45/3693264.jpg) В 1959 г. за большие творческие достижения коллектив был награжден орденом Трудового Красного знамени. В 1962 г. в истории хора началась новая эпоха. Главный народный коллектив страны возглавил композитор В.С. Левашов, остававшийся на этом посту более двадцати лет.
![](/_fr/45/3638023.jpg) Задушевный, тонкий лирик, песни которого «За околицей», «Как не любить мне эту землю», «Поет гармонь на перекрестке» вошли в золотой фонд советского муз. искусства. Большое место в репертуаре хора этого периода занимают театрализованные вокально-хореографические сюиты и композиции, представляющие целые культурно-этнографические срезы разных областей России: «Брянские игрища», «Калужские переборы» и освещающие темы современной жизни: «Расцветай, земля весенняя», «Здравствуй, Волга!», «Поэма о Москве» Такие композиции требовали свободного владения сложным многоголосием и высокого исполнительского мастерства певцов, танцоров, музыкантов. В 1968 г. получив высокое звание «академический», народный хор вошел в элиту отечественной культуры и искусства. Активно развивается гастрольная деятельность коллектива. С его программами смогли познакомиться и во всех уголках Советского союза, и за рубежом. География гастролей расширилась, искусству хора рукоплескали зрители более чем 40 государств. «Русские артисты берут наши сердца в свои руки», - восхищалась зарубежная пресса. В 1986 г. Хор им. Пятницкого награжден орденом Дружбы народов
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 12 Окт 2023, 20:17 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7031
Статус: Offline
| ![](/_fr/45/9153700.jpg) С 1989 г. Хором им. Пятницкого руководит А.А. Пермякова. Много лет проработавшая в коллективе, человек большого таланта, непреклонной воли и безудержной энергии, в сложные годы перестройки она, взяв на себя бремя лидерства, не только сохранила коллектив, но и успешно развила достижения своих предшественников. Главное - возврат к исконным принципам народной музыки, к традициям, которые были заложены более 100 лет назад М.Е. Пятницким. Хор никогда не стремился к этнографической достоверности. Сила его искусства именно в жизненности, в глубокой и неразрывной связью с современностью. «Песню не поют, ее играют», - любит повторять Александра Андреевна и ставит во главу угла муз. действо. Оно связывает песню, танец, музыку, актерскую игру исполнителей в увлекательной калейдоскоп событий. Сцены будто рождаются на ходу: с одной стороны ни каких шаблонов, с другой ничего лишнего и случайного.Такой подход требует высочайшего владения профессией. На сцене коллектив - единый организм, коллективная творческая личность, объединённая одной задачей и одним стремлением - раскрыть высокую нравственность и духовность русской песни, все красоту народного искусства России. Сегодня в составе хора лучшие из лучших: певцы, танцоры, музыканты. Они приехали в коллектив из 30-ти регионов страны, среди них более 40 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов исполнителей - Россия в миниатюре, Россия молодая. Любовь зрителей к хору не преходяща. Где бы они не выступали - залы переполнены. Это современные россияне для которых искусство хора - «времен связующая нить», наши корни, наши истоки. Концертные программы современного хора: «Россия - звонкая душа», «Россия - Родина моя», определяют основное кредо коллектива - служение Отечеству, которое он пронес через столетие .Хор Пятницкого - национальное достояние России, ее гордость. https://pyatnitsky.ru/history/
Отзыв Надежды перенесен в соответствующую тему: 13 ноября 2013 г. Случилось мне нежданно-негаданно побывать на концерте хора им. Пятницкого. Сама я очень люблю хоровую музыку и академическую (с точки зрения манеры пения), и народную. Возможно, кто-то из форумчан или гостей форума тоже любит хоровую музыку, поэтому, хотя на Ютубе есть много роликов этого хора, но раз уж записывала, то даю ссылку на плейлист концерта: http://www.youtube.com/playlis....i8m4c1G
А для представления о концерте прикрепляю два видео: «Мужские страдания» и «Утушку луговую» (финальная песня). В «Мужских страданиях» танцуют артисты хора и музыкант из оркестра (у него – главная роль в этом танце). У танцоров «со школой» не получилось бы так передать настроение песни. Они же привыкли тянуть носочки, выворачивать ступни. А этот музыкант из оркестра мне очень понравился. Помимо игры на бас-балалайке играл ещё и на гармони, и баяне. Вообще, в небольшом оркестре хора собрались музыканты, владеющие игрой на нескольких инструментах. Обратила внимание, что иногда даже по ходу одной песни, они меняли один муз. инструмент на другой. Рядом с каждым из музыкантов находились дополнительные 1-2 инструмента.
В «Утушке» во время ответного слова А.Пермяковой у меня поплыл фокус, поэтому там 30 сек. идёт стоп-кадр.
"КРЕСТЬЯНСКИЙ ХОРМЕЙСТЕР" МИТРОФАН ЕФИМОВИЧ ПЯТНИЦКИЙ (21.06. 1864 - 27.01. 1927)
![](/_fr/45/6502739.png) Собиратель и исполнитель русских народных песен, основатель и первый худрук прославленного русского народного хора. Родился в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье дьячка Е.П. Пятницкого. Жили бедно. Мать разводила гусей и кур, сестры помогали ей по хозяйству. Братьям же была предназначена одна дорога – в семинарию. Отец был одним из лучших певчих в церкви, и мальчик больше всего на свете любил слушать духовные песнопения: часами без устали простаивал в маленьком деревенском храме, прогретом свечами, пропитанном сладким запахом ладана. Казалось, он всей душой предается молитве. Никто из сыновей дьячка не хотел идти в семинарию, и лишь за одного Митрофана родители были спокойны: сам Господь направил его на верный путь!
Господь действительно направил Митрофана на особый путь, но это не был путь церковного служения. После приходской школы он попал в духовное училище при воронежской семинарии. Но изучение Евангелия и Закона Божьего было ему не интересно, да и сама атмосфера строгости и запретов на любое проявление светскости, царившая в семинарии, действовала угнетающе на душу нежного, чувствительного мальчика. В ее стенах он страдал гораздо сильнее своих братьев. Кончилось его обучение и вовсе печально. Митрофан тайком купил на рынке сборник народных песен и разучивал их вечерами. На него донесли. Смотритель училища, о. Иоанн, изъяв сборник, изучил его и прогневался на нерадивого ученика. Вместо псалмов распевать кабацкие песни? Когда Митрофану пришла пора уезжать домой на каникулы, о. Иоанн вручил ему письмо, адресованное его отцу, в котором советовал тому, как следует выпороть сына. Сообщив мальчику содержание письма, о. Иоанн потребовал, чтобы тот осенью привез ответ от отца. Для ребенка это было настоящим шоком - его прежде никогда не пороли! Он боялся отдать письмо отцу, но еще больше боялся вернуться осенью в училище без ответа…
Постоянное чувство тревоги привело к тому, что в лето 1876 г. у 12-тилетнего Митрофана случился нервный срыв, сопровождавшийся припадком и лихорадкой, которую в те времена называли «мозговой горячкой». Поправившись, он все-таки показал отцу письмо и в слезах умолял не отправлять его снова в семинарию. Отец пожалел сына и разрешил остаться дома. Митрофан помогал матери по хозяйству, пас гусей. Когда его душевное состояние снова пришло в равновесие, он понемногу, осторожно принялся нащупывать свою собственную тропку в жизни. Выучился на слесаря, ушел на заработки в город, потом устроился писарем в контрольной палате в Воронеже, а затем, изучив бухгалтерское дело, поступил экономом в то же духовное училище, куда он когда-то так боялся вернуться! Неисповедимы пути людские… Теперь Митрофан даже подружился со своим гонителем отцом Иоанном, вечерами они вместе пили чай и беседовали. Правда, о.Иоанн все так же осуждал увлечение Митрофана народными песнями, но тот по-прежнему собирал их сборники, да и сам записывал малоизвестные песни.
Как-то раз, услышав итальянскую оперу – выступление певцов из какой-то плохонькой труппы, гастролировавшей по ярмаркам малых городов России, – Митрофан возмечтал петь сам — как итальянцы! О. Иоанн долго отговаривал его, рекомендуя удовлетвориться в жизни тем надежным и хлебным местом, которое у молодого человека уже было. Но когда понял, что тот буквально одержим идеей оперной карьеры, помог ему найти учителя пения, недорогого, но с хорошей репутацией, выручил и деньгами. Митрофан начал учиться, ставил голос и преуспел в учебе настолько, что весной 1896 г. ему удалось добиться практически невозможного: его прослушали в консерватории и согласились принять на учебу. И это, невзирая на возраст и отсутствие должной подготовительной школы! Правда, было одно условие: Пятницкий должен был поступить на должность эконома в новом корпусе консерватории, причем на весьма невыгодных условиях проживания и оплаты. Но Митрофан был готов на все, лишь бы стать певцом. Занятия должны были начаться осенью, осенью же он должен был приступить к работе. А пока он, окрыленный мечтами о будущем, приехал на лето в Воронеж…
Именно в Воронеже его и настиг рок в образе молоденькой мещаночки по имени Валентина. Фамилию ее история не сохранила. Валентину соблазнил какой-то заезжий франт и, как водится, бросил... Осознав свой позор, девушка пыталась покончить с собой и прыгнула в реку, но свидетелем этой сцены оказался проходивший мимо Митрофан. Он прыгнул в реку следом за ней, вытащил, вернул к жизни и влюбился, впервые за свои 32 года. Вернуться к родителям Валентина не могла, и Пятницкий благородно взял на себя все заботы о ней: снял квартирку, полностью обеспечил и даже посватался. Родители Валентины были счастливы отдать беспутную дочь замуж за такого хорошего человека, у которого и отец был священником, и репутация – лучше не пожелаешь! Да и Валентина, похоже, испытывала теплые чувства к своему спасителю. Начали готовить свадьбу, но буквально за неделю до венчания в Воронеж вернулся соблазнитель девушки и, увидев бывшую возлюбленную счастливой невестой другого, пожелал во что бы то ни стало вернуть ее расположение. Увы, у него это получилось очень легко. Стоило только поманить – и Валентина ушла к нему, позабыв своего спасителя и жениха. Они уехали вместе, а Пятницкий остался, потрясенный до глубины души, на грани безумия… И очень скоро он переступил эту грань.
Вместо того чтобы ехать в Москву поступать в консерваторию, Митрофан вернулся в родную деревню и несколько месяцев прятался от людей в сарае, не желая никого видеть и ни с кем разговаривать. В конце концов, его вывели насильно, когда он уже окончательно ослабел от голода. В смирительной рубашке доставили в Воронеж, в лечебницу для душевнобольных. И опять на помощь Митрофану пришел о. Иоанн: через своих знакомых нашел для него место в самой лучшей московской лечебнице для душевнобольных, выстроенной Морозовыми. В этой лечебнице применялись передовые методы лечения, разработанные профессором медицины С.Корсаковым: никаких смирительных рубашек, но всяческое отвлечение от недуга – работой, культурными развлечениями. В разные времена в этой лечебнице побывало немало выдающихся людей, испытывающих временные проблемы с психическим здоровьем, в том числе М.Врубель.
Лечение помогло, и через 2,5 года Пятницкий снова смог общаться с людьми, хотя до конца своей жизни оставался патологически застенчивым человеком. Он действительно боялся общаться и пересиливал себя. А еще очень боялся надолго расставаться с лечебницей и лечащим врачом. Там вошли в положение и оставили Митрофана у себя - работать письмоводителем с 30-ю руб. оклада и готовой квартирой прямо в здании сумасшедшего дома. Казалось бы, теперь ему не до пения. Но нет - он так и не расстался с идеей стать профессиональным певцом. В консерваторию его уже не принимали, поэтому приходилось брать дорогие частные уроки. Разорился Пятницкий и на граммофон, покупал пластинки с ариями из итальянской оперы, внимательно слушал и старался подражать певцам. Иногда выступал на бесплатных благотворительных концертах. А как-то, набравшись смелости, добился аудиенции у самого Шаляпина. Тот прослушал Пятницкого и устроил ему бенефис на вечере у своего приятеля-меломана.
Увы, и тут несчастного Митрофана постигла неудача! Он настолько застеснялся выступать перед многочисленными знатоками и ценителями музыки, что потерял голос, а потом его настиг нервный припадок, свидетельствовавший о новом обострении болезни… И вновь он оказался в лечебнице для душевнобольных, но уже не в своей квартирке письмоводителя, а на койке в палате. Однако на этот раз ему хоть немного, но все-таки повезло: Шаляпин, горячо ему сочувствовавший, часто навещал неудавшегося певца в больнице. Они вместе гуляли по парку, беседовали, и Федор Иванович все больше проникался сочувствием к этому невезучему любителю музыки. Именно Шаляпин дал Митрофану самый важный совет в его жизни: оставить вокал и заняться лучше тем, к чему наиболее лежит его душа, – собиранием русских песен. В конце концов, это можно делать и профессионально. И Федор Иванович привел Пятницкого на заседание музыкально-этнографической комиссии при университетском Обществе естествознания, антропологии и этнографии. Очень скоро он здесь освоился, а с 1903 г. и вовсе стал действительным членом комиссии. Начался его творческий путь.
Митрофан Ефимович ездил по деревням, собирал песни. В 1904 г. он издал за свой счет тоненькую книжечку «12 песен Воронежской губернии Бобровского уезда». Эта книжка принесла ему известность. Пятницкого все чаще приглашали не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору. Вскоре он уже смог купить себе фонограф, чтобы записывать народные песни. Его вторая книга – «Жемчужины старинной песни Великой Руси» — пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Записывал он и себя самого, - у него был приятный мягкий баритон.
![](/_fr/45/4183333.jpg) В 1910 г. Пятницкий встретил свою «музу» - 70-летнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Аринушка выступала с двумя своими дочерьми и внучкой Матреной. Эта внучка, молоденькая солдатка, стала второй и последней любовью Митрофана Ефимовича. Правда, Матрена не ответила взаимностью на его чувства, но и не обидела его так сильно, как когда-то Валентина, поэтому любовь к ней не стала трагедией для впечатлительного фольклориста, а явилась светлым и вдохновляющим чувством.
Постепенно набрались и другие певцы, и в феврале 1911 г. состоялись 2 первых концерта крестьянских певцов под руководством Пятницкого. Выступали на Малой сцене Дворянского собрания. Успех пришел сразу. Первоначально концерты были чисто этнографическими. Газета «Московский листок» так описывала один из концертов: «Крестьяне-певцы выступают в подлинных костюмах своих губерний и при соответствующих декорациях. Так, первое отделение изображает «Вечер за околицей», второе отделение называется «Праздничный день после обедни» и состоит сплошь из духовных стихов. Третье отделение представляет собой свадебный обряд в избе Воронежской губернии, песни величальные и обрядовые». Интересно, что сам Митрофан Ефимович утверждал, что концерты проводятся без предварительных спевок. На вопрос - репетирует ли Пятницкий с крестьянами, он ответил: «Ничего подобного. В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют ее как умеют. Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поете».
![](/_fr/45/9084618.jpg) Песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Почти каждый концерт хора Пятницкого сопровождался хвалебным отзывом в прессе. Хористы Пятницкого называли себя «певческой артелью»: съехались из своих деревень, спели несколько раз для столичной публики, получили гонорар и разъехались. Но при этом конкурентов у хора было немало, а среди них настоящие профессионалы, такие как «Лапотная капелла», «Матрешки» или хор Агренева, выступавший в роскошных боярских костюмах. Пели они преимущественно в ресторанах, а Пятницкий ресторанами брезговал, хотя именно выступления в ресторанах, перед жующими купцами, уже в те времена приносили самую ощутимую выгоду. Он мечтал о высоком искусстве.
В 1914 г. хор пережил катастрофу - умерла Аринушка Колобаева. Не успели оплакать смерть солистки, началась война. Многих хористов забрали в действующую армию. Однако Пятницкий не сдавался. Он старался перетягивать уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. Его хороший друг, скульптор С.Коненков, вспоминал: «Будучи человеком мягким, добрым и ласковым, он всегда ровно общался со своими хористами, вникал в мелочи их жизни и часто водил их на оперные спектакли Большого театра».
Грянула революция. Многие народные хоры эмигрировали за границу вслед за своими слушателями. Пятницкий уезжать не хотел, боялся расставаться с лечебницей, где все еще жил, с лечащим врачом. Ему казалось – сделает шаг в сторону, и болезнь опять настигнет…Хор распался окончательно, хористы разбрелись по России, оказались по разные стороны баррикад. Пятницкий выжидал, когда окружающий мир обретет относительное равновесие. В 1919 г. он снова взялся за формирование хора, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдаленных сел и деревень. Кого только не было в возрожденном им хоре. Работницы и рабочие, дворники и сторожа - певцы-самородки, не имевшие муз. образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и муз. памятью. Репетировали на квартире Пятницкого, многим он совершенно бесплатно давал уроки вокала. Ему даже удалось выбить бронь от призыва в Красную армию для некоторых самых талантливых хористов.
![](/_fr/45/1825908.webp) А 22 сентября 1919 г., когда хор выступал перед кремлевскими курсантами, на концерт пришел Ленин. Вождю понравилось, он даже пригласил к себе Пятницкого, обещал всестороннюю поддержку. И хотя реальной помощи так и не оказал, сам факт кратковременного внимания самого вождя революции впоследствии не раз помогал как самому Пятницкому, так и его хору.
Скончался М.Е. Пятницкий на 62-м году жизни. Перед смертью передал хор своему племяннику, фольклористу П.М. Казьмину, наставляя его: «Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдет работать в ресторан, то не связывайте с этим хором мое имя». Хор официально получил имя Пятницкого. Выполняя его волю, в ресторанах не выступал. Его ждала иная судьба. В начале 30-х годов, по решению властей, музей народной песни, на протяжении многих лет любовно формировавшийся Митрофаном Ефимовичем, ликвидировали. Начались выступления в печати, обвиняющие хор в классовой несознательности. Но хору снова повезло - одно из его выступлений услышал Сталин, прослезился от умиления и восторга – и коллектив не только уцелел, но стал с тех пор любимцем партийной элиты. Теперь ни один торжественный концерт не обходился без его выступления хора.
В годы войны популярность хора достигла наивысшей точки. Из всех радиоприемников неслись песни: «Куда б ни шел, ни ехал ты», «Ой, туманы мои, растуманы». На людей, измученных войной, они действовали вдохновляющее, пробуждали национальный дух. Хор много гастролировал по Советскому Союзу, пел в госпиталях и перед рабочими эвакуированных заводов, и всегда концерты проходили при полных залах и с огромным успехом. 03.07. 2023, журнал "Культурная столица"
Концерт, посвященный 100-летию М.Е. Пятницкого
|
|
| |