[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ГАЛИНА КАЛИНИНА
Валентина_КочероваДата: Четверг, 06 Фев 2025, 19:52 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7284
Статус: Offline
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА КАЛИНИНА


Оперная певица (сопрано). З.а. РСФСР, лауреат международных конкурсов вокалистов в Тулузе и Москве.

..70-80-е годы прошлого века. Золотая эпоха Большого театра. Время, которое по праву считается выставкой уникальных тембров и вокальных дарований. В те годы Большой был театром без слабых мест не только в области балета он был впереди планеты всей, но и оперная труппа находилась на исключительно высоком уровне. Тогда сопоставление с "Ла Скала" было вполне уместным и соответствовало муз. реалиям. Группа сопрано в Большом всегда была очень разнообразной и одной из самых сильных в театре. В ее составе были певицы разных поколений, причем беспокойства эта группа никогда не вызывала, настолько сильное пополнение в нее приходило.


В 1973 г. после успеха на конкурсе в Женеве в театр стажером был принята молодая певица Г.Калинина, тогда еще студентка Гнесинки. Уже в то время был ясно виден ее незаурядный потенциал, который она подтвердила отличным выступлением на Конкурсе Чайковского 1974 г., завоевав III премию среди женских голосов. Награда, полученная Калининой на столь престижном вокальном соревновании, послужила для нее хорошим стимулом в последующем творческом росте. Молодая певица была замечена и отмечена на радио и т/в. Галина Алексеевна была частым гостем на сборных концертах, которые транслировались на всю страну. Она одинаково успешно исполняла как оперные фрагменты, так и песни советских композиторов. Конечно, залогом этого успеха был ее голос, который развивался в нужном направлении год от года и неизменно восхищал почитателей ее творчества.

Голос Калининой - действительно нечто особенное. Ее лирико-драматическое сопрано имело совершенно индивидуальный, исключительно красивый окрас. Возможно, это был наиболее итальянский по своей природе голос среди всей сопрановой группы тогдашнего Большого. В этом голосе подкупала полетность, сила, свежесть, яркость звучания и известная толика легкой назальности, столь свойственная латинским сопрано. При этом голос лился свободно и как бы без усилий, что создавало эффект безграничности возможностей. Слушать такой голос было истинным удовольствием.

Стажировка, продолжавшаяся 2 года, завершилась приглашением в основной состав прославленной труппы. Приближался 200-летний юбилей Большого, по случаю которого фирма "Мелодия" выпустила немало пластинок с записями его лучших солистов. Попасть в список этих лучших уже само по себе значило немало. И Галина Алексеевна в него попала, что доказывало размер тех творческих авансов, которые ей выдавались. К юбилею вышла очень интересная пластинка "Дирижирует Александр Лазарев" - первая в карьере будущего главного дирижера Большого. На ней были в основном записаны те солисты, которые на тот момент не занимали первого положения, но на которых рассчитывали в будущем. Для этой пластинки Калинина записала первую арию Леоноры из "Трубадура" и арию Тоски. Разумеется, по-итальянски. И оставила этим исполнением очень достойное впечатление.

Казалось бы, интерес со стороны "Мелодии" должен был только расти. Но нет... Фирма отнюдь не баловала поклонников таланта Калининой новыми записями. Полных опер в те времена записывалось очень мало, и находились певицы, имеющие преимущественные права на фиксацию той или иной ходовой партии в грамзаписи. Могу только выразить сожаление, что столь великолепный голос остался фактически вне поля зрения фирм звукозаписи. Единственная крупная студийная работа певицы - партия Наташи в опере Прокофьева "Война и мир". Но все же этот голос был создан природой для исполнения лучших партий итальянского и русского репертуара, а они-то как раз прошли мимо внимания руководства "Мелодии", о чем можно только горько сожалеть. Хорошо еще, что была издана на виниле опера Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - запись премьерного спектакля п/р Е.Светланова в декабре 1983 г. Как бы то ни было, голос Галины Алексеевны регулярно звучал в эфире. Хотелось бы надеяться, что в фондах сохранилась хотя бы часть трансляционных и студийных записей...

Помимо спектаклей Большого, мне довелось многократно слышать выступления певицы в Туле. В конце 70-х - начале 80-х годов между НПО "Тулачермет" и Большим театром существовал шефский договор. Один раз в году в начале февраля большая группа солистов театра приезжала для выступления на сцене ДК металлургов.и Калинина приезжала пять или шесть раз. Худ. уровень концертов был очень высок. Концерты начинались в 19-30 и завершались близко к полуночи. Неправда, что рабочая аудитория была слабо подготовленной для восприятия оперы в те годы. Люди ценили и понимали настоящее искусство, оно было ими любимо. Зал, вмещающий около 500 чел., всегда был забит под завязку. Сидели везде, все проходы в центре и по бокам зала были заняты, как были заняты балкон и служебные ложи. В итоге в зал набивалось до 650 чел. И реакция на по-настоящему хорошее исполнение была как на футболе после забитого гола. Галина Алексеевна выступала обычно либо предпоследней, либо последней и публика всегда ждала ее появления. Невозможно срежиссировать восторженное отношение публики к исполнителю. Такое отношение можно только заслужить, и никак иначе. Калинина всегда исполняла по 3 произведения, однажды, когда публика буквально ревела и топала, спела и 4-ю вещь.


Романсы она пела редко, все-таки ее коньком была опера. Лиза, Леонора из "Трубадура", Баттерфляй, Наташа из "Опричника", Иоланта и много еще чего можно было услышать в ее исполнении. И как непременный атрибут - молитва Тоски, после которой зал всегда взрывался... Галина Алексеевна занимала в родном театре прочное и очень достойное положение. Периодически она выезжала на зарубежные гастроли как со всей труппой, так и в индивидуальном порядке. Однако зарубежные гастроли не превратились в систему. Певицу знали и ценили, но все же эта оценка явно не соответствовала уровню ее дарования. Теперь уже поздно сожалеть о том, что ее голос так мало запечатлен в студии. Калинина занимала в Большом первое положение до 1992 г.  Потом она решила покинуть театр, в котором проработала почти два десятилетия, и перебраться в Берлин. Ее карьера с успехом продолжилась в "Дойче опер". А в 1993 г. состоялся личный дебют певицы в "Ла Скала", где она спела заглавную партию в "Федоре"... Что тут скажешь... Карьера состоялась, любовью публики певица никогда не была обделена, но того уровня признания, которого Калинина была достойна, все же не случилось. Почему? Трудно ответить на этом вопрос однозначно. Как говорится, так звезды расположились... Тем не менее, искусство Г.А. Калининой навсегда осталось в памяти ее истинных поклонников.
https://www.forumklassika.ru/entry.php?b=8101

***
«…Шла опера Верди «Трубадур». Прозрачно-легкий и ясный, трепетал под сводами старинного венецианского театра «Ла Фениче» голос певицы... Зрительный зал вслушивался в каждую ноту знакомой музыки – требовательность итальянской публики общеизвестна, и даже самому именитому певцу никто не возьмется заранее предсказать успех в Италии. Но в тот вечер уже после каватины Леоноры действие остановилось – зрители настойчиво требовали бисировать ее. Успех оказался столь большим, что дирекция «Ла Фениче» пригласила советскую певицу Г.А. Калинину в совместное турне с театром по Германии».

Это факт из творческой биографии певицы, которая была настоящей звездой Большого театра в 1980-е годы. Галина Алексеевна родилась 30 июня 1948 г. в поселке Осиновая Роща Ленинградской обл., который находится на пути к Выборгу, в семье служащих, где не делалось никаких ставок на певческую карьеру дочери. Девочка жила, как ей нравилось, как тысячи ее сверстников – бегала в школу, занималась спортом – плаванием, гимнастикой, волейболом. Однажды на уроке пения учительница подозвала ее к роялю, попросила спеть и сказала: «У тебя хороший голос. Иди учиться пению». Потом Галя училась в муз. школе по классу фортепиано, участвовала в кружках худ. самодеятельности, пела в хоре, а после окончания средней школы – это было уже в Москве – пошла работать и одновременно заниматься вокалом в вечерней муз. школе им. И.О. Дунаевского, где пела с одинаковым удовольствием и песни, и романсы, и оперные арии. Мама считала ее родившейся в рубашке: казалось, во всем дочери сопутствовала удача.

Следующим шагом было поступление в Гнесинку (класс М.П. Александровской), где открылись широкие возможности певческой профессии, и Галина почувствовала вкус к актерскому перевоплощению. В 1972 г. она окончит муз. училище, и аккомпаниатор И.Ф. Кириян посоветует выпускнице пойти на прослушивание в стажерскую группу Большого театра. Однако этот риск тогда не принесет удачи. В стажерскую группу ее не возьмут, но судьбу молодой певицы, как это нередко бывает, решит случай... От обиды она разрыдается в фойе, и проходящая мимо Е.Образцова, к тому времени еще з.а. РСФСР, предложит свою помощь и начнет с ней заниматься. Через год Галина с честью выдержит сразу 3 экзамена: поступит в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, станет стажером оперной труппы Большого театра и лауреатом Международного конкурса музыкантов-исполнителей в Женеве, получив 2-ю премию (первая не была присуждена никому).

После победы на конкурсе она работала с удвоенной энергией. Пока роли были небольшие. В стажерской группе она готовила трудную по вокалу и тесситуре партию Гориславы в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».Однажды ее остановил гл. режиссер ГАБТа Б.А. Покровский: «Так Вы и есть Калинина?» – спросит он и неожиданно предложит показать сцену «Письма Татьяны», дав на подготовку 2 недели. Эти две недели прошли для нее как в лихорадке. От нахлынувшего волнения и перенапряжения дрожащим голосом молодая певица призналась Покровскому в том, что больна и петь не в состоянии. Борис Александрович внимательно посмотрел на нее и сказал: «В жизни творческой бывает Случай. Смотрите, не упустите его». И тут Галина вспомнила, сколько хороших певиц мечтало о Большом театре, но случай попробовать свои силы им так и не представился, собралась с силами и сказала, что будет петь. Первая крупная партия – Татьяна в «Евгении Онегине» (1974) стала безусловным признанием вокально-драматического таланта певицы.

«Как похожи друг на друга она и Татьяна,. Актриса еще не начала петь, а уже – Татьяна, уже Пушкин вступил на сцену. Все привлекает в Татьяне – Калининой: и эти огромные, грустные глаза, тонкое лицо, чистый девичий, наивный голос…» – отзывалась о созданном Калининой образе Е.В. Образцова. Несомненный успех дебютантки в этой партии решил вопрос о ее переводе солисткой оперной труппы (1975).

П.Лисициан, с первых шагов на сцене оценивший редкий вокальный дар и большой оперный голос Калининой, также безоговорочно принял ее Татьяну: «…Я хорошо помню впечатление, которое произвела на меня Г. Калинина, когда я впервые услышал ее в «Евгении Онегине». Во-первых, это была молодая обаятельная Татьяна, и исполнительница не прибегала для этого ни к какому гриму. Во-вторых, голос ее звучал по-оперному широко, свободно, без напряжения, словно не зная никаких препятствий. Голос редкой красоты, яркого, насыщенного звучания. И замечательно, что голос этот находился в полной гармонии с внешними данными и сценическим образом. Этот образ привлекал искренностью, открытостью и глубиной чувств. Сам я много раз пел Онегина и хорошо знаю, какой различной была трактовка образа Татьяны у многих певиц, выступавших в этом спектакле в 40– 50-е годы. Г. Калинина внесла в хорошо знакомый образ приметы другого времени, приметы, созвучные своему поколению. И это качество определило одну из самых привлекательных сторон всех образов, которые Г. Калинина создала на сцене Большого театра».



Эти слова, сказанные «королем баритонов» Большого театра, свидетельствуют и о том, насколько взгляд на образ зависим от личности артиста – каждая большая личность не повторяет уже созданного ранее, и для того, чтобы «обновить» спектакль, совсем не обязательны так называемые современные прочтения, не имеющие ничего общего ни с музыкой, ни с лит. первоисточником произведения. В год своего дебюта в «Евгении Онегине» Галина Калинина одержала еще одну победу – она стала лауреатом Международного конкурса им. П.И. Чайковского, получив 3-ю премию.


Недда. «Паяцы».

Все это происходило в студенческие годы певицы – ГМПИ им. Гнесиных по классу Г.А. Мальцевой она окончит только в 1977 г., до этого завоевав Гран-при на Международном конкурсе молодых оперных певцов в Братиславе (1976), где будет бисировать арию Леоноры из вердиевской «Силы судьбы». Выпускница «Гнесинки» удостоится самых высоких похвал на гастролях Большого театра в США. Американской прессой самым лестным образом будут отмечены ее Наташа Ростова в «Войне и мире» С.Прокофьева, Ксения в «Борисе Годунове» М.П. Мусоргского, Лиза Бричкина в опере К.В. Молчанова «Зори здесь тихие», ну, и, конечно же, ее Татьяна в «Евгении Онегине»: «Она так прекрасна собой, как прекрасен ее голос… Ее Татьяна – убедительная и нежная в своей любви, поразительно трансформирующаяся из отвергнутой Онегиным наивной сельской девушки в гордую, но внутренне по-прежнему нежную светскую даму, – это и артистизм, и прекрасное владение голосом, и убедительность такого непростого характера…»

О ее Наташе Ростовой уже в журнале «Советская музыка» (1978) читаем: «Во всех своих героинях Калинина выявляет прежде всего женственное начало… Что, например, особенно удается ей в «Войне и мире»? Первый бал Наташи, ее зачарованность в ожидании чуда, блаженное состояние, в котором она пребывает, танцуя с Болконским. Или история с Анатолем Курагиным: в опере она предельно сжата (в сравнении с романом), сведена, собственно говоря, к одной маленькой сцене у Элен. Однако актриса насыщает ее емким содержанием, обнажая незащищенность своей героини, эту извечную слабость женской души перед лицом, казалось бы, вполне примитивного обольщения.».

Позже Калинину будут называть прирожденной вердиевской певицей, но сначала ее лучшими образами были героини русского репертуара. И одна из первых в этом ряду, конечно, Иоланта в одноименной опере Чайковского. Отмечая голос Калининой, гармонизирующий с основными чертами ее сценического темперамента, тот же П.Г.  Лисициан, который после «Онегина» стал внимательно и заинтересованно наблюдать за творческим развитием артистки, особенно выделял ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала» в исполнении певицы, привлекающее «мастерским владением piano, тонкой нюансировкой».


Донна Анна ( «Каменный гость» А.С. Даргомыжского)

Со 2-й половины 1980-х началась мировая карьера певицы. В 1986 г. она гастролировала с Шотландской оперой в Лондоне, Глазго, Эдинбурге. В 1987-м в опере «Пиковая дама» (Лиза) открывала сезон знаменитого Театра «Колон» в Буэнос-Айресе. Не раз приглашалась в Ковент-Гарден, в том числе на партию Елизаветы в опере Р. Вагнера «Тангейзер». В 1993-м дебютировала на сцене Ла Скала в заглавной партии в опере У. Джордано «Федора», где были заняты звезды мировой оперы первой величины, – Мирела Френи, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас. Давала в Милане свой сольный концерт. В 1993 г. также исполнила заглавную партию в «Аиде» Дж. Верди, поставленной В. Росси в Парижском зале «Берси». Спектакль имел большой резонанс. «Прекрасно владея необычайно теплым и сильным сопрано, Калинина сумела передать в партии Аиды тончайшие оттенки, психологические нюансы, поэтичность и трепетность преданной и хрупкой души героини. Нежность и лиризм в ней органично связаны с духовной силой, решимостью и драматизмом».– писала «Русская мысль» (Париж, май – июнь 1993 г.).

С начала 1990-х певица живет и работает в Германии, где пользуется огромной популярностью. Ведущая солистка берлинской «Дойче опер». В 1992 г. партия Леди Макбет («Макбет» Дж. Верди) в исполнении Калининой во Франкфурте была признана «наиболее впечатляющим оперным событием года». На оперном фестивале в Бордо исполнила неожиданную для себя партию Марины Мнишек в «Борисе Годунове» М.П. Мусоргского. Но свое международное признание певица расценивает и как победу всей русской вокальной школы, а Большой театр по-прежнему считает наилучшим в мире:  «Он дает состояние простора, свободы и в нем совершенно необыкновенная акустика… Когда я говорю, что я певица Большого театра, это вызывает уважение и почтение. Даже для молодых неизвестных певцов рекомендация «солист Большого театра» открывает многие двери… Большой – это 20 лет моей жизни, и я уверена, что там витает частичка меня».
Татьяна Маршкова. Из книги "Большой театр. Золотые голоса"
https://iknigi.net/avtor-t....28.html

Ария Джудитты из оперетты 'Джудитта'


Венецианская ночь
Разуверение
Вернись на Волгу
Прикрепления: 3235400.jpg (7.9 Kb) · 5087555.jpg (14.6 Kb) · 6034781.jpg (9.9 Kb) · 7394818.jpg (6.8 Kb) · 2841225.jpg (5.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: