Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 27 Мар 2025, 16:50 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7347
Статус: Online
| Из серии "Забытые голоса" ГЕОРГИЙ ДАНИЛОВИЧ ДУДАРЕВ (10.04. 1917 - 01.11. 1994)
 Оперный певец (бас), Народный артист РСФСР. Родился в Казани в семье ж/д служащего. Работал токарем на заводе «Динамо» в Московской обл., рабочим совхоза под Клином. Окончил Музыкальное училище им. Гнесиных. В 1939-1947 гг. был солистом Центрального ансамбля песни и пляски НКВД СССР п/р Зиновия Дунаевского. С 1947 г. работал в Московском муз. театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Выступал в концертах. Гастролировал за рубежом. Жил в Москве на Фрунзенской набережной.
 Похоронен на Ваганьковском кладбище. https://akterruss.ucoz.net/index/0-490
В ГОСТЯХ У ГЕОРГИЯ ДУДАРЕВА

Г.Д. Дударев, солист Муз. театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, исполняет ведущие басовые партии в театре и часто выступает в концертах. Слушатели знают его красивый, сильный голос по записям на радио, по телепостановкам, а композиторы любят доверять ему премьеры своих сочинений на эстраде. За плечами у артиста интересная биография ровесника революции, большой и нелегкий творческий путь, начатый еще мальчишкой-кларнетистом в военном оркестре.
- Георгий Данилович, с какого события начинаете Вы отсчет своей творческой жизни? - С 1939 г., когда я, студент Гнесинки, был зачислен в Ансамбль песни и пляски войск НКВД. Главный хормейстер в ансамбле А.В. Свешников очень темпераментно, своеобразно дирижировал, зажигал нас любовью к нар. песне. Я просто горел желанием петь и нетерпеливо ждал занятий со ним. Однажды он меня выделил и с тех пор поручал запевать, что укрепило мою веру в себя, а это так важно. До сих пор я благодарен Александру Васильевичу за учебу и пример увлеченности искусством. Вообще мне везло на встречи с интересными людьми, и от каждого, наверное, я взял какую-то частицу в свою творческую копилку. Как сейчас вижу: по коридору «Мосфильма» идет в одной нижней рубахе, усталый, погруженный в себя, Черкасов - Грозный. Мы, участники массовки, не постеснялись окликнуть его и спросить, правда ли, что он знал Шаляпина? И Николай Константинович рассказал нам историю, которая вошла потом в его книгу. Этот рассказ еще раз убедил, что даже один день, проведенный рядом с великим человеком, не проходит даром...
- А кто из великих оказал на Вас самое большое влияние? - Шаляпин. Он и сейчас для меня как живой, вечный образец истинно русского реалистического искусства, творческой молодости, высокой требовательности к себе. Шаляпин оставил нам, артистам, огромное наследие, оно еще века будет служить людям - только пользуйся, учись, постигай, а мы часто забываем это и начинаем все с нуля. Я считаю, что трехтомник под редакцией Е. Грошевой, посвященный Шаляпину, - чрезвычайно ценное издание, оно должно быть настольной книгой оперного певца (и вообще всякого художника), как и его пластинки.
- Чему они прежде всего учат, на Ваш взгляд? - Длительной, кропотливой работе над образом, искусству перевоплощения и, конечно, жизни на сцене в этом, рожденном тобою, образе. Вот получил я роль боярина Ордын-Нащокина в опере Т.Хренникова «Фрол Скобеев». Это была всего-то моя вторая роль в театре. Композитор и постановщик спектакля А.Д. Попов решали образ в положительном плане: Ордын-Нащокин - красавец, первый дипломат России, сторонник петровских преобразований. Сидеть сложа руки и ждать, пока режиссер подскажет мне, что делать, не мог, да и не принято это было тогда. И я обратился за советом к Шаляпину: взял за основу грим Б.Годунова (тоже ведь боярин!), решил побольше открыть лоб, сделать своему герою «европейскую» бородку, в общем подчеркнуть в нем ум, благородство, даже артистизм. Поискам грима, внешнего облика персонажа я придаю большое значение в подготовке роли - это для меня обязательный первый ее этап. Помню, как долго я искал «прототип» капитана Берсенева (в опере К. Молчанова «Заря» по пьесе Б.Лавренева «Разлом») - этого потомственного морского офицера, принявшего правду революционных матросов. И когда я обнаружил такой «прототип» - то был знаменитый ученый и врач Ф.Ф. Эрисман (я раздобыл и показал нашему гримеру его очень выразительный портрет), - роль сразу ожила.
- А кто Вас учил и пестовал уже в театре? - Старшие товарищи, позже ставшие режиссерами, перенявшие эстафету от Станиславского и Немировича-Данченко: Н.Кемарская, М. Гольдина, М.Мельцер, В.Канделаки. И, конечно, руководители труппы - замечательные мастера С.Самосуд и Л. Баратов.
 Особенно велика моя благодарность С.А. Самосуду, который стал для меня не просто учителем, но как бы целой школой в едином лице. Он, гл. дирижер театра, будучи в приемной комиссии, поверил в меня, неопытного и не имевшего высшего образования певца. Самуилу Абрамовичу я обязан не только умением работать над партией, анализировать ее - я рос и образовывался возле него, получая в целом нечто большее, чем артистические навыки, впитывая определенные худ. принципы и человеческие качества. Он был замечательным педагогом, который любил и ценил актеров-певцов, умел раскрыть их индивидуальность, вселить уверенность в свои силы и буквально заражал окружающих артистизмом, необыкновенной работоспособностью. И вместе с тем он знал вокальные сложности едва ли не лучше педагога-специалиста, учил нас проводить дыхание по лабиринтам резонаторов, ощущать их одновременно, формировать дыхание с помощью речевого звука... Около 35 лет работаю я с замечательным гримером-художником Н.П. Антоновым. Он помогал всем актерам нашего театра создавать портреты их героев, мы любили его и надеялись на него. И я благодарен Николаю Павловичу, который за эти годы на наших глазах вырос в замечательного мастера и тонкого художника. Беседу провела Е. Ольхович журнал "Советская музыка" №8 1979 г. http://retrofonoteka.ru/phono/diferent/dudarev/v_gostyah.htm
"Сыновья"
Звезда Нападай, белый снег Улица, улица Я на камушке сижу
|
|
| |