Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 26 Фев 2012, 21:58 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА ЗЫКИНА (10.06. 1929 - 01.07. 2009)
Народная артистка СССР, Герой соц. труда, лауреат Ленинской премии и гос премии РСФСР, худрук Гос. ансамбля «Россия» Родилась в Москве. в районе нынешних Черемушек, в семье рабочего. Мать – Екатерина Васильевна работала нянечкой-санитаркой в больнице. Отец – Георгий Петрович на хлебозаводе агентом по снабжению. В семье любили петь и когда собирались родственники, в доме звучала песня. Главной «песельницей» в доме была бабушка – В.Д. Лапшихина, мать отца. Зыкина вспоминала: «Именно она учила меня петь и была главной певуньей в доме. У нас дома пели не в бездельные вечера, а днем: убирая, стирая, копая огород, отправляясь в лес, по воду, белье на речку полоскать. С детства – от бабки и матери – люблю петь вот так на природе и без аккомпанемента, негромко. Когда возле берез поешь, чуть не шепотом, голос кажется звонким, а в еловом лесу – приглушенным. Где травы высокие – голос звучит мягче. Если дождей долго не было, сушь стоит, то у песни звонкое эхо. Еще люблю петь, когда на дворе легкий морозец, тогда и настроение у меня отличное, потому что голос звучит легко и звонко».
Точнее всего охарактеризовал то главное, что отличает творчество Л.Зыкиной от других исполнителей, руководитель хора им. Пятницкого В.Г. Захаров, первым разглядевший в фабричной девчонке самобытность и талант: «Главное – это достоинство песни». Достоинство песни! Своим отношением к Песне Зыкина подняла ее на высочайший уровень. Она – величайшая певица ХХ в., объединившая несколько поколений россиян. Голос Зыкиной, ее исполнительское мастерство признаны ведущими музыкантами земли за эталон. Ее называют «Поющая эпоха», «Королева русской песни», «Золотой голос», «Мисс Волга», «Голос России». Зыкиной аплодировали крупные полит. деятели – Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Г.А. Насер, де Голль, Луи Арагон, Жорж Помпиду, Гельмут Коль. Ее творчеством восхищались представители зарубежной культуры – Ч.Чаплин, М.Матье, Ш.Азнавур, М.Марсо, Ф.Синатра, С.Адамо, Жан Поль Бельмондо, Фернандель, Луи де Фюнес, М.Шагал, Ван Клиберн, участники групп «The Beatles» и «Boney M».
О ней восторженно отзываются и приверженцы классического вокального искусства и любители фольклора. Почитатели таланта Зыкиной бережно хранят пластинки с ее голосом с середины 50-х годов прошлого века, собирают газетные вырезки со статьями о ее выступлениях, создают рукописные альбомы с текстами любимых песен, ведут хроникальные записи ее концертов в течение 60 лет! Сотни, тысячи писем более полувека приходят отовсюду, где прозвучит голос Зыкиной, ее песня. Иногда на конвертах нет даже адреса, просто: «Москва. Людмиле Зыкиной»...
Она всегда отличалась твердым характером и добивалась исполнения поставленной цели сама, у нее никогда не было знаменитых родственников, влиятельных знакомых и богатых меценатов. Ее биография не отличается особой оригинальностью – одна из миллионов таких же биографий современниц. Рабочая семья, трудное детство, война, работа на заводе с 12 лет, школа рабочей молодежи, худ. самодеятельность, кино по выходным, платье, сшитое своими руками. И все – своими руками, своим трудом! Может быть, поэтому так естественно звучит ее голос, так искренне, что каждая нотка, каждый звук выстрадан, прочувствован, найден благодаря своему труду, своему жизненному опыту и потому такой, о с о б е н н ы й?
Но не только сила голоса и его мощь завораживают слушателей. У Людмилы Георгиевны есть свои, «зыкинские», интонации, наполненные такими нюансами, такими чувствами, что их невозможно ни забыть, ни спутать с другими. Она поет без заигрывания со зрителями, без фальши. Ей свойственно уважительное отношение к тем, чьи глаза устремлены на сцену, без желания удивить и поразить своим необыкновенным голосом. Она поет с единственной лишь целью – сопереживать и вызвать сопереживание. Как смогла девочка из простой рабочей семьи, не только не имеющей муз. образования, но и грамотностью не отличавшейся, стать э т а л о н о м исполнительского искусства? Кто помог найти, открыть и вложить в этот природный дар те интонации, которые западают в сердца слушателей, порой даже не знающих русского языка? Все знавшие Зыкину и работавшие с ней в разные годы в один голос отмечают ее неимоверную трудоспособность, настойчивость и терпение. Одну и ту же фразу она могла пропеть до 30-ти раз, пока не находила нужной краски, нужной интонации.
Судьба ее не баловала. В 12 лет Людмила Георгиевна начала свою трудовую деятельность на станкостроительном заводе им. Орджоникидзе ученицей токаря, прибавив себе два года, чтобы приняли на работу. Шла война. Работать плохо – значило не любить Родину и Люся старалась: осваивала профессию, перевыполняла норму, работая сразу на двух станках. Даже премию получила – 75 руб. Училась в ШРМ, а свободное время посвящала худ. самодеятельности – пела под гитару романсы, русские нар. песни. Первыми ее слушателями были раненые солдаты из хирургического госпиталя и больницы, где мама работала санитаркой. Именно там, в больничных палатах, юная певица впервые узнала, какой силой обладает песня, что она способна и лечить, и радовать.
О карьере певицы в детстве она и не помышляла. Ее влекла романтика небесных профессий. Она бредила именами Чкалова, Байдукова, Расковой, Гризодубовой, Осипенко. Людмила играла в футбол и в волейбол с мальчишками, носилась на мотоцикле по Черемушкам, любила копаться в моторах, даже прыгала с вышки и аэростата с парашютом и с гордостью носила значок ГТО I ступени. Ей всегда хотелось быть первой, лучшей, независимой... В конце 1943 г. отец после тяжелого ранения вернулся в Москву. Увидев худую, бледную Людмилу, устроил ее на хлебозавод, чтобы немного подкормить. Но она, проработав всего две недели, сбежала и устроилась на работу в пошивочную мастерскую, где шили солдатское обмундирование: ей была необходима работа, на которой она могла ощутить свою собственную полезность. Дух соревнования не давал ей покоя с детства. Предложив девчонкам сверстницам в пошивочной мастерской соревноваться кто больше сошьет выиграла, получив грамоту ЦК комсомола.
Послевоенные годы не были богаты развлечениями даже в Москве. Самым доступным было кино и те небольшие эстрадные представления, которые устраивались перед сеансами. На них Люся очень любила бывать и сама участвовала в подобных концертах во время войны в к/т «Художественный» вместе с солисткой Московской филармонии Е.С. Вяземской: танцевала чечетку, пела частушки. В послевоенные годы в к/т «Ударник» блистала Капитолина Лазаренко в сопровождении джазового ансамбля. Ее-то и ходила слушать Зыкина. Какой же это был праздник! Нарядная певица, элегантные музыканты! Желание испытывать это ощущение праздника привело ее в Черемушкинский клуб, где была возможность попробовать себя в разных жанрах. Здесь 16-летняя Людмила пела и плясала, занималась в драмкружке до 1947 г., когда в ее жизни произошло самое важное событие.
В 1947 году знаменитый на всю страну Хор русской песни им. Пятницкого объявил конкурс для молодых певцов. Подруги подзадорили Людмилу: «Слабо?» Поспорив с ними на мороженое, что пройдет конкурс успешно, она пошла на прослушивание. - Какие песни знаешь, девочка? - Да все. Подошел Захаров, тот самый, чьи песни пела вся страна, а за ним П.М. Казьмин, один из тогдашних руководителей хора, племянник самого Пятницкого. – В какой тональности будешь петь? Что такое тональность Зыкина толком не знала и страшно смутилась. Но тут черемушкинский чертенок словно подтолкнул ее, и она запела: Уж ты сад, ты мой сад, Сад зелененький… – А повыше спеть можешь? - Могу. - А пониже? Тоже можешь? Люся спела. - А где ты работаешь? - В швейной мастерской. - Переходи к нам. - А разве у вас есть пошивочная? - Да я не об этом. Петь в хоре будешь? - А разве за это деньги платят? Захаров улыбнулся, а члены приемной комиссии рассмеялись.
После конкурса Людмила, узнав, что из 4 тыс. претендентов в хор взяли всего 4-х чел., в том числе и ее, прибежала радостная домой и сообщила : - Мам! Я теперь артистка. - Какая еще артистка? Стирать бы как следует научилась! Но потом, прочитав письмо из хора в пошивочную мастерскую, чтобы Людмилу откомандировали на новую работу, мама и бабушка долго не разделяли ее радости: «Неужто это специальность – петь? Разве что потеха, развлечение». Началась новая, неведомая и интересная жизнь. Послевоенные годы были голодные, для приобретения продуктов выдавались карточки. Когда Людмила работала в пошивочной мастерской, у нее была рабочая карточка. Став хористкой, она получила прод. карточку ИТР , что само по себе уже было намного лучше, но в хоре выдавали еще талоны на доп. питание! Вот вам и развлечение!
В хоре Зыкина постигла истинное богатство русской песни, училась сольному пению у прославленных певиц А.Прокошиной и сестер Клодниных. Именно в хоре она преодолела желание подражать манере популярных в ту пору солисток и поняла важность неповторимости собственной манеры исполнения песни и собственного ее осмысления. Вместе с хором она впервые побывала за границей в 1948 г. на фестивале «Пражская весна» в Чехословакии и поставила себе первую цель: стать лучшей солисткой прославленного коллектива. Но внезапное горе нарушило все ее планы. В 1949 г. умерла мама. У Зыкиной от нервного стресса пропал голос. Два месяца врачи пытались восстановить его. Не помогло ни сочувствие, ни доброжелательное отношение руководителей хора. И она решила, что никакой артистки из нее не выйдет, надо уходить. Если петь в хоре – так запевать, а нет – так уж лучше вовсе не петь. Не выдержала, подала заявление.
Неладно в ту пору было дома, а теперь стало совсем худо. Отец привел новую жену, у мачехи были свои дети: так дом. очаг обернулся для Людмилы сущим адом. Она устроилась на работу в Первую образцовую типографию брошюровщицей, а жила то у маминой сестры, то у сестры отца. Людмилу избрали секретарем комсомольского бюро. Про «артистку» она не вспоминала. Через год голос вернулся. В тот же день Зыкина встретила на улице Захарова. Он настойчиво предложил ей вернуться в хор, но вернуться обратно ей уже было не суждено. Дальнейшее становление Зыкиной как певицы продолжилось в Хоре русской песни на Всесоюзном радио под руководством А.В. Рудневой. На радио ее наставницей становится О.В. Ковалева, известная исполнительница русских нар. песен. В 1927 г. она первая из русских певиц выезжала на Всемирную муз. выставку во Франкфурте-на-Майне, где знакомила посетителей с русским песенным фольклором. Это по ее стопам позже будут идти все деятели советского искусства, в том числе и Зыкина, представляя страну на всемирных выставках, как ЭКСПО-67 в Монреале и ЭКСПО-70 в Осаке. Навсегда запали в душу советы Ковалевой: «Нужно не кричать, не голосить – петь. Можно и силы меньше затратить, а голос будет лететь. Послушай больших актеров. Иногда они шепотом говорят, а в ушах громом отдается. Если ты просто громко поешь, без отношения, без души, – неинтересно тебя слушать».
В хоре радио Зыкиной пришлось переучиваться манере пения и, прежде всего учиться петь тихо, потому что в хоре им. Пятницкого от певиц требовалось совершенно обратное, так как микрофонами там не пользовались. «Спойте так, чтобы милиционер на площади Маяковского услышал», – говаривал Захаров. В хоре радио пели иначе. «На голос наденьте передничек», – советовала А.В. Руднева, заботясь, чтобы певицы учились беречь голосовые связки. Для Зыкиной она была непререкаемым авторитетом во всех вопросах исполнения русской нар. песни. Именно Руднева разглядела в ней солистку и научила петь перед микрофоном. Многие годы спустя, став известной певицей, Людмила Георгиевна с большим теплом вспоминала годы работы и в хоре им. Пятницкого, и в хоре Всесоюзного радио. Хоровые университеты… Им отданы 13 лет жизни, заложившие основу для творческого поиска и служившие опорой в последующие годы работы в искусстве. Прославленная певица отмечала, что ни «Оренбургский платок», ни «Ивушка», ни «Течет Волга» не зазвучали бы так и не получили бы всенародного признания, не будь «хоровых университетов» и того огромного репертуара русских нар. песен, определивших тембральные характеристики ее голоса, чистоту звучания и умение различать тончайшие нюансы исполнительского искусства.
Огромное влияние на творческую манеру Зыкиной, на становление ее индивидуальности оказала Л.А. Русланова, с которой ей повезло встретиться в самом начале творческого пути. По ее старым пластинкам начинающая певица разучивала старинные страдания, частушки, причеты и плачи. У Руслановой она училась находить в песенном сюжете образную основу для театрализации. Естественная, удивительно благородная манера пения Руслановой учила Зыкину точному жесту, оправданному движению, эмоциональной сдержанности и строгости исполнения при внутренней наполненности. Русланова учила разгадывать душу песни, находить в ней не только вокальные, но и актерские краски.
В 1951 г. Зыкина становится солисткой Хора русской песни Всесоюзного радио, а в 1952-м исполняет сольно первую песню «Глазки кари мне моргали». В 1955 г. появились ее первые студийные записи на пластинках. В 1957 год был знаменательным в жизни Зыкиной. Она принимает участие во всех конкурсах песни, проводимых в честь IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов, становится лауреатом фестиваля молодежи Московской обл., лауреатом фестиваля молодежи Москвы, лауреатом Всесоюзного фестиваля молодежи. Начинающий композитор А.Аверкин написал песню на слова В.Бокова «На побывку едет», которая сразу стала популярной, благодаря мастерскому исполнению певицы. Вскоре появились еще две песни молодого композитора на слова И.Лашкова, долгие годы исполнявшиеся Зыкиной: «Отрастил солдат усы» и «Милая мама».
В начале 1958 г. в составе концертной бригады, организованной ЦДРИ, Зыкина принимает участие в поездке на Северный полюс. В 1955 г. Хор русской песни Всесоюзного радио возглавил Н.Кутузов. Требовательный к каждому звуку, он добивался чистоты ансамблевого звучания. Несмотря на относительную творческую свободу, участие в гастрольных поездках и сольный репертуар, Зыкиной становится тесно в хоре. Победы в вокальных конкурсах показывали, что она уже обладает достаточно высоким уровнем исполнительского мастерства. Все сильнее и сильнее нарастает желание работать самостоятельно. Окончательное решение возникло после Всероссийского конкурса артистов эстрады в 1960 г., на котором Зыкина становится лауреатом. Когда певица сказала Кутузову что решила уйти из хора и попробовать свои силы как солистка, его крутой и горячий нрав не мог смириться с этим решением. Он в сердцах напророчил: - По миру пойдешь! На что, Зыкина, полушутя, полусерьезно отпарировала: - Не по миру, а по Миру!
После победы на Всероссийском конкурсе артистов эстрады Зыкина становится солисткой Всероссийского гастрольно-концертного объединения на условиях договора. Теперь от нее самой зависело, что и как она будет петь, ей самой предстояло решать не только проблемы выбора репертуара, но и пробивать себе дорогу в искусство, взвалив на себя все организационные вопросы – от репетиций до пошива костюмов. Но самое главное – найти своего зрителя, завоевать его доверие и признательность. На эстраде того времени царила частушка прославленной М.Мордасовой – самородка частушечного жанра Зыкина частушек не пела – это был не ее жанр. Самостоятельная работа потребовала дополнительных знаний. Еще в пору своих «хоровых университетов» певица обращала особое внимание на слово, заключенное в песенную форму. Много читала и слушала стихи. Работая над речью, она читала стихи вслух, выписывала полюбившиеся строки, посещала театры, концерты, выставки художников.
Первые сольные концерты сразу же принесли ей известность и признание. Самые популярные композиторы пишут для нее песни. В 1963 г. Зыкина впервые исполняет песню «Течет Волга». Эта сугубо мужская песня вдруг неожиданно стала ее «визитной карточкой» и прошла через весь ее творческий путь, став песенным символом России. Эта песня дала название многим титулам, которые сопровождают певицу по жизни, главный из них – «Мисс Волга», присвоенный ей после гастролей по Японии. В октябре 1963 г. Зыкиной присваивается звание «Заслуженная артистка РСФСР». После удачного выступления в Париже – 60 концертов за 50 дней – певица начинает получать предложения от различных зарубежных импресарио. В 1965 г. она поступает в Московское муз. училище им. Ипполитова-Иванова. В этом же году во Франции фирм «Шан дю Мон» за миллионный тираж пластинок, способствующий популяризации песен в среде франц. молодежи Зыкиной присуждается орден «За эстетическое воспитание молодежи».
К 50-летию Октябрьской революции 27 октября 1967 г. певица была награждена орденом «Знак Почета». Для нее это была первая гос. награда, отметившая ее титанический труд. В журнале «Молодежная эстрада» за 1968 г. появляется заметка, которая значила для Людмилы Георгиевны, быть может, больше, чем все остальные, вместе взятые: «Бесспорную популярность и истинную признательность получила з. а. РСФСР Л.Зыкина, исполняющая русские нар. песни и песни советских композиторов. У нее красивый, словно проникающий в душу, голос; она отличается благородной, истинно русской манерой исполнения. Достоинства этой артистки не раз восхищали не только советских слушателей, но и зарубежную публику. Народная артистка РСФСР И. Яунзем».
В 1968 г. Зыкиной присваивают звание «Народная артистка РСФСР». Авторитет ее как певицы признан и почитателями, и правительством страны. В 1969 г., в ФРГ ей вручают золотую пластинку от фирмы «Ариола-Евродиск» за 250 тыс. проданных пластинок. Признанный во всем мире непререкаемый авторитет певицы позволяет ей представлять СССР в Международном жюри конкурса нар. песни на IX Всемирном фестивале молодежи в Софии. Величайший композитор ХХ в. Д.Шостакович утверждал: «Зыкина – не только великолепный интерпретатор, она сотворец, соавтор композитора».
В апреле 1970 г. за концертные программы «Песни советских композиторов», «Тебе, женщина», «Старинные русские народные песни» ей присуждается Ленинская премия. После ее получения можно было жить и творить спокойно, не напрягая понапрасну ни душевных, ни физических сил, тем более, у Зыкиной уже все было: и всемирная известность, и любовь, и почитание соотечественников, и уважительно-благосклонное отношение партийно-правительственного аппарата, дающее свободу в творчестве за малым лишь исключением: быть готовой с соответствующим репертуаром, если вдруг призовут выступить на очередной торжественной дате и Зыкина всегда была готова.
С Ю.Гагариным Л.Зыкина познакомилась в 1962 г. на гастролях в Индии, в Дели, когда первый космонавт планеты совершал кругосветное путешествие с «визитами дружбы». Затем они неоднократно встречались. Однажды Зыкина отменила запланированный концерт в Гурзуфе, чтобы вместе с Гагариным принять участие во встрече с пионерами Артека. Много раз встречались они и в городке космонавтов Звездном и «не могли никак наговориться и напеться вволю».
А.Пахмутова, высоко оценивающая исполнительский талант Зыкиной, пишет о ней: «В любом жанре, какой бы она ни выбрала, она сохраняет все то же свое самобытное лицо истинно национального художника. А настоящее национальное искусство всегда глубоко интернационально. Неслучайно, так любят Зыкину во всех республиках нашей необъятной страны. Неслучайны ее триумфальные успехи в ГДР, Японии, Америке, Австралии. Когда она поет одну из наших лучших песен о женщинах – песню «Рязанские мадонны», она сама мне представляется российской мадонной, талантливой русской женщиной, о которой слагали стихи Пушкин и Некрасов. Зыкина – истинно народная артистка в самом глубинном, высоком понимании этого звания».
В 1972 г. у Зыкиной появляется свой ансамбль нар. инструментов. Эту дату принято считать началом создания оркестра будущего ансамбля «Россия», который только через 5 лет будет утвержден приказом Минкультуры РСФСР. 30 марта 1973 г. ей присваивается звание «Народная артистка СССР». В 1977 г. Зыкина оканчивает институт им. Гнесиных ив ееВ трудовой книжке появляется новая запись: «01.09. 1977 г. Гос. русский народный ансамбль «Россия». Солистка-вокалистка, худрук, директор».
В 1979 г. Народная артистка СССР к своему первому юбилею – 50-летию со дня рождения получает орден Ленина. Перед юбилеем в к/т «Россия» состоялась премьера док. фильма «На концерте Людмилы Зыкиной». В 1990 г. в Колонном зале Дома Союзов она проводит «Вечер памяти Лидии Руслановой». Организовав выступление ансамбля «Россия», она предоставляет слово для открытия Народному артисту СССР И.С. Козловскому. В апреле 1997 г. в ГКД состоялся финальный концерт, посвященный 50-летию творческой деятельности певицы.
Л.Г. Зыкина – голос страны, в которой «жалеть» и «любить» – синонимы. Ее эпоха не завершилась с окончанием века, потому что ей дана сила и воля свыше передать песню дальше, чтобы не прервалась мелодия, которую она приняла у своей бабушки Васюты, у Л.Руслановой, у Ол.Ковалевой. Она пропустила русскую песню через свое сердце, наполнила своей силой, чтобы она жила и подняла на высоту новой звезды, носящей гордое имя – Людмила Зыкина. Н.А. Чадова, С.Ф. Шадейко
|
|
| |