Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 28 Мар 2012, 23:15 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА ПАХОМЕНКО (26.03. 1937 - 08.03. 2013)
Народная Артистка России Родилась в деревне Лютня Краснопольского района.была замужем за композитором А.Колкером, дочь - Наташа, режиссер и сценарист; внучка - М.Пахоменко-мл. Проживала в Санкт-Петербурге.
Александр Колкер: Все мои лучшие песни спела Мария Пахоменко
- Трудно представить, что я эти песни понес, предположим, Пьехе: были бы серьезные осложнения в семье. Кроме того, мне нравится манера пения Марии - очень искренняя, доверительная, очень русская... Я увидел Машу впервые, когда она была совсем юная. Я был ненамного старше. У Маши была потрясающая коса - действительно до щиколоток. И абсолютный слух! А у меня была пара популярных песен и сердцебиение. Я ухватился за эту косу и... вот до сих пор не отпускаю. Нас всегда... сейчас уже нет, не тот возраст, но когда мы были помоложе, нас всегда друг с другом разводили. Звонили по телефону: 2-3фразы, потом: "А правда, что вы разошлись?" Сначала я говорил: "Ну что вы! У нас семья! У нас все замечательно!" Потом мне надоело. И я стал отвечать: "Да! Случилась беда. Вчера оформили развод. И Маша вышла за Кобзона, а я женился на Пьехе!"
Вот стоит "Золотой Орфей", который Маша привезла первой на нашу землю с международного фестиваля в Болгарии. Меня, естественно, не выпустили. (Я не мог ехать с женой: а вдруг?!) Сидел в Ленинграде, названивал в Минкультуры: "Как там Пахоменко?!" Отвечали: "Мы, к сожалению, не в курсе дела. У нас закончился лимит на телефонные разговоры". Ночью звонил в Варну, приглашал атташе по культурным вопросам: "Как там Маша?!" Отвечали: "Мы очень заняты, у нас текучка!" В конце концов снизошла: "Я видела только одно - всем один букет цветов, а Пахоменко - 3". У меня от сердца отлегло...
В жизни Маша - человек более чем скромный. Косу свою всегда прятала, а тут... У нее не было парикмахера, никого не интересовало, где она возьмет платье, туфли и т.д. Она: "Я думала-думала..." В общем, распустила водопадом свои волосы, вышла и... уже могла не петь. "Гран-при"! Высшая награда! "Золотой Орфей"! (Само собой, не только и не столько за "водопад волос"! За голос!) Позвонила в Москву, в министерство: "Ура! "Гран-при" - наш!" Там клерк один отреагировал: "Чего кричишь?! Гран-при, гран-при! А где первая премия?!" Потом Фурцева хотела оставить этого "Орфея" в Минкультуры, но Маша отстояла. И вот с 1971 г. он стоит здесь и принес нам много неприятностей - нам надоели вопросами и на концертах, и по телефону, вот из обкома партии тоже звонили: "Скажите, он правда из чистого золота?" Я всегда отвечал: "Да! 4,5 кг.чистейшего золота! Прошу выставить охрану!"
В Каннах в 1969 г. Маша получила "Нефритовую пластинку" - первую ее международную награду. Мы тогда только еще выходили из нищеты. Да, так вот Канны. Поздняя осень. У Маши модная тогда дубленочка. Можно сказать, единственное что у нас есть. Дирижер приглашает на репетицию Марию (она пела мою "Чудо-кони" и пахмутовскую "Ненаглядный мой"). Перед ней в зале сидит какой-то тип - заросший, косой, черный, небритый. Оставить дубленку, выйти к оркестру? А вдруг, не ровен час? Взять одежку с собой на сцену - хохот будет! Пошла так. Спела с блеском, вернулась. Уф! Дубленка на месте. Следующего объявляют: "Композитор Франсис Лей!" И что вы думаете? Встает этот самый - косой, черный, небритый... С Пугачевой я впервые встретился в Сопоте. Я был в жюри от Советского Союза, она приехала с "Арлекином". Не могу сказать, что мы очень хорошо знакомы или в приятельских отношениях. Она знает, кто такие А.Колкер и, конечно, М.Пахоменко, я знаю, кто такая А. Пугачева. И вот в недавнем цикле передач про Аллу Борисовну. Эмил Димитров высказал ей восхищение в том смысле, что она первая, завоевавшая "Гран-при "Золотой Орфей", и она милостиво согласилась и подтвердила. Хотя это произошло на 4 года позже после Марии Леонидовны. И осталась оскомина: зачем же походя... вот так...
Дочь ленинградского милиционера пела в школьном хоре. Училась в радиотехническом училище, где организовала квартет, ставший профессиональным п/р В.Акульшина. Позднее окончила муз. училище им. Мусоргского. Выступала с ансамблем ДК им. Ленсовета. С 1964 г. - солистка Ленинградского муз. эстрадного ансамбля п/р Бадхена и Колкера при Ленконцерте. Всесоюзную известность принесла ей песня А.Колкера "Качает, качает…" к спектаклю «Иду на грозу», записанная в 1963 г. и звучавшая по радио, как анонс к спектаклю. С песней "Чудо-кони" в 1968 г. заняла 1-е место на Международном конкурсе грамзаписи МИДЕМ (Канны, Франция). Первая из советских эстрадных исполнительниц, она завоевала Гран-при конкурса «Золотой Орфей» в Болгарии в 1971 г. Первая исполнительница песен "Любовь останется" (В.Гаврилин - Б.Гершт), "Ненаглядный мой", "Признание" (А.Колкер - К.Рыжов). В ее репертуаре обрели вторую жизнь песни "Матросские ночи" и "Не тревожь ты себя, не тревожь", "Лучше нету того цвету". С успехом выступала во Франции, Италии, Югославии, Польше, Чехословакии, Болгарии, Финляндии, на Кубе. Фирма Мелодия выпустила 10 диско-гигантов с песнями в ее исполнении. Певица приняла участие в 6 муз. фильмов и в 80-е годы вела на Петербургском телевидении цикл передач «Приглашает Мария». Сценический успех Пахоменко во многом связан с песнями её супруга, но и др. ведущие композиторы доверяли Марии первое исполнение своих сочинений. По-новому она исполнила многие песни прошлых лет.
«Долго будет Карелия сниться», «Качает, качает», «Стоят девчонки» – эти популярные мелодии хорошо помнят те, кому сейчас за 50. Это песни их молодости, которые Пахоменко исполняла в конце 60 – начале 70-х годов. В выходные дни она в рамках худ.-просветительского движения «Новое передвижничество» выступила в Органном зале. Вместе с ней приехали к нам в гости композиторы О.Иванов, Л.Лядова, В.Казенин и др. После концерта мы встретились с М.Пахоменко. К нашей беседе присоединился и А.Колкер - автор известных в свое время мюзиклов «Свадьба Кречинского», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Труффальдино из Бергамо».
– Мария Леонидовна, в 1971 г. вы получили Гран-при на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии, став первой победительницей из Советского Союза такого престижного муз. форума. Какие чувства при этом испытывали? – Если честно, была немного напугана, и меня не покидало чувство страха. Я никогда по характеру не была бойцом, а больше застенчивой и скромной, хотя к тому времени уже была признанной певицей. Передо мной выступала венгерская исполнительница Катя Ковач. Я исполнила песню на болгарском языке и «Ненаглядный мой» А.Пахмутовой. Публика восприняла меня восторженно, что придало уверенности. Ночь ожидания, и утром вышло жюри, в составе которого были музыканты из Америки, Великобритании, Бельгии, Италии, Австралии. Когда меня объявили победительницей и вручили изумительную статуэтку «Золотого Орфея», я от счастья ног под собой не чувствовала.
А.К.: – Меня не пустили вместе с Марией в Болгарию. Я очень переживал за нее: как там моя Машенька? Она не имела собственного визажиста, парикмахера, но у нее была удивительная коса и роскошное платье из парчи с вологодскими кружевами.
– Александр Наумович, в репертуаре М.Пахоменко много ваших песен. Вы специально для нее писали? – Все мои женские песни спела Мария, они для ее манеры исполнения, неповторимого чистого голоса. Говорю эти слова искренне как муж и композитор
– На телевидении была когда-то программа «Приглашает Мария Пахоменко»... – Да, замечательная была передача. Она осталась в памяти многих. Маша приглашала многих молодых исполнителей, среди них были Л.Сенчина, А.Розенбаум. Фамилии певцов можно перечислять до бесконечности. Были и такие «гости», которые нашли свою нишу в эстраде и забыли нас.
М.П.: – Я долго была под впечатлением после встречи с певцом печальной судьбы А.Королевым. У него удачно начиналась творческая карьера. Он пел в ансамбле «Дружба». В 1967 г. на 1-м Международном фестивале молодежной песни в Сочи завоевал 1-ю премию и получил звание лауреата. После трагического случая остался без ног и был всеми забыт. Когда мы его привезли в студию, он был счастлив и великолепно вел себя перед камерой.
– Ваше отношение к современной эстраде? – Мне трудно судить о ней, поскольку современная и эстрада нашего времени совершенно разные по звучанию, манере исполнения. Но мне все-таки близок материал 60-70-х годов, когда над текстом работали профессиональные поэты-песенники, поэтому песни были содержательные.
А.К.: – Я считаю, что такая строчка из моей песни: «Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер» намного поэтичнее, и, уверен, проживет намного лет дольше, чем строчка из глупой современной песенки «18 мне уже, ты целуй меня везде» или этих бессмысленно повторяющихся по 120 раз «Я тебя люблю, я тебя люблю…».
– Мария Леонидовна, вы очень легко держитесь на сцене. – Это моя манера, отработанная с молодости, и до сих пор ей не изменяю. У меня часто спрашивают: «Кто ставит ваши выступления, у вас есть режиссер?» Всегда отвечаю, что сама себе режиссер. Мне душа подсказывает, как себя вести на сцене.
– Как вы познакомились со своим будущим мужем? – Мы вместе пришли в Ленинградский молодежный эстрадный ансамбль. Он уже состоявшимся музыкантом и известным композитором, а я самодеятельной певицей в составе женского квартета.
http://www.les-chudes.ru/publ....1-0-557
МАРИЯ ПАХОМЕНКО, АЛЕКСАНДР КОЛКЕР: "МЫ - ВОСТОРЖЕННЫЕ СЛУШАТЕЛИ. ЛЮБИМ ШЕВЧУКА И БИЛАНА" М.Пахоменко росла в обыкновенной семье, училась в обыкновенной школе. С подружками они организовали вокальный квартет. Ансамбль "пригрел" ДК им. Первой Пятилетки. Там девочки учились вокалу, выступали в концертах самодеятельности. Маша не помышляла об артистической карьере, но и будучи студенткой радиотехникума продолжала петь в квартете,а затем с молодежным ансамблем ДК им. Ленсовета выступила на Московском фестивале молодежи и студентов 1957 г. Немногим раньше в Ленинградском электротехническом институте был организован студенческий самодеятельный коллектив, который выступал с очень смешными театрализованными обозрениями. Пригласили Марию. Студенту ЛЭТИ А.Колкеру, по его признанию, "стоило больших усилий уговорить Машу выступить в новом амплуа и записать свою первую сольную песню "Качает, качает, качает..."
"Ей было тогда 19. Мне 23. У нее была толстенная до щиколоток белая коса и абсолютный слух. У меня были песни, скромная популярность и учащенное сердцебиение, - пишет А.Колкер в книге "Лифт вниз не поднимает". - С тех пор мы вместе..." В марте М.Пахоменко празднует свой юбилей. А в октябре исполняется полвека их с А.Колкером семейному и творческому союзу.
- Мария Леонидовна, какие песни из вашего репертуара особенно любимы современной публикой? - Сегодня, как и много лет назад, на бис просят исполнить "Матросские ночи" В.Соловьева-Седого, "Лучше нету того цвету" М.Блантера, "Сладка ягода" Е.Птичкина, "Бабье лето" А.Брицына, "Ненаглядный мой" А.Пахмутовой. Очень популярны песни А.Колкера, написанные специально для меня: "Карелия", "Качает, качает, качает..", "Стоят девчонки", "Опять плывут куда-то корабли", "Чудо-кони".
- Почему вы не пытаетесь осовременить свои песни - создать для них модную аранжировку в молодежных ритмах, как это делают некоторые из легендарных советских исполнителей? - В этом нет необходимости. Самое главное в песне - мелодия в гармонии со стихами и исполнением, публика это очень ценит. После концертов к нам за кулисы приходят не только увешанные орденами ровесники, но и молодежь - поблагодарить, переписать слова песен.
А.К.: - Если мои песни берут молодые исполнители, мы с Машей очень радуемся. Особенной популярностью, конечно же, пользуются "Стоят девчонки". Вот недавно позвонили из Москвы: там создается очередной женский ансамбль, которому нужна именно эта песня. Я дал предварительное согласие, а окончательное разрешение подпишу после записи диска.
- Чем закончилось судебное разбирательство в отношении "Дома-2", где песню "Стоят девчонки" опошлили? - Эта песня - мое счастье и мое горе. В "Доме-2" ее пели так: "Потому что на десять девчонок по статистике семь мужиков". Иск РАО, поданный по моей просьбе, удовлетворен - с канала "ТНТ-Телесеть" взыскан штраф. Однако сегодня извращать смысл старых любимых песен стало массовым заболеванием. Вслед за "Домом-2" шутники из "Комеди клаб" на мотив "Стоят девчонки" спели нечто совершенно неузнаваемое, бессмысленное и похабное. Мой лучший друг поэт и сценарист Ким Рыжов, автор стихов к этой песне, не может встать из могилы и отстоять свои права, поэтому я буду делать это за него.
- Есть ли в репертуаре Марии Леонидовны новые песни, в том числе написанные А.Колкером? - В обстановке, когда доллар правит бал, творить как-то не получается. Недавно Саше удалось прервать долгое молчание - он написал романс "Воспоминание", который отдал, конечно же, мне, как и все свои лучшие произведения.
- Известно, что Мария Леонидовна очень придирчива в выборе репертуара. Как вы относитесь к некоторым умопомрачительным текстам (стихами их не назовешь) современных песен? - Прежде у меня была такая игра, которая со временем порядком надоела. Я вылавливал самое кондовое из того, что звучит на эстраде. В памяти остался перл: "Твои зеленые лосины во мне самом родят лося". Из недавнего запало в душу следующее: "Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже", а также запредельные "Муси-пуси".
М.П.: Почему стало возможным выходить на публику с подобными текстами? Во многом потому, что сама публика это допускает. Спад происходил постепенно: упразднялись за ненадобностью то одни, то другие критерии. Целое поколение выросло на примитиве "я тебя хочу". Слушая песню, они приходят в восторг даже от намека на мысль, им больше вроде бы ничего и не надо.
- Это нравственная сторона вопроса, а есть еще коммерческая. Вот один конкретный пример из жизни. Многие известные петербургские композиторы пишут песни на бездарные тексты одной поэтессы, а известные исполнители поют эти песни. Дама является директором крупной преуспевающей транспортной фирмы и имеет возможность проплачивать свое "творчество".
- Что в современной эстраде вам нравится безусловно: имена, проекты? За что не приходится краснеть? - Мы вообще-то восторженные слушатели. На вскидку: любим творчество Ю.Шевчука, А.Апиной, А.Варум, Валерии, Д.Билана. Очень нравится нам Варвара, которая выходит на сцену в рубище и босиком. Юная и современная, она бесконечно близка русскому национальному стилю. Из более старшего поколения гениальной певицей и новатором считаем А.Пугачеву.
- Ваша внучка, которую зовут также Мария, пошла по стопам бабушки? - Она окончила муз. школу по классу рояля, прекрасно играет на гитаре и поет. Но учится на факультете журналистики и уже 4-й год работает на "Радио России". Каждый день в 7.30 утра идут ее передачи, кроме того, дважды в неделю ей доверяют 50-минутный прямой эфир. Она определила свою дорогу самостоятельно, и мы ее к эстраде не подталкиваем.
- Поделитесь, пожалуйста, секретом полувекового семейного счастья и плодотворного творческого содружества. - За все 50 лет наши разлуки можно пересчитать по пальцам одной руки, и каждый раз мы их очень трудно переживаем. Вся наша жизнь - и домашняя, и сценическая - проходит бок о бок. Мы рано встаем, любим пешие прогулки, чаепития с дочкой и внучкой. Не любим и никогда не любили больших застолий, где много случайных гостей, не терпим вмешательства в домашний быт. Вечерами после концертов, чтобы быстрее уснуть, я беру сканворд, а Александр Наумович включает радиостанцию "Эхо Москвы", которая вещает в его стиле. Но "снотворное" не помогает, и мы уже много лет страдаем бессонницей. Не знаю, что мешает нам спать, но точно не совесть. Мы уже давно определились, что нет ни одного человека, к кому бы мы относились враждебно. Чего и вам желаем. Наталья Анисимова, 22.03.2007 http://www.liveinternet.ru/users/lenau/post56902679/
26 марта 2012 года Марии Пахоменко исполнилось 75 лет
http://topspb.tv/news....twitter
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 27 Мар 2022, 14:05 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| К 85-летию со дня рождения «МАРИЯ ПАХОМЕНКО. ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ».
К этому юбилею на т/к «Культура» выйдет фильм «Мария Пахоменко. Объяснение в любви». Создатели фильма сделали акцент на уникальном даровании певицы. Его суть просто и точно сформулировал композитор В.Гаврилин: «Голос Марии Пахоменко струится как ручеек, чистый, прозрачный…» Этот уникальный голос и стал главным героем фильма, авторам которого удалось найти редкие видеоматериалы: хронику, фрагменты выступлений, муз. телефильмов с участием певицы. Фильм о М.Пахоменко станет своеобразным прологом док. ретро-сериала «Ленинград. Эстрада, которую нельзя забыть...». Как видно из названия, он будет посвящен ленинградской эстраде 50—80-х годов ХХ в. и выйдет в эфир в конце весны - начале лета.
...Перед полетом космонавтов на орбиту в конце 1970-х на Байконур пригласили певицу М.Пахоменко с супругом композитором А.Колкером и концертной бригадой. В космический секретный город Ленинск артистов доставили спецрейсом. Все они предварительно прошли тщательную проверку спецслужбами - были даже сделаны фотографии каждого участника гастролей «особого назначения» в фас и профиль. В Ленинске артистов встретила бескрайняя степь, покрытая ковром красных тюльпанов. Следующим вечером, накануне запуска, - концерт. Космонавты слушали его в отдельной ложе в белых марлевых масках, чтобы избежать инфекции. Конечно, артистам, в свою очередь, очень хотелось увидеть запуск ракеты, но в те годы попасть на стартовую площадку было практически невозможно. А счастливчики, которые по большому блату получали спецпропуск в бункер командующего космодромом, на 10 лет становились невыездными. Колкер возмущался: - «Как же так - оказаться в Ленинске и не увидеть запуск ракеты?!» - «А ты хочешь 10 лет за границу не ездить? Даже в Западную группу войск не выпустят! А дочка уже из пальто выросла», - возвращала его из космоса на землю супруга. Но талант открывает любые двери: Пахоменко с мужем взял в свой личный автомобиль генерал-полковник, командующий Байконуром. Его машина с зашторенными окнами пролетала мимо охраны без остановки. Таким образом супруги и старт увидели, и выездными остались.
В той поездке впечатления омрачил неприятный инцидент. В ресторане гостиницы к столу к ним подошел нетрезвый майор и, не деликатничая, пригласил красавицу певицу на танец. Та отказалась. «А вы что, только евреев любите?» - со злостью и обидой бросил он в ответ… На другой день перед отъездом Марию и Александра пригласил к себе командующий космодромом. На память подарил макет ракеты из нержавеющей стали и фотографию Королева с Гагариным. Но настроения супругам это не прибавило - досада от вчерашнего инцидента была еще свежа. Видя это, местный администратор, женщина умная и решительная, рассказала командующему о причинах подавленного настроения артистов... У трапа самолета к Пахоменко подошел тот самый майор и положил к ее ногам огромный букет красных тюльпанов. На плечах его красовались новенькие погоны старшего лейтенанта.
В курортный сезон артисты, как водится, гастролировали по черноморскому побережью. В Сочи Пахоменко выступала в закрытом Зимнем театре. Зал - битком. Дышать нечем, распахнутые входные двери не спасали. Но расходиться зрители не спешили, помимо основной программы певице пришлось бисировать. «Мария, мы весь концерт в боковом проходе простояли. Спойте, пожалуйста, для нас «Стоят девчонки»!» - просили ее. А артистка-то была уже в предобморочном состоянии... После концерта у служебного выхода ее поджидала толпа, всем хотелось разглядеть вблизи любимую певицу. Организаторы подогнали автомобиль прямо к дверям, но проехать сквозь толпу, сомкнувшуюся плотным кольцом, было невозможно. Один рьяный поклонник и вовсе улегся на капот, уткнувшись в лобовое стекло. Внимательно изучив испуганную и смущенную Пахоменко, заявил собравшимся: «Ничего особенного! Обыкновенная баба!»
Если Мария выступала на открытой эстраде, поклонники даже на деревьях висели. Но не только на концертах. В Ленинграде одно окно квартиры Колкера и Пахоменко (на 5-м этаже) выходило на пустырь, поэтому хозяева не утруждали себя тем, чтобы задергивать шторы. И вот зима, вечер. Супругам звонит постоянный соавтор Колкера - поэт Ким Рыжов, живший в том же подъезде, но на 8-м этаже: «Друзья, выгляните в окошко! Кажется, к вам пришли!» Мария, которая была по-домашнему неприкрыта, бросилась в другую комнату, а Колкер - к окну. В сумраке позднего вечера он разглядел огромного мужика, сидевшего медведем на дереве. Под его тяжестью толстый ствол раскачивался. Но шпиона ничто не смущало. Увидев в окне Колкера, он еще и приветственно приподнял кепочку! Поклонники, те, кто понаглее, приходили сразу в квартиру. Звонок в дверь: - «Разрешите доложить: капитан первого ранга Иванов! Выполняя поручение экипажа, хочу вручить вам, Мария, скромный букет цветов». - «Товарищ капитан, да где же это видано, чтобы к артистам приходили в 7 час. утра - пусть и с цветами?!» - отвечает из-за двери певица. - «Мария, кого море зовет - тот рано встает! Примите букет. А в знак ответной благодарности прошу вас исполнить мою любимую песню «Ой вы, ночи, матросские ночи». Если у вас не парадная форма одежды, не страшно. Наоборот, даже пикантно…» - «Слушай мою команду! Кругом! Марш!» - включился в «невинную» беседу Колкер.
А какие письма писали любимой певице! А.Колкер приводит их в своей книге «Лифт вниз не поднимает»: «Мария! Выхожу замуж. Говорят, ты очень добрая. Пришли мне к свадьбе белую кофточку с рюшками, 52-й размер, и черную юбку, 48-й размер. Хочу, чтобы была в обтяжку. Мой жених любит, когда это в обтяжку. Ты женщина, должна меня понять. Жду. Мой адрес спиши с конверта…» Или такое: «Дорогая Мария! Мне больше по душе, когда поешь ты, а не эта Пьеха. Или Пиеха. Точно не знаю, как она пишется. У нее голос, как будто она не смазывает горло прополисом - продуктом пчеловодства. Я бы посоветовал ей смазывать. И регулярно. Не то что твой нежный голосок. Я постоянно хожу к тебе на концерты. Но это тайна, о которой ты не должна даже догадываться!»
«Дорогая Мария Леонидовна, восхищен Вашим неповторимым талантом! Вчера решил купить катер с мотором. Думаю, что певица с Вашей внешностью не может быть жадной. Прошу выслать мне переводом 2 тыс. руб. Если не можете сразу выслать 2 - вышлите одну. А еще одну будете должны…»
В 70-е М.Пахоменко по популярности не уступала Э.Пьехе, но их стиль и репертуар ни в чем не пересекались, так что аплодисментов и цветов хватало обеим с лихвой. Букеты с концертов Марии домой привозили багажниками. Певица очень много выступала и гастролировала, график был расписан на месяцы вперед, что, кстати, помешало ей сняться в кино. Т.Лиознова планировала взять ее на роль жены Штирлица в картине «Семнадцать мгновений весны». По мнению режиссера, Пахоменко олицетворяла образ скромной русской женщины, красавицы, березки.Мария Пахоменко родилась в Ленинграде, но корни ее из Белоруссии, с Краснополья - отец и мать родом из деревни Лютня. Она с детства проявляла желание петь. Обладая абсолютным слухом, могла повторить все, что слышала по радио, вплоть до оперных арий. Как ни странно, ее пение не поощрялось родителями и учителями. В школьном дневнике Марии регулярно появлялись записи красными чернилами: - «Поет на уроках, срывает занятия!» - «Ну, что пела на этот раз? - язвительно спрашивал дома отец, проверяя дневник в конце недели. - Сейчас сниму ремень - по-другому запоешь!»
На самом деле отец Марии не был жестоким человеком, он был строгим. Работал участковым милиционером. Блокаду провел в Ленинграде. То, что видел в городе, где люди сходили с ума от голода и нередко теряли человеческий облик, предпочитал не вспоминать. Как сотрудник органов, в военное время он имел право вершить правосудие на месте, но, как говорят, никогда никого не расстреливал. Пахоменко-ст. был далек от искусства, и желание дочери стать певицей не одобрял. Когда Мария достигла первого успеха (песня в ее исполнении «Качает, качает, качает задира-ветер фонари над головой» стала невероятно популярной), отец недоумевал: «Черт знает что происходит! Орешь из каждого окна!»
Что бы ни думали об этом родители, Маша с тремя голосистыми подружками организовала самодеятельный ансамбль. Под аккомпанемент гитариста они исполняли популярные шлягеры тех лет. А когда на гастроли в Ленинград приехал легендарный . Лундстрем - руководитель джаз-оркестра, - девушки договорились о прослушивании. Лундстрем остался доволен и предложил им вместе с его оркестром отправиться на гастроли. Это была путевка в жизнь, счастливый билет. Но Марию не пустил отец, сказав: «Я тебе такого Лундстрема покажу, что долго будешь помнить! И думать забудь!» Тогда девушки пошли показываться во ДК промкооперации, где создавался ЛМЭА - Ленинградский молодежный эстрадный ансамбль. Среди тех, кто просматривал начинающий вокальный коллектив, был и молодой композитор А.Колкер. Выпускник Ленинградского электротехнического института, он писал музыку к студенческим спектаклям.
«Когда девушки лихо запели на 4 голоса какую-то популярную песню, у всех в зале перехватило дыхание. Сомнений не было: таких девушек надо брать! Маша была не только самой талантливой, но и самой красивой! Глаз не оторвать! Однажды я заглянул в один из классов, где обычно проходили репетиции, и увидел, как Пахоменко расчесывает волосы. Такого водопада роскошных, до самого пола, пшеничных волос я никогда не видел! Так и застыл с открытым ртом. С того дня я стал ухаживать за Машей. После работы - а служил я в закрытом НИИ, почтовом ящике, как тогда говорили, - покупал цветы, пирожное и ехал на проспект Огородникова, где Пахоменко жила с родителями. Во дворе ее дома было много шпаны. И вот появлялся я - в очках, в сереньком пальтишке, с тортиком. Маша как будто чувствовала, когда меня начинали бить, высовывалась в окно и кричала: «Я вам сейчас!»... Расписались мы в 1958 г. в Кировском загсе Ленинграда. Свадьбы как таковой не было. В квартиру на ул. Профессора Попова, где жила моя семья, приехали родители Маши: Леонид Антонович и Дарья Михайловна, ее братья и сестры. Накрыли скромный стол. Мой папа сказал: «А между прочим, горько!» Мы с Машей встали и, отвернувшись, робко поцеловались… Кто тогда мог знать, что продлится этот союз 54 года - до Машиного ухода». - вспоминал Колкер.
Новоиспеченный супруг стал в меру своих возможностей развивать карьеру жены. Мария муз. образования не имела, поэтому уговорить ее отойти от квартета и начать записывать песни сольно стоило немалых усилий. Все началось с песни «Качает, качает…», которая была заказана А.Колкеру и поэту Куклину для спектакля Театра Комиссаржевской «Иду на грозу» по роману Д.Гранина. В театре спросили: «А кто может записать эту песню?» — «Мария Пахоменко», - не раздумывая ответил Колкер. Потом композиция прозвучала в популярнейшей в Советском Союзе радиопередаче «С добрым утром!». На другой день Пахоменко, как говорится, проснулась знаменитой. В лицо певицу еще никто не знал, но ее необыкновенный чистый голос запал в душу каждому. Его оценили не только слушатели, но и композиторы. Никто из ведущих советских песенников не обошел вниманием М.Пахоменко.
В приоритете, правда, всегда оставался «первооткрыватель» - А.Колкер. Певица исполнила и записала 26 произведений мужа. А песня «На десять девчонок по статистике девять ребят» и вовсе стала бессмертной, обретя мировую популярность. По-другому вышло с песней «Признание», написанной Колкером для жены, - она принесла супругам немало волнений. После того как Пахоменко исполнила эту исповедь женщины, вышедшей замуж не по любви, появилось множество слухов, что союз певицы и композитора распался. В доме Пахоменко и Колкера стал разрываться телефон от звонков сочувствующих. Колкер отшучивался: «Да, мы развелись. Маша вышла за Кобзона, а я женился на Пьехе…»
На самом деле супруги не только никогда не расходились, но даже на время старались не расставаться - на гастроли всегда выезжали вместе. Исключениями стали лишь несколько заграничных поездок Пахоменко. В те годы было не принято отпускать в далекое зарубежье обоих супругов, один должен был остаться для гарантии, что второй вернется. Без мужа Пахоменко летала к Ф.Кастро на Кубу, на гастроли в Италию и Югославию, во французские Канны и польский Сопот. В 1968 г. во Франции, в Каннах, М.Пахоменко чествовали как победительницу европейского конкурса грамзаписей MIDEM. Дело в том, что в тот год было продано более 2,5 млн. дисков с ее песнями - это был абсолютный рекорд по всей Европе. Приз, который она получила назывался «Нефритовая пластинка». Звезду советской эстрады разместили в отеле «Карлтон». Утром в номере открылась дверь, и официант вкатил столик с завтраком. Помимо еды на подносе Мария обнаружила приглашение посетить ювелирный салон. Там было написано, что хозяева будут счастливы видеть мадам Пахоменко у себя в гостях и надеются, что она сможет удовлетворить свой взыскательный вкус и приобрести для себя что-нибудь из украшений. Тем более что цены у них более чем скромные - не превышают 150 тыс. долларов за изделие.
Надо ли напоминать, что нашим артистам в таких поездках платили лишь суточные, на которые и в ресторане-то поужинать было невозможно. Все богатство Пахоменко в этой поездке составляла дубленка, в которой она прилетела из Москвы. Во время репетиции гала-концерта артисты сидели в зале. Пахоменко была в накинутой на плечи дубленке - было прохладно. Уже подходит ее очередь подниматься на сцену - репетировать с оркестром песню, а артистка в смятении. Она не думает о том, как будет звучать голос, - она не знает, куда деть свою драгоценную дубленку. Не подниматься же в ней на сцену. Но и в зале оставить боязно - попросить приглядеть некого, а неподалеку сидит какой-то подозрительный волосатый тип, который то и дело на нее косится. Интеллигентность взяла свое - на сцену певица поднялась без верхней одежды. К счастью, ничего не пропало. А подозрительным типом оказался французский композитор Ф.Лей (лауреат премии «Оскар» за музыку к фильму «История любви», автор песен для Э.Пиаф, И.Монтана, М.Матье) - он вышел на сцену сразу после Пахоменко.
Сегодня об этом не вспоминают, но Мария была первой советской певицей, удостоившейся Гран-при на фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии. В наши дни этот конкурс вспоминают лишь в связи с победой А.Пугачевой в 1975 г. с песней «Арлекино». А Пахоменко выиграла конкурс еще в 1971-м. В Болгарию Мария летела одна. Колкера, естественно, не выпустили. И Александр Наумович не мог найти себе места от волнения за жену. Из Ленинграда названивал в Москву чиновникам от Росконцерта: «Какие новости из Болгарии? Когда выступает Пахоменко?» Ответ был изумительным: «Увы, никаких сведений нет - исчерпан лимит на телефонные переговоры». Тогда «неугомонный» супруг стал дозваниваться в Варну атташе по культуре: «Как проходит конкурс? Что известно о выступлении Пахоменко?» Но и здесь ждало разочарование: «Откуда нам знать? У нас много работы!» Мария потом рассказывала: перед выступлением у нее от волнения так тряслись руки, что она не смогла сделать задуманную прическу. В итоге просто распустила свою чудо-косу, и волосы разлились водопадом по спине. Международное жюри было впечатлено вокалом и самобытной внешностью советской артистки. После концерта Пахоменко забилась в номере под одеяло, но не смогла от волнения сомкнуть глаз. Так еще и иностранные участники «гудели» по всей гостинице, отмечая окончание конкурса. Под утро раздался стук в дверь. «Ну все, мне конец», - решила Мария. В ответ услышала пьяные голоса с акцентом: «Орфей! Орфей! Ты - Орфей!» Это означало победу!
После церемонии награждения Пахоменко, счастливая, позвонила в Москву, в Минкультуры: «У меня Гран-при фестиваля!» - «Какой еще Гран-при? А почему не первое место?!» - возмутились на другом конце провода. А вскоре Колкеру позвонили из Ленинградского обкома: - «А что, «Золотой Орфей» действительно из чистого золота?» - «Конечно! 4,5 кг.! Прошу выставить охрану у нашего подъезда!» - отшутился он. Статуэтка так понравилась министру культуры Е.Фурцевой, что она хотела оставить ее у себя в кабинете. Но Пахоменко проявила железную волю - даже под угрозой неприятностей отказалась отдавать заслуженную награду. А.Колкер в своей книге рассказывает: в 1967 г. Комсомольску-на-Амуре вручали орден Ленина. Но орден-то - городу, а жителей решили порадовать знаменитостями. Пригласили М.Пахоменко и композиторов популярных песен Колкера и Фельцмана. Но главным гостем на этом празднике был Ю. Гагарин! Прибыл он не на космическом корабле, а на белоснежном океанском лайнере. Юрий Алексеевич стоял на верхней палубе, сияя своей голливудской улыбкой и парадным белым с золотом кителем. Окружали первого космонавта партийные и комсомольские лидеры области. На нижней палубе скромно переминались с ноги на ногу пожилые люди - ветераны строительства города. Когда-то они корчевали тайгу и прокладывали первые улицы. Александр Колкер вспоминает, что крыши всех невысоких домов на набережной были заполнены горожанами. Над головой на вытянутых руках они держали детей, чтобы те увидели живого Гагарина.
До начала концерта Гагарина вместе с артистами отвезли на лимузинах за город, чтобы, поднявшись на сопку, гости могли оглядеть окрестности. В той поездке Колкера с Пахоменко больше всего и поразил этот пейзаж. С высоты сопки до самого горизонта открывалась выжженная тайга - обугленные стволы деревьев на фоне черно-серого безжизненного грунта. Гостям объяснили, что в этих краях тайга горит непрерывно, поэтому почва прокаляется на большую глубину, навеки теряя свою плодородность. Жизнь сюда вернется лишь столетия спустя. Звучало и выглядело это устрашающе.
Вечерний концерт для первостроителей прошел на ура. После был банкет. И здесь бывшие работяги, «приняв на грудь», сами устроили импровизированный концерт. Они затянули песни своей молодости, с которыми работали, не разгибая спины, воевали, выживали. Пели грустно, из глубины души, не связками, а сердцем. У артистов и первого космонавта на глазах выступили слезы... Памятными получились и гастроли 1974 г. в советские группы войск в Германии, Польше, Чехословакии. Под Нойштрелицем в Германии располагалась советская танковая бригада. Командовал этой бригадой сухонький полковник небольшого роста, похожий на Суворова, Герой Советского Союза. Говорил он тихо, почти ласково, но подчиненные его команды почему-то выполняли бегом. Часа в 2 ночи, после традиционного застолья, артистов повезли на танкодром - демонстрировать мастерство советских солдат в ночной стрельбе. Первое, что супруги увидели, выйдя из машины, - маленький походный столик. Выпив за успех своих танкистов, Герой Советского Союза тихо и ласково скомандовал: «По подвижным мишеням трассирующими снарядами - огонь!» И свистопляска началась. К 4-м час. утра Пахоменко с Колкером привезли в симпатичный частный дом - одноэтажный, но просторный. Как оказалось, здесь в свое время останавливался соратник фюрера Геринг, когда-то приезжавший на тот же полигон инспектировать немецкие войска. Как объяснила горничная, кровать в этом доме была сделана с учетом габаритов рейхсмаршала. На этой-то кровати Мария тут же и уснула, совершенно изможденная. А Александра сопровождавшие офицеры не отпустили: «Ну что, Сашок? Посошок!» - и достали из карманов галифе бутылки. Так ночь и прошла. А в 8 утра распахнулась входная дверь, явился замполит части и объявил: «Танк подан!» Ошарашенные супруги вспомнили: накануне во время стрельб Александр Наумович в разговоре с командующим обмолвился, что был бы не прочь прокатиться на танке…
В зале, где проходил прощальный концерт, собрался весь высший комсостав. На следующее утро в знак особого расположения артистам разрешили посетить закрытый генеральский магазин. Пахоменко с мужем надеялись прикупить что-то из одежды себе и маленькой дочке. Но не тут-то было! К изумлению и разочарованию артистов, в магазине их ждали пустые полки. Извиняющимся голосом смущенные продавщицы объяснили: «Накануне нас посетила Людмила Зыкина...»
«Судьба была ко мне очень благосклонна. Я выросла в прекрасной семье. У меня изумительная дочь, еще лучше внучка - потому что внуков всегда любят больше, чем детей. На внучку я могу смотреть как на икону - такая она красавица. Муж со мной рядом. Здоровье у меня есть. А если и случаются какие-то мелкие неприятности, так они бывают у всех... А что еще нужно женщине для счастья?» - говорила в интервью Мария Леонидовна. Павел Соседов 20.03. 2022. журнал "Караван" https://7days.ru/kino....perView
Понедельник, 28 апреля, 07:35 "МАРИЯ ПАХОМЕНКО.ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ" https://tv.yandex.ru/program....4240408
|
|
| |