[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ВАЛЕНТИНА ПОНОМАРЕВА *
Валентина_КочероваДата: Четверг, 03 Май 2012, 23:24 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7031
Статус: Offline
ВАЛЕНТИНА ДМИТРИЕВНА ПОНОМАРЕВА


Певица, композитор, исполнительница романсов и джазовая вокалистка. Ее судьба, как и талант, поистине уникальна. Ее принадлежность к дворянскому роду Лукашовых по линии матери причудливым образом сплелась с древним цыганским родом Пономаревых - Эрденко. Это ее двоюродный прадед М.Эрденко был всемирно известным цыганом - скрипачом, профессором Московской консерватории, гастролировал по всей Европе. Не удивительно, что он породил плеяду блестящих скрипачей, среди которых был и Дм. Пономарев, отец Валентины. В Московскую консерваторию он приехал из Курска вместе со своей невестой, Ириной, талантливой пианисткой. Именно она, черноглазая красавица дворянских кровей, и родила ему в Москве дочь Валентину.

Первыми звуками, погрузившими девочку в мир музыки, были звуки фортепиано и скрипки, - родители вместе с новорожденной дочерью жили в студенческом общежитии Консерватории. Едва научившись ходить и говорить, маленькая Валентина стала ученицей мамы - пианистки. Так начиналось постижение классической музыки. Немного позже, находясь в среде многочисленной цыганской родни, она попадает в иной муз. мир, зачарованно слушает романсы, зажигательные цыганские песни и сама принимает участие в дом. праздниках. Вскоре у девочки обнаруживаются незаурядные вокальные данные. Она поступает в Институт искусств в Хабаровске, где жила в этот период ее семья, и становится студенткой сразу 2-х факультетов - фортепиано и вокального. Казалось бы, муз. будущее уже предопределилось, но парадоксы творческих устремлений Валентины только начинались. В то время радиоприемники Хабаровска легко принимали японские радиостанции, постоянно транслировавшие джазовую музыку. Странные ритмы и гармонии неудержимо притягивали Валентину, она могла бесконечно слушать эту новую для себя музыку. Позже она часто будет говорить: "Джаз - моя первая любовь".

Валентина заканчивает институт, перепрыгивая через курсы, и сразу после выпускных экзаменов, вместо того, чтобы продолжить занятия классическим пением в Консерватории, неожиданно для всех принимает приглашение в драм. театр на роль цыганки Машеньки в спектакле "Живой труп". И это очередной парадокс ее судьбы: училась классическому пению и музыке, мечтала о джазе, а дебютировала в театре в драм. роли, где еще и пела цыганские песни. Успех был просто ошеломляющим, чему немало способствовала "Невечерняя", впервые исполненная в этом спектакле юной актрисой и певицей.


Тем не менее, тайная страсть к джазу берет свое, и вот новый виток: "цыганка Маша" отправляется в Таллинн на Международный джазовый фестиваль, где поражает всех удивительно высоким уровнем вокальных импровизаций. Неудивительно, что она становится солисткой джаз-оркестра А.Кролла, лучшего в то время джазового коллектива страны. Поет джазовую классику и тяготеет к инструментальной музыке, имитируя голосом звучание различных инструментов. Эта страсть в дальнейшем выльется в авангардные импровизации, но это все в будущем. А пока - очередной неожиданный шаг: Валентина становится артисткой Московского цыганского театра "Ромэн". И, как и каждый поворот в ее судьбе, эта перемена будет еще одной ступенью на звездном пути.

В рамках театра возникает трио "Ромэн", которое в короткий срок оказалось едва ли не более известным и популярным, чем породивший его театр. Ошеломляющий успех в стране, гастроли по всему миру, выступления на телевидении и по радио, грамзаписи, - казалось, о чем еще можно мечтать? А Валентина мечтает о джазе! И при малейшей возможности в любой части света, где гастролирует трио, она разыскивает джаз-клубы и поет там, получая за это "замечания по поездке" от кураторов группы.


По прошествии 12 звездных лет в качестве солистки трио "Ромэн", очередной загадочный виток судьбы: на пике славы Валентина уходит из трио и погружается в совсем иной муз. мир, участвуя во многочисленных рок- и джаз- фестивалях, выступает и записывается с теми, чьи имена позже составят славу русского джаза. Результатом этого сотрудничества явился выход в 1991-92 годах сразу нескольких альбомов. Журнал "Джаз" называет Пономареву лучшей певицей года. Казалось бы, все указывало на джазовую направленность ее творчества "послеромэнового" периода. Но Валентина не была бы собой, если бы не удивляла постоянно почитателей поразительными зигзагами своей творческой судьбы. По приглашению А.Петрова она соглашается спеть за кадром несколько романсов к фильму Э.Рязанова "Жестокий романс", и поет их так, что зрители буквально заваливают муз. редакции Всесоюзного радио просьбами передать эти романсы по радио и назвать фамилию исполнительницы (по непонятной причине имя ее не было упомянуто в титрах). Вскоре певица сама появилась в этом жанре на тв экране и концертных площадках, и стало ясно: взошла новая звезда романса.


"Я пришла к романсу не случайно, их пела моя бабушка, мои тетки - прекрасные исполнительницы цыганских романсов. В юности мне это пение казалось скучным, тогда я больше реагировала на ритм и пульс в музыке. А позже поняла - исполнение романса требует духовного и жизненного багажа"- говорила певица.

Романс действительно наполнил ее жизнь новым смыслом, новыми устремлениями. Не случайно ее программа, с которой она гастролировала по США, Канаде, Японии, Англии, Германии, а теперь и по всей России, названа "Душа моя - Романс". Уже более 20-ти романсовых альбомов вышло с её участием, и сейчас в Англии готовится к выпуску ее новый сольный альбом цыганских романсов "Очи чёрные" на англо-американской фирме Arc Music Productions. По существу после ран, нанесенных романсу в 20-30-х годах в рамках борьбы за "пролетарскую культуру" и недолгого расцвета его во времена хрущевской оттепели, романс как профессиональный жанр практически отсутствовал на нашей эстраде.

Появление В.Пономаревой на романсовом небосклоне удивительным образом совпало с новым всплеском интереса к этому прекрасному жанру, а, может быть, в значительной степени и вызвало этот всплеск.
"Ее романсы превосходны. Она понимает о чем поет, это теперь такая редкость. Благородство и утонченность манеры - удивительны..." - так, услышав Валентину на концерте, отозвалась о ней живая легенда романса И.Юрьева.

Многие события в жизни певицы кажутся удивительными совпадениями - или перстом судьбы? В 1983 г., накануне выхода фильма "Жестокий романс", она встречает долгожданного спутника жизни - своего мужа Константина. Может поэтому ее пение в фильме звучит с такой страстностью и глубиной чувства, которые способна ощутить и передать только любящая женщина. С тех пор они вместе, всегда и везде - и в жизни, и на сцене. Это ли не прекраснейший романс? Как очень точно сказал в своей книге искусствовед Мирон Петровский, "стрелка романсовых часов ходит по кругу, градуированному моментами любви".

Этот удивительный жанр современен и вечно нов, старинным его можно назвать только по происхождению и благородству формы. "Я отношусь к романсу как к искусству сегодняшнего дня. Глубоко уверена в том, что он обращен сегодня не только к людям старшего поколения. Близок и понятен он прежде всего молодежи: ведь главное содержание романса - это история любви, не случайно на своих концертах я вижу много молодых людей, получаю от них записки и письма с размышлениями, кассеты с романсами собственного сочинения. Мысль, что этот материал надо как-то систематизировать, а главное сохранить, давно преследовала меня. Наверное, это началось в те дни, когда на экраны кинотеатров вышел фильм "Жестокий романс". На меня тогда буквально обрушились со всех сторон предложения композиторов, поэтов, авторов - исполнителей. Накапливался интересный материал, и я все больше утверждалась в желании продолжить в своем пении судьбу "жестокого романса". Особенно трогали меня сочинения непрофессиональных авторов. Родилась идея пластинки, в которую могли бы войти песни и романсы, написанные в наше время и часто специально для меня." - говорит Валентина Дмитриевна.

Так в 1992 г. появилась пластинка "Романсы моих друзей". Но и после ее выхода со всей страны продолжают приходить кассеты и письма, полные взволнованных слов благодарности за приобщение к миру романса, к жанру, казалось бы, не столь популярному в наше время. Уже набирается материал на следующую пластинку, посвященную романсам молодых.

Про эту неутомимую женщину можно смело сказать, что, достигнув очередной творческой вершины, она тут же стремится к следующей, каждый раз удивляя неожиданностью и вместе с тем логичностью, закономерностью всего того, что она делает. И разве история со спектаклем "Бес фантазии" по мотивам произведений Набокова, в котором она сыграла главную драм. роль, не свидетельство тому? Немало лет прошло со дня премьеры в роли Машеньки, которую до сих пор вспоминают в далеком Хабаровске, и вот снова выступление в драм. амплуа. Каждый ее выход на сцену - всегда маленький спектакль, в каком бы жанре она не появлялась перед зрителем, будь то драм. роль в спектакле, джазово-авангардный перфоманс или романсовая миниатюра.


"В.Пономарева - поистине уникальная певица. Ей подвластно всё: народная песня и джаз, классическая музыка и стиль рок." - говорил композитор А.Петров. Главное, что объединяет все эти такие разные жанры в ее творчестве - это чувство стиля. Порой кажется, что на ее романсовых и джазовых концертах поют разные певицы - настолько полно она преображается. А что же дальше? Конечно же, гастроли, концерты, работа в студии, запись новых дисков. И еще - прослушивания и отбор кандидатов со всей страны для участия во Всероссийском тв конкурсе "Романсиада", членом жюри которого она является с самого начала его возникновения. И еще - постоянное участие в благотворительных акциях - концертах Московского Дома Актеров, проходящих по всей стране и за рубежом. И еще - творческие обязательства, которые накладывает на нее участие в жизни ЦДРИ, ведь она - член его Правления. А еще осуществление новых проектов, планов, идей:
"Я жива, пока живут во мне мои душераздирающие идеи...", - говорит она.


В преддверии очередного юбилея чем еще поразит нас эта удивительная женщина, певица, актриса? Возможно, этого не знает даже она сама. Но это, несомненно, будет нечто столь же блистательное, неожиданное и непредсказуемое, как и она сама, как и все в ее судьбе. Когда зазвучали прощальные слова «А напоследок я скажу…», зрители не позволили певице уйти со сцены сразу. Несколько романсов на «бис» расставание «обезболили», «Хризантемами» душу успокоили. А напоследок Валентина Дмитриевна пообещала: «Я обязательно к вам вернусь."
http://vivaclassic.ucoz.ru/publ/valentina_ponomarjova/1-1-0-17







Прикрепления: 9122452.jpg (14.8 Kb) · 6365675.jpg (7.9 Kb) · 2483551.jpg (5.5 Kb) · 0299401.jpg (5.2 Kb) · 5279853.jpg (9.2 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: