Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 03 Май 2012, 23:24 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ВАЛЕНТИНА ДМИТРИЕВНА ПОНОМАРЕВА
Певица, композитор, исполнительница романсов и джазовая вокалистка. Ее судьба, как и талант, поистине уникальна. Ее принадлежность к дворянскому роду Лукашовых по линии матери причудливым образом сплелась с древним цыганским родом Пономаревых - Эрденко. Это ее двоюродный прадед М.Эрденко был всемирно известным цыганом - скрипачом, профессором Московской консерватории, гастролировал по всей Европе. Не удивительно, что он породил плеяду блестящих скрипачей, среди которых был и Дм. Пономарев, отец Валентины. В Московскую консерваторию он приехал из Курска вместе со своей невестой, Ириной, талантливой пианисткой. Именно она, черноглазая красавица дворянских кровей, и родила ему в Москве дочь Валентину.
Первыми звуками, погрузившими девочку в мир музыки, были звуки фортепиано и скрипки, - родители вместе с новорожденной дочерью жили в студенческом общежитии Консерватории. Едва научившись ходить и говорить, маленькая Валентина стала ученицей мамы - пианистки. Так начиналось постижение классической музыки. Немного позже, находясь в среде многочисленной цыганской родни, она попадает в иной муз. мир, зачарованно слушает романсы, зажигательные цыганские песни и сама принимает участие в дом. праздниках. Вскоре у девочки обнаруживаются незаурядные вокальные данные. Она поступает в Институт искусств в Хабаровске, где жила в этот период ее семья, и становится студенткой сразу 2-х факультетов - фортепиано и вокального. Казалось бы, муз. будущее уже предопределилось, но парадоксы творческих устремлений Валентины только начинались. В то время радиоприемники Хабаровска легко принимали японские радиостанции, постоянно транслировавшие джазовую музыку. Странные ритмы и гармонии неудержимо притягивали Валентину, она могла бесконечно слушать эту новую для себя музыку. Позже она часто будет говорить: "Джаз - моя первая любовь".
Валентина заканчивает институт, перепрыгивая через курсы, и сразу после выпускных экзаменов, вместо того, чтобы продолжить занятия классическим пением в Консерватории, неожиданно для всех принимает приглашение в драм. театр на роль цыганки Машеньки в спектакле "Живой труп". И это очередной парадокс ее судьбы: училась классическому пению и музыке, мечтала о джазе, а дебютировала в театре в драм. роли, где еще и пела цыганские песни. Успех был просто ошеломляющим, чему немало способствовала "Невечерняя", впервые исполненная в этом спектакле юной актрисой и певицей.
Тем не менее, тайная страсть к джазу берет свое, и вот новый виток: "цыганка Маша" отправляется в Таллинн на Международный джазовый фестиваль, где поражает всех удивительно высоким уровнем вокальных импровизаций. Неудивительно, что она становится солисткой джаз-оркестра А.Кролла, лучшего в то время джазового коллектива страны. Поет джазовую классику и тяготеет к инструментальной музыке, имитируя голосом звучание различных инструментов. Эта страсть в дальнейшем выльется в авангардные импровизации, но это все в будущем. А пока - очередной неожиданный шаг: Валентина становится артисткой Московского цыганского театра "Ромэн". И, как и каждый поворот в ее судьбе, эта перемена будет еще одной ступенью на звездном пути.
В рамках театра возникает трио "Ромэн", которое в короткий срок оказалось едва ли не более известным и популярным, чем породивший его театр. Ошеломляющий успех в стране, гастроли по всему миру, выступления на телевидении и по радио, грамзаписи, - казалось, о чем еще можно мечтать? А Валентина мечтает о джазе! И при малейшей возможности в любой части света, где гастролирует трио, она разыскивает джаз-клубы и поет там, получая за это "замечания по поездке" от кураторов группы.
По прошествии 12 звездных лет в качестве солистки трио "Ромэн", очередной загадочный виток судьбы: на пике славы Валентина уходит из трио и погружается в совсем иной муз. мир, участвуя во многочисленных рок- и джаз- фестивалях, выступает и записывается с теми, чьи имена позже составят славу русского джаза. Результатом этого сотрудничества явился выход в 1991-92 годах сразу нескольких альбомов. Журнал "Джаз" называет Пономареву лучшей певицей года. Казалось бы, все указывало на джазовую направленность ее творчества "послеромэнового" периода. Но Валентина не была бы собой, если бы не удивляла постоянно почитателей поразительными зигзагами своей творческой судьбы. По приглашению А.Петрова она соглашается спеть за кадром несколько романсов к фильму Э.Рязанова "Жестокий романс", и поет их так, что зрители буквально заваливают муз. редакции Всесоюзного радио просьбами передать эти романсы по радио и назвать фамилию исполнительницы (по непонятной причине имя ее не было упомянуто в титрах). Вскоре певица сама появилась в этом жанре на тв экране и концертных площадках, и стало ясно: взошла новая звезда романса.
"Я пришла к романсу не случайно, их пела моя бабушка, мои тетки - прекрасные исполнительницы цыганских романсов. В юности мне это пение казалось скучным, тогда я больше реагировала на ритм и пульс в музыке. А позже поняла - исполнение романса требует духовного и жизненного багажа"- говорила певица.
Романс действительно наполнил ее жизнь новым смыслом, новыми устремлениями. Не случайно ее программа, с которой она гастролировала по США, Канаде, Японии, Англии, Германии, а теперь и по всей России, названа "Душа моя - Романс". Уже более 20-ти романсовых альбомов вышло с её участием, и сейчас в Англии готовится к выпуску ее новый сольный альбом цыганских романсов "Очи чёрные" на англо-американской фирме Arc Music Productions. По существу после ран, нанесенных романсу в 20-30-х годах в рамках борьбы за "пролетарскую культуру" и недолгого расцвета его во времена хрущевской оттепели, романс как профессиональный жанр практически отсутствовал на нашей эстраде.
Появление В.Пономаревой на романсовом небосклоне удивительным образом совпало с новым всплеском интереса к этому прекрасному жанру, а, может быть, в значительной степени и вызвало этот всплеск. "Ее романсы превосходны. Она понимает о чем поет, это теперь такая редкость. Благородство и утонченность манеры - удивительны..." - так, услышав Валентину на концерте, отозвалась о ней живая легенда романса И.Юрьева.
Многие события в жизни певицы кажутся удивительными совпадениями - или перстом судьбы? В 1983 г., накануне выхода фильма "Жестокий романс", она встречает долгожданного спутника жизни - своего мужа Константина. Может поэтому ее пение в фильме звучит с такой страстностью и глубиной чувства, которые способна ощутить и передать только любящая женщина. С тех пор они вместе, всегда и везде - и в жизни, и на сцене. Это ли не прекраснейший романс? Как очень точно сказал в своей книге искусствовед Мирон Петровский, "стрелка романсовых часов ходит по кругу, градуированному моментами любви".
Этот удивительный жанр современен и вечно нов, старинным его можно назвать только по происхождению и благородству формы. "Я отношусь к романсу как к искусству сегодняшнего дня. Глубоко уверена в том, что он обращен сегодня не только к людям старшего поколения. Близок и понятен он прежде всего молодежи: ведь главное содержание романса - это история любви, не случайно на своих концертах я вижу много молодых людей, получаю от них записки и письма с размышлениями, кассеты с романсами собственного сочинения. Мысль, что этот материал надо как-то систематизировать, а главное сохранить, давно преследовала меня. Наверное, это началось в те дни, когда на экраны кинотеатров вышел фильм "Жестокий романс". На меня тогда буквально обрушились со всех сторон предложения композиторов, поэтов, авторов - исполнителей. Накапливался интересный материал, и я все больше утверждалась в желании продолжить в своем пении судьбу "жестокого романса". Особенно трогали меня сочинения непрофессиональных авторов. Родилась идея пластинки, в которую могли бы войти песни и романсы, написанные в наше время и часто специально для меня." - говорит Валентина Дмитриевна.
Так в 1992 г. появилась пластинка "Романсы моих друзей". Но и после ее выхода со всей страны продолжают приходить кассеты и письма, полные взволнованных слов благодарности за приобщение к миру романса, к жанру, казалось бы, не столь популярному в наше время. Уже набирается материал на следующую пластинку, посвященную романсам молодых.
Про эту неутомимую женщину можно смело сказать, что, достигнув очередной творческой вершины, она тут же стремится к следующей, каждый раз удивляя неожиданностью и вместе с тем логичностью, закономерностью всего того, что она делает. И разве история со спектаклем "Бес фантазии" по мотивам произведений Набокова, в котором она сыграла главную драм. роль, не свидетельство тому? Немало лет прошло со дня премьеры в роли Машеньки, которую до сих пор вспоминают в далеком Хабаровске, и вот снова выступление в драм. амплуа. Каждый ее выход на сцену - всегда маленький спектакль, в каком бы жанре она не появлялась перед зрителем, будь то драм. роль в спектакле, джазово-авангардный перфоманс или романсовая миниатюра.
"В.Пономарева - поистине уникальная певица. Ей подвластно всё: народная песня и джаз, классическая музыка и стиль рок." - говорил композитор А.Петров. Главное, что объединяет все эти такие разные жанры в ее творчестве - это чувство стиля. Порой кажется, что на ее романсовых и джазовых концертах поют разные певицы - настолько полно она преображается. А что же дальше? Конечно же, гастроли, концерты, работа в студии, запись новых дисков. И еще - прослушивания и отбор кандидатов со всей страны для участия во Всероссийском тв конкурсе "Романсиада", членом жюри которого она является с самого начала его возникновения. И еще - постоянное участие в благотворительных акциях - концертах Московского Дома Актеров, проходящих по всей стране и за рубежом. И еще - творческие обязательства, которые накладывает на нее участие в жизни ЦДРИ, ведь она - член его Правления. А еще осуществление новых проектов, планов, идей: "Я жива, пока живут во мне мои душераздирающие идеи...", - говорит она.
В преддверии очередного юбилея чем еще поразит нас эта удивительная женщина, певица, актриса? Возможно, этого не знает даже она сама. Но это, несомненно, будет нечто столь же блистательное, неожиданное и непредсказуемое, как и она сама, как и все в ее судьбе. Когда зазвучали прощальные слова «А напоследок я скажу…», зрители не позволили певице уйти со сцены сразу. Несколько романсов на «бис» расставание «обезболили», «Хризантемами» душу успокоили. А напоследок Валентина Дмитриевна пообещала: «Я обязательно к вам вернусь." http://vivaclassic.ucoz.ru/publ/valentina_ponomarjova/1-1-0-17
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 14 Сен 2024, 10:31 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| К 85-летию со дня рождения ЖЕСТОКИЙ РОМАН ВАЛЕНТИНЫ ПОНОМАРЕВОЙ
10 июля В.Д. Пономарева отметила 85-летие. Шумных торжеств и юбилейных концертов в честь этого события не было: уже более 10 лет певица не появляется на публике. Но это отнюдь не повод забыть ее талант. Дело вкуса, но автор этих строк убежден: сегодняшняя вершина исполнения романсов – В.Пономарёва. Она без всякой натяжки – муз. достояние России. Ее романтические концерты были для нескольких поколений верхом блаженства. В Тверской филармонии после каждого романса публика аплодировала, как неистовая, а певица повторяла как заклинание: «Понимаю, понимаю». Голос, исходящий из глубины души, взволнует каждого, у кого тоже есть душа. В общении Валентина Дмитриевна была легка, проста и разговорчива. Напомнила про свои цыганские корни. Мы же посочувствовали, что Э.Рязанов в своей картине «Жестокий романс» позабыл указать в титрах имя исполнительницы романсов, написанных А. Петровым. Вся слава досталась Л.Гузеевой, которая только открывала рот. (Ведь даже озвучивала роль героини в фильме тоже не она, а прекрасная актриса А.Каменкова) Певица на режиссера обиду не держала: как-никак ее голос покорил всю страну, и письма к режиссеру и исполнительнице пошли пачками. Просьба одна: спеть еще.
Она и до этого была звездой, но отнюдь не безымянной, как в кино. Многие слушатели со стажем помнят знаменитое трио «Ромэн». Своим исполнением Пономарёва со товарищи сразила миллионы слушателей. В ту пору в Отечестве был бум ВИА. На их общем фоне «Ромэн» – первозданная чистота родника. Цыганское трио родилось из цыганского театра «Ромэн» под руководством знаменитого и любимого публикой Н.Сличенко.
Оно стало популярней самого театра! Этот феномен не превзойден до сих пор. Гастроли по стране, по миру, радио, ТВ, записи на грампластинках. 12 лет В.Пономарёва отдала трио «Ромэн», но снова в свои властные объятия позвал джаз. Снова – потому что с младых ногтей певица увлеклась джазом. «Он моя первая любовь», – сознавалась Валентина Дмитриевна.
Она училась в Хабаровском муз. училище сразу на 2-х факультетах: фортепьяно и вокальном, но становится драм. актрисой. В 21 год играет в Хабаровском театре роль Машеньки в «Живом трупе» Толстого. Поет так, что в зрительном зале яблоку негде упасть. Пока романсы не в ее репертуаре. В начале 1990-х выходит сразу несколько альбомов с записями солистки. А до этого поет за кадром за Ларису Огудалову. Теперь Валентина, по признанию публики, становится владычицей русского романса. Ее звенящий, волнующий голос восхитил, очаровал, пленил множество слушателей. Загадочная певица стремительно обрела популярность. Неудивительно, что за "Жестоким романсом" последовали "Чучело", "Агония", "Балаган" и десятки других картин, где звучали песни в исполнении Пономаревой. По всей стране раскупались пластинки с записями страстной цыганки, расходились аудиокассеты, во всех уголках ждали ее концертов - живое исполнение брало за душу, восхищало, запоминалось.
Мать В.Пономаренко, И.А. Шепеленко, родилась в Курской обл., в семье потомственных дворян. Своего будущего мужа, Д.В. Васильевича Пономарева, она встретила, когда в муз. техникуме. .Стремительный роман очень скоро завершился браком. В столичную консерваторию влюбленные поступали уже мужем и женой. Еще в пору студенчества молодая семья пополнилась сыном Владимиром и дочерью Валентиной. После окончания учебы Ирина и Дмитрий работали в коллективе, кочевавшем по всему Союзу. Вместе с родителями из города в город переезжали дети, меняя одну за другой школы.
Пока дети учились, родители осели в Москве. Ирина Александровна устроилась концертмейстером, преподавала вокал. Дмитрий Васильевич играл в оркестре, работал в скрипичной мастерской и преподавал в муз. училище. Получив среднее профессиональное образование, брат и сестра приехали к родителям в Москву, окончили консерваторию. Получив диплом о высшем образовании, Владимир вернулся в Хабаровск, где много лет играл в СО на скрипке. Валентина осталась в Москве.
«Романсы пела моя бабушка, мои тети. Почему я остановилась на романсе? Его исполнение требует духовного и жизненного багажа».– рассказывала певица в Твери. Слава певицы феноменальна: с 1985 по 2004 г. Пономарёва записывает 18 сольных альбомов! В начале 2000-х она открывает свой муз. театр, в котором обучает молодых талантливых исполнителей романсов. Многие из известных сегодня оперных солистов, исполнители классического и цыганского романса учились именно у Валентины Дмитриевны. В начале XXI в. – целых 4 года в ЦКЗ «Россия» осуществляет постановку и проводит цикл концертов «Душа моя – романс». С 2007 г. певица была членом жюри конкурса «Романсиада». Она привечала талантливых исполнителей, выдвигала их на авансцену. Никогда не давила авторитетом, как это делают эстрадные звезды, по вокальным способностям давно вышедшие в тираж.
Вспоминая о своем детстве и юности, она рассказывала, что отец воспитывал ее в строгости. В 23 года она вышла замуж: обряд проводился в соответствии с цыганскими традициями. В тот же год молодые стали родителями - на свет появился их единственный сын Олег. Вскоре после его рождения Валентина поняла: свой долг перед мужем и отцом она исполнила. Душа требовала свободы, подчиняться кому бы то ни было она больше не хотела. Страстная, яркая, талантливая - она легко покоряла мужчин. О ее многочисленных романах ходили настойчивые слухи, но достоверными подробностями певица никогда и ни с кем не делилась (хотя порой в интервью бывала крайне откровенна). Совершенно точно было известно лишь про отношения с В.Мулявиным, позже ставшим руководителем "Песняров". Об этом продолжительном романе рассказывала сама Валентина Дмитриевна, даже после расставания всегда исключительно тепло отзывавшаяся о бывшем возлюбленном.
Во время зарубежных поездок ей не раз предлагали остаться за границей, но согласиться на этот вариант она не могла из-за сына, который ждал ее дома. Все резко изменилось в 1983-м, когда Валентина встретилась с К.Гогунским. 29-летний гитарист смог завоевать певицу, став ее постоянным аккомпаниатором и спутником жизни.
Валентина увидела Константина на джазовом фестивале. Он привлек ее внимание своей непохожестью на других: тихий и скромный, сидел в стороне от всех, словно и не был частью тусовки. Певица сама подошла к нему, предложила выпить кофе, а уже через 2 дня Константин перебрался к ней, чтобы остаться рядом навсегда. Его семья была в шоке от такого решения: единственный сын, на которого возлагалось столько надежд! Почему он вдруг выбрал эту женщину, которая на 15 лет его старше и имеет весьма сомнительную репутацию. Однако влюбленные остались вместе вопреки всему. В поздних интервью Валентина Дмитриевна признавалась, что надеялась вертеть молодым мужем, управляя им по собственной прихоти. Но сложилось так, что это Константин сумел ее изменить и повести по жизни за собой. "Он послан мне Богом", - говорила артистка.
В.Пономарева с мужем Константином и сыном Олегом (справа).
На пике славы она не раз признавалась, что мечтает о жизни в уединении, в небольшом домике на берегу моря. В итоге исполнительница романсов, резко оборвав общение с шумным миром шоу-бизнеса, вместе с мужем поселилась в подмосковной деревне. С 2011 г. они категорически отказались от выступлений и интервью, одновременно выйдя на пенсию. Время от времени супруги путешествуют, бывая в разных странах мира - но теперь они делают это для души, а не под давлением гастрольного графика. Олег продолжил муз. династию Эрденко-Пономаревых, став скрипачом. Еще в 80-х он уехал в Ирландию. Много путешествует, живя в разных странах, но Ирландия остается самой близкой музыканту по духу. Изредка бывает в России, чтобы повидаться с мамой. Он - признанный скрипач-виртуоз, не только выступает с разными коллективами, но и пишет музыку, предпочитая играть свое, а не чужое.
В 1990 г. Олег вместе с двоюродным братом С.Эрденко и музыкантом И.Старосельцевым создали в Дублине трио "Лойко". Гастролируя по Европе, они давали 20-25 концертов в месяц, играя цыганскую и фольклорную музыку. Спустя 10 лет Эрденко вернулся в Россию, а Олег остался в Ирландии. https://buuuuuur.livejournal.com/17225.html https://dzen.ru/a/Y499fIHM3F3v65cS
В час роковой Воссоздай, повтори, возверни Как хороши те очи Когда в предчувствии разлуки Луны волшебной полосы
|
|
| |