Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 12 Июн 2012, 17:25 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| В Москве, у станции метро «Сокол», в небольшой, но очень уютной квартире частенько собираются гости. За большим столом, заставленным домашней выпечкой, места хватает для всех. Гости и хозяева дома рассаживаются, в большие чашки разливается крепкий «цыганский» чай. И начинается неспешная беседа. Основная тема, как правило, касается жизни знаменитой Вари Паниной. И это неудивительно, ведь хозяева дома — единственные прямые потомки легендарной певицы.
Варвара Васильевна Панина, в девичестве Васильева, цыганка по происхождению, родилась в 1872 году. Родители её занимались торговлей, артистов в семье не было. И хотя умение петь и танцевать у цыган, что называется, в крови, и удивить этими талантами кого-то из них сложно, Варя Панина с самого раннего детства поражала своей страстностью в пении и необыкновенно красивым, сильным голосом. Ей было 14 лет, когда она начала петь в хоре ресторана «Стрельна» в то время руководила цыганская певица Александра Ивановна Панина; затем, выйдя замуж за племянника Александры Паниной, мещанина города Коломны Московской губернии Фёдора Артемьевича Панина (а не хориста, как писали в некоторых «воспоминаниях»), она перешла в «Яр» уже в качестве хозяйки хора. Послушать ставшую к тому времени известной певицу считали своим долгом знатоки-меломаны. Слава о московской звезде пошла по всей России.
Низкое грудное контральто, своеобразная манера исполнения, сочетание совершенно не женского по тембру голоса с чисто женскими интонациями, способность передавать глубину переживаний человеческой души, заставлять страдать для того чтобы очиститься, восхищали. Её пение привлекало самые широкие круги общества того времени: купечество, аристократию, художественную интеллигенцию.
Она была истинной звездой конца XIX — начала XX веков, ею восторгались А.А. Блок, Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, А.П.Чехов. Фёдор Шаляпин часто приходил послушать цыганку Варю и был в восторге от её пения.
В начале XX века Панина начала выступать с сольными концертами в лучших залах Москвы, Петербурга и российской провинции, где имела огромный успех. Сценический образ Вари Паниной был продуманно скромен, ничто не должно было отвлекать от её пения: просто одетая, никаких модных причёсок, минимум косметики, минимум украшений.
Она выходила к публике не спеша, чуть кланялась, располагалась в стоящем на сцене кресле, закуривала. (Папиросы у неё были толстые-претолстые, назывались они «Пушка», и курила она беспрерывно). Постоянные аккомпаниаторы знаменитой цыганки — гитаристы К.Васильев, Н.Шишкин и иногда модный в те годы исполнитель на цитре Ганс — терпеливо ожидали сигнала. Чуть заметный кивок, первые аккорды гитары — и... Зал замирал. Начиналось волшебство, гениальная певица раскрывала душу, вовлекала зрителей в великую тайну романса. Взволнованная публика рукоплескала, случались и обмороки, а после концерта к гримерной бывало не пробиться сквозь толпу молодёжи, которая осыпала певицу цветами. Случались и казусы. Дочь Вари Паниной, Елена, рассказывала своим домашним, что много раз знаменитая певица возвращалась с концертов в разорванном платье — это поклонники окружали её со всех сторон и, пользуясь, образовавшейся давкой, отрывали от концертных нарядов кусочки «на память».
Сохранились воспоминания о знаменитом концерте, состоявшемся в марте 1906 года в Мариинском театре. На концерте присутствовали Его Высочество Николай Александрович с семьёй. После концерта император прошёл за кулисы и, поздравив певицу, поинтересовался, почему в его коллекции нет грампластинок со звукозаписями Паниной. Представители общества «Граммофон» немедленно принялись записывать певицу. Спустя три месяца Николаю II был подарен красивый альбом с записями Вари Паниной на 20 миньонах.
Через четыре года, тоже в марте, на единственный концерт, данный Варей Паниной в Дворянском собрании, «попасть было так же трудно, как на парадный спектакль в честь французских гостей». Выступали два кумира — в первом отделении пела «несравненная» Анастасия Вяльцева, «певица радостей жизни», во втором - «божественная» Варвара Панина, «певица роковых страстей и глубокой печали». В семье Паниных хранится программа этого концерта, около фамилии Паниной - три точки, что означало: певица будет петь исключительно по заказу, заранее репертуар не указывался. Публика неистовствовала. Концерт удалось завершить только около двух часов ночи, после вмешательства полиции.
После того концерта Варе Паниной оставалось жить ещё чуть больше года.
10 июня 1911 года, после концерта, певица вошла в свою гримёрную, села в кресло, как обычно, закурила, и вдруг её так много страдавшее сердце перестало биться. Варя Панина умерла, когда ей не исполнилось и 39 лет.
В последний путь певицу провожали тысячи москвичей. Кроме многочисленных поклонников, на похоронах присутствовали представители высшего чиновничества, элита артистического и театрального мира, титулованные особы, столичные аристократы. Гроб некоронованной царицы русского и цыганского романса утопал в цветах и венках. Похоронили Варю Панину на Ваганьковском кладбище.
Она пережила смерть самых близких людей — сначала мужа, затем матери и брата. Сиротами остались пятеро её детей — три сына: Константин, Владимир, Егор и две дочери: Елена и Тамара. Егор и Тамара скончались молодыми. Только у Елены были дети, Владимир и Борис.
Дочери Варвары Васильевны: вторая слева — Тамара Федоровна, крайняя справа — Елена Федоровна Панины.
Елена Фёдоровна вышла замуж за командира первой императорской автомобильной роты Владимира Сергеевича Воронова. На протяжении всей своей жизни она являлась хранительницей семейного архива, документов, фотографий, всего, что связано с именем Вари Паниной, и всё это бережно передаётся из поколения в поколение. В доме потомков великой певицы на почётном, специально отведенном месте стоит уникальная игрушка — метровый негр, сидящий на лавочке и играющий на гармошке. Игрушка эта — подарок Вари Паниной дочери Елене, и хотя негр уже давно пережил вековой юбилей, и его гармошка потерялась, он продолжает играть мелодию, которую слушала легендарная Варя Панина. Механизм работает чётко, кажется, время не властно над ним. Этот человечек — свидетель удивительных событий, которые ушли в далёкое прошлое. Он знает, какой была на самом деле Варя Панина. Многие мемуаристы и авторы современных публикаций неоднократно подчеркивают её якобы мужские привычки, жесты, грубоватую манеру поведения.
А вот дочь Елена часто вспоминала, что Варя была очень мягкой, женственной. Внешняя же грубость — это всё легенды или выдумки журналистов. А может, Варя Панина специально создавала такой образ, чтобы защитить свой мир от посторонних любопытных глаз, потому что была легкоранимой, остро чувствующей и очень уязвимой, хрупкой женщиной, и была на людях настоящей только тогда, когда пела?.. Ведь она сама говорила: «Я живу только тогда, когда пою».
Кто знает? На эти вопросы уже, к сожалению, нет ответов. Память размывается туманом времени. Но, к счастью, есть замечательная квартира на «Соколе», где хранится множество фотографий и других «милых сердцу» мелочей, которые так или иначе рассказывают о жизни певицы, есть устные воспоминания. И, конечно, есть записи романсов в исполнении Вари Паниной. И мы имеем счастье слушать ее голос и в нынешнем, XXI веке, прикасаться к чуду прошлого века, чуду, которым, безусловно, была знаменитая цыганская певица Варвара Васильевна Панина.
http://www.svenko.net/history/varja_panina.htm
«Божественная Варя Панина»,— записал однажды в своем дневнике Александр Блок. В те предреволюционные годы поэт не раз с увлечением слушал грамзаписи знаменитой певицы: «Сидели мы с Ремизовым, заводили граммофон, все больше Варю Панину»,— читаем мы на другой странице его дневника. О «последней из могикан» цыганского пения с уважением писал А. И. Куприн: «...Слыхал —увы! лишь в граммофоне,—Варю Панину. Заочно понимаю, какая громадная сила и красота таилась в этом глубоком, почти мужском голосе».
А.Р. Кугель отмечал в песнях прославленной цыганки «глубокую, затаенную, как ночь, непроницаемую страсть». А художник Константин Коровин однажды осмелился противопоставить пение Вари Паниной... вдохновенному искусству своего друга Ф.И. Шаляпина: «— Ты слышишь...— сказал Шаляпин Серову,— Константину не нравится, что я пою. Плохо пою. А кто же, позвольте вас спросить, поет лучше меня? — А вот есть. Цаганка одна поет лучше тебя. — ...Какая цаганка? — Варя Панина. Поет замечательно. И голос дивный. — ...Это какая же, позвольте вас спросить, Константин Алексеевич, Варя Панина? — В «Стрельне» поет. За пятерку песню поет. И поет как надо...»
Современники считали Панину последней представительницей подлинно цыганского песенного искусства, так увлекавшего многие поколения русских людей еще с начала прошлого века. Стремились резко противопоставить искусство Паниной новейшей псевдоцыганщине, профанировавшей старые национальные традиции: «Ее исполнение.. — писал один из критиков,— не имело ничего общего с противным гнусавым пением в нос большинства мнимо цыганских певиц.
Пением знаменитой цыганки увлекались художники и писатели, офицеры, студенты, представители придворных кругов. По словам В.А. Теляковского, «особы царской фамилии», долгое время не посещавшие Мариинский театр, «в виду смутного времени» 1905—1906 годов, неожиданно заполнили царские ложу, когда было объявлено очередное выступление Вари Паниной I марта 1906 года).
Варвара Васильевна Панина-Васильева (1872—1911) —дитя старой Москвы, воспитанница цыганских народных хоров, певших в богатых купеческих ресторанах за Тверской заставой. Дочь мелкого торговца-цыгана, обремененного семьей, она четырнадцатилетней девочкой попала в популярный хор Александры Ив. Паниной, выступавший в «Стрельне». Здесь она прошла практический "курс пения», перенимая певческую манеру у старых мастеров-цыган. Малограмотной девушке не пришлось овладеть даже элементарной нотной грамотой: все последующие годы она пела исключительно по слуху, поражая редкой способностью мгновенно схватывать и по-своему интерпретировать мелодии незнакомых песен. «Достаточно было ей сыграть новый романс Тости, Пригожего, Пуаpe на цитре или гитаре, как Панина знала романс и тут же пела его соло, без аккампанимента".
Выйдя замуж за племянника своей хозяйки, хориста Панина, певица вскоре перешла в «Яр», где более десяти лет успешно выступала как солистка и участница цыганского хора. В «Яре» она возглавила собственный хор, с которым стала выступать и на открытых эстрадах Москвы. По утверждению биографов, Панина «долгое время не соглашалась покинуть Яр», служа «неизменным магнитом для жителей первопрестольной». С неизменном успехом пела она в отдельных кабинетах «Яра» — перед загулявшими купцами и реже перед гостями-ценителями из круга московской интеллигенции.
Лишь в 900-е годы тридцатилетняя Панина порвала с кафешантанной эстрадой и стала концертировать на ответственнейших концертных площадках обеих столиц и провинции, вплоть до «императорской» сцены петербургского Мариинского театра. Пела она обычно под аккомпанемент двух гитар (К. Васильев и Н.Шишкин), иногда с добавлением цитры. При ее участии устраивались "исторические концерты» цыганской хоровой песни. Таким образом широкая публика узнала Варю Панину на исходе ее жизненного пути, когда голос звучал не так ярко, как в юности. («Г-жа Панина уже не та, что была двадцать лет назад,—отмечала одна из газет —Года, конечно, берут свое. Голос значительно потускнел...»).
Уже немолодая женщина, мать пятерых детей, она выходила на эстраду в Грогом, нарочито неэффектном наряде, «быть может, подчеркивая этим... свой возраст и мужскую ухватку». Тем не менее увлечение искусством певицы не ослабевало до последних дней ее жизни. «Концерт «знаменитой» Вари Паниной зал переполнен,— сообщал рецензент журнала «Рампа и жизнь» за несколько месяцев до ее смерти,— Панина, допевающая свою «лебединую песнь» и до сих пор вызывающая волнение в сердцах «панинистов»... В зале Дворянского собрания преобладали учащаяся молодежь и военные мундиры. Панина под аккомпанемент гитары и цитры, голосом, уже начавшим тускнеть... по-своему очень (хорошо исполнила ряд песен и настолько «очаровала» молодежь, что та, окружив Панину тесным кольцом, устроила ей шумную овацию, засыпав цветами».
Репертуар Вари Паниной, если судить по многочисленным граммофонным записям и нотным изданиям, складывался преимущественно из старых цыганских романсов, созданных еще во второй половине XIX века, а иногда и раньше. Здесь, правда, вовсе не было народных таборных песен на цыганском языке которые, вероятно, включались в программы хора, руководимого Паниной). Зато встречались классические образцы русского бытового романса, созданные Алябьевым, Варламовым, более поздними авторами — Пасхаловым, Дервизо» Абаза. Нередко звучали отличные тексты Апухтина, Фета, А.К. Толстого, в сво время обогатившие русский песенный быт. До сих пор памятны такие жемчужены панинского репертуара, как «Нищая», «Коробейники», «Дремлют плакучие ивы», «Утро туманное». Не забыты и широко популярные «Очи черные», и поныне звучащие в России и за рубежом в несравненной записи Ф.И. Шаляпина. Критики также называли в качестве наиболее репертуарных ее романсов «Белую акацию», «Уголок», «Хризантемы», «Жалобно стонет», «Сердце мое болит», «Я вам не говорю», «О, позабудь былые увлеченья».
А.Р. Кугель, очарованный талантом певицы, явно преувеличивал, когда пи сал: «Не все ли равно, какие слова? Все скользило мимо —слова, мелодш смысл...» Песни с пошловатыми текстами и бедной музыкой, увы, не могло быть спасены даже самой одаренной исполнительницей: они быстро отцветали не оставив заметного следа в музыкальном быту.
Александр Блок бережно выписывал именно из панинских романсов взволновавшие его поэтические строки:
Я грущу, если можешь понять Мою душу, доверчиво нежную...
Или:
Не уходи, побудь со мною, Я так давно тебя люблю...
Все, кто когда-либо слышал Варю Панину, поражались густому и низкому, почти мужскому тембру ее голоса. У нее было редкостное по глубине и сочности красок контральто, соединявшее благородную «виолончельную» певучесть с гибкостью выразительно «говорящих» интонаций. Обратимся еще раз к ценным показаниям Александра Кугеля, тонко чувствовавшего особенности эстрадного пения: «Она пела голосом почти грубым, напоминавшим бас, совершенно не женским по тембру, но с чисто женскими, удивительными по остроте своей интонациями. Какие-то смутные образы рождались из ее песен и щемили! душу...»
К счастью, десятки грамзаписей знаменитой цыганки, несмотря на их техническое несовершенство (выпуск 1907—1910 годов), дают возможность нам и сегодня, спустя шестьдесят лет, убедиться в справедливости этих оценок. Да, действительно, даже старые, зловеще шипящие пластинки более чем полувековой давности сохранили живую экспрессию и захватывающий динамизм пения Вари Паниной, крупный вокальный «рельеф», особенности цыганского произношения. Она лепит свои песенные образы резкими волевыми штрихами, словно ваятель-монументалист, не допуская дешевой слезливости, сентиментального жеманства. В то же время в ее пении есть что-то от импровизированного домашнего музицирования: своего рода стихийность, непроизвольность, сердечное ювелирное выражение, будто в кругу близких друзей, за чаркой вина, под неизменный звон гитары. Аккомпанементы, как правило, крайне скромны, простейшие гитарные переборы, тихие тремоло — без каких-либо виртуозных и изощрений.
После смерти певицы предприимчивые антрепренеры тщетно пытались найти ей подходящую замену. Уже в 1912 году пресса сообщала: «...Появилась масса исполнительниц цыганских романсов, стремящихся подражать как идеалу цыганского пения умершей Варе Паниной...» Коммерсанты от искусства срочно выдвигали молодых «цыганских» певиц, афишируя их как «прямых наследниц Вари». «Только один концерт цыганки Насти Поляковой... преемницы Вари Паниной»,— широковещательно зазывали афиши и газетные объявления. Фирмы грампластинок наперебой предлагали новые записи тринадцатилетней. Катюши Сорокиной («юная Варя Панина»), Елизаветы Градовой («заместительница талантливой Паниной») и других. Но ни одна из этих подражательниц, среди которых были бесспорно талантливые (Полякова, Сорокина), не завоевала и десятой доли успеха покойной артистки. Варя Панина оказалась последней крупной представительницей уходящего жанра.
http://www.notepage.ru/romans/varya-panina.html
Я пережил свои страданья
http://www.youtube.com/watch?v=XN11kQF_d5c
Цветы
http://www.youtube.com/watch?v=CcWpSEz_sPE
Не уходи http://www.youtube.com/watch?v=4fsp71A9Y5U
Уголок
http://www.youtube.com/watch?v=ruKTvq6dS9k
Хочу веселья
http://www.youtube.com/watch?v=t1KJY_w5OGQ
Распошел
http://www.youtube.com/watch?v=SKs11tT1-5c
Вчера я видел вас во сне
http://www.youtube.com/watch?v=bYJcF9AHQdw
Нищая
http://www.youtube.com/watch?v=maAXE9ltVF4
|
|
| |