Нина_Корначёва | Дата: Среда, 15 Авг 2012, 22:54 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
| МУСЛИМ МАГОМЕДОВИЧ МАГОМАЕВ (17.08. 1942 - 25.10. 2008)
Его звезда взошла стремительно. Стажировка в миланском «Ла Скала», триумф в парижской «Олимпии» , победа на фестивалях в Каннах и Сопоте, миллионные тиражи пластинок и переполненные концертные залы. Диапазон его возможностей был необычайно широк: от опер до мюзиклов, от неаполитанских песен до вокальных произведений азербайджанских и русских композиторов. Исключительный, многогранный талант, необычайной красоты голос, способствовали той славе, которая много лет неизменно сопутствовала М.Магомаеву... Он стал известен в 19 лет, после выступления на молодёжном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды - звания Народного артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжал оставаться кумиром миллионов, его имя стало своеобразным символом нашего искусства.
Муслим Магомедович родился в Баку в очень известной и уважаемой семье. Его назвали в честь деда - так он стал полным его тёзкой. Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он умер в 1937 г. за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма, слушал музыку. Он знал, что должен повторить его путь - стать и композитором, и дирижёром, и пианистом.
Его отец, Магомет Магомаев был очень одарённым человеком. Нигде специально не учась музыке, играл на рояле, пел - у него был очень приятный и задушевный голос. Талантливый театральный художник, он оформлял спектакли в Баку и Майкопе. От отца Магомет унаследовал мужественность, ценил порыв, отвечал за слово, был честолюбив и всегда оставался романтиком - именно такой человек смог бросить всё и уйти на фронт. Старший сержант Магомаев погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина за 9 дней до окончания войны. От мальчика долго скрывали, что отца уже нет в живых, и только лет в 10 сказали правду. Мать Муслима, Айшет Ахмедовна (по сцене Кинжалова), - драм. актриса с многоплановым амплуа. У нее был хороший голос, аккомпанировала себе на аккордеоне - играла в основном характерные роли, а её музыкальность была дополнением к драм. способностям.
Дом дяди Джамала навсегда стал для Муслима родным, а сам дядя заменил ему отца и деда. Мальчик знал, что для него он был самым близким человеком на свете. Няня тетя Груня часто водила Муслима гулять. Они заходили в православную церковь и он навсегда запомнил запах ладана, мерцание свечей, пышность православного храма, и русская церковь казалась сказочным теремом. На ночь няня рассказывала ему добрые сказки. Позже, когда Муслим научился читать, он сам прочёл сказки Пушкина, узнал о его няне Арине Родионовне. Став постарше, увлёкся книгами Ж.Верна. Мальчика очень интересовало все, что связано с морем, - капитан Немо, его "Наутилус". Дома он устроил собственный "Наутилус" - целый уголок в комнате, где мастерил корабли. В зрелом возрасте увлёкся фантастикой, но любовь к сказкам осталась навсегда - у знаменитого певца собраны все фильмы Уолта Диснея.
В то время когда сверстники играли машинками и оловянными солдатиками, Муслим ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром. Сначала его хотели научить играть на скрипке. Мальчик решил посмотреть, что находится внутри, и инструмент сломался. Его склеили, и в настоящее время реликвия находится в одном из бакинских музеев... Путь Муслима по дороге деда-композитора решили начать с рояля. Рояль был большой, а Муслим маленький, но они ладили: с 3 лет мальчик уже подбирал мелодии, а первую сочинил в 5 лет и запомнил её на всю жизнь. Впоследствии, вместе с А.Гороховым сделали из нее песню "Соловьиный час".
В 1949 г. Муслима отдали в муз. школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный талант. Впервые о его уникальном голосе заговорили, когда ему исполнилось 8 лет, - вместе с хором он старательно выводил "Спи моя радость, усни". Когда учительница попросила всех замолчать, Магомаев продолжал петь, не слыша своего еще детского голоса, но необыкновенно чистого и сильного. Тогда он не подозревал, что это первое соло - ступенька к небывалому успеху. Муслим Магометович уверен, что голос достался ему по наследству от матери, а музыкальность - от Магомаевых. На него оказали огромное влияние атмосфера семьи, в которой он рос, муз. школа, а впоследствии - консерватория и оперный театр.
Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний Волочок, где служила в театре. Он навсегда полюбил этот неброский, уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Там он продолжил занятия в муз. школе у В. М. Шульгиной. Это была замечательная женщина, мудрый, терпеливый педагог. Кроме школы она работала в гор. драм. театре муз. оформителем, подбирала и обрабатывала музыку для спектаклей и руководила хором в одном из учебных заведений. Когда Валентина Михайловна оформляла муз. спектакль "Анджело" по А.С. Пушкину, Муслим сидел в оркестровой яме рядом с роялем и млел от счастья... Он увлёк ребят идеей организовать кукольный спектакль. К тому времени он уже немного лепил, и сделать кукол для небольшого спектакля "Петрушка" для него не составило труда. Ребята достали почтовую коробку, смастерили из нее сцену, сами написали текст, и марионетки на ниточках разыграли короткий спектакль на 10 мин. Им хотелось, чтобы все, как в настоящем театре и брали за билеты "деньги" - фантики от конфет. Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения муз. образования. Вскоре Айшет Ахмедовна второй раз вышла замуж, у нее появилась новая семья, а у Муслима - брат Юрий и сестра Татьяна.
Главное дело его жизни началось с итальянского фильма "Молодой Карузо", в котором великого неаполитанца озвучивал Марио дель Монако. На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы - трофейные, старые и новые, которые еще не вышли на экран. Именно там он увидел "Любимые арии", "Паяцев", "Тарзана", фильмы с Лолитой Торрес. Его детство проходило не только весело, но и содержательно. Он слушал пластинки, оставшиеся от деда, - Карузо, Титто Руффо, Джильи, Баттистини. Слушая записи вокальных произведений, он анализировал басовые, баритоновые, теноровые партии, брал клавиры и пел всё подряд, сравнивал то, что делали знаменитые певцы, с тем, как пел он сам. К 14 годам у Муслима проснулся голос, но петь при посторонних он стеснялся и скрывал свою тайну от домашних и педагогов. Одноклассникам показывал популярных персонажей из детского фильма "Буратино", забавно пел песенку "Моя лилипуточка" из фильма о Гулливере. Тогда еще никто не мог предположить, что именно этот необыкновенный талант пригодится Муслиму в жизни и он блестяще озвучит Сыщика, Трубадура и Цыганку в мультфильме "По следам бременских музыкантов". На школьном концерте он спел "Песню нефтяников Каспия" К.Караева - через 20 лет он снова пел ее как профессиональный певец на правительственных концертах. А тогда, в школе, он пронзительно звонким голосом выводил: "Песня мужества плывёт на морском просторе". Это было первое выступление Магомаева на большой сцене Бакинской консерватории.
На одном этаже с семьёй Магомаевых в большом доме, который в Баку называли "домом артистов", жил известный певец Бюль-бюль Оглы. Их квартиры были смежными, и Муслим слышал распевки этого легендарного исполнителя. С его сыном Поладом они играли в одном дворе, а дома перестукивались через стену. Как представители "верховной власти" двора, как Том Сойер и Гек Финн, соперничали, кто ловчее "тарзанит", перепрыгивая с дерева на дерево. В детстве Муслим увлёкся астрономией, вместе с Поладом они даже смастерили трубку, чтобы посмотреть, есть ли пятна на Луне. Вместе с ребятами Муслим создал тайное общество меломанов. Собирались у его друга, Толи Бабеля, страстного поклонника И.Козловского и Большого театра, слушали вокальные записи, джазовую музыку. Постепенно от прослушивания перешли к практике. Ребята организовали небольшой джаз-банд, играли дома у кларнетиста Игоря Актямова. Муслим собрал кружок струнников и обработал каватину Фигаро в переложении для 2-х скрипок, альта, виолончели и рояля. Узнав о сочинительских талантах Муслима, его перевели в класс детского творчества, где он начал писать пьесы и романсы на стихи А. С. Пушкина.
Поскольку в муз. школе не было вокального отделения, Муслима прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадьевне. Он приходил заниматься к ней домой, и, к радости ученика, на уроки заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец, служивший в Бакинском оперном театре. Впоследствии Муслим не раз пел с ним на оперной сцене. Талантливого ученика приметил и превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории В.Ц. Аншелевич. Он стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему уроки. Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал, как его филировать. Уроки с профессором-виолончелистом не пропали даром: Муслим научился преодолевать вокальные тех. рифы. Опыт, приобретённый на занятиях с Цезаревичем, пришелся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском цирюльнике".
Продолжать учёбу в муз. школе Магомаев не мог, ение увлекло его настолько, что все другие предметы стали отвлекать, и он перешёл в муз. училище, которое подарило встречу с прекрасным концертмейстером Т.И. Кретинген. Тамара Исидоровна искала для Муслима неизвестные романсы, произведения старинных композиторов. С ней оне нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П.И. Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима, а затем вышел студенческий спектакль "Севильский цирюльник". Жизнь в училище кипела, поощрялась концертная практика, ребята много выступали. Магомаев навсегда запомнил свой романтический настрой, так как занимался любимым делом, а педагоги не ограничивали свободу студентов.
В эти годы он женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но впоследствии семья распалась. В настоящее время Марина живет в Америке - она очень близкий Муслиму Магометовичу человек. Когда-то её дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии, хотя Марина окончила школу как пианистка и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Сейчас у отца дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценит это.
Когда Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО, он начал гастролировать по Кавказу. В его репертуаре были эстрадные песни, оперная классика, арии из оперетт. Однажды, когда он приехал из Грозного в отпуск, его вызвали в ЦК комсомола Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Хельсинки. В большой делегации СССР от республики были представлены оркестр радио и телевидения Азербайджана и единственный солист - Магомаев. После завершения фестиваля Первый секретарь ЦК ВЛКСМ С.П. Павлов вручил медали наиболее отличившимся участникам. Среди них был М.Магомаев. Приехав в Москву, он увидел в журнале "Огонёк" свою фотографию с заметкой: "Юноша из Баку покоряет мир". А осенью его с оркестром Т Ахмедова пригласили на ЦТ. После передачи Магомаева начали узнавать - это было первое признание, но настоящая известность пришла позже. После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажёром в Азербайджанский театр оперы и балета.
Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 г. В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана - в столицу съехались лучшие худ. коллективы республики, признанные мастера и начинающая молодёжь. Концерты, в которых участвовал Муслим, проходили в КДС. Он исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, песню У.Гаджибекова, "Хотят ли русские войны". Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в последнем концерте, транслировавшемся по тв, и спел "Бухенвальдский набат", которая потрясла слушателей, и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итал. языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В ложе сидели Е.Фурцева и И.Козловский, которые тоже непрерывно аплодировали. Муслим кивнул дирижеру Ниязи и повторил каватину на русском языке. 30 марта 1963 г. в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов, где сообщалось: "Самый большой, успех достался М.Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одарённый молодой артист".
Самым дорогим для певца стал отзыв билетёров Кремлевского дворца, которые написали на концертной программке: "Мы, билетёры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся еще услышать Вас и Вашего Фигаро на нашей сцене. Большому кораблю - большое плавание". После выступления на декаде, имевшего такой резонанс, Магомаеву предложили выступить сольно в КЗ им. Чайковского. Впоследствии жизнь складывалась так, что певцу часто приходилось что-то делать первым: записывать на фирме "Мелодия" в студии (в здании англиканской церкви на ул. Станкевича) оперные арии в сопровождении СО п/у Ниязи, со звукорежиссёром В.Бабушкиным осваивать цифровую запись.
10 ноября 1963 г. к зданию Московской филармонии стеклось множество людей, желающих попасть на концерт Магомаева, что поклонники снесли входную дверь в вестибюль. В зале аншлаг и люди стоят в проходах. Вместо объявленных в программе 16 вещей в тот вечер Муслим спел 23: в незапланированном III отделении исполнял итальянские и современные песни. Уже выключили свет, а у авансцены все стояла толпа поклонников. Муслим сел за рояль... Впоследствии он стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров. К симфоническому оркестру присоединялись гитара, ударные и бас - и оркестр превращался в эстрадно-симфонический. Требовательная К.Шульженко вспоминала: "Как только Магомаев появился - это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился.". Именно в тот день Муслим почувствовал, что сомнения преодолены и никогда не вернется юношеская робость.
В 1964 г. Магомаев уехал на стажировку в "Ла Скала" вместе с В.Атлантовым, Янисом Забером, А.Соловьяненко и Н.Кондратюком. Италия - страна несметных сокровищ искусства, родина бельканто, и это не только благотворно сказалось на исполнительских возможностях Муслима, но и существенно расширило его духовный горизонт. 1 апреля 1965 г. стажёры выступили с концертом на малой сцене театра - "Ла Пикколо Скала". Магомаев спел среди других песен "Вдоль по Питерской". Зал был полон, принимали замечательно. Так на русской ноте под крики итальянского "браво" закончилась его итал. эпопея. На основе привезённых из Италии пластинок Магомаев сделал цикл передач об итальянских оперных певцах для радиостанции "Юность" и записал с оркестром Азербайджана целую пластинку старинной музыки с произведениями композиторов XVI-XVIII вв.
Летом 1966 г. Магомаев впервые попал во Францию, где ему предстояли выступления на сцене знаменитого театра "Олимпия" в составе большой группы советских артистов. Газета "Русская мысль" написала: "Молодой певец М.Магомаев прислан из Баку и представляет собой Азербайджан. Он выступает последним номером, и публика не хочет его отпускать, устраивает ему более чем заслуженную овацию. Но когда Магомаев исключительным по красоте баритоном поёт арию Фигаро по-итальянски, с прекрасной дикцией, отличным произношением и соответствующей живостью, публика буквально начинает бесноваться. Затем он садится за рояль и, превосходно аккомпанируя себе, поёт по-русски "Стеньку Разина" и "Подмосковные вечера" - две вещи, казалось бы, набившие оскомину даже у французов, но в его исполнении все интересно"...
Через 3 года Магомаев вновь посетит "Олимпию", но уже с Ленинградским мюзик- холлом В Каннах, где проходил очередной Международный фестиваль грамзаписи и муз. изданий. Записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в 4,5 млн. экз. Певец из СССР получил "Золотой диск". Всего таких дисков у Магометовича два - второй он получил на 4-м МИДЕМе в начале 1970 г. В конце лета 1969 г. в Сопоте состоялся IX Международный фестиваль эстрадной песни. От СССР направили Магомаева. Для конкурса певцов он выбрал песню Кшиштофа Садовского "Именно в этот день", представив её как красивую мелодичную песню в итал. духе, и получил 1-ю премию. На 2-м конкурсе песен стран-участниц Муслим исполнил "Сердце на снегу" А.Бабаджаняна. Принимали песню великолепно, но по условиям конкурса один исполнитель не мог получить сразу две награды. Получив 1-ю премию как исполнитель, Магомаев нарушил традицию Сопотского фестиваля, став вторым за всю историю конкурса певцом, завоевавшим главную награду. В Сопоте он побывал еще раз в качестве гостя на юбилейном X фестивале, проходившем в 1970 г.
Во время поездок в Польшу Муслим искал могилу отца и при содействии Общества польско-советской дружбы удалось отыскать братскую могилу в городе Хойна Щецинского воеводства. Через 27 лет после гибели отца сын смог навестить его могилу. А 17 августа 1972 г. друг Муслима Р.Рождественский преподнёс ему в день 30-летия бесценный подарок - стихотворение "Отец и сын". Позже М. Фрадкин написал к нему музыку, но Магомаев не стал исполнять эту песню - это было личное, не для публики. Отцу он посвятил песню, написанную тоже на стихи своего друга - Г.Козловского. Песня "Последний аккорд" вошла в к/ф "Поёт Муслим Магомаев".
С А.Бабаджаняном и Р.Рождественским
Муслиму Магометовичу посвящён еще один фильм - "До новых встреч, Муслим", который снят на основе записи неаполитанских песен. В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович познакомился с Т.Синявской. Еще до ее отъезда в Италию Магомаев стал завсегдатаем Большого театра - прослушал все спектакли с её участием, дарил самые большие и красивые букеты, а потом было испытание чувств разлукой - Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла "Мелодия"... Когда А.Пахмутова и Н.Добронравов показали Магомаеву новую песню, она понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Синявская одной из первых услышала её по телефону в далекой Италии. Муслим признаётся, что не смог бы жениться на другой женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело...
Из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта он первым поехал в США. Гастролировали по большим городам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Муслим Магометович часто посещал Америку и в связи с работой над книгой о легендарном Марио Ланца. Когда он провёл на радио цикл из 5 передач, посвящённых творчеству этого великого исполнителя, и поделился со слушателями планами написать книгу о нём, откликнулось немало бескорыстных помощников. В 1989 г. Магомаев и Синявская получили приглашение принять участие в ежегодном вечере, приуроченном к дате кончины Ланца (7 октября 1959 г.). Встретили их необычайно радостно - впервые за 30 лет после смерти Ланца в вечере его памяти участвовали артисты из Советского Союза.
После рассказов о М.Ланца на радио было решено продолжить цикл: вышли передачи о других выдающихся певцах. Через некоторое время Магомаеву предложили сделать то же самое, только для тв, - так появился цикл передач со Святославом Бэлзой "В гостях у Муслима Магомаева". Последней работой в этом цикле стал рассказ о великом дирижёре Артуро Тосканини... Как это часто бывает у талантливых людей, знаменитый певец одарён разносторонне: он не только прекрасный певец и актёр, но и пишет музыку для театра и кино, сочиняет песни, лепит, рисует, обладает лит. способностями. Рисует Муслим Магометович с детства, чаще всего по настроению. Находясь летом в Баку, день за днём писал закаты на море - за мольбертом его душа отдыхает. Магомаеву удалось воплотить и ещё одну давнюю мечту - создать эстрадный оркестр. Сначала он работал со знаменитым биг-бендом Л.Мерабова, а потом собрал лучших джазовых музыкантов, они давали по 20-30 концертов в месяц.
М.Магомаева любили все. В свое время Л.Брежнев с удовольствием слушал его песню "Белла, чао", а шахиня Фарах после своего официального визита в Баку пригласила певца принять участие в праздновании годовщины коронации шаха Ирана. Его жизненный принцип - "Не жди, не бойся, не проси". Р.Рождественский писал: "Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Магомаев и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли, как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении - это всегда ожидаемое чудо".
Магомаев ушел со сцены Муслим в самом расцвете славы в 1998 г. Занимался живописью, общался с поклонниками через интернет. Одну из последних песен, «Прощай, Баку» на стихи С.Есенина, записал в 2007 г. Спустя год певца не стало.
Памятник на могиле М.Магомаева в Баку. Памятник в Москве
Похоронен Муслим Магометович на Аллее почетного захоронения в Баку, рядом со своим дедом. В 1997 г. именем "4980 Magomaev" названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом "1974 SP1". http://www.magomaev.info/biography.html
|
|
| |
Нина_Корначёва | Дата: Среда, 15 Авг 2012, 23:15 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
| В 1972 г. мне было 5 лет, я научился включать бабушкину радиолу и ставить пластинки. Одной из первых была тоненькая (гибкая) пластиночка М.Магомаева. На ней были записаны 4 песни. Я помню названия трёх: "Дололай", "Белла Чао" и "Приснившаяся песенка". Последнюю я очень скоро выучил наизусть и пел гостям... Если бы мне тогда сказали, что когда-нибудь я буду общаться с Магомаевым, я бы просто не поверил. Но, как это не парадоксально звучит, мне посчастливилось общаться с Муслимом Магометовичем. Не лично...
Года три назад мне захотелось переслушать несколько песен в исполнении маэстро и, обратившись к Гуглу, я быстро нашёл и скачал их. Прослушал и только после этого осознал, что скачал я их с личного сайта Магомаева. Я приступил к изучению и обомлел. Сайт был настоящей сокровищницей аудио и видео записей певца. Мало того: он их выкладывал сам, причём все, начиная с первых, в превосходном качестве и абсолютно безвозмездно. Мне захотелось оставить слова благодарности: я открыл книгу отзывов и обомлел. Записи поклонников перемежались с ответами, подписанными МММ. Не было и тени сомнения, что отвечал сам маэстро, причём после прочтения нескольких страниц я увидел, что часто Муслим Магометович отвечает, обращаясь лично (конкретно) к каждому из гостей, пусть и не ко всем. Я всегда относился к певцу с огромным уважением и всегда представлял его человеком высокой культуры и воспитанности, но то, что он настолько доступен, было для меня шокирующим открытием (в самом наилучшем понимании этих слов).
Дело было накануне Нового Года. Для пущей уверенности, убедившись в том, что "сайчата" (так ласково Муслим Магометович называл гостей своей "голубой гостиной)" оставляют в комментариях стихи, я присоединил к словам благодарности за щедрость, с которой он раздаёт свои записи, и новогоднее стихотворение, и поздравление маэстро и всем гостям сайта. Наутро я не поверил своим глазам. Магомаев поблагодарил меня за стихи и порадовался, что к нему на сайт приходят творческие люди. Радости (какой там радости - эйфории моей не было предела) - сам Магомаев похвалил мои стихи . А потом мне стало стыдно и я решил не заходить туда больше... Почему стыдно? Мне сложно это объяснить. Считайте, что я застеснялся. (Муслим Магометович, кстати, раскусил меня и однажды отметил эту мою черту).
Но пути Господни неисповедимы. Спустя два месяца, в поисках какой-то оперной арии я опять попал на сайт "магомаев.инфо", не удержался и заглянул в голубую гостиную. Там обсуждали трафик. Как раз накануне я снял панораму из окна. Сумерки. Вид на Джерси Сити и Манхеттен и вереница красных огоньков в Голландский тоннель, что около моего дома. Я её выложил. Утром на всякий случай не удержавшись, заглянул в книгу отзывов... и обомлел. Среди многочисленных записей была запись, примерно, такого содержания: "Миша, а почему Вы с Нового Года к нам не заходили? Вы, оказывается, ещё и фотограф".... Шок был долгим. Действительно долгим. Я не верил своим глазам. Магомаев запомнил человека, побывавшего у него одни раз почти 3 мес. назад только по подписи Миша М.... И опять мне стало стыдно. И я опять исчез.... Как оказалось, на месяц.
В начале апреля я заглянул в сокровищницу сайта Магомаева и обомлел. Там лежала запись оперы Дж. Верди "Риголетто". Не просто запись: запись с Тито Гобби - величайшим баритоном, запись о которой мне рассказывали родители с замиранием голоса, запись, которую я мечтал посмотреть всю свою сознательную жизнь. Конечно, я поблагодарил и от себя. и от родителей. И стихи оставил. И слова. И написал, что лучшего подарка на свой завтрашний день рождения я и представить не мог... Меня начали поздравлять завсегдатаи гостиной, а Муслим Магометович остановил их, сказав, что у в Нью-Йорке мой день рождения ещё не наступил и не надо поздравлять заранее. Утром я прочитал "Поздравление двум М от трёх М". После этого я уже стал постоянным, хотя и не частым гостем голубой гостиной М.Магомаева.
Возможно, кто-то может обвинить меня в хвастовстве. Это не так. Я решил описать мои короткие виртуальные встречи с Маэстро, чтобы ещё раз рассказать, какой это был великий человек. Человек. Находясь на вершине Олимпа, оставался открытым ко всем, кто шёл к нему с открытым сердцем. Я назвал свой скромный проект "Призвание быть щедрым". Хочется уйти от банального "если человек талантлив, то он талантлив во всём", но уйти не удастся. Потому, что это так. К сожалению, не всегда, но наверное тогда слово Талантлив надо писать с маленькой буквы. М.Магомаев был невероятно Талантливым Человеком.
Следующие строки я написал ко дню рождения Маэстро два года назад. Я никогда и никому (так вот прямо) не пишу стихотворных поздравлений. Есть за мной такая странность. Но строки пришли, и слово щедрость там возникло само собой, и, когда оно возникло, я вдруг понял, что я пишу о Магомаеве. Я просто осознал для себя то, что до того момента чувствовал подсознательно. Щедрость она не в количестве спетых песен. Щедрость она не в качестве этого пения. Не в том, что нам раздавали "богатства" для скачивания. Щедрость - в отношении к нам. Ко всем, без исключения. От такого прозрения хочется плакать так, как, порой, не плачешь от ударов, от боли. Таких слёз не стесняются
Муслиму Магомаеву
Пусть щедрость порождает щедрость. и освещает трудный путь. Пусть не пеняют на ущербность и не мешают всем уснуть те, кто закрыт для восприятья. Пускай излечатся они. Пусть станут крепкими объятья. Ты ждёшь волну? Тогда гони.
* * * Быть щедрым вовсе не искусство. Возможно, даже не талант.
Порой терзает душу чувство: Боимся мы... И ведь не зла не одиночества, не боли... Чего? Возможно, пустоты: поверх отчаянья юдоли не перебросить нам мосты.
Кто нам поможет в том движеньи? Кто он, тот щедрый властелин? Возможно, тот, чей путь - служенье. Возможно, тот, кто сам один, на ощупь движется сквозь тени своих ли, наших ли побед... В узор сплетаются растенья и тянутся сквозь мрак к тебе.
Жизнь не уместится в подстрочник, но звук возникнет и во мгле. Ты ощутишь опять вдруг, прочно себя стоящим на Земле. А тот, кто дарит эту веру, не виден нам, и в этом суть.
Кому достался крест “быть щедрым” - опять указывает путь. Михаил Мазель 05.08. 2006. http://magomaev.synnegoria.com/
Королева красоты Куба - любовь моя Благодарю тебя Синяя вечность У того окна Бухенвальдский набат В нежданный час Возвращение романса Голубая тайга Любви негромкие слова Прощай, Баку
Сообщение отредактировал Нина_Корначёва - Среда, 15 Авг 2012, 23:24 |
|
| |